Научная статья на тему 'Кластерно-модульный подход в физическом воспитании в общенаучном контексте педагогического проектирования'

Кластерно-модульный подход в физическом воспитании в общенаучном контексте педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / CONCEPTION / HEALTH SAVING ENVIRONMENT / STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юров Юрий Николаевич

Раскрываются возможности использования педагогического влияния на здоровье, приводится анализ современных научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER MODULAR APPROACH TO PHYSICAL TRAINING IN GENERAL SCIENTIFIC CONTEXT OF PEDAGOGICAL PROJECTION

The article reveals the opportunities of the use of pedagogical influence on health; the analysis of modern scientific works is given.

Текст научной работы на тему «Кластерно-модульный подход в физическом воспитании в общенаучном контексте педагогического проектирования»

6. Лазукин В.Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты военно-профессиональной Поступила в редакцию 14.05.2010 г.

подготовки офицеров командно-инженерного профиля. Воронеж, 2006.

UDC 355.232.001

SPECIAL FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION OF OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF DEFENSE MINISTRY OF RUSSIAN FEDERATION

Aleksei Viktorovich Stolyarov, Military Air Force Engineering University, Voronezh, Russia, Adjunct, e-mail: stolya-aleksei@mail.ru

The article considers special features of educational process organization in higher educational establishments of Defense Ministry of Russian Federation.

Key words: military educational establishments; officers training; educational process; special features of military educational establishments training.

УДК 796/799

КЛАСТЕРНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ОБЩЕНАУЧНОМ КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

© Юрий Николаевич Юров

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры адаптивной физической культуры,

e-mail: yurov68@mail.ru

Раскрываются возможности использования педагогического влияния на здоровье, приводится анализ современных научных работ.

Ключевые слова: концепция; здоровьесберегающая среда; состояние здоровья.

ВВЕДЕНИЕ

Сложность и противоречивость процессов, происходящих в современном обществе, заставляют по-иному оценить мир и те события, которые протекают в России. Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности, новыми требованиями демократизации, гуманизации и стандартизации в образовательных системах [1].

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является весьма актуальной, т. к., рассматривая физическое воспитание как педагогический процесс, требующий специального проектного обеспечения в современных условиях, педагогическое проектирование выступает универсальным средством развития человека [2, 3].

Рыночные приоритеты задают ранее не востребованные ориентиры развития социальных качеств личности: расчет на собст-

венные силы, инициативу, предприимчивость, расширение индивидуальной свободы и ответственности, значимость личного успеха. Для разрешения противоречий, сложившихся в традиционном образовании, необходимы новые подходы к управлению педагогической системой. По мере развития общества изменяются и развиваются сами педагогические системы [1, 3].

Парадоксально, но основной проблемой образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которого нет, но потребность в котором человек ощущает. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В новых социально-экономических условиях функции физической культуры выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям. Социокультурная специфика физической культуры проявляется в системе высшего профессионального образования как социально-ориентированная деятельность, которая возникает в зависимости от комплекса компонентов условий жизнедеятельности студенческой молодежи. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основы физкультурно-спортивной деятельности студентов. Затянувшиеся на десятилетия противоречивые реформы, изменив социальный статус физической культуры, выявили комплекс противоречий, которые превращаются в движущую силу развития способов педагогического проектирования в физическом воспитании [3, 4]. Это противоречия:

- между общественной потребностью в подготовке гармонично развитых специалистов и уровнем методологической культуры преподавательского состава;

- между социально детерминированными, непрерывно возникающими новыми требованиями к единому процессу образования, воспитания, развития и отсутствием эффективных методов, средств, которые были бы способны оперативно изменять и регулировать систему, корректировать ее с необходимым опережением, затрачивая при этом оптимальный объем ресурсов и повышая одновременно эффективность функционирования с учетом стоящих проблем;

- между необходимостью творческого обновления учебно-воспитательного процесса и явным подчинением личности учителя, и, соответственно, ученика, установкам и правилам стереотипной, «ритуальной» среды обучения, воспитания и развития;

- между возможностью становления в адаптивной образовательной среде позитивного социально-психологического климата и реально существующими негативными проявлениями учебных взаимодействий, таких как агрессивность, равнодушие, апатия.

Осознание и анализ всех этих и других противоречий создает необходимые предпо-

сылки для их разрешения, определяет направление и цели в построении педагогического проектирования в физическом воспитании.

Проблема исследования заключается в необходимости обоснования методики выделения уровней и объектов педагогического проектирования в физическом воспитании и обосновании необходимых технологий, анализа современных концепций.

Основной целью данной работы является выделение кластерно-модульного подхода в физическом воспитании из классических уровней педагогического проектирования как основного объекта для создания методологической основы индивидуальной программы оздоровления студентов с ослабленным здоровьем.

Переход от «знаниевой» к информационной парадигме образования порождает практический вопрос «разбухания» содержания образования. Становится неясным, чему именно теперь учить? Вопрос выбора содержания из проблемы отбора объема знаний, умений, навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых требует от человека жизнь и профессия. Например, выделения задач сохранения здоровья, поиска необходимых сведений. Таким образом, обнаруживается проектный характер самого содержания и способов его построения. Фактически, способы построения содержания образования становятся органическим компонентом его структуры [2, 4].

Особое место в любом педагогическом процессе занимает проектирование контекста педагогической деятельности, в данной публикации мы рассматриваем особенности кластерно-модульного подхода в общенаучном контексте. Предметом проектирования может быть контекст педагогической деятельности или образовательного процесса. Одной из разновидностей такого контекста является педагогическая ситуация. Основным содержание проектировочных действий становится:

- построение прогностической модели ситуации на основании теоретического понимания ее природы и структуры;

- проектирование способа воспроизведения модели в реальной практике;

- многократное практическое конструирование ситуации в вариативных условиях.

В первом случае речь идет о целенаправленном проектировании дидактических ситуаций, способствующих формированию психологически целостного контекста взаимодействия с единицей содержания обучения. В качестве отправного пункта взята одна из авторских типологий ситуаций (табл. 1) [2, 5, 6].

Любая ситуация, которая возникает перед индивидом, осознается им в качестве проблемы тогда, когда субъект применяет к ней знаковый отношенческий анализ: различает и выбирает знаки, выделяет связи и отношения, сравнивает их и обобщает. Мыслительный переход от ситуативного анализа к целевому решению проблемы основан на интуитивном и антиципационном мышлении, т. е. мыслительном процессе целевого предвосхищения. В результате этого этапа мыслительной деятельности в сознании человека возникает вероятностный предобраз, модель выбранного решения, вырабатывается гипотеза [4, 5].

Проблемное обучение требует от преподавателя умений проектировать проблемные ситуации, что предполагает развитость у него комбинаторных навыков изменения структуры учебного материала. Этот вид человеческого учения предъявляет повышенные требования к уровню познавательной деятельности обучаемых. Все это и многое другое характеризует трудность применения метода проблемного обучения, что ограничивает широту его использования [5, 6].

Проектирование в физическом воспитании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимает-

ся степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях (рис. 1) [2, 7].

Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта. Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер. Так, выделяя кластерно-модульный подход на концептуальном уровне из энергетической концепции Г.Л. Апанасенко, мы создаем методологическую основу для создания аналогичных продуктов следующего уровня.

В основе энергетической концепции лежит открытая впервые в 1988 г. биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога, который обозначен нами как «безопасный уровень» соматического здоровья индивида, развиваются вначале эндогенные факторы риска, а при последующем снижении - хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний [7].

Таблица 1

Дидактические ситуации

№ Виды ситуаций Педагогический смысл ситуации

1. Ситуация введения информации Обеспечение однозначного понимания смысла вводимой информации, предупреждение ее возможных искажений, деформации

2. Ситуация формирования опыта Приобретение опыта работы на основе информации в разных видах деятельности (учебная, имитационная, профессиональная) и различных системах отношений

3. Тренинговые ситуации Возможность непосредственной индивидуальной отработки умений и навыков, базирующихся на введенной единице содержания

4. Креативные ситуации Создание условий «неопределенности» как предпосылки выхода на индивидуально-креативный уровень решения проблемы

5. Эталонные ситуации Предъявление образцов оптимальных вариантов, связанных с данной информацией действий или отношений

6. Ситуация обратной связи Получение информации об эффективности хода и усвоения единицы содержания, о правильности выбранной стратегии и тактики работы с аудиторией

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

Энергетическая концепция Г. Л. Апанасенко

Кластерно-модульный подход Визуальная грамотность

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

Рис. 1. Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем

Профилактическое направление современной системы охраны здоровья населения реализуется через формирование здорового образа жизни. Специфика этой проблемы состоит в том, что она упирается главным образом в исследование механизмов преломления всего комплекса объективных и субъективных факторов жизнедеятельности в конкретном поведении индивидов. Реализация принципов здорового образа жизни преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствующих поведенческих реакций индивида. Здоровый образ жизни представляет собой не только специальную деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья, но и организацию всей жизнедеятельности человека, способствующую сохранению и совершенствованию его здоровья [7, 8].

Контроль аэробного потенциала организма, коррекция «входных» сигналов системы «фактор - организм» при динамике его за пределы безопасной зоны соматического здоровья - суть энергетической концепции профилактики хронических заболеваний (рис. 2). Возможность предотвращения формирования эндогенных факторов риска, упрощение диагностических процедур при проведении скрининга, удешевление самих профилактических мероприятий дают данной

концепции несомненное преимущество перед ныне существующей (Апанасенко, 1990).

Перспективы дальнейшего развития психолого-педагогической теории и практики человеческого учения отчетливо просматриваются в современных тенденциях информатизации и компьютеризации обучения, а также в педагогических инновациях: визуальной грамотности, дидактических играх, медиа-образовании.

Визуальная грамотность (англ. visual literacy) - одно из новых направлений в педагогической науке, которое занимается изучением закономерностей адекватного восприятия и продуцирования обучаемыми зрительной информации, ее базовых элементов: точек, линий, форм, направлений, структур, масштабов, размерностей, их статистики и динамики цветовых гамм и тонов [5, 8].

Обучение восприятию зрительного образа основано на исследованиях Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, доказывающих, что 70 % обучающей информации человек усваивает посредством зрения.

Педагогическая концепция визуальной грамотности приобрела особое значение в связи с развитием телевидения, а также увеличения значимости в процессе обучения информационным технологиям. Визуальная значимость относится к числу способностей

Рис. 2. Процессы, «конструирующие» соматическое здоровье человека, и показатели, характеризующие это здоровье [7]

личности, которую необходимо развивать. Визуально грамотный человек, познавший живопись, скульптуру, объекты архитектуры, дизайна, различает абстракции, интерпретирует и творчески использует окружающие его символы, образы и идеи в повседневной практике и при освоении двигательных навыков [5, 7, 8].

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (рабочая программа дисциплины «Физическая культура», специальные программы для студентов медицинских групп, индивидуальные программы оздоровления на основе кластерно-модульного подхода). Студенты с различными отклонениями в физическом развитии, имеющие хронические заболевания, не могут осваивать типовую для всех программу физического воспитания. Примерная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом на основе базовой учебной программы по физической культуре с применением кластерно-модульного подхода в обучении.

В ней учтены особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы и опыт практической работы автора с данным контингентом. Целью данной программы является формирование основ здорового образа жизни у студентов специального учебного отделения средствами физической культуры. Программа содержит 4 модуля: теоретический (валеологический), практический, методический и контрольный [ 9 ].

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте. Целью физического воспитания студентов специального учебного отделения является формирование основ знаний и навыков здорового образа жизни; подготовка студентов к ведению физкультурно-оздоровительной работы среди молодежи. Отсутствие в большинстве вузов условий для комплектования специальных медицинских групп с однородными заболеваниями заставляет преподавателей физического воспитания проводить занятия с группами, в которых студенты имеют различные заболевания. В нашем слу-

чае есть рекомендации внутри группы выделить две подгруппы по нозологическим формам: первая - с заболеваниями сердечнососудистой системы и органов дыхания; вторая - с нарушениями функции опорнодвигательного аппарата. В лечебной физической культуре терапевтический успех достигается в основном за счет правильного, регулярного и длительного воздействия на студентов с ослабленным здоровьем.

Для того чтобы составить эффективно работающие индивидуальные, комплексные программы оздоровления необходимо знать предпочтения различных сегментов индивидуальных методов оздоровления, зависящие от имеющегося у студентов заболевания.

Тем не менее важность данных параметров для студентов с различными заболеваниями может существенно отличаться. Для группы А (студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания) это одна группа упражнений. Для других групп соответственно другая. В зависимости от длины «балльной линейки» возможна та или иная степень точности выделения разных сегментов [10, 11].

Отметим, однако, что эта точность связана с числом, занимающихся в группе. Другими словами, чем точнее должна быть сделана оценка, чем тоньше разведены сегменты, тем больше должен быть объем выборки. Число сегментов, выделяемых при проведении кластерного анализа, может быть, таким образом, любым, лишь бы объем данных, на основании которых выделяются отдельные сегменты, был статистически значимым. Таким образом, на технологическом уровне выделена методика кластерно-модульного метода, основным инструментом которой является кластерный анализ и правильно выбранная физкультурно-оздоровительная система с учетом индивидуальных физиологических особенностей студентов с ослабленным здоровьем [9, 12].

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению (когнитивная стратегия формирования здорового образа жизни молодежи, сценарий проведения спортивномассовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленный на привлечение студентов с ослабленным здоровьем).

На каждом из обозначенных уровней проектная деятельность может распространяться либо на объект целиком, либо на его отдельные структурные компоненты (связи между ними). По мере перехода с уровня на уровень изменяется масштаб объектов проектирования и проектных задач, увеличивается степень конкретности требований к их решению, форме представления продукта [2].

Педагогическое проектирование на любом уровне, особенно на уровне учебновоспитательного процесса, - это, по существу, реализация того, что еще П.Я. Гальперин, известный психолог, закладывал в своих работах, когда он вырабатывал третий уровень ориентировочных действий. Технологизация обучения, т. е. технологическое переосмыс-ливание традиционной дидактики, педагогическое проектирование - это одно из ведущих направлений в развитии современного образования [13].

В силу технологичности процедур, входящих в структуру проектной деятельности, собравшиеся вместе люди, не обладающие каждый по отдельности особым творческим потенциалом, действуя по правилам проекта, способны получить сообща социально интересный и полезный результат. В данном случае педагогический процесс обращен к личности обучаемых, он не может протекать и реализовываться вне их психической деятельности. Поэтому в процессе обучения наряду с познавательным аспектом развивается и мотивационный, связанный с субъективными потребностями, взглядами, эмоциями, чувствами. На основании этих побудителей формируются мотивы поведения: от элементарных влечений - до идеалов и убеждений. В своей многообразной совокупности потребности и мотивы составляют мотивацию учебной деятельности, которую нельзя понимать и рассматривать в узком плане. Она является важной и неотъемлемой частью всей системы учебного процесса, ее функциональной характеристикой. Поэтому эффективность управления познавательной деятельности обучаемых во многом зависит от создания педагогических условий и стимулов, обеспечивающих положительную мотивацию как у обучаемых, так и у преподавателей [2, 5, 9, 12-14].

На базе филиала Орловской региональной академии государственной службы в

г. Тамбове проведено исследование влияния образа жизни, связанного с адаптацией к условиям образовательной среды, на состояние регуляторных систем организма студентов 1 и 4 курсов специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Финансы и кредит» на практических занятиях дисциплины «Физическая культура». Основным отличием в структуре образа жизни студентов исследуемых специальностей является фактор двигательной активности, которая регулировалась с использованием кластерномодульного подхода. В зависимости от условий, предъявляемых образовательной средой, у студентов разных специальностей выявлены различия в регуляции сердечным ритмом в динамике обучения (рис. 3).

Выявленные закономерности свидетельствуют о необходимости контроля за состоянием здоровья студентов в динамике обучения, где особое внимание следует уделять учащимся первых курсов и тех специальностей, которые имеют дефицит двигательной активности. Проведение ортопробы свидетельствует о выраженной неудовлетворительной адаптации у студентов-финансистов к четвертому году обучения. В целом, к четвертому году обучения у студентов-финан-систов выявлено снижение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы. Повышение централизации управления сердечным ритмом говорит о напряжении механизмов регуляции, подключении высших уровней управления для координации деятельности подсистем организма и уравновешивания их со средой. Такие изменения следует расценивать как напряжения регуляторных механизмов [10, 15-20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренный нами кластерно-модульный подход в общенаучном контексте педагогического проектирования позволяет более эффективно оценивать адаптационные возможности организма студентов и выявлять ранние признаки адаптационных нарушений.

Проведенные эксперименты и разработанные технологии методических приемов при выделении кластерно-модульного подхода из уровней педагогического проектирования позволили сформулировать следующие выводы:

1 курс

4 курс

ФОСО

27%

Рис. 3. Особенности двигательной активности студентов разных специальностей в динамике обучения, с применением кластерно-модульного подхода:

| | - число студентов с высокой двигательной активностью,

| | - с низкой двигательной активностью

- обоснован кластерно-модульный подход как методологическая основа, дающая возможность эффективного изучения резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития;

- проведен краткий анализ современных концепций и профилактических направлений современной охраны здоровья населения;

- в ходе педагогического проектирования предложен инновационный метод организации процесса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем - кластерно-модульный [10].

Таким образом, проектная деятельность в физическом воспитании способна развивать все личностные структуры человека. Причем чем разнообразнее в содержательном, функционально-ролевом плане опыт проектной деятельности, тем интенсивнее идет формирование проектных способностей [2].

1. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами / под ред. П.И. Третьякова. М.,

2003. С. 38-47.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2005. С. 140-170.

3. Жбанова О. А. Проектная деятельность учащихся - инновационная или традиционная форма обучения // Инновации в образовании. М., 2009. Вып. 5. С. 31-33.

4. Григорьев В.И. Политика государства на пути преодоления системного кризиса физической культуры в вузе // Вопросы физического воспитания студентов: сборник научных трудов / отв. ред. А.И. Зорин. СПб., 2005. Вып. 29. С. 14-17.

5. Педагогика физической культуры / Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б. Д., Семенов А.Г. М., 2006. С. 98-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностноориентированного образования // Физическая культура. М., 2002. Вып. 1. С. 17-21.

7. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992.

8. Козлова А.В. Адаптация студентов к информационно-коммуникационной образовательной среде вуза // Инновации в образовании. М., 2009. Вып. 5. С. 56-58.

9. Юров Ю.Н. Кластерно-модульный подход как форма когнитивной стратегии в физическом воспитании студентов вуза специальной медицинской группы: монография. Тамбов, 2010. С. 55-99.

10. Юров Ю. Н Влияние кластерно-модульного подхода на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Гуманитарные науки в современном мире: тезисы докладов: Вторая международная научная конференция. Тамбов, 2010. С. 242-244.

11. Прошляков В.Д. Функциональное назначение опорно-двигательного аппарата и укрепление его средствами физической культуры. Рязань,

2008. С. 15-25.

12. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М., 2004. С. 19-31.

13. Синенко В.Я. Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования // Сибирский учитель. Новосибирск,

2004. Вып. 1 (31). С. 5-7.

14. Компетенция в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. М., 2007. С. 325-327.

15. Об основных задачах физического образования в техническом университете / Александров И.В., Афанасьева А.М., Строкина В.Р., Тучков С.В. // Физическое образование в вузах. Т. 15. 2009. № 2. С. 25-32.

16. Garetb J. Tuning Project on competences in physics - a European perspective. L., 2006. P. 21-22.

17. Хатмулина М.Т., Чабан И.В., Александров И.В.

Роль виртуального физического эксперимента в повышении качества образования // Проблемы качества образования: материалы

19 Всероссийской научно-методической конференции. Уфа; Москва, 2009. С. 135-137.

18. Иванов В.Г., Журавлева М.В., Зиннурова О.В. Проектно-деятельностная подготовка специалистов // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 160-163.

19. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования. М.,

2009.

20. Шелегина А.В. Теоретические основы моделирования педагогической системы развития, формирования и сохранения здоровья школьников // Валеология. Ростов н/Д, 2009. № 2. С. 12-15.

Поступила в редакцию 12.04.2010 г.

UDC 796/799

CLUSTER MODULAR APPROACH TO PHYSICAL TRAINING IN GENERAL SCIENTIFIC CONTEXT OF PEDAGOGICAL PROJECTION

Yuri Nikolayevich Yurov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Teacher of Adaptive Physical Training Department, e-mail: yrov68@mail.ru

The article reveals the opportunities of the use of pedagogical influence on health; the analysis of modern scientific works is given.

Key words: conception; health saving environment; state of health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.