Научная статья на тему 'Кластерно-модульный подход в физическом воспитании как современная стратегия формирования здорового образа жизни молодежи'

Кластерно-модульный подход в физическом воспитании как современная стратегия формирования здорового образа жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / СLUSTER MODULAR APPROACH / COGNITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юров Юрий Николаевич

Рассматриваются аспекты формирования здорового образа жизни студенческой молодежи на основании кластерно-модульного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER MODULAR APPROACH TO PHYSICAL TRAINING AS MODERN STRATEGY OF HEALTHY STUDENT'S LIFESTYLE FORMATION

This article describes the organization of healthy lifestyle of students by means of сluster modular approach.

Текст научной работы на тему «Кластерно-модульный подход в физическом воспитании как современная стратегия формирования здорового образа жизни молодежи»

УДК 796/799

КЛАСТЕРНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

© Юрий Николаевич Юров

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: yurov68@mail.ru

Рассматриваются аспекты формирования здорового образа жизни студенческой молодежи на основании кластерно-модульного подхода.

Ключевые слова: кластерно-модульный подход; когнитивная стратегия.

Современное российское общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, поскольку успешное решение социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, требует активных, творчески мыслящих личностей, способных своевременно и оптимально включиться в преобразовательную деятельность, обладающих высоким интеллектуальным, творческим, нравственным и физическим потенциалом, готовых к высокопродуктивной, здоровой жизнедеятельности [1].

В контексте этого основной задачей физического воспитания и его физкультурнооздоровительной направленности, является подготовка молодежи, способной строить новый социум и жить в нем, ориентирующейся на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание здорового образа жизни как социальной и личностной ценности [2].

Проблема исследования. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление

теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания, которая является основным компонентом здорового образа жизни [3, 4].

В Х1Х в. немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения» [5]. Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30 % населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в начале XXI в. на планете было около 1,3 млрд курильщиков, что составляло порядка 30 % популяции лиц старше 15 лет, на начало 2007 г. общее число граждан России, регулярно употребляющих наркотики, превышало 2,9 млн человек, из них более 60 % наркоманов - люди в возрасте 16-30 лет, и почти 20 % - школьники [6, 7].

Формирование различных форм зависимости от психоактивных веществ становится вероятным на фоне длительного стрессового воздействия высокой интенсивности из-за недостаточности психологических механизмов совладания со стрессом. Злоупотребление алкоголем при этом становится доминирующим способом преодоления эмоционального дистресса, ухода от жизненных проблем и достижения иллюзорного благополучия, что в настоящее время особенно характерно для молодежи в современных условиях [6, 8, 9].

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме

пищи и т. д. (рис. 1). По данным исследований, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивания» негативных эмоций на других людей.

Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами [6, 8]. Многочисленные причины психосоциальных расстройств отличаются по происхождению, последствиям, механизмам действия и временным параметрам. Для эффективного предупреждения аддиктивных форм поведения и формирования состояний зависимости профилактические меры направляются не только на поведение и установки отдельных лиц с риском зависимости, но и на их социальное окружение и социальную поддержку [9].

Учитывая значительный процент числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или вообще освобожденных от занятий по физической культуре, важность научно-обоснованных профилактических и реабилитационных мер средствами физического воспитания валеологической направленности по улучшению здоровья будущих специалистов следует считать весьма актуальной [10].

Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к

среде, управлять ситуацией и определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека. Проблема сохранения и поддержания умственной работоспособности приобретает большое значение в связи с тем, что приходится решать социальные и производственные задачи. Интеллектуальный потенциал общества в целом складывается из социального статуса каждого отдельного человека [11].

Инновационность. В современных условиях образования возникла острая необходимость поиска новых форм более быстрой профессионализации будущих специалистов в процессе их обучения в образовательном учреждении. Одним из условий, ускоряющих процесс профессионализации молодых специалистов, может быть использование коммуникационных технологий. Современные коммуникационные технологии позволяют преподавателю использовать для этих целей мультимедийные программы учебного назначения и авторские инструментальные средства. Каждый преподаватель имеет возможность спроектировать необходимую компьютерную учебную программу, отвечающую всем дидактическим требованиям, но в этом как раз и заключена технологическая сложность ее создания, ее иновацион-ность. С помощью коммуникационных технологий можно повысить продуктивность образовательного процесса, визуалировать основные принципы дидактики [12, 13].

Агрессия Еда

Телевизор Сигареты Алкоголь

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Неадекватные методы подавления стрессов: частота применения оценивалась испытуемыми по 10-бальной системе, где «1» - совсем не характерно, «10» - применяю всегда

Эффективность и педагогическая целесообразность использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия обучаемых, преподавателя и информационных технологий. Исследования информационных технологий требуют разработки нового направления в теории обучения -компьютерной дидактики. В кибернетическом плане педагогическое управление представляет собой информационный процесс, сущность которого состоит в получении, переработке, передаче и хранении информации о функционировании той или иной педагогической системы в целях ее оптимизации. Информация используется для ориентировки, последующего активного отчетного действия и управления, т. е. для сохранения качественной специфики, совершенствования и развития систем. Педагогическая информация принимает новые качественные характеристики и поступает в систему обучения в виде особого рода учебной и научной информации. Она содержит сведения о целях и задачах обучения, о знаниях, навыках, умениях, подлежащих усвоению, о средствах педагогической коммуникации, о психическом и функциональном состоянии обучаемых.

В настоящее время в физическом воспитании наблюдается три основные тенденции развития информационных технологий.

1. Формирование информационного общества; создание новейших технологий, построение глобальных и региональных сетей и систем; информация становится стратегическим ресурсом общества, поэтому важнейшей задачей государства является формирование и реализация программ повышения компьютерной грамотности в стране, объединение огромного массива педагогических ресурсов.

2. Рост значения Интернет; с точки зрения науки Интернет создает среду общения ученых, среду коллективной работы, их непрерывного эффективного взаимодействия.

3. Формирование принципиально новой образовательной среды в сфере физического воспитания, использование новых авторских программ и методик [3]. Развитие педагогики определяется тенденцией совершенствования методов и средств обучения, которые помогают обучаемым связать теоретические знания с их практическим использованием,

обеспечивают активность и развивают их познавательные способности, сокращают время обучения. Основной проблемой нашего исследования является использование информационных ресурсов при переходе от кластерно-модульного метода к технологии кластерно-модульного подхода как современной когнитивной стратегии в формировании здорового образа жизни молодежи. Учитывая рамки данной работы и возможность детального ознакомления с кластерномодульным методом в статьях, изданных раннее, мы не будем подробно описывать данный метод, но в целях более глубокого понимания проблемы исследования обозначим его основные характеристики [14].

Кластерно-модульный метод базируется на разработке учебных модулей курса физического воспитания, т. н. макроуровень, и выделении из него сегментов микроуровня при помощи кластерного анализа для разработки алгоритма индивидуальной программы оздоровления [7].

Из огромного количества упражнений мы должны сделать отбор и регламентировать их так, чтобы воздействие на организм было максимально эффективным, а число повторений в целях сокращения временных затрат сведено к минимуму. Наибольшую сложность представляет то, что многие решения в выборе индивидуальной программы оздоровления студентами специальной группы принимаются на эмоциональном, а не на рациональном уровне.

Для того чтобы составить эффективно работающие индивидуальные, комплексные программы оздоровления, необходимо знать предпочтения различных сегментов индивидуальных методов оздоровления, зависящие от имеющегося у студентов заболевания. Сегментирование состоит из двух этапов. Первый этап имеет качественный характер и позволяет проводить наблюдение за поведением занимающихся. Для этого на основе собранных сведений составляют опросную анкету, включающую в себя как вопросы о программе оздоровления, так и сведения, характеризующие самих студентов. На втором этапе происходит выделение числа сегментов, из которых составляются базовые элементы индивидуальной программы оздоровления.

Результаты научных исследований по данной проблематике показали, что ком-

плексное использование кластерно-модульного метода и компьютерных технологий дает много новой и интересной информации в процессе физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья. Это позволит, в свою очередь, получить более полные и объективные данные о состоянии учебного процесса и его динамики. У студентов выявлена слабо сформированная ценностно-мотивационная составляющая физической культуры, достаточная для устойчивой потребности в активной самостоятельной физкультурно-спортивной

деятельности. Однако для дальнейшего развития мотивационного аспекта в процессе обучения мы не стали ограничиваться кластерно-модульным методом и продолжили исследовать различные подходы к данной проблематике.

Для современной т. н. неклассической науки характерным является не только дальнейшее открытие новых сфер реальности и постоянное пополнение банка эмпирических данных, но и быстрая модификация, трансформация понятийного аппарата и теоретических конструкций.

Типичными становятся ситуации, когда на базе одних и тех же фактов формируются альтернативные с точки зрения объяснительных принципов теории, которые тем не менее одинаково точно описывают и предсказывают новые факты. В настоящее время складывается междисциплинарный подход, где существенную роль играют синергетические исследования, изучение биологической эволюции когнитивных структур и нейрофизиологических механизмов, а также работы по психологии творчества.

Когнитивизм - подход, изучающий когнитивную деятельность, подчеркивает роль ментальной структуры или организации в процессе познания. Неудивительно, что одним из основных предметов когнитивного подхода является то, каким образом перерабатывается и хранится информация. Обратите внимание на кардинальное отличие его от бихевиористского подхода, сосредоточенного на поведении и его последствиях. Когни-тивизм - теории обучения, главным образом имеющие отношение к таким темам, как перцепция (восприятие), решение проблем, обработка информации и понимание.

Важным моментом при переходе от кластерно-модульного метода к кластерномодульному подходу как перспективной когнитивной стратегии является использование т. н. компьютерной метафоры (Массаро и Ковен 1993), которая является метафорой переработки информации (ПИ) (information processing, IP). Это объясняется тем, что в настоящее время трудно дать точное описание когнитивным теориям, они поддаются лишь логическому обоснованию, а не фактическому наблюдению - отсюда и необходимость прибегать к метафорам, а проще говоря, к сравнениям. Эта метафора тесно связана с разделом компьютерных дисциплин, касающихся искусственного интеллекта. Данный раздел компьютерных дисциплин пытается определить, в каких аспектах человеческий мозг подобен компьютеру, и имитировать с помощью компьютеров разумное поведение [7, 15].

Системы искусственного интеллекта ориентированы на решение большого класса задач, называемых неформализуемыми (трудно формализуемыми). Такие задачи обладают следующими свойствами: алгоритмическое решение задачи неизвестно или нереализуемо из-за ограниченности ресурсов ЭВМ; задача не может быть представлена в числовой форме; цели решения задачи не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции; большая размерность пространства решения; динамически изменяющиеся данные и знания.

Существуют следующие основные модели представления знаний: логические модели; продукционные модели; семантические сети; фреймовые модели; модели, основанные на нечетких множествах. Наиболее оптимальными моделями, используемыми в наших исследованиях, являются фреймовые модели представления знаний. Термин фрейм (frame - каркас, рамка) предложен М. Минским в 1970-е гг. для обозначения структуры знаний по восприятию пространственных сцен. Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация. Наиболее подходящее сравнение с этими моделями -игра в «ассоциации». Из описания в ходе игры нельзя убрать наиболее значимые образы, иначе можно получить ложные представления об объекте. В этом описании есть «слоты» - незаполненные значения некоторых

атрибутов. Такой образ и называется фреймом (фреймом минимального описания).

Фреймовая модель, основанная на теории М. Минского, представляет собой систематизированную в виде единой теории технологическую модель памяти человека и его сознания. В общем случае фрейм определяется следующим образом:

/ = [(п, V!) ..., (гп, У„)]:

где / - имя фрейма, VI - значение слота.

Основным недостатком фреймовых моделей является отсутствие механизмом управления выводом. Фреймовые модели являются достаточно универсальными, поскольку позволяют отобразить все многообразие знаний о мире посредством: фреймов-структур для обозначения объектов и понятий; фреймов-ролей; фреймов-сценариев; фреймов-ситуаций. К основным достоинствам фреймовой модели относятся: способность отражать концептуальную основу организации памяти человека; наглядность представления; модульность; возможность использования значения слотов по умолчанию [16].

В таких моделях мозг, с его сетями нейронных связей, уподобляется перерабаты-

вающему информацию процессору, хранящему ее жесткому диску и передающему ее интерфейсу. В другом случае психические процессы, связанные с получением, организацией, хранением и извлечением информации, сравниваются с программируемыми функциями компьютера. В этом случае не сам компьютер, а компьютерное программное обеспечение служит в качестве модели человеческого функционирования (рис. 2).

Рассматривая кластерно-модульный

подход как форму когнитивной стратегии в формате педагогической технологии, мы охарактеризовали ее на основании классификации педагогических технологий по системе Г.К. Селевко (рис. 3), поскольку Г.К. Селевко систематизировал все известные в педагогической науке и практике технологии в наиболее обобщенном виде [17].

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

Функция Человек Структура

Когнитивные Нервная система

Стимул акты (мышление, решение задач,творчество, Реакция Ощущения (органы чувств) (иногда называемая «жидкое обеспечение» Системы реагирова-

и другие психические (wetware) ния

процессы

Компьютер

Вход-

ной

сигнал

Программное обеспечение (программируемые операции)

Входной

сигнал

Сенсоры

(клавиатура)

Аппаратное обеспечение (чипы, реле, проводка)

Принтеры,

экраны

Рис. 2. Аналогии между структурами и функциями компьютера и человека (G.R. Lefrancois, Copyright 2GGG Wadsworth)

Актуальность, своевременность, очевидность и даже необходимость современных процессов кластеризации на сегодняшний день почти не вызывает сомнений. Любопытно, что собственно научный подход к кластеризации сегодня сравнительно мало разработан и довольно фрагментарно отражен в научной литературе; кроме того, термин «кластер» прочно вошел в обойму не слишком ясных, но явно модных понятий, которые, «засоряя» категориальный научный аппарат, зачастую не несут в себе ни смысловой, ни, тем более, практической значимости. Между тем феномен кластеризации изучался (правда, почти исключительно в естественных науках) задолго до того, как стал столь модным.

В настоящее время остро стоит вопрос о разработке в физическом воспитании научных основ систематизации и анализа новых технологий обучения, что может решить самые разнообразные задачи: сообщение знаний, контроль за ходом их усвоения, демонстрация иллюстративного материала.

Познать свой организм, научиться стимулировать его действия, уметь снять нервно-мышечное напряжение и психоэмоциональное утомление. Это подтверждено в различных исследованиях, где статистически доказано снижение заболеваемости у студентов, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей у тех, кто целенаправленно (в период всех 4-5 лет обучения) использовал систему реабилитационных восстановительных мер.

Стратегия кластерно-модульного подхода

Базово-пролонгирующие

Частнопредметные

Локальные,

модульные,

узкометодические

СЦИЕНТИЗМ (НАУКА)

ЭКОЦЕНТРИЗМ

т

Соединительнотканная теория СТ

АНТРОПОСОФИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ

1 г г г 1 г

Академические Индивидуальные Коллективный Дифференцированное

Клубные Групповые способ обучения обучение

Развитие Когнитивные Кластерно-модульный Информационные

метапознания стратегии метод компьютерные

Директивное Мультикультурное Интегративные Когнитивный

преподавание образование технологии подход

Рис. 3. Педагогические технологии: характеристика кластерно-модульного подхода как когнитивной стратегии

Деятельность преподавателя должна рассматриваться не только как предоставление каждому студенту структурированной, целенаправленной и мотивированной информации о понятийно-методологическом содержании, способах деятельности в областях использования знаний из различных разделов физического воспитания, но и как прямое и косвенное управление преподавателем физической активностью студентов по овладению навыками и умениями в соответствии с поставленными учебными целями. Использование компьютеров в медицине и физическом воспитании дает большие возможности. Однако, несмотря на высокий потенциал современных информационных технологий, они не нашли еще широкого применения в системе высшего физкультурного образования. Согласно когнитивным теориям, студенты перерабатывают информацию, а не просто ее воспринимают. Соответственно, эти теории стремятся проанализировать научение с точки зрения того, что часто называют «когнитивной структурой». Кластерно-модульный подход является совершено новой современной тенденцией в методике развития когнитивных стратегий в физическом воспитании, что позволяет оптимизировать процесс физического развития студентов с ослабленным здоровьем и выработать единый метод к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанный на научном обосновании образовательного процесса [14].

Результаты проведенных исследований с применением кластерно-модульного подхода свидетельствуют об улучшении физической подготовленности студентов специальной медицинской группы. У студентов выявлена слабо сформированная ценностно-мотивационная составляющая физической культуры, недостаточная для устойчивой потребности в активной самостоятельной физкультурноспортивной деятельности.

Проведенные эксперименты и разработанные технологии методических приемов, использованных в работе со студентами с ослабленным здоровьем, отобранными в циклические и игровые виды спорта, позволили выявить систему дифференцированного и индивидуального подхода в определении студентами с ослабленным здоровьем избранных видов спорта и специальных уп-

ражнений оздоровительной направленности, которая способствовала эффективному совершенствованию изучаемого нами процесса. Типоспецифический аспект в использовании кластерно-модульного подхода как современная технология определения основных направлений формирования здорового образа жизни студенческой молодежи и их обучения двигательным умениям через развитие ведущих или отстающих качеств в зависимости от поставленной педагогом в учебно-тренировочном процессе задачи может осуществляться по следующим направлениям:

- определение физического развития студентов с ослабленным здоровьем (биологический и двигательный возраст, вариант развития, ведущее двигательное качество);

- подтягивание отстающих физических качеств с целью развития гармоничного человека.

Полученные положительные результаты ориентируют преподавателей на использование активных методов обучения и форм организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», способствуют воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой и нормам здорового образа жизни.

Таким образом, регулярные занятия оздоровительной направленности по экспериментальной программе с применением кластерно-модульного подхода в физическом воспитании вызывают более быстрое и полноценное включение адаптационно-приспособительных механизмов, которые способствуют эффективному протеканию процессов врабатывания функциональных систем организма, снижению различных проявлений утомления в новых условиях обучения [7; 14; 18-21].

Заключение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. На основании проведенных исследований, позволивших использовать кластерномодульный подход для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию со студентами специального медицинского отделения, предложены принципы комплектования специальной медицинской группы в вузе.

2. Разработана и экспериментально обоснована интегративная кластерно-модульная модель процесса физического воспита-

ния студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, с целью улучшения их здоровья и улучшения физической подготовленности, в целях профилактики вредных привычек и формирования основных компонентов здорового образа жизни.

3. Разработаны дидактические основы примерной программы по физическому воспитанию студентов, отнесенных по состоянию здоровья для занятий к специальной медицинской группе, при этом в основу дидактических положений заложен принцип учета различного уровня физической подготовленности студентов.

4. Предложен инновационный подход к организации процесса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем -кластерно-модульный, который в максимальной степени учитывает уровень здоровья и степень развития физических качеств студентов.

5. Доказано, что применение индивидуальных программ оздоровления, разрабатываемых с применением кластерно-модульного подхода, не только обеспечивает существенное повышение физической подготовленности и состояния здоровья, но и значительно повышает теоретическую грамотность в области физкультурных знаний, что способствует развитию валеологического мировоззрения молодежи.

6. Установлено, что применение экспериментальной программы с использованием кластрено-модульного подхода повышает эффективность физического воспитания студентов специального медицинского отделения. Разработанный кластерно-модульный подход можно рекомендовать для широкого использования в физическом воспитании студентов вуза не только специальной медицинской группы, но и для студентов основной группы.

Таким образом, регулярные занятия оздоровительной направленности по экспериментальной программе с применением кластерно-модульного подхода вызывают более быстрое и полноценное включение адаптационно-приспособительных механизмов, которые способствуют эффективному протеканию процессов врабатывания функциональных систем организма, снижению различных проявлений утомления в новых условиях обучения. Создание установки на здоровый

образ жизни - это только часть успеха. Главное - это претворение ее в жизнь, что требует соответствующих действий, прежде всего от самой молодежи. Ведение здорового образа жизни может оказаться весьма непростой задачей, т. к. вредные привычки глубоко укореняются в каждом человеке, и избавление от них требует проявления волевых качеств, но эффективность кластерно-модульного подхода как современной стратегии в профилактике аддиктивного поведения не вызывает сомнений.

1. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования: коллективная монография / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 503-511.

2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2004. С. 119-127.

3. Юров Ю.Н. К вопросу об использовании информационных ресурсов при переходе от кластрено-модульного метода к когнитивной стратегии в физическом воспитании: тезисы докладов // 6 Всероссийская научно-практическая конференция. Тамбов, 2009. С. 223-232.

4. Юров Ю.Н. Кластерно-модульный подход в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. Тамбов, 2008. С. 17-19.

5. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимумы. М.,

2007. С. 67-73.

6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2008. С. 102107.

7. Юров Ю.Н. Кластерно-модульный метод в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006. С.113-125.

9. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. Ростов н/Д, 2006. С. 245-247.

10. Юров Ю.Н. Влияние кластерно-модульного подхода на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи: тезисы докладов // 2 Международная научная конференция. Тамбов, 2010. С. 242.

11. Ильина И.В. Основы охраны здоровья: Практикум для специалистов государственного и муниципального управления. Орел, 2002. С. 115.

12. Юров Ю. Н. Особенности применения кластерно-модульного подхода в физическом воспитании, как способа профилактики некоторых форм девиантного поведения: тезисы докладов // Управление и общество: 4 Все-

российская научно-практическая конференция. Тамбов, 2009. С. 203-205.

13. Старов М. И. Психология отношений. Тамбов, 2010. С.97-99.

14. Юров Ю.Н. Интегральный подход в использовании информационных оздоровительных технологий при кластерно-модульном методе обучения в системе физического воспитания студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2006. Вып. 4. С. 500-502.

15. Классификация и кластер / под ред. Дж. Вэн Райзина. М.,1980. С. 388.

16. Фазлиахметова Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук Тамбов, 2010.

17. Прошляков В.Д. Функциональное назначение опорно-двигательного аппарата и укрепление его средствами физической культуры. Рязань,

2008. С. 15-25.

18. Юров Ю.Н. Влияние кластерно-модульного подхода на формирование соврсеменной когнитивной стратегии в физическом воспитании: тезисы докладов // 4 Всероссийская научно-практическая конференция. Тамбов,

2009. С. 265-267.

19. Гордон С.М. Спортивная тренировка. М.,

2008. С. 200-203.

20. Полякова И.В. Подготовка студентов ФФК к инновационной образовательной деятельности в процессе занятий ритмопластическими видами гимнастики: автореф. дис. . канд. пед. наук. Тула, 2009.

21. Фельдман Н.И. Профессионально-личностное

развитие будующего специалиста в условиях культурно-образовательного пространства

технического вуза в малом городе России: автореф. дис. . канд. пед. наук. Елец , 2009.

Поступила в редакцию 24.03.2010 г.

UDC 796/799

CLUSTER MODULAR APPROACH TO PHYSICAL TRAINING AS MODERN STRATEGY OF HEALTHY STUDENT’S LIFESTYLE FORMATION

Yury Nicolaevich Yurov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Education, Teacher of Adaptive Physical Ttraining Department, e-mail: yrov68@mail.ru

This article describes the organization of healthy lifestyle of students by means of cluster modular approach.

Key words: cluster modular approach; cognitive strategy.

УДК 159.9

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА

© Виола Михайловна Толстошеина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: Cassandra1@yandex.ru

Статья посвящена исследованию проблемы развития креативной личности воспитанника детского дома посредством создания модели психологического сопровождения деятельности педагога-воспитателя. Выделяются основные задачи, принципы и уровни построения программы психологического сопровождения креативных интеракций образовательно-воспитательного процесса детского дома.

Ключевые слова: развитие; креативная личность; модель психологического сопровождения; образовательно-воспитательный процесс.

Понимая под креативностью установку личности на видение проблемы в новом ракурсе, свободном от стереотипов, особое отношение к жизнедеятельности, создающее условия к творческому проявлению интел-

лекта, мы установили, что при отсутствии семейного воспитания значимым стимулом к творческой деятельности ребенка становится целенаправленная деятельность педагога-воспитателя, включенного в креативную дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.