УДК 37.0
Е. В. Гребенкин
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
В статье анализируется стратегия и тактика профилактики конфликтов в системе образования Германии. Рассматривая профилактику как социально-педагогическое явление, автор определяет ее как комплекс методов, ориентированных на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков и молодежи. В статье раскрываются цель, задачи, методы и субъекты профилактики.
Ключевые слова: конфликт, профилактика, социально-педагогическая профилактика, превенция, субъекты профилактики, методы профилактики.
Большое значение для полноценного развития личности имеет ее духовное, физическое и социальное благополучие. Стремительный рост социальных противоречий неизбежно вызывает межличностные, групповые и структурные конфликты и усиливает их влияние на правовые, организационные и мировоззренческие основы общества.
В настоящее время мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи образовательных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, осуществлять адекватную общественным вызовам профилактику разнообразных форм социальных девиаций. Примером такого опыта является социально-педагогическая деятельность по профилактике и редуцированию конфликтов в образовательной среде Федеративной Республики Германия, впитавшая в себя интернациональные превентивные идеи и технологии, базирующиеся на принципах гуманизма и ненасилия.
Конфликты являются объектом изучения политологии, психологии, педагогики, юриспруденции, социологии, философии, математики и являются непосредственным и основным предметом изучения особой социологической дисциплины - конфликтологии.
За последние двадцать лет было опубликовано множество монографий, учебных пособий и методических материалов, посвященных данной проблеме. В конфликтологии синтезируются данные разных наук о межличностных, социальных и иных видах конфликтов. Первые попытки выяснения сущности феномена конфликта и фундаментальные положения конфликтологии начали разрабатываться на рубеже Х1Х-ХХ вв. М. Вебером, Г. Зиммелем, Р. Коллинзом, К. Марксом, Т. Парсонсом и др.
Среди современных зарубежных ученых следует выделить такие имена, как Д. Волькер, К. Ю. Тильманн, Г. Хесль, К. Хуррельманн, В. Шу-барт и др.
Проблемы конфликтов в российской образовательной среде отражены в публикациях А. Я. Ан-
цупова, В. В. Базелюк, С. В. Баныкиной, Г. С. Бережной, Г. И. Козырева, Н. И. Леонова, М. М. Рыбаковой, Б. И. Хасана, А. С. Чернышева, Е. В. Шишкина и других.
Стратегия и тактика социально-педагогической профилактики конфликтов и насилия среди несовершеннолетних раскрываются в монографиях Т. Гордона, Е. Вайднера, В. Хайтмайера, Д. Олвеу-са, К. Хуррельманна и др.
Анализ психолого-педагогической литературы, в которой отражено современное состояние среднего образования, особенности молодежной политики и социальной работы в Германии, показал, что проблеме конфликтов уделяется внимание в национальных масштабах.
Особый интерес немецких ученых сфокусирован на проблеме конфликтов среди школьников и «новых» конфликтов среди молодежи из разных этнических групп (переселенцы, мигранты). Особую тревогу у немецких исследователей вызывает возрождение идей нацизма и экстремизма в Германии, расовая дискриминация подростков и молодежи иностранного происхождения. В качестве основных причин всплеска конфликтного поведения современной учащейся молодежи исследователи указывают на низкий уровень толерантности и чрезвычайную неадекватность притязаний поколения Гарри Поттера (Harry Potter generation), а также дисфункцию семьи как основного агента социализации.
Рассмотрение отечественной литературы и педагогической практики дает основание полагать, что многоплановое психолого-педагогическое исследование конфликтов в образовательной среде России, так же как и в Германии, приобретает особую актуальность и является одним наиболее востребованных образовательных трендов. Постепенно в лексикон российских педагогов и психологов стали внедряться такие понятия, как восстановительные технологии, конфликтная культура, конфликтная компетентность, компромисс, медиация и примирение.
Однако различные аспекты этой проблемы в основном рассматриваются в общепсихологическом
плане и не дают системных ответов для педагогов-практиков.
Вливаясь в международное образовательное пространство, с одной стороны, мы говорим о близких социальных проблемах с ведущими зарубежными державами, но, с другой стороны, недостаточно внимания уделяем опыту тех стран, где эта проблема особым образом актуализирована, а ее решение возведено в ранг государственной системы профилактики.
Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики, являются: предохранение, предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль. Социально-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психологопедагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности [1, с. 17].
В Германии социальная превенция (Prevention) рассматривается как комплекс методов, ориентированных на предупреждение отклоняющегося поведения индивида. В рамках превенции проводятся диагностические мероприятия (комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинноследственных связей и отношений, характеризующих состояние проблемы и тенденции ее дальнейшего развития).
Активизируются особые общественные и государственные механизмы, при помощи которых реализуется совокупность действий социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера на уровне государства, социальной группы или отдельной личности.
Немецкий педагог Л. Краппман трактует превенцию как специальные педагогические мероприятия, способствующие успешному развитию и воспитанию (перевоспитанию) индивида [2, с. 33].
К. Ю. Тильманн определяет педагогическую профилактику как создание особых педагогических условий, способствующих снижению и распространению данных явлений в социуме [3, с. 17].
Согласно концепции Д. Олвеуса (Норвегия), основная цель педагогической профилактики заключается в иммунизации, т. е. в создании особых проектов, воспитывающих толерантное поведение, улучшающих общий микроклимат в семье, школе, классе, группе, защищающих и поддерживающих жертв насилия (моббинга) [4].
В рекомендациях Баварского научно-исследовательского института указывается: «Чтобы социаль-
но-педагогическая деятельность считалась профилактикой, она должна иметь реальные положительные результаты. Среди них выделяют снижение общего уровня преступности среди детей и молодежи, успешную интеграцию молодых иностранцев и переселенцев, контроль над печатной и видеопродукцией, проповедующей порнографию и насилие» [5, с. 8-9].
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества жизни, отказу от насильственного поведения.
Круг задач педагогической профилактики чрезвычайно разнообразен:
- подготовка учителей для работы с трудными детьми, содействие улучшению социального самочувствия;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
- снижение риска злоупотребления наркотических, алкогольных веществ;
- тренировка и формирование просоциального поведения.
Как отмечает В. Хайтмайер, социально-педагогическая профилактика преследует две основные цели: «первая - не допустить углубления социальной дезадаптации молодежи и вторая - расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций» [6, с. 27].
Профилактическая функция образовательных и социально-педагогических учреждений заключается в раннем выявлении неблагополучных, конфликтных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи.
Правовые механизмы государственной социально-превентивной политики Германии определяет новый Закон о помощи детям и молодежи (1991 г.). В тексте закона формулируется ее стратегия, согласно которой молодым людям должны быть предоставлены необходимые услуги для стимулирования их развития и социализации. «... Помощь детям и молодежи должна предоставляться не с того момента, когда возникает критическая ситуация, а еще задолго до ее назревания.» [7].
Идея превенции, сформулированная в законе, предусматривает, что эффективней и дешевле для государства обходятся профилактические мероприятия, нежели мероприятия коррекционно-реабилитационного характера. Таким образом, в содержании социально-педагогической деятельности с молодежью (как и с другими категориями населения) отдается приоритет тем мероприятиям, кото-
рые способствуют предупреждению тех или иных социальных проблем, активизируют работу социально-педагогических учреждений, школ, органов правопорядка.
В Германии профилактику разделяют на три основных уровня.
Первый уровень - рптаг РтауеШюп (первичная или ранняя профилактика). Это социально-педагогические мероприятия, проекты, научные исследования, направленные на устранение дестабилизирующих факторов, способствующих ухудшению экономических, социальных и индивидуальных условий жизнедеятельности, криминальной активности молодежи. Просвещение детей и молодежи по проблемам СПИДа и наркомании, насилия, терроризма, преступности. В рамках первичной профилактики проводятся следующие проекты: уроки правового воспитания в школах; профилактические автобусы (игровые площадки для детей из малых населенных пунктов); уроки социальной компетенции; курсы повышения квалификации по медиации педагогического персонала школ и родителей.
Второй уровень - sekundаr РгаувпЯоп (вторичная профилактика). Психолого-педагогическая и полицейская работа с несовершеннолетними «группы риска». Вторичная профилактика осуществляется посредством привлечения дополнительных общественных, педагогических, полицейских, психологических ресурсов с целью обеспечения правопорядка и общественной безопасности в образовательных учреждениях и внешкольном пространстве. В рамках вторичной профилактики ведется активная работа со школьными прогульщиками и правонарушителями, организуется уличная социальная работа, спортивные проекты, педагогика переживания и приключений (загородные походы, альпинизм, сплавы на плотах, катамаранах) (Erlebnispaedagogik), работа с футбольными фанатами, спреерами (спреер - лицо, расписывающее общественные места краской).
Третий уровень - tetiаr РгауепЫоп (третичная профилактика, специальная профилактика). Третичная профилактика является кризисной формой социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями (работа в амбулаторных и стационарных службах) [8].
Применяются такие меры, как краткосрочный арест (Kurzarest) (1-3 мес.), процедура внесудебного третейского разбирательства «Примирение жертвы с преступником» (Taeter-Opfer Ausgleich), назначаются общественно полезные работы.
Третичная профилактика осуществляется под патронажем министерства юстиции Германии, которое финансирует деятельность специальных отделов профилактики при полиции, социально-педагогических служб.
Особенности социально-педагогической профилактики в Германии заключаются:
- в принятии новых социальных законов и программ - новый Закон помощи детям и молодежи ФРГ (1991), Уголовный кодекс для несовершеннолетних (1995), федеральная программа «Против агрессии и насилия» (1991), Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (1997) [9, с. 149];
- в развитии инновационных проектов, инициатив, научных исследований (общефедеральный проект «Исследование уровня насилия у детей и молодежи в образовательных учреждениях ФРГ»).
Ключевая роль в системе профилактики Германии отводится школам и социально-педагогическим учреждениям. В школах ее осуществляют специально подготовленные педагогические кадры -школьный социальный педагог, педагог-консультант и школьный психолог.
Система школьной профилактики предусматривает:
- проектную деятельность социального работника и других специалистов в школе;
- курсы и тренинги по конфликтологии для педагогического персонала и школьников (Mediation);
- школьные акции (например, «Против дискриминации и насилия»);
- уроки социальной компетенции;
- организацию продленного дня, общественную работу родителей;
- внедрение развернутой общешкольной программы профилактики;
- спортивные и туристические мероприятия («педагогика переживания и приключений» - Er-lebnispadagogik);
- «профилактические автобусы» (как форма организации детей из малых населенных пунктов на мобильных передвижных игровых площадках -Praventionsbus).
Учителя и администрация школ являются основными заказчиками профилактических мероприятий. Если в комитет по делам молодежи обращаются родители, то ситуация рассматривается как кризисная и в этом случае назначается независимая комиссия, проводящая обследование школы на предмет наличия в ней адекватной системы профилактических мероприятий.
Цель работы комиссии заключается в предоставлении информации, затребованной родителями, консультировании в превентивной сфере: построение гармоничной образовательной среды, оказание помощи педагогам в выработке адекватных поведенческих стратегий в случаях отклоняющегося поведения школьников (срыв уроков, вандализм, прогулы, изнасилования, оскорбления, вымогательства).
Следует отметить, что в каждом образовательном учреждении (школа, гимназия, лицей) педагогический коллектив и совет школы самостоятельно выбирают превентивную стратегию. В одной школе привлекают специалиста-конфликтолога или школьного психолога, в другой - подключают полицию и внедряют развернутую широкомасштабную программу профилактики.
Каждый проект внедряется на конкурсной основе, что способствует развитию конкуренции на рынке образовательных и социальных услуг. С целью определения эффективности тех или иных проектов профилактики в Германии функционирует централизованная система мониторинга и контроля над превентивными мероприятиями.
Контроль над социально-педагогическими учреждениями и проектами находится в ведении специальной комиссии, в состав которой входят представители комитета по делам молодежи, муниципалитета, общественных и федеральных структур. Каждый социально-педагогический проект имеет определенные временные рамки (1, 3, 5, лет), по истечении срока контракта в комиссию представляется отчет о проделанной работе. Если результаты деятельности являются неудовлетворительными, проект закрывают.
Во всех действующих профилактических программах отмечаются несколько ключевых факторов. Мероприятия согласовываются и объединяются в особый превентивный блок, проводимый различными фондами и организациями. Так, например, еженедельные школьные проекты координируются с деятельностью уличных социальных работников. К действиям, организуемым полицией, в обязательном порядке привлекаются лидеры определенных неформальных групп -проводится проектная работа с этой группой (скинхеды, ультралевые, футбольные фанаты, уличные бродяги), профилактические акции освещаются в СМИ.
Одну из главных ролей в системе социально-педагогической профилактики Германии играет полиция. Благодаря проекту «Школьные прогульщики» в г. Нюрнберге, сотрудникам полиции и представителям комитета по делам молодежи в течение пяти лет (2003-2008 гг.) удалось вернуть в школы более 7000 детей. В крупных городах при полицейских участках действуют отделы специальной профилактики, сотрудники этих отделов взаимодействуют со школами, ведут тренинги, регулярно контролируют и посещают места скопления молодежи, проводят образовательные семинары в школах с различными возрастными группами.
К специальным органам, осуществляющим профилактику в системе образования, относятся:
- Немецкий союз защиты детей;
- службы федеральных земель по вопросам защиты детей и подростков;
- земельные, городские и районные комитеты по делам молодежи;
- ведомства округов и коммун по вопросам воспитания молодежи;
- полиция, суды по делам несовершеннолетних;
- контролирующие службы защиты молодежи;
- консультационные пункты по проблемам семейного воспитания;
- кризисные центры, социальные гостиницы, приюты для несовершеннолетних.
Наряду с государственными учреждениями и проектами, деятельность которых непосредственно ориентирована на предупреждение конфликтов и насилия среди детей и молодежи, функционируют общественные организации помощи молодежи - «Свободные носители социальных услуг (Freie Trager)»: негосударственные объединения и союзы, независимые благотворительные организации, церкви и религиозные объединения (Красный Крест, католический союз «Каритас», организация объединенных трудящихся «АВО» и т. д.).
При наличии у независимых институтов помощи молодежи соответствующих профилактических служб они выполняют социальный заказ государственных институтов.
В настоящее время социальная молодежная политика ФРГ переориентирована на развитие инновационных методов работы с мигрантами, число которых, по данным официальной статистики, составляет примерно 1/3 часть населения Германии [9].
Развитие и поддержка защитных механизмов у молодежи стала смыслом всех превентивных программ в Германии. Формирование таких качеств, как адекватная самооценка, социальная компетентность, сопротивление давлению со стороны группы, было положено в основу самой популярной на сегодняшний день превентивной программы в Германии, направленной на всестороннее развитие социальных качеств личности, разработанной в середине 1990-х гг. на основе американской «терапии отношений» (life skill-training) - обучение жизненным навыкам.
Во все действующие программы всестороннего развития социальных качеств личности привлекаются СМИ. Кросскультурный анализ, проведенный учеными из Германии и Нидерландов, показал, что предложения оказания помощи игнорируются или вовсе отвергаются теми подростками, которые уже имеют опыт негативного контакта с учреждениями юстиции.
В связи с этим в ФРГ были пересмотрены существующие методы профилактической работы и предприняты следующие меры:
а) был расширен доступ к законным способам достижения успеха и социализации (поощрение детской и молодежной инициативы, творческих объединений, проектов, помощь в трудоустройстве несовершеннолетних);
б) раскрыт принцип социального равенства (активная защита жертв насилия, организация приютов для женщин и детей);
в) усовершенствовано законодательство в соответствии с новыми социальными реалиями;
г) ликвидированы расхождения между преступлением и наказанием (практически каждое наказание несовершеннолетнему выносится с определенными воспитательными предписаниями).
В процессе развития и становления системы социально-педагогической работы были определены оптимальные механизмы государственного и гражданского начал в профилактической деятельности, подготовлены квалифицированные специалисты, создана развитая инфраструктура социальных служб, научно-исследовательских проектов, разработаны комплексные программы профилактики.
Анализ опыта Германии свидетельствует о том, что профилактическая линия в педагогике, будучи хорошо организованной и имеющей четкий юридический статус, приносит значительный социальный эффект, уменьшает число асоциальных поступков и существенно экономит средства государства на содержание и строительство тюрем, колоний и реабилитационных центров.
Применение альтернативных мер профилактики, не связанных с репрессиями, дает государству шанс удержать подростка от совершения новых деликтов. На основе изучения и анализа зарубежного опыта можно изменить установки и в российской системе образования. Являясь частью данной системы, следует определить ключевые тенденции трансформации передовых воспитательных технологий. Современная образовательная практика показывает, что инновационное развитие системы профилактики требует выхода за ее рамки и привлечения соответствующих знаний междисциплинарного и кросскультурного характера.
Список литературы
1.
. канд. пед.
Бочарова Ю. Ю. Ориентация теории и практики образования на продуктивный конфликт (на примере ФРГ): автореф. дисс. . наук. Красноярск, 2004. 24 с.
Krappmann L. Kinder und die Bewaltigung von Aggressionen // M. Endres (Hrsg.): Krisen im Jugendalter. Munchen: Reinhardt, 1994. S. 240. Schulergewalt als Schulproblem: verusachende Bedingungen, erscheinungsformen und padagogische Handlungsperspektiven / Klaus Jurgen Tillmann... 2 Aufl. Weincheim; Munchen: Juventa Verlag, 2000. 365 s.
Olweus D. Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Eltern wissen sollten - und tun konnen. Bern; Gottingen; Toronto; Seatle: Huber, 2002. 128 s. Literaturdokumentation von Arbeitsansetzen der Kinder und Jugendkriminalitatspravention. Munchen: Deutsches Jugendinstitut e.V., 1998. 111 s.
Heitmeyer W., Collmann B., Conrads J. et al. Gewalt: Schattenseiten der Individualisierung bei Jugendlichen aus unterschiedlichen Milieus. Munchen: Juventa, 2. Aufl. 1996.
Jugendrecht. Textausgabe mit ausfurlichem Stichwortverzeichnis. Deutschen Taschenbuch Verlag. 24 Auflage. 2002. 483 s.
Mansel J., Hurrelmann K. Aggressives und delinquentes Verhalten Jugendlicher im Zeitvergleich // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozial-psychologie. 1998. № 50. S. 78-109.
Bundesstatistik. http: // www. statis. de / jetspeed /portal/ cms/ Sites/ destatis / Internet / DE / Navigation / Bibliothek. [Electronic resource]. Gewalt in der Schule. Ursachen - Vorbeugung - Intervention. (Klaus Hurrelmann, H. Lerchenmueller, Norbert Rixus, Heinz Schirp. Beltz Taschenbuch Verl., 2002. 251 s.
Konfrontative Padagogik in der Schule: Anti-Aggressivitats- und Coolnesstraining. Padagogisches Training. 2., uberarb. u. erg. Aufl. Juventa Verlag Ausstattung / Bilder: 256 S. 2009.
12. Schubart W., Ackermann Ch. Agression und Gewalt. 45 Fragen und Projekte zur Gewaltpravention Sachsische Landeszentrale fur politische Bildung. 1Auflage. Dresden, 1998. 125 s.
7.
Гребенкин Е. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Новосибирский государственный педагогический университет.
Ул. Вилюйская, 28, г. Новосибирск, Новосибирская область, Россия, 6З0126.
E-mail: rusforcher@mail.ru
Материал поступил в редакцию 27.11.2009.
E. V Grebenkin
MODERN METHODS OF CONFLICTS PREVENTIVE MEAUSRES IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF GERMANY:
SPECIFICITY AND TRANSFORMATION PERSPECTIVES
In article the modem system of preventive maintenance of conflicts in an education system of Germany is analyzed. Considering preventive maintenance as the socially-pedagogical phenomenon, the author defines it as a complex of the methods focused on the prevention of deviating behaviour of an individual. The article reveals problems, methods and subjects of preventive maintenance. Experience of Germany shows that a preventive line in pedagogics, being well organized, and having the accurate legal status, brings considerable social effect.
Keywords: the conflict, prevention, the social-pedagogic prophylaxis, the subject of prophylaxes, the prevention methods.
Novosibirsk State Pedagogical University.
630126, Novosibirsk, ul. Vilyujskaya, 28.
E-mail: rusforcher@mail.ru