Научная статья на тему 'Уголовная превенция в Германии (обзор 19 немецкого дня превенции (12-13 мая 2014 г. , Karlsruhe))'

Уголовная превенция в Германии (обзор 19 немецкого дня превенции (12-13 мая 2014 г. , Karlsruhe)) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
604
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляпина Ольга Алексеевна

Наш журнал начинает публиковать материал докторанта Российской правовой академии О.А. Ляпиной, участницы юридических слушаний (конференции), состоявшихся в Карсруэ в мае 2014 г. Российская дореволюционная, а также советская и современная российская юриспруденция развивается под значительным влиянием европейской науки, особенно немецкой. Тем интереснее для российских ученых будет публикуемый материал, который в силу большего размера мы опубликуем в нескольких номерах журнала. Редактируя обзор, подготовленный и переведенный О.А. Ляпиной, мы пришли к убеждению, что этот обзор как нельзя кстати именно сейчас Министерство юстиции и Министерство образования и науки разворачивают цикл исследований, посвященный ликвидации правового нигилизма нашего общества. Автор этого введения много лет работал в Германии, воочию видел высокий уровень правосознания немецкого общества. Тем удивительнее было читать столь жесткую критику немецких ученых уголовной политики Германии на федеральном уровне. Уровень правосознания немецкого общества обеспечивается самыми разнообразными мерами. Например, в государственных и муниципальных учреждениях невозможно получить повышения по службе, не сдав и не пересдав через определенный промежуток времени специальный экзамен в области права. Мы же сталкиваемся в России с тем, что даже работники автоинспекции демонстрируют подчас незнание правил движения, так как принятые процедуры переаттестации неэффективны, касаются больше личностных характеристик аттестуемого, а не его профессиональных знаний. Редакция надеется, что цикл публикаций О.А. Ляпиной окажет серьезное влияние на правовое просвещение нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME PREVENTION IN GERMANY (OVERVIEW OF THE 19TH GERMAN CRIME PREVENTION DAY (12-13TH OF MAY 2014, KARLSRUHE). PART 1

Editorial note: Our magazine starts publishing the materials of Ms. Olga A. Lyapina, a post-doctoral student at the Russian Law Academy and a participant of the hearings on law (conference) held in Karlsruhe in May 2014. The development of Russian jurisprudence before the 1917 revolution as well as Soviet and today’s Russian jurisprudence is strongly influenced by European, especially German jurisprudence. So the more interesting these materials will be for Russian scholars; we shall spread them over multiple issues of the magazine due to their large size.

Текст научной работы на тему «Уголовная превенция в Германии (обзор 19 немецкого дня превенции (12-13 мая 2014 г. , Karlsruhe))»

^ S

Ляпина Ольга Алексеевна

кандидат лингвистических наук, доцент, г. Воронеж

E-mail: [email protected]

Уголовная превенция в Германии

(Обзор 19 Немецкого дня превенции (12-13 мая 2014 г., Karlsruhe))

Часть 1

От редакции

Наш журнал начинает публиковать материал докторанта Российской правовой академии О.А.Ляпиной, участницы юридических слушаний (конференции), состоявшихся в Карсруэ в мае 2014 г.

Российская дореволюционная, а также советская и современная российская юриспруденция развивается под значительным влиянием европейской науки, особенно немецкой. Тем интереснее для российских ученых будет публикуемый материал, который в силу большего размера мы опубликуем в нескольких номерах журнала. Редактируя обзор, подготовленный и переведенный О.А.Ляпиной, мы пришли к убеждению, что этот обзор как нельзя кстати — именно сейчас Министерство юстиции и Министерство образования и науки разворачивают цикл исследований, посвященный ликвидации правового нигилизма нашего общества. Автор этого введения много лет работал в Германии, воочию видел высокий уровень правосознания немецкого общества. Тем удивительнее было читать столь жесткую критику немецких ученых уголовной политики Германии на федеральном уровне.

Уровень правосознания немецкого общества обеспечивается самыми разнообразными мерами. Например, в государственных и муниципальных учреждениях невозможно получить повышения по службе, не сдав и не пересдав через определенный промежуток времени специальный экзамен в области права. Мы же сталкиваемся в России с тем, что даже работники автоинспекции демонстрируют подчас незнание правил движения, так как принятые процедуры переаттестации неэффективны, касаются больше личностных характеристик аттестуемого, а не его профессиональных знаний.

Редакция надеется, что цикл публикаций О. А. Ляпиной окажет серьезное влияние на правовое просвещение нашего общества.

Г.И.Макаренко, главный редактор

Уголовная превенция (от поздне-лат. praeventio — опережаю, предупреждаю; англ. Prevention) — понятие, сязанное с предотвращением и предупреждением преступлений. В широком понимании превенция является важнейшей целью уголовной политики. Однако из этого не следует, что только теория и практика законодательства, институциональные направления и организационные меры конкретно ориентированы на превенцию.

К подобной ориентации прежде всего относятся: фундаментальный анализ ситуации, опирающийся на поддающиеся проверке критерии и предварительное планирование, корректируемое при реализации планов в реальность (так называемая эволюция процессов) с устремлением

на эффективность (временная, экономическая и т.п.) и, наконец, оценка результатов с точки зрения значения эффективности (так называемая эволюция результатов) и избегания возможных неблагоприятных побочных эффектов.

Различают следующие виды понятия: Общая превенция — предупреждение совершения правонарушений другими лицами; пример наказания одного лица сдерживает других субъектов от совершения подобных деяний, так как они не желают подвергаться подобным лишениям;

Частная (специальная) превенция — предупреждение совершения правонарушений тем же лицом (самим правонарушителем), которое воздержится в будущем от подобного поведе-

ния, чтобы избежать повторного наступления неблагоприятных последствий;

Во всех случаях речь идет о создании или усилении охранительных факторах и сдерживании факторов риска. К факторам риска относятся такие, которые являются причиной возникновения проблемы. Например, пробелы воспитания, преступность родителей, чрезмерное потребление спиртных напитков и т.п.1

Степени уголовной превенции

Относительно превенции в литературе вслед за Капланом различают три степени2. Первичная превенция

Независимые от причин общие («универсальные») программы. Здесь имеются в виду уголовно-превентивные неспецифичные мероприятия, которые обращены ко всему населению (общая превенция). Вторичная превенция

Обусловленные поводом («индицированные») вмешательства.

Относится к лицам с различимыми криминальными рисками или «селективная» превенция определенных групп риска. Третичная превенция

Мероприятия по предотвращению рецидива. В российской литературе принято ее называть частной превенцией. Относится к лицам, которые уже совершили преступление.

Примеры программ и мероприятий

На уровне первичной превенции: в форме содействия воспитательным компетенциям родителей, воспитательные мероприятия в детском саду.

На уровне вторичной превенции: в форме программ по борьбе с неуспеваемостью в школах, обсуждение угроз, воспитание в интернатах, выявление и консультирование потенциальных жертв.

На уровне третичной превенции: интенсивные программы по работе с преступниками, помощь условно осужденному, неправительственная помощь освобождающимся из заключения, психологическая и материальная помощь жертвам преступлений.

В последние 25 лет уголовная превенция в Германии развивается разносторонне, на всех уровнях - местном, региональном, националь-

1 Eisner, M./Ribeaud, D./Locher, R.: Pr vention von Jugendgewalt, Cambridge 2008, S. 4

2 Kube, E.: Systematische Rriminalpr vention, 2. Aufl., Wiesbaden 1987, S.10; H.-D. Schwind Kriminologie. 21. Auflage, S. 19

ном, интернациональном - возникают новые направления и поля деятельности, появляются новые участники. Уголовная превенция требует взаимодействия различных общественных сил и дисциплин, объединенных одной целью -предупреждение преступности, а так же участия практиков, политиков и ученых.

Уголовная превенция - это вызов преступности как общественному феномену и как индивидуальному событию, направленный на ее предотвращение и на смягчение ее последствий.

В сравнении с наказаниями превенция имеет преимущества по содержательному аспекту, однако имеет больший временной лаг, ее позитивное воздействие сказывается не сразу.

В качестве уголовно-превентивных понимаются стратегии, мероприятия и проекты, которые прямо или косвенно направлены на предотвращение преступности, на снижение ее уровня, и базирующиеся на убедительных эмпирических доказательствах и правдоподобных гипотезах.

Соответствующие мероприятия социальной или универсальной превенции безотказны и являются задачей различных политических сфер, при этом они должны быть понятными и востребованными. Уголовная превенция стремиться решить задачи, относящиеся ко всему обществу, является междисциплинарной и охватывает различные уровни: местный/муниципальный, уровень федеральной земли, уровень всей страны и интернациональный/глобальный уровень. Превенция требует специальных познаний, базирующихся на статистических данных. Основные аспекты деятельности уголовной превенции - превентивная практика, превентивная политика и превентивная наука. Данные аспекты приносят собственные результаты для превенции, должны базироваться друг на друге и действовать сообща.

Превентивная практика

Организованная уголовно-превентивная практика с ее многочисленными программами и проектами является двигателем развития уголовной превенции. При этом центр тяжести уголовно-превентивных программ и проектов лежит на муниципальном/местном уровне.

Превентивная политика

Предупреждение преступности является важной целью уголовной политики, однако до настоящего момента коренного разворота политики к профилактике преступности и ее последовательного выстраивания, что поддерживалось

бы со стороны науки и практики, в должной мере не произошло. По крайней мере, это относится к уголовной политике на федеральном уровне,

т.е. к той политике, которая ответственна за уголовное право и репрессивные меры - и таким образом собственно и к предупреждению, которое по времени происходит раньше чем наступают репрессивные меры, а также является более приоритетной по смыслу. Уголовная политика на федеральном уровне не ограничивается своими уголовно-правовыми реакционными стратегиями, она их даже делает еще строже. Тенденция к ориентированному на контроль профилакти-ческо-уголовному праву способствует созданию превентивного государства, в которое на протяжении нескольких лет превращается Германия.

Данная уголовная политика глуха к знанию, основанному на теории и практике. К знанию, которое давно разработано и предоставлено криминологией и другими научными дисциплинами, потому что это знание не соотносится с трендами проводимой сегодня уголовной политики. Практическая криминология и другие научные дисциплины еще никогда не добывали столько знаний, как мы имеем сегодня, но также никогда не пользовались таким малыми влиянием в уголовно-политическом аспекте как сегодня. Помимо этого оба Периодических отчета о безопасности, выпускаемых по заказу правительства, не имели и не имеют практически никакого влияния на уголовную политику в Германии. Очевидно, что уголовная политика не может быть «отодвинута» от своих политических воззрений даже при помощи самых лучших экспертов. На федеральном уровне не может быть и речи об уголовной политике основанной на доказательствах.

К этому же относится, что на федеральном уровне до сих пор не наблюдается воли для поддержки профилактики преступности посредством создания на должном уровне обеспеченного финансами, персоналом и организационной поддержкой «Национального центра по профилактике преступности». Фонд Немецкий форум по предупреждению преступности (DFK) также не может частично выполнять свои основные задачи и преследовать свои цели и является всего лишь благодарностью за ту ангажированность задействованных лиц.

И хотя местные/коммунальные уровни, а также земельные уровни связаны с уголовно-политическим курсом всей страны, в их случае ситуация с поддержкой профилактики преступности со стороны политики выглядит лучше. Для

коммунальной профилактики преступности это иллюстрирует - частое уже исполненное - требование «Профилактика - это дело начальника. Для земельного уровня это показывает инициирование и проведение направленных на профилактику программ, а также прежде всего создание Земельных советов по предупреждению и подобных комиссий, которые не только занимаются задачей уголовно-правового консультирования, но также призваны укреплять и поддерживать профилактику преступности.

Профилактическая наука

Предупреждение преступности должно основываться на доказательствах, т.е. на базе теоретических и научный данных. Таким образом, практика и политика предупреждения нуждается в науке и исследованиях.

То, что профилактическая политика видит это по-другому, по крайней мере, на федеральном уровне, уже известно. На коммунальном и земельном уровне политика представляется более открытой для опор на доказательства. То же самое относится к профилактической практике.

Это не в последнюю очередь зависит от того, что наука для практики предоставила огромное количество «услуг», все больше систематически поддерживая практику предупреждения.

Практике предупреждения не только предоставляются необходимые теоретические и эмпирические данные, но также и оказывается научное сопровождение и проверка планирования, проведения и воздействия профилактических мероприятий и программ (реализация и оценка). В последнее время особое значение имеет оценка проектов. Она чаще используется, стала более самостоятельной и значительней.

При оценочных исследованиях в форме последующей оценки последствий принятия законов, при разборе необходимости того или иного закона, при проверке всего, что было изначально задумывалось для этого закона, речь должна идти обо основном подходе политики предупреждения. Не только с точки зрения законотворческой деятельности, но и прежде всего для практической политики профилактики до уровня городов и общин.

При этом проблемой может стать время, которое потребуется для исследования. Практика как и политика хотят - должны - максимально возможно быстро реагировать, чтобы победить распознанные проблемы. Науке требуется время, чтобы мочь обоснованно рассказать о влияниях или их отсутствии. В практике пред-

упреждения и политике предупреждения иногда трудно проводить эмпирические исследования, собрать данные, прежде чем будет начато какое-либо профилактическое мероприятие или будет выпущен закон.

Проблемы могут возникнуть с актуальным состоянием криминологии как важной смежной научной отрасли: Германия обладает высокоразвитой теоретически и эмпирически криминологической наукой, однако ей по всей вероятности угрожает «структурное истощение». Криминологические исследования проводятся большей частью вне криминологии юридических факультетов и распределяются по различным научным дисциплинам. Это также означает, что криминологическая постановка вопроса представляет широкий научный интерес.

Предупреждение преступности занимает свое место там, где что-либо должно быть предотвращено, что с некоторой вероятностью наступило бы без принятия соответствующих мер и было бы связано со значительным ущербом. Предупреждению преступности противопоставлен скепсис, в тех случаях, когда речь идет о выполняющихся процессах и развитиях, в которых недостаточное благоприятствование могут привести к негативному результату3 (Ohder 2010, 16). Применяя понятие предупреждения, затронутым лицам само собой приписывается возможное негативное развитие. Лучше были бы обозначения «содействие» или «помощь», особенно тогда, когда эти концепты - в соответствии с тенденцией переноса - вводятся очень рано4. (Holthusen 2011, 23)

Итак, предупреждение является очень трудоемкой и амбивалентной деятельностью5. (Поэтому в любом случае необходимо действовать вопреки тренду отграничения и переноса вперед и узко определять предупреждение преступности:

В качестве криминально-предупредительных следует понимать только те стратегии, мероприятия и проекты, которые прямо или косвенно нацелены на предотвращение или снижение преступности и от которых можно ожидать, что в обоснованной и ясной взаимосвязи

3 Ohder, Claudius (2010): Ein Blick zur ck nach vom. In: Evaluation und Qualit tsentwicklung in der Gewalt- und Kriminalit tspr vention. Dokumentation des 10. Berliner Pr ventionstages 2009. Berlin, S. 16

4 Holthusen, Bernd u.a.: ber die Notwendigkeit einer fachgerechten und reflektierten Pr vention. DJI Impulse 2.2011, S. 23

5 Там же

они направлены на предотвращение или снижение преступности - либо на базе убедительных эмпирических доказательств, либо на основании правдоподобных предположений.

Это требование по «узкому пониманию» термина предупреждения редко выполняется универсально направленным предупреждением (преступности), а селективным и индексным (индикаторным) предупреждением напротив - часто.

Кроме того не следует принимать никаких стандартизированных программ без проверки их необходимости и пригодности. Более того, криминально-предупредительные программы, проекты и мероприятия должны учитывать локальные, социальные и культурные условия и контексты преступности, опираться на основательный анализ проблем и причин на месте, должны добросовестно исполняться и оцениваться по их эффективности, в тесном сотрудничестве теории и практики, при поддержке политики.

Развитие предупреждения преступности: Возникновение нового поля действий и политики

«Предупреждение преступности как совокупности мер и мероприятий, которыми должно сокращаться возникновение преступности, а также в случае, тем не менее, совершенных преступлений должно предотвращаться совершение повторных преступление, в виде идей и представлений имеет давнюю традицию, а как практическая реальность напротив - короткую историю...До недавнего времени значение предупреждения преступности для уголовной политики и практики повсюду подчеркивалась, но конкретной реализацией скорее пренебрегали»6 ^В 2001, 470 и 455).

Если посмотреть на формирование современного «ландшафта» профилактики преступности и совершения наказуемых деяний, а также на «ландшафт» предотвращения или, по крайней мере, действенного сокращения различного рода угроз, которые могут благоприятствовать де-виантному поведению, то можно в промежуток времени между 1970 и 1980 годами фиксировать целенаправленные дискуссии и планирования «старта» актуального движения по предотвра-

6 PSB (2001): Erster Periodischer Sicherheitsbericht s. Bundesministerium des Innern/Bundesministerium der Justiz (Hrsg.) (2001), S. 455, 470

щению (преступности), со временем распространяющегося на всю Германию7. (Kerner 2012, 38).

Однако, подлинно «эйфорические настроения по поводу предупреждения преступности» можно отметить только начиная с 1990-х годов: в Германии образовываются Земельные советы по предупреждению - Шлезвиг-Голштиния (1990), Гессен (1992), Нижняя Саксония (1995), уже в 1988 в городе Ноймюнстер был учрежден постоянный Комитет по межведомственным мерам по предупреждению, который в 1992 году был переименован в «Совет по предупреждению преступности» - начало коммунального предупреждения преступности как всеобщей задачи; 1995 Федеральное министерство юстиции организовывает первый специализированный отдел «Предупреждение» в министерстве, а Федеральное управление уголовной полиции начинает собирать рекомендуемые проекты по предупреждению преступности под названием «Infopool Pr vention»; в 1997г. Немецкий институт молодежи открывает отдел по предупреждению преступности среди детей и молодежи, а полиция заново структурирует работы ее комитетов, направленную на предупреждение: Программа предупреждения криминальной полиции (KPVP) становится сегодняшней Программой полицейского предупреждения преступности (ProPK); 1995 проводится первый немецкий День предупреждения, 1999 основывается юридически независимое Общество немецкого дня предупреждения; 2001 основывается Фонд немецкого форума по предупреждению преступности (DFK).

За это время предупреждение преступности как активная совместная работа многих общественных сил из политики, науки и практики, нацеленная на предотвращение совершения наказуемых деяний, утвердилось в виде нового поля деятельности и политики8 (Kahl 2013, 39) «Предупреждение преступности разрабатывает стратегии по сдерживанию интенсивности преступности на минимально возможном уровне. Его значение и ценность для

7 Kerner, Hans-J rgen (2012): 10 Jahre Stiftung Deutsches Forum f r Kriminalpr vention (DFK). Gratulationsworte eines Wegbegleiters, unter R ckblick auf die historische Entwicklung von Pr vention in Gesetzgebung und Praxis. In: Jahresbericht 2011 der Stiftung Deutsches Forum f r Kriminalpr vention. Bonn, S. 38

8 Kahl, Wolfgang (2013): 19. Deutscher Pr ventionstag. 12&13. Mai 2014 in Karlsruhe. Forum kriminalr vention 4/2013, S.39.

уголовной политики и практики бесспорно»9 (PSB 2006, 665).

Сегодня неоспоримо, что «предупреждение преступности выходит далеко за рамки уголовного законодательства, уголовного права, уголовного преследования (полицией), уголовной юстиции, определения меры и применения наказания (исполнение и исполнение с альтернативами)»10 (PSB 2001, 456). Поэтому с точки зрения уголовной политики является неоспоримой основная мысль о приоритетности предупреждения над репрессивными мерами11 (Heinz 1998, 18).

Следующее понимание предупреждения преступности является во многом неоспоримым, хотя не везде и не во всех отношениях реализованным: предупреждение преступности является задачей всего общества, в решении которой задействованы отнюдь не только полиция и юстиция, но и, как сказано многие общественные силы из практики, политики и науки.

Потому что только при помощи полицейских и уголовно-правовых средств устранить причины преступности невозможно. Это вытекает уже из многообразия данных причин и опыта, показывающего ограниченное воздействие уголовно-правовых мер на поведение или на изменение поведения, а также не в последнюю очередь из теоретических предположений и практических выводов о причинах криминальных угроз: большая часть факторов, которые признаны и подтверждены в качестве основ возникновения преступности и криминальных угроз, не поддаются или поддаются лишь частично влиянию уголовно-правовых средств. В данном случае - да и не только в данном - предупреждение репрессивных мер является, безусловно, приоритетным и с точки зрения смысла, и с точки зрения своевременности принятия12 (Heinz 1998, 19.; Steffen 2013,487).

9 PSB (2006): Zweiter Periodischer Sicherheitsbericht s. Bundesministerium des Innern/Bundesministerium der Justiz (Hrsg.) (2006), S. 665

10 PSB (2001): Erster Periodischer Sicherheitsbericht s. Bundesministerium des Innern/Bundesministerium der Justiz (Hrsg.) (2001), S. 456

11 Heinz, Wolfgang (1998): Kriminalpr vention. Anmerkungen zu einer berf lligen urskorrektur der Kriminalpolitik. In: Kerner, Hans-J rgen u.a. (1998), S. 18

12 Heinz, Wolfgang (1998) Kriminalpr vention. Anmerkungen zu einer berf lligen Kurskorrektur der Kriminalpolitik. In: Kerner, Hans-J rgen u.a., S. 19. Steffen, Wiebke (2013) Pr vention ist viel zu wichtig, als dass

Предупреждение преступности является задачей, которая должна решаться на многих уровнях: на локальном/коммунальном уровне, на уровне земли, на федеративном уровне, на международном/глобальном уровне.

В соответствии с принципом субсидиарно-сти, первыми за предупреждение преступности должны отвечать сами граждане, затем общественные коллективы, такие как общины, города, округа, и только затем земли и федерация13 (Marks 2014, 457).

Из понимания предупреждения преступности как всеобщей задачи выводится, что оно должно происходить в виде связанного взаимодействия между действующими лицами и институтами. Это относится не только к коммуникативной и кооперативной системе на коммунальном уровне, но и, например, к Земельным советам по предупреждению.

Для предупреждения преступности требуются специальные знания: повысились требования к тем, кто реализует (или должен реали-зовывать) криминаьно-предупредительные программы и меры на практике. Это происходит на фоне того, что предупреждение преступности со временем стало «рынком», на котором господствуют экономические интересы. Это относится не только к производителям и продавцам предупредительных технических устройств безопасности, но и к поставщикам программ и концептов по предупреждению, ориентированных на поведение: некоторые из этих программ стоят денег, например, на обучение исполнителей («тренер») и/или на материалы. Лица, задействованные в предупреждении на месте, должны быть способны оценить «ценность» этих программ для целей и конечных адресатов их мероприятий по предупреждению.

В настоящее время проводится не только усиленное (дополнительное) обучение «среди задействованных лиц», но и предлагаются - и используются - возможности получения (в том числе и дополнительного) образования на межрегиональном уровне, как, например, 2008 «Про-

man sie der Polizei allein berlassen d rfte. berlegungen zur Bedeutung der Polizeilichen Kriminalpr vention im Kontext der Kriminalpr vention als gesamtgesellschaftlicher Aufgabe. In: Boers, Klaus u.a. 2013, S. 487

13 Marks, Erich (2014) Zu einigen kriminalpr ventiven Entwicklungen zwischen 1978 und 2013. In: Dirk Baier/ Thomas M le (2014): Kriminologie ist Gesellschaftswissenschaft. Festschrift f r Christian Pfeiffer zum 70. Geburtstag. Baden-Baden, S. 457

грамма повышения квалификации по предупреждению преступности Вессапа» Земельного совета по предупреждению в Нижней Саксонии или, начиная с зимнего семестра 2011, магистратура «Предупредительная социальная работа со специализацией Криминология & Предупреждение преступности» в Высшей школе прикладных наук Остфалия в Вольфенбюттеле.

Предупреждение преступности должно происходить на основе доказательств: с одной стороны на базе теоретических и эмпирических научного знания, с другой стороны с точки зрения оценки его (предупреждения) планирования, проведения и воздействия. Здесь требуется не только «готовность использовать» со стороны практики, но и «способность поставлять» со стороны науки.

ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Развитие и современное состояние

Организованная криминально-превентивная практика государственных и негосударственных институтов с ее многочисленными программами и проектами была и безусловно является двигателем развития в области предупреждения преступности, а также большей совместной работы, создания кооперационных связей и профессионализма.

Прежде чем политика и наука также были привлечены, предупреждение преступности было инициировано и продвинуто практикой

Преобладание коммунального или локального уровня

Основные задачи криминально-превентивных программ лежали и лежат на коммунальном или локальном уровне. Его доминантность не только соответствует принципу субсидиарно-сти, но и проистекает из идеи, что в случае преступности, при всех проявлениях ее сути, речь идет о локальном феномене: многие из значимых для преступных событий социокультурных, экономических и инфраструктурных факторов обнаруживают четкую «привязку к местности». (кавычки перев.) Приблизительно 70% зарегистрированных полицией преступлений совершаются в местах проживания преступника и/ или жертвы, т.е. там, где преступники социализировались, а жертвы (невольно) (со)участвуют в формировании возможностей для преступления. Социальный контроль также оказывается четко привязан к местности - несмотря на уже

прошедшее годами ранее огосударствление коммунальной полиции и без этого унифицированной на надрегиональном (в масштабах страны) уровне юстиции14 (Steffen 2006, 1145; PSB 2006, 670). Помощь детям и несовершеннолетним также лежит в зоне коммунальной ответственности, то же самое относится ко многим лицам, которые содержат школы (Schultr ger). (http:// de.wikipedia.org/wiki/Schultr%C3%A4ger)

Кроме того, речь идет не только о преступности, но и об угрозе преступности, не только о безопасности, но и о чувстве безопасности - а на это влияют прежде всего местные условия, прежде всего среды нахождения: «Эмпирическое исследование ситуаций и общественного поведения в Германии, которые вызывают угрозу преступности, повторно подтвердило вывод о том, что жители сводят свои опасения к признакам беспорядка, упадка, запущенности (отчасти привязанным к месту, отчасти сконцентрированным на зданиях, отчасти вызванным группами лиц). Этот вывод очень важен также и для будущей организации практико-ориентированного предупреждения преступности, которое будет серьезно относиться к интересам и потребностям граждан»15 (PSB 2001, 461).

Итак, имеет смысл влиять на преступность и угрозы преступности и предотвращать их там, где они возникают и находятся в выгодных условиях и проделывать это при общей ответственности граждан соответствующей общины и их коммунальных и государ -ственных институтов, в межведомственной и институционализированной форме16 (Steffen 2013 b, 488).

14 Steffen, Wiebke (2006) Kriminalpr vention in Deutschland: Eine Erfolgsgeschichte? In: Feltes, Thomas u.a. (2006): Kriminalpolitik und ihre wissenschaftlichen Grundlagen. Festschrift f r Professor Dr. HansDieter Schwind zum 70. Geburtstag. C.F. M ller Verlag Heidelberg, S. 1145. PSB (2006): Zweiter Periodischer Sicherheitsbericht s. Bundesministerium des Innern/ Bundesministerium der Justiz, S. 670.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 PSB (2001): Erster Periodischer Sicherheitsbericht s. Bundesministerium des Innern/Bundesministerium der Justiz, S. 461.

16 Steffen, Wiebke (2013) Pr vention ist viel zu wichtig,

als dass man sie der Polizei allein berlassen d rfte. ber-

legungen zur Bedeutung der Polizeilichen Kriminalpr -

vention im Kontext der Kriminalpr vention als gesamt-

gesellschaftlicher Aufgabe. In: Boers, Klaus u.a. 2013, S. 488.

Действующие лица предупреждения преступности: помощь детям и подросткам, школа, уголовное право и уголовная юстиция.

В поле задач предупреждения преступности вовлечены многие действующие лица и институты, что заметно по составу криминально-превентивных комиссий. К самым главным из них (лиц и институтов), представляющим государственные и негосударственные организации, как, например, помощь детям и подросткам, можно отнести следующие.

Полиция

К первейшим по времени - а также вероятно самым важным - действующим лицам в предупреждении преступности относится полиция. Т.к. «отражение опасностей, которые угрожают жизни, здоровью и имуществу людей, ...является согласно общего государственно-правового понимания основной задачей государства, . в природе вещей до определенной степени заложено то, что полиция быстрее и заметнее всех различным образом участвовала в последних событиях (предупреждения преступности). Полиция была также подвержена соответствующему давлению ожиданий со стороны населения, как единственному гаранту внутренней безопасности ответственному за мероприятия по подавлению преступности»17 (PSB 2001, 459).

Это «давление ожидания» было впоследствии усилено в связи с практическими и теоретическими выводами о нарушении чувства безопасности населения и полицейско-практи-ческими и уголовно-политическими реакциями на это. В Германии примерно с начала 1990 годов обсуждаются «альтернативные подходы касательно формального и неформального социального контроля из США»18 (PSB 2001, 460), связанные с требованиями формирования «общественно-ориентированной полиции, учитывающей интересы граждан», которая будет работать в тесной связи с другими институтами, объединениями и отдельными гражданами (или группами) с целью сформировать и затем под-

17 PSB (2001): Erster Periodischer Sicherheitsbericht s. Bundesministerium des Innern/Bundesministerium der Justiz, S. 459.

18 Там же, с. 460.

держивать действенные меры по предотвращению19 (PSB 2001, 460).

В ноябре 1997 Комиссия по предупреждению преступности полицией на земельном и федеративном уровне (KPK) разработала проект «Коммунальное партнерство в сфере безопасности и порядка - адаптация Community Policing (англ. привлечение населения к охране общественного порядка) для Германии». По мнению комиссии, такие «Коммунальные партнерства в сфере безопасности и порядка» могли бы связать разнообразные отдельные инициативы по работе полиции с учетом потребностей населения в единый целенаправленный концепт20 (Steffen 2006, 119).

В феврале 1998 Постоянная конференция министра внутренних дел и сенаторов по внутренним делам (IMK) приняли программу «Партнерство ради повышения безопасности в наших городах и общинах». В числе прочего, работа по безопасности должна быть более ориентирована на конкретные нужды граждан, а также необходимо содействовать созданию коммунальных советов по предупреждению и партнерств в области безопасности.

В октябре 1998 рабочая группа II (Рабочая группа по внутренней безопасности IMK) одобрила «Основные направление предупреждения преступности полицией», которые с того момента остались в неизменном виде, а также были внедрены в полицейский регламент (PDV) 100, являющийся основным для выполнения задач полицией. Помимо прочего там гласит «Долговременно действующая стратегия предупреждения преступности должна принимать в расчет разнообразие причин. Для этого требуется межведомственный, интегративный общий проект. Поэтому предупреждение преступности является задачей всего общества, за решение которой несет ответственность не только полиция, но и в особенной степени политика, другие государственные и негосударственные учреждения, экономика, СМИ и сами граждане, которые должны вносить свой специфический вклад. На коммунальном уровне предупреждение преступности особенно эффективно может сочетаться с целенаправленным проектированием, т.к. преступность возникает преимущественно на местах.

19 Там же.

20 Steffen, Wiebke (2006): B rgernahe und gemeinwesenorientierte Polizeiarbeit in Deutschland. In: Berg, Manfred u.a. (2006): Strafrecht in den Vereinigten Staaten und Deutschland. Geschichte und neuere Entwicklungen. Heidelberg, S. 119.

При этом должны быть привлечены все «агенты предупреждения», значимые для этой местности. Целью должно стать создание связей между всеми проектами и мероприятиями, а также усиленная институализация участия граждан. Для этого может быть полезно создание коммунальных советов по предупреждению или партнерств в сфере безопасности и порядка».

Этот процесс показывает прежде всего одно: полиция больше не воспринимает себя как «единственного гаранта внутренней безопасности и проведения мероприятий по предупреждению преступности», т.к. только полицейскими (и уголовно-правовыми) мерами невозможно эффективно ограничить или совсем победить преступность и связанные с ней угрозы. Понимание предупреждения преступности как всеобщей задачи, прежде всего местной, меняет также и внутреннее понимание полиции: полиция как одно действующее лицо в процессе решения проблемы отказывается от ее профессиональной монополии на безопасность 21(Steffen 2006, 122).

Цирке пишет: «В процессе развития предупреждения преступности на коммунальном уровне полиция и дальше будет играть важную роль. Однако, она должна по-новому определить границы предупреждения полицией. «Она должна попрощаться с самооценкой, ставящей перед ней слишком высокие требования. В центре предупреждения преступности стоит не полиция, а институты и активные граждане на коммунальном уровне. Предупреждение преступности полицией должно осознанно связываться с другими направлениями на коммунальном уровне, согласовываться с ними, искать партнеров .,.»22 ^егске 1998, 283)

В то время как на коммунальном уровне это кажется более-менее решенным, земельный и прежде всего федеративный уровни обнаруживают четкую необходимость действий. Так, в 2011 Комиссия по предупреждению преступности полицией в заявлении по «Предпосылкам успешного предупреждения преступности полицией» определила: «Предупреждение преступности полицией на земельном и федеральном уровнях охватывает . всеобщие поля деятельности и темы по предупреждению. Но в одиночку полиция, ни в правовом отношении,

21 Там же, с. 122.

22 Ziercke, J rg (1998): Anforderungen einer zukunftsorientierten, gesamtgesellschaftlich ausgerichteten Krimina-lit tsvorbeugung - Erfordernis eines bundesweiten Pr -ventionsgremiums. In.: Kerner, Hans-J rgen u.a., S. 283.

ни практически не способна проделать такую всеохватывающую работу по предупреждению. В межведомственных мероприятиях по предупреждению, а также тех, которые лежать вне ответственности полиции, следует стремиться к кооперации с первичными действующими лицами предупреждения. Они должны под свою ответственность перенять роль в действиях по предупреждению, при необходимости при участии полиции.»

Это четко показывает развитие предупреждения преступности полицией в большее взаимодействие в Программе полицейского предупреждения преступности на земельном и федеративном уровнях (ProPK), являющейся «центром» национальной профилактической работы, с привлечением междисциплинарно полученных знаний по данной тематике. Более 40 лет данная программа преследует цель просвещения населения, преподавателей, СМИ и других участников предупреждения о проявлениях преступности и возможности их подавления. Помимо прочего это достигается посредством криминально-профилактической работы прессы и общественности, а также через разработку и публикацию средств, мер и концептов, которые поддерживают местные отделы полиции в их профилактической работе beratung.de).

Прошло немало времени не только, пока профилактика преступности полицией не была так систематично описана как Программе полицейского предупреждения преступности, но и пока полиция перестала видеть и воспринимать себя в качестве «бойца-одиночки» в делах предупреждения и стала, наоборот, воспринимать и использовать кооперацию как фактор успеха и своей профилактической деятельности:

Т.к. многие криминально-профилактические предложения могут быть поняты и использованы только междисциплинарно, специалисты и партнеры по совместной работы из других дисциплин и областей стали неотъемлемой и естественной частью профилактической работы по программе. К успешно-опробованным формам кооперации относятся: целевые кооперации, профессиональный обмен, кооперация в области работы с общественностью, профессиональная оценка и экспертиза полицейских профилактических инициатив, кооперации на местном уровне 23(|егке 2013).

23 Jerke, Viktoria: Erfolgsfaktor Kooperation in der polizeilichen Kriminalpr vention. forum kriminalpr vention

Помощь детям и подросткам

Другим центральным действующим лицом в области предупреждения преступности является помощь детям и несовершеннолетним, чье участие стало существенно более значительным в последние годы и десятилетия: с одной стороны, т.к. предупреждение преступности в детском и подростковом возрасте является центральной областью криминальной профилактики и общественные дебаты, порой очень жаркие, о детской и подростковой преступности прежде всего велись в 1990-е годы, с другой стороны, т.к. институты повсеместно внедрили понимание, что в случае профилактики детской и подростковой преступности используемые стратегии должны иметь в первую очередь педагогическую направленность. «Дети и подростки, которые подвержены риску быть замеченными в противоправных деяниях или уже замечены в них, должны быть удержаны от возможных преступлений в будущем воспитательными средствами»24 (Holthulsen/Hoops 2012, 23).

Эта воспитательная ориентированность относится ко всем участникам профилактики преступности среди детей и молодежи вплоть до ювенального права (§ 2 Abs. 1 JGG), особенно это актуально для помощи детям и несовершеннолетним, чьей задачей является способствовать становлению детей и молодежи как самостоятельных личностей, способных к жизни в обществе, ограждать их от опасностей и создавать комфортные условия для жизни (§ 1 SGB VIII).

Профилактика является одним из структурных принципов помощи детям и несовершеннолетним, т.к. она должна не реагировать на нанесение ущерба и убытков, а стараться заблаговременно предотвратить опасности и угрозы25 (Holthulsen/Sch fer 2007, 134.; Holthulsen/Hoops 2012, 25). Преступность является риском для благополучия детей и подростков и тем самым становится вызовом для помощи детям и несо-

4/2013, S. 2013.

24 Holthusen, Bernd/Hoops, Sabrina (2012): Kriminali-t pr vention im Kindes- und Jugendalter. Zu Rolle, Beitrag und Bedeutung der Kinder- und Jugendhilfe. ZJJ 1/2012, S. 23.

25 Holthusen, Bernd/Sch fer, Heiner (2007): Strategien der Gewaltpr vention in der Kinder- und Jugendhilfe im Jugendalter. In: Arbeitstelle (2007), S. 134. Holthusen, Bernd/Hoops, Sabrina (2012): Kriminalit pr vention im Kindes- und Jugendalter. Zu Rolle, Beitrag und Bedeutung der Kinder- und Jugendhilfe. ZJJ 1/2012, S. 25.

вершеннолетним, для «взросления в общественной ответственности».

Одиннадцатый отчет о детях и подростках 2002 обращает внимание на «слепое пятно в профессиональной дискуссии о помощи детям и несовершеннолетним»: внутри помощи детям и подросткам нет «четкой дискуссии о подходах к преступности». Преступность среди детей и подростков является не только проблемой полиции, юстиции и внутренней политики; она также является «педагогической проблемой, которая не решается, когда виновник или виновница становится жертвой условий, порождающих преступления. При этом необходимо помнить, что преступность в молодежной среде провоцирует педагогические ответы, которые скорее связаны с воспитанием, социальным контролем, участием или вмешательством, обозначением границ и уяснением норм. Ответом помощи детям и несовершеннолетним является не отказ от профилактики преступности, а поиск на всех уровнях в интересах детей и молодежи профессиональных убедительных описаний проблемы и соразмерных ответов совместно со всеми остальными участниками». (2002, 238 £)

В то же время отчет предостерегает от «дальнейших проблемных ожиданий от помощи детям и несовершеннолетним касательно ее криминально-профилактической функции и задачи». Так «беспечные рассуждения о первичной профилактике преступности как задаче помощи детям и несовершеннолетним легко приводит к взгляду на детей и подростков как на возможных преступников. Такое обобщенное подозрение не подтверждено практикой и противоречит всем принципам педагогической практики, которая исходит не из диагноза дефицита, который также не гарантирован и продлен на будущее, а основывается ресурсах, интересах и жизненных предпосылках. Для предположительно эффективной профилактики в помощи детям и несовершеннолетним нельзя отказываться о того, что также имеет и центральное значение для подтверждения противоположности в уголовном праве: презумпция невиновности. Те, кто подозревает своих адресатов в том, что они могут совершить противоправное деяние и их действия направлены на это, как правило отвергают презумпцию невиновности.» При восприятии общественной ответственности за взросление детей и подростков нельзя «ставить их под обобщенные подозрения», напротив, в центре внимания должны стоять помощь и поддержка в форме структурированных мер.»

В области первичной профилактики преступности помощь детям и несовершеннолетним могла бы сделать свой вклад лишь в благоприятном случае. Что касается вызовов, то здесь помощь детям и подросткам стоит скорее в области вторичной и третичной профилактики, но здесь ей также нельзя «полагаться на официальные определения проблем, напротив, здесь требуется распознавать опасности на основе профессионально обоснованных критериев и действовать соответствующим образом.»

За это время помощь детям и несовершеннолетним дала следующие ответы: «Педагогическая профилактика преступности приобрела довольно широкую известность в последние два десятилетия - прежде всего, безусловно, в формах проектов, но также и в практике». При этом возникло множество подходов и концептов. «Вызовы состоят в том, чтобы выстроить долгосрочную структуру предложений на постоянной основе, чтобы в зависимости от местных потребностей можно было воспользоваться необходимыми подходами в виде постоянных предложений . Главный вызов состоит в том, чтобы выстроить подходы, ориентированные на целевые группы . Также, можно выявить существенную потребность относительно (потенциальных) жертв.»

Помимо этого были выявлены структурные проблемы касательно кооперации. В частности, продолжающееся выстраивание взаимодействия является главной задачей регулярных служб. «Согласованные действия помощи детям и несовершеннолетним, школы, полиции, юстиции и в определенных случаях других задействованных должны быть направлены не только на конкретные случаи, но и на структуру в целом - при учете и признании различий в логике действий и общественных задач каждого института».

С точки зрения ведомственной политики является сомнительным малоотраженное, даже инфляционисткое использование понятия профилактики. Другой ведомственно-политической проблемой является подтверждение правильности воздействия педагогических стратегий профилактики. В особенности мало формализованные педагогические практики являются для оценивания до сих пор нерешенной проблемой.

В предупреждении преступности помощь детям и несовершеннолетним в их же интересах должна постоянно вносить педагогическую перспективу в профессиональный дискурс, которая не должна терять в весе по сравнению с соображениями в области политики безопасности. В повседневной кооперации и коммуникации с

остальными институтами помощь детям и несовершеннолетним должна «следовать своим профессиональным, педагогическим стандартам, которые выходят далеко за рамки защиты от угроз и предупреждения или снижения преступности. Именно это придает помощи детям и несовершеннолетним особенность и повышенную важность по сравнению с остальными институтами, задействованными в профилактике преступности.»

Для становления помощи детям и несовершеннолетним как задействованного института в предупреждении преступности немаловажную роль сыграл Отдел по профилактике преступлений среди детей и молодежи в Немецком институте молодежи (DJI). С 1997 отдел, поддерживаемый Федеральным министерством по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодёжи, сопровождает разработки в области профилактики, а также информирует практику, политику, СМИ и науку о проектах и стратегиях действий в предупреждении преступности среди детей и подростков. При помощи собственных оценивающих исследований и эмпирических изысканий данный отдел утверждается в качестве нового типа проектов DJI (Немецкого института молодежи), в котором постоянные консультации с политикой и практикой связаны с наукой26 (Holthulsen/Glaser 2013, 72)

Школа

Требование к институту школы также предпринимать меры против насилия и готовности к нему среди детей и молодежи не является новым. Так, особенный «взрыв» исследований и профилактических действий, относящихся к теме «Насилие в школе», можно зафиксировать в первой половине 1990-х годов, однако, во второй половине 90-х данный интерес опять существенно снизился. За это время дискуссия приобрела, в общем, более деловой характер, тем не менее, она снова и снова разгорается, когда в школе происходят сенсационные акты насилия (например, массовые убийства)27 (Steffen 2012, 83; Hanke 2007, 104).

26 Holthusen, Bernd/Glaser, Michaela (2013): Arbeitsstellen als neuer Projekttypus der DJI. DJI Impulse - 50 Jahre DJI. 2/2013, S. 72

27 Steffen, Wiebke (2012): Lern- und Lebensr ume von Kindern und Jugendlichen als Orte von Bildung und Gewalt-pr vention. Gutachten f r den 15. Deutschen Pr ventionstag 10. & 11. Mai 2010 Berlin, S. 83. Hanke, Ottmar (2007): Strategien der Gewaltpr vention an Schulen, S. 104.

В данной ситуации также сыграло роль то обстоятельство, что ответственность и значение школы для профилактики преступности не исходит непосредственно из того, что в ней часто происходят преступления, особенно связанные с насилием. Напротив, вопреки впечатлению общества, вызванному соответствующими сообщениями СМИ, что « насилие в школах возросло», все эмпирические данные указывают на то, что общего повышения (телесного) насилия и/или жестокости не произошло. Число происшествий скорее даже сокращается - и это благодаря повышенной чувствительности по отношению к школьному насилию и повышенной готовности уведомить о правонарушении28 (Steffen 2012, 85).

Поэтому профилактика в школе обращена на (насильственную) преступность, деятелями и жертвами которой становятся молодые люди вообще, т.е. ни в коем случае не только на те правонарушения, которые действительно происходят в «школе как месте преступления»: через школу, педагогов и воспитателей мероприятия и проекты по профилактике преступности должны достичь учеников.

Ответственность и значение школы проистекают с одной стороны из принципиальной воспитательной и образовательной задачи школы, с другой стороны из того, что большая часть разработанных в последние годы стратегий по профилактике преступности могут быть обозначены как педагогические стратегии. Эта ориентация не только согласуется с тем фактом, что в данном случае профилактика имеет дело с подростками, но также и с широко разделяемым убеждением, что преступность в детском и подростковом возрасте может быть побеждена в первую очередь воспитанием, образованием и приобретением компетенций. Таким образом, взять на себя задачи (также и) в профилактике преступности является призванием и обязанностью в первую очередь людей с педагогическим образованием29 (Arbeitsstelle 2007, 281). Их можно найти не только в помощи детям и несовершеннолетним, но также, конечно, и в школе.

28 Steffen, Wiebke (2012): Sicherheit als Grundbed rfnis der Menschen und Staatliche Aufgabe. Gutachten f r den 17. Deutschen Pr ventionstag 16. & 17. April 2012 in M nchen, S. 85.

29 Arbeitsstelle Kinder- und Jugendkriminalit tspr venti-on (2007): Strategien der Gewaltpr vention im Kindes-und Jugendalter. Eine Zwischenbilanz in sechs Handlungsfeldern. M nchen, S. 281.

С другой стороны, значение школы для предупреждения преступности проистекает из того, что школа является местом, в котором находится целевая группа для профилактики -дети и подростки и где они принципиально доступны для профилактических мер и программ30 (Steffen 2012, 86).

Поэтому в школе также работают и другие задействованные в профилактике преступности лица и организации.

Согласно Schubarth (2010, 14), школа должна «чувствовать себя свободно, принимая предложения по кооперации других институтов, которые также несут ответственность за развитие детей и молодежи, и должна это делать своевременно, а не только тогда, когда ребенок уже упал в колодец»31.

В любом случае, за это время было разработано и внедрено множество школьных программ по профилактике и посредничеству: программы, специализирующиеся на насилии, программы для всех школьников и программы для школьников разных возрастных групп, программы для школьников, попавших в поле зрения, программы для учителей и родителей: 49 «Предлагается сбивающее с толку множество программ по профилактике и посредничеству. Ученые, журналисты, издательства, объединения и фонты выступают с предложениями, нередко с этим связаны экономические интересы. Данные интересы и возникающие при использовании обязательства или расходы, например, на приобретение материалов или на обучение участников, должны учитываться при выборе. Однако, решающим фактором должно стать то, является ли имеющаяся программа подходящей для специфической ситуации в конкретной школе»32 (Melzer u.a. 2011, 201).

Т.к. целевая группа школьников и школьниц «как правило (пока) не замечены в преступных действиях», «задачи профилактики преимущественно распространяются на универсальный

30 Steffen, Wiebke (2012): Sicherheit als Grundbed rfnis der Menschen und Staatliche Aufgabe. Gutachten f r den 17. Deutschen Pr ventionstag 16. & 17. April 2012 in M nchen, S. 86.

31 Schubarth, Wilfried (2010): Gewalt und Mobbing an Schulen. M glichkeiten der Pr vention und Intervention. Stuttgart, S. 14.

32 Melzer, Wolfgang/Schubarth, Wilfried/Ehninger, Frank (2011); Gewaltpr vention und Schulentwicklung.

2., berarbeitete Auflage. Bad Heilbrunn, S. 201.

уровень»33 (МеЬег 2011, 201). Поэтому, предостережения, которые высказываются в Одиннадцатом молодежном отчете о помощи детям и несовершеннолетним относительно влияний «беспечных разговоров о первичной профилактике преступности как задаче помощи детям и несовершеннолетним» (см. выше), касаются также и школы. В качестве криминально-превентивных здесь также должны обозначаться и соответствующе реализовываться только программы и мероприятия селективной и индексной (индикаторной) профилактики. «Общие поддерживающие мероприятия» как, например, продвижение социальных и коммуникативных компетенций, развития морали, обращения со СМИ и т.д. являются бесспорно важными и целесообразными, однако, они не должны называться криминально-превентивными.

Возможно, более важными, чем программы и мероприятия, которые ориентированы на учеников и учениц, педагогов и родителей, являются такие мероприятия, которые сами направлены на институт школы. Т.к. специфический подход к предупреждению преступности в школах вытекает из определения, согласно которому социально-проблемные типы поведения отчасти обусловлены внутренним устройством школы и ее педагогической направленности. Можно установить, что такие виды поведения не просто проникают в школу снаружи, а отчасти обусловлены внутренним устройством школы и ее педагогической направленности. «Из этих данных можно заключить, что благодаря развитию и улучшению различных аспектов школьной культуры может быть сделан целесообразный вклад в предупреждение преступности ...(должна) иметься двойная стратегия, которая должна быть, с одной стороны, ориентирована на оптимизацию культуры школы и преподавания», улучшение климата в классе и, как следствие, на душевный настрой учеников». Воплощать данную «двойную стратегию» и следовать ей, как и прежде, является (пока еще не выполненной) задачей школы как задействованного в профилактике преступности института.

Продолжение следует...

33 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.