Сокол Юлия Валерьевна
студентка 4 курса юридического факультета Кубанского государственного университета (e-mail: ulyasokol@mail.ru)
«Kurve kriegen» - программа предупреждения преступности несовершеннолетних в Северном Рейне-Вестфалии (ФРГ)
В статье рассматривается продолжительная целенаправленная работа полиции Германии с категорией так называемых интенсивных (многократных) несовершеннолетних преступников (jugendlich Intensivtater). Одной из наиболее известных программ предупреждения преступности среди указанной категории несовершеннолетних является инициатива полиции земли Северный Рейн-Вестфалия под названием «Kurve kriegen». В настоящее время в ФРГ накоплен уникальный опыт противодействия преступности данной категории несовершеннолетних, который может быть использован и в России.
Ключевые слова: Kurve kriegen, несовершеннолетний преступник, интенсивный несовершеннолетний преступник, предупреждение преступности несовершеннолетних.
Yu.V. Sokol, 4th year student of the Faculty of Law of the Kuban State University; e-mail: ulyasokol@ mail.ru
«Kurve kriegen» - the program of juvenile crime prevention in North Rhine-Westphalia (Germany)
In the article the long targeted police work in Germany, with the category of so-called intensive (multiple) juvenile offenders (jugendlich Intensivtater) is considered. One of the most famous crime prevention programs among this category of minors is an initiative of the Police in North Rhine-Westphalia called «Kurve kriegen». Currently, there is a unique experience of combating crime of this category of minors in Germany, which can be used in Russia.
Key words: Kurve kriegen, juvenile delinquent, intense juvenile offenders, counteraction of juvenile delinquency.
Преступность несовершеннолетних представляет собой самостоятельный вид преступности, присущий любому государству, характеризующийся неоднородностью и обладающий отличительными характеристиками. При этом, как точно отмечает М.В. Морев, преступность несовершеннолетних является своеобразным индикатором, характеризующим социальное здоровье общества [1, с. 47].
По данным Генеральной прокуратуры РФ, всего в России в 2014 г. было выявлено 1000100 лиц (без КФО), совершивших преступления, из которых 54089 (без КФО) являются несовершеннолетними, что составляет 5,4% (в 2009 г. - 7%, в 2010 г. - 6,6%, в 2011 г. - 6,3%, в 2012 г. - 5,9%, в 2013 г. - 5,4%).
Из общего количества 54089 несовершеннолетних преступников 14093 лица повторно совершили преступление в 2014 г., т.е. фактически каждый четвертый несовершеннолетний преступник (26%) повтор-
но совершил преступление (в 2011 г. - 20%, в 2012 г. - 22%, в 2013 г. - 23%). Из них ранее судимых за преступления - 5732 несовершеннолетних (без КФО), т.е. порядка 41% (в 2011 г. - 64%, в 2012 г. - 61%, в 2013 г. -55%) [2].
Важно отметить, что официальная отечественная статистика не позволяет четко определять количественную и качественную характеристики повторных (неоднократных) несовершеннолетних преступников, а также не позволяет выделить из нее в качестве особой (самостоятельной) подгруппы многократных (интенсивных) несовершеннолетних преступников.
В противоположность России в Германии уже более 30 лет в качестве самостоятельной подгруппы несовершеннолетних преступников выделяется категория так называемых интенсивных (многократных) несовершеннолетних преступников (jugendlich Intensivtäter). Соответственно, в Германии ведется целенаправ-
264
НЕСТАИК КРАСАУДАРСКУГУ ТАИНЕРСИТЕТА МНД РОССИИ • 2016 • № 1 (31)
ленная работа полиции с данной группой несовершеннолетних преступников, а с 90-х гг. прошлого столетия по всей Германии получила повсеместное распространение реализация соответствующих специальных полицейских программ, направленных на предупреждение преступности среди указанной категории несовершеннолетних. Таким образом, в ФРГ накоплен уникальный опыт противодействия преступности несовершеннолетних интенсивных (многократных) преступников, который практически отсутствует в современной российской практике.
Результаты многочисленных криминологических исследований в Германии показали, что небольшая часть несовершеннолетних преступников (порядка 3-7%) совершает примерно от одной до двух третей всех зарегистрированных преступлений своей возрастной группы (Wolfgang, Figlio, Sellin (1972) [3]; Dalteg, Levander (1998) [4]; Posiege, Steinschulte-Leidig (1999) [5]; Naplava (2008) [6]; Block, Brettfeld, Wetzels (2009) [7]; Steffen (2009) [8, S. 83-100]; Bliesener (2010) [9, S. 357-371] и др.). Чаще всего ими совершаются преступления против собственности и/или различные насильственные преступления.
Согласно официальной уголовной статистике в федеральной земле Северный Рейн-Вест-фалия (СРВ) полиция ведет учет только так называемых несовершеннолетних неоднократных подозреваемых, которыми признаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 21 года, совершившие 5 и более преступлений в течение одного календарного года.
Так, в 2014 г. в СРВ всего было зарегистрировано 105915 (21,9%) несовершеннолетних подозреваемых (в 2013 г. - 108011, 22,6%), из них 6519 несовершеннолетних неоднократных подозреваемых (в 2013 г. - 6706) [10, S. 36].
Зарегистрированные в СРВ несовершеннолетние неоднократные подозреваемые, составляющие порядка 6,2% от общего количества всех несовершеннолетних преступников, совершают приблизительно одну треть всех преступлений своей возрастной группы.
В отличие от понятия «несовершеннолетний неоднократный подозреваемый» в различных землях ФРГ полицией также активно используется понятие «несовершеннолетний интенсивный (многократный) преступник», отличающееся различными качественными и количественными характеристиками отнесения конкретных лиц к интенсивным (многократным) несовершеннолетним преступникам.
Чаще всего в Германии к несовершеннолетним интенсивным преступникам относят тех несовершеннолетних, которые совершили в течение одного календарного года 5 и более преступлений. Хотя указаные критерии могут разниться в отдельных федеральных землях. Так, в Берлине в 2008 г. к несовершеннолетним интенсивным преступникам относили лиц, совершивших минимум 10 преступлений в течение одного календарного года, в отношении которых прогнозировалась опасность укрепления их дальнейшей криминальной карьеры.
Полицейские программы предупрежения преступности несовершеннолетних интенсивных преступников имеют ярко выраженный прагматичный характер, отличаются особенностями целевой группы и четкими критериями приема несовершеннолетних преступников в соответствующую программу.
Одной из наиболее известных в Германии программ предупреждения преступности несовершеннолетних интенсивных преступников является инициатива полиции земли Северный Рейн-Вестфалия под названием «Kurve kriegen». Данная программа стартовала в 2011 г. в 8 регионах этой федеральной земли сроком на два года. В ней приняли участие более 200 несовершеннолетних преступников.
Интересно отметить, что название программы «Kurve kriegen» нельзя перевести дословно с немецкого языка, поскольку это название представляет собой фразеологический оборот, обозначающий «успеть вовремя».
Основная цель «Kurve kriegen» состоит в том, чтобы уберечь несовершеннолетних правонарушителей от дальнейшего «соскальзывания в преступность» и тем самым уменьшить количество несовершеннолетних, совершающих преступления.
Основной целевой группой этой программы являются несовершеннолетние преступники в возрасте от 8 до 15 лет, которые совершили минимум одно насильственное преступление или три тяжких преступления против собственности, а также «условия жизни которых отягощены проблемами, угрожающими их прочному соскальзыванию в преступную деятельность» [11].
Из 288 преступлений, совершенных участниками программы, половина приходилась на 17% участников. Так, наивысшее количество совершенных преступлений у одного из участников программы составляло 24 зарегистрированы^ преступления [12, с. 115].
265
Средний возраст несовершеннолетних участников программы составил 12 лет (78% из них - старше 10 лет).
Вторичной целевой группой указанной программы являются родители (законные представители) несовершеннолетних преступников, включенных в эту программу.
После добровольного согласия законных представителей несовершеннолетнего на участие в этой программе персональные и иные данные несовершеннолетнего преступника передаются специалистам педагогам, которые в дальнейшем будут индивидуально работать с несовершеннолетним и его семьей. Подробно оговариваются все условия участия в проекте, права и обязанности сторон.
Программа базируется на следующих основных положениях.
1. Раннее распознавание особенной угрозы несовершеннолетних преступников.
Через стандартизированный скрининг угроз (Risikoscreening), проводимый полицией, учитываются различные индивидуальные факторы (до 12 факторов) биопсихосоциального характера, благоприятствующие прочному «соскальзыванию» несовершеннолетних в преступную деятельность [12, S. 116]. Особое внимание уделяется их семейному контексту, взаимоотношениям со сверстниками и школой, проведению свободного времени. На этой основе полиция производит индивидуальный прогноз в отношении дальнейшего поведения несовершеннолетнего преступника и в случае получения негативного прогноза его развития готовит предложения об отнесении его к целевой группе программы.
2. Компетентные и мультипрофессиональ-ные специализированные команды.
В специальные группы/команды специалистов, реализующих программу, помимо полицейских служащих, входят сотрудники различных социальных органов/служб детской помощи и борьбы с безнадзорностью, специалисты психологи и педагоги, а также провайдеры (независимые представители) различных социальных услуг. При этом специалисты педагоги действуют как связующее звено между полицией, управлением по делам молодежи и другими участниками взаимодействующей сети. Педагогические сотрудники оформляются на работу в полицию посредством заключения с ними соответствующих трудовых договоров и действуют в дальнейшем непрерывно как партнер (контактное лицо) для соответствующего несовершеннолетнего преступника - участника программы.
Такие специалисты педагоги совместно с независимыми представителями услуг, исходя из особенностей личности несовершеннолетнего и его социального контекста, предлагают как индивидуальные меры для конкретных несовершеннолетних, так и общие меры, направленные на целенаправленную проработку индивидуальных причин совершения ими преступлений и недопущение дальнейшего скатывания в преступную деятельность. Указанная деятельность специалистов педагогов в ходе реализации программы «Kurve kriegen» рассматривается как рациональное дополнение «классической» деятельности полицейских органов и различных служб детской помощи и борьбы с безнадзорностью несовершеннолетних, обеспечивающее связывание (соединение) всех участников команды в единую сеть. При этом полиция координирует работу всех субъектов сети, в том числе обрабатывает и хранит получаемую в отношении несовершеннолетних информацию (данные).
3. Системность индивидуальных мер.
Проект «Kurve kriegen» может поддерживать несовершеннолетних участников и их семьи от «скатывания в преступность» с помощью множества различных предложений (мер), выбор которых находится в сфере компетенции специалистов педагогов.
В ходе реализации программы применялось порядка 40 различных видов мер, распределенных в следующие 5 категорий [12, S. 127]:
1. Педагогика переживания: спорт, танцы, преподавание музыки и т.п.
2. Школа: помощь в учебе/репетиторство.
3. Социальные тренировки: тренинги самообладания, тренинги социальной компетенции.
4. Тренинги родителей (законных представителей), в том числе по вопросам воспитания детей, преодоления тяжелых жизненных ситуаций и т.д.
5. Прочие меры: психотерапия, групповые тренинги, одиночное обслуживание и т.д.
Наиболее распространенными являются такие мероприятия, как проведение компетентных тренировок (например, тренировки против агрессии, родительские тренинги - консультации психолога, помощь матери-одиночке, занятия йогой и др.); тренировки социальных навыков общения; интегрированные предложения (например, помощь в обучении -дополнительные занятия, репетиторство, языковые курсы), различные консультации (например, консультации по алкогольной, наркотической или иной зависимости); педагогические
266
ВЕСТНИК КРАСАУДАРСКУГУ УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 1 (31)
спортивные предложения (занятия в различных спортивных секциях, кружках) и т.д.
При определении конкретных мер специалисты педагоги учитывают необходимость достижения таких целей, как предотвращение «соскальзывания» несовершеннолетнего в дальнейшую криминальную деятельность; повышение социальной компетенции несовершеннолетних преступников (т.е. навыков их общения, коммуникации со сверстниками и обществом, поднятие их самооценки и т.п.); улучшение индивидуальных жизненных перспектив несовершеннолетних преступников.
Конкретные цели в отношении отдельных несовершеннолетних и их семей могут различаться, но довольно часто речь идет о регулярном посещении школы, рациональной организации досуга, улучшении социальных навыков общения, укреплении воспитательной компетенции родителей, понижении уровня агрессии и т.п.
Важно также отметить, что все запланированные мероприятия финансово обеспечены. Оплата работы специалистов складывается из двух источников - средств полиции (как инициатора программы) и специально выделенных денежных средств муниципальных органов власти, заинтересованных в реализации этой программы.
1. Морев М.В. Состояние и динамика преступности несовершеннолетних // Проблемы развития территории. 2011. № 2.
2. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: https://mvd.ru/reports/1/ (дата обращения: 12.10.2015).
3. Wolfgang M., Figlio R., Sellin T. Delinquency in a birth cohort. University of Chicago Press, Chicago, 1972.
4. Dalteg A., Levander S. Twelve thousand crimes by 75 boys: A 20-year follow-up study of childhood hyperactivity // Journal of Forensic Psychiatry and Psychology. 1998.
5. Posiege P., Steinschulte-Leidig B. Intensivtäter. Eine Übersicht zu aktuellen Entwicklungen. BKA, Wiesbaden, 1999.
6. Naplava Thomas. Jugendliche Intensivtäter als Kriminalitätsproblem und Problemkonstruktion. S. 193-214 // Soziologie sozialer Probleme und sozialer Kontrolle Realitäten, Repräsentationen und Politik. Axel Groenemeyer, Silvia Wieseler (Hrsg.). Wiesbaden, 1. Auflage, 2008.
Проведение оценки эффективности реализации программы «Kurve kriegen» поручено университету Кристиана Альбрехта в Киле [11]. Хотя до настоящего времени МВД федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия официально не опубликовало результаты этого исследования, представители немецкой полиции подчеркивают положительный эффект от организации и проведения данной программы. Так, министр внутренних дел земли Северный Рейн-Вестфалия Ральф Ягер заявил, что программа «Kurve kriegen» имеет выдающееся значение и топ-приоритет, а каждый ребенок, который сможет преодолеть «соскальзывание» с помощью этой программы, может оцениваться как успех лично несовершеннолетнего и всего общества [13]. Кроме того, реализация указанной программы получила положительную реакцию населения и способствовала повышению чувства безопасности граждан.
На основании изложенного очевидна необходимость всестороннего изучения и дальнейшего использования положительного опыта немецкой полиции в предупреждении преступности несовершеннолетних преступников и в России (с учетом особенностей отечественной уголовной политики и практики ее применения).
1. Morev M.V. State and dynamics of juvenile criminality // Problems of development of the territory. 2011. № 2.
2. Condition of criminality [Electronic resource] // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Official website]. URL: https://mvd.ru/ reports/1/ (date of access: 12.10.2015).
3. Wolfgang M., Figlio R., Sellin T. Delinquency in a birth cohort. University of Chicago Press, Chicago, 1972.
4. Dalteg A., Levander S. Twelve thousand crimes by 75 boys: A 20-year follow-up study of childhood hyperactivity. // Journal of Forensic Psychiatry and Psychology. 1998.
5. Posiege P., Steinschulte-Leidig B. Offenders. An overview of current developments. BKA, Wiesbaden, 1999.
6. Naplava Thomas. Youth offenders as a crime problem and problem construction. S. 193-214 // Sociology of social problems and social control realities, representations and politics. Axel Groenemeyer, Silvia Wieseler (Hrsg.). Wiesbaden, 1. Edition, 2008.
7. Block T, Brettfeld K., Wetzels P. Youth multiple and intensive offenders in Hamburg.
267
7. Block T., Brettfeld K., Wetzels P. Jugendliche Mehrfach - und Intensivtäter in Hamburg. Neue Wege zur Beschreibung eines alten Problems // ZJJ. 2009.
8. Steffen W. Junge Intensiv- und Mehrfachtäter - eine neue Herausforderung? Überblick über kriminologische Befunde zu intensiv und dauerhaft auffälligen jungen Menschen // Das Jugendkriminalrecht vor neuen Herausforderungen? Jenaer Symposium 9.-11. September 2008 veranstaltet vom Bundesministerium der Justiz gemeinsam mit der Friedrich-Schiller-Universität Jena Lehrstuhl für Strafrecht und Kriminologie. 1. Auflage, 2009.
9. Bliesener T. Der Umgang mit jungen Mehrfach- und Intensivtätern - Probleme der Definition, Prävention und Intervention. Bewährungshilfe. 2010.
10. Polizeiliche Kriminalstatistik NordrheinWestfalen. 2014.
11. Konzept «Kurve Kriegen» - Dem Leben eine neue Richtung geben [Электронный ресурс]. URL: http://www.mik.nrw.de/en/themen-aufgaben/ projekt-kurve-kriegen/grundkonzept/kurzfassung. html (дата обращения: 10.10.2015).
12. Prozess- und Wirkungsevaluation der NRW-Initiative «Kurve kriegen». Abschlussbericht Prozessevaluation. Institut für Psychologie Christian-Albrechts-Universität zu Kiel. 2013.
13. Rede Innenminister Ralf Jäger bei der Vorstellung der «NRW - Initiative» im Lantag NRW. Pressestelle MIK.NRW.DE. Düsseldorf, 01. April 2011.
New ways of describing the old problems // ZJJ. 2009.
8. Steffen W. Young intensive and multiple offenders - a new challenge? Overview of criminological findings to intensive and longstanding conspicuous young people // The youth criminal law faced with new challenges? Jena's Symposium 9.-11. September 2008 organized by the Federal Ministry of Justice in collaboration with the University of Jena Institute of Criminal Law and Criminology. 1. Edition, 2009.
9. Bliesener T. Dealing with young multiple and intenive offenders - problems of definition, prevention and intervention. Systematic monitoring of the behavior of conditionally convicted. 2010.
10. Police crime statistics North Rhine-Westphalia, 2014.
11. Concept «Kurve Kriegen» - Give life a new direction [Electronic resource]. URL: http:// www.mik.nrw.de/en/themen-aufgaben/projekt-kurve-kriegen/grundkonzept/kurzfassung.html (date of access: 10.10.2015).
12. Process and effect evaluation of the NRW Initiative «Kurve kriegen». Final report process evaluation. Institute of Psychology University of Kiel. 2013.
13. Speech of Minister of Inner Affairs Ralf Jeger at the Presentation of the «NRW -Initiative» in Lantag NRW. Press Office MIK. NRW.DE. Dusseldorf, 01 April 2011.
268
ВЕСТНИККРАСАУДАРСКУГУ УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 1 (31)