Бражников Дмитрий Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент, ВНИИ МВД России (e-mail: [email protected])
Шиян Валентина Ивановна
кандидат юридических наук, доцент,
ВНИИ МВД России
(e-mail: [email protected])
Криминологические исследования преступности несовершеннолетних в Российской империи XIX - начала ХХ века
В статье представлены результаты криминологических исследований преступности несовершеннолетних в России XIX - начала ХХ в., их влияние на деятельность подразделений полиции и жандармерии. Акцентировано внимание на соотношении показателей общей преступности и преступности лиц в возрасте 10-17 лет.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, личность несовершеннолетнего преступника, факторы преступности, криминологические исследования, Российская империя.
D.A. Brajnikov, Candidate of Law, Assistant Professor, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
V.I. Shiyan, Candidate of Law, Assistant Professor, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: e-mail: [email protected] Criminological research of juvenile delinquency in the Russian Empire in the XIX - early XX century The article presents the results of criminological research of juvenile delinquency in Russia in the XIX and early XX century, their influence on the activities of the police and gendarmerie. Attention is focused on the correlation between the indicators of total crime and the criminality of persons aged 10-17.
Key words: juvenile delinquency, crime prevention, the identity of the juvenile offender, crime factors, criminological research, the Russian Empire.
Характерной чертой современного научного обеспечения правоохранительной деятельности стало усиленное внимание к динамике процессов развития преступности и административной деликт-ности как социальных явлений, их прогнозированию, минимизации последствий правонарушений.
В связи с этим целесообразно обратиться к историческому опыту, поскольку история «в некотором смысле есть зеркало бытия и деятельности народов, дополнение и изъяснение настоящего, и пример будущего» [1, с. 8].
Проведение ретроспективных исследований научного обеспечения деятельности полиции и жандармерии Российской империи по предупреждению правонарушений необходимо в целях выявления объективных характеристик этой деятельности (ее сущности, форм, методов, правовых и организационных основ, позитивных моментов и проблем).
На всех этапах развития российского общества повышенное внимание со стороны государства и общества уделялось профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что вполне обоснованно, поскольку именно эта категория лиц в силу большей восприимчивости и отсутствия жизненного опыта является наиболее криминально пораженной и наименее социально защищенной. Профессор С.В. Познышев в своем научном труде справедливо заметил, что разумная борьба с правонарушениями должна начинаться с преступности несовершеннолетних. Самое верное средство сильно сократить в обществе профессиональную преступность - это помешать детям развиваться в преступников, своевременными мерами удаляя их с преступного пути [2, с. 35].
В конце Х1Х - начале ХХ в. в России проведен ряд криминологических исследований, посвященных различным аспектам преступности несовершеннолетних, что было обусловлено,
86
прежде всего, следующими негативными обстоятельствами:
с 1884 г. фиксируется постоянное увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними;
число преступников, не достигших 18-летнего возраста, возросло в два и более раз (в зависимости от губернии и области);
рост числа осужденных несовершеннолетних является исключительным и не находит подобных примеров в государствах Западной Европы, где в большинстве случаев динамике преступности несовершеннолетних свойственно снижение; причем большинство несовершеннолетних (83%) осуждены за кражу, что, по мнению ученых той эпохи, свидетельствовало о низкой степени экономического благосостояния народных масс.
В целях устранения сложившейся негативной ситуации, минимизации социальных последствий исследуемого вида преступности [3, с. 17-20], выработки эффективных мер предупреждения ученые-криминологи изучали виды преступности несовершеннолетних, личность преступника, неблагоприятные социальные явления и их влияние на индивидуальное преступное поведение. Ученые Российской империи справедливо акцентировали внимание на том, что преступление не является актом одной лишь индивидуальной злой воли преступника. Внимание исследователей привлекали следующие темы:
рецидив преступлений - основные социальные условия, сопровождающие возникновение рецидива в детской преступности, факторы рецидивной преступности, особенности личности несовершеннолетних рецидивистов и др. (Берман Я.Л. «Рецидив в детской преступности»; Емельянов А. «Преступность несовершеннолетних по мировым участкам г. Москвы»; Радонежский Д.Н. «Малолетние преступники Москвы» и др.);
особенности личности несовершеннолетнего преступника, при этом оценке подвергались физиологические параметры преступных типов, роль наследственности, влияние алкоголизма и проституции, социально-демографическая, нравственно-психологическая и патопсихологическая характеристика, условия жизни, взаимоотношения родителей с детьми и др. (Добрынин Н.П. «О влиянии юного возраста на преступную деятельность по данным русской уголовной статистики»; Коротнев А.Д. «Малолетние и несовершеннолетние преступники»; Зак А.И. «Характеристика детской преступности» и др.);
употребление несовершеннолетними алкоголя, в частности непосредственное и косвенное влияние алкоголизма на преступность; алкоголизм как производный фактор преступности; наследственность и алкоголизм; разрушительное действие алкоголя на подрастающее поколение в нравственном и физическом отношениях; данные уголовной статистики о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, и др. (Григорьев Н.И. «Алкоголизм и преступления в С.-Петербурге»; Бородин Д.Н. «Пьянство среди детей»; Диомидов И.М. «Алкоголизм, как фактор преступности несовершеннолетних» и др.); заметим, что разрушительное влияние алкоголизма принадлежало к разряду тех факторов преступности, которые в дореволюционный период были изучены наиболее основательно и полно, в частности, Н.И. Григорьев в своем обстоятельном научном труде «Алкоголизм и преступления в г. С.-Петербурге» (1900 г.) приводит на 12 страницах внушительный список литературы по вопросу влияния алкоголизма на преступность;
вовлечение в занятие проституцией: проституция как фактор, обусловливающий преступность несовершеннолетних, влияние проституции на здоровье детей, рост детской проституции, борьба с детской проституцией и др. (Бентовин Б.И. «Девочки-проститутки»; Гальперин В.И. «Проституция детей»; «Детская проституция и меры борьбы с ней» и др.);
факторы преступности несовершеннолетних и отдельных преступлений, в числе которых: недостаток воспитания, материальная нужда, беспризорность, дурная наследственность, развращающая обстановка жизни ребенка, алкоголизм, проституция и др. (Богдановский А.М. «Молодые преступники. Вопрос уголовного права и уголовной политики»; Дриль Д.А. «Малолетние преступники. Этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней»; Гвоздев И.М. «О врожденных и приобретенных свойствах детей, как зачатков преступности взрослых»; Воротынский Б.И. «Биологические и социальные факторы преступности»; Маковский Н.Н. «Социально-экономические факторы детской преступности в Москве» и др.).
Результаты изучения дореволюционных научных трудов, посвященных факторам преступности несовершеннолетних, позволяют констатировать, что в числе основных выделяли социально-экономические, нравственно-психологические и психофизиологические негативные явления и процессы.
87
Примечательно, что при проведении исследований криминологи активно использовали знания из иных наук: психиатрии, психологии, демографии, экономики и др. Например, в работах Д.А. Дриля наблюдалось развитие познаний психопатологических и патологических детерминаций преступного поведения. В качестве объектов научного анализа, осуществленного ученым, выступали в первую очередь насильственные преступления, а также правонарушения, связанные с бродяжничеством и в целом с оскудением, разложением личности. Д.А. Дриль попытался дать криминологическую оценку таким особенностям личности, как темперамент, импульсивность, истерии и исте-роидность; проанализировал с криминологических позиций современные ему психиатрические учения, показал на конкретных примерах роль психического вырождения, воздействие психических болезней на противоправное поведение.
Более чем через 100 лет выводы, к которым пришли ученые Российской империи в процессе изучения преступности несовершеннолетних, не утратили своей актуальности, несмотря на то, что в структуре их преступности появились новые виды преступных деяний [4, с. 12-23].
Необходимо отметить, что, как правило, все криминологические исследования носили сравнительно-правовой характер. Главным образом, учитывались качественные и количественные показатели преступности несовершеннолетних Великобритании, Америки и стран Западной Европы. Дополнительно изучались исторические аспекты.
Широкое распространение нашли вопросы, отражавшие состояние региональной преступности. Например, Е.Н. Тарновский в своей работе представил результаты криминологической характеристики общей преступности, а также преступности лиц в возрасте 10-17 лет за период с 1901 по 1910 г. во всех губерниях и областях Российской империи, которые были дифференцированы на следующие группы:
I группа (увеличение общей преступности свыше 50% / увеличение преступности несовершеннолетних 86%);
II группа (увеличение общей преступности от 40 до 50% / увеличение преступности несовершеннолетних 79%);
III группа (увеличение общей преступности от 25 до 40% / увеличение преступности несовершеннолетних 58%);
IV группа (увеличение общей преступности от 15 до 25% / увеличение преступности несовершеннолетних 48%);
V группа (увеличение общей преступности от 1 до 15% / увеличение преступности несовершеннолетних 32%);
VI группа (увеличение общей преступности от 0 до 24% / увеличение преступности несовершеннолетних 36%) [5, с. 62-63].
Заметим, что во всех исследованиях обращалось внимание на то, что, существующие в России меры борьбы с преступностью несовершеннолетних являются недостаточными, необходимо их немедленное усиление и развитие при энергичной совместной деятельности общества и государства. В противном случае трудно надеяться на понижение в будущем числа преступлений и проступков, совершаемых лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
Особая роль в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отводилась полиции и жандармерии, деятельность которых не только регламентировалась соответствующими нормативными правовыми актами (в частности, см.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; Устав о паспортах; Устав о предупреждении и пресечении и др.), но и обеспечивалась надлежащими предписаниями и справочными материалами. Например, в справочной книге об обязанностях жандармской железнодорожной полиции (по жандармско-полицейской части), составленной полковником Л. Тимофеевым (1912 г.), был рекомендован порядок действий при задержании бежавших несовершеннолетних и меры «содействия учебному начальству по розыску скрывшихся учеников и детей». В рамках осуществления данных мероприятий чин жандармской полиции после задержания несовершеннолетнего, бежавшего от родителей, воспитателей или учебного начальства, обязан был принять во внимание нравственное состояние задержанного, «доброжелательным и ласковым отношением» выявить причины побега и местожительства тех лиц, от которых несовершеннолетний бежал. В случаях если причиной побега являлось жестокое обращение, чин жандармской полиции сообщал в «Общество защиты детей от жестокого обращения». По сути, речь идет о регламентации ранней индивидуальной профилактики, которая традиционно признается самой эффективной.
В круг обязанностей полиции, наряду с профилактикой пьянства и алкоголизма, проституции, хищений и др., входила забота о призрении детей, остающихся по случаю болезни, смерти родителей или по другим причинам без всякого
88
надзора и попечения, часто «без крова и пропитания». В связи с этим в соответствии с Инструкцией околоточным надзирателям Санкт-Петербургской столичной полиции (1902 г.), составленной и отпечатанной по распоряжению градоначальника генерал-лейтенанта Н.В. Клейгельса, владение информацией о составе населения околотка входило в число особых обязанностей полицейских чинов.
В Заметках по чтениям отдельного корпуса жандармов штабс-капитана Захарова о деятельности чинов полиции при исследовании государственных преступлений (1881 г.) справедливо отмечалось, что расследование преступлений требует не только знания законодательства, неутомимого труда и способно-
1. Карамзин Н.М. История государства российского. М., 2002. Кн. 1. Т. 1.
2. Познышев С. В. Детская преступность и меры борьбы с ней. М., 1911.
3. Афанасьева О. Р. К вопросу об оценке стоимости (цены) деятельности государственных органов по противодействию преступности - как вариант (зарубежный и российский опыт) // Международное публичное и частное право. 2013. № 2.
4. Борисов А. В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, нарушающим авторские, смежные, изобретательские и патентные права. М, 2008.
5. Тарновский Е.Н. Движение числа несовершеннолетних (10-17 лет), осужденных в связи с общим ростом преступности в России за 1901-1910 гг. //Журнал Министерства юстиции. 1913. Дек.
сти уполномоченных чинов общей полиции, но и осведомленности о нравственной и умственной природе правонарушителя. «Одним исполнением законной формальности и составлением протоколов нельзя достичь удовлетворительных результатов».
Итоги проведенного исследования позволяют констатировать, что в Российской империи XIX - начала ХХ в. при осуществлении предупреждения и пресечения правонарушений учитывались результаты криминологических исследований преступности несовершеннолетних. В то же время взаимосвязь науки и практики, научное обеспечение полиции и жандармерии не было систематическим и целенаправленным.
1. Karamzin N.M. History of the Russian state. Moscow, 2002. B. 1. Vol. 1.
2. Poznyshev S. V. Children's crime and measures of fight against it. Moscow, 1911.
3. Afanasyeva O.R. To a question of estimation of cost (price) of activities of public authorities for crime counteraction - as variant (foreign and Russian experience) // International public and private law. 2013. № 2.
4. Borisov A. V. Criminal and legal and criminological measures of counteraction to the crimes breaking author's, allied, inventive and patent rights. Moscow, 2008.
5. Tarnovsky E.N. The movement of number of the minors (10-17 years) condemned in connection with the general rise in crime in Russia for 1901-1910 // Magazine of the Ministry of Justice. 1913. Dec.
89