Научная статья на тему 'Социальная работа по профилактике делинквентности несовершеннолетних на Западе (на примере Великобритании)'

Социальная работа по профилактике делинквентности несовершеннолетних на Западе (на примере Великобритании) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1207
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕЛИНКВЕНТ / ПРОФИЛАКТИКА / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / SOCIAL WORK / DELINQUENT / PREVENTION / CONCEPT OF SOCIO-PEDAGOGICAL RESOCIALIZATION / CORRECTION-REHABILITATION AND EDUCATION INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коленбет С. А.

Статья посвящена рассмотрению вопросов социальной работы по профилактике делинквентности несовершеннолетних на примере Великобритании, проводится анализ концепции социально-педагогической ресоциализации несовершеннолетних делинквентов, дается характеристика ее уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WORK TO PREVENT DELINQUENCY OF JUVENILES IN WEST (BY EXAMPLE OF GREAT BRITAIN)

This paper is devoted to the consideration, by the example of Great Britain, of issues of the social work concerned with prevention of the delinquency of juveniles. The author analyzes the concept of socio-pedagogical resocialization of juvenile delinquents, and defines its levels.

Текст научной работы на тему «Социальная работа по профилактике делинквентности несовершеннолетних на Западе (на примере Великобритании)»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ЗАПАДЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

С. А. КОЛЕНБЕТ

Статья посвящена рассмотрению вопросов социальной работы по профилактике делин-квентности несовершеннолетних на примере Великобритании, проводится анализ концепции социально-педагогической ресоциализации несовершеннолетних делинквентов, дается характеристика ее уровней.

Ключевые слова: социальная работа, делинквент, профилактика, концепция социально-педагогической ресоциализации, коррекционно-реабилитационное и воспитательное воздействие.

Социальные, экономические, экологические проблемы современного российского общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, цинизм, духовная опустошенность, проявление агрессии. Наиболее заметным это становится в подростковом возрасте.

Преодолевая глубочайший кризис, российское общество решает задачи коренного социально-экономического и духовно-нравственного оздоровления, удовлетворения жизненных потребностей своих граждан, защиты их прав и интересов, создания необходимых условий для достойной жизни.

В психолого-педагогической науке возникает много споров по поводу методов, путей и средств работы с делинквентными подросткам. В ходе теоретического осмысления проблемы учитываются причины возникновения делинквентного поведения, создаются превентивные меры и программы его профилактики. В вопросах разработки и реализации концептуальных основ новой социально-правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей особо значимы постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Опыт зарубежных ученых может оказаться весьма полезным для решения целого комплекса молодежных проблем в нашей стране, связанных с ростом криминальной активности молодежи, расцветом наркомании, алкоголизма.

В зарубежных источниках основное внимание ученых и практиков сосредоточено на мерах социальной профилактики делинквентности несовершеннолетних. Они реализуются на трех уровнях:

- первичное предупреждение направлено на устранение факторов внешней среды, способствующих совершению преступлений;

- вторичное предупреждение имеет целью предотвратить криминализацию личности потенциальных преступников и связано с воздействием на неустойчивых лиц, в том числе подростков из группы риска;

- третичное предупреждение направлено на предотвращение рецидива со стороны лиц, уже совершивших преступление.

Современная концепция социально-педагогической ресоциализации несовершеннолетних делинквентов в Великобритании осуществляется на четырех уровнях:

а) государственный уровень, осуществляющий разработку и реализацию государственных программ по социализации личности, адаптации ее к современному обществу, а также профилактику делинквентности несовершеннолетних с использованием современных психолого-педагогических, социальных технологий, созданных на основе теорий детерминации делинквентного поведения у несовершеннолетних. Сюда входят законы и постановления, принятые на правительственном уровне и на уровне комиссий при президенте и премьер-министре. Реализация государственных программ проводится с привлечением законодательной власти, правоохранительных органов, министерств образования и здравоохранения.

С. А. КОЛЕНБЕТ

243

б) уровень региональный, или отдельных графств как субъектов государства. В него входит разработка конкретных профилактических ресо-циализационных технологий на основе принятых на государственном уровне программ с научным обоснованием социально-экономических особенностей определенного графства за счет средств, выделяемых данным графством, и практическая реализация этих технологий специально созданными социальными центрами.

Каждое графство имеет свой центр социальной работы, который все внимание уделяет отдельному человеку. Основными направлениями деятельности являются работа с детьми из неблагополучных семей, поддержка и помощь молодым людям, нарушившим закон [1].

В Великобритании действуют комплексные региональные программы общепрофилактического характера, направленные на оказание помощи и поддержку семьям, в которых нарушены взаимоотношения между детьми и родителями, совершаются акты физического и психологического насилия.

Активно используются на данном уровне и американские программы, такие как «Сеть семейного воспитания», а также программы, рассчитанные на детей с ярко выраженным агрессивным, деструктивным поведением.

в) на муниципальном уровне профилактика проводится с учетом специфики конкретных школ, колледжей, производственных и других объединений, учитывающих локальные условия конкретного региона.

Сеть общепрофилактических программ на муниципальном уровне в Великобритании довольно разнообразна.

Национальная программа «Дом - это начало» ставит своей целью предупреждение конфликтов, кризисных ситуаций семьи, помощь молодой семье с воспитанием детей, в финансовых проблемах.

Программа «Сеть детских клубов» занимается организацией досуга детей младшего школьного возраста под контролем общественников-добровольцев и местных органов власти, оказывает помощь работающим родителям, не имеющим возможности постоянно опекать своих детей. Вклад ее в профилактику состоит в том, что она предоставляет детям возможность безопасного и организованного досуга, что снижает вероятность совершения ими правонарушений.

В результате проведенных за последние 20 лет исследований, британские ученые сделали вывод, что система школьного образования играет

важную роль в профилактике преступлений несовершеннолетних.

Школьные профилактические программы также разнообразны: программы, нацеленные на улучшение школьной успеваемости («High Scope», название которой можно перевести как «Широкие возможности» или «Высокая цель»); программы по предотвращению прогулов и исключений из школы (Truancy and Disaffected Pupils Programme, Grants for Education Support and Training, GEST Programme); программы профилактики школьного хулиганства (анти-буллинговые программы). Английские специалисты определяют буллинг как повторяющееся притеснение менее слабых лиц более сильными; программы профилактики преступного и антисоциального поведения [2].

В настоящее время в Великобритании большое распространение на муниципальном уровне принимают так называемые «промышленные программы». К ним относятся: «Инициатива технического образования», «Сертификат по предварительному профобразованию», «молодежные предприятия».

г) личностный уровень предполагает разработку конкретных методов социального контроля, профилактики, превенции, а также ресоциализа-цию отдельно взятых несовершеннолетних делинквентов. На этом уровне разрабатываются системы мер по недопущению контакта несовершеннолетних делинквентов с органами правопорядка и юстиции.

При работе с несовершеннолетними правонарушителями в Великобритании, проводимой на личностном уровне, упор делается на реализацию «общинных» и «отвлекающих» программ.

В рамках созданной в Великобритании специальной службы по работе с молодежью реализуется значительное количество проектов коррекци-онно-реабилитационного и воспитательного воздействия в «общинах» - особого типа социально-реабилитационных учреждениях: это открытые пансионаты интенсивного перевоспитания, спортивно-военизированные лагеря, исправительные коммуны, дневные пункты, групповые общежития, семьи попечителей. Среди программ данного уровня широко известны: «Схема общинного спорта Милоул», «Спортивное консультирование», «Совместная деятельность школ и полиции во время летних каникул» [2].

В качестве мер по профилактики преступлений несовершеннолетних в Великобритании используется еще один способ воздействия на сознание и психику молодежи: однодневные визиты в тюрьму.

В Великобритании существует целая сеть превентивных специальных учреждений для несовершеннолетних открытого и закрытого типа, среди которых наибольший интерес для отечественной практики представляют «терапевтические общины». «Терапевтические общины» - это союз независимых объединений, проповедующих психодинамический подход к профилактике делин-квентного поведения и социализации личности [1].

Работа данных учреждений строится на принципах сотрудничества с родителями и общественностью. Три позиции лежат в основе их жизнедеятельности: непрерывная помощь подросткам и забота об их будущем, психотерапия, образование.

Программы, работающие на разных уровнях, можно разделить на три группы, в зависимости от объекта воздействия:

1. Программы, имеющие целью укрепление семьи, ослабление семейных факторов риска, связанных с отсутствием контроля со стороны родителей, отсутствием заботы о детях, жестоком обращении с ними, конфликтам между родителями, наличием у родителей криминального прошлого.

2. Программы по устранению школьных факторов «риска» нацелены на улучшение успеваемости и поведения учеников в школе, однако как результат, они влияют на предупреждение преступности несовершеннолетних в школе.

3. Программы специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Особое место в превентивной практике с несовершеннолетними правонарушителями в Англии занимает религия.

К социально-педагогическим мерам, которые применяются в воспитательно-профилактической практике детскими судами Англии, относятся: направление в социологические и реабилитационные центры, воспитательные институты, специальные школы, центры посещений, а также сис-

тема контроля за выполнением решений судов специальной службой пробации.

Главное достоинство института пробации состоит в том, что воспитательный потенциал к де-линквентным несовершеннолетним он применяет в «открытой среде».

Развитие социальной, психолого-педагогической превентивной теории и практики в разных странах определяет возможности «переноса» каких-то частей или элементов зарубежного опыта в отечественную практику. При этом следует учитывать, что опыт других стран нельзя осваивать без учета экономических, образовательных, культурных, психологических, этнографических и других особенностей нашей страны.

Россия достойна иметь свою систему профилактики делинквентности и реабилитации несовершеннолетних.

Литература

1. Ведерникова О. Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М., 2001.

2. Зарубежные теории девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании): учеб.-метод. пособие по спецкурсу / под общ. ред. И. П. Башкатова. Коломна, 2001.

* * *

SOCIAL WORK TO PREVENT DELINQUENCY OF JUVENILES IN WEST (BY EXAMPLE OF GREAT BRITAIN)

S. A. Kolenbet

This paper is devoted to the consideration, by the example of Great Britain, of issues of the social work concerned with prevention of the delinquency of juveniles. The author analyzes the concept of socio-pedagogical resocialization of juvenile delinquents, and defines its levels.

Key words: social work, delinquent, prevention, concept of socio-pedagogical resocialization, correction-rehabilitation and education influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.