Научная статья на тему 'Профилактика насилия в школе'

Профилактика насилия в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1391
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ДЕВИАЦИЯ / DEVIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бэрш Тим

Рассматривается проблема насилия в различных типах немецких школ. Задача снижения показателей школьного насилия рассматривается с двух позиций: усиление административного контроля по отношению к агрессорам и профилактика появления новых случаев изучаемого феномена. Насильственное поведение, трактуемое в бихевиористском ключе, предлагается снижать методами педагогики переживаний, тренингами обучения ненасильственности, а также привлечением различных акторов на все уровни профилактики школьного насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of violence in schools

The article emphasizes the problem of violence in different types of German schools. The task of reducing the violence rates in schools is considered from two perspectives: increasing administrative control over aggressors and prevention of new cases of studied phenomenon. Violent behavior which is being interpreted in the light of behav-iorist approach is proposed to be reduced with methods of experience pedagogic, non-violent trainings and various actors’ involvement at all levels of violence prevention at schools.

Текст научной работы на тему «Профилактика насилия в школе»

Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 76-83

УДК 316

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ШКОЛЕ

© 2012 г. Тим Бэрш

Университет Дуйсбург-Эссен, Германия

www.uni-due.de

Поступила в редакцию 02.04.2012

Рассматривается проблема насилия в различных типах немецких школ. Задача снижения показателей школьного насилия рассматривается с двух позиций: усиление административного контроля по отношению к агрессорам и профилактика появления новых случаев изучаемого феномена. Насильственное поведение, трактуемое в бихевиористском ключе, предлагается снижать методами педагогики переживаний, тренингами обучения ненасильственности, а также привлечением различных акторов на все уровни профилактики школьного насилия.

Ключевые слова: школа, профилактика, насилие, девиация.

Люди всегда стремятся найти простое объяснение. Так, игры-стрелялки на компьютере порождают детей, которые потом способны убивать; а исправить все очень просто: запретить эти игры, и не будет больше никаких убийц. И педагоги охотно представляют свои методы как волшебные средства против насилия. Только этот «криптонит» может победить этого супер(насильственного)мена1. Но, к большому сожалению, есть неисчислимое количество причин, почему человек становится склонным к насилию. И в соответствии с этим есть столько же разумных возможностей профилактики насилия.

Школы в Германии После семьи одним из важнейших формирующих институтов для детей и молодежи является школа. Это здание, где полно людей, которые ничего другого не видели, кроме учреждений передачи знаний нашего времени. Во время подготовки учителей их часто недостаточно готовят к профессиональной жизни и ее трудностям. После абитура и обучения без большого количества практики начинающие (молодые) учителя вынуждены конфронтировать с детьми с девиант-ным поведением. Учеба и учебный план здесь мало чем могут помочь. Уход из профессии и курсы терапии - вовсе не редкие случаи. И нам мало помогают данные статистики, которые показывают, что среди школьников около 8% агрессоров, 3.4% выступают то в роли агрессора, то в роли жертвы, 25% - эпизодические агрессоры, 7% - жертвы и 55% не участвуют в таком «распределении ролей».

Не только телесные повреждения являются следствием насильственных действий. Больше всего, согласно исследованиям в школе, после случаев насилия страдают удовлетворенность трудом и трудовая мораль (сознательное отношение к труду).

В Германии психосоциальных койко-мест статистически больше, чем во всем остальном мире. И большую часть из них занимают учителя. Только 10% из почти 800 000 учителей в полном здравии выходят на пенсию. Треть учителей сегодня в возрасте старше 55 лет, из них 70% женщин. Это в любом случае показывает, что система недостаточно хорошо продумана. Неужели действительно такая скверная обстановка в школах складывается только по вине учеников?

Проводились исследования внутри страны и за рубежом, касающиеся изменения ситуации в школах. Учителя и средства массовой информации свидетельствуют последние 60 лет, что эта ситуация становится только хуже. Со всех сторон слышно, что число избиений в школах увеличивается и что они становятся все более жестокими. Конечно, сегодня есть очень плохие люди, но они были и 20, и 100, и 10000 лет назад.

В Германии проводились различные исследования, посвященные теме насилие в школах. В Айхштетте в 1994-1999 гг. наблюдалось снижение случаев проявления агрессии учеников в отношении учителей. Другие показатели насилия и агрессии остались на прежнем уровне или несколько снизились. Согласно исследованиям из Хайдельберга (2003 г.), опаснее работать в основных и вспомогательных школах, чем в

гимназиях. Однако во всех формах школы в последние 5 лет участились случаи проявления жестокости. При этом почти 95% учителей чувствует себя в безопасности и не предпринимает никаких мер предосторожности для защиты от нападений со стороны школьников.

Организация «Б.А.Д. профилактической медицины и техники безопасности ГмбХ» в течение 3 лет проводила анализ уровня безопасности на рабочем месте для учителей. Вербальные нападки учеников в основных школах более часты, чем в гимназиях. Большая часть физических «разборок» приходится на вспомогательные школы. В Бохуме (1995 г.) 79% опрошенных учителей говорили о повышении уровня насилия, что, по их мнению, выражается в том, что ученики чаще и более жестоко дерутся. Однако объективно это не подтверждалось увеличением численности случаев насилия.

Согласно эмпирическому исследованию, проведенному Федеральным союзом страхования от несчастных случаев (BUK), уровень физического насилия в школах за последние 10 лет снизился. Особенно это снижение заметно в отношении основных школ. Показатели пострадавших от драк (число пострадавших на 1000 школьников) снизились с 48.6% в 1993 г. до 32.8% в 2003 г. Здесь они, однако, намного выше, чем во всех других типах школ. Увеличения проявления жестокости во время споров и стычек Федеральным союзом также не отмечается. Проверены были все несчастные случаи в гимназиях, начальных, основных, вспомогательных и реальных школах, которые явились следствием агрессивного поведения учеников, по которым проводилось медицинское освидетельствование. Эти данные сравнивались с показателями предыдущих исследований, начиная с 1993 г. Так, Федеральный союз страхования от несчастных случаев констатирует всего 93.295 пострадавших от драк, что составляет 11.3 несчастных случая на 1000 школьников. Несмотря на общее снижение показателей, основные школы продолжают занимать лидирующие места в рейтингах по насилию. За ними следуют вспомогательные и реальные школы. В начальных школах (4.9) и гимназиях (5.7) показатели насилия продолжают оставаться наименьшими.

Чаще всего участниками такого рода несчастных случаев являются мальчики. Численность несчастных случаев с их участием в 2 раза выше, чем у девочек (15.3 к 7.1). Самые высокие показатели в возрастной группе от 11 до 15 лет. Большинство драк случалось во время перемен на школьном дворе или же на занятиях физкультурой. Таким образом, часто вы-

сказываемое предположение о том, что уровень агрессивного поведения повысился, Федеральным союзом страхования от несчастных случаев BUK не подтверждается. Доля таких серьезных телесных повреждений, как переломы, ни в одном типе школ не повысилась. Наоборот, наблюдалась тенденция к их снижению.

Чтобы снизить уровень насилия в школе, детском саду или социальном учреждении, не достаточно провести для «злобных» мальчишек тренинг «против насилия». Необходимо, чтобы произошло нечто гораздо большее. Правила создаются взрослыми, и если они представляют собой единую систему, то можно добиться многого. Важно при этом следующее:

- добросердечность, заинтересованность и увлеченность взрослых;

- четкие границы определения неприемлемого поведения;

- последовательные, но не враждебные реакции при нарушении правил;

- определенный уровень наблюдения и контроля;

- авторитет взрослых.

Чтобы добиться улучшения климата в школе, необходимо действовать на нескольких уровнях:

- на уровне школы (например, ввести лучше присматривать за учениками во время перемен, повышать квалификацию учителей, обсуждать правила поведения и мероприятия совместно с учителями и родителями);

- на уровне класса (например, ввести правила, предотвращающие вызывающее или агрессивное поведение; ролевые игры в отношении социального разрешения проблем; формы учебных занятий, направленные на сотрудничество и предотвращение насилия; организовать урегулирование споров);

- на уровне отдельных школьников (например, проводить серьезные беседы с агрессивными школьниками и их родителями, осуществлять целенаправленную поддержку жертв, организовывать школьные психологические мероприятия, совместную работу с управлением по делам молодежи).

В соответствии с § 53 Школьного закона Земли Северный Рейн - Вестфалия (в каждой земле есть аналогичные законы), воспитательное воздействия и административные меры способствуют организации обучающей и воспитательной работы в школе, а также защите людей и материальных ценностей. Важно учитывать принцип соответствия (пропорциональности, соразмерности). Воздействие в отношении нескольких учеников допустимо лишь в случае,

если неправильное (противоправное) поведение квалифицируется в отношении каждого из них. К воспитательному воздействию в первую очередь относятся воспитательные беседы, предупреждение (выговор), групповые беседы со школьниками и их родителями, устное или письменное порицание противоправного поведения школьника, недопущение к идущим занятиям, отработка под надзором с предварительным уведомлением родителей, временное изъятие вещей, мероприятия с целью восстановления нанесенного ущерба и наделение поручениями, которые должны доходчиво показать неправильность совершенного ранее проступка. При особенно часто повторяющемся противоправном поведении отдельного ученика, целого класса или учебной группы необходимо максимально тщательно разобраться в причинах подобного поведения.

К предусмотренным законом административным мерам воздействия относятся: 1) письменный выговор; 2) перевод в параллельную группу или класс; 3) временное отстранение от учебных занятий и других мероприятий сроком от одного дня до двух недель; 4) предупреждение об отчислении из школы; 5) отчисление из школы; 6) предупреждение об отстранении от всех государственных школ, принадлежащих данной Земле посредством инспекционного ведомства по делам школ.

Предупреждение насилия

Если речь идет о предотвращении насилия, то чаще всего используется термин «предупреждение» или «профилактика», если это касается работы с разного рода зависимостями. Сам термин «предупреждение» пришел к нам из латинского языка и означает «опережать, предупреждать». Из греческого пришёл термин «профилактика». В мультимедийном лексиконе можно найти следующее определение термина «профилактика»: «предупреждение, предотвращение противоправных действий».

Согласно Ральфу-Эрику Поссельту, из Академии насилия в Вилигсте, предупреждение насилия представляет собой процесс целенаправленного и успешного предотвращения и вмешательства ради снижения и избежания насилия. В работе по предупреждению речь идет о том, чтобы дать понять детям, подросткам и взрослым, что насилие ранит, наносит ущерб и приводит к его эскалации. Согласно Поссельту, к данного рода работе можно отнести:

1) научиться узнавать и вербализовать ситуации конфликта, угрозы и насилия;

2) все проявления насилия тематизировать и обсуждать;

3) привлекать персонал (врачей скорой помощи), жертв, бывших субъектов преступления, которые способны к эмпатийной передаче действительно ранящего и разрушительного опыта;

4) организовывать специальную практическую среду, в которой целевая личность может активно постичь, понять, каковы причины и (воз)действие насилия и какие последствия оно влечет за собой;

5) формировать определенный социальный климат с целью «бойкотирования насилия»;

6) наблюдать и корректировать проявления собственной личности, переосмысливать позиции, противоречия и склонность к насилию;

7) развивать и проверять на практике творческие возможности в ситуациях угрозы насилием или самого насилия, возможности вмешательства или бегства;

8) поощрять и развивать непровоцирующее поведение и соответствующую манеру поведения;

9) создавать потребность в постоянном общественном обсуждении темы насилия (его причин и воздействия).

Первая основная мысль тренинга по предупреждению насилия: всегда, когда человек находится в группах, происходит обучение. Не важно, какие люди встречаются (члены межнациональных группировок, скинхеды, хулиганы, те, кто устраивает драки в барах, педагоги, учителя, психологи, врачи, учащиеся, приглашенные на детский день рождения, менеджеры фирмы), - учатся все присутствующие на групповом тренинге.

Основной интерес в нашем случае - научиться ненасильственному поведению. Большинство тренингов строится на теории обучения, хотя сама тема предотвращения насилия основывается именно на знаниях из теории агрессии. Участие должно быть относительно добровольным, чтобы подобный тренинг мог быть успешным. Люди только в том случае могут довериться ненасильственным учебным процессам, если они сами хотят избавиться от насилия.

Насильственное поведение - это приобретенное поведение, а потому есть возможность отучиться от насилия.

Модели предотвращения насилия могут быть применены на различных уровнях предупреждения. В современной системе предупреждения выделяют 3 уровня: первичный (все дети и молодежь), вторичный (дети и молодежь из группы риска) и третичный (правонарушители из числа детей, молодежи, взрос-

Таблица 1

Уровни предупреждения Целевая группа Цель Действующие лица

Первичный Все дети и молодежь Приобретение компетенций для жизни Близкие взрослые люди, педагоги

Вторичный Подвергающиеся опасности дети и молодежь Предотвращение насильственных действий с помощью программ Педагоги, специалисты отдела помощи молодежи, полиция, социальные работники

Третичный Осужденные дети и молодежь Ресоциализация, предотвращение рецидива Лица и организации, оказывающие помощь осужденным, консультанты, терапевты

лых). В таблице 1 представлены уровни превенции в социальной работе с детьми и молодежью, а также сведения о соответствующих целях работы и о руководителях мероприятий.

Уровни превенции

В принципе можно почти все действия рассматривать как «общие меры по предупреждению». И прежде всего это воспитание, работа школы и объединений (примеры - «Сильные родители - сильные дети», «Спорт вместо насилия» и т.д.). Большое влияние в профилактике (насилия, зависимости, экстремизма) имеет педагогика переживаний (событийная педагогика).

Педагогика переживаний

Определение понятия «педагогика переживаний», которое отражает все его аспекты, можно найти в профессиональном словаре по социальной работе: «Значимые, определяющие мотивы педагогики переживаний, которые до сих пор не сформировались в законченную теорию, представляют собой ориентацию на обучение и развитие по жизни и для жизни, на индивидуальность и целостность (тело, дух и душа), на живое и опытным путем полученное обучение и развитие, т.е. понимающее воспитание».

В педагогике переживания исходят из того, что:

- люди обладают большими источниками силы и способностями, чем они думают;

- для различных групп нужно создать серьезную и бросающую вызов (экстремальную) ситуацию, чтобы при этом могли проявиться скрытые в обычной жизни способности.

- разнообразные группы могут справиться с большим количеством душевных и физических испытаний;

- каждый человек в проблемной ситуации может принимать ответственные решения;

- долгосрочное значимое обучение может происходить и посредством краткосрочных переживаний.

Можно выделить следующие особенности педагогики переживаний:

- Чтобы самому внести вклад в достижение, нужно брать на себя ответственность;

- Нужно владеть необходимой для мероприятия информацией;

- Следует создавать социальные связи;

- Оцениваемый (предсказуемый) остаточный риск;

- Наличие воспитательных целей;

- Целевая группа - молодежь на пороге взросления;

- Практические специалисты (руководители тактико-специальных учений, моряки, проводники по горам).

Сегодняшняя педагогика переживаний развивается в двух параллельных направлениях: Outward Bound (в переводе с английского -«покидающий дом, любящий путешествовать»; необходимое условие дальнейшего развития на природе) и отделившееся от него направление City Bound (переживания в городе; мероприятия в рамках City Bound больше не направлены только на контакт с природой).

За счет развития направления City Bound несколько изменились критерии, определяющие педагогику переживаний. В книге «Переживания и педагогика» (1995 г.) Анетте Райнерс следующим образом определяет основы современной педагогики переживаний:

- обучение действием (Learning by doing);

- обучение и переживание;

- комплексность (то есть задействование всех органов чувств);

- пограничные ситуации;

- коллективные переживания;

- практический опыт и испытания вместо теоретических наставлений;

- связь с собственным телом;

- действие и последствия (результат);

- действие и рефлексия;

- взаимодействие с пространством.

Так как концепция педагогики переживаний не может быть замкнута в жесткие рамки (что касается методов, средств и целевых установок), невозможно выделить и целевые группы. Чем актуальнее и масштабнее становится педагогика переживаний (содержание и методы), тем шире становится и целеполагание, а значит, и возможности охвата соответствующих целевых групп.

Большинство специалистов педагогики переживаний до сих пор основной своей группой видит молодежь на пороге взросления, хотя в литературе и на практике все четче проявляются и другие группы, такие как:

- маргинальные группы из областей, курируемых социальными педагогами;

- группы девушек и женщин;

- молодежные объединения;

- учащиеся;

- семьи;

- пенсионеры;

- профессионалы в области социально-педагогической практики;

- трудовые коллективы в рамках мероприятий по сплочению и развитию команды.

Цели педагогики переживаний, согласно Анетте Райнерс, можно разделить на 3 уровня: внутриличностный, межличностный и институциональный.

На первом уровне основное внимание уделяется формированию личности, то есть речь идет о развитии доверия к себе, о развитии собственной инициативы, изобретательности, спонтанности, ответственности перед собой, а также о проверке самооценки.

Второй уровень касается межчеловеческих образцов поведения, а именно способствования развитию взаимопонимания, надежности и взаимного доверия.

Согласно А. Райнерс, на третьем уровне речь идет о применении полученных практических компетенций в реальной жизни, за пределами группы. Конкретными примерами таких компетенций являются способность работать в группе, предупредительность (тактичность), общие способности взаимодействия, сочувствие, готовность помочь и разрешение конфликтов.

В настоящее время педагогика переживаний очень популярна. Многие считают ее вновь возникшим направлением педагогики, позволяющим разумно работать с молодежью. При этом

она является признанной образовательной концепцией, тренингом личности и самосознания или последней надеждой на спасения самых проблемных подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бернд Хэкмайер и Вернер Михл (1998 г.) свидетельствуют о том, что в Англии и в США этот подход имеет более солидные традиции, чем в Германии. Это может быть также связано с особой историей Германии. Хэкмайер и Михл пишут: «В послевоенной Германии было запрещено все, что хоть как-то отдаленно напоминало ритуалы физподготовки и народного здравоохранения во времена национал-социализма». Далее они указывают, что приключения в педагогической литературе Англии прочно зарекомендовали себя. В Германии в настоящее время также наблюдается стремительное увеличение мероприятий из области педагогики переживаний. Специальные высшие учебные заведения, готовящие социальных педагогов, в своей образовательной программе имеют блок педагогики переживаний, несмотря на то, что эти лекции и практические занятия скептически воспринимаются представителями традиционной педагогики.

Несмотря на большое разнообразие, есть некоторые элементы, которые отличают педагогику переживаний от других педагогических направлений и природно-спортивной деятельности. Эти 5 элементов («основ») были сформулированы Герхардом Шадом (1995 г.).

1. Цели. Каждое мероприятие педагогики переживаний имеет четкую педагогическую цель. На основании этой цели определяются применяемые средства, методы и действия. Не рассеянный эффект в соответствии с девизом «Что-нибудь полезное да получится» находится в центре внимания, а педагогическое намерение, план и цель, которые должны быть достигнуты с индивидом или группой. Эти требования делают необходимой рефлексию пережитого. Это не всегда должно инициироваться педагогами, иногда это может быть спонтанный разговор между самими участниками. Надежды, что действия говорят сами за себя, не достаточно, чтобы реализовать педагогические цели. Конечно же, нельзя, чтобы эти цели были слишком жестко поставленными. Цели зачастую меняются в ходе процессов, протекающих при работе в группе или с отдельным участником.

2. Переживание всегда происходит в настоящем. Сознательное восприятие является составной частью переживания. За счет рефлексии мимолетное переживание должно перерасти в устойчивый опыт обучения. По этой при-

чине педагогика переживания работает с актуальным самочувствием, актуальными ситуациями и актуальными взаимоотношениями.

3. Прикосновение. Педагогика переживаний связана всегда с прикосновением в смысле чувственного восприятия. Одновременно с этим (со)прикосновение может подразумевать чувственную причастность. С одной стороны, это может быть восприятие жары, холода и усталости, а с другой элементарные чувственные реакции, такие как страх, чувство победы, радости, беспомощности или боли, которые активно используются в педагогике переживаний. За счет чувственного восприятия участник получает представление об окружающем его мире. Сначала, когда он соприкасается с ним и это его затрагивает, этот опыт имеет большое значение для развития личности участника.

4. Движение. Под движением подразумевается движение тела и духа. Движение является условием появления осознанности. Для педагогики переживаний это означает следующее: так как на физическом уровне участники получают опыт пространственный и временной, то «тело и движение» имеют центральное значение. Физическая активность и подвижность духа также тесно взаимосвязаны. Физическая подвижность должна развиваться наряду с умением оценивать ситуацию, принимать решения и действовать решительно.

1. Изменение. Долгосрочное (устойчивое) изменение - цель педагогики переживаний. Изменения основываются на процессе изменения личности, который происходит в течение всей жизни. Педагогика переживаний пытается поддерживать и направлять этот процесс в соответствии с педагогически обоснованными целями. В этом смысле изменение происходит преимущественно за счет самой личности. Изменения становятся следствием измененного восприятия. Измененными (т.е. по-новому) должны восприниматься собственная личность, другие люди и жизненный мир. Среди методов, используемых для данного изменения, могут быть такие, как смена перспективы, смена ролей, физическая активность, обогащение фантазии и т.д.

Предупреждение насилия в школах

Coolness-Training (CT®) (тренинг сохранения спокойствия, уравновешенности) - это тренинг для школ и учреждений, работающих с молодежью. Он был разработан в 1993 г. в г. Оберхаузене. В 1992 г. из представителей местного управления по делам молодежи,

школ, региональных отделений по делам иммигрантов и чиновников из комиссии по расследованию молодежных преступлений был создан «Комитет, ориентированный на молодежь / Сеть г. Оберхаузена, содействующая приобретению социальных компетенций». Концепция г. Оберхаузена известна как «Молодежь и насилие: понимать, но не соглашаться». На основе тренинга ненасильственности под руководством специалиста местного управления по делам молодежи Райнера Галя был разработан тренинг сохранения спокойствия, включенный в имеющуюся структуру работы комитета.

Тренинг проводится преимущественно в школах и рассчитан не только на молодежь, склонную к насилию, но и на кажущихся неучаствующими наблюдателей, потенциальных и реальных жертв насилия. Молодежь должна научиться даже в сложных критических ситуациях сохранять спокойствие и выдержку. При этом участники знакомятся с разного рода учебными материалами, например: «Я-ТЫ послания», урегулирование конфликтов, как не поддаваться на провокации и т.д. Школьники должны сознательно воспринимать свое тело и собственную личность, в том числе и агрессию. Они должны учиться принимать других и общаться с ними.

Основные составляющие данного тренинга:

- выявление агрессивных чувств;

- восприятие всеми органами чувств;

- познание собственных возможностей;

- познание собственных сильных и слабых сторон;

- первые провокации;

- познание ролевого поведения;

- снижение враждебности восприятия;

- разумное поведение в трудных ситуациях.

Тренинг сохранения спокойствия запатентован, и можно даже пройти специальное обучение, чтобы проводить его самим. Обучение происходит по специальной программе в Институте социальной работы и социальной педагогики (ISS) во Франкфурте-на-Майне. В Оберхаузене социальный работник и тренер ненасильственности Райнер Галь обучает студентов, социальных работников и социальных педагогов проведению данного тренинга. Тренинг сохранения спокойствия проводится во всех школах Рурской области.

«Без кулаков» - еще один тренинг, который имеет четко определенную учебную программу. Он должен способствовать снижению агрессивного поведения и дополнительному приобретению социальных компетенций у де-

тей. Это модель предупреждения первого уровня профилактики: она рассчитана на детские сады и начальную школу. Тренинг «Без кулаков» создан на базе оригинальной англоязычной учебной программы «Второй шаг» («Second Step», 1988, Сиэтл). Было замечено, что дети, прошедшие данную программу, становятся более чуткими и лучше справляются с проблемными ситуациями по сравнению с детьми, не посещавшими данного курса.

Профессор, доктор медицины Манфрид Циерпка организовал пилотный проект в начальных школах и детских садах г. Геттин-гена. На основе опыта и результатов данного пилотного проекта были внесены коррективы в программу, и с ноября 1998 г. по декабрь 2001 г. в соответствии с приказом Министерства культуры, молодежи и спорта Земли Ба-ден-Вюртемберг она стала проводиться в 14 школах Хайдельберга и Маннхайма. Результаты внедрения программы показали, что уже через 4 месяца произошло повышение социальных компетенций, и прежде всего усиленное неприятие агрессивного поведения.

Хайдельбергский центр профилактики с ноября 2001 г. организует курсы повышения квалификации в соответствии с программой «Без кулаков» и предлагает сопровождение заинтересованных школ, детских садов и отдельных людей. В рамках данной программы дети учатся быть более чуткими, контролировать эмоции и чувства, уметь справляться с проявлениями злости и ярости. Эти занятия проводятся специально обученными учителями или воспитателями. За счет четко прописанной учебной программы тренинг «Без кулаков» может быть легко встроен в структуру начальной школы или детского сада и обеспечить освоение соответствующих возрасту ребенка знаний и навыков.

Тематические области разделены на три отдельных занятия, которые преподносятся в определенной логической последовательности.

1. Область развития чуткости понимается как «освоение набора определенных способностей и навыков». Здесь речь идет о том, чтобы уметь различать и понимать чувства других и отвечать на них. Способность к эм-патии не воспринимается ни как добродетель, ни как характерная особенность. Считается, что в большинстве случаев этому можно научиться.

2. Область контроля за своими эмоциями и чувствами связана в первую очередь с двумя стратегиями. Первая - это межличностное решение проблем; вторая - тренинг навыков со-

циального поведения. Решению проблем обучают за счет освоения определенных схем мышления и реагирования, которые можно применить в социальных ситуациях. Навыки социального поведения включают активное «участие» и умение «извиняться».

3. Умение справляться с проявлениями злости и ярости связано с выявлением инициатора насилия и с использованием успокаивающих техник и позитивного усиления своих качеств. Это делается, чтобы дети научились размышлять по поводу инициаторов ссоры и тем самым предотвращать проявление ярости.

Согласно программе «Без кулаков», агрессивное и насильственное поведение возможно в случае недостатка навыков социального поведения, который не позволяет успешно решать проблемы и предотвращать конфликты. Именно поэтому усиление социальных компетенций занимает центральное место в модели «Без кулаков». Профилактические мероприятия должны прежде всего отвечать двум условиям:

- должны быть как можно раньше включены в процесс развития ребенка;

- должны проводиться непрерывно, сопровождая ребенка на протяжении всего времени его развития.

Примечание

1. Примечание переводчика: Из комиксов про супермена, созданных писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером и продаваемых компанией Detective Comics.

Список литературы

1. Bandura A. Aggression. Stuttgart, 1979.

2. Bärsch Т. 125 Übungen zur Gewaltprävention. Norderstedt, 2011.

3. Bärsch T. Jugendliche heute - Besser als ihr Ruf. Norderstedt, 2012.

4. Bezirksregierung NRW (Hrsg.): Gewalt gegen Lehrkräfte. Münster, 2005.

5. Birkenbihl V.F. Warum wir andere in die Pfanne hauen. Paderborn, 2005.

6. Hees K., Wahl K. Täter oder Opfer? München, 2009.

7. Meis M.S., Rhode R. Wenn Nervensägen an unseren Nerven sägen. München, 2006.

8. Posselt R.-E. Gewalt löst keine Probleme. Schwerte, 2000.

9. Prior M. MiniMax-Interventionen. Heidelberg, 2007.

10. Rosenberg M.B. Gewaltfreie Kommunikation. Paderborn, 2004.

11. Schubart W. Gewaltprävention in Schule und Jugendhilfe. Brühl, 2000.

PREVENTION OF VIOLENCE IN SCHOOLS

Tim Bersch

The article emphasizes the problem of violence in different types of German schools. The task of reducing the violence rates in schools is considered from two perspectives: increasing ad-ministrative control over aggressors and prevention of new cases of studied phenomenon. Violent behavior which is being interpreted in the light of behav-iorist approach is proposed to be reduced with methods of experience pedagogic, non-violent trainings and various actors' involvement at all levels of violence prevention at schools.

Keywords: school, prevention, violence, deviation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.