педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0013
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2020
AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 831424 SPIN: 2817-3404 ResearcherID: AAH-6493-2019 ORCID: 000-0001-9122-5712 ScopusID: 57190961213
Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
гуманитарных и общенаучных дисциплин
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])
AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372
Воронина Ирина Романовна, студент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. На сегодняшний день в условиях развития компетентностного подхода высшие учебные заведения изыскивают способы подготовки специалистов, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Работодателям необходимы выпускники, готовые приступить к осуществлению профессиональной деятельности без дополнительной подготовки. Формирование компетентного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в коллективе, нести ответственность за свои решения, быть самостоятельным и креативным в решении профессиональных задач обуславливает необходимость поиска методов и средств организации взаимодействия обучающихся. В статье рассматриваются современные методы и средства организации взаимодействия обучающихся и их роль в становлении личности. Организация взаимодействия направлена на развитие коммуникативных навыков. Рассматриваются типы взаимодействия, основными из которых являются кооперация и конкуренция. Среди основных методов организации взаимодействия выделяются методы: взаимной проверки, моделирования, проблемный, исследовательский, организация работы обучающихся-консуль-тантов и «круглого стола», помощником в использовании которых служат современные средства, необходимые для эффективной организации образовательного процесса. Развитие профессионально-значимых качеств студентов возможно благодаря активной организации взаимодействия, что актуализирует проблему необходимости применения современных методов и средств в образовательный процесс.
Ключевые слова: социальный опыт общения, диалогический способ, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, взаимодействие, компетентность, компетенции, обучающийся, высшая школа, профессиональные задачи.
MODERN METHODS AND MEANS OF ORGANIZATION STUDENT INTERACTIONS
© 2020
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Tyumen Higher Military Engineering Command School Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, street L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) Voronina Irina Romanovna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. Today, in the context of the development of a competency-based approach, higher education institutions are finding ways to train specialists that meet the requirements of federal state educational standards. Employers need graduates who are ready to begin professional activities without additional training. The formation of a competent specialist who is able to carry out professional activities in a team, be responsible for their decisions, be independent and creative in solving professional problems necessitates the search for methods and means of organizing student interaction. The article discusses modern methods and means of organizing the interaction of students and their role in the formation of personality. Organization of interaction is aimed at developing communication skills. Types of interaction are considered, the main of which are cooperation and competition. Among the main methods of organizing interaction, the following methods are distinguished: mutual verification, modeling, problematic, research, organization of the work of student consultants and a round table, the use of which is facilitated by modern tools necessary for the effective organization of the educational process. The development of professionally significant qualities of students is possible due to the active organization of interaction, which actualizes the problem of the need to use modern methods and tools in the educational process.
Keywords: social experience of communication, dialogue method, method of mutual verification, method of mutual
tasks, interaction, competence, competencies, student, higher school, professional tasks._
Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Voronina Irina Romanovna pedagogical
MODERN METHODS AND MEANS OF ORGANIZATION ... sciences
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Применение современных методов и средств в целях организации взаимодействия обучающихся в образовательном пространстве является важнейшим фактором для становления высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому основной целью преподавателей образовательных учреждений становится на сегодняшний день является ведение учебного процесса с реализацией современным методов и средств как основополагающих факторов диалогового обучения.
Современные образовательные организации активно применяют различные средства и методы организации взаимодействия обучающихся. Внедрение современных методов способствует накоплению опыта общения. Основным элементом методов организации взаимодействия обучающихся является диалогическое общение как важнейшая составляющая современного обучения. Диалог способствует развитию коммуникативных навыков благодаря совместной учебной деятельности. Диалогический способ получения знаний формирует представления о современном характере знания как динамичного и социального продукта, результата совместной деятельности людей. Так, например, в процессе занятия преподаватель должен спрашивать мнение обучающегося, его точку зрения [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Организация взаимодействия в образовательном пространстве всегда была актуальной проблемой. Так, данный вопрос был рассмотрен многими авторами, такими как А. Ю. Уваров, Е. В. Коротаева, Л. В. Гончарик, Г. А. Цукерман, И. М. Чередов и многими другими. Все писатели говорили о важности организации взаимодействия обучающихся, объясняя это обеспечением высокого уровня предметного результата, достижением путем взаимодействия личностных целей и развитию коммуникативных навыков. Так, И.М. Чередов связывал коллективный характер обучения с повышением эффективности учебной и воспитательной деятельности [2].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе возможностей современных методов и средств организации взаимодействия обучающихся.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль современных методов и средств в образовательном пространстве;
- рассмотреть основные виды методов и средств и их применение в учебном процессе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Необходимость осознанного отношения к учебной деятельности, повышения включенности в образовательный процесс, повышения мотивации, развития профессионально-значимых качеств - причины введения современных средств и методов организации взаимодействия обучающихся. Необходим осознанный подход к развитию данного процесса из-за наличия субъект-субъектных отношений, которые служат основой формирования общекультурных компетенций студентов.
Существует несколько типов взаимодействий обучающихся, основными из которых являются такие, как кооперация и конкуренция. Кооперация подразумевает совместную деятельность студентов, основанная на взаимном соглашении сторон, общих целях и интересах. Взаимодействие такого рода строится на диалоговом обучении, и наиболее подходящими методами такой организации станут те, которые строятся на командной работе, например, метод временной работы в 58
группах. Второй тип взаимодействия - это конкуренция. Строится она на противоборстве студентов и характеризуется достижением групповых или индивидуальных целей. Данный вид взаимодействия направлен на развитие критического мышления, умения аргументировать, лидерских качеств [3]. Долгое время было принято считать, что конкуренция - негативный тип взаимодействия, однако с течением времени были выявлены его достоинства. Здоровая конкуренция мотивирует обучающихся на достижение лучших результатов, развивает стремление к совершенствованию собственных знаний
[4].
Организация взаимодействия осуществляется на основе следующих процессов: самопознание, самоанализ, самооценка, взаимодействие с самим собой и совокупностью социальных систем, например, со студенческой группой, также непосредственное общение субъектов образовательного процесса, практический и духовный обмен [5]. Методика коллективного взаимодействия состоит из подготовки к групповой работе: объявление темы, подготовки проблемной ситуации, инструктажа; работы в микрогруппах: знакомства с материалом, его анализ, распределение обязанностей внутри группы, обсуждение работы, подведение итогов; заключительной части: предоставление результатов работы, общего вывода по итогам деятельности [6].
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся существуют различные методы организации взаимодействия [7]. Среди часто применяемых можно выделить следующие: метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы об-учающихся-консультантов и дискуссия [8].
Метод взаимной проверки заключается в проверке обучающимися друг у друга правильности выполнения заданий, и вызывает высокий интерес. Обучающиеся выполняют задания, придуманные друг другом. Благодаря данному методу обучающиеся осваивают технику совместной деятельности и проявляют свои творческие способности. Дальнейшим этапом приёма взаимных заданий является обсуждение выполненных заданий. Например, педагог в ходе изучении вопроса «Отечественная война 1812 года» может предложить обучающимся разработать творческие задания по заданной теме, организовать дискуссию, что способствует активному развитию взаимодействия.
Временная работа в группах считается одним из наиболее перспективных методов обучения. Он заключается в объединении обучающихся в малые группы с целью выполнения определенных учебных заданий. Например, обучающимся можно предложить разработать собственный проект по решению той или иной проблемы. Так, становится возможным организация совместной деятельности в ходе исследовательской работы по изучению проблемы [9].
Разновидностью данного метода может стать метод моделирования конкретных ситуаций, который дает возможность обсуждать социальные, инновационные, профессиональные и другие проблемы, что является основой эффективной организации взаимодействия студентов. В ходе данного метода выделяется проблема, а цель обучающихся сводится к решению предоставленной задачи путем использования имеющихся и трансформированных из вновь найденной информации знаний. Метод моделирования способствует активной совместной деятельности и через анализ полученных решений, в процессе совместного обсуждения и грамотного изложения результатов [10].
Создание ситуаций совместных переживаний представляет собой совместную деятельность обучающихся, которая содержит в себе элементы позитивного, эмоционального переживания. Организация работы обучаю-щихся-консультантов - высокоэффективный метод ор-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ...
ганизации взаимодействия обучающихся и повышения уровня их знаний по данной теме. К основному достоинству данного метода можно отнести формирование системы взаимопомощи [11]. Одним из творческих методов организации взаимодействия обучающихся является создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» использовался Д.Б. Богоявленской для описания психологических экспериментов и обозначал пространство творческих решений. Смысл данного метода заключается в том, что на основе учебной работы можно организовать креативную, творческую деятельность. Для решения любой задачи можно найти «свой» способ решения, который может быть использован в дальнейшем. Так, например, педагог для большей наглядности и может предложить обучающимся спроецировать определенную ситуацию, показать исторические фрагменты в реальной действительности в виде миниатюры, сценки, репризы с целью закрепления изученного материала [12].
С развитием информационных технологий активно внедряются в учебный процесс электронные образовательные ресурсы [13-21]. Один из методов организации взаимодействия обучающихся может состоять в самостоятельном изучении образовательных Интернет-ресурсов. Можно выделить микрогруппы, которые по определенной теме будут изучать различные виды источников: аудио- и видеоматериалы или электронные журналы. Каждому обучающемуся будет представлена возможность выступить в роли педагога и оригинальной форме рассказать материал по заданной теме, опираясь на источник. Данный метод развивает способности принятия коллективного решения, формирует качество оратора и умение держаться перед аудиторией [22].
Для повышения результативности образовательного процесса в учебные заведения активно внедряются современные методы и средства организации взаимодействия обучающихся. Благодаря такому подходу учебный материал может быть представлен в доступной форме, и каждый сможет проявить свои способности в ходе учебных занятий.
Среди современных методов организации взаимодействия можно также выделить проблемный и исследовательский методы. Ничто так не объединяет людей, как общее дело, проблема. Данные концепции предполагают разработку проблемных ситуаций и совместного поиска решения путем анализа и размышлений. Обучающиеся, выполняя задания, развивают наряду с навыками критического мышления, навыки совместной работы и творческие способности [23].
Метод «круглого стола» считается одним из наиболее распространенных современных методов взаимодействия, отличительной особенностью которого является акцент на живом общении, где обучающимся предоставляется возможность видеть друг друга, соответственно, реагировать на эмоции, жесты, мимику студентов, что создает творческий настрой и повышает мотивацию к обучению.
Методы организации взаимодействия обучающихся применяются в единстве с определенными средствами, которые используются в образовательном процессе. Они выступают в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей развития. В настоящее время наблюдается технологический прогресс, поэтому в образовательную деятельность активно внедряются новые средства обучения и организации взаимодействия обучающихся. К ним можно отнести компьютеры, мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующие интерактивность и средства дистанционного обучения [24, 25].
Современные классы оборудованы компьютерами и интерактивными досками, которые помогут разнообразить образовательный процесс. Данные средства способствуют лучшему усвоению материала и вовлечению
всех обучающихся в учебный процесс. Не менее важную роль в организации взаимодействия участников образовательного процесса играют учебники и пособия. При планировании занятий педагог обращается к материалу, который прописан в учебниках и пособиях, разработанных на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Нами были проведен анализ возможностей современных методов и средств организации взаимодействия обучающихся. Их реализация становится всё более актуальным и важным вопросом. Важно понимать, что выбор метода организации деятельности обучающихся зависит от ряда основных условий, таких как возраст обучающихся, уровень их профессиональной подготовки, цель обучения, теоретической и практической подготовленности педагога, времени, отведённого на изучение материала. Реализация методов и средств организации взаимодействия обучающихся позволяет сформировать навык ведения конструктивного диалога, который в будущем дает студентам возможность аргументированно и четко выражать свою точку зрения, оперативно решать возникающие вопросы, достигать намеченных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.
2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
3. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.
4. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
5. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева НА. Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 153-157.
6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 66-68.
7. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.
8. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Толчина М.А. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 34-39.
9. Ваганова О.И., Карпова М.А. Проблемы формирования организационной культуры субъектов образовательного процесса// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 24-30.
10. Максимова К.А., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Возможности интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров професионального обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 61-67.
11. Максимова К.А., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология разработки лекционных занятий в электронной среде//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 67-72.
12. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Сулимова А.В. Методическая деятельность как фактор инновационного развития дополнительного образования детей//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 88-91.
13. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Невраева В.А. Проблемы и направления развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 93-98.
14. Ланина С.Ю. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках экономики // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 86. С. 101-104.
15. Гузнова А.В., Павлова О.А. Использование электронных образовательных ресурсов в изучении дисциплин гуманитарного цикла // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 89-92.
16. Шамсутдинова Т.М. Управление формированием и оценкой профессиональных компетенций в электронных образовательных системах на основе когнитивных моделей // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 35-44._
Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Voronina Irina Romanovna MODERN METHODS AND MEANS OF ORGANIZATION ...
pedagogical sciences
17. Дроздова И.Л. Роль электронных учебных пособий в образовательном процессе курса ботаники // Карельский научный журнал.
2018. Т. 7. № 3 (24). С. 13-16.
18. Kalinina L.Yu., Korostelev A.A., Belova N.Yu., Ippolitova N.V. Contemporary art in the early identification of talents // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 591-598.
19. Vaganova O.I., Korostelev A.A., Smirnova Z.V., Abramova N.S., Dolmatov S.N. Improving teachers' professionalism through the development of creativity // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. С. 630-634.
20. Dobudko T.V., Gorbatov S.V., Korostelev A.A., Kurochkin A.V., Akhmetov L.G. The organization of the university educational process in terms of digitalization of education // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 4. С. 1148-1154.
21. Dobudko T.V., Pugach O.I., Korostelev A.A., Ippolitova N.V., Khayrullina R.G., Sitdikov F.F. Training of pedagogical education masters: practice-oriented model // Humanities and Social Sciences Reviews.
2019. Т. 7. № 4. С. 1155-1159.
22. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Лукина О.А. Критерии и показатели оценки эффективности методической деятельности учреждения дополнительного образования детей//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 99-104.
23. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Исследования дидактического обеспечения специальных учебных дисциплин при подготовке специалистов в сфере сервиса//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 105-110.
24. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Заочное обучение в вузе через электронно-образовательную среду//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 111-118.
25. Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образо-вания//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 79-85.
Статья поступила в редакцию 28.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
60
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)