педагогические Петровский Александр Михайлович, Абрамов Олег Николаевич, Ваганова Ольга Игоревна
науки ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0028
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
© 2019
Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина, 24), e-mail: [email protected]) Абрамов Олег Николаевич, кандидат технических наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Реформирование сферы высшего образования в России привело к появлению компетентностной образовательной парадигмы. Современные образовательные учреждения для повышения уровня подготовки обучающихся привлекают к использованию различные технологии, среди которых технологии социального партнерства. По мнению авторов, именно партнерство способствует расширению каналов социокультурного взаимодействия при учете общих интересов каждого из участников и как следствие помогает не только повысить уровень подготовки обучающихся, но и конкурентоспособность высшей школы в целом. В статье рассматриваются возможности технологий социального партнерства. Авторы приводят современные формы сотрудничества: договорные (все виды взаимодействия на основе двусторонних и многосторонних договоров); организационные (формирование дополнительных органов, например консультационных), а также наиболее популярные виды социального взаимодействия и отмечают, что социальное партнерство реализует их все, поэтому, как правило, имеет высокие результаты, задей-ствуя большое количество заинтересованных лиц на долгосрочной основе с максимальным включением в решение социально-образовательных проблем. В статье раскрываются полномочия структур, создающихся в рамках партнерства, призванных расширить возможности образовательного учреждения, а также содержание выстраиваемого взаимодействия.
Ключевые слова: социальное партнерство, технологии социального партнерства, высшее учебное заведение, высшая школа, социальное взаимодействие, заинтересованные стороны, компетентностная образовательная парадигма.
TECHNOLOGIES OF SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION
© 2019
Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work
Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin st., 24, e-mail: [email protected]) Abramov Oleg Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. Reforming the sphere of higher education in Russia has led to the emergence of competence-based educational paradigm. Modern educational institutions to improve the level of training of students are attracted to the use of various technologies, including the technology of social partnership. According to the authors, the partnership contributes to the expansion of channels of socio-cultural interaction, taking into account the common interests of each of the participants and as a result helps not only to improve the level of training of students, but also the competitiveness of higher education in General. The article considers the possibilities of social partnership technologies. The authors cite modern forms of cooperation: contractual (all types of interaction on the basis of bilateral and multilateral treaties); organizational (formation of additional bodies, such as consulting), as well as the most popular types of social interaction and note that social partnership implements them all, therefore, as a rule, has high results, involving a large number of stakeholders on a long-term basis with maximum inclusion in the solution of social and educational problems. The article reveals the powers of the structures created within the framework of the partnership, designed to expand the capabilities of the educational institution, as well as the content of the interaction being built.
Keywords: social partnership, social partnership technologies, higher education institution, higher school, social interaction, stakeholders, competency-based educational paradigm.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- развитие умения обучающихся работать в команде, осу-
ными научными и практическими задачами. Глубокое ществлять коллективную деятельность с сохранением
реформирование сферы высшего образования в России индивидуальной образовательной траектории [3-15].
привело к появлению компетентностной образователь- Совместная работа в современном образовании занима-
ной парадигмы, сущность которой заключается в форми- ет одно из важнейших мест как внутри образовательно-
ровании самостоятельного, творческого конкурентоспо- го учреждения, так и на внешнем уровне [16]. Система
собного специалиста, который на практике оперативно высшего образования, выступая как механизм совер-
применяет собственные знания и легко ориентируется шенствования общества, предполагает привлечение к
в профессиональных ситуациях [1]. При этом базовыми образовательному процессу, к решению образователь-
идеями становятся развитие в образовательных условиях ных вопросов на взаимовыгодных условиях различных
диалога, сотрудничества, сотворчества и коллективного субъектов общества (это могут быть как целые органи-
взаимодействия для достижения общей цели [2]. Многие зации, так и отдельно взятые люди, желающие принять
современные образовательные технологии нацелены на участие в развитии образования). Данный процесс явля-
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29) 137
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Abramov Oleg Nikolaevich, Vaganova Olga Igorevna pedagogical
TECHNOLOGIES OF SOCIAL PARTNERSHIP ... sciences
ется социальным партнерством [17]. Технологии социального партнерства является тем механизмом, который повышает уровень подготовки обучающихся и позволяет сделать высшую школу более конкурентоспособной. Однако вопросы внедрения таких технологий в рамки высших образовательных учреждений остаются все еще не до конца разрешенными. В динамично изменяющихся условиях общества в целом и образовательной системы высшего образования в отдельности, их внедрение не теряет своей актуальности [18]. Технологии социального партнерства относятся к инновационным технологиям, внедрение которых позволит улучшить подготовку обучающихся за счет взаимодействия различных социальных институтов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Тема социального партнерства раскрывается в работах М. Вебера, Ф.И Гайнуллиной, В.Н. Петрова, Н.А. Волгина, Л.А. Костина, М.Д. Валовой. Каждый из представленных авторов рассматривал социальное партнерство в двух аспектах [19]. Во-первых как организационный, то есть сотрудничество, совместная деятельность, соучастии. Во-вторых как личностный - доверие, взаимовыгода, единство [20-22]. В широком понимании социальное партнёрство является системой взаимоотношений, выстраиваемых на основе общих интересов [23]. При этом, данный тип взаимодействия сочетает в себе различные субъекты, к которым могут относиться как государство, так и различные общественные организации, где целью является совместное согласование общих интересов на взаимовыгодной основе[24].
В совей работе С.Г. Гринько говорит от социальном партнерстве как о совместной деятельности высшей школы и различных социальных институтов для выработки решения по какой-либо педагогической и социально-экономической проблеме [25].
Основная идея социального партнерства - взаимовыгодная кооперация, где образовательная организация является полноправным партнером и обладает всеми правами, установленными договором [26].
Образовательные организации, включаясь в систему рыночного устройства государства рассматривают социальное партнерство в качестве своеобразного механизма взаимодействия с внешним миром (социумом) [27].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение технологий социального партнерства в образовании с целью установления их возможностей в повышении уровня подготовки обучающихся и конкурентоспособности высшей школы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Социальное партнерство имеет определенную структуру. Во-первых, партнёрство внутри системы образования, созданное между социальными группами одного вида профессиональной общности (высшая школа, обучающиеся, педагогические работники, родители) [28]. Во-вторых, партнерство, основанное на взаимодействии работников системы образования и других сфер (например, федеральные, региональные, органы местного самоуправления) [29]. В-третьих, партнерство, инициатором которого становятся система образования для осуществления вклада в развитие общества города, района).
Основными документами, являющимися фундаментом развития социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, положения Трудового Кодекса РФ. Принципами социального партнерства выступают:
- полномочность представителей сторон;
- равенство участников социального партнерства;
- недопущение ущемления прав участников социального партнерства;
- добровольность принятия ответственности по уста-
новленным обязательствам;
- обязательность исполнения требований, указанных в договоре [30].
Отметим, что наиболее популярными видами социального взаимодействия в сфере образования являются:
- спонсорство (является ресурсной поддержкой, спонсор передает именно те трудовые, финансовые или материальные средства, которые были запрошены образовательным учреждением на осуществление конкретной деятельности) [31];
- кооперация (сотрудничество) - предполагает объединение и осуществление совместной деятельности для достижения общих целей. Степень включенности определяется мерой заинтересованности и чаще всего закрепляется устным соглашением [32]. Такое взаимодействие при определенной регулярности выступает как основа для дальнейших партнерских отношений;
- инвестиции (оказание финансовой помощи физическими или юридическими лицами на основе договора или контракта - обязательной составляющей, которая отражает личные интересы инвестора и обязательства образовательной организации) [33].
Социальное партнерство реализует все виды социального взаимодействия, поэтому, как правило, имеет высокие результаты, задействуя большое количество заинтересованных лиц на долгосрочной основе с максимальным включением в решение социально-образовательных проблем [34].
В отношении обучающихся развитие технологий социального партнерства позволяет:
- повышать мотивацию;
- развивать потребности в обновлении и совершенствовании;
- прививать культуру социального партнерства в процессе обучения;
- формировать необходимые компетенции [35].
Технологии партнерства позволяют расширять каналы социокультурного взаимодействия при учете общего в интересах каждого из участников. При этом данный процесс подразумевает изменение форм и методов обучения в сторону их расширения и задействования новых субъектов и объектов образования [36-43]. В построении взаимоотношений между высшими школами и социальными партнерами используются договорные и организационные формы. В первом случае это двусторонние и многосторонние договоры, которые имеют место быть во всех видах взаимодействия. Во втором случае создаются дополнительные органы, которые и осуществляют деятельность по решению проблем в рамках образования [44]. Данные структуры наделяются особыми полномочиями на основе уставного документа. Таким образом формируются консультативные или профессиональные советы. Они решают вопросы разработки стратегии развития системы образования; координации действий образовательных учреждений, работодателей и общественных организаций; занимаются выработкой предложений по возможностям корректировки учебных программ; принимают участие в оценке изменения квалификационных характеристик; могут координировать научно-исследовательские работы при анализе регионального рынка труда; осуществляют помощь в организации практикоориентированных мероприятий; расширяют систему поощрительных фондов [45].
Среди основных договорных форм сотрудничества выделяют:
- организация практик обучающихся;
- стажировка и повышение квалификации педагогических работников;
- переподготовка и обучение сотрудников образовательных учреждений;
- осуществление совместной коммерческой деятельности и реализации проектов;
- совместное участие в конкурсах, выставках;
- предоставление партнерами информационных ус-
педагогические науки
Петровский Александр Михайлович, Абрамов Олег Николаевич, Ваганова Ольга Игоревна
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ...
луг;
- работа в международных проектах;
- содействие в трудоустройстве выпускников;
- предоставление и сбор информации о рынке труда и занятости населения [46].
Содержание взаимодействия субъектов партнёрства может быть представлено следующим образом. В таблице 1 показана деятельность, которую могут осуществлять различные субъекты социального партнерства в отношении образовательного учреждения.
Таблица 1 - Содержание взаимодействия субъектов партнёрства
Государство и ВУЗ - выделение бюджетных мест для целевой подготовки специалистов; - финансирование развития образовательной структуры; - привлечение местного самоуправления, некоммерческих организаций и бизнеса для осуществления целевых программ
Служба занятости населения и ВУЗ - прогнозно-аналитическая деятельность для вуза; - профориентационная работа и консультирование по вопросам трудоустройства; - проведение ярмарки вакансий.
Работодатели и ВУЗ - разработка содержания программ обучения, проведение их экспертизы и рецензирования; - согласование перспективного спроса на подготовку выпускников; - определение требований к профессиональным компетенциям обучающихся; - организация стажировки преподавателей студентов на предприятиях; - трудоустройство выпускников.
Некоммерческий сектор и ВУЗ - выдвигают новые идеи и решения, социальные технологии; - выражают интересы определенных групп обучающихся.
Для результативного решения задач высшего профессионального образования необходимо разнообразие форм социального партнерства и взаимодействия преподавателей. В таких условиях, будущий выпускник сможет сформировать необходимые компетенции и применять их в конкретных ситуациях.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Поскольку высшее образование является одним из главных факторов социально-экономического развития России, подвергшись глубокому реформированию, оно получило развитие на основе компетентностного подхода, где идея формирования самостоятельного творческого специалиста является одной из ключевых идей. Для совершенствования данного процесса высшие школы выстраивают особый процесс взаимодействия с различными субъектами - процесс развития социального партнерства. Так как технологии социального партнёрства являются одними из самых действенных в формировании профессиональных компетенций будущего выпускника, их возможности позволяют повысить не только уровень подготовки обучающихся, но и конкурентоспособность вуза в целом. На основе выявленных нами фактов мы можем сказать, что использование технологий социального партнерства в образовании служит развитию и обновлению образовательной системы, способствует лучшему формированию компетенций обучающихся. Дальнейшее развитие социального партнерства в рамках образовательной деятельности поможет выстроить результативную систему взаимодействия, которая будет основываться на актуальной информации, приносящей положительные образовательные результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кутепов М.М., Коновалова М.П. Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 3.
2. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)
3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
4. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Лукина Т.Н., Парфенов И.Я. Современные технологии образования в системе высшего педагогического образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 113-115.
5. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 76-79.
6. Бакшутова Е.В. Философствование как педагогическая технология: европейский и российский опыт // Самарский научный вестник.
2017. Т. 6. № 2 (19). С. 203-210.
7. Плотников А.В. Применение метода «колесо обозрения» как развитие инновационных педагогических технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 192-194.
8. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
9. Слепенкова Е.А., Лебедева И.В. Проектные технологии в изучении педагогических дисциплин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 265-269.
10. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
11. Бондаренко Т.Г., Колмаков В.В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.
12. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе//Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 136-138.
13. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.
14. Garnevska S.M. Възможности за формиране на представи за комуникационни технологии в обучението по предмета tехнологии и предприемачество//Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 34-37.
15. Levochkina O.V. Science technology development social-pedagogical rehabilitation juvenile offenders under special
16. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.
17. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
18. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.
19. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
20. Ваганова О.И., Седых Д.В., Пирогова А.А. Правовые основы электронного обучения в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 56-59.
21. Шайкина О.И. Открытые образовательные ресурсы на основе смешанного обучения в Томском политехническом университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 134-136.
22. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMSMoodle //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.
23. Вовк Е.В., Ваганова О.И. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания младших школьников //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 98-101.
24. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 153-157.
25. Алешугина Е.А., Ваганова О.И. К вопросу об оценочных средствах результатов подготовки студентов магистратуры В сборнике: Великие реки' 2016 труды научного конгресса 18-го международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. С. 3 77-379.
26. Трутанова А.В., Ваганова О.И. Организация смешанного обучения в высшей школе В сборнике: Неофит Сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 168-171.
27. Ваганова О.И., Нуреева М.А., Трутанова А.В. Особенности формирования правовой грамотности студентов В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 34-38.
28. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка в электронной среде MOODLE В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2017 труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный уни-
139
Petrovsky Alexander Mikhailovich, Abramov Oleg Nikolaevich, Vaganova Olga Igorevna TECHNOLOGIES OF SOCIAL PARTNERSHIP ...
pedagogical sciences
верситет. 2017. С. 323-326.
29. Ваганова О.И., Жидков А.А., Гордеев К.С. Структура образовательного веб-квеста В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 24-26.
30. Ваганова О.И., Пирогова А.А. Возможности интерактивных технологий в реализации образовательного процесса в системе инклюзивного высшего образования В сборнике: Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 80-84.
31. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Abramova N.S., Tsarapkina J.M., Bazavlutskaya L.M. CURRENT REQUIREMENTS FOR ASSESSING THE RESULTS OF STUDENT TRAINING В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2019. С. 012002.
32. Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Golubeva O.V., Chelnokova E.A., Gatsalova L.B. TEACHING PACKAGE DEVELOPMENT FOR ENGINEERING TRAINING PROGRAMS В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2019. С. 012033.
33. Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Gruzdeva M.L., Kaznacheeva S.N., Gladkova M.N. ELECTRONIC COURSE DEVELOPMENT FOR FUTURE ENGINEERS TRAINING В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 2019. С. 012001.
34. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Yu Tuaeva N., Parsieva L.K., Aleshugina E.A. FEATURES OF TRAINING AND RETRAINING SPECIALISTSIN THE TECHNICAL SPHERE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering The I International Scientific Practical Conference "Breakthrough Technologies and Communications in Industry". 2019. С. 012032.
35. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Технология разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогические технологии» //Инновации в образовании. 2019. № 6. С. 103-109.
36. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Готовность преподавателей вуза к руководству основной профессиональной образовательной программой // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 12-2. С. 207-210.
37. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателей математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
38. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К., Белоусова Г.А. Современные технологии профориентационной деятельности в системе высшего образования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 45-48.
39. Буренина В.И. Творческий потенциал преподавателя технического вуза как педагогическая категория //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 44-47.
40. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.
41. Яковицкая Л.С. Изучение психологических особенностей личности, значимых для самореализации преподавателей технического университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 87-90.
42. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.
43. Богомаз З.А. Организационно-педагогические условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 27-30.
44. Жадаев А.Ю., Ваганова О.И., Пирогова А.А. Деятельность преподавателя в условиях внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 39-42.
45. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся вуза //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 107-112.
46. Ваганова О.И. Методика отбора содержания учебного материала //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 230-233.
Статья поступила в редакцию 12.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019