Vaganova Olga Igorevna, Gladkov Alexey Vladimirovich, Korostelev Aleksandr Alekseevich and others PERSONAL-ORIENTED PROFESSIONAL ...
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0029
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
© 2020
AuthorlD: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherlD: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 831562 SPIN-код: 5305-1940,
Гладков Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова
(625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected]) SPIN-код: 2796-5077 AuthorlD: 352094 ORCID: 0000-0002-7602-7758 ScopusID: 57209175728
Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент, директор центра научных журналов Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: [email protected]) Author ID:1055508 SPIN-код: 2146-6308 ORCID iD: 0000-0002-3916-2539
Максимова Ксения Алексеевна, студент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. В условиях компетентностной образовательной парадигмы профессиональные учебные заведения ориентируются на личность студента, ее потребности и индивидуальные возможности. Процесс обучения нацелен на раскрытие ее потенциала и формирование компетентности. В данной статье рассмотрена специфика личностно-ориентированного образования. Цель написания статьи заключается в раскрытии возможностей личностно-ориен-тированного профессионального образования. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные тематике личностно-ориентированного образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях. На основе анализа соответствующей литературы раскрыто понятие «личностно-ориентированное профессиональное образование». В ходе написания статьи изучена специфика и принципы личностно-ориентиро-ванного профессионального образования, а также наиболее соответствующие личностно-ориентированному профессиональному образованию методы. В статье были описаны такие методы обучения как: дидактический метод; игровой метод; метод кейс-обучения; метод проектного обучения. Также были выделены преимущества личностно-ориентированного профессионального образования. В результате проведенного исследования было выявлено, что при реализации личностно-ориентированного профессионального образования у студентов улучшается восприятие учебного материала, а также повышается мотивация к процессу обучения в целом. Широкие возможности личност-но-ориентированного обучения способствуют формированию компетентного специалиста.
Ключевые слова: система профессионального образования, обучающиеся, специфика образования, принципы образования, дидактический метод, игровой метод, метод кейс-обучения, метод проектного обучения.
PERSONAL-ORIENTED PROFESSIONAL EDUCATION
© 2020
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Gladkov Alexey Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Tyumen Higher Military Engineering Command School Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, ul. L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Center of scientific journals Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, e-mail: [email protected]) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:e-mail:[email protected]) Abstract. In the conditions of a competent educational paradigm, professional educational institutions are guided by the personality of the student, its needs and individual capabilities. The learning process is aimed at revealing its potential and building competence. This article discusses the specifics of personality-oriented education. The purpose of this article is to reveal the possibilities of a personality-oriented professional education. The authors of the article analyzed various studies on the subject of personality-oriented education in higher and secondary vocational educational institutions. Based on the analysis of relevant literature, the concept of "personality-oriented professional education" is revealed. During the writing of the article, the specifics and principles of personality-oriented professional education, as well as the methods most relevant 112 Baltic Humanitarian Journal. 2020. T. 9. № 2(31)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Коростелев Александр Алексеевич и другие
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...
to personality-oriented professional education, were studied. The article described such teaching methods as: the didactic method; game method; case study method; project training method. The advantages of a personality-oriented professional education were also highlighted. As a result of the study, it was revealed that with the implementation of a personality-oriented professional education, students improve the perception of educational material, as well as increase motivation for the learning process as a whole. The wide possibilities of personality-oriented training contribute to the formation of a competent specialist.
Keywords: vocational education system, students, specifics of education, principles of education, didactic method, game method, case-study method, project-based learning method.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время происходят стремительные изменения в системе образования. Наблюдается процесс создания и совершенствования единого образовательного пространства [1]. Центральным звеном образовательных технологий становятся субъекты образовательного процесса, которые полностью поглощены процессами как преподавания, так и обучения.
В данном контексте становится актуальной реализация системы личностно-ориентированного профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование позволяет концентрировать внимание на личности обучающегося, организовывать систему субъективно-смыслового обучения, которое способствует развитию творческих и профессиональных способностей обучающихся [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние несколько лет в научно литературе появилось немало исследований, посвященных тематике личностно-ори-ентированного образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях [3]. Описанием идей личностно-ориентированного профессионального образования занимались такие ученые и педагоги как: Тихонова Т.М., Павлова О.Ю., Ражова Н.А., Левина Н.М., Сластенин В.А., Викулина М.А. и другие.
Сластенин В.А. отмечает, что в основе личностно-ориентированного профессионального образования должно лежать субъект-субъектное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. По его мнению, личностно-ориентированное профессиональное образование характеризуются включением в процесс педагогического взаимодействия чувств, эмоций, переживаний, то есть личного опыта [4].
Павлова О.Ю. считает, что личностно-ориентиро-ванное профессиональное образование будет способствовать профессиональному становлению личности обучающихся, их дальнейшему профессиональному росту и профессиональной самореализации [5]. Павлова О.Ю. считает рациональным отказ от традиционных форм обучения и принятие идей личностно-ориентированного профессионального образования с целью развития и становления личности.
Викулина М.А. считает, что специфика процесса личностно-ориентированного профессионального образования заключается в создании определенных педагогических ситуаций. Такие ситуации, по ее мнению, «запускают механизмы» личностного развития [6].
Также Викулина М.А. предъявляет следующие требования к процессу обучению, осуществляемому в рамках личностно-ориентированного профессионального образования: многообразие; проблемность; сочетание различных видов деятельности; диалог; профессионально-личностная направленность; процессуальность [7].
Тихонова Т.М. связывает личностно-ориентирован-ное профессиональное образование со следующими его основными функциями:
- функция социализации (усвоение и успешное воспроизводство предыдущего социального опыта);
- культуросозидательная функция (сохранение и развитие культуры);
- гуманитарная функция (формирование и сохранение личной свободы, нравственности и духовного здоровья обучающихся) [8].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей идей личностно-ориентированного профессионального образования.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность личностно-ориентированного профессионального образования;
- определить преимущества реализации идей лич-ностно-ориентированного профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Личностно-ориентированное профессиональное образование представляет собой особый вид образования, который базируется на таком взаимодействии педагога и студентов, при котором созданы оптимальные условия для развития личности, ее способности к самосовершенствованию и саморазвитию [9]. Центральное место этой системы образования занимает личность студента.
Целью личностно-ориентированного профессионального образования выступает гармонически развитая творческая личность, обладающая соответствующими компетенциями, способная самосовершенствоваться, саморазвиваться и реализовывать себя в профессиональном мире [10].
Специфика личностно-ориентированного профессионального образования заключаются в следующем:
- взаимодействие «педагог-студент» (субъект-субъектное взаимодействие). Педагог, работая с обучающимися, организует их работу и создает условия для формирования и развития их личностных возможностей;
- деятельность преподавателя. Педагог создает ситуации успеха студентов, обучающиеся при этом должны вести самостоятельный поиск решения поставленных задач. Центральная фигура - студент;
- деятельность студента [11]. Деятельность осуществляется не педагогом, а обучающимся. Используются методы проектного и проблемного обучения;
- целеполагание. Цель заключается в создании такой учебной деятельности, которая превращала бы студента в субъекта, заинтересованного в процессе обучения [12].
Основа личностно-ориентированного профессионального образования состоит в выделении основных направлений деятельности, ставя на первый план студента, а только потом саму деятельность.
Личностно-ориентированное профессиональное образование основывается на следующих основных принципах [13]:
- эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса определяется учебной организацией;
- процесс обучения максимально направлен на личный опыт студентов, их потребности и интересы [14];
- образовательные технологии соответствуют закономерностям профессионального становления личности обучающегося;
- основная цель образования - формирование профессиональной компетентности личности, развитие ее экстрафункциональных качеств [15];
- содержание профессионального образование соответствует будущей профессиональной деятельности об-
Vaganova Olga Igorevna, Gladkov Alexey Vladimirovich, Korostelev Aleksandr Alekseevich and others pedagogical
PERSONAL-ORIENTED PROFESSIONAL ... sciences
учающегося.
Из сущности личностно-ориентированного профессионального образования следует необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания студентов в процессе овладения компетенциями. Значит, содержание учебного материала должно быть определенным образом сконструировано. Учебный материал должен включать предшествующий опыт обучающихся [16-21]. Речь идет не о преемственности содержания обучения и не о межпредметных связях, а об органичной взаимосвязи предшествующего субъективного профессионально-образовательного опыта студентов и содержания учебного материала вновь изучаемых учебных предметов. Отсюда следует необходимость принципиального изменения практики проектирования содержания образования, представляемого в учебных предметах и учебных дисциплинах [22].
Личностно-ориентированное профессиональное образование реализуется на практике посредством различных методов. Наиболее соответствующими личностно-ориентированному профессиональному образованию являются дидактические и игровые методы, метод кейс-обучения, метод проектного обучения [23].
Дидактический метод способствует формированию и развитию умений работать в команде, использовать средства ИКТ в своей учебной и других видах деятельности, самостоятельно находить и анализировать необходимый материал.
Игровые методы - направлены на развитие профессионального поведения и мышления студентов. Деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у студентов вырабатываются следующие компетенции: анализ конкретного типа задач; сбор и анализ требующейся информации; принятие решений при имеющейся недостаточно достоверной информации и др.;
Метод кейс-обучения направлен на анализ и решение конкретных ситуаций, которые представлены в «кейсе». Кейсы, как правило, приближены к реальным проблемным ситуациям. Существуют определенные правило составления кейсов: описывается проблемная ситуация; заданная проблемная ситуация не должна иметь однозначного решения; предоставляются конкретные данные, которые позволяют найти решение задачи; решение проблемной ситуации должно быть направлено на активное применение различных компетенций [24];
Метод проектного обучения направлен на формирование у обучающихся конкретных действий, направленных на выполнение профессионально-ориентированных заданий. Существуют такие виды учебных проектов, как: имитационно-игровые; специализированные прак-тико-ориентированные проекты; информационно-аналитические [25].
Так, реализация личностно-ориентированного профессионального образования предоставляет следующие преимущества:
- учебно-воспитательный процесс становится ориентирован на студента;
- организация субъект-субъектного взаимодействия, предполагающаее свободу выбора студентами способа получения образования, содержания и методов обучения;
- изменение позиции педагога как преподавателя-информатора и транслятора знаний на позицию фасилита-тора;
- обеспечение условий для самооценивания, саморегуляции и самоактуализации личности студентов [26].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, при организации личностно-ориентированного профессионального образования у студентов улучшается вос-114
приятие учебного материала, повышается мотивация к процессу обучения в целом. А различные методы, благодаря которым реализуется личностно-ориентированное образование, направлены на разностороннее развитие студентов и формирование у них определённых компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Маркова С.М., Чайкина Ж.В., Булаева М.Н. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами// Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 500-514.
2. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
3. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.
4. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
5. АбрамоваН.С., Ваганова О.И., СмирноваЖ.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.
6. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
7. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 113-116.
8. Ваганова О.И. Методика отбора содержания учебного материала //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 230-233.
9. Гладкова М.Н., Ваганова О.И, Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 66-68.
10. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95
11. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.
12. Иляшенко Л.К., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Балльно-рейтинговая система оценки в учебном процессе вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 141-143.
13. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Алешугина Е.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 57-59.
14. Макеева А.В., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 126-130.
15. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.
16. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.
17. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 35-37.
18. Цепкова А.Н. Развитие личностных форм нравственного сознания школьника как идея личностно ориентированного образования //Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 269-273.
19. Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-36.
20. Захарова Т.Г., Кондаурова И.К., Тугушева Э.Р. Организация профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 21-25.
21. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Person-oriented learning based on its sociological derivation // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 5-7.
22. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении// Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.
23. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 36-40.
24. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Дворникова Е.И. Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном обра-
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Коростелев Александр Алексеевич и другие
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...
зовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 92-96.
25. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А. Реализация инновационной образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 225-227.
26. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
Статья поступила в редакцию 28.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020