Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / МЕТОД МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД КЕЙСОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES / TEACHING METHODS / STUDENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION SYSTEM / PROJECT LEARNING METHOD / BUSINESS GAME METHOD / MODULAR LEARNING METHOD / MULTI-LEVEL LEARNING METHOD / COOPERATION PEDAGOGY / CASE STUDY METHOD / RESEARCH TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

Современная образовательная парадигма обусловила возникновение ряда особенностей образовательного процесса. Для формирования компетентного специалиста возникла необходимость учета его личностных особенностей, его интересов и индивидуальных возможностей. В таких условиях студент имеет возможность получить необходимые ему знания, умения и навыки, и, в результате, с помощью индивидуализации процесса обучения, сформировать важные компетенции. Для реализации данного процесса используются личностно-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы он был понятен и интересен всем участникам, обеспечивая вовлечение в деятельность каждого студента. В данной статье рассмотрены методы, применяемые при реализации личностно-ориентированных технологий в системе высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности личностно-ориентированных технологий в теории и практике вузовского обучения. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные применению личностно-ориентированных технологий в профессиональном образовании различных ученых и педагогов. На основе анализа соответствующей литературs раскрыты такие понятия, как: «личностно-ориентированный подход», «личностно-ориентированные технологии» и «методы личностно-ориентированных технологий». Раскрыты методы реализации личностно-ориентированных технологий: метод проектного обучения, метод деловой игры, методы модульного обучения, методы разноуровневого обучения, метод кейсов, исследовательский метод обучения. Личностно-ориентированные технологии способствуют гармоничному развитию личности, а также способствуют повышению уровня познавательной деятельности. Различные методы личностно-ориентированного обучения направлены на разностороннее развитие студентов и формирование у них общих и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF HIGHER EDUCATION

The modern educational paradigm is due to the emergence of a number of educational processes. His interests and individual capabilities. The student must obtain the necessary knowledge, skills and abilities. To implement this process, personality-oriented educational technologies are used that allow us to understand the learning process in such a way that it is understandable and interesting for all participants. This article discusses the methods used in the implementation of personality-oriented technologies in the higher education system. The purpose of the article is to reveal the essence of personality-oriented technologies in the theory and practice of university education. The authors of the articles analyzed various studies on the use of personality-oriented technologies in the professional education of various scientists and teachers. The analysis is based on such concepts as “personality-oriented approach”, “personality-oriented technologies” and “methods of personality-oriented technologies”. Methods for the implementation of personality-oriented technologies are disclosed: the method of project training, the method of business games, the methods of modular training, the methods of multilevel training, the case method, and the research teaching method. Personality-oriented technologies help to increase the level of cognitive activity of a person. Various personality-oriented teaching methods are aimed at the versatile development of students and their general and professional competencies.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

Vaganova Olga Igorevna, Aleshugina Elena Anatolyevna, Konovalova Elena Yurievna and others PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE THEORY ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0003

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) AuthorID: 497813 SPIN: 2815-3232 ResearcherID: AAH-8795-2019 ORCID: 0000-0002-3216-2261

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) SPIN-код: 6732-0847 AuthorID: 349698 ORCID: 0000-0002-6540-8221 ScopusID: 57211294837

Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, начальник организационного отдела департамента образования мэрии г.о. Тольятти, аналитик научного образовательного

центра «Перспектива»

Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: key1103@yandex.ru) AuthorID: 1055043 SPIN: 2184-3965 ResearcherID: AAB-2693-2020 ORCID: 0000-0003-4485-8108

Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Аннотация. Современная образовательная парадигма обусловила возникновение ряда особенностей образовательного процесса. Для формирования компетентного специалиста возникла необходимость учета его личностных особенностей, его интересов и индивидуальных возможностей. В таких условиях студент имеет возможность получить необходимые ему знания, умения и навыки, и, в результате, с помощью индивидуализации процесса обучения, сформировать важные компетенции. Для реализации данного процесса используются личностно-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы он был понятен и интересен всем участникам, обеспечивая вовлечение в деятельность каждого студента. В данной статье рассмотрены методы, применяемые при реализации личностно-ориентированных технологий в системе высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности личностно-ориентированных технологий в теории и практике вузовского обучения. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные применению личностно-ориентированных технологий в профессиональном образовании различных ученых и педагогов. На основе анализа соответствующей литературs раскрыты такие понятия, как: «личностно-ориентиро-ванный подход», «личностно-ориентированные технологии» и «методы личностно-ориентированных технологий». Раскрыты методы реализации личностно-ориентированных технологий: метод проектного обучения, метод деловой игры, методы модульного обучения, методы разноуровневого обучения, метод кейсов, исследовательский метод обучения. Личностно-ориентированные технологии способствуют гармоничному развитию личности, а также способствуют повышению уровня познавательной деятельности. Различные методы личностно-ориентированного обучения направлены на разностороннее развитие студентов и формирование у них общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, методы обучения, студент, педагогические технологии, система высшего образования, метод проектного обучения, метод деловой игры, метод модульного обучения, метод разноуровневого обучения, метод кейсов, исследовательский метод обучения.

PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF HIGHER EDUCATION

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Aleshugina Elena Anatolyevna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Konovalova Elena Yurievna, candidate of pedagogical sciences, head of the organizational

20

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Коновалова Елена Юрьевна и другие ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ ...

department of the department of education, city hall Togliatti, analyst of the scientific educational center "Perspective" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, e-mail: key1103@yandex.ru) Barabina Irina Evgenievna, undergraduate department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Abstract. The modern educational paradigm is due to the emergence of a number of educational processes. His interests and individual capabilities. The student must obtain the necessary knowledge, skills and abilities. To implement this process, personality-oriented educational technologies are used that allow us to understand the learning process in such a way that it is understandable and interesting for all participants. This article discusses the methods used in the implementation of personality-oriented technologies in the higher education system. The purpose of the article is to reveal the essence of personality-oriented technologies in the theory and practice of university education. The authors of the articles analyzed various studies on the use of personality-oriented technologies in the professional education of various scientists and teachers. The analysis is based on such concepts as "personality-oriented approach", "personality-oriented technologies" and "methods of personality-oriented technologies". Methods for the implementation of personality-oriented technologies are disclosed: the method of project training, the method of business games, the methods of modular training, the methods of multilevel training, the case method, and the research teaching method. Personality-oriented technologies help to increase the level of cognitive activity of a person. Various personality-oriented teaching methods are aimed at the versatile development of students and their general and professional competencies.

Keywords: personality-oriented technologies, teaching methods, student, pedagogical technologies, higher education system, project learning method, business game method, modular learning method, multi-level learning method, cooperation pedagogy, case study method, research teaching method.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время эффективность любой образовательной технологии зависит, в первую очередь, от человека ее реализующего. Центральным звеном образовательных технологий становятся субъекты образовательного процесса, которые полностью поглощены процессами как преподавания, так и обучения.

В связи с такой тенденцией личностно-ориентиро-ванные технологии становятся все более актуальными. Они предусматривают не информационное, а субъективно-смысловое обучение, которое позволяет формировать у обучающихся множество субъективных картин мира.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние несколько лет в научной литературе появилось немало исследований, посвященных применению личностно-ориентированных технологии обучения [1]. Описанием личностно-ориентированных технологий обучения в системе вузовского образования занимались такие ученые и педагоги, как: Сластенин В.А., Калинникова Н.Г., Лисеенко В.И., Викулина М.А., Таранцова А.В., Попова В.В., Роджерс К., Шиянов Е.Н. и другие.

Сластенин В.А. отмечает, что в основе личностно-ориентированного подхода обучения должно лежать субъект-субъектное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. По его мнению, личностно-ориентированные технологии характеризуются включением в процесс педагогического взаимодействия чувств, эмоций, переживаний, личного опыта.

Калинниова Н.Г. утверждает, что при применении личностно-ориентированных технологий учитывается личность в целом, невозможно ее расчленить на «когнитивную» и «личностную». Личностно ориентированные технологии в значительной степени связаны с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен такой позицией, как готовность участников педагогического процесса принять ответственность за себя и своих сокурсников (к примеру, при выполнении коллективного задания).

Викулина М.А. считает, что специфика процесса личностно-ориентированного обучения заключается в создании определенных педагогических ситуаций. Такие ситуации, по ее мнению, «запускают механизмы» личностного развития.

Также Викулина М.А. предъявляет следующие тре-

бования к процессу обучению, осуществляемому в рамках личностно-ориентированного подхода:

- многообразие [2];

- проблемность [3];

- сочетание различных видов деятельности;

- диалог;

- профессионально-личностная направленность [4];

- процессуальность.

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии сущности личностно-ориентирован-ных технологий в теории и практике вузовского обучения.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль личностно-ориентированных технологий обучения в системе высшего образовании;

- выявить методы и средства, применяемые при реализации личностно-ориентированных технологий обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Технология личностно-ориентированного обучения основана на различных педагогических ситуациях. Такие ситуации ставят студента перед необходимостью проявлять себя в качестве личности, т.к. педагогические ситуации касаются вопросов самоопределения, статуса, признания, ведущие жизненные потребности [5].

Цель технологии личностно-ориентированного обучения заключается в предельном развитии индивидуальных познавательных способностей обучающихся посредством использования его опыта жизнедеятельности.

Отличия личностно-ориентированных занятий в вузах от традиционных заключаются в следующем:

1. Взаимодействие «педагог-студент» (субъект-субъектное взаимодействие). Педагог, работая с обучающимися, организует их работу и создает условия для формирования и развития их личностных возможностей [6].

2. Деятельность преподавателя. Педагог создает ситуации успеха студентов, обучающиеся при этом должны вести самостоятельный поиск решения поставленных задач. Центральная фигура - студент [7].

3. Деятельность студента [8]. Деятельность осуществляется не педагогом, а обучающимся. Используются методы проектного и проблемного обучения [9].

4. Целеполагание. Цель заключается в создании такой учебной деятельности, которая превращала бы студента в субъекта, заинтересованного в процессе обучения [10].

Подготовка и проведение личностно-ориентирован-

Vaganova Olga Igorevna, Aleshugina Elena Anatolyevna, Konovalova Elena Yurievna and others pedagogical

PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE THEORY ... sciences

ных занятий основывается на выделении основных направлений деятельности, ставя на первый план студента, а только потом саму деятельность [11].

Личностно-ориентированные технологии делятся на такие виды как:

- деятельностные (характерная черта данных технологий - умение обучающегося быть субъектом деятельности);

- дискуссионные (реализация дискуссий по изучаемым вопросам, выявление различных точек зрения) [12];

- психологические (заключается в самостоятельном решении студентом выполнять или нет какие-либо задания) [13];

- проблемно-поисковые (заключается в учебной модели «обучение с помощью открытий», в котором студенты самостоятельно добывают информацию для решения поставленных вопросов) [14];

- рефлексивные (особенностью данной технологии является осознание студентом того, как была решена поставленная задача, какие усилия были для этого необходимы, какие проблемы были решены);

- игровая (особенность таких технологий заключается в моделировании проблемных ситуаций, профессиональных проблем в процессе обучения и воспитания, поиск их решения).

Технология личностно-ориентированного обучения может реализовываться на практике при помощи различных методов [15-18]. Метод личностно-ориентиро-ванного обучения направлен, в первую очередь, на то, чтобы учебный процесс был обращен к индивидуальным особенностям обучающихся, специфическим чертам каждого студента.

На практике в настоящее время применяют следующие методы личностно-ориентированных технологий:

- метод проектного обучения - направлен на формирование у обучающихся конкретных действий, направленных на выполнение профессионально-ориентированных заданий. Существуют такие виды учебных проектов, как: имитационно-игровые; специализированные практико-ориентированные проекты; информационно-аналитические;

- метод деловой игры - направлен на развитие профессионального поведения и мышления студентов. Деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у студентов вырабатываются следующие компетенции: анализ конкретного типа задач; сбор и анализ требующейся информации; принятие решений при имеющейся недостаточно достоверной информации и др.;

- метод модульного обучения - данный метод направлен на личность каждого обучающегося и основан на деятельностном подходе. Особенность метода заключается в представлении учебного материала отдельными взаимосвязанными модулями, которые направлены на решение определенных задач. Все модули направлены на достижение предметных и личностных результатов;

- метод разноуровневого обучения - зависит от индивидуальных особенностей и способностей личности каждого студента. В рамках учебного процесса данный метод предполагает различную степень усвоения получаемых знаний, при этом не ниже базового уровня;

- педагогика сотрудничества - данный метод основан на принципах гуманизма и творческого развития личности обучающихся. Основный принцип педагогики сотрудничества - «делай, как я»;

- метод кейсов - направлен на анализ и решение конкретных ситуаций, которые представлены в «кейсе». Кейсы, как правило, приближены к реальным проблемным ситуациям. Существуют определенные правила составления кейсов: описывается проблемная ситуация; заданная проблемная ситуация не должна иметь однозначного решения; предоставляются конкретные дан-22

ные, которые позволяют найти решение задачи; решение проблемной ситуации должно быть направлено на активное применение различных компетенций;

- исследовательский метод обучения - заключается в организации деятельности студентов для дальнейшего решения поставленных задач. Основной особенностью исследовательского метода является научить студентов видеть проблемы, а также уметь самостоятельно ставить задачи. В процессе выполнения поставленных задач обучающиеся должны самостоятельно овладеть основными составляющими научного познания;

- диалогический метод - направлен на развитие познавательной активности студентов.

При организации методов личностно-ориентирован-ных технологий следует учесть следующие условия:

- процесс обучения должен быть организован посредством диалога;

- преподаватель обязан создать все условия, способствующие развитию студента как личности [19];

- преподавателю следует быть не основным лицом на занятии, а выполнять функцию помощника в организации учебно-сознательного процесса студентов;

- студент как субъект процесса обучения сможет выбрать свободу темпа и уровень обучения.

Особенность личностно-ориентированных технологий заключается в изучении субъективного опыта обучающегося в качестве личностно-значимой сферы, развитие содержательных мыслительных действий как обязательного условия творческой самореализации. Преподаватель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создает условия для свободного творческого развития личности. При этом преподаватель учитывает специфику изменений в мотивационно-по-требностной сфере студента.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, при активном применении в учебном процессе вуза личност-но-ориентированных технологий, можно отметить, что у студентов улучшается восприятие учебного материала, они способны самостоятельно анализировать различные ситуации. Личностно-ориентированные технологии способствуют гармоническому развитию личности, а также способствуют повышению уровня познавательной деятельности. Различные методы личностно-ориентирован-ного обучения направлены на разносторонне развитие студентов и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.

Становится очевидным переход к личностно-ориен-тированным технологиям, которые предусматривают приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным. К тому же личностно-ориен-тированные технологии направлены на формирование у студентов множества субъективных картин мира в отличие от однозначных «программных» представлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993

2. КларинМ. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов.педагогика, 1984, №4, С.117-122.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

4. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

5. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239

6. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

7. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

8. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие длябакалавриата и магистратуры /Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Коновалова Елена Юрьевна и другие

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ ...

Юрайт, 2018. — 90 с.

9. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

10. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининскогоуни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

11. Цепкова А.Н. Формирование культуры поведения студентов вуза средствами технологий личностно ориентированного образования // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 361-365.

12. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018.

13. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-хкнигах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 59 с.

15. Шилова С.А. К вопросу о применении личностно-ориентиро-ванного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 319-322.

16. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 35-37.

17. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Person-oriented learning based on its sociological derivation//Научен вектор наБалканите. 2018. № 1. С. 5-7.

18. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

19. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

Статья поступила в редакцию 14.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.