Научная статья на тему 'ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕТОД КЕЙСОВ / МЕТОД ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ / МЕТОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / МЕТОД РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / STUDENTS / HUMAN-PERSONAL TECHNOLOGIES / HUMAN-PERSONAL PEDAGOGY / CASE STUDY METHOD / HEURISTIC CONVERSATION METHOD / BUSINESS GAME METHOD / MULTI-LEVEL TRAINING METHOD / COOPERATION PEDAGOGY / RESEARCH METHOD / PROJECT TRAINING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Максимова Ксения Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна, Лошкарева Дарья Александровна

В данной статье рассматриваются гуманно-личностные технологии обучения высококвалифицированных специалистов в системе профессионального образования. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей гуманно-личностных технологий обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов. Авторами статьи были проанализированы различные исследования посвященные применению гуманно-личностных технологий обучения в среднем профессиональном и высшем образовании. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены такие понятия, как: «технология»; «гуманно-личностная педагогика»; «гуманно-личностный подход в обучении». В процессе написания данной статьи авторами были выделены цель, задачи, а также основополагающие идеи гуманно-личностного подхода в обучении, а также методы, с помощью которых реализуются гуманно-личностные технологии. В результате проведенного анализа авторами было выявлено, что гуманно-личностное обучение формирует глубокое понимание, прочность знаний, твердость позиции, развитие, коммуникабельность и самовыражение, что повышает качество образования в условиях ФГОС. Становится очевидным переход к гуманно-личностным технологиям, которые предусматривают приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Максимова Ксения Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна, Лошкарева Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN AND PERSONAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

This article deals with human and personal technologies for training highly qualified specialists in the system of professional education. The purpose of the article is to reveal the possibilities of human and personal training technologies in the training of highly qualified specialists. The authors of the article analyzed various studies on the use of human-personal training technologies in secondary professional and higher education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article identified such concepts as: "technology»; "human-personal pedagogy"; "human-personal approach in teaching". In the process of writing this article, the authors identified the goal, objectives, and fundamental ideas of the human-personal approach to learning, as well as the methods by which human-personal technologies are implemented. As a result of the analysis, the authors found that human-personal training forms a deep understanding, strength of knowledge, firmness of position, development, communication skills and self-expression, which increases the quality of education in the conditions of the Federal state educational system. The transition to human-personal technologies, which provide for the priority of subjective and semantic learning in comparison with information, becomes obvious.

Текст научной работы на тему «ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

педагогические науки

Кутепова Любовь Ивановна, Максимова Ксения Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна и другие ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0026

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2020

AuthorlD: 362702 SPIN-код: 6051-4279, ResearcherlD: T-9419-2018 Scopus Author ID: 57190970167 ORCID iD 0000-0002-3175-4978

Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

Author ID: 1055508 SPIN-код: 2146-6308 ORCID iD: 0000-0002-3916-2539

Максимова Ксения Алексеевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) AuthorID: 497813 SPIN: 2815-3232 ResearcherID: AAH-8795-2019 ORCID: 0000-0002-3216-2261

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Author ID: 657666 SPIN-код: 6732-7311, Researcher ID: AAB-7484-2020 ScopusAuthor ID: 57208151704 ORCID iD: 0000-0001-8992-8726

Лошкарева Дарья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: dariashokina@list.ru) Аннотация. В данной статье рассматриваются гуманно-личностные технологии обучения высококвалифицированных специалистов в системе профессионального образования. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей гуманно-личностных технологий обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов. Авторами статьи были проанализированы различные исследования посвященные применению гуманно-личностных технологий обучения в среднем профессиональном и высшем образовании. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены такие понятия, как: «технология»; «гуманно-личностная педагогика»; «гуманно-личностный подход в обучении». В процессе написания данной статьи авторами были выделены цель, задачи, а также основополагающие идеи гуманно-личностного подхода в обучении, а также методы, с помощью которых реализуются гуманно-личностные технологии. В результате проведенного анализа авторами было выявлено, что гуманно-личностное обучение формирует глубокое понимание, прочность знаний, твердость позиции, развитие, коммуникабельность и самовыражение, что повышает качество образования в условиях ФГОС. Становится очевидным переход к гуманно-личностным технологиям, которые предусматривают приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным.

Ключевые слова: система профессионального образования, обучающиеся, гуманно-личностные технологии, гуманно-личностная педагогика, метод кейсов, метод эвристической беседы, метод деловой игры, метод разноуровневого обучения, педагогика сотрудничества, исследовательский метод, метод проектного обучения.

HUMAN AND PERSONAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

© 2020

Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Physical education and sports» Maksimova Ksenia Alekseevna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Aleshugina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

of the Department of Foreign Languages Loshkareva Daria Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, st. Ilinskaya, 65, e-mail: dariashokina@list.ru) Abstract. This article deals with human and personal technologies for training highly qualified specialists in the system of professional education. The purpose of the article is to reveal the possibilities of human and personal training technologies in the training of highly qualified specialists. The authors of the article analyzed various studies on the use of human-personal training technologies in secondary professional and higher education. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article identified such concepts as: "technology»; "human-personal pedagogy"; "human-personal approach in teaching". In the process of writing this article, the authors identified the goal, objectives, and fundamental ideas of the human-personal approach to learning, as well as the methods by which human-personal technologies are implemented. As a result of the analysis, the authors found that human-personal training forms a deep understanding, strength of knowledge, firmness of position, development, communication skills and self-expression, which increases the quality of education in the conditions of the Federal state educational system. The transition to human-personal technologies, which provide for the priority of subjective and semantic learning in comparison with information, becomes obvious.

Keywords: professional education system, students, human-personal technologies, human-personal pedagogy, case study method, heuristic conversation method, business game method, multi-level training method, cooperation pedagogy, research method, project training method.

Kutepova Lyubov Ivanovna, Maksimova Ksenia Alekseevna, Aleshugina Elena Anatolyevna and others pedagogical

HUMAN AND PERSONAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ... sciences

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие продуктивного самостоятельного мышления высококвалифицированного специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, является ведущей целью профессионального образования. Именно поэтому преподавателям на сегодняшний день стоит использовать инновационные технологии обучения [1]. При этом используемые технологии должны учитывать личную позицию студентов и гуманное отношение педагогов к обучающимся.

Образовательные технологии различны на каждом уровне образования. Так, для дошкольного образования характерны игровые технологии, школьному образованию соответствуют информационно-коммуникативные технологии, а для среднего профессионального и высшего образования - деятельностные [2].

Одним из видов образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования являются гуманно-личностные технологии обучения, которые направлены на помощь в развитии личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, посвященных использованию гуманно-личностных технологий в системе профессионального образования [3]. Описанием гуманно-личностных технологий занимались такие ученые и педагоги, как: Амонашвили Ш.А., Барыкова Д.Б., Никитина Т.Н., Склярова Ю.Н., Вовк С.А. и другие.

Следует рассмотреть понятие «технология» в общем виде. Оно представляет собой некую систему деятельности, которая может быть применима индивидом для улучшения окружающей его действительности, для создания как духовных, так и материальных ценностей [4]. На сегодняшний день всевозможные технологии в разных областях науки стали базой для научно-технической революции.

В гуманно-личностной педагогике Ш.А. Амонашвили можно выделить следующие теоретические основы:

- в деятельности студентов должен присутствовать элемент самоуправления;

- система образования также должна способствовать и развитию моральных качеств личности, таких как: жизнерадостность, человечность, добро и т.д.;

- процесс обучения должен представлять собой целостную структуру с гуманно-демократической направленностью;

- в процессе обучения должны присутствовать разнообразные виды деятельности обучающихся [5].

Барыкова Д.Б. отмечает, что гуманистическая направленность в системе профессионального образования отражается такими идеями, как:

- целью образования выступает в первую очередь развития личности;

- индивидуальная работа студентов чередуется с групповым видом деятельности;

- образование основано на общечеловеческих ценностях;

- взаимодействие между обучающимися и педагогом должно происходить в форме сотрудничества [6].

Вовк С.А. утверждает, что отличительной чертой гуманно-личностных технологий является их гуманистическая сущность и направленность на помощь личности [7]. В основе такого вида технологий лежит уважение личности обучающегося.

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей гуманно-личностных технологий обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Постановка задания. Для достижения поставленной 104

цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль гуманно-личностных технологий обучения в профессиональном образовании;

- выявить методы реализации гуманно-личностных технологий обучения в системе профессионального образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Гуманно-личностный подход в обучении представляет собой такой стиль обучения, при котором учитываются различные критерии личностного развития обучающихся. Данный подход основывается на демократическом стиле, а также личностно-значимой для студентов основе [8].

Гуманно-личностный подход обучения основывается на следующих идеях:

- в процессе обучения должны применяться классические идеи философии и педагогики об обучающихся как носителях своей жизненной цели;

- учебно-воспитательный процесс в системе профессионального образования должен быть направлен на развитие нравственного и духовного потенциала студентов [9];

- учебный процесс должен учитывать стихийные стремления обучающихся к развитию и самосовершенствованию.

Цель гуманно-личностного подхода в обучении заключается не только в становлении и воспитании благородной личности, но и в развитии познавательных способностей студентов, а также в их способности к самовоспитанию и саморазвитию [10].

Можно выделить следующие задачи такого вида обучения:

- развить способность студентов решать проблемы посредством использования своего внутреннего потенциала [11];

- сформировать и развить моральные способности и моральные качества обучающихся для достижения поставленных целей;

- развить способность студентов к пониманию сущности своего собственного «я»;

- сформировать ключевые компетенции у обучающихся;

- создать условия для успешного развития тенденции саморазвития и самосовершенствования студентов [12].

Подготовка и проведение гуманно-личностных занятий основывается на выделении основных направлений деятельности, ставя на первый план личность студента, а только потом саму деятельность.

Технология гуманно-личностного обучения может реализовываться на практике при помощи различных методов [13-17]. Метод гуманно-личностного обучения направлен, в первую очередь, на то, чтобы учебный процесс был обращен к индивидуальным особенностям обучающихся, специфическим чертам каждого студента, их саморазвитию и самообразованию [18].

На практике в настоящее время применяют следующие методы гуманно-личностных технологий обучения в системе профессионального образования:

- метод кейсов - направлен на анализ и решение конкретных ситуаций, которые представлены в «кейсе». Кейсы, как правило, приближены к реальным проблемным ситуациям. Существуют определенные правило составления кейсов: описывается проблемная ситуация; заданная проблемная ситуация не должна иметь однозначного решения; предоставляются конкретные данные, которые позволяют найти решение задачи; решение проблемной ситуации должно быть направлено на активное применение различных компетенций [19];

- метод эвристической беседы - это вид занятий, предполагающий логическую цепочку вопросов со стороны преподавателя для студентов, и их творческих подходов к ответам на них. Ведение диалога дает возможность проявить себя как личность и преподавателю,

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Кутепова Любовь Ивановна, Максимова Ксения Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна и другие ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...

и студенту [20]. Такая беседа способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов;

- метод деловой (учебно-ролевой профессионально-имитационной) игры направлен на развитие профессионального поведения и мышления студентов. В ходе игры у студентов вырабатываются следующие компетенции: в команде/коллективе; конкретного типа задач; сбор и анализ требующейся информации; навыки абстрактного, профессионально-ориентированного и образного мышления; принятие решений при имеющейся недостаточно достоверной информации и др. Деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение [21];

- метод разноуровневого обучения - зависит от индивидуальных особенностей и способностей личности каждого студента. В рамках учебного процесса данный метод предполагает различную степень усвоения получаемых знаний, при этом не ниже базового уровня [22];

- педагогика сотрудничества - данный метод основан на принципах гуманизма и творческого развития личности обучающихся. Основный принцип педагогики сотрудничества - «делай, как я»;

- исследовательский метод - представляет собой сконструированную педагогом методическую систему разнообразных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет обучающимся. Процесс решения поставленной ситуации осуществляется непосредственно студентами под руководством педагога [23]. В процессе решения задачи происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания;

- метод проектного обучения - направлен на формирование у обучающихся конкретных действий, направленных на выполнение профессионально-ориентированных заданий. Существуют такие виды учебных проектов, как: имитационно-игровые; специализированные практико-ориентированные проекты; информационно-аналитические.

Суть гуманно-личностного подхода к обучению в системе профессионального образования заключается в том, что преподаватель направляет учебную деятельность непосредственно на личность обучающихся, на их стихийные потребности и желания [24]. В контексте такого подхода к обучению максимально развиваются силы и способности студентов, происходит процесс становления личности обучающихся.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Преимуществом гуманно-личностного обучения в профессиональном образовании является мотивация, конкретность целей и задач, реальность, наглядность, которые облегчают освоение содержания понятий, представлений и усвоения знаний и умений.

Эти знания получены не для воспроизведения, а в процессе реальной деятельности для решения конкретной проблемы в отличие от знаний традиционной формы обучения, которая не является оптимальной особенно для профессионального образования.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что именно гуманно-личностное обучение формирует глубокое понимание, прочность знаний, твердость позиции, развитие, коммуникабельность и самовыражение, что повышает качество образования в условиях ФГОС [25].

Становится очевидным переход к гуманно-личностным технологиям, которые предусматривают приоритет субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета.

2019. Т. 7, №3. С 3.

2. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

3. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.

4. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.

5. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

6. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

7. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 113-116.

8. Ваганова О.И. Методика отбора содержания учебного материала //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 230-233.

9. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Маркова С.М., Чайкина Ж.В., Булаева М.Н. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами// Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 500-514.

10.Абрамова Н.С., Ваганова О.И, Смирнова Ж.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.

11. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 66-68.

12. Иляшенко Л.К., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Балльно-рейтинговая система оценки в учебном процессе вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 141-143.

13. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.

14. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 35-37.

15. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-131.

16. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Person-oriented learning based on its sociological derivation //Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 5-7

17. Цепкова А.Н. Развитие личностных форм нравственного сознания школьника как идея личностно ориентированного образования //Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 269-273.

18. Ваганова О.И, Шагалова О.Г., Алешугина Е.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 57-59.

19. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А. Реализация инновационной образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 225-227.

20. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.

21. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении// Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.

22. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 36-40.

23. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Дворникова Е.И. Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании/Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 92-96.

24. Макеева А.В., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 126-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95

Статья поступила в редакцию 21.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.