Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Maksimova Ksenia Alekseevna IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF FREE EDUCATION IN HIGHER ...
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0008
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
© 2020
AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 831424 SPIN: 2817-3404 ResearcherID: AAH-6493-2019 ORCID: 000-0001-9122-5712 ScopusID: 57190961213
Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])
Author ID: 1055508 SPIN-код: 2146-6308 ORCID: 0000-0002-3916-2539
Максимова Ксения Алексеевна, студент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассмотрены основные способы реализации идей свободного образования в системе высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей идей свободного образования в высших учебных заведениях. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные тематике свободного образования в системе высшего образования различных педагогов и ученых. На основе анализа соответствующей литературы раскрыты такие понятия, как: «свободное образование» и «технология открытого пространства (Open Space Technology)». В статье раскрыты четыре основные концепции свободного образования - концепция прогрессивизма, ядерная программа, концепция «вечной философии», концепция универсальных знаний и умений. Проанализирована технология Open Space, которая выполняет одно из главных условий свободного образования - это инновационная организация учебного процесса и пространства. Были указаны основные дидактические возможности, предоставляемые при реализации концепции свободного образования с применением технологии открытого пространства. В результате проведенного исследования авторами статьи было выявлено, что при активном применении в учебном процессе высших учебных заведений идей свободного образования, в том числе технологии Open Space, можно отметить, что у студентов повышается мотивация к учебному процессу в целом.
Ключевые слова: система высшего образования, свободное образования, обучающиеся, вариативность процесса обучения, технология открытого пространства (Open Space Technology), концепции свободного образования, дидактические возможности.
IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF FREE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
© 2020
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Tyumen Higher Military Engineering Command School Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, ul. L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University
(603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:e-mail:[email protected]) Abstract. This article describes the main ways to implement the ideas of free education in the higher education system. The purpose of the article is to reveal the possibilities of ideas of free education in higher education institutions. The authors of the article analyzed various studies on the subject of free education in the higher education system of various teachers and scientists. Based on the analysis of the relevant literature, such concepts as "free education" and "open Space Technology" are revealed. The article reveals four main concepts of free education - the concept of progressivism, the nuclear program, the concept of "eternal philosophy", and the concept of universal knowledge and skills. The Open Space technology is analyzed, which fulfills one of the main conditions of free education - an innovative organization of the educational process and space. The main didactic opportunities provided in the implementation of the concept of free education using open space technology were indicated. As a result of the research, the authors of the article found that when the ideas of free education, including Open Space technology, are actively used in the educational process of higher educational institutions, it can be noted that students are more motivated to the educational process as a whole.
Keywords: higher education system, free education, students, variability of the learning process, Open Space Technology, concepts of free education, didactic opportunities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В на-
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
стоящее время происходят стремительные изменения политической и социально-экономической сфер жизни общества. Наблюдается процесс создания и совершенствования единого образовательного пространства, соответствующего требованиям ФГОС 3++ [1]. В связи с данными тенденциями требуется внедрение новых образовательных технологий в системе высшего образования с целью формирования соответствующих компетенций. Необходим переход с информационных технологий обучения на содержательно-процессуальные, которые способствовали бы развитию профессиональных и творческих способностей студентов.
В данном контексте становится актуальной реализация идей свободного образования в высших учебных заведениях [2]. Одной из составляющих свободного образования является инновационная технология обучения Open Space.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние несколько лет в научно литературе появилось немало исследований, посвященных тематике свободного образования в системе высшего образования. Описанием идей свободного образования занимались такие ученые и педагоги как: Колесова А.К., Леонтьева О.М., Корякин Ю.В., Меньш Е.А., Александрова Е.А. и другие [3].
Колесова А.К. отмечает, что идея свободного образования заключается в выборе обучающимися темпа и содержания обучения, и в творческой инициативе преподавателей.
Для реализации вариативности процесса обучения Колесова А.К. выделяет следующие ресурсы:
- выбор изучаемых дисциплин и дополнительных учебных и внеучебных занятий;
- создание образовательной среды для раскрытия способностей студентов;
- способность и готовность как обучающихся, так и преподавателей к открытому общению и взаимодействию [4].
Александрова Е.А. утверждает о том, что свободный выбор дисциплин и самостоятельное выполнение студентами исследовательских проектов служит необходимым условием для решения проблем в системе образования в целом [5]. Она пишет, что в свободном образовании сочетаются принципы личностно-ориенти-рованного обучения и педагогической поддержки.
Леонтьевна О.М. считает, что выбор дисциплин должен быть не столько «свободным» сколько хорошо обдуманным. Необходимо выбирать лишь те курсы и программы обучения, которые необходимы обучающемуся и вызывают у него неподдельный интерес. Из этого следует вывод, что при реализации свободного типа обучения студент должен нести ответственность за свой выбор, быть сознательным, целеустремленным и вдумчивым [6]. Помимо этого Леонтьева О.М. отмечает необходимость таких качеств со стороны студентов как сила воли и самоконтроль.
Корякин Ю.В. пишет о том, что у всех высших учебных заведений, реализующих программы свободного образования существует один объединяющих признак - студент сам вправе решить что, когда, где и с кем ему изучать. «Свободные» образовательные учреждения представляются не как место получения конкретного фиксированного набора компетенций, а место, где обучающиеся имеют право голоса [7].
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей идей свободного образования в высших учебных заведениях.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность технологии открытого пространства (Open Space Technology);
- выявить дидактические возможности реализации
идей свободного образования в вузе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Свободное образование является нарастающей тенденцией XXI века. Под свободным образованием следует понимать форму организации учебного процесса, при которой реализуется принцип вариативности в выборе методов, средств, времени, продолжительности, места и форм обучения [8].
Существуют четыре основные концепции свободного образования:
- концепция прогрессивизма - в рамках данной концепции обучающиеся самостоятельно решают, что они будут изучать. Студент сам осуществляет поиск своей образовательной траектории, которой он будет следовать на протяжении всего процесса обучения в вузе [9];
- ядерная программа - обучающимся предоставляется уже утвержденный план изучаемых дисциплин, которые студент должен пройти, после этого ему предоставляется возможность выбора специальных дисциплин [10];
- концепция «вечной философии» - она заключается в том, что обучающиеся должны изучить за время обучения в вузе определенный набор «великих текстов». «Великие тексты» представляют собой книги по конкретной специализации, студенты на основе прочтенных книг составляют их анализ, пишут эссе, выполняют проектные задания и т.д. [11] После этого они вправе получить диплом бакалавра;
- концепция универсальных знаний и умений - в данной концепции программа обучения предполагает заданный набор учебных дисциплин, при этом перечень их может быть различен. Главное в данной концепции - это направленность на конечный результат, т.е. овладение конкретными компетенциями [12].
Идеи свободного образования на практике могут реализовываться с помощью различных технологий обучения. Помимо таких традиционных технологий, как: технологии кейс-обучения, проектные технологии, технологии проблемного обучения, личностно-ориентиро-ванные технологии - активно начинается реализация технологии открытого пространства или же Open Space Technology [13].
Open Space Technology выполняет одно из главных условий свободного образования - это инновационная организация учебного процесса и пространства.
Технология Open Space изначально применялась в рамках различных конференций и деловых мероприятий. Основная идея данной технологии заключается в воплощении конкретных действий посредством общения между участниками процесса [14]. Данный способ направлен на развитие и поддержание лидерских качеств участников и их творческих способностей.
В рамках технологии Open Space студенты приходя на занятия, вправе сами выбрать вид деятельности, которым они хотят заниматься. Это может быть подготовка проекта, выполнение заданий в электронной среде, изучение теоретической информации по заданной теме и другие задания, которые способствовали бы формированию необходимых компетенций [15].
При реализации данной технологии на занятиях следует учитывать следующие принципы [16]:
- те, кто присутствуют, являются самими подходящими участниками. Данный принцип предполагает взаимодействие, обсуждение, работу с существующими участниками, не сожалея об отсутствующих;
- работа начнется тогда, когда придет для нее подходящее время. Вдохновение, порывы творчества, стремление к инновациям возникают стихийно без какой-либо привязки ко времени, поэтому не следует беспокоиться о времени выполнения задания, важно ожидание идей [17];
- случившиеся действия и события - это то, что должно было произойти. Этот принцип подразумевает,
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
39
Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Maksimova Ksenia Alekseevna IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF FREE EDUCATION IN HIGHER ...
pedagogical sciences
что нужно концентрироваться на происходящих в данный период времени моментах и событиях, не имеет никакого значения то, что не случилось [18];
- если конец - то конец / если не конец - то не конец. Основная идея данного принципа - грамотное распоряжение временем. Если группа студентов закончила работу, обсуждение, проект или другие задания, то им целесообразно перейти в другие группы или начать работать над следующим проектом [19].
Open Space Technology позволяет создать ту среду, в которой обучающиеся, заинтересованные какой-либо общей темой, общими интересами, способны максимально раскрыть свои возможности и проявить себя в «открытой» атмосфере [20].
Так, при реализации концепции свободного образования с применением технологии открытого пространства предоставляет следующие дидактические возможности:
- творческое развитие личности обучающихся:
- максимальное раскрытие способностей и возможностей студентов;
- получение навыков работы в команде;
- повышение уровня ответственности за сделанный выбор;
- овладение конкретными компетенциями;
- повышение мотивации к изучению определенных дисциплин и, как следствие, повышение успеваемости и другие возможности [21, 22].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, при активном применении в учебном процессе высших учебных заведений идей свободного образования, в том числе технологии Open Space, можно отметить, что у студентов повышается мотивация к учебному процессу в целом.
Становится очевидным, что Open Space Technology способствует формированию системного и критического мышления, умения коллективной работы, способности без труда адаптироваться к современным изменяющимся условиям и принимать независимые решения. Каждый обучающийся становится высококвалифицированным специалистом с уникальным набором компетенций. Это способствует повышению уровня конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
2. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
3. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.
4. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
5. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
6. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.
7. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 113-116.
8. Ваганова О.И. Методика отбора содержания учебного материала //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 230-233.
9. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Маркова С.М., Чайкина Ж.В., Булаева М.Н. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами// Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 500-514.
10. Абрамова Н.С., Ваганова О.И, Смирнова Ж.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.
11. Гладкова М.Н., Ваганова О.И, Прохорова М.П. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8.
№ 1 (26). С. 66-68.
12. Иляшенко Л.К., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Балльно-рейтинговая система оценки в учебном процессе вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 141-143.
13. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.
14. Ваганова О.И, Шагалова О.Г., Алешугина Е.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 57-59.
15. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А. Реализация инновационной образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 225-227.
16. Ваганова О.И, Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.
17. Ваганова О.И, Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении// Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.
18. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 36-40.
19. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Дворникова Е.И. Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном обра-зовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 92-96.
20. Макеева А.В., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 126-130.
21. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Control-diagnostic studies as part of the vocational training of future teachers in technology and entrepreneurship // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 41-44.
22. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95
Статья поступила в редакцию 22.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020