Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ВИТАГЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / VITAGENIC TRAINING TECHNOLOGIES / CASE TECHNOLOGIES / PROJECT TRAINING TECHNOLOGIES / BUSINESS GAME TECHNOLOGIES / HEURISTIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Абрамова Наталья Сергеевна, Максимова Ксения Алексеевн

В данной статье рассматриваются профессионально-ориентированные образовательные технологии в среднем профессиональном и высшем образовании. Цель статьи заключается в описании роли и места профессионально-ориентированных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования. Были проанализированы различные исследования, посвященные реализации профессионально-ориентированных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования различных педагогов и ученых. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены и соотнесены между собой понятия «практико-ориентированный подход» и «профессионально-ориентированные образовательные технологии». Выделены основные характеристики профессионально-ориентированных технологий. Раскрыты наиболее часто используемые профессионально-ориентированные образовательные технологии: кейс-технологии, витагенного обучения; технологии проектного обучения, технологии деловой игры, эвристические технологии. В результате проведенного анализа было выявлено, что овладение современными профессионально-ориентированными образовательными технологиями и их реализация на практике позволяет имитировать будущую профессиональную деятельность обучающихся, способствует формированию профессиональной компетентности и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Абрамова Наталья Сергеевна, Максимова Ксения Алексеевн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

This article discusses professionally-oriented educational technologies in secondary vocational and higher education. The purpose of the article is to describe the role and place of professionally oriented educational technologies in the system of higher and secondary vocational education. Various studies on the implementation of professionally oriented educational technologies in the system of higher and secondary professional education of various teachers and scientists were analyzed. Based on the analysis of relevant literature, the authors of the article identified and correlated the concepts of “practice-oriented approach” and “professionally-oriented educational technologies”. The main characteristics of professionally oriented technologies are highlighted. The most commonly used professionally-oriented educational technologies are disclosed: case technologies, vitagenic training; technologies of project training, business game technologies, heuristic technologies. As a result of the analysis, it was found that mastery of modern professionally-oriented educational technologies and their implementation in practice allows us to simulate the future professional activity of students, contributes to the formation of professional competence and implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Vaganova Olga Igorevna, Abramova Natalia Sergeevna, Maksimova Ksenia Alekseevna PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0007

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Абрамова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: ans.76@mail.ru) Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматриваются профессионально-ориентированные образовательные технологии в среднем профессиональном и высшем образовании. Цель статьи заключается в описании роли и места профессионально-ориентированных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования. Были проанализированы различные исследования, посвященные реализации профессионально-ориентированных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования различных педагогов и ученых. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены и соотнесены между собой понятия «практико-ориентированный подход» и «профессионально-ориентированные образовательные технологии». Выделены основные характеристики профессионально-ориентированных технологий. Раскрыты наиболее часто используемые профессионально-ориентированные образовательные технологии: кейс-технологии, витагенного обучения; технологии проектного обучения, технологии деловой игры, эвристические технологии. В результате проведенного анализа было выявлено, что овладение современными профессионально-ориентированными образовательными технологиями и их реализация на практике позволяет имитировать будущую профессиональную деятельность обучающихся, способствует формированию профессиональной компетентности и реализации.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее образование, практико-ориентированный подход, профессионально-ориентированные образовательные технологии, технологии витагенного обучения, кейс-технологии, технологии проектного обучения, технологии деловой игры, эвристические технологии.

PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Abramova Natalia Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov

of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: ans.76@mail.ru) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after KozmaMinin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru)

Abstract. This article discusses professionally-oriented educational technologies in secondary vocational and higher education. The purpose of the article is to describe the role and place of professionally oriented educational technologies in the system of higher and secondary vocational education. Various studies on the implementation of professionally oriented educational technologies in the system of higher and secondary professional education of various teachers and scientists were analyzed. Based on the analysis of relevant literature, the authors of the article identified and correlated the concepts of "practice-oriented approach" and "professionally-oriented educational technologies". The main characteristics of professionally oriented technologies are highlighted. The most commonly used professionally-oriented educational technologies are disclosed: case technologies, vitagenic training; technologies of project training, business game technologies, heuristic technologies. As a result of the analysis, it was found that mastery of modern professionally-oriented educational technologies and their implementation in practice allows us to simulate the future professional activity of students, contributes to the formation of professional competence and implementation.

Keywords: secondary vocational education, higher education, practice-oriented approach, professionally-oriented educational technologies, vitagenic training technologies, case technologies, project training technologies, business game technologies, heuristic technologies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное профессиональное образование отличается своей направленностью на реформирование одной из его основных функций - участие системы профессионального образования в решении стратегических задач экономического развития общества. В связи с этой тенденцией изменяются и цели профессионального образования как социального института[1]. В настоящее время основой результативной практической деятельности, а также инструментом для разрешения задач и проблемных си-

туаций теперь выступают знания, которые раньше выступали главенствующей целью всего образовательного процесса. Таким образом, на сегодняшний день именно практико-ориентированный подход выступает основным в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов.

Существует более двух тысяч различных образовательных технологий. Их можно разделять по разным основаниям. При этом образовательные технологии различны на каждом уровне образования. Так, в дошкольном образовании преобладают игровые технологии,

38

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Абрамова Наталья Сергеевна, Максимова Ксения Алексеевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

школьному образованию соответствуют когнитивные и информационно-коммуникативные технологии, а для среднего профессионального и высшего образования - деятельностные. Так один из видов образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования получил название профессионально-ориентированных технологий, которые направлены на помощь в освоении студентами будущей профессии [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, посвященных реализации профессионально-ориентированных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования. Описанием профессионально-ориентированных образовательных технологий занимались такие ученые и педагоги, как: Савина Н.М., Дмитренко Т.А., Мороз Л.И., Никонова Т.В., Ильин А.Н., Казакова Л.Г., Романова Е.С., Сотниченко Д.М., Шабанова Л.В., Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В., Буслаева И.М. и другие.

Профессионально-ориентированные образовательные технологии реализуются в рамках практико-ориен-тированного подхода к обучению.Савина Н.М. отмечает, что практико-ориентированный подход направлен на результаты образования, при этом результатом выступает не объем полученных знаний, а способность и готовность индивида принимать решения в различных проблемных ситуациях [3].

Буслаева И.М. говорит о том, что практико-ориенти-рованный подход делает акцент на подготовке обучающихся к будущей профессии. Данный подход, по ее мнению, должен дать студентам наиболее приближенное к действительности представление о профессиональной деятельности [4].

Комарова Е.В., Жукова Г.С. и Никитина Н.И. выделяют следующие виды профессионально-ориентированных технологий:

- кейс-технологии;

- игровые технологии;

- эвристические технологии;

- технологии контекстного обучения;

- диагностические технологии;

- технологии модерации;

- технологии учебного диалога;

- технологии контрольно-оценочной деятельности;

- проектные технологии;

- технологии витагенного обучения и др.

Из профессионально-ориентированных образовательных технологий, выделенных выше, наиболее часто используемые: технологии витагенного обучения; кейс-технологии; технологии проектного обучения; технологии деловой игры; эвристические технологии [5].

Именно реализация этих профессионально-ориентированных образовательных технологий приводит к гарантированно положительным результатам освоения образовательных программ.

Дмитренко Т.А. считает, что именно профессионально-ориентированные технологии на сегодняшний день являются наиболее результативными и эффективными. Профессионально-ориентированные технологии своим итогом имеютовладение студентами коммуникативной и профессиональной компетенций, а также способность грамотно участвовать в обсуждении по тематике изучаемого предмета.

Романова Е.С. такие характеристики профессионально-ориентированных технологий, как [6]:

- экономичность;

- эргономичность;

- создание высокой мотивации;

- результативность.

Формирование целей статьи. Цель статьи заключа-

ется вописании роли и местопрофессионально-ориенти-рованных образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть особенности профессионально-ориентированных образовательных технологий;

- определить роль профессионально-ориентированных образовательных технологий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Практико-ориентированный подход - это подход, при котором результатыпрофессионального образования признаются значимыми за пределами системы образования. Новое понимание результата образования подразумевает использование профессионально-ориентированных образовательных технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение.

Подробнее рассмотрим наиболее эффективные профессионально-ориентированные образовательные технологии, используемые в высшем и среднем профессиональном образовании.

Технология витагенного обучения предполагает, что учебный процесс основывается на применении жизненного опыта индивида, данный опыт рассматривает при этом как информация, отложенная в резервах долговременной памяти, но при этом в постоянной готовности к применению в различных ситуациях.

Можно выделить следующие источники витагенной информации [7]:

- научная и художественная литература;

- всевозможные виды деятельности;

- общение;

- произведения искусства;

- средства массовой информации (СМИ) [8];

- сеть Интернет.

Технологии витагенного обучения формируются за счет основных приемов:

- начальная актуализация в учебно-профессиональных задачах жизненного опыта студентов;

- рефлексивный и ретроспективный анализ субъектов образовательного процесса;

- моделирования идеальных объектов профессиональной и личностной Я-концепции будущих высококвалифицированных рабочих и специалистов [9].

Технология кейс-обучения (метод кейсов) направлена на анализ и решение конкретных ситуаций, которые представлены в «кейсе». Кейсы, как правило, приближены к реальным проблемным ситуациям. Существуют определенные правило составления кейсов [10]:

- описывается проблемная ситуация;

- заданная проблемная ситуация не должна иметь однозначного решения;

- предоставляются конкретные данные, которые позволяют найти решение задачи;

- решение проблемной ситуации должно быть направлено на активное применение различных компетенций.

Кейс задачи могут быть разнообразны [11]:

- вероятностные - содержат не полную информацию о проблемной ситуации, требующей решения;

- комплексные - содержат все необходимые данные для поиска решения задачи;

- закрытые - результат деятельности, направленной на решение задачи, указан в условиях;

- открытые - студент самостоятельно должен поставить цель деятельности;

- цифровые (текстовые) - решение задачи должно осуществляться на цифровых (бумажных) носителях;

- коммуникативные - решение проблемной ситуации происходит в группе;

- практические - решение задачи должно происходить через профессиональную деятельность студентов

Vaganova Olga Igorevna, Abramova Natalia Sergeevna, Maksimova Ksenia Alekseevna pedagogical

PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL ... sciences

и др.

Технология проектного обучения направлена на формирование у обучающихся конкретных действий, направленных на выполнение профессионально-ориентированных заданий [12-18].

Существуют такие виды учебных проектов, как:

- имитационно-игровые - обучающимися, как правило, в группе разрабатывается сценарий деловой игры, в которой предполагается распределение ролей в разнообразных профессиональных ситуациях;

- специализированные практико-ориентированные проекты - данный вид проекта предусматривает разработка плана действия по реализации определенного проекта, обязательным условием является внешняя экспертная оценка проекта [19];

- информационно-аналитические - обучающиеся анализируют всевозможные методы усвоения профессионально-значимых знаний и способы их применения.

Умение организовать проектную деятельность студентов - показатель высокой квалификации преподавателя, его способности использовать развивающие технологии профессионально-ориентированного обучения.

Технология деловой (учебно-ролевой профессионально-имитационной) игры направлена на развитие профессионального поведения и мышления студентов.

В ходе игры у студентов вырабатываются следующие компетенции [20]:

- работа в команде/коллективе;

- анализ конкретного типа задач;

- сбор и анализ требующейся информации;

- навыки абстрактного, профессионально-ориентированного и образного мышления;

- принятие решений при имеющейся недостаточно достоверной информации и др.

Деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение [21].

Эвристические технологии обычно называют дидактической эвристикой, представляющая собой такой тип образования, при котором сами обучающиеся и преподаватели создают нестандартные образовательные продукты [22].

Технологии эвристического обучения обладают следующими характерными чертами:

- новая информация не предоставляется студентам в «готовом» виде, ее нужно добыть самостоятельно;

- студентам необходимо самостоятельно рассуждать, решать возникающие проблемные ситуации и задачи, в процессе своей деятельности обучающиеся анализируют, сравнивают, обобщают и делают выводы;

- роль преподавателя заключается не в предоставлении знаний, а в поиске нужной информации посредством различных методов, техник и дидактических средств [23].

Для эвристических технологий характерны такие основные методы реализации, как:

- метод обобщения - отбор типичных фактов; выделение главного; сравнение; первичные выводы; переформулирование; перекодирование; рассмотрение развития изучаемого явления; окончательные результаты обобщения [24];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- метод анализа - осмысленное восприятие информации; выделение существенных признаков и отношений, известного и неизвестного; разделение и нахождение структурной единицы; осмысление и объяснениесвязей;

- метод доказательства - определение тезиса; выбор способа доказательства; подбор аргументов; формулировка выводов; установление причинно-следственных связей; оформление результатов доказательства;

- метод неологий - применение чужой идеи с целью её адаптации под требуемую задачу; перекомпоновка основных элементов и частей выбранной идеи; изменение 40

алгоритма чужой идеи; проверка полученного решения задачи на основе видоизменения чужой идеи; оформление результата неологии;

- метод аналогий - анализ существующих решений подобных задач; выявление похожих элементов и частей существующих решений; постепенная трансформация известных решений в решение требуемой задачи на основе творческого подхода; проверка принятого решения; оформление результата аналогии [25];

- метод сравнения - определение объектов сравнения; выделение основных признаков сравнения; установление сходства и различия изучаемого материала; оформление результатов сравнения;

- метод выделения главного - разделение информации на логические части и сравнение их; определение приоритетных векторов мысли; нахождение основополагающих понятий; вывод о сути главной идеи.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Использование в образовательном процессе профессионально-ориентированных технологий предполагает кардинальное изменение роли педагога, который выполняет функции эксперта, тьютора, руководителя проекта, консультанта [26-29]. Овладение современными профессионально-ориентированными образовательными технологиями и их реализация на практике позволяет сымитировать будущую профессиональную деятельность обучающихся, способствует получению новых знаний, умений и навыков, а также их применению на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2.

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

3. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

4. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175.

5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

6. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

7. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

8. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993.

9. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

10. КларинМ. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122.

11. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

12. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

13. Саляева Е.Ю., Кутепова Л.И., Ваганова О.И. Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 217-219.

14. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

15. Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гришанова М.Н., Царева И.А. Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 286-288.

16. Андреев А.В., Бызов А.П., Гомазов Ф.А. Применение принципов проектной деятельности в обучении студентов по направлению «Техносферная безопасность» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 286-291._

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Абрамова Наталья Сергеевна, Максимова Ксения Алексеевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

17. Челнокова Т.А., КадыроваХ.Р. Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 239-242.

18. Гладких В.Г., Денисова О.В. Модель профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 29-33.

19. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 90 с.

20. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2014. -№ 3 (35). — с. 169-176.

21. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018.

22. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 6 (10). С. 235-239.

23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

24. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

25. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз//Балканское научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

26. Перевозчикова Н.Г., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

27. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Анализ моделей тьютор-ского сопровождения профессиональной деятельности бакалавров дошкольного профиля // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 71-74.

28. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.

29. Насонова Н.А., Соколов Д.А., Кварацхелия А.Г., Лопатина Л.А., Ильичева В.Н., Шевченко А.А. Тьюторство как неотъемлемая часть института кураторства в высшей медицинской школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 93-95.

Статья поступила в редакцию 22.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.