Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ (МЕТОД КЕЙСОВ) / ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) / TECHNOLOGICAL APPROACH / VOCATIONAL EDUCATION / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL (PEDAGOGICAL) TECHNOLOGY / PROGRAMMED TRAINING / CASE STUDY TECHNOLOGY (CASE METHOD) / GAME LEARNING TECHNOLOGY / STUDENT PROJECT TECHNOLOGY TECHNOLOGY (PROJECT METHOD)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна

В данной статье авторы рассматривают идеи технологического подхода в профессиональном образовании и их непосредственное применение. Цель статьи заключается в выявлении идей технологического подхода в профессиональном образовании. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, описывающие технологический подход в профессиональном образовании, которыми занимались такие ученые и педагоги, как: Зайцев В.А., Муравьева Г.Е., Борытко Н.М. и др. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены понятия «технология» и «технологический подход». В процессе написания данной статьи авторами были выделены основные функции технологического подхода в учебном процессе. Авторами были определены наиболее эффективные в профессиональном образовании современные педагогические технологии, а именно: технология кейс-обучения, технология игрового обучения, технология проектной деятельности студентов. В результате проведенного анализа было выявлено, что целенаправленное применение идей технологического подхода в профессиональном образовании повышает качество образования в целом, повышает уровень педагогического мастерства преподавателей, а также способствует результативной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF IDEAS OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

In this article, the authors consider the ideas of the technological approach in vocational education and their direct application. The purpose of the article is to identify the ideas of the technological approach in vocational education. The authors of the article analyzed various studies that describe the technological approach in vocational education, which such scientists and teachers as Zaitsev V.A., Muravyova G.E., Borytko N.M. et al. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article defined the concepts of “technology” and “technological approach”. In the process of writing this article, the authors identified the main functions of the technological approach in the educational process. The authors identified the most effective modern pedagogical technologies in vocational education, namely: case-study technology, game-training technology, technology of students' project activities. As a result of the analysis, it was found that the purposeful application of the ideas of the technological approach in vocational education improves the quality of education in general, increases the level of pedagogical skill of teachers, and also contributes to the effective work of students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Maksimova Ksenia Alekseevna APPLICATION OF IDEAS OF TECHNOLOGICAL APPROACH ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0021

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625001, Россия, Тюмень, ул. Л. Толстого 1, e-mail: [email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают идеи технологического подхода в профессиональном образовании и их непосредственное применение. Цель статьи заключается в выявлении идей технологического подхода в профессиональном образовании. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, описывающие технологический подход в профессиональном образовании, которыми занимались такие ученые и педагоги, как: Зайцев В.А., Муравьева Г.Е., Борытко Н.М. и др. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи были определены понятия «технология» и «технологический подход». В процессе написания данной статьи авторами были выделены основные функции технологического подхода в учебном процессе. Авторами были определены наиболее эффективные в профессиональном образовании современные педагогические технологии, а именно: технология кейс-обучения, технология игрового обучения, технология проектной деятельности студентов. В результате проведенного анализа было выявлено, что целенаправленное применение идей технологического подхода в профессиональном образовании повышает качество образования в целом, повышает уровень педагогического мастерства преподавателей, а также способствует результативной деятельности студентов.

Ключевые слова: технологический подход, профессиональное образование, технология, образовательная (педагогическая) технология, программированное обучение, технология кейс-обучения (метод кейсов), технология игрового обучения, технология проектной деятельности студентов (метод проектов).

APPLICATION OF IDEAS OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Gladkova Marina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and General Scientific Disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School named Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstoy st. 1, e-mail: [email protected]) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail:[email protected])

Abstract. In this article, the authors consider the ideas of the technological approach in vocational education and their direct application. The purpose of the article is to identify the ideas of the technological approach in vocational education. The authors of the article analyzed various studies that describe the technological approach in vocational education, which such scientists and teachers as Zaitsev V.A., Muravyova G.E., Borytko N.M. et al. Based on the analysis of the relevant literature, the authors of the article defined the concepts of "technology" and "technological approach". In the process of writing this article, the authors identified the main functions of the technological approach in the educational process. The authors identified the most effective modern pedagogical technologies in vocational education, namely: case-study technology, game-training technology, technology of students' project activities. As a result of the analysis, it was found that the purposeful application of the ideas of the technological approach in vocational education improves the quality of education in general, increases the level of pedagogical skill of teachers, and also contributes to the effective work of students.

Keywords: technological approach, vocational education, technology, educational (pedagogical) technology, programmed training, case study technology (case method), game learning technology, student project technology technology (project method).

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время в системе профессионального образования происходит непрерывный поиск новых результативных методов подготовки высококвалифицированных специалистов. Данные методы должны способствовать саморазвитию, формированию познавательной активности, самореализации личности и достижению ей соответствующего уровня профессионализма в современных условиях [1].

В последнее время подготовка высококвалифицированных специалистов для современного постоянно-из-

меняющегося общества посредством традиционных методов и форм организации учебного процесса не представляется возможным [2]. Исходя из этого, все большая значимость отдается применению современных образовательных технологий в профессиональном образовании в рамках технологического подхода.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, описывающих применение технологического

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Максимова Ксения Алексеевна ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ...

подхода в профессиональном образовании. Описанием технологического подхода в профессиональном образовании занимались такие ученые и педагоги, как: Зайцев В.А., Муравьева Г.Е., Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М., Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Вишневская Г.В., Набатова Л.Б., Романов В.Н., Зацепина О.В., Лаврентьев Н.Б. и др.

Технологический подход в образовании связан с понятием «технология», под которым понимается система действий субъектов, направленная на достижение образовательной цели [3].

Зайцев В.А. отмечает, что технология обладает следующими признаками: технология представляет собой деятельность педагога и обучающихся; данная деятельность обязательно должна находить отражение в педагогических законах; учебная деятельность должна быть заранее спроектирована; технология дает высокий результат [4].

Муравьева Г.Е. выделяет такие характерные признаки технологии обучения, как:

- целостность;

- системность;

- проектируемость;

- целенаправленность;

- гарантированно высокий результат;

- законосообразность;

- надежность;

- научная обоснованность;

- высокая эффективность и др. [5]

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. трактуют понятие «технология» как систему методов, осуществляемых в каком-либо процессе [6].

Махмутов М. И. и Ибрагимов Г. И. определяют педагогическую технологию как «более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» [7].

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в выявлении идей технологического подхода в профессиональном образовании.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть такие понятия, как: технология, технологический подход.

- выделить и раскрыть современные технологии обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Технологический подход к обучению, согласно периодизации, начал формироваться в 1950-1960-е годы. На появление технологического подхода оказало влияние программированное обучение [8]. М. В. Кларин в своей статье «Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения» говорит, что программированное обучение являлось первым детищем «педагогической технологии». Характерными чертами программированного обучения Кларин М.В. считал уточнение учебных целей и последовательную процедуру их достижения [9].

С точки зрения педагогики как науки «подход» следует рассматривать как научную идею, которая является основой осуществления образовательного процесса [10]. В связи с этим технологический подход представляет собой создание и использование технологий обучения для решения определенных образовательных задач.

Следует выделить основные функции технологического подхода в учебном процессе [11]:

- конструктивная - данная функция направлена на создание новых образовательных технологий;

- гностическая - функция, отвечающая за изучение отличительных признаков технологий в образовательной практике;

- прогностическая - это определенные способы, формы и методы применения технологий в учебном процес-

се;

- концептуальная - функция, которая направлена на определение сути и особенностей образовательных технологий [12].

Само понятие «технология» изначально относилось лишь к какому-либо производству, где означало процесс производства товаров и услуг максимально эффективно. В 1950-1960-х годах появилось понятие «технология образования», обозначающее программированное обучение [13].

Активное начало использование педагогических технологий в образовании связывают с их внедрением в американские и европейские школы в начале 1960-х годов. Появление технологического подхода в системе образования за рубежом связано с такими авторами, как: Г. Гейс, Дж. Кэролл, Д. Брунер, В, Коскарелли, Б. Блум, Д. Хамблин. Современные педагогические технологии отражали в своих трудах М.В. Кларин, А.Г. Ривин, И.П. Раченко, Л.Н. Ланда, Л.Я. Зорина, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, П.М. Эрдниев и др. [14]

Современные образовательные (педагогические) технологии отличаются некоторыми характерными особенностями, а именно [15-27]:

- созданием условий для решения конкретных педагогических ситуаций на занятиях, которые позволяют студентам проявлять инициативу и самостоятельность;

- решением поставленных задач как в коллективе, так и индивидуально, так происходит ознакомление студентов с познавательно-исследовательской деятельностью;

- поощрением, а также стимулированием саморазвития и самообразования студентов;

- применением развивающих особенностей различных методик;

- проблематизацией содержания, именно эта особенность современных образовательных технологий побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения [28].

Педагогические технологии различны на каждом уровне образования. Так, для дошкольного образования характерны игровые технологии, школьному образованию соответствуют информационно-коммуникативные технологии, а для среднего профессионального и высшего образования - деятельностные.

Рассмотрим наиболее эффективные в профессиональном образовании современные педагогические технологии:

Технология кейс-обучения.

Технология игрового обучения.

Технология проектной деятельности студентов [29].

Технология кейс-обучения (метод кейсов) направлена на анализ и решение конкретных ситуаций, которые представлены в «кейсе». Кейсы, как правило, приближены к реальным проблемным ситуациям. Существуют определенные правило составления кейсов:

- описывается проблемная ситуация;

- заданная проблемная ситуация не должна иметь однозначного решения;

- предоставляются конкретные данные, которые позволяют найти решение задачи;

- решение проблемной ситуации должно быть направлено на активное применение различных компетенций [30].

Кейс задачи могут быть разнообразны:

- вероятностные - содержат не полную информацию о проблемной ситуации, требующей решения;

- комплексные - содержат все необходимые данные для поиска решения задачи;

- закрытые - результат деятельности, направленной на решение задачи, указан в условиях;

- открытые - студент самостоятельно должен поставить цель деятельности;

- цифровые (текстовые) - решение задачи должно осуществляться на цифровых (бумажных) носителях;

- коммуникативные - решение проблемной ситуации

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

109

Vaganova Olga Igorevna, Gladkova Marina Nikolaevna, Maksimova Ksenia Alekseevna APPLICATION OF IDEAS OF TECHNOLOGICAL APPROACH ...

pedagogical sciences

происходит в группе;

- практические - решение задачи должно происходить через профессиональную деятельность студентов и др.

Технология игрового обучения осуществляется посредством игровых ситуаций и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов

[31].

Самыми распространенными играми в профессиональном образовании являются:

- деловые - данный вид игрового обучения создает обстановку будущей профессиональной деятельности обучающегося. В деловой игре студентами осуществляется квазипрофессиональная деятельность, которая объединяет как учебные, так и профессиональные элементы. Компетенции усваиваются обучающимися в профессиональном контексте.

- инновационные - направлены на развитие инновационного мышления обучающихся. Данный вид игры характеризуется инновационными идеями в контексте традиционной системы действий, а также включает различные тренинги по самоорганизации и саморазвитию.

- организационно-деятельностные - сущность орга-низационно-деятельностных игр заключается в том, что они являются совокупностью взаимосвязанных методов, которые обеспечивают «продукт игры», т.е. текст, содержащий решений поставленной задачи.

Технология проектной деятельности (метод проектов) предназначен, главным образом, для предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной задачи. Суть метода проектов заключается в активизации интереса студентов к заданным задачам, решение которые включает в себя применение определенных компетенций, а через проектную деятельность обучающимся необходимо применять приобретенные знания. Данная технология обучения дает возможность связать теоретические знания с практическим опытом.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Целенаправленное применение идей технологического подхода в профессиональном образовании повышает качество образования в целом, повышает уровень педагогического мастерства преподавателей, а также способствует результативной деятельности студентов. Овладение современными образовательными технологиями и их реализация на практике позволяет сымитировать будущую профессиональную деятельность обучающихся, способствует получению новых знаний, умений и навыков, а также их применению на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

3. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-хкнигах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

5. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

6. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

7. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993

8. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

9. КларинМ. В. Развитие «педагогической технологии» и пробле-

мы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122.

10. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

11. IlyashenkoL.K., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., SedykhE.P., ShagalovaO.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

12. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 90 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

14. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018.

15. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239

16. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Лукина Т.Н., Парфенов И.Я. Современные технологии образования в системе высшего педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 113-115.

17. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 76-79.

18. Бакшутова Е.В. Философствование как педагогическая технология: европейский и российский опыт // Самарский научный вестник.

2017. Т. 6. № 2 (19). С. 203-210.

19. Плотников А.В. Применение метода «колесо обозрения» как развитие инновационных педагогических технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 192-194.

20. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

21. Слепенкова Е.А., Лебедева И.В. Проектные технологии в изучении педагогических дисциплин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 265-269.

22. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

23. Бондаренко Т.Г., Колмаков В.В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.

24. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 136-138.

25. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.

26. Garnevska S.M. Възможности за формиране на представи за комуникационни технологии в обучението по предмета tехнологии и предприемачество//Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 34-37.

27. Levochkina O.V. Science technology development social-pedagogical rehabilitation juvenile offenders under special educational estabsh-ments //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 52-55.

28. Набатова Л.Б., Романов В.Н. Технологический подход к профессиональному образованию в условиях внедрения ФГОС // Педагогическое образование и наука. 2013. №3. С. 122-125

29. Зацепина О.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогические условия реализации технологического подхода к организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения // Ползуновский вестник. 2006. №3. С. 81-89

30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

31. Батышев С.Я., Новикова А.М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Издание 3-е, переработанное. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

Статья поступила в редакцию 15.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.