педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Абрамов Олег Николаевич, Коростелев Александр Алексеевич и другие
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0001
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2020
AuthorlD: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherlD: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 788701 SPIN-код: 5569-0033
Абрамов Олег Николаевич, кандидат технических наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) SPIN-код: 2796-5077 AuthorID: 352094 ORCID: 0000-0002-7602-7758 ScopusID: 57209175728
Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент, директор центра научных журналов Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: [email protected]) Author ID: 1055508 SPIN-код: 2146-6308 ORCID iD: 0000-0002-3916-2539
Максимова Ксения Алексеевна, студент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Электронное обучение является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Его реализация способствует лучшему формированию компетентности будущих выпускников. В данной статье рассмотрены методы и средства, используемые при реализации технологии электронного обучения. Цель статьи заключается в раскрытии методов и средств, использующихся при реализации технологии электронного обучения. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные применению технологии электронного обучения в профессиональном образовании различных ученых и педагогов. На основе анализа соответствующей литературы раскрыты такие понятия, как: «технология электронного обучения», «методы электронного обучения» и «средства электронного обучения». Раскрыты методы реализации технологии электронного обучения, например, метод кейс-обучения, метод электронных проектов, метод деловой компьютерной игры, метод программированных заданий, метод дискуссий, метод электронного портфеля обучающегося, метод электронного тестирования. Также авторами были определены технические средства реализации технологии электронного обучения. В результате проведенного анализа было выявлено, что при активном применении технологии электронного обучения, можно отметить улучшение восприятия учебного материала у студентов, они способны самостоятельно анализировать ситуации, электронное обучение положительно сказывается на повешении уровня познавательной деятельности.
Ключевые слова: образовательные технологии, технология электронного обучения, студент, методы, средства, метод кейс-обучения, метод электронных проектов, метод деловой компьютерной игры, метод программированных заданий, метод дискуссий, метод электронного портфеля обучающегося, метод электронного тестирования.
E-LEARNING METHODS AND TOOLS
© 2020
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abramov Oleg Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor
Tyumen Higher Military Engineering Command School named Marshal Engineering Troops
A.I. Proshlyakova
(625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Center of scientific journals Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, e-mail: [email protected]) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:e-mail:[email protected]) Abstract. E-learning is an integral part of the modern educational process. Its implementation contributes to a better formation of the competence of future graduates. This article discusses the methods and tools used in the implementation of e-learning technology. The purpose of the article is to disclose the methods and tools used in the implementation of e-learning technology. The authors of the article analyzed various studies on the use of e-learning technology in the vocational education of various scientists and teachers. Based on the analysis of the relevant literature, concepts such as: "e-learning Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31) 13
Vaganova Olga Igorevna, Abramov Oleg Nikolaevich, Korostelev Aleksandr Alekseevich and others E-LEARNING METHODS ...
pedagogical sciences
technology", "e-learning methods" and "e-learning tools" are disclosed. Methods of implementing e-learning technology are disclosed, for example, case-study method, electronic project method, business computer game method, programmed task method, discussion method, student's electronic portfolio method, electronic testing method. Also, the authors identified the technical means of implementing e-learning technology. As a result of the analysis, it was found that with the active use of e-learning technology, it is possible to note an improvement in the perception of educational material among students, they are able to independently analyze situations, e-learning has a positive effect on hanging the level of cognitive activity.
Keywords: educational technologies, e-learning technology, student, methods, tools, case-study method, electronic project method, business computer game method, programmed tasks method, discussion method, student's electronic portfolio method, electronic testing method.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является информатизация.
Информационно-коммуникационные технологии занимают все большее место в жизни людей, на первый план выдвигается разностороннее развитие личности, в том числе и его интеллекта, способностей проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления, а также способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям.
Информатизация в сфере образования обеспечивает качественную подготовку высококвалифицированных специалистов [1]. Одним из видов образовательных технологий в системе высшего и среднего профессионального образования является технология электронного обучения, которая направлена на всестороннее развитие личности.
Для реализации технологии электронного обучения в настоящее время используются различные методы и средства.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние несколько лет в научной литературе появилось немало исследований, посвященных технологии электронного обучения.
Описанием методов и средств реализации электронного обучения в системе профессионального образования занимались такие ученые и педагоги, как: Каменева Т.Н., Каршиев Х., Аминова Н.И., Пономарев В.С., Богданов В.М., Соловов А.В., Меньшикова А.А., Клентак Л.С. и другие [2].
Каршиев Х. и Аминова Н.И. определяют электронное обучение как работу с компьютерами и интерактивными сетями, причем компьютер не обязательно должен быть центральным элементом деятельности или провайдером учебных материалов [3].
По мнению Каменевой Т.Н., технология электронного обучения способствует повышению качества образования посредством:
- организации коллективных видов деятельности студентов;
- дифференциации учебного процесса;
- создания новых электронных образовательных средств;
- применения новых информационных методов и средств обучения;
- создания новых средств оценивания результатов процесса обучения студентов [4].
Пономарев В.С., Богданов В.М., Соловов А.В., Меньшикова А.А. и Клентак Л.С. трактуют методы проблемного обучения как методы, которые предполагают подачу нового учебного материала через электронные средства обучения, например:
- портативные компьютеры,
- электронные учебные доски,
- мультимедиа технологии и т.д. [5]
Также они отмечают, что средства проблемного обучения включают в себя различные объекты и предметы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и студента для решения поставленной
задачи [6].
Формирование целей статьи.
Цель статьи заключается в раскрытии методов и средств, использующихся при реализации технологии электронного обучения.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль технологии электронного обучения в профессиональном образовании;
- выявить методы и средства, применяемые при реализации технологии электронного обучения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Технология электронного обучения является такой разновидностью обучения, при которой учебно-воспитательный процесс реализуется посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Целью электронного типа обучения выступает не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей [7].
Технология электронного обучения направлена на решение таких задач, как: развитие мышления, коммуникативных компетенций и творческих способностей; формирование самостоятельности обучающихся; мотивация к процессу обучения; приобщение к исследовательской деятельности и т.д. [8]
В ходе реализации электронного обучения могут возникать следующие ключевые проблемы:
- способы управления учебным процессом;
- способы взаимодействия преподавателей и обучающихся;
- способы контроля результатов обучения;
- формы организации учебного процесса;
- использование интерактивных методов обучения
[9].
Электронное обучение предоставляет множество дидактических возможностей. К ним можно отнести:
- формирование учебного процесса, направленного на личностное и профессиональное развитие обучающихся [10];
- повышение уровня самостоятельности студентов, формирование у них навыков самообучения и самоконтроля;
- использование различных способов оценки выполнения заданий студентами, обеспечение обратной связи;
- использование личностно-ориентированных технологий взаимодействия между педагогом и студентами [11];
- возможность использования в процессе создания учебного материала видео- и аудиосопровождения, применение графических объектов;
- вариативность форм, методов и средств обучения.
Технология электронного обучения может быть реализована при помощи различных методов. Методы электронного обучения направлены, в первую очередь, на то, чтобы студент смог самостоятельно скоординировать свою деятельность и последовательно прийти к правильному решению поставленных задач при помощи информационно-коммуникационных средств обучения [12-16].
На практике в настоящее время применяют следую-
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Абрамов Олег Николаевич, Коростелев Александр Алексеевич и другие
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ...
щие методы электронного обучения:
- метод кейс-обучения направлен на анализ и решение конкретных ситуаций, которые представлены в «кейсе». Кейсы, как правило, приближены к реальным проблемным ситуациям. Существуют определенные правило составления кейсов: описывается проблемная ситуация; заданная проблемная ситуация не должна иметь однозначного решения; предоставляются конкретные данные, которые позволяют найти решение задачи;
- метод электронных проектов - направлен на формирование у обучающихся конкретных действий, направленных на выполнение профессионально-ориентированных заданий. Существуют такие виды учебных проектов, как: имитационно-игровые; специализированные практико-ориентированные проекты; информационно-аналитические [17];
- метод деловой компьютерной игры - направлен на развитие профессионального поведения и мышления студентов. Деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение;
- метод программированных заданий - представляет собой определенные фрагменты учебного материала, которые представляются в виде вопросов и соответствующих ответов на них [18];
- метод дискуссий - предполагает демонстрирование образца исследования посредством обсуждения возможных решений поставленных задач;
- метод электронного портфеля обучающегося - является набором электронных доказательств, собранных и управляемых пользователем, обычно в сети. Такое электронное доказательство может включать входные тесты, электронные файлы, изображения, мультимедиа, записи в блоге и гиперссылки [19]. Можно рассматривать электронное портфолио как тип изучения записей, которые представляют фактические свидетельства достижений пользователя;
- метод электронного тестирования - представляет собой форму контроля знаний студентов, которые они получили в ходе изучения конкретного учебного материала.
При организации электронного обучения особую роль играют также технические средства, к ним можно отнести:
- персональный компьютер и другая электронная техника. Помимо персонального компьютера студента можно отметить: электронную доску, заменяющую в аудитории меловую; электронный учебник; электронную почту; обучающие компьютерные игры; чат-переписку студентов с преподавателем и друг с другом; систему оперативного общения; электронные журналы: научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные издания; видеоконференции со звуковым и видео-сопровождением; файловые архивы для повторения, закрепления и расширения знаний студентов; доску объявлений, регистрационные формы, тесты;
- сеть Интернет. Позволяет организовать и направить восприятие студентов, делает содержание более объективным, выполняет функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулирует познавательные интересы студентов, создает при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение обучающихся к учебной работе, позволяет проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения [20].
Так, электронное обучение позволяет как изучить самостоятельно новый учебный материал, так и закрепить полученные в учебном заведении знания.
Еще одним преимуществом электронного обучения выступает фактор времени, т.к. заниматься в электронной среде самостоятельно можно в любое удобное время
[21].
Но также следует отметить тот факт, что для организации электронного обучения одним из условий должна выступать заинтересованность и мотивация студентов для изучения новых курсов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В конечном счете, при активном применении технологии электронного обучения, можно отметить, что у студентов улучшается восприятие учебного материала, они способны самостоятельно анализировать ситуации, электронное обучение положительно сказывается на повешении уровня познавательной деятельности.
Различные методы электронного обучения направлены на разностороннее развитие студентов и формирование у них необходимых компетенций.
Также следует отметить, что специфические возможности технических средств электронного обучения позволяют внести в процесс обучения новые структурные элементы, особенно в случае создания при помощи кино, диафильмов и звукозаписи условий для реализации технологии электронного обучения, решения познавательных задач и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
2. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
3. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993
4. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122.
5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
7. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.
8. Вишневская Г.В. Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №6 (10). С. 235-239
9. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
10. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
11. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 90 с.
12. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.
13. Снегирева Л.В. Модель математической компетентности для оценки эффективности электронного обучения математике студентов медицинского вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-161.
14. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.
15. Романова Л.Л. Мотивация преподавателей вуза к применению электронных образовательных технологий // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 53-54.
16. Рачковская Л.А. Организация самостоятельной работы курсантов по иностранному языку с применением электронного учебника //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 57-60.
17. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
18. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989 — С. 12.
19. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018.
20. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-хкнигах. — Книга 1. —Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.
21. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М.
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
15
Vaganova Olga Igorevna, Abramov Oleg Nikolaevich, Korostelev Aleksandr Alekseevich and others pedagogical
E-LEARNING METHODS ... sciences
Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.
Статья поступила в редакцию 29.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020