педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Максимова Ксения Алексеевна РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0002
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента» Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают инновационную образовательную среду и влияние, которое она оказывает на самореализацию субъектов образовательного процесса. Авторами статьи были проанализированы мнения различных ученых по поводу использования информационной образовательной среды. В настоящей статье рассмотрены понятия образовательной среды, а также выявлены компоненты образовательной среды. Установив понятие образовательной среды, было приведено определение понятия «информационная образовательная среда», представлены принципы, по которым происходит процесс развития и совершенствования информационной образовательной среды. В ходе написания статьи были представлены субъекты образовательного процесса и современный характер их взаимодействия, определена роль преподавателя в контексте внедрения в образовательную среду современных технологий. Была определена направленность современной образовательной среды в высших учебных заведениях, а также пути, посредством которых происходит усвоение профессиональной и познавательной деятельности. В качестве примера инновационной образовательной среды авторы рассматривают реализацию проекта «Открытое образование в открытой среде» Нижегородского государственного университета имени Козьмы Минина. В результате проведенного анализа было выявлено влияние инновационной образовательной среды на самореализацию и развитие обучающихся и обучаемых образовательного процесса.
Ключевые слова: инновации, инновационная образовательная среда, субъекты образовательного процесса, процесс самореализации субъектов, образовательная среда, преподаватели, обучающиеся, инновационно-творческое мышление, личность.
THE ROLE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SELF-REALIZATION
OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of the department of «Innovative Management Technologies» Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail:[email protected])
Abstract. In this article, the authors consider the innovative educational environment and the impact it has on the self-realization of the subjects of the educational process. The authors of the article analyzed the opinions of various scientists about the use of the information educational environment. This article discusses the concepts of the educational environment, as well as the components of the educational environment. Having established the notion of educational environment, the definition of the notion "information educational environment" was given, the principles by which the process of development and improvement of the information educational environment is carried out are presented. During the writing of the article, the subjects of the educational process and the modern nature of their interaction were presented, the role of the teacher in the context of introducing modern technologies into the educational environment was defined. The direction of the modern educational environment in higher education institutions was determined, as well as the ways in which the professional and cognitive activity is assimilated. As an example of an innovative educational environment, the authors consider the implementation of the project "Open Education in an Open Environment" on the example of Kozma Minin Nizhny Novgorod State University. As a result of the analysis, the influence of the innovative educational environment on the self-realization and development of students and trainees of the educational process was revealed.
Keywords: innovations, innovative educational environment, subjects of the educational process, the process of self-realization of subjects, educational environment, teachers, students, innovative and creative thinking, personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Российскому образованию пришлось столкнуться с таким фактором как глобальная конкуренция к концу XX века [1]. Основополагающей характеристикой глобальной конкуренции в сфере образования стало сводное движение интеллектуальных ресурсов, научных парадигм, инноваций и информации. В связи с вступлением общества в век информационных технологий у человека рождается новое отношение к вопросам самореализации, выбору профессии, получения образования, и на сегодняшний день решение данных проблем требует инновационного подхода во всех сферах жизнедеятельности.
В основе качественной профессиональной подготовки специалистов в современном обществе лежит умение и стремление личности к непрерывному самосовершенствованию, развитию своего творческого потенциала. Именно инновационная образовательная среда может Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)
способствовать наиболее эффективному развитию этих качеств.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
За последние годы в научной литературе появилось достаточно много исследований, описывающих опыт использования инновационной образовательной среды как фактора самореализации личности. Вопросами использования информационной образовательной среды занимались такие ученые как Р. З. Богоудинова, П. П. Ефимов, В. Н. Костин, Ж. В. Смирнова, О.Г. Красильникова, Н. Р. Туравец, Е. Н. Щеголихин, В.А. Петьков, С.И. Андрющенко, М. П. Прохорова, Л. К. Иляшенко, Д. С. Костылев и др.
На сегодняшний день существует масса определений понятия «образовательная среда». П. П. Ефимов и В. Н.
11
Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna, Maksimova Ksenia Alekseevna pedagogical
THE ROLE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ... sciences
Костин считают, что образовательная среда - это продукт отношений субъектов образовательного пространства. Ж. В. Смирнова и О.Г. Красильникова [2] также отмечают, что образовательная среда формируется корпоративным сообществом преподавателей, студентов, а также педагогов-новаторов. При этом они отмечают, что информационная образовательная среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения [3, 4], позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов. Образовательная среда представляет собой систему влияний и различных условий становления личности по имеющемуся образцу, которые находятся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом выделяют четыре компонента образовательной среды [5]:
- социальный компонент;
- пространственно-предметный компонент;
- психодидактический компонент [6];
- субъекты образовательного процесса.
Процесс развития и совершенствования инновационной образовательной среды осуществляется по следующим принципам [7]:
- открытость;
- системность;
- стремительное развитие потребностей личности;
- сотрудничество;
- коэволюционность;
- непрерывность образования;
- корпоративность педагогического сообщества;
- синтез традиционного и новаторского начал [8].
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что под
инновационной образовательной средой следует понимать всю совокупность взаимосвязанных условий, которые обеспечивают образование человека, формирование личности преподавателя и инновационно-творческим мышлением, и которые создают профессиональные компетенции [9, 10].
При этом компонентами информационной образовательной среды являются:
- инновационные образовательные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии [11];
- разноуровневое содержание образования;
- учебно-методический комплекс;
- компетентностно-деятельностный подход [12].
Инновационная образовательная среда в настоящее
время представляет собой основополагающий фактор развития и самореализации и субъектов образовательного процесса и целых педагогических сообществ.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в выявлении возможностей инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- установить определение понятия «информационная образовательная среда»;
- определить принципы формирования и развития информационной образовательной среды;
- определить основные пути воздействия информационной образовательной среды на субъекты образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Итак, образовательная среда - это совокупность факторов, оказывающих воздействие на развитие субъектов образовательного процесса, это, например, здания, мебель, персональные компьютеры, информационные стенды, библиотеки, в том числе и электронные и т.д. [13, 14]. При этом инновационность образовательной среды заключается в том, что она отвечает современным 12
требованиям.
Субъектами самореализации в образовательном процессе выступают [15]:
- преподаватели;
- обучающиеся.
Данные субъекты постоянно взаимодействуют между собой в рамках субъект-субъектных отношений, т.е. создается паритетное участие обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности [16].
Преподаватели, безусловно, играют немаловажную роль в процессе самореализации студентов, они могут создавать благоприятные условия, способствовать развитию студентов в определенных видах деятельности. Процесс самореализации преподавателей зачастую связан с самосовершенствованием посредством становления индивидуальности личности, накопления опыта и отражения этого опыта в профессиональной деятельности.
Инновационная образовательная среда характеризуется синтезом таких факторов, как среда жизнедеятельности, самообразование, воспитание и самовоспитание, которые направлены на самореализацию каждого студент [17]. Именно инновационная образовательная среда осуществляет процесс реализации инновационной педагогики и представляет собой единое образовательное пространство высшего учебного заведения, в котором задействованы все субъекты образовательного процесса.
В связи с внедрением в современную образовательную среду новых технологий и появлением инновационной стратегии процесса обучения, роль преподавателей возрастает именно как консультанта и помощника овладения знаниями [18]. Данный фактор требует от преподавателей как от субъектов образовательного процесса определенной психологической и педагогической подготовки, в соответствие с этим, в их профессиональной деятельности и предметные, и узконаправленные, и современные знания в области психологии и педагогики.
Так, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина реализуется проект «Открытое образование в открытой среде» [19]. Целью данного проекта является создание инновационной образовательной среды, состоящей из дизайн-решений современного образовательного пространства, теоретического и методического обеспечения проектно-ориенти-рованного обучения при использовании инструментария цифровой педагогики.
На рисунке 1 показана одна из аудиторий разработанных в рамках данного проекта.
Рисунок 1 - Аудитория, разработанная в рамках реализации проекта «Открытое образование в открытой среде»
Проект данной специализированной аудитории разработан и реализован для самостоятельной работы студентов. Аудитория оснащена современным оборудованием. ноутбуками, электронной доской, проектором и Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Максимова Ксения Алексеевна РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ...
новой мебелью.
Так, инновационное образовательное пространство НГПУ им. К. Минина позволяет повысить мотивацию и студентов, и преподавателей к учебному процессу, помогает им принимать нестандартные решения, способствует коллективному решению профессиональных задач [20].
Также на базе корпуса №7 НГПУ им. К. Минина в рамках реализации проекта спроектировано и планируется к созданию открытое образовательное пространство (рисунок 2).
Рисунок 2 - Открытое образовательное пространство корпуса Мининского университета
На сегодняшний день современная образовательная среда высших учебных заведений ориентирована на формирование профессиональных компетенций, готовности и способности студентов к профессиональной деятельности, а также на создание благоприятных условий, в которых обучающиеся как участники образовательного процесса проявляют себя не только путем познавательной активности, но также и через собственную социальную позицию, которая дает возможность проявить себя как субъект усвоения профессиональной деятельности.
Деятельностная модель подготовки будущих высококвалифицированных специалистов включает в себя непрекращающееся изменение видов деятельности. Постепенное усвоение профессиональной и познавательной деятельности может осуществляться путем осуществления [21]:
- учебно-познавательной деятельности академического вида;
- квазипрофессиональной деятельности, где моделируются условия и содержание реального процесса производства;
- учебно-профессиональной деятельности (какие-либо прикладные исследования);
- профессиональной деятельности (производственная практика).
Как показывает практика, наиболее эффективный способ получения опыта профессиональной деятельности происходит именно в представленной выше логической последовательности видов деятельности.
Освоение обучающимися каждого из приведенных видов деятельности предполагает собственные, характерные для данного вида деятельности, способы и методы обучения [22].
Однако методы обучения некоторым видам деятельности разработаны недостаточно. Так, например, квазипрофессиональная деятельность не всегда имеет системный характер из-за отсутствия соответствующей методической базы преподавателей.
Но в то же время все больше внимания уделяется практико-ориентированным методикам обучения, несмотря на достаточную сложность и трудоемкость процесса создания и моделирования реальных рабочих ситуаций.
Выводы исследования и перспективы дальнейших
изысканий данного направления.
Нами была выявлена роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса.
Из указанной выше информации, мы можем заключить, что создание современных образовательного пространства направлено на интенсивное развитие субъектов образовательного процесса, развитие у них определенных способностей (воображение, настойчивость, устремленность и т.д.), поиск способов самовыражения личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
4. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 4650.
5. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
7. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
8. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей здоровье и образование вXXIвеке.2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
9. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7883.
10. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
11. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., AleshuginaE.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
14. Базарова Е.Г., Базаров А.Ц. Управление инновационным развитием образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 51-54.
15. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
16. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
17. Костылев Д.С., КутеповаЛ.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
18. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
19. Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., MukhinaM.V., KutepovM.M., KutepovaL.I., ChernyshevaT.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
20. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
21. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию//
Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)
13
Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna, Maksimova Ksenia Alekseevna THE ROLE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ...
pedagogical sciences
Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing,622, pp. 187-193 doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
Статья поступила в редакцию 30.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
14
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)