Kutepova Lyubov Ivanovna, Vaganova Olga Igorevna, Maksimova Ksenia Alekseevna ORGANIZATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ...
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/knz4-2019-0803-0012
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2019
Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают принципы организации социокультурной среды в образовательном учреждении. Цель статьи заключается в выявлении особенностей организации социокультурной среды образовательного учреждения. Авторами статьи были проанализированы мнения различных педагогов и ученых, которые описывали опыт организации социокультурной среды воспитанников образовательного учреждения. В настоящей статье проанализированы различные понятия развивающей среды в социальном контексте, а также выделены основные компоненты развивающей среды. Авторами статьи обосновывается важность создания в дошкольном учреждении социокультурной среды, в которой ребенок мог бы полноценно развиваться культурно, духовно, и физически. В статье раскрыты требования ФГОС по пяти образовательным областям программы «От рождения до школы», с учетом которых осуществляется процесс организации предметно-развивающей среды. В данной статье также были выделены такие характеристики развивающей предметно-пространственной среды, как: полифункциональность, безопасность, насыщенность, доступность, трансформируемость и вариативность. Авторами были определены требования, которым должна соответствовать социокультурная среда образовательного учреждения. В результате проведенного анализа было выявлено, что развивающая среда должна организовываться в соответствии с обеспечением возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых.
Ключевые слова: социокультурная среда, предметно-развивающая среда, образовательное учреждение, система дошкольного образования, организация социокультурной среды, воспитанники, преподаватели, принципы построения предметно-пространственной среды.
ORGANIZATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2019
Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail:[email protected])
Abstract. In this article, the authors consider the principles of the organization of the socio-cultural environment in an educational institution. The purpose of the article is to identify the features of the organization of the socio-cultural environment of an educational institution. The authors of the article analyzed the opinions of various teachers and scholars who described the experience of organizing the socio-cultural environment of students in an educational institution. This article analyzes various concepts of the developing environment in a social context, and highlights the main components of the developing environment. The authors of the article justify the importance of creating a pre-school social and cultural environment in which the child could fully develop culturally, spiritually, and physically. The article reveals the requirements of the Federal State Educational Standards in five educational areas of the program "From Birth to School", which takes into account the process of organizing the subject-developing environment. This article also highlighted such characteristics of the developing object-spatial environment as: polyfunctionality, safety, saturation, accessibility, transformability and variability. The authors have identified the requirements that must meet the socio-cultural environment of the educational institution. As a result of the analysis, it was revealed that the developing environment should be organized in accordance with ensuring the possibility of communication and joint activities of children of different ages and adults.
Keywords: sociocultural environment, subject-developing environment, educational institution, system of pre-school education, organization of sociocultural environment, students, teachers, principals of building a subject-spatial environment.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день именно развитие системы дошкольного образования является одной из приоритетных целей развития Российского образования. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» дал начало появлению нового этапа в развитии системы дошкольного образования в России [1]. В соответствии с данным законом дошкольное образование - это первая ступень образования, именно это нововведение повлекло за собой изменение нормативно-правовой основы его реализации, стратегии и тактики образовательной деятельности, которые направлены на создание гибкой, многофункциональной системы, которая обеспечивала бы конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на доступное и бесплатное дошкольное образование.
Анализ последних исследований и публикаций, в кото-
рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, описывающих опыт организации социокультурной среды воспитанников образовательного учреждения. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Педагогические основы социального развития дошкольника раскрыты в работах С.А. Козловой, которая рассматривает социализацию в триединстве ее проявления: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир, самого себя [2].
В социальном контексте под развивающей средой следует понимать социокультурное пространство, в рамках которого происходит развитие личности. П.И.
педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОИ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...
Подкасистый рассматривает среду, как совокупность условий окружающих человека. Изменение личности может отставать от изменений, происходящих в среде, и требуют учёта в воспитательном процессе» [3]. Р.Б. Стеркина определяет среду как комплекс санитарно-гигиенических и материально-технических, эстетических условий. Она же ссылаясь на Ж.Ж. Руссо, утверждает, что Ж.Ж. Руссо впервые стал рассматривать среду, как одно из условия для развития человека. Большое значение в развитие теории развивающей среды внесла итальянский педагог М. Монтессори. Согласно ее взглядам, для развития детей необходимо создавать такую развивающую среду, которая бы позволяла ребенку самообучаться и саморазвиваться самостоятельно. В 1920 году С.Т. Шацким было введено понятие «педагогическая среда» [4].
С.В. Проняева определяет развивающую среду как пространство, организованное специальным образом, оказывающее позитивное влияние на саморазвитие и самообучения ребенка. В 1988 году, после выхода в свет «Концепции дошкольного воспитания», вводится понятие предметно-развивающая среда. С.Л. Новоселова доказывает необходимость обогащения социальных и предметных условий пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В 90-годах 20 века выходит новая концепция дошкольного образования, где указывается, что развивающая среда должна проектироваться и быть индивидуальной для каждой возрастной группы.
Рассмотрим основные компоненты развивающей среды.
- Социальный компонент.
О.В. Никифорова выделяет такие основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды, как: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей).
- Компонент окружающего микросоциума.
П.И. Подкасистый «Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка - это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития».
-Пространственно-предметный компонент [5].
А.М. Вербенец определил основные требования к предметно-пространственной среде. Эти требования прописаны в ФГОС.
В настоящее время, в связи с выходом ФГОС дошкольного образования, обогащению предметно-развивающей среды уделяется большое внимание, так как это является одним из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы. Значит, именно развивающая среда является движущей силой развития ребенка.
М.Н. Полякова делает такое заключение в своих исследованиях «Создание моделей предметно-развивающей среды»: «Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль - обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка».
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в выявлении особенностей организации социокультурной среды воспитанников образовательного учреждения. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- установить определение понятия «социокультурная среда»;
- определить принципы организации социокультурной среды воспитанников образовательного учреждения.
Изложение основного материала исследования с
полным обоснованием полученных научных результатов. Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения ребенка к культурным ценностям. Основными линиями социального развития являются: социализация, как процесс приобщения к социальной культуре, обеспечивающей адаптацию в обществе каждого индивида [6].
Именно процесс социального развития дошкольника обеспечивает усвоение ребенком ценностей, традиций и культуры общества, в котором он живет. Социальное развитие в дошкольном возрасте происходит во время общения с взрослыми и сверстниками, в разнообразных видах деятельности. Играя, занимаясь, общаясь, ребенок учится жить в обществе, учитывать свои и чужие интересы, правила и нормы поведения в обществе [7].
Основные направления работы по созданию социокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения должны быть направлены на: анализ состояния социокультурной образовательной среды; определение задач деятельности учреждения на основе анализа модели воспитательной его системы; создание программ, планов деятельности организации; проведение социокультурных событий в дошкольном образовательном учреждении. Важно создать в дошкольном учреждении такую социокультурную среду, в которой ребенок может полноценно развиваться культурно, духовно, и физически.
Организация предметно-развивающей среды строится с учетом требований ФГОС по пяти образовательным областям программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [8]:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественная-эстетическая;
- физическая.
Познавательная область развития включает в себя такие компоненты, как: формирование интересов детей, их любознательности; формирование и становление сознания; развитие творчества и воображения; развитие представлений об окружающем мире, его свойствах и взаимосвязях; создание элементарных представлений об Отечестве и своей малой родине [9].
Речевая область развития ребенка состоит из: обогащения словаря; развития связной речи; правильного овладения речью как средством общения; изучения детской литературы; формирования речевого творчества; фонематического слуха.
Художественно-эстетическое развитие состоит из: эстетического отношения к миру; формирование отношения к видам искусства; восприятия фольклора и музыки; самостоятельной индивидуальной творческой деятельности детей; формирования основ ценностно-смыслового понимания мира природы.
Физическое развитие включает в себя: появление элементарных представлений об определенных видах спорта; обучение подвижным играм; координацию, гибкость и равновесие; формирование опорно-двигательного аппарата ребенка; формирование целенаправленности; развитие как мелкой, так и крупной моторики рук [10].
Содержание отмеченных выше различных образовательных областей зависит в первую очередь от индивидуальных и возрастных особенностей детей, целей и задач программы, содержание может реализовываться в различных видах деятельности, например, в игре и общении.
Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
Kutepova Lyubov Ivanovna, Vaganova Olga Igorevna, Maksimova Ksenia Alekseevna pedagogical
ORGANIZATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ... sciences
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому [11].
Именно организация предметно-пространственной среды является элементом формирования развивающей социокультурной среды. На развитие ребенка влияет организация именно предметно-пространственной среды, в том числе из каких книг, пособий и игрушек состоит эта среда, каков их развивающий потенциал. На формирование психики ребенка влияет весь окружающий его мир, он же выступает в качестве источника знаний и социального опыта. Именно взрослые должны быть ответственны за формирование условий, способствующих полноценному развитию возможностей и способностей детей.
Существуют следующие варианты построения предметно-пространственной среды в образовательном учреждении [12]:
- зонирование пространства осуществляется мобильными средствами (расстановкой мебели и оборудования, ширмами);
- использование спального помещения для оборудования уголка уединения или спортивного уголка.
Построение предметно-пространственной среды строится на принципах:
- доступности;
- активности, самостоятельности, творчества детей;
- стабильности и динамичности;
- гибкого зонирования;
- открытости-закрытости;
- учёта половых и возрастных различий детей;
- безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка;
- развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В специально созданных группах образовательных учреждений организуются центры активности, способствующие самостоятельной деятельности детей, данные центры помогают ребенку сознательно делать свой выбор. Центры активности представляют собой игровые зоны, в которых происходит стимулирование различных игр и видов деятельности, посредством подбора определенных материалов, игрушек и оборудования [13].
Таким образом, в рамках социального контекста развивающая среда - это социокультурное пространство, в рамках которого происходит развитие личности. В данном случае это среда, которая обеспечивает личностно-ориентированное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Организация социокультурной деятельности в детском саду должна содержать следующие компоненты: социальный компонент; компонент окружающего микросоциума; пространственно-предметный компонент. При этом деятельность должна разворачиваться при обязательном участии родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой средство обеспечения возможности коммуникации и совместной работы детей и взрослых.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть, прежде всего, полифункциональной, безопасной, доступной, трансформируемой [14].
1. Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды предполагает:
- возможность различного использования всевозможных составляющих предметной среды;
- наличие в организации или группе многофункциональных предметов, таких как: природные материалы, пригодные для использования в разных видах деятельности детей.
2. Безопасность предметно-пространственной среды заключается в том, что все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности их использования.
3. Доступность представленной среды подразумевает:
- общедоступность абсолютно всех территорий и оснащения для учеников, в том числе детей с ограниченными способностями здоровья и детей-инвалидов.
- надежность используемых материалов и оснащения
[15].
4. Трансформируемое^ места подразумевает некоторые изменения предметно-пространственной среды в связи с разными воспитательными обстановками (в частности с регулярно модифицирующимися интересами и способностями ребенка).
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Для детей старшего дошкольного возраста необходима диагностика, в задачи которой входит [16]: изучение типичных особенностей поведения и взаимоотношений старших дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявление понимания детьми способов организации своих действий и способности разрешать проблемные ситуации; изучение особенностей понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний взрослых и сверстников, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Становление начал компетентности приходится именно на дошкольный возраст. При этом начальная компетентность ребенка для системы дошкольного образования выступает в качестве:
- целевого ориентира всей системы;
- показателя результативности дошкольного образования;
- показателя качества дошкольного образования;
- условия естественного, бесстрессового перехода на ступень начального общего образования [17].
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития личности, формирования у нее определенных психологических свойств и видов поведения. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы отношения человека к окружающему его миру, а также происходит формирование определенных компетенций (социальная, коммуникативная, здоровьесберегающая, информационная, гражданская и др.).
Социокультурная среда образовательного учреждения должна соответствовать следующим требованиям:
- гетерогенность и сложность среды, т.е. среда должна включать в себя различные элементы, которые требуются для организации всех видов деятельности;
- связность среды; данное требование позволит ребенку беспрепятственно переключаться с одного вида деятельности к другому [18];
- гибкость и управляемость (со стороны ребенка и педагога). Данные требования являются необходимыми условиями для проявления активности ребенка и его стремления к преобразованию окружающего мира, педагог же благодаря данным требованиям может изменять функции различных предметов и объектов для приведения их к требованиям педагогических задач.
Для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах, которые соответствовали бы масштабу «глаз-рука», соответствовали его росту и объективному миру взрослых людей. Во время создания предметной среды следует учитывать эргономические требования к жизни (физиологические и психологические особенности человека) [19]. Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях призваны способствовать новые подходы к формированию структуры здания, его свободной планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды [20-30]._
педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОИ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В силу того, что становление компетентности человека связанно именно с периодом дошкольного возраста, то социокультурная среда в образовательных учреждениях должна соответствовать таким требованиям, как: информативность (многообразие информации, материалов, вариативность тематики); вариативность; комфортность; наукоемкость; безопасность и надежность; взаимосвязь и взаимозависимость традиционных и инновационных начал; эстетичность и гигиеничность; соотносимость деятельности детей с окружающим их пространством [20]. Развивающая среда должна организовываться в соответствии с обеспечением возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
4. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
5. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей здоровье и образование вXXIвеке.2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
9. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., AleshuginaE.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
10. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
12. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
14. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.
15. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
16. Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., MukhinaM.V., KutepovM.M., KutepovaL.I., ChernyshevaT.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
18. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
19. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing,622, pp. 187-193 doi: 10.1007/978-3-319-75383-6 24
20. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.
21. Царева О.Н. Организационно-методическое сопровождение внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 27-29.
22. Костылев Д.С., КутеповаЛ.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
23. Фирсова Т.А., Бусыгина А.Л., Архипова И.В. Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239.
24. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 281-284.
25. Барышникова Е.В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 259-263.
26. Жербакова Н.А. Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 231-234.
27. Николаева Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как условие их этносоциализации //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 39-42.
28. Кочиева Э.Р. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 239-241.
29. Зайцева О.Ю. Основные компоненты готовности педагогов к реализации индивидуального подхода в дошкольном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 100-103.
30. Насибуллина Э.Р. Система экологического образования как фактор развития детей в дошкольных образовательных организациях //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 301-303.
Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019