Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3344
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / СВОБОДА ВЫБОРА / АДАПТИВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZATION TECHNOLOGY / INDIVIDUAL APPROACH / INCREASING MOTIVATION / FREEDOM OF CHOICE / ADAPTABILITY / STUDENTS / FEATURES AND OPPORTUNITIES OF STUDENTS / MULTILEVEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Павлова Елена Сергеевна, Шагалова Ольга Глебовна, Воронина Ирина Романовна

Современная образовательная парадигма обуславливает необходимость подготовки компетентного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, самостоятельно и творчески. Для этого высшие школы акцентируют внимание на индивидуализации образовательного процесса, способствующего активному вовлечению в обучение каждого студента в соответствии с его потребностями и возможностями. В статье рассматривается опыт реализации технологии индивидуализации обучения. Под технологией индивидуализации понимается организация учебного процесса на основе применения личностно-ориентированных методов и средств, где главным фактором выступает ориентация на индивидуальный подход к обучающимся. Рассматриваются основные виды технологий индивидуализации. В статье представлены основополагающие принципы технологии: свобода выбора индивидуальной траектории обучения и свобода самовыражения. Среди главных преимуществ выделены: адаптивная система; динамичность и гибкость обучения; повышение уровня мотивации; развитие творческих способностей. Рассматриваются используемые средства и методы для реализации технологии индивидуализации обучения, основными из которых являются: электронное обучение, проектный метод, командная работа, а также разноуровневое обучение. Технология индивидуализации обучения состоит из ряда систем, охватывающих все звенья и уровни образовательного пространства, цель которой заключается в реализации эффективного обучения посредством индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Павлова Елена Сергеевна, Шагалова Ольга Глебовна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING

The modern educational paradigm necessitates the training of a competent specialist who is able to carry out professional activities at a high level, independently and creatively. For this, higher schools focus on the individualization of the educational process, which contributes to the active involvement of each student in training in accordance with his needs and capabilities. The purpose of the article is to review the experience of implementing the technology of individualization of learning. The technology of individualization is understood as the organization of the educational process based on the use of personality-oriented methods and means, where the main factor is the orientation toward an individual approach to students. The main types of individualization technologies are considered. The article presents the fundamental principles of technology: the freedom to choose an individual learning path and freedom of expression. Among the main advantages are highlighted: adaptive system; dynamism and flexibility of training; increasing motivation; development of creative abilities. The tools and methods used to implement the technology of individualization of training are considered, the main of which are: e-learning, project method, teamwork, as well as multilevel training. The technology of individualization of training consists of a number of systems covering all links and levels of the educational space, the purpose of which is to implement effective training through an individual approach.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Vaganova Olga Igorevna, Pavlova Elena Sergeevna, Shagalova Olga Glebovna and others TECHNOLOGY OF INDIVIDUALIZATION ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0051

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) SPIN-код: 1165-5871 AuthorID: 231867 ORCID: 0000-0002-6607-0744

Павлова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Высшая математика и математическое образование» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, е-mail: pes1978_26@mail.ru) AuthorID: 476332 SPIN: 8797-6126 ORCID: 0000-0002-7925-0867 ScopusID: 57201136426

Шагалова Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)

AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372

Воронина Ирина Романовна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: irinavoronina31@yandex.ru) Аннотация. Современная образовательная парадигма обуславливает необходимость подготовки компетентного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, самостоятельно и творчески. Для этого высшие школы акцентируют внимание на индивидуализации образовательного процесса, способствующего активному вовлечению в обучение каждого студента в соответствии с его потребностями и возможностями. В статье рассматривается опыт реализации технологии индивидуализации обучения. Под технологией индивидуализации понимается организация учебного процесса на основе применения личностно-ориентирован-ных методов и средств, где главным фактором выступает ориентация на индивидуальный подход к обучающимся. Рассматриваются основные виды технологий индивидуализации. В статье представлены основополагающие принципы технологии: свобода выбора индивидуальной траектории обучения и свобода самовыражения. Среди главных преимуществ выделены: адаптивная система; динамичность и гибкость обучения; повышение уровня мотивации; развитие творческих способностей. Рассматриваются используемые средства и методы для реализации технологии индивидуализации обучения, основными из которых являются: электронное обучение, проектный метод, командная работа, а также разноуровневое обучение. Технология индивидуализации обучения состоит из ряда систем, охватывающих все звенья и уровни образовательного пространства, цель которой заключается в реализации эффективного обучения посредством индивидуального подхода.

Ключевые слова: технология индивидуализации обучения, индивидуальный подход, повышение мотивации, свобода выбора, адаптивность, обучающиеся, особенности и возможности студентов, разноуровневое обучение.

TECHNOLOGY OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Pavlova Elena Sergeevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the department "Higher mathematics and mathematics education" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, е-mail: pes1978_26@mail.ru) Shagalova Olga Glebovna, candidate of Historical Sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova,

Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Voronina Irina Romanovna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: irinavoronina31@yandex.ru) Abstract. The modern educational paradigm necessitates the training of a competent specialist who is able to carry out professional activities at a high level, independently and creatively. For this, higher schools focus on the individualization of the educational process, which contributes to the active involvement of each student in training in accordance with his needs and capabilities. The purpose of the article is to review the experience of implementing the technology of individualization 208 Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Павлова Елена Сергеевна, Шагалова Ольга Глебовна и другие

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ...

of learning. The technology of individualization is understood as the organization of the educational process based on the use of personality-oriented methods and means, where the main factor is the orientation toward an individual approach to students. The main types of individualization technologies are considered. The article presents the fundamental principles of technology: the freedom to choose an individual learning path and freedom of expression. Among the main advantages are highlighted: adaptive system; dynamism and flexibility of training; increasing motivation; development of creative abilities. The tools and methods used to implement the technology of individualization of training are considered, the main of which are: e-learning, project method, teamwork, as well as multilevel training. The technology of individualization of training consists of a number of systems covering all links and levels of the educational space, the purpose of which is to implement effective training through an individual approach.

Keywords: individualization technology, individual approach, increasing motivation, freedom of choice, adaptability, students, features and opportunities of students, multilevel training.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Развитие технологии индивидуализации в образовательном процессе является одной из важнейших целей профессионального образования, дающего возможность развивать студента, предоставляя ему курс учебной программы соразмерный с его уровнем знаний. В связи с чем, главной задачей преподавателя является использование технологии индивидуализации в учебном процессе с учетом личностных характеристик каждого обучающегося.

В настоящее время в связи с изменением требований рынка труда приоритетной целью образовательных учреждений становится подготовка конкурентоспособных специалистов путем качественной разработки образовательных программ и грамотного построения учебного процесса. Формирование высококвалифицированного специалиста возможно при условии построения эффективного обучения, строящегося на личностно-ориенти-рованных технологиях. Современное общество нуждается в специалистах, владеющих как широкой базой теоретических и практических знаний, так и гуманистическими ориентирами. Основой гуманизации образования является индивидуальное обучение.

Под индивидуализацией обучения принято понимать совокупность психологических, организационо-управленческих, педагогических, учебно-методических приемов, методов и технологий, которые обеспечивают индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Технология индивидуализации обучения строится непосредственно на индивидуальном подходе, который можно определить как организацию учебного процесса на основе учета особенностей обучающихся. Технология индивидуализации - это организация учебного процесса, построенная на принципах индивидуального подхода к обучающимся, т. е. с учетом его потребностей и способностей. Она является наиболее эффективной в рамках организации учебного процесса. Предпосылкой введения в учебный процесс технологии индивидуализации обучения считается изучение особенностей развития студентов, т. е. познавательных способности, интересов, обученности, способности к обучаемости. Применение данной технологии возможно посредством применения специально отобранных методов и средств, среди которых часто выделяют: разноуровневое обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время наибольшую популярность приобрели следующие виды технологий индивидуализации обучения: адаптивная система А. С. Границкой, технология Инге Унт, а также обучение В. Д. Шадрикова на основе индивидуально-ориентированной разработки учебных планов [2].

Технология индивидуального обучения, созданная Унт Инге Эриховной, заключается в том, что она строится на самостоятельной работе обучающихся как в образовательном учреждении, так и дома при самостоятельной работе. Такая технология внедряется во все звенья учебной работы, проникает в содержание задачи,

методы и цели работы.

А. С. Границкая считает, что необходимо мотивировать процесс обучения, постепенно усложнять задачи, в таком случае возможно наиболее результативное развитие компетентности студентов. Центром данной адаптивной системы является обучающийся со своими особенностями и возможностями, исходя их которых, преподаватель создает индивидуальную модель работы [3]. При создании модели подбираются, создаются и адаптируются необходимые для эффективной работы средства и методы обучения. Особенностью технологии индивидуализации А. С. Границкой является оригинальная нелинейная конструкция занятия, предполагающая разбиение учебного процесса на 2 части: обучение всей группы; обеспечение параллельных процессов, включающих в себя работу педагога с отдельными обучающимися и индивидуальную работу преподавателя. Целью педагога становится организация учебного процесса, где 60-80% времени занятия он выделяет индивидуальной работе с обучающимися.

Особенностью технологии индивидуализации В. Д. Шадрикова является создание методических пособий или программ для 6 уровней, распределение которых зависит от уровня знаний студентов и их возможностей. Выбранный изначально уровень не является статичным, он довольно подвижен и изменяется с развитием способностей и повышением уровня знаний обучающегося [4].

Выбранный уровень должен быть посильным для каждого. Обучающиеся осваивают учебную программу на своем уровне, но методологический комплекс, программу в полном объеме проходят все одинаково. Технология индивидуализации обучения В. Д. Шадрикова строится на основе принципа «от простого к сложному», а в конце занятия завершающим этапом работы педагога является повышение мотивации студентов путем завлечения их новым предстоящим материалом. Рассмотренные технологии являются яркими примерами индивидуализации обучения за счет высоких результатов применения на практике. Также их реализация часто происходит совместно с дифференцированным подходом [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей технологии индивидуализации обучения.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль технологии индивидуализации обучения в образовательном пространстве;

- рассмотреть основные виды технологий индивидуализации и их применение в учебном процессе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Среди главных особенностей технологии индивидуализации обучения можно выделить следующие: формирование адекватной самооценки обучающихся, необходимых общеучебных навыков и умений; развитие мотивации студентов; устранение пробелов в знаниях и процессе мышления; оптимизация учебного процесса к одаренным и отстающим студентам; предоставление свободы выбора; использование технических средств;

Vaganova Olga Igorevna, Pavlova Elena Sergeevna, Shagalova Olga Glebovna and others pedagogical

TECHNOLOGY OF INDIVIDUALIZATION ... sciences

учет факторов, обуславливающих неуспеваемость студентов, выражающихся в низкой работоспособности, дефектах мыслительной деятельности [6].

В индивидуализации обучения большую роль играют адаптивные и различные компьютерные обучающие программы [7].

Технология индивидуализации обучения требует создание необходимых педагогических и психологических условий как для развития всех студентов в комплексе, так и развития каждого обучающегося индивидуально. Технология подразумевает работу с группой по индивидуальной модели, созданной на основе способностей студентов, взаимодействие с отдельными обучающимися [8].

Индивидуализация исключает принцип «усреднения» обучающихся [9]. Основными целями технологии индивидуализации являются: повышение мотивации и стимулирование учебной деятельности, развитие познавательных качеств; объединение индивидуальной работы с другими возможными формами обучения; развитие потенциала студента, его способностей, навыков; сохранение индивидуальности; выявление и последующее развитие потенциальных возможностей обучающихся [10].

Главный принцип технологии - обучение в индивидуальном темпе, стиле, объеме, соразмерным способностям студента. Также выделяются следующие принципы: выбор индивидуальной траектории обучения, свобода творческого самовыражения. Принцип свободы выбора индивидуальной траектории подразумевает положение, при котором каждый обучающийся имеет право на согласованный с преподавателем и осознанный выбор компонентов, средств своего обучения, т. е. целей, форм, задач, темпа, оценки результатов, содержания, смысла и т. д. [11].

Данный принцип нацелен на эффективное обучение, повышение мотивации и формирует способность к более легкому усвоению обучающимся материла. Свобода выбора индивидуальной траектории обучения в образовательных учреждениях дает возможность самореализации, формирования творческой составляющей, самостоятельности. Студент с помощью преподавателя выбирает курсы, дисциплины для дополнительного освоения [12]. Принцип нацелен на развитие умения действовать осмысленно, развивает критическое мышление, ответственность за свои действия, а также вооружает активным деятельностным инструментарием. Следующий принцип - свобода творческого самовыражения. Задача преподавателя - обеспечение индивидуальной творческой самореализации студентов путем конструирования учебного процесса [13]. Технология индивидуализации обучения с учетом данного принципа может быть реализована путем обсуждения на семинарских занятиях, лекциях мнений обучающихся по поводу той или иной проблемы, а также защиты творческих проектных работ. Так, на основе данных принципов происходит формирование таких личностных качеств студентов, как трудолюбие, самостоятельность, творческие навыки и ответственность [14].

Выделяют ряд классификационных характеристик технологии индивидуализации обучения. Данная технология имеет гуманно-личностную направленность, обладает гуманистическим, дидактоцентрическим характером.

Следующая характеристика заключается в том, что технология направлена на комплексное развитие студентов, т. е. в спектре его биологических, социальных и психогенных потребностей [15]. Также технология направлена на рефлекторно-ассоциативный способ усвоение материала дисциплин и применима ко всем уровням обучения и направлениям, а также может быть направлена на любую категорию студентов. Технология индивидуализации характеризуется разнообразным спектром

форм [16]._

210

Так, она может быть реализована в клубной, коллективной, индивидуальной, академической и альтернативной формах. Реализация технологии способствует саморазвитию и творчеству. За свои личностно-ориентиро-ванные характеристики технология получила название - система «репетитор» [17]. Выделяют также 2 главных критерия применения технологии индивидуализации обучения: ориентация на уровень достижений обучающихся, а также ориентация на специфику деятельности студентов.

Технология индивидуализации обучения обладает рядом достоинств. И среди главных преимуществ данной технологии можно выделить следующие: наиболее эффективная адаптация содержания образовательных программ, прозрачность, динамичность обучения и гибкость [18]. Все это дает возможность несколько трансформировать, изменить содержание, темы и методы преподавания, что способствует более комфортному и качественному обучению, позволяет вносить необходимые коррекции в деятельность субъектов образовательного процесса. Адаптация содержания и методов основана на контроле учебной деятельности студента при решении заданий, что позволяет на основе анализа результатов своевременно вносить коррективы в методику обучения. Это позволяет студенту работать экономно в плане контроля затрат своих сил и времени. Гибкость проявляется в том, что преподаватель наблюдает за обучением студентов, его положительными или отрицательными результатами и, исходя их этого, оказывает его необходимую поддержку [19].

Сейчас традиционные методики преподавания отходят на второй план и заменяются личностно-ориентиро-ванными технологиями. Методика преподавания образовательных учреждений переориентируется с массовой фронтальной работы на индивидуальную, парную или групповую, где деятельность каждого обучающегося будет построена исходя их его способностей [20, 21].

Применение технологии индивидуализации обучения рассчитано на формирование инициативной, самостоятельной, ответственной и творческой личности, т. е. становлению обучающихся и развитию в каждом своего образа, образа уникального человека, неповторимой индивидуальности.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В процессе работы была достигнута цель статьи -раскрыты возможности технологии индивидуализации обучения. В настоящее время главной целью применения технологии индивидуализации обучения становится не только формирование высокого уровня знаний, но и формирование компетентности, развитие процессов самообучения, комфортной последующей адаптации в рабочем пространстве, механизмов саморазвития, а также жизни в согласии с собой и окружающим миром: культурой, обществом, природой. Применение технологии индивидуализации основано на индивидуальной работе преподавателя с обучающимися путем создания индивидуальных моделей обучения с учетом личностных особенностей студентов в развитии, обучаемости, общении, восприимчивости и потребностей, также построение благоприятных психологических условий. Технология индивидуализации обучения позволяет сформировать компетентного самостоятельного и творческого специалиста, готового к выполнению различных профессиональных задач на высоком уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

3. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Павлова Елена Сергеевна, Шагалова Ольга Глебовна и другие

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ...

4. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., СмирноваЖ.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.

5. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

6. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.

7. Саляева Е.Ю., Кутепова Л.И., Ваганова О.И. Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис»//Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2017. Т. 6. № 3 (20). С. 217-219

8. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Возможности технологии проектной деятельности в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 245249.

9. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

10. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.

11. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 121-127.

12. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.

13. Сидякова В.А., Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Управление работой семинара в электронной среде//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 204-210.

14. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Седых Д.В. Правовые аспекты организации дополнительного образования в вузе//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 210-216.

15. СмирноваЖ.В., СтародумоваЛ.А., Ваганова О.И. Особенности использования образовательных услуг в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 216-222.

16. Гладков А.В., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Комплексный подход к проектированию контрольно-измерительных материалов// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 83-86.

17. Везетиу Е.В., Ваганова О.И. Проблема определения структурных компонентов педагогического такта как одной из составляющих профессионального мастерства учителя//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 93-95.

18. БулаеваМ.Н., Ваганова О.И., ЦветковаК.Д. Исследовательская компетентность обучающегося как выпускника профессиональной образовательной организации//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 67-70.

19. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С. Ценностная основа профессионализма современного педагога высшей школы//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 192-195.

20. Klinkov G.T. Historical reasons for considering work as being particularly functional relationship //Хуманитарни Балкански изследвания.

2018. № 1. С. 47-49.

21. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации//Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 13-17.

Статья поступила в редакцию 28.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.