Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1564
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / EFFICIENCY / EDUCATIONAL PROCESS / MULTIMEDIA / INTERACTIVITY / ACCESSIBILITY / IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION / VISIBILITY / DISTANCE LEARNING / SELF-STUDY / SELF-TRAINING / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Коростелев Александр Алексеевич, Шагалова Ольга Глебовна

В статье рассматриваются современные электронные образовательные ресурсы и их влияние на качество образования. Выделяются основные виды электронных образовательных ресурсов, среди которых выделяются инструментальные программы, информационные Интернет-ресурсы, электронные средства обучения. Излагаются основные аспекты применения электронных образовательных ресурсов в качестве повышения качества образования: содержательный, организационный, учебно-методический, мотивационный, контрольно-оценочный. Определен ряд требований для реализации электронных образовательных ресурсов, среди которых можно выделить следующие: наглядность, системность, проблемность, прочность усвоения знаний и т. д. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе дает возможность реализации дистанционного обучения, объективной оценки деятельности студентов, учета индивидуальных особенностей, а также развития критического мышления и творческих способностей обучающихся. Гуманизация, демократизация и индивидуализация становятся основными направлениями образовательного процесса, за счет чего повышается качество образования. Выделяются достоинства электронных образовательных ресурсов для преподавателей, среди которых: разнообразие учебного процесса и сокращение времени на обработку результатов контроля, и для студентов: развитие творческих способностей; повышение мотивации; сокращение времени освоения преподаваемого материала. Электронные образовательные ресурсы благодаря качествам мультимедийности, интерактивности, универсальности и доступности повышают качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Коростелев Александр Алексеевич, Шагалова Ольга Глебовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL IMPROVE EDUCATION

The article deals with modern electronic educational resources and their impact on the quality of education. The main types of electronic educational resources are highlighted, including instrumental programs, Internet information resources, and electronic learning tools. The main aspects of using electronic educational resources to improve the quality of education are also described: content, organizational, educational and methodological, motivational, control and evaluation. A number of requirements for the implementation of electronic educational resources are defined, including the following: visibility, consistency, problem-solving, strength of learning, etc. the Use of electronic educational resources in the educational process makes it possible to implement distance learning, objective assessment of students ' activities, taking into account individual characteristics, as well as the development of critical thinking and creative abilities of students. Humanization, democratization and individualization become the main directions of the educational process, which increases the quality of education. The advantages of electronic educational resources for teachers are highlighted, including: diversity of the educational process and reduction of time for processing control results, and for students: development of creative abilities; increase of motivation; reduction of time for mastering the taught material. E-learning resources improve the quality of education thanks to the qualities of multimedia, interactivity, universality and accessibility.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.4:004

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0052

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372

Воронина Ирина Романовна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: irmavoronma31@yandex.ru) SPIN-код: 2796-5077 AuthorID: 352094 ORCID: 0000-0002-7602-7758 ScopusID: 57209175728

Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент, директор центра научных журналов Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: v11e11g12a12@yandex.ru) AuthorID: 476332 SPIN: 8797-6126 ORCID: 0000-0002-7925-0867 ScopusID: 57201136426

Шагалова Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Аннотация. В статье рассматриваются современные электронные образовательные ресурсы и их влияние на качество образования. Выделяются основные виды электронных образовательных ресурсов, среди которых выделяются инструментальные программы, информационные Интернет-ресурсы, электронные средства обучения. Излагаются основные аспекты применения электронных образовательных ресурсов в качестве повышения качества образования: содержательный, организационный, учебно-методический, мотивационный, контрольно-оценочный. Определен ряд требований для реализации электронных образовательных ресурсов, среди которых можно выделить следующие: наглядность, системность, проблемность, прочность усвоения знаний и т. д. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе дает возможность реализации дистанционного обучения, объективной оценки деятельности студентов, учета индивидуальных особенностей, а также развития критического мышления и творческих способностей обучающихся. Гуманизация, демократизация и индивидуализация становятся основными направлениями образовательного процесса, за счет чего повышается качество образования. Выделяются достоинства электронных образовательных ресурсов для преподавателей, среди которых: разнообразие учебного процесса и сокращение времени на обработку результатов контроля, и для студентов: развитие творческих способностей; повышение мотивации; сокращение времени освоения преподаваемого материала. Электронные образовательные ресурсы благодаря качествам мультимедийности, интерактивности, универсальности и доступности повышают качество образования.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, эффективность, образовательный процесс, мульти-медийность, интерактивность, доступность, повышение качества образования, наглядность, дистанционное обучение, самообучение, самоподготовка, формирование профессиональных компетенций, высшее образование.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL IMPROVE EDUCATION

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Voronina Irina Romanovna, student

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: irinavoronina31@yandex.ru) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Center of scientific journals Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, e-mail: v11e11g12a12@yandex.ru) Shagalova Olga Glebovna, candidate of Historical Sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova,

Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Abstract. The article deals with modern electronic educational resources and their impact on the quality of education. The main types of electronic educational resources are highlighted, including instrumental programs, Internet information resources, and electronic learning tools. The main aspects of using electronic educational resources to improve the quality of Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31) 203

Vaganova Olga Igorevna, Voronina Irina Romanovna, Korostelev Aleksandr Alekseevich and others ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL ...

education are also described: content, organizational, educational and methodological, motivational, control and evaluation. A number of requirements for the implementation of electronic educational resources are defined, including the following: visibility, consistency, problem-solving, strength of learning, etc. the Use of electronic educational resources in the educational process makes it possible to implement distance learning, objective assessment of students ' activities, taking into account individual characteristics, as well as the development of critical thinking and creative abilities of students. Humanization, democratization and individualization become the main directions of the educational process, which increases the quality of education. The advantages of electronic educational resources for teachers are highlighted, including: diversity of the educational process and reduction of time for processing control results, and for students: development of creative abilities; increase of motivation; reduction of time for mastering the taught material. E-learning resources improve the quality of education thanks to the qualities of multimedia, interactivity, universality and accessibility.

Keywords: electronic educational resources, efficiency, educational process, multimedia, interactivity, accessibility, improving the quality of education, visibility, distance learning, self-study, self-training, formation of professional competencies, higher education.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Применение современных электронных образовательных средств в процессе обучения является важнейшим фактором для перехода системы образования на новый уровень, повышения ее качества. Именно поэтому основной целью преподавателей образовательных учреждений становится организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных средств как основополагающих факторов повышения качества образования [1]. Сейчас целью образования становится организация обучения, ориентированного на самореализацию и саморазвитие студентов посредством применения инновационных методов и средств, гарантирующих его высокое качество. Достижение максимальной дидактической эффективности учебного процесса становится возможным благодаря внедрению в учебный процесс электронных образовательных ресурсов. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном пространстве определяется требованиями основной образовательной программы, Федеральных государственных образовательных стандартов [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросом определения электронных образовательных ресурсов занимались А. А. Телегин и Н. В. Осетрова. Проблема эффективности электронных образовательных ресурсов нашла отражение в работах И. С. Якиманской, К. И. Зимина и С. Ю. Рожкова и Ю. А. Маренчука [2]. Н. В. Осетрова определяет электронный образовательный ресурс как любой информационный продукт, реализуемый посредством компьютера. Также она дает определение электронных образовательных ресурсов как комплексного феномена, тематически сформированного материала, выстроенного в компьютерном портале. Под электронными образовательными ресурсами А. А. Телегин понимает целую систему упорядоченного, систематизированного учебного материала, созданного при помощи компьютерной техники, предполагающая овладение им обучающимися с целью формирования знаний и практических умений в различных научных областях [3]. По мнению И. С. Якиманской, наиболее эффективным учебный процесс становится благодаря наполнению его разнообразными средствами, методами и технологиями с учетом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей обучающихся. Она показывает важность разнообразия среды обучения, а, следовательно, повышение эффективности традиционной лекционно-семинарской системы обучения. По ее мнению, использование электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества образования. И. С. Якиманская отмечает необходимость индивидуального подхода и адаптации обучения к способностям студентов, где важную роль играют электронные образовательные ресурсы [4]. Ю. А. Маренчук, К. И. Зимин

и С. Ю. Рожков, рассматривая вопрос эффективности электронных образовательных ресурсов, выделяют ряд факторов, способствующих повышению качества образования [4]. Так, они считают, что электронные образовательные ресурсы способствуют объективности оценки успеваемости, оперативности ее контроля, реализации принципа интерактивной наглядности, личностно-ори-ентированной программе обучения за счет индивидуализации обучения, разнообразию способов и вариантов представления материала [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе возможностей современных электронных образовательных ресурсов для повышена качества образования.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль электронных образовательных ресурсов в образовательном пространстве;

- рассмотреть основные виды электронных образовательных ресурсов и их применение в учебном процессе;

- определить возможности электронных образовательных ресурсов, способствующих повышению качества образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Под электронно-образовательными ресурсами понимают специальным образом организованные блоки информационных ресурсов комплексного назначения, функционирующие на основе коммуникационных и информационных технологий, представленные в электронно-цифровом виде. Данная программная система позволяет обеспечивать полноту дидактического цикла процесса обучения, к которой относится: информационно-поисковая деятельность сервисные функции, компьютерная визуализация, теоретический материал и т. д. Принципиально новое направление электронных образовательных ресурсов - это комплексная система различного формата учебного материала и сопутствующего процесс обучения проверки и контроля [6].

Применение электронных образовательных ресурсов решает ряд важнейших проблем и направлено на решение актуальных задач образования. Среди основных задач можно выделить следующие: компенсация дефицита литературы (учебных пособий, учебников), обеспечение каждого обучающегося учебно-методическими материалами; автоматизация контроля деятельности студентов, их результатов; осуществление многовариативного мониторинга успеваемости с минимальным риском на погрешность данных благодаря большому количеству результатов измерений. Также выделяют возможность предоставления доступного и гибкого образования; экономия учебных площадей; уменьшение аудиторных и учебных часов из-за большей ориентации на самостоятельную деятельность студентов; расширение контингента обучающихся [7]. Становится возможным повышение продуктивности самоподготовки; ориентация на индивидуализацию обучения; улучшение организации процесса преподавания; ускорение тиражирования.

204

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

Информатизация образования содействует реализация электронных образовательных ресурсов, способствующих формированию учебной самостоятельности обучающихся и обеспечивающих индивидуализацию обучения [8].

Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования обладают рядом возможностей, среди которых можно выделить следующие: мультимедийность, интерактивность, универсальность и доступность. Мультимедиа средства представляют собой использование видео, графики, звуковых эффектов, текста и фотографий. Повышение результативности обучения за счет интерактивных средств обеспечивается с помощью активизации мультимедиа композиции с аудиовизуальными информационными элементами; объединения различных связей и объектов для организации системы; систематизации и анализа ошибок введенного с клавиатуры текста; создания определенных композиций путем перемещения и изменения объектов; совмещения элементов в целях изменения их свойств с последующим получением новых объектов. Так, мультимедий-ность и интерактивность электронных образовательных ресурсов повышают качество учебного процесса и образования в целом за счет ориентации на личность, где студент со своими индивидуальными особенностями и потребностями является центром учебного процесса. Учитывается деятельность обучающихся и в зависимости от чего подбираются определенные ресурсы, соразмерные способностям обучающихся [9].

Электронные образовательные ресурсы обеспечивают доступность образования. Данная характеристика позволяет вывести образовательный процесс на новый уровень - становится возможным бесплатное обучение на Интернет-платформах [10]. Применение мультимедиа средств и интерактивности является основополагающим фактором повышения качества обучения. Наиболее эффективным является удаленное обучение, основанное на использовании электронных образовательных ресурсов. Это особенно актуально для студентов с ограниченными возможностями здоровья или обучающихся, по тем или иным причинам не имеющим возможность посещать занятия. Такое построение обучения обеспечивает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося», предусмотренным положением ФГОС [11, С. 5].

Универсальность электронных образовательных ресурсов оказывает большое влияние на повышение качества образования, характеризующееся тем, что дает возможность формировать и развивать навыки, знания на основе не строго установленного учебно-методического материала, а обучению, основанному на материале, который может быть реализован в занятиях по любым учебным дисциплинам [12].

Среди наиболее эффективных электронных образовательных ресурсов выделяют следующие виды: программные средства; контролирующие программные; информационно-поисковые; моделирующие; имитационные; демонстрационные; учебно-игровые; досуговые и т. д. Так, например обучающие программные средства нацелены на обеспечение необходимого уровня усвоения знаний студентов, на сообщение умений и навыков учебной деятельности [13].

Программные средства необходимы для отработки студентами полученного материала на практике, реализация самоподготовки. Такие электронные средства используются подобно тренажерам в целях повторения или закрепления изученного материала. Например, в Мининском университете помимо изучения материала дисциплин в традиционной лекционно-семинарской форме в электронной системе «Moodle» обучающимся предоставлены электронные тесты, кейс-задания, где каждый студент может проверить свои знания и проанализировать свои результаты в любое удобное ему время. Так, при изучении темы «Философия и история образо-

вания» в разделе «История зарубежной педагогики» студентам предоставлен ряд заданий, практических работ, тестов, нацеленных не только на пополнение теоретических знаний обучающихся, но и на развитие чувства ответственности и временного пространства, эффективного планирования и самоорганизации путем самостоятельной работы. Студенты могут увидеть свои ошибки и повторить нужный материал [14].

Подобное назначение и у контролирующих программных средств, однако, они нацелены в большей мере на проверку знаний, что делает работу преподавателей более оперативной. Применение таких средств дает возможность сократить время работы педагогов на объяснение обучающимся материала и упрощает процесс оценивания студентов. Контролирующие программные средства могут представлять собой контрольные тесты в электронной среде. Например, в системе «Moodle» Мининского университета по окончании курса каждой дисциплины предоставляется контрольный тест в целях проверки усвоенности знаний студентов. Такой подход дает возможность наиболее грамотно оценивать уровень развития навыков студента[15].

Информационно-поисковые средства необходимы для формирования умений студентов по систематизации материала, дающие возможность выбора и вывода нужной информации, поиска материала соответствующего информационным запросам пользователя. Такие электронные средства значительно упрощают ориентацию студентов в электронной среде. Например, удобна система электронных каталогов, где вся информация по учебному курсу структурирована и представлена блоками по модулям. Так, система «МооШе» представлена в виде электронного каталога, где дисциплины и темы идут параллельно с традиционными формами аудиторного обучения. В электронном разделе каждый студент может узнать интересующею его информацию, используя Интернет-ресурсы, что ускоряет и упрощает процесс обучения. Моделирующие программные средства предоставляют в распоряжение студентов различные элементы для моделирования реальности. Они необходимы для структурирования модели, например, ситуации с целью их изучения [16].

Наиболее популярны демонстрационные программные средства. Они дают возможность наглядного представления материала. Среди основных демонстрационных программных средств можно выделить создание презентаций к лекции, электронных кроссвордов, видеоматериалов, что позволяет визуализировать изучаемое, наглядно показать взаимосвязей между процессами и объектами [16]. Например, при изучении темы «Теории профессионального обучения» можно в ходе занятия показать видеоролик на предмет сравнения концепций. Обучающиеся за счет наглядности усваивают материал быстрее.

Учебно-игровые электронные программные средства представлены для имитации, например, проблемных ситуаций в реальном времени. Например, студенты могут в рамках решения проблемы составить проект или создать презентацию, видеофильм. Цель использования таких средств состоит в формировании у обучающихся навыков критического мышления, навыков принимать оптимальное решение, а также выработки оптимальных метода и стратегии работы [17].

Электронные образовательные ресурсы применяются на различных этапах занятий. На мотивационно-целевом этапе могут быть использованы видеоролики, презентации. В познавательный этап возможно включение изложение материла преподавателем в виде опроса, видео-урока, изобразительного и иллюстративного материала, например, просмотр статических или динамических изображений на экранах отраженного свечения, интерактивных досках, компьютерах. Практический этап может включать различные упражнения, компьютерные тренажеры, например, работа с изображением на

Vaganova Olga Igorevna, Voronina Irina Romanovna, Korostelev Aleksandr Alekseevich and others pedagogical

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL ... sciences

компьютере или индивидуальной интерактивной доске. На контрольном этапе среди электронных образовательных ресурсов могут быть представлены компьютерные тесты, электронные проверочные работы. Например, в Мининском университете активно используются интерактивные доски, позволяющие наглядно демонстрировать материал. Они помогают проводить контрольные или практические работы. Так, при изучении темы «Зарубежные педагоги» интерактивная доска позволяет транслировать материал контрольной работы, где студенты могут, работая в команде или самостоятельно, выполнять задания или участвовать в викторинах посредством такой доски [18].

Мультипликационные видеофильмы, презентации будут актуальны в качестве определение темы занятия, как параллельного сопровождения объявления преподавателя, а также как заключительного этапа лекции. Применение мультипликации позволяет преподнести материал студентам в простой и наглядной форме. А за счет высокой информационной насыщенности, эмоционального воздействия на студентов и высокой концентрации языковых средств использование мультипликации позволяет поддерживать интерес на занятиях и внимание студентов к повторению материала [19].

Современные образовательная среда может быть представлена рядом эффективных ресурсов, повышающих качество обучения. Среди основных можно выделить следующие: электронные средства обучения (вебсайты образовательных ресурсов, конкретных предметных областей, веб-сайты образовательных организаций); информационные ресурсы Интернет (социальные Интернет-сервисы); инструментальные программы (специализированные базы данных, системы электронных библиотек, информационные справочные порталы, а также электронные рассылки по вопросам образования). Среди основных видов также выделяют текстографиче-ские, мультимедийные, звуковые, видео и гипертекстовые электронные образовательные ресурсы [19].

Существует ряд аспектов, показывающих эффективность электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, среди которых выделяют мотива-ционный, содержательный, организационный, учебно-методический, а также контрольно-оценочный. Мотивационный аспект касается реализации условий учета индивидуальных способностей каждого студента, выбора темпа, содержания, уровня подготовки обучающегося. Содержательный выражается в дополнении традиционных форм преподавания инновационными средствами, позволяющими оперативную работу с материалом, наглядную деятельность. Учебно-методический аспект характеризуется учебно-методическим сопровождением дисциплины. Электронные образовательные ресурсы применяются на различных этапах занятия: для объяснения нового материала, контроля знаний по изученному материалу; для организации самостоятельной работы по изучению дополнительной литературы. Организационный аспект - это применение при индивидуальной, групповой, самостоятельной работе. Контрольно-оценочный - организация контроля посредством электронных образовательных ресурсов [19].

Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе используются согласно ряду требований, среди которых выделяют проблемность, наглядность, системность, самостоятельность деятельности, единство образовательных функций, прочность усвоения знаний, последовательности предъявления материала [20].

Электронные образовательные ресурсы повышают качество образования за счет множества факторов. Так, они способствуют повышению качества преподавания, более удобному и технологичному обучению студентов. Для преподавателей электронные образовательные ресурсы - это экономия времени на лекции, семинаре; возможность одновременного применения видео, аудио, мультимедиа материалов; интеграция различных видов 206

деятельности, глубина погружения в материал [20].

Реализация электронных образовательных ресурсов способствует сокращению времени не столько на подготовку к семинару, лекции, сколько на обработку результатов контроля, за счет чего происходит повышение показателей объективности оценивания благодаря автоматизации. За счет электронных образовательных ресурсов преподаватель может разнообразить учебный процесс, например, применив гипертекстовые правила, анимации, электронные задания, справочников [21]. Так, анализируется уровень освоения материала, развитие умений поиска средств для решения вопросов и проблем, характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Для студентов электронные образовательные ресурсы - это рост успеваемости, формирование навыков самостоятельной работы, возможность участия в конференциях, конкурсах, повышение мотивации, развитие творческих способностей, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, возможность проявить себя в новых ролях. Электронные образовательные ресурсы сокращают время освоения преподаваемого материала, улучшая учебную деятельность благодаря структурированию заданий, предупреждают неуспеваемость пропустивших лекции студентов, обеспечивают вспомогательные материалы [21, 22].

Благодаря применению электронных образовательных ресурсов современное образование выходит на новый уровень, где реализован принцип комплексного изучения учебного материала. Помимо получения учебного материала, пополнения уровня теоретических знаний у студентов, электронные образовательные ресурсы позволяют реализовать знания и навыки на практике. Среди прочих достоинств реализация широкого спектра актив-но-деятельностных форм обучения создает разные виды взаимодействия студентов, формирует интерактивность обучения и способствует образованию субъектной позиции обучающихся. Наиболее важная инновационная характеристика электронных образовательных ресурсов - это возможность обучения на расстоянии, дистанционного обучения, что дает возможность полноценного обучения с систематизированным, структурированным контентом и комплексным содержанием. Обеспечение дистанционного обучения способствует развитию самостоятельности обучающихся. Студент анализирует контроль знаний, выполняет лабораторные и практические работы и т. д. Систематическое включение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс дает возможность сохранить интерес к изучаемым дисциплинам, а также сделать темы понятнее и доступнее.

Например, применение электронных образовательных ресурсов на базе Мининского университета при изучении дисциплины «Иностранный язык» благодаря созданию электронного курса, где содержатся видео и аудио фрагменты для изучения различных тем, студенты могут самостоятельно изучить или повторить материал, проверить свои знания, решив практические тесты. При использовании электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранного языка создается автономия изучения языка, связанная с формированием привычки самостоятельного изучения языка, с развитием готовности принимать независимые собственные решения, а также нести ответственность. Благодаря применению электронных образовательных ресурсов при изучении иностранного языка у студентов отмечается развитие следующих умений: умение организовывать свою учебную работу на основе предоставляемого плана, корректировать учебную деятельность, оценить и анализировать результаты [23].

В качестве примера реализации электронных образовательных ресурсов в учебном процессе с целью показания эффективности результатов применения была рассмотрена образовательная среда Нижегородского государственного педагогического университета имени Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

Козьмы Минина, где в условиях смешанного обучения активно используется электронная система «МооШе». Среди результатов применения электронных образовательных ресурсов можно выделить следующие: положительная динамика показателей знаний обучающихся, мотивации студентов по результатам диагностик, формирование культуры мышления обучающихся, развития их исследовательских навыков, повышения профессиональной компетенции преподавателя в области инновационных педагогических технологий, а также улучшения качественных и количественных показателей участия обучающихся в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах за счет внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий.

Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе способствует повышению заинтересованности обучающихся к предмету, повышению качества усвоения материала, приобретение обучающимися дополнительной информации по дисциплине, а также индивидуализации образовательного процесса.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

На сегодняшний день образование неразрывно связано с инновационными электронными образовательными ресурсами. Современный рынок труда требует высококвалифицированных профессиональных специалистов, умеющих активно входить в рабочий процесс, решать нестандартные вопросы, используя критическое мышление, что вызывает необходимость введения в учебный процесс образовательного учреждения электронных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы способствуют формированию и развитию у студентов ряда профессиональных компетенций, необходимых для становления конкурентоспособных специалистов. Среди прочего, электронные образовательные ресурсы решают ряд проблем традиционного учебного процесса. Обучение становится более доступным, эффективным и гибким, содержание становится более комплексным и разнообразным благодаря электронным образовательным ресурсам, которые способны повысить качество современного образования. Применение электронных образовательных ресурсов расширяет возможности обучения, приводит к получению высоких результатов [23].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

3. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

4. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информационная культура - основа социализации личности // Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-3. С. 182-186.

5. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Проблема информатизации высшей школы // Вестник Педагогического университета. 2014. № 2 (57). С. 16-22.

6. Шарипов Ф.Ф. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза //Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 146-149.

7. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 143-146.

8. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.

9. Шарипов Ф.Ф. Подготовка преподавателей и студентов вузов к применению информационных технологий обучения //Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский)университет). 2011. № 32. С. 285-291.

10. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов //Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.

11. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

12. Ярыгин О.Н. Роль компетентностного подхода в обра-

зовательной системе и развитии общества в целом //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2011. № 3. С. 75-78.

13. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

14. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

15. Губарева А.В., Коваленко К.Е. Право на высшее образование: современные проблемы В сборнике: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ сборник научных трудов XVII Всероссийской научно-практической конференции. Горно-Алтайский государственный университет. 2017. С. 50-52.

16. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175

17. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

18. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

19. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-39.

20. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

21. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 69-71.

22. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 51-52.

23. Энбом Е.А. Использование дидактического потенциала интерактивной доски на занятиях по высшей математике как способ оптимизации образовательного процесса // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 140-145.

Статья поступила в редакцию 07.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.