Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / БАКАЛАВРЫ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INTERACTIVE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / BACHELORS / HIGHER EDUCATION SYSTEM / DIDACTIC OPPORTUNITIES / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Лебедева Анна Алексеевна, Максимова Ксения Алексеевна

Научно-технический прогресс обусловил активное распространение электронных средств во всех сферах жизни общества, в том числе и образовательной. В связи с внедрением электронных технологий изменяется специфика образовательного процесса. Все больше в процессе обучения применяются интерактивные электронные образовательные ресурсы. В данной статье рассматриваются возможности реализации интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования. Цель статьи заключается в выявлении возможностей интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования при подготовке бакалавров. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные интерактивным электронным образовательным ресурсам в системе высшего образования. Выявлены определения таких понятий, как: «электронные образовательные ресурсы» и «интерактивные электронные образовательные ресурсы». В статье раскрыты цель и основные задачи внедрения в процесс обучения бакалавров интерактивных электронных образовательных ресурсов. Авторами статьи были определены дидактические возможности интерактивных электронных образовательных ресурсов. В результате проведенного исследования было установлено, что внедрение интерактивных электронных образовательных ресурсов в процесс подготовки бакалавров позволяет повысить их заинтересованность процессом обучения, в том числе за счет своей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Лебедева Анна Алексеевна, Максимова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF INTERACTIVE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Scientific and technological progress has led to the active spread of electronic tools in all areas of society, including educational. In connection with the introduction of electronic technologies, the specifics of the educational process are changing. Interactive electronic educational resources are increasingly being used in the learning process. This article discusses the possibilities of implementing interactive electronic educational resources in the higher education system. The purpose of the article is to review the experience of using interactive electronic educational resources in the higher education system in the preparation of bachelors. The authors of the article analyzed various studies on interactive electronic educational resources in the higher education system. The definitions of such concepts as: “electronic educational resources” and “interactive electronic educational resources” are revealed. The article reveals the purpose and main tasks of introducing interactive electronic educational resources into the bachelor's education process. The authors of the article identified the didactic capabilities of interactive electronic educational resources. As a result of the study, it was found that the introduction of interactive electronic educational resources in the bachelor's training process can increase their interest in the learning process, including due to its visual component and the high level of visibility of the material studied.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

Kutepov Maxim Mikhailovich, Lebedeva Anna Alekseevna, Maksimova Ksenia Alekseevna DIDACTIC POSSIBILITIES OF INTERACTIVE ELECTRONIC ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0028

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

© 2020

Author ID: 362695 SPIN-код: 2601-5962, Researcher ID: L-8344-2017 ScopusAuthor ID: 57190970102 ORCID: 0000-0002-5397-6168

Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru) SPIN-код: 7878-1618 AuthorlD: 549968 ORCID :0000-0001-7222-4271

Лебедева Анна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л. Толстого 1, e-mail: mazencova@mail.ru)

Author ID:1055508 SPIN-код: 2146-6308 ORCID: 0000-0002-3916-2539

Максимова Ксения Алексеевна, студент

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Аннотация. Научно-технический прогресс обусловил активное распространение электронных средств во всех сферах жизни общества, в том числе и образовательной. В связи с внедрением электронных технологий изменяется специфика образовательного процесса. Все больше в процессе обучения применяются интерактивные электронные образовательные ресурсы. В данной статье рассматриваются возможности реализации интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования. Цель статьи заключается в выявлении возможностей интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования при подготовке бакалавров. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные интерактивным электронным образовательным ресурсам в системе высшего образования. Выявлены определения таких понятий, как: «электронные образовательные ресурсы» и «интерактивные электронные образовательные ресурсы». В статье раскрыты цель и основные задачи внедрения в процесс обучения бакалавров интерактивных электронных образовательных ресурсов. Авторами статьи были определены дидактические возможности интерактивных электронных образовательных ресурсов. В результате проведенного исследования было установлено, что внедрение интерактивных электронных образовательных ресурсов в процесс подготовки бакалавров позволяет повысить их заинтересованность процессом обучения, в том числе за счет своей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала.

Ключевые слова: интерактивные электронные образовательные ресурсы, бакалавры, система высшего образования, дидактические возможности, электронная информационная образовательная среда, профессиональные компетенции.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF INTERACTIVE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

© 2020

Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor of "Physical education and sports» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (Chelyuskintsev str., 9, Nizhny Novgorod, 603004, Russia, e-mail:e-mail:kmm-asb@mail.ru) Lebedeva Anna Alekseevna, associate professor Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstoy st. 1, e-mail: mazencova@mail.ru) Maksimova Ksenia Alekseevna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:e-mail:maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Abstract. Scientific and technological progress has led to the active spread of electronic tools in all areas of society, including educational. In connection with the introduction of electronic technologies, the specifics of the educational process are changing. Interactive electronic educational resources are increasingly being used in the learning process. This article discusses the possibilities of implementing interactive electronic educational resources in the higher education system. The purpose of the article is to review the experience of using interactive electronic educational resources in the higher education system in the preparation of bachelors. The authors of the article analyzed various studies on interactive electronic educational resources in the higher education system. The definitions of such concepts as: "electronic educational resources" and "interactive electronic educational resources" are revealed. The article reveals the purpose and main tasks of introducing interactive electronic educational resources into the bachelor's education process. The authors of the article identified the didactic capabilities of interactive electronic educational resources. As a result of the study, it was found that the introduction of interactive electronic educational resources in the bachelor's training process can increase their interest in the learning process, including due to its visual component and the high level of visibility of the material studied.

Keywords: interactive electronic educational resources, bachelors, higher education system, didactic opportunities, electronic information educational environment, professional competencies.

ВВЕДЕНИЕ Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-

педагогические науки

Кутепов Максим Михайлович, Лебедева Анна Алексеевна, Максимова Ксения Алексеевна ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ...

ными научными и практическими задачами.

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития общества является информатизация. Информационные технологии внедряются повсеместно во все сферы жизни общества, будь то экономика, политика или образование [1].

В связи с внедрением интерактивных технологий изменяется специфика образования. Все больше в процессе обучения применяются интерактивные электронные образовательные ресурсы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние несколько лет в научной литературе появилось немало исследований, посвященных интерактивным электронным образовательным ресурсам [2]. Описанием процесса использования интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования занимались такие ученые и педагоги, как: Везиров Т.Т., Поддубская О.Н., Смолина С.И., Аканова К.М., Джумабаев А., Кашапов Р.И., Шамсувалеева Э.Ш., Куценко С.М., Косулин В.В., Муллина Э.Р. и другие.

Куценко С.М. и Косулин В.В. определяют электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как один из элементов электронной образовательной среды. Электронный образовательный ресурс - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и содержащий систематизированную информацию по какой-либо сфере деятельности.

Аканова К.М. и Джумабаев А. считают, что электронные образовательные ресурсы способны больше привлечь обучающихся к образовательному процессу, чем традиционные учебные пособия. Это происходит за счет включения в различные электронные курсы компьютерных анимационных возможностей, а также за счет доступности электронных курсов [3]. Изучаемый материал из электронных учебных ресурсов привлекателен как для обучающихся, так и для преподавателей из-за своей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала [4].

Муллина Э.Р. особенностью электронных образовательных ресурсов считает новую организацию учебно-воспитательного процесса. В таком образовательном процессе обучающихся становится активным участником обучения, т.е. его субъектом.

Несмотря на все преимущества электронных образовательных ресурсов Кашапов Р.И. и Шамсувалеева Э.Ш. считают, что продуктивность и эффективность проводимых занятий зависит не только от применяемых интерактивных технологий, но и от преподавателя. Поэтому преподавателям необходимо обязательно проходить курсы повышения квалификации по изучению интерактивных электронных образовательных ресурсов, чтобы грамотно их использовать в своей педагогической деятельности.

Обосновывается актуальность исследования. Потребность общества в компетентных специалистах, владеющих средствами и методами комплексного использования интерактивных технологий увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки специалистов [5]. С растущим количеством электронных технологий необходимо проследить специфику развития образовательного процесса с их использованием.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в выявлении возможностей интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования при подготовке бакалавров.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность интерактивных электронных образовательных ресурсов;_

- раскрыть дидактические возможности интерактивных электронных образовательных ресурсов.

Используемые методы, методики и технологии. При написании данной статьи были применены следующие методы исследования: анализ литературы; синтез полученной информации; конкретизация; систематизация.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Интерактивные электронные образовательные ресурсы (ИЭОР) представляют собой совокупность учебно-методических материалов, целостную систему разного рода учебного материала, представленных в электронной форме [6]. Интерактивные электронные образовательные ресурсы сопровождают весь процесс обучения, а также контроля знаний [7].

Целью интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования выступает создание и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями субъектов образовательного процесса, а также овладение профессиональными компетенциями [8].

Основными задачами внедрения интерактивных электронных образовательных ресурсов в учебный процесс подготовки бакалавров являются:

- комплексное рассмотрение учебного материала в процессе обучения [9];

- предоставление возможности дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [10];

- активное взаимодействие обучающихся между собой, а также с преподавателем [11];

- возможность практического применения полученных знаний.

К интерактивным электронным образовательным ресурсам в высших учебных заведениях можно отнести:

- аудио- и видеоматериал к лекциям [12];

- интерактивные модули для студентов в электронной образовательной среде, которые содержат полный объем информации по изучаемой дисциплине с различными интерактивными способами взаимодействия;

- электронные учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся [13].

Создание интерактивных электронных образовательных ресурсов происходит в четыре этапа: 1) поиск информации, которая будет включена в электронный ресурс (сюда будут входить и лекционные материалы, и материалы для практических и лабораторных заданий, и материалы для самостоятельной работы обучающихся); 2) перенос подготовленного материала в электронно-цифровой вид; 3) создание банка заданий для студентов и контрольно-оценочных материалов; 4) внедрение ресурса, его корректировка при необходимости [14].

Так, использование интерактивных возможностей электронных образовательных ресурсов (мультимедийные технологии и презентации, сопровождение презентационного материала элементами видео, аудио, анимации и графики) повышает доступность изучаемого предмета [15]. Например, при изучении естественнонаучных дисциплин в отсутствие возможности демонстрации различных природных и физических явлений, во время изучении лекции на интерактивном экране может транслироваться видео и идти его аудио сопровождение [16].

Не стоит забывать о том, что чрезмерное использование интерактивных электронных образовательных ресурсов может привести к ряду проблем:

- необходимость постоянного обновления компьютерной техники, способной поддерживать требования новых электронных образовательных ресурсов [17];

- дополнительная нагрузка как на студентов, так и на преподавателей и другие [18].

К основным дидактическим возможностям интерактивных электронных образовательных ресурсов относится:

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

129

Kutepov Maxim Mikhailovich, Lebedeva Anna Alekseevna, Maksimova Ksenia Alekseevna DIDACTIC POSSIBILITIES OF INTERACTIVE ELECTRONIC ...

pedagogical sciences

- индивидуализация процесса обучения (возможность выбора уровня сложности выполняемых заданий для получения желаемых результатов);

- эффективное усвоение полученных знаний (реализуется за счет возможности неограниченного доступа к необходимой информации и практическим заданиям для закрепления изученного материала) [19];

- повышение качества образовательного процесса (заключается в самостоятельной работе обучающихся в электронной образовательной среде, в выполнении практических и лабораторных работ в домашних условиях, а также в возможности предварительной подготовки студентов к практическим занятиям);

- повышение мотивации студентов к изучаемому курсу и процессу обучения в целом (самостоятельно работая в интерактивной электронной образовательной среде, студент может объективно оценить уровень своих теоретических знаний и практических умений);

- возможность получения дополнительных знаний (объем информации, представленной в интерактивных электронных образовательных ресурсах больше объема знаний, получаемых на лекциях за определенный промежуток времени) [20].

Интерактивные электронные образовательные ресурсы в системе профессионального образования при подготовке бакалавров изменяют содержание изучаемых дисциплин, а также подачу информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, базам данных и форумам в электронной образовательной среде [21].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Большинство исследований, посвященных вопросу применения интерактивных электронных образовательных ресурсов не позволяют осветить все их возможности [22, 23]. В данной статье мы систематизируем информацию и наиболее полно раскрываем дидактические возможности указанных ресурсов в профессиональной подготовке бакалавров.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В процессе работы нами была достигнута поставленная цель: выявлены возможности интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе высшего образования при подготовке бакалавров. Внедрение интерактивных электронных образовательных ресурсов в процесс подготовки бакалавров позволяет повысить их заинтересованность процессом обучения за счет своей визуальной составляющей и высокого уровня наглядности изучаемого материала.

Современные интерактивные электронные образовательные ресурсы в системе высшего образования способствуют развитию у бакалавров профессиональных компетенций.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Выявленные дидактические возможности интерактивных электронных образовательных ресурсов обуславливают необходимость дальнейшего внедрения их в образовательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5 (62). С. 90-103.

2. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989 — C. 12.

4. Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Проектирование электронных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 57-59.

5. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.

6. Ваганова О.И., Кутепов М.М., Карпова М.А. Информационные технологии обучения бакалавров в высшем учебном заведении // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 7-10.

7. Шарипов Ф.Ф. Подготовка преподавателей и студентов вузов к применению информационных технологий обучения //Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2011. № 32. С. 285-291.

8. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Компетентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.

9. Везетиу Е.В., Ваганова О.И. Проблема определения структурных компонентов педагогического такта как одной из составляющих профессионального мастерстваучителя//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 93-95.

10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

11. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 2.

12. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

13. Шарипов Ф.Ф. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза //Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 146-149.

14.МиралиевА.М., Шарипов Ф.Ф. Информационная культура - основа социализации личности // Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-3. С. 182-186.

15. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканское научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

16. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

17. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

18. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

19. Максимова К.А., Ваганова О.И., СмирноваЖ.В. Технология разработки лекционных занятий в электронной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 67-72.

20. Макеева А.В., Ваганова О.И, Смирнова Ж.В. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 126-130.

21. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

22. Katsarova D.G. Stimulating auditory alertness through additional resources in the electronic music textbook for seventh grade // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 14-17.

23. Ярыгин О.Н. Роль компетентностного подхода в образовательной системе и развитии общества в целом //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2011. № 3. С. 75-78

Статья поступила в редакцию 08.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.