Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERACTIVE LEARNING / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / TEACHER / STUDENT / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION / DIDACTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Хохленкова Людмила Анатольевна, Челнокова Елена Александровна, Алешугина Елена Анатольевна

Современное профессиональнее образование развивается в условиях научно-технического прогресса, оказавшего влияние и на политическую, и на социальную сферы. Технологии, прочно вошедшие в жизнь общества, активно распространились в области образования. Информационные технологии стали его неотъемлемым элементом. В данной статье рассмотрены методические аспекты организации процесса обучения в образовательной деятельности высшего учебного заведения с использованием современных интерактивных дидактических средств. На данный момент имеется целый ряд интерактивных средств, разработанных специально для применения в профессиональной образовательной деятельности. При всем этом многообразии необходимо определить и разграничить их область применения для построения всего образовательного процесса. Применение образовательных технологий повышает результативность учебного занятия, повышает мотивацию студентов к учебно-познавательной деятельности, способствует процессу организации студентами самостоятельного обучения вне учебного заведения, позволяет им получать новые знания и умения. Широкие возможности интерактивных дидактических средств в организации процесса обучения способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, которые в будущем смогут на высоком уровне выполнять возложенные на них трудовые обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Хохленкова Людмила Анатольевна, Челнокова Елена Александровна, Алешугина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS WITH THE USE OF MODERN INTERACTIVE TEACHING METHODS

Modern professional education is developing in the conditions of scientific and technological progress, which has influenced both the political and social spheres. The technologies that have firmly entered the life of society have actively spread in the field of education. Information technology has become its integral element. This article discusses the methodological aspects of the organization of the learning process in the educational activities of a higher educational institution using modern interactive didactic tools. At the moment, there are a number of interactive tools designed specifically for use in professional educational activities. With all this diversity, it is necessary to define and differentiate their scope for building the entire educational process .. The use of educational technologies increases the effectiveness of the training session, increases the students' motivation for educational and cognitive activities, contributes to the process of students organizing independent learning outside the educational institution, and allows them to gain new knowledge and skills. The wide possibilities of interactive didactic tools in the organization of the learning process contribute to the training of highly qualified specialists in demand on the labor market, who in the future will be able to carry out high-level duties assigned to them.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ»

УДК 378.4:004

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0005

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) SPIN-код: 8461-9788 AuthorID: 467726

Хохленкова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гостеприимство и межкультурная коммуникация» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: lyuda-khokhlenkova@yandex.ru) AuthorID: 720155 SPIN-код: 6568-6622 ORCID iD: 0000-0001-8673-6032 ScopusAuthorID 57188857236

Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: chelnelena@gmail.com) AuthorID: 497813 SPIN: 2815-3232 ResearcherID: AAH-8795-2019 ORCID: 0000-0002-3216-2261

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Аннотация. Современное профессиональнее образование развивается в условиях научно-технического прогресса, оказавшего влияние и на политическую, и на социальную сферы. Технологии, прочно вошедшие в жизнь общества, активно распространились в области образования. Информационные технологии стали его неотъемлемым элементом. В данной статье рассмотрены методические аспекты организации процесса обучения в образовательной деятельности высшего учебного заведения с использованием современных интерактивных дидактических средств. На данный момент имеется целый ряд интерактивных средств, разработанных специально для применения в профессиональной образовательной деятельности. При всем этом многообразии необходимо определить и разграничить их область применения для построения всего образовательного процесса. Применение образовательных технологий повышает результативность учебного занятия, повышает мотивацию студентов к учебно-познавательной деятельности, способствует процессу организации студентами самостоятельного обучения вне учебного заведения, позволяет им получать новые знания и умения. Широкие возможности интерактивных дидактических средств в организации процесса обучения способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, которые в будущем смогут на высоком уровне выполнять возложенные на них трудовые обязанности.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивное обучение, высшее учебное заведение, преподаватель, студент, мультимедиа технологии, организация образовательной деятельности, учебно-познавательная деятельность, инновационные технологии в образовании, дидактические средства.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS WITH THE USE OF MODERN INTERACTIVE TEACHING METHODS

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Khokhlenkova Lyudmila Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department "Hospitality and Intercultural Communication" Volga State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarina st., 4, e-mail: lyuda-khokhlenkova@yandex.ru) Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of technical sciences, associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: chelnelena@gmail.com) Aleshugina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru)

Vaganova Olga Igorevna, Khokhlenkova Lyudmila Anatolyevna, Chelnokova Elena Alexandrovna and others METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS ...

Abstract. Modern professional education is developing in the conditions of scientific and technological progress, which has influenced both the political and social spheres. The technologies that have firmly entered the life of society have actively spread in the field of education. Information technology has become its integral element. This article discusses the methodological aspects of the organization of the learning process in the educational activities of a higher educational institution using modern interactive didactic tools. At the moment, there are a number of interactive tools designed specifically for use in professional educational activities. With all this diversity, it is necessary to define and differentiate their scope for building the entire educational process .. The use of educational technologies increases the effectiveness of the training session, increases the students' motivation for educational and cognitive activities, contributes to the process of students organizing independent learning outside the educational institution, and allows them to gain new knowledge and skills. The wide possibilities of interactive didactic tools in the organization of the learning process contribute to the training of highly qualified specialists in demand on the labor market, who in the future will be able to carry out high-level duties assigned to them.

Keywords: information technology, interactive learning, higher education institution, teacher, student, multimedia technologies, educational activities, educational and cognitive activities, innovative technologies in education, didactic tools.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На сегодняшний день перед высшими образовательными учреждениями стоит главная задача, которая заключается не только в формировании компетентности специалистов, но и формировании разносторонне развитой личности. И для осуществления данной цели ведется поиск наиболее результативных способов, средств и технологий. Интерактивные технологии являются одними из самых актуальных на сегодняшний день, способствующих разрешению указанной проблемы [1]. Использование данных технологий в образовательном процессе позволяет наилучшим образом организовать самостоятельную подготовку обучающихся, контролировать их обучение, как в аудиторных условиях, так и вне учебного заведения. Современное технические возможности обучения, компьютеры и иное техническое обеспечение образовательной деятельности позволяют организовать результативное взаимодействие между преподавателем и студентом, развить сотрудничество, что усиливает стимул студентов к обучению и делает процесс образования более индивидуализированным и учитывающим особенности каждого из студентов [2].

Важным отличием современного общества является внедрение во все сферы его жизни различных мультимедийных и интерактивных технологий, привносящими инновационный элемент в каждую из отраслей, так инновационные технологии коснулись и образования [3]. Так данные технологии на сегодняшний день активно используются в системе высшего образования, в том числе они применяются и в работе преподавателя при осуществлении ими своих обязанностей и организации образовательного процесса. Различные мультимедийные презентации, электронные доски, электронное учебно-методическое обеспечение теперь является неотъемлемой частью образовательной деятельности [4]. И данное применение информационных технологий вполне оправдано, так как их использование в образовательном процессе позволяет осуществить разностороннее личностное развитие студента, обогащение его новыми навыками и умениями, формирование специалиста, отвечающим современным требованиям общества [5]. Понятие «интерактивность» означает взаимодействие между двумя или несколькими объектами [6]. В образовательной деятельности данное понятие означает взаимодействие преподавателя со студентами в рамках изучаемой дисциплины [7]. Мультимедиа-технологии - это различные видео- и аудио- эффекты, которые воспроизводятся и отображаются на экране или иных средствах вывода информации, под управлением пользователя посредством программного обучения [8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Интерактивное обучение имеет очень глубокие корни происхождения, так как данное направление образования привлекало внимание многих ученых с давнего времени. В первую очередь создавались идеи по акти-

визации образовательной деятельности обучающихся, данное направление развивали в своих трудах такие ученые-педагоги, как: Ж.-Ж. Руссо, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Дьюи и др. Идеи посвящённые поиску наиболее оптимальных и эффективных форм и методов обучения нашли свое отражение в научных трудах таких авторов, как: К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. А непосредственно проблемой взаимодействия преподавателя со студентом, то есть интеракции в процессе обучения занимались: К. Фопель, Р. Мертон, Т. Шибутани, Дж. Морено, Дж. Мид и другие ученые.

Существенный вклад в развитие интерактивного обучения в образовании был внесен С.А. Шмаковым, А.А. Вербицким, В.Н. Рыбальским, Н.П. Аникеевым, А.М. Смолкиным, И.Г. Абрамовым, В.Я. Платовым, И.М. Сы-роежиным, Л.Г. Борисовым, В.В. Подиновским и И.П. Ивановым.

A.Ж. Овчинникова, С.П. Баранов и Л.И. Бурова под средствами обучения понимают различные материальные объекты в том числе и различные культурные элементы, необходимые для организации и проведения обучения и воспитания обучающихся, а также для развития их умений и навыков.

B.А. Скакун в своих научных трудах закрепляет такие требования к средствам обучения, как: мотивацион-ное, то есть они должны повышать стимул обучающихся к изучению предметов; управленческое, это значит, что средства обучения должны направлять обучающихся, управлять их учебно-познавательной деятельностью, каким образом изучать данный предмет; удовлетворение интересов обучающихся, то есть они должны быть просты в использовании и помогать им в обучении и получении новых знаний и умений [9].

Перечисленные условия являются необходимыми для грамотной реализации образовательной деятельности и позволяют удовлетворить потребности как преподавателя так и студента в организации образовательного процесса [10]. Интерактивные же средства обучения представляют собой совокупность виртуальных работ, каждая из которых включает в себя: справочный материал - то есть текстовую информацию, которая призвана объяснить ход выполнения задания и справится с ним как можно лучше тем самым получив как можно больше знаний и умений; графические изображения или видео файлы, которые определяют в каком порядке необходимо выполнить предложенное задание [11]; 2D или 3D модель, необходимая спецификой задания для выполнения предложенной работы студентом в самостоятельной форме.

Для наиболее полного представления об интерактивных средствах обучения необходимо проследить значение понятия «интерактивность». Так Е.Л. Батакова считает, что данное понятие означает в первую очередь возможность общаться, высказывать свою точку зрения, свое мнение и анализировать позиции и мнения других лиц, а также способность лица каким-либо образом влиять на содержание, направленность и вид компьютерной программы или различных электронных ресурсов.

Что касается понятия «интеркативное обучение», то в своих научных трудах Т.С. Панина дает им следующее понятие. Интерактивное обучние - это форма обучения студентов, при которой студент активно взаимодействует с окружающей его образователной средой, учебным окружением, которое позволяет студенту накапливать и обогащать собственный опыт посредством обучения, общения и взаимодействия с данной средой, преподавателем и другими студентами организовывая тем самым общий процсс учебно-познавательной деятельности [12]. Тем самым знания, умения и опыт участников образовательного процесса взаимообогащается ,что делает данный прцесс очень продуктивным.

Таким образом, интерактивные средства обучения - это различные технические средства и устройства, работающие на базе процессорной и вычислительной техники, обеспечивающие обучение в режиме диалогового взаимодействия пользователя с персональным компьютером.

Обосновывается актуальность исследования

Использование инновационных технологий в образовании облегчает процесс восприятия обучающимися информации, за счет чего обучение проходит гораздо быстрее и успешнее благодаря наглядности и повышению стимула у студентов к изучению нового материала.

Главная современная цель образования - это не просто дать обучающемуся определенный набор базовых знаний и умений, а также научить его самому организовывать для себя образовательный процесс, всесторонне развиваться как личности, постоянно получать новые знания и приобретать умения и навыки, адаптироваться социально [13]. И поэтому перед преподавателем стоит цель, которая заключатся в том, чтобы сделать образовательный процесс как можно интереснее, познавательнее и увлекательнее для студентов, сделать его более интенсивным и современным. И для реализации данной цели в современное образование внедрили интерактивные технологии обучения [14].

Интерактивные информационные технологии вошли практически во все сферы жизни современного общества, поэтому их внедрение в образование вполне очевидный шаг [15]. И важность использования данных технологий в организации и проведении занятий отмечают все больше преподавателей и признают их преимущества и возможности, которые данные технологии предоставляют и привносят в образование. Меняется не только процесс образования, процесс получения знаний, формы организации учебных занятий, меняется и роль самого преподавателя при этом [16]. Теперь, когда технологии позволяют получать новые знания, приобретать различные умения студентами, роль преподавателя тоже изменяется [17]. Если раньше преподаватель был источником, проводником знаний для студентов, то с применением информационных технологий он направляет студентов на поиск знаний, истины, дает консультации и наставления, организует и учебно-познавательную деятельность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении имеющихся на данный момент и широко применяющихся при организации образовательного процесса интерактивных дидактических средств.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль и значение интерактивных дидактических средств;

- рассмотреть основные виды интерактивных дидактических средств имеющихся на данный момент;

- определить преимущества интерактивных дидактических средств и их значение при организации учебных занятий.

Используемые методы, методики и технологии. В статье были применены метод анализа, синтеза.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Интерактивные средства обучения все чаще используются в образовательной деятельности и позволяют раскрыть каждому обучающемуся его способности и развить различные навыки и качества. Это позволяет студентам получать образование в более непринужденной форме с повышенной мотивацией к образованию и осуществлению активной познавательной деятельности. На данный момент существует несколько интерактивных средств обучения, применяющихся в образовательной деятельности.

Электронные учебные пособия. На сегодняшний день существует тенденция вытеснения из образовательного процесса учебников, различных пособий, материалов, сборников задач и упражнений. Их теперь заменяют электронные книги, учебники, пособия, сборники и т.д. Электронное учебное пособие - это то же учебное пособие, книга или учебный методический материал, только отображающееся с помощью современных компьютерных технологий [18-20]. Доступ к данному средству обучения может получить каждый студент или преподаватель в любой момент времени, что дает существенное преимущество в изучении любого предмета, так как позволяет делать это как во время аудиторных занятий, так и вне учебного заведения. Также информация в электронном учебнике или книге может быть представлена не только в виде текста, но и в графическом, аудио- или видео-формате, что будет более наглядней и понятней студентам для изучения и позволит им наилучшим образом усвоить полученную информацию.

Интерактивная доска - это средство обучения, пришедшее на смену обычной классной доски, но имеющее по сравнению с предшественницей большой набор функций. Это как выход в сеть интернет, так и демонстрация графических изображений, различного видеоматериала, написание различных формул, таблиц, графиков, различные вычисления, приведение статистики и т.д. Данное средство может состоять из персонального компьютера и проектора, который транслирует изображение на доску. Или это может быть мультимедийный планшет, который объединяет данные средства [21]. Мультимедийный планшет представляет собой большой экран, на котором отображается информация и на котором с помощью определенного программного обеспечения можно выполнять все перечисленные действия [22].

Информация, отображенная на интерактивной доске, может восприниматься как студентами, находящимися в аудитории, так и студентами, находящимися в другой аудитории, в которой расположены персональные компьютеры, сопряженные с интерактивной доской через локальную сеть или сеть интернет [23]. Так же все, что отражено на интерактивной доске может транслироваться по сети интернет и быть доступно студентам, находящимися вне учебного заведения, как в режиме онлайн, так и быть записано на облачный сервер и быть воспроизведено или скачано на носитель для дальнейшего изучения ими данного материала [24].

Интерактивные доски можно классифицировать по следующим категориям:

- в зависимости от способа управления разделяют на управление с помощью мыши и аннотации. Посредством мыши происходит взаимодействие пользователя с программами и операционной системой, заменяя мышь.;

- зависимости от вывода изображения на экран различают доски обратной и прямой проекции. В случае с обратной проекцией проецируемое средство находится с внутренней стороны доски, но минус данного расположения в том, что такое расположение требует много свободного места в аудитории.;

- в зависимости от транспортировки доски различают стационарные и переносные. Стационарные электронные доски крепятся в конкретной аудитории. Обычно

Vaganova Olga Igorevna, Khokhlenkova Lyudmila Anatolyevna, Chelnokova Elena Alexandrovna and others pedagogical

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS ... sciences

стационарные доски обладают наилучшим качеством изображения, потому что настраиваются под конкретную аудиторию. Переносные же легко поместить в любую учебную аудиторию, но обычно они обладают меньшим качеством, но обладают возможностью установки в любое учебное помещение для организации образовательного процесса с помощью данного средства обучения;

- по сравнению с технологией распознавания положения и функционирования маркера относительно рабочей поверхности, электронные доски делятся на лазерные, ультразвуковые, сенсорные, инфракрасные и электромагнитные.

Таким образом, интерактивная доска является одним из ведущих средств обучения осуществляющая на учебных занятиях необходимые функции для организации образовательного процесса.

Система интерактивного опроса. Данные системы построены на базе инфракрасного либо радиочастотного системного функционирования. Это средство обучения активно используется многими преподавателями и отлично зарекомендовало себя во многих передовых образовательных учреждениях мира. Инфракрасные системы ориентированы на маленькие аудитории и небольшую группу студентов, а радиочастотные позволяют обслужить большое количество студентов, это может быть потоковая лекция или большой конференц-зал. Данное средство обучения используется следующим образом. Обучающиеся на учебном занятии отвечают на тест или вопрос преподавателя, выбирая один или несколько ответов из предусмотренных вариантов.

После чего можно оценить насколько студенты усвоили материал пройденной темы или раздела, посредством моментального выведения, на экран результатов пройденного ими теста. Данный результат может быть преобразован в статистику полученных данных об успеваемости студентов. Отображенные результаты помогут преподавателю скорректировать образовательный процесс, уделив больше внимания вопросам, которые нуждаются в дополнительном рассмотрении или повторении.

Разобравшись с этим моментом, переходим к объяснению нового материала — и здесь система опроса поможет выжать максимум из имеющегося в распоряжении преподавателя времени. Чередование нескольких минут объяснений с экспресс-контролем качества усвоения через микро-тесты помогает удержать внимание студентов.

Наиболее значимыми преимуществами использования системы интерактивного опроса на учебном занятии являются: данная система является очень простой и гибкой в использовании, которая обеспечивает быстрый подсчет и вывод полученной информации; время для подготовки опроса может занять не более пол часа, но с опытом использования данный системы время на подготовку значительно снижается; система поддерживает практически все возможные форматы файлов, входящих в опрос и может содержать неограниченное количество загружаемой информации.

Экономия времени по сравнению с письменным прохождением теста, что освободит время на разбор сложных вопросов. Также позволяет четко регламентировать время, которое отводится на вопрос, например, 5 или 10 минут, что позволяет преподавателю точно составить план будущего занятия.

Также, «опросники» - незаменимый инструмент для коррекции учебных курсов прямо по ходу семестра: преподаватель определяет глубину знаний аудитории на первом же занятии, распределяя курс по группам в зависимости от показанных результатов. Соответственно, для каждой такой группы подбирается учебная программа исходя из ее особенностей и уровню подготовки.

Документ-камера - особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений доку-32

ментов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме.. Документ-камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапро-ектора.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные преимущества использования документ-камер: возможность демонстрации в мельчайших подробностях предмета любого типа без предварительной подготовки (создания слайдов, пленок, определения очереди показа и т. п.); наглядность процесса обучения; сокращение времени на подготовку к занятиям/выступлениям за счет отсутствия необходимости создания раздаточного материала, отражению схем, формул и таблиц на плакатах или меловой доске; возможность показа плоских и объемных изображений, трансляции видеороликов; функциональность встроенной памяти - записывать, удалять, передавать изображения можно без дополнительных устройств; расширение возможностей стандартного учебного комплекта «компьютер-интерактивная доска»; облегчение создания телеприсутствия при проведении совещаний, видеоконференций, тренингов, семинаров; мобильность. Их легко отключать и переносить на новое место, что упрощает проведение выездных лекций и заседаний.

Сервисы Web 2.0. Важный принцип работы данной системы заключается в том, что объединяются несколько программных возможностей различных сервисов, что позволяет создать собственный индивидуальный web-проект. Создающиеся в данный момент сервисы социального обеспечения предельно упростили задачу пользователям по созданию материалов и публикации их в сети интернет. Теперь каждый пользователь может получить доступ практически к любой информации, а также сформировать собственную сетевую библиотеку, в которой будет находится вся необходимая информация, необходимая конкретному пользователю. Также существует возможность создания презентаций, видеофильмов, графических и иных изображений и т.д. И доступ к данной собранной информации может быть как индивидуальным, так и групповым, что позволит добавлять или совершенствовать избранную информацию всеми пользователями. Соответственно данная технология может быть использована и используется на данный момент в образовательных целях.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Большинство имеющихся исследований, посвященных вопросу реализации интерактивных технологий в образовательном процессе не позволяют четко выделить их преимущества в профессиональном образовании. Проведенное исследование позволило выявить и систематизировать основные плюсы организации процесса обучения с использованием современных интерактивных дидактических средств.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

На данный момент в образовании находят свое место все больше средств дидактического интерактивного обучения, которые преобразуют традиционный образовательный процесс в более современную деятельность по приобретению знаний, умений и навыков, а также обогащению личностных и коммуникативных навыков и качеств студентов. Каждое из средств интерактивного обучения имеет свое назначение и преимущества, поэтому необходимо разграничить их область применения, для наибольшей оптимизации образовательного процесса. Что позволит достигнуть новых высот в подготовке специалистов, повысить качество образования и тем са-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

мым повысить профессиональную подготовку будущих кадров и получить высококвалифицированные рабочие единицы, способные выполнять на высоком уровне возложенные на них обязанности.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование процесса реализации интерактивных технологий позволило установить их широкие возможности в организации образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. Планируется дальнейшее их внедрение в процесс изучения студентами профессиональных дисциплин. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информационная культура - основа социализации личности // Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-3. С. 182-186.

2. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

3. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

4. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

5. Лапшова А.В. Профессиональная компетентность как интегративный ресурс личности педагога-профессионала// Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2-3 (21). С. 44-45.

6. Шарипов Ф.Ф. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза //Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 146-149.

7. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.

8. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.

9. Гладкова М.Н. Интегративно-дифференцированное содержание профессионально-педагогического образования: Монография.-Н. Новгород: Изд-во ВГИПА,2004.-109с.

10. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов //Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.

11. Гилязова О.С. Молодежь и интернет-коммуникации: социальный аспект. В сборнике: Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования Материлы XVI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Редакционная коллегия: Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблева, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, А.В. Старшинова. 2013. С. 1211-1218.

12. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

13. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

14. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

15. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

16. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Познавательный интерес как побудительная сила активации учебной деятельности студентов // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10 (28). С. 18-21.

17. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения/Д.С. Костылев, Е.А. Костылева, Л.И. Кутепова//Перспективы науки. -2015. -№ 4 (67). -С. 23-25.

18. Пичугина Г.А., Бондарчук А.И. Структура обучающего кейса в организации учебного процесса //Хуманитарни Балкански изследва-ния. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-7.

19. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

20. Пичугина Г.А., Кайбалиев А.Г. Полимодальное обучение как средство повышения эффективности учебного процесса // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 22-24.

21. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-39.

22. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Электронное обучение при изучении естественнонаучных дисциплин: плюсы и минусы/В сборнике:

Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 41-43.

23. ГущинА.В., ФилатоваО.Н.Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние/Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 454-458.

24. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития техно-лого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

Статья поступила в редакцию 01.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.