Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЛЕКЦИЯ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ / ЛЕКЦИЯ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INTERACTIVE LECTURE / EDUCATIONAL PROCESS / ACADEMIC DISCIPLINE / TEACHER / STUDENTS / LECTURE-VISUALIZATION / LECTURE-PRESS CONFERENCE / LECTURE WITH PLANNED ERRORS / COMPETENCIES / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Лебедева Анна Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна

Современные тенденции развития профессионального образования диктуют необходимость поиска новых способов подготовки студентов. В данной статье проводится анализ роли, значимости и возможностей применения интерактивной лекции как современной формы организации учебного процесса в образовательных организациях высшего образования. Авторы проводят характеристику преимуществ и особенностей интерактивной лекции, обобщая при этом имеющийся теоретический материал. Далее в статье были выделены три интерактивных метода, которые были применены на интерактивных лекциях в НГПУ им. Минина при преподавании таких учебных дисциплин, как «Педагогические технологии», «Мониторинг качества профессионального образования», «Основы педагогических измерений». Результаты применения данных методов показали, что они являются результативными в организации учебного процесса. Также авторами были проанализированы различные виды интерактивной лекции и на практике были внедрены непосредственно в учебный процесс по вышеназванным учебным дисциплинам. В учебном процессе активно применялись лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции, лекции с запланированными ошибками. Результаты проведенного анализа использования данных видов лекций говорят об оптимальности и результативности интерактивной лекции как формы организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Лебедева Анна Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LECTURE AS A MODERN FORM OF EDUCATION IN A UNIVERSITY

Current trends in the development of vocational education dictate the need to find new ways to prepare students. This article analyzes the role, significance and possibilities of using interactive lectures as a modern form of organization of the educational process in educational institutions of higher education. The authors conduct interactive lectures summarizing the available theoretical materials. Further in the article, three interactive elements were highlighted that were applied to interactive lectures at NGPU named after Minin when teaching such educational disciplines as “Pedagogical technologies”, “Monitoring the quality of professional education”, “Fundamentals of pedagogical measurements”. The results of the application of these methods have shown that they are effective in the organization of the educational process. Various types of interactive lectures and practical exercises in the educational process in the abovementioned academic disciplines were also analyzed. In the educational process, lectures, visualizations, lectures, press conferences, lectures with planned errors are actively used. The results of the analysis of the use of these types indicate the optimality and effectiveness of interactive lectures as a form of organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

педагогические науки

Челнокова Елена Александровна, Лебедева Анна Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ...

УДК 378.4:004

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0049

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2020

AuthorlD: 720155 SPIN-код: 6568-6622 ORCID: 0000-0001-8673-6032 ScopusID 57188857236

Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) SPIN-код: 7878-1618 AuthorlD: 549968 0RCID:0000-0001-7222-4271

Лебедева Анна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])

AuthorlD: 497813 SPIN: 2815-3232 ResearcherlD: AAH-8795-2019 ORCID: 0000-0002-3216-2261

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: [email protected]) Аннотация. Современные тенденции развития профессионального образования диктуют необходимость поиска новых способов подготовки студентов. В данной статье проводится анализ роли, значимости и возможностей применения интерактивной лекции как современной формы организации учебного процесса в образовательных организациях высшего образования. Авторы проводят характеристику преимуществ и особенностей интерактивной лекции, обобщая при этом имеющийся теоретический материал. Далее в статье были выделены три интерактивных метода, которые были применены на интерактивных лекциях в НГПУ им. Минина при преподавании таких учебных дисциплин, как «Педагогические технологии», «Мониторинг качества профессионального образования», «Основы педагогических измерений». Результаты применения данных методов показали, что они являются результативными в организации учебного процесса. Также авторами были проанализированы различные виды интерактивной лекции и на практике были внедрены непосредственно в учебный процесс по вышеназванным учебным дисциплинам. В учебном процессе активно применялись лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции, лекции с запланированными ошибками. Результаты проведенного анализа использования данных видов лекций говорят об оптимальности и результативности интерактивной лекции как формы организации учебного процесса.

Ключевые слова: интерактивная лекция, учебный процесс, учебная дисциплина, педагог, обучающиеся, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с запланированными ошибками, компетенции, компетент-ностный подход.

INTERACTIVE LECTURE AS A MODERN FORM OF EDUCATION

IN A UNIVERSITY

© 2020

Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of technical sciences, associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Lebedeva Anna Alekseevna, associate professor Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstoy st. 1, e-mail: [email protected]) Aleshugina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: [email protected]) Abstract. Current trends in the development of vocational education dictate the need to find new ways to prepare students. This article analyzes the role, significance and possibilities of using interactive lectures as a modern form of organization of the educational process in educational institutions of higher education. The authors conduct interactive lectures summarizing the available theoretical materials. Further in the article, three interactive elements were highlighted that were applied to interactive lectures at NGPU named after Minin when teaching such educational disciplines as "Pedagogical technologies", "Monitoring the quality of professional education", "Fundamentals of pedagogical measurements". The results of the application of these methods have shown that they are effective in the organization of the educational process. Various types of interactive lectures and practical exercises in the educational process in the abovementioned academic disciplines were also analyzed. In the educational process, lectures, visualizations, lectures, press conferences, lectures with planned errors are actively used. The results of the analysis of the use of these types indicate the optimality and effectiveness of interactive lectures as a form of organization of the educational process.

Keywords: interactive lecture, educational process, academic discipline, teacher, students, lecture-visualization, lecture-press conference, lecture with planned errors, competencies, competency-based approach.

ВВЕДЕНИЕ_Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-

Chelnokova Elena Alexandrovna, Lebedeva Anna Alekseevna, Aleshugina Elena Anatolyevna pedagogical

INTERACTIVE LECTURE AS A MODERN FORM OF EDUCATION ... sciences

ными научными и практическими задачами.

Существующие на сегодняшний день тенденции развития высшего профессионального образования включают в себя обновление форм проведения учебного занятия, среди которых значительную роль играет интерактивная лекция [1]. Применение компетентностного подхода, реализация ФГОС ВО, введение новой многоуровневой системы подготовки также актуализируют проблему разработки и использования в учебном процессе новых форм обучения [2].

Так, интерактивная лекция представляет собой результативный способ организации учебного процесса в образовательных организациях высшего образования в целях повышения уровня профессиональной подготовки студентов [3]. Педагог теперь выступает в качестве координатора и консультанта, способствующего успешному усвоению обучающимися знаний, умений и навыков [4]. И применяет при этом современные методы, среди которых интерактивная лекция [5].

Внедрение интерактивной лекции как формы организации учебного занятия является приоритетным направлением повышения уровня профессиональной подготовки [6]. Интерактивная лекция непосредственным образом взаимосвязана с тенденциями развития профессионального образования и является эффективным методом обучения [7].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Вопросом изучения и анализа роли и значимости интерактивных форм проведения занятий, в том числе, интерактивной лекции занимались многие исследователи, среди которых В.А. Сластенин, В.С. Дьяченко, Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, Л. Бауэр, М.О. Леонова и многие другие.

Так, В.А. Сластенин считает, что интерактивная лекция - это лекция, на которой преподаватель применяет интерактивные методы обучения, которые, в свою очередь, являются системой методов и приёмов, которые напрямую выражают форму учебного взаимодействия между педагогом и студентами.

В свою очередь, интерактивная лекция, по мнению В.С. Дьяченко, представляет собой лекцию, которая основывается на диалоговой форме взаимодействия педагога и студентов в рамках учебного процесса. То есть интерактивная лекция - это погружение студентов в активное обсуждение, в ходе которых у них развивается умение действовать совместно.

Так, Л.Н. Вавилова и Т.С. Панина следующие преимущества интерактивной лекции:

- применение в образовательной организации интерактивной лекции даёт возможность контролировать степень усвоения студентами различных знаний, умений и навыков

- интерактивная лекция повышает степень вовлеченности как педагога, так и студентов в разрешение проблем, что, несомненно, делает обсуждение проблемы наиболее интересным и даёт некоторый стимулирующий толчок к последующему поиску решений и ответов. Таким образом, интерактивная лекция делает учебный процесс в большей степени осмысленным и побуждает студентов к осуществлению конкретных действий.

- интерактивная лекция формирует и развивает навыки самостоятельного неординарного мышления, способности видения проблемных ситуаций и путей выхода из них, умения аргументировать свою позицию [8].

- интерактивная лекция даёт возможность ускорить и улучшить процесс усвоения материала студентами при решении учебных задач, а также позволяет студентами творчески самоактуализироваться [9].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе значимости и роли интерактивной лекции 200

как формы проведения учебного занятия, а также возможностей её применения в учебном процессе.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить и обозначить проблему обновления лекции как формы проведения учебного занятия;

- выделить и проанализировать преимущества и особенности интерактивной лекции;

- разработать интерактивные приёмы, которые можно применять на лекции;

- провести анализ и характеристику различных видов интерактивной лекции;

- провести анализ результатов применения интерактивной лекции в учебном процессе;

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Далее нужно подробнее остановиться на анализе и характеристике особенностей и преимуществ интерактивной лекции.

На сегодняшний день преподаватели в основном считают, что лекция является устаревшей формой проведения учебного занятия. Однако в современных условиях она приобретает новые черты и приобретает свою актуальность. Л. Бауэр определяет лекцию в качестве метода организации учебного процесса, посредством которого педагог в устном виде предоставляет обучающимся учебную информацию. Таким образом, в условиях лекции ключевой целью обучающихся является непосредственное получение и усвоение учебной информации на определённую тему.

Не следует сводить интерактивную лекцию к простому предоставлению учебной информации, какой она является при использовании традиционных методов её организации [10]. В этой связи напрашивается вывод о пересмотре традиционных форм проведения лекции, что достигается путём разработки и применения интерактивных методов [11].

1. Первый метод ставит перед педагогом задачу активизировать групповую деятельность обучающихся во время проведения им лекции [12]. К примеру, можно опрашивать по теме лекции всех студентов для группового обсуждения, а не каждого по отдельности. Это непосредственным образом будет способствовать активизации групповой работы обучающихся, а совместное решение учебных задач наиболее эффективно [13]. Таким образом, в решении учебных задач будет участвовать максимальное количество участников. Студенты будут учиться аргументировать свою позицию, а также вести дискуссию. Данный метод был применён нами в НГПУ им. Минина на дисциплинах «Педагогические технологии», «Мониторинг качества профессионального образования», «Основы педагогических измерений» и во всех случаях привёл к значительному повышению интереса студентов к изучению учебных дисциплин.

2. Применение интерактивных форм организации учебного процесса, среди которых интерпретация обучающимися различных схем и таблиц, принятие педагогом и обучающимися совместных решений, совместное разрешение поставленных проблем, осуществление обучающимися самостоятельных расчётов и вычислений

[14].

3. Последний метод - осуществление оценки усвоенной обучающимся учебной информации. Опрос студентов педагог может делать как группами, так и индивидуально [15]. Также педагог может сам решить следует ли предупреждать студентов об опросе предварительно, дав время на подготовку [16]. Опрос можно проводить при помощи выдачи обучающимся специальных карточек с написанными на них вопросами. Опрос необходим также для оценки понимания обучающимися усвоенной учебной информации, а также для в целях выявление существующих у студентов проблем в понимании той или иной темы [17]. В конце лекции педагог может выделить

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Челнокова Елена Александровна, Лебедева Анна Алексеевна, Алешугина Елена Анатольевна ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ...

время на написание письменных ответов на заранее заготовленные вопросы [18]. Начало следующей лекции преподаватель может посвятить обсуждению результатов письменного задания [19].

Также педагог может опросить обучающихся по поводу самой непосредственной лекции [20]. Он может задать вопросы по поводу затруднений в понимании, которые могли возникнуть у студентов, значительных вопросов, которые, по их мнению, остались незатронутыми, а также проблем, которые остались неразрешёнными, ключевой мысли проведённой лекции, части лекции, которая, по их мнению, является необязательной и незначительной [21-24]. Оценка была произведена также на лекциях по учебной дисциплине «Основы педагогических измерений» и показала, что в лекции присутствуют незначительные аспекты, которые необходимо из неё убрать, определённых аспектов не хватает, которые могли бы способствовать наиболее успешному усвоению учебного материала, а также структура лекции в некоторой мере препятствует пониманию темы [25]. Далее в лекции были произведены некоторые правки и впоследствии данные недочёты уже не имели место быть [26]. Оценка по другим дисциплинам не выявила каких-либо существенных недостатков в лекциях, поэтому они не были изменены.

Если говорить о преимуществах интерактивной лекции, то исследователь М.О. Леонова выделяет следующие.

Так, для педагога преимущество - это возможность проведения обратной связи с обучающимся, что непосредственным образом даёт возможность ему улучшить лекцию, выявить существующие недостатки и недочёты, понять: насколько лекция трудна в усвоении, помочь студентам непосредственно в разрешении появившихся проблем и существенных вопросов. Таким образом, преподаватель может также выявить, какая часть лекции является наиболее проблематичной в её понимании.

Преимущества интерактивной лекции для студентов - это возможность запомнить учебную информацию на более долгий период, а также возможность получить от педагога помощь и поддержку в усвоении наиболее сложных для понимания частей лекции.

Для учебного процесса преимущества также очевидны. Так, учебный процесс становится наиболее эффективным и оптимальным, ведь педагог во время проведения интерактивной лекции проводит анализ не только своей непосредственной педагогической деятельности, но также и делает определённые выводы о своей работе и изменяет какие-либо её аспекты. Обучающиеся, в свою очередь, начинают вести себя совершенно по-иному, при этом не просто записывая учебную информацию, а непосредственно участвуя в собственном познании и усвоении материала.

Во время проведения педагогом интерактивной лекции необходимо, чтобы обучающиеся поняли, что педагогу необходимо задавать вопросы о различных проблемных аспектах, которые им самостоятельно трудно усвоить. Они должны также понять, что педагог организовывает лекции в соответствии с потребностями и возможностями студентов, а все проблемные моменты лекции он объяснит им и поможет успешно усвоить и запомнить на длительный период. Это способствует появлению между преподавателем и обучающимися сотрудничества.

Проведение интерактивной лекции можно считать удачной лишь, если на ней была создана атмосфера сотрудничества, совместного поиска решений при применении дискуссий, а также если лекции смогла приковать внимание студентов и показалась им интересной.

Есть несколько видов интерактивных лекций, среди которых лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с запланированными ошибками.

Так, лекция-визуализация направлена на то, чтобы научить обучающихся не только запоминать учебную

информацию, но и преобразовывать её в визуальную форму. Лекция-визуализация закрепляет у студентов профессиональное мышление, что достигается посредством осуществления ими выделения самых важных аспектов лекции, а также систематизации их в определённый сообразный вид.

Подготовка педагога к лекции-визуализации в основном состоит в преображении лекционного материала в определённую визуальную форму, чтобы впоследствии при проведении лекции предоставить обучающимся учебную информацию при помощи технических средств воспроизведения информации, а также различных чертежей, схем, таблиц, диаграмм и рисунков.

Также в целях помощи преподавателю, а также повышения у студентов активности и вовлеченности в учебный процесс к подготовке к данному виду лекций могут приглашаться и непосредственно обучающиеся. К примеру, во время лекции преподавателем могут применяться подготовленные до этого заранее обучающимися слайды для презентации по теме лекционного занятия.

Во время проведения лекции педагог конструктивно комментирует подготовленную и предоставленную в визуальной форме учебную информацию, при этом подробно раскрывая тему учебного занятия. Лекцию-визуализацию наиболее эффективно применять при введении обучающихся в новый раздел дисциплины и в подобных случаях. Студентам должно стать интересно усвоить предлагаемую тему, а визуальная форма как раз делает подачу учебного материала наиболее занимательной и увлекательной для них, нежели при использовании традиционных методов.

Так, в НГПУ им. Минина на дисциплине «Педагогические технологии» была применена лекция-визуализация также при помощи использования интерактивной доски SMART Board серии 800. Её применение сделало подачу материала наиболее интересной для студентов и впоследствии уже при проведении семинарских занятий у них не было проблем в усвоении материала и они прекрасно помнили большинство учебной информации.

В свою очередь, лекция-пресс-конференция также является крайне эффективной формой проведения лекции. Данная форма похожа на традиционное проведение пресс-конференций, но с некоторыми изменениями. Так, в начале лекции педагог называет обучающимся её тему и просит их в письменном виде задать ему возникшие вопросы. Обучающиеся в течении нескольких минут формулируют определённые вопросы, записывают их, а после передают непосредственно педагогу. Далее педагог сортирует их и начинает зачитывать учебный материал. Таким образом, лекция излагается педагогом как взаимосвязанное раскрытие темы, представляющее собой ответы на заданные студентами вопросы. В конце лекции педагог оценивает заданные студентами вопросы и отвечает на дополнительные.

Лекцию-пресс-конференцию можно применять, как в начале, так и в середине и в конце освоения учебной дисциплины.

Так, в начале прохождения курса ключевая цель данной лекции - это определить степени подготовленности студентов к усвоению учебной информации, выявить их отношения к изучаемому предмету, а также выявить их потребности и интересы.

В середине прохождения учебной дисциплины данный вид лекции даёт возможность педагогу привлечь наибольшее внимание обучающихся к важным аспектам изучаемой темы, а также уточнить свои представления о степени усвоения студентами учебной информации. Студенты, в свою очередь, систематизируют полученные знания, а также корректируют собственные ошибки, чтобы впоследствии быть готовыми к семинарским занятиям.

В конце изучения учебной дисциплины данный вид лекции даёт возможность подвести итоги совместной

Chelnokova Elena Alexandrovna, Lebedeva Anna Alekseevna, Aleshugina Elena Anatolyevna INTERACTIVE LECTURE AS A MODERN FORM OF EDUCATION ...

pedagogical sciences

работы, как педагогом, так и студентами.

Лекция-пресс-конференция была успешно применена нами в НГПУ им. Минина при преподавании учебной дисциплины «Мониторинг качества профессионального образования». Данный вид лекции поспособствовал осуществлению обратной связи между педагогом и студентами, что существенно облегчило усвоение ими материала.

Лекция с запланированными ошибками необходима для формирования педагогом у обучающихся навыков оперативного анализа различных профессиональных ситуаций, умений выступать в роли рецензентов и экспертов, а также находить ошибки.

Готовясь к проведению данного вида лекции, педагог закладывает в её содержание некоторый перечень ошибок поведенческого и содержательного характера. Он составляет список данных ошибок, но раскрывает его студентами лишь к концу лекции, когда они уже были выявлены и исправлены. Студенты во время проведения данной лекции ищут эти ошибки и исправляют их. Поиск и исправление ошибок осуществляется в течении примерно пятнадцати минут. Студенты могут находить ошибки, как индивидуально, так и совместно с педагогом или друг другом.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, проводимая с позиций интерактивного обучения современная лекция должна: быть проблемной по содержанию и проведению; быть гибкой по структуре, давая возможность лектору вносить коррективы по ходу занятий, с учетом ответной реакции слушателей, получаемой на основе обратной связи.

Нами было выявлено, что применение различных интерактивных методов, а также видов интерактивных лекций существенно повышает эффективность организации учебного процесса. Так, в рамках работы мы использовали интерактивные методы и виды интерактивных лекций в НГПУ им. Минина на дисциплинах «Педагогические технологии», «Мониторинг качества профессионального образования», «Основы педагогических измерений». Анализ полученных результатов показал, что интерактивная лекция является оптимальной и эффективной формой организации учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

2. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Компетентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.

3. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

4. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175

5. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

6. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-39.

7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

8. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза // Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

9. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

10. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информационная культура - основа социализации личности // Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-3. С. 182-186.

11. Гилязова О.С. Дистанционное образование для российской молодежи: возможности и ограничения. В сборнике: Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм

Сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции. 2015. С. 116-121.

12. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Проблема информатизации высшей школы // Вестник Педагогического университета. 2014. № 2 (57). С. 16-22.

13. Гущин А.В., Кутепова Л.И., Кочетова Н.А. Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 238-241.

14. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.

15. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

17. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 69-71.

18. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

19. ГущинА.В, ФилатоваО.Н.Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 454-458.

20. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

21. Шарипов Ф.Ф. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза //Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 146-149.

22. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

23. Тищенко В.О. Характеристика системного подхода в контексте исследования системы подготовки будущих преподавателей в учреждениях высшего образования // Jurnalul Umanitar Modern. 2019. № 1. С. 38-41/

24. Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 46-49.

25. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов //Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.

26. Энбом Е.А. Использование дидактического потенциала интерактивной доски на занятиях по высшей математике как способ оптимизации образовательного процесса // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 140-145.

Статья поступила в редакцию 23.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

202

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.