Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЛЕКЦИЯ-БРИФИНГ / ЛЕКЦИЯ ВДВОЕМ / ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / ЛЕКЦИЯ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / LECTURES WITH INTERACTIVE TECHNOLOGY ELEMENTS / LECTURE-DISCUSSIONS / LECTURE-VISUALIZATION / LECTURE-BRIEF NG / LECTURE TOGETHER / PROBLEM LECTURE / LECTURE WITH SCHEDULED ERRORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Татьяна Викторовна

В статье раскрыты понятие и особенности интерактивной образовательной технологии, дана характеристика различных видов лекций, проводимых в интерактивной форме. Особое внимание в статье уделено раскрытию педагогических условий использования интерактивных образовательных технологий в процессе обучения менеджеров социально-культурной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of interactive educational technologies using in education of managers in social and cultural activity

In article concept and features of interactive educational technology were disclosed; characteristics of dif erent types of lectures conducted by in an interactive form were given. Special attention was paid to disclosure of pedagogical conditions of using interactive educational technologies in the education of managers in social and cultural activity

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК [374.7:005]:[37.01:004]

Т. В. Рябова

Педагогические условия использования интерактивных образовательных технологий в процессе обучения менеджеров социально-культурной

деятельности

В статье раскрыты понятие и особенности интерактивной образовательной технологии, дана характеристика различных видов лекций, проводимых в интерактивной форме. Особое внимание в статье уделено раскрытию педагогических условий использования интерактивных образовательных технологий в процессе обучения менеджеров социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: образовательные технологии, интерактивные образовательные технологии, лекции с элементами интерактивных технологий, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-брифинг, лекция вдвоем, проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками

Tatiana V. Ryabova

Pedagogical conditions of interactive educational technologies using in education of managers in social and cultural activity

In article concept and features of interactive educational technology were disclosed; characteristics of different types of lectures conducted by in an interactive form were given. Special attention was paid to disclosure of pedagogical conditions of using interactive educational technologies in the education of managers in social and cultural activity.

Keywords: educational technology, interactive educational technology, lectures with interactive technology elements, lecture-discussions, lecture-visualization, lecture-briefing, lecture together, problem lecture, lecture with scheduled errors

Одним из условий совершенствования организации учебного процесса в образовательных учреждениях системы высшего образования является актуализация практикоориентированных образовательных программ уровня бакалавриата, что предполагает, в первую очередь, ориентацию этих программ на практические виды деятельности. В связи с этим становится очевидной необходимость более широкого использования в учебном процессе по подготовке менеджеров социально-культурной деятельности интерактивных форм обучения, обеспечивающих в сочетании с внеаудиторной работой формирование и закрепление необходимых прикладных умений и навыков, а также способствующих реализации личностного потенциала обучающихся.

Интерактивные методы обучения менеджеров социально-культурной деятельности должны стать существенным дополнением тради-

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования ционных технологий обучения и использоваться в единстве с ними. Принципиальные различия между традиционными (часто их называют пассивными) и интерактивными формами обучения определяются ролью студента в учебном процессе.

Традиционный (или пассивный) способ взаимодействия преподавателя и обучающихся базируется на субъект-объектном характере коммуникаций в ходе учебного процесса. Преподаватель является основным действующим лицом, управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли слушателей. Типичным примером такого рода занятий является классическая лекция, на которой преподаватель излагает материал, а обучающиеся слушают, запоминают и записывают. Обратная связь преподавателя с обучающимися чаще всего осуществляется посредством фронтальных опросов, проверки результатов самостоятельных и контрольных работ, тестов и т. д.

Основным достоинством традиционной формы проведения занятий является возможность преподнести достаточно массивный объем методически выстроенного и грамотно структурированного материала по дисциплине одновременно большому количеству обучающихся в ограниченных временных рамках занятия. Весьма эффективна традиционная лекция в случаях, когда преподаватель обладает неким объемом уникальных знаний, которые обучающиеся не могут почерпнуть из учебников или иных информационных источников, или если самостоятельное изучение тех или иных вопросов по дисциплине вызовет у обучающихся значительные сложности. В процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности такой формат лекций чаще всего используется в преподавании общегуманитарных дисциплин, а также авторских курсов по ряду дисциплин профессионального цикла (например, «Современные социально-культурные процессы», «История культурно-досуговой деятельности» и др.).

При такой организации занятий происходит простая трансляция сведений, что формирует у обучающихся системные знания в данной области. Однако для активного усвоения и осмысления этих знаний требуются иные формы организации учебного процесса (семинары, мини-конференции и т. п.).

Интерактивная форма обучения основана на субъект-субъектном характере взаимодействия обучающегося и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся являются активными равноправными участниками диалога, постоянно обмениваясь информацией. Важно подчеркнуть, что интерактивное занятие не обязательно предполагает применение различных мультимедийных средств (с чем чаще всего и

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space ассоциируется данная форма учебной деятельности); речь идет именно об особом характере взаимодействия преподавателя и студентов. Кроме того, обязательным элементом интерактивных форм занятий является широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом; более того, основным элементом учебного занятия становится именно активность обучающихся. Преподаватель выступает как более опытный коллега студентов, консультант, модератор взаимодействия обучающихся; занятие при этом приобретает творческий поисковый характер. Это обстоятельство имеет весьма важное значение при изучении студентами дисциплин в области теории и технологий социально-культурной деятельности, ориентированных на формирование у обучающихся профессиональных компетенций1.

Усвоение учебного материала при таком подходе более продуктивно, что достигается во многом за счет возможности обсуждения нового материала и его практического применения для решения учебных задач непосредственно на занятии; создания необходимых условий для раскрытия способностей обучающихся, стимулирования их поисково-творческой деятельности.

Проведение занятий в интерактивных формах требует от преподавателя значительно более глубокой методической проработки, более тщательного планирования занятий (включая самостоятельную и внеаудиторную работу обучающихся), подготовки визуальных и раздаточных материалов, использования более широкого набора ресурсов, чем это необходимо для занятий в традиционных формах. Особое значение организация и проведение занятий в интерактивной форме имеет в процессе преподавания профильных дисциплин, ориентированных не только на закрепление у будущих менеджеров социально-культурной деятельности профессиональных умений и навыков, но и на общее развитие личности студентов, формирование у них гражданско-нравственных качеств, способности аргументированно излагать и обосновывать свою позицию, проявлять лидерские, организационные, коммуникативные и иные способности.

Применение интерактивных методов обучения наиболее эффективно на практических занятиях, что определяется, прежде всего, возможностью задействовать различные механизмы межличностного взаимодействия обучающихся. В качестве ведущих форм проведения практических занятий в интерактивной форме следует выделить: дискуссии (включая дебаты и «круглые столы»); брейнсторминг; мастер-класс; тренинг; игры (деловые, имитационные, ролевые и пр.); метод кейсов; проектные методы и т. п. Практика применения учебных занятий в указанных формах

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования весьма обширна, более того, составляет основу подготовки менеджеров социально-культурной деятельности. Однако возможности применения интерактивных элементов во время лекций реализуются в учебном процессе не в полной мере.

Лекция, являясь ведущей формой организации учебного процесса по подготовке менеджеров социально-культурной сферы, нацелена, прежде всего, на развернутое, методически выстроенное, обоснованное изложение основных теоретических и практических вопросов, раскрывающих различные аспекты социально-культурной деятельности. Выделяют лекции традиционного информационного типа, а также лекции с элементами интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов. В частности, к таким элементам могут относиться: «парадоксальное» изложение материала, элементы дискуссии, постановка в процессе изложения лекционного материала по различным аспектам современной теории и практики социально-культурной деятельности вопросов и проблем исследовательского характера и т. п. В целом, данные приемы направлены на стимулирование познавательной и мыслительной активности студентов, более прочного усвоения обучающимися большого объема новой информации и закрепления ранее усвоенного материала2.

В зависимости от того, какие именно приемы интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами в процессе лекции используются, выделяются следующие разновидности лекционных занятий3.

Лекция-беседа, как наиболее распространенная форма активизации мыслительной деятельности студентов, предполагает диалогическую (а не сугубо монологическую) форму изложения учебного материала. Как правило, такая лекция предполагает вопросно-ответный характер изложения материала, элементы дискуссии или коллективного обсуждения различных проблем по теме лекции. Преподаватель при этом имеет возможность контролировать уровень понимания студентами наиболее сложных вопросов, оперативно оптимизировать содержание и темп изложения учебного материала с учетом реакции аудитории. В ходе лекции-беседы преподаватель адресует вопросы всей группе, стимулируя получение различных ответов, вовлекая студентов в процесс оценки, исправления, уточнения, дополнения ответов. Лекция-беседа предполагает определенные временные затраты, поэтому в многочисленных группах обучающихся могут быть использованы только отдельные элементы беседы. Элементы лекции-беседы используются в процессе преподавания практически всех профильных дисциплин по подготовке менеджеров социально-культурной деятельности: «Основы

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space менеджмента социально-культурной деятельности»; «Основы государственной культурной политики»; «Ресурсная база социально-культурной деятельности»; «Основы социально-культурного проектирования» и другие.

Лекция-визуализация представляет собой форму наглядного изложения учебного материала. Специфика такой лекции заключается в особой, а именно визуальной форме подачи лекционного материала. При этом визуальные средства (макеты, слайды, рисунки, фотографии, схемы, таблицы, фильмы, анимация и т. п.) обязательно дополняются устно излагаемыми сведениями и служат опорой для целостного восприятия учебного материала, например, по таким дисциплинам, как «Маркетинговые технологии в социально-культурной сфере», «Творческие индустрии в сфере досуга», «Арт-менеджмент» и многим другим. Чтение лекции-визуализации состоит в развернутом или кратком комментировании преподавателем просматриваемых обучающимися визуальных материалов или аудиовизуальных фрагментов. Важно отметить, что в ходе такой лекции затруднено ведение конспекта, что означает необходимость обеспечить студентам доступ к материалам лекции.

Лекция-брифинг (в переводе с английского - короткий, недолгий; инструктаж; краткое обсуждение, посвященное одному вопросу) представляет собой особую диалогическую форму изложения лекционного материала, хотя на практике брифинг - это не совсем диалог, а скорее способ получения актуальной информации, то есть короткие вопросы и такие же короткие, но информационно емкие ответы. Суть данной лекции заключается в том, что она строится как развернутые ответы преподавателя на вопросы, заранее сформулированные студентами. Можно выделить два варианта методики проведения лекции-брифинга: в первом случае студенты задают вопросы заблаговременно в письменном виде; во втором случае преподаватель, озвучив в начале занятия тему, предлагает обучающимся задавать ему по данной теме вопросы (устно или письменно), после чего строит лекцию из кратких ответов на заданные вопросы. В конце такой лекции необходимо обязательно провести анализ заданных вопросов, которые выступают не только как основа для изложения материала, но и как элемент текущего контроля знаний обучающихся.

Как правило, лекция-брифинг проводится после завершения изучения дисциплины или крупного ее раздела, что позволяет систематизировать и закрепить изученный материал, а также подвести итоги и выявить уровень и характер усвоения дисциплины (ее раздела). В качестве удачного примера можно привести лекцию такого типа, читаемую по

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования дисциплине «Реклама и PR в социально-культурной сфере»: целью лекции является не только обобщение теоретического материала, включение студентов в процесс активного усвоения учебной информации, но и наглядная демонстрация одной из форм PR-деятельности, а именно брифинга.

Достаточно интересной лекционной формой с элементами интерактивных технологий является «лекция вдвоем», нацеленная на раскрытие многоаспектных тем, содержание которых может быть представлено с нескольких точек зрения. По опыту кафедры социально-культурной деятельности, лекцию проводят преподаватель и магистрант (в частности, в рамках дисциплин «Педагогическая культурология», «Менеджмент до-суговых объединений», «Социально-культурная работа за рубежом» и других) в формате непосредственного диалога, участие в котором также принимают и студенты. Специфика «лекции вдвоем» - в раскрытии альтернативных позиций по существу обсуждаемого вопроса (с точки зрения теории и практики; с позиций представителей различных научных школ; между сторонником и противником какой-либо идеи), в развитии навыков сравнительного анализа у обучающихся, умений формулировать и обосновывать свою собственную позицию. Возможен иной вариант такой лекции, требующий более тщательной информационно-методической подготовки, когда в качестве лектора вместе с преподавателем выступает студент (данной группы либо старшего курса).

Проблемная лекция (например, по дисциплине «Теория социально-культурной деятельности», «Инновации в индустрии досуга», «Методика исследования СКД») ориентирована на вовлечение студентов в активную поисковую деятельность. Лекция начинается с постановки общей проблемы либо формулирования вопросов, на которые в ходе изложения материала и дискуссии необходимо найти ответы. Задача преподавателя - не только грамотно сформулировать проблемные вопросы, но и организовать поисковую деятельность студентов, побуждая их к совместному размышлению и дискуссии непосредственно на лекции, направляя к раскрытию правильного решения и формулированию обоснованных выводов.

Лекция с заранее запланированными ошибками вызывает достаточно высокий интерес у студентов. При этом данная форма лекции выполняет сразу несколько функций: мотивационную, диагностическую и контрольную. При подготовке лекции преподаватель вводит в ее содержание определенные ошибки, имеющие отношение к содержанию ранее изученного материала по данной дисциплине или по иным профильным дисциплинам учебного плана, либо отражающие общеизвестные фак-

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space ты. В начале лекции преподаватель в обязательном порядке сообщает о наличии разнообразных ошибок в тексте лекции, предлагает форму их фиксации в ходе лекции; в конце занятия проводит анализ выявленных и пропущенных ошибок. Такая лекция побуждает обучающихся более внимательно воспринимать излагаемый материал и позволяет преподавателю достаточно эффективно оценить степень овладения материалом, а также уровень активности студентов на лекции, что может быть использовано в системе балльно-рейтингового оценки результатов обучения.

Вне зависимости от формата интерактивной лекции ее планирование включает определенные этапы: подготовительный (в части, ориентированной на студентов, предполагает выполнение обучающимися предварительных заданий, изучение специальной литературы и иных источников, повторение ранее изученного материала и прочее); основной (непосредственное проведение интерактивной лекции в соответствии с разработанным на подготовительном этапе сценарием, с учетом указанных в начале лекции правил поведения для участников на данном занятии); заключительный (подведение итогов, анализ полученных результатов, при использовании балльно-рейтинговой оценки - начисление / снятие баллов).

Таким образом, использование интерактивных образовательных технологий подготовки менеджеров социально-культурной деятельности выступает важным условием повышения качества образовательного процесса, а также реализации практикоориентированного подхода к формированию и развитию профессиональных компетенций будущих специалистов сферы культуры.

Примечания

1 Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. 97 с. URL: www.nngasu.ru/education/ high_education/education_manual.pdf. (дата обращения 16.11.2018).

2 Леонова, М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] / М. О. Леонова // Вестник КАСУ : онлайн версия журн. 2008. № 2. URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/14/538/ (дата обращения 17.11.2018).

3 Артюхина, М. С. Теоретико-методические основы проведения интерактивных лекций [Электронный ресурс] / М. С. Артюхина, О. И. Артюхин // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (часть 2). С. 304-308. URL: https://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33119. (Дата обращения 17.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.