Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OPEN EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ADVANTAGES / PRINCIPLES / METHODS / TOOLS / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPETENCIES / OPEN EDUCATION TECHNOLOGY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна, Алешугина Елена Анатольевна

Современные тенденции развития системы образования требуют пересмотра традиционных методов и форм организации учебного процесса, а также поиска новых. Одной из таких форм является технология открытого образования, которая по своей сути даёт возможность увеличить уровень доступа к обучению, расширить рынок образовательных услуг, осуществить достижение обучающимися высоких образовательных результатов. Авторы статьи провели анализ данной образовательной технологии, выявили её преимущества и недостатки, охарактеризовали существующие в рамках данной тематики проблемы, в том числе в рамках реализации данной технологии, и обозначили возможные пути их разрешения, выявили принципы реализации данной технологии, провели анализ средств и методов, применяемых при реализации технологии открытого образования. Основу технологии открытого образования составляет интенсивная, целенаправленная, самостоятельная, контролируемая работа обучающегося с возможностью свободного выбора им образовательной организации, образовательной программы, курса или учебных дисциплин. Также не менее важным аспектом является обеспечение возможности прохождения обучения гражданами, которые в силу имеющихся проблем не имеют фактической возможности получения образования. К данной категории следует отнести людей с ограниченными возможностями здоровья. Для них могут составляться индивидуальные образовательные программы, что должно обеспечить качественное предоставление образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна, Алешугина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF OPEN EDUCATION

Modern trends in the development of the education system require a revision of traditional methods and forms of organization of the educational process, as well as the search for new ones. One of such forms is the technology of open education, which in its essence makes it possible to increase the level of access to training, expand the market of educational services, and achieve the achievement of high educational results by students. The authors of the article analyzed this educational technology, identified its advantages and disadvantages, described the problems that exist within the framework of this topic, including the implementation of this technology, and identified possible solutions, identified the principles for implementing this technology, analyzed the means and methods, used in the implementation of open education technology. The basis of open education technology is the intensive, focused, independent, controlled work of the student with the possibility of free choice of the educational organization, educational program, course or subjects. Also an equally important aspect is the provision of training for citizens who, due to existing problems, do not have the actual possibility of receiving an education. This category should include people with disabilities. For them, individual educational programs can be compiled, which should ensure the quality provision of educational services.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна, Алешугина Елена Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ...

УДК 378.4:004

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0010

ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

SPIN-код: 7878-1618 AuthorID: 362702 SPIN-код: 6051-4279, ResearcherID: T-9419-2018 Scopus Author ID: 57190970167 ORCID iD 0000-0002-3175-4978

Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: lubovkutepova@mail.ru) AuthorID: 497813 SPIN: 2815-3232 ResearcherID: AAH-8795-2019 ORCID: 0000-0002-3216-2261

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Аннотация. Современные тенденции развития системы образования требуют пересмотра традиционных методов и форм организации учебного процесса, а также поиска новых. Одной из таких форм является технология открытого образования, которая по своей сути даёт возможность увеличить уровень доступа к обучению, расширить рынок образовательных услуг, осуществить достижение обучающимися высоких образовательных результатов. Авторы статьи провели анализ данной образовательной технологии, выявили её преимущества и недостатки, охарактеризовали существующие в рамках данной тематики проблемы, в том числе в рамках реализации данной технологии, и обозначили возможные пути их разрешения, выявили принципы реализации данной технологии, провели анализ средств и методов, применяемых при реализации технологии открытого образования. Основу технологии открытого образования составляет интенсивная, целенаправленная, самостоятельная, контролируемая работа обучающегося с возможностью свободного выбора им образовательной организации, образовательной программы, курса или учебных дисциплин. Также не менее важным аспектом является обеспечение возможности прохождения обучения гражданами, которые в силу имеющихся проблем не имеют фактической возможности получения образования. К данной категории следует отнести людей с ограниченными возможностями здоровья. Для них могут составляться индивидуальные образовательные программы, что должно обеспечить качественное предоставление образовательных услуг.

Ключевые слова: открытое образование, образовательная технология, преимущества, принципы, методы, средства, компетентностный подход, компетенции, технология открытого образования, профессиональное образование.

TECHNOLOGY OF OPEN EDUCATION

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Physical education and sports» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail:lubovkutepova@mail.ru) Aleshugina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Abstract. Modern trends in the development of the education system require a revision of traditional methods and forms of organization of the educational process, as well as the search for new ones. One of such forms is the technology of open education, which in its essence makes it possible to increase the level of access to training, expand the market of educational services, and achieve the achievement of high educational results by students. The authors of the article analyzed this educational technology, identified its advantages and disadvantages, described the problems that exist within the framework of this topic, including the implementation of this technology, and identified possible solutions, identified the principles for implementing this technology, analyzed the means and methods, used in the implementation of open education technology. The basis of open education technology is the intensive, focused, independent, controlled work of the student with the possibility of free choice of the educational organization, educational program, course or subjects. Also an equally important aspect is the provision of training for citizens who, due to existing problems, do not have the actual possibility of receiving an education. This category should include people with disabilities. For them, individual educational programs can be compiled, which should ensure the quality provision of educational services.

Keywords: open education, educational technology, advantages, principles, methods, tools, competency-based approach, competencies, open education technology, professional education.

ВВЕДЕНИЕ_Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-

Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna, Aleshugina Elena Anatolyevna pedagogical

TECHNOLOGY OF OPEN ... sciences

ными научными и практическими задачами.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (с изменениями и дополнениями на 6.02.2020) определяет приоритеты развития отечественной системы образования, среди которых создание необходимых условий, позволяющих сформировать компетентного специалиста, который будет способен осуществлять свою непосредственную профессиональную деятельность, используя при этом свой творческий потенциал. Современные тенденции образования обуславливают поиск новых форм организации учебного процесса. Одной из таких форм является технология открытого образования, что обуславливает актуальность исследования. Данная технология представляет собой инновационную систему передачи знаний, в которой осуществляется выбор тем, мест и темпа приобретения знаний, умений и навыков, а также на предварительное планирование самого учебного процесса.

Таким образом, на сегодняшний день формирование и применение технологии открытого образования является важнейшей задачей. Решение данной проблемы даёт возможность каждому человеку получать информационное преимущество, что непосредственным образом влияет на темпы освоения учебного материала.

В свою очередь, современную систему образования можно охарактеризовать как пространство, где техно-логизация является одним из значительных факторов. Технический потенциал общества в такой связи определяет развитие системы образования, так как повышение уровня технического потенциала общества включает в себя непрерывное образование, которого в настоящее время требует каждая профессиональная деятельность.

Технологизация системы образования - глобальное явление, способствующее открытости образования. В России за последние годы технология открытого образования интенсивно завоёвывает своё место в качестве формы организации учебного процесса. Всё же, на данный момент технология открытого образования требует теоретической доработки и практического опыта её реализации в образовательных организациях [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Концепция открытого образования получает своё историческое развитие в трудах известных исследователей В. Солдаткина, Б. Гершунского, И. Юсупова, М. Каминского, Ю. Хабермаса и многих других.

В настоящее время проводится большое количество исследований в рамках анализа проблемы разработки и применения технологии открытого образования. Можно выделить таких исследователей, как Бакиева Д.А., Меньш Е.А., Шилова Л.В., Строева Е.В., Дудчик С.В., Смирнов С.И., Чаплыгин Д.В.

Чаплыгин Д.В. и Смирнов С.И. говорят о том, что открытость является неотъемлемым условием существования современной системы образования в РФ, так как она предполагает органичную вовлеченность в рыночную систему, открытое взаимодействие с обществом, а также учёт потребностей, как работодателя, так и будущих специалистов.

Бакиева Д.А. говорит о том, что технология открытого образования поддерживает переход от традиционной образовательной парадигмы, предполагавшей обучение на всю жизнь к обучению на протяжении всей жизни. Из этого исходит насущная потребность в развитии новых форм организации учебного процесса.

Обосновывается актуальность исследования. Активное развитие технического прогресса закономерно влияет на все сферы жизни общества, в том числе и на сферу профессионального образования. Технология открытого образования стала одним из элементов современного развития профессионального образования в данных условиях. Ее внедрение обладает особой спец-52

ификой, которую необходимо рассмотреть.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе опыта реализации технологии открытого образования и рассмотрении возможностей её реализации при организации учебного процесса.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить цели и функции технологии открытого образования;

- выявить преимущества технологии открытого образования;

- обозначить практические проблемы реализации технологии открытого образования;

- выявить принципы реализации технологии открытого образования;

- провести анализ средств и методов, применяемых при реализации технологии открытого образования.

Используемые методы, методики и технологии. В статье используется метод анализа, синтеза, сравнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Технология открытого образования основывается на свободе выбора обучающимися образовательной организации, темпов, времени и места своего обучения, планирования учебных занятий [2]. Технология открытого образования направлена на разрешение противоречия между спросом и предложением на образовательные услуги, а также на повышение качества их предоставления обучающимся [3].

Технология открытого образования представляет собой целостную и комплексную систему организации учебного процесса, включающую в себя взаимодействие образовательных организаций, которые непосредственно предоставляют образовательные услуги на основе современных методов и средств организации учебного процесса независимо от времени, места и форм обучения [4].

Содержание технологии открытого образования базируется на факторах и условиях, которые способствуют повышению качества предоставления образовательных услуг основе эффективности и доступности обучения

[5].

Преимуществами технологии открытого образования являются следующие:

- возможность обучающегося полностью освоить интересующую его учебную дисциплину в удобной ему форме, которую реализует образовательная организация

[6];

- возможность обучающегося освоить в выбранной им образовательной организации цикл интересующих его учебных дисциплин в удобной ему форме обучения

[7];

- возможность обучающегося освоить одну или несколько образовательных программ в свободном временном режиме [8].

Открытое образование позволяет гражданам с ограниченными возможностями здоровья получить качественное полноценное образование [9].

Таким образом, цели открытого образования можно сформулировать следующим образом:

1. Адаптация системы образования к различным социальным ситуациям, развитие ее гибкости [10].

2. Обеспечение доступности получения образовательных услуг вследствие изменяющихся потребностей работодателей, общества, государства, а также постоянно растущих потребностей личности [11].

3. Повышение уровня академической мобильности, как самой образовательной системы, так и непосредственно обучающихся [12].

Развитие открытой системы образования зависит от процесса взаимодействия её с окружающим миром, соотношения рынка образовательных услуг и рынка труда Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна, Алешугина Елена Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ...

Для того, чтобы технология открытого образования успешно функционировала, она должна опираться на следующие принципы:

1. Принцип обеспечения права каждого обучающегося на выбор образовательной организации, преподавателей, а также образовательной программы, в том числе индивидуальной [14].

2. Принцип экономической и социальной целесообразности осуществления открытого обучения для общества, государства, работодателей, а также мирового сообщества [15].

3. Принцип валидности и адекватности требований к учебному процессу, формам его организации, образовательным программам, учебным дисциплинам, кадровому составу образовательной организации [16].

4. Принцип открытости всех существующих в образовательной организации форм обучения [17].

5. Принцип соответствия методического обеспечения и содержания образовательных программ, реализуемых в образовательной организации [18].

Развитие технологии открытого образования непосредственным образом влечет за собой развитие новых подходов к разработке педагогических средств, таких как сборники тестов, учебники, сборники практических заданий, практикумы. Данные средства должны быть нацелены на обучающегося, и поэтому в значительной мере являться для него информативными [19].

Если говорить далее о средствах, используемых в рамках открытого образования, то следует отметить, что есть также несколько видов коммуникационных и информационных технологий, среди которых:

- мультимедийная система;

- специальные обучающие системы;

- образовательные компьютерные сети;

- системы с применением технологии виртуальной реальности;

- обучающие системы автоматизированного типа;

- учебные базы данных [20].

В рамках учебного процесса при использовании технологии открытого образования всё же применяются как традиционные, так и новейшие средства и методы обучения, которые основаны е на применении различных информационных технологий.

Необходимо, чтобы технические средства, которые разработаны для применения их в учебном процесса в рамках открытого образования, выполняли следующие функции:

- обеспечение эффективных способов передачи учебной информации обучающимся;

- предоставление обучающимся возможности обучаться самостоятельно;

- поддержка совместной работы, коммуникации и взаимодействия обучающихся [21-25].

При открытом обучении могут достаточно широко применяться различные средства обучения:

- электронные учебники;

- звуковые пособия [26];

- вспомогательные обучающие программы;

- дидактические материалы;

- учебные пособия и книги;

- справочники;

- визуальные пособия [27].

Средства организации совместной работы и коллективного взаимодействия интегрируют в себе разнообразные сетевые средства общения для организации дистанционной совместной групповой работы. Кроме этого, средства коллективного взаимодействия позволяют вести пошаговое руководство по ведению проекта, включающее такие стадии, как начало проекта, назначение руководителя проекта, определение командной цели, определение требуемых материальных ресурсов, контрольных точек. Все эти возможности позволяют организовать совместную учебную и научно-исследова-

тельскую работу в распределенном режиме.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Имеющиеся исследования данного вопроса не позволяют полноценно раскрыть возможности технологии открытого образования. В своей работе мы более полно освещаем возможности данной технологии в профессиональном образовании.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, технология открытого образования даёт возможность обучающемся самостоятельно выстраивать свою траекторию обучения, которая будет соответствовать его потребностям и способностям.

Технология открытого образования стала набирать популярность в России достаточно недавно, но на данный момент уже можно говорить о том, что эта тема крайне актуально, ведь существует больше ста образовательных организаций, которые осуществляют обучение при помощи этой технологии.

Ключевое преимущество технологии открытого образования заключается в том, что она формирует качества ответственности и самостоятельности, учит человека рассчитывать в первую очередь на собственные силы, применять собственный активный творческий потенциал, ставит перед необходимостью самостоятельно добывать и применять нужные знания, умения и навыки, в том числе, применять их в рамках своей профессии.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Технология открытого образования представляет собой перспективное направление развития профессионального образования, поэтому нами будет проводиться дальнейшее изучение его внедрения в процесс профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175

3. Гилязова О.С. Дистанционное образование для российской молодежи: возможности и ограничения. В сборнике: Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм Сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции. 2015. С. 116-121.

4. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-39.

5. Гущин А.В., Кутепова Л.И., Кочетова Н.А. Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 238-241.

6. ГущинА.В., ФилатоваО.Н.Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 454-458.

7. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

8. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

9. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

11. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информационная культура - основа социализации личности // Вестник Таджикского национального университета. 2012. № 3-3. С. 182-186.

12. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

13. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.

Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna, Aleshugina Elena Anatolyevna TECHNOLOGY OF OPEN ...

pedagogical sciences

14. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

15. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Познавательный интерес как побудительная сила активации учебной деятельности студентов // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10 (28). С. 18-21.

16. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

17. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Компетентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.

18. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.

19. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 69-71.

20. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

21. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

22. Кондаурова И.К., Батеева Е.Х. Профессионально ориентированное обучение математике в медико-биологическом лицее // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 39-42.

23. Gudkova S.A., Emelina M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.

24. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274

25. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 76-79.

26. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов // Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.

27. Энбом Е.А. Использование дидактического потенциала интерактивной доски на занятиях по высшей математике как способ оптимизации образовательного процесса // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 140-145.

Статья поступила в редакцию 27.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

54

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.