вышеперечисленных форм занятости является лучшим показателем социально - культурной реабилитации обучающегося. При необходимости или отсутствии результата деятельности осуществляется постановка на внутришкольный учет.
Отслеживание результатов работы осуществляется в ведении документации (личное профилактическое дело, журнал посещаемости, социальный паспорт семьи и т.д.).
Основываясь на нормативно - правовых актах, методических рекомендациях, каждая общеобразовательная организация вправе выбирать свою модель деятельности штаба воспитательной работы, ключевым фактором здесь является отсутствие противоречия нормам закона, морали и нравственности. Данная педагогическая модель была внедрена в 5 школах города Краснодара и в 5 школах Края. За 1 год деятельности ШВР в данных образовательных организациях были получены следующие среднестатистические данные:
1. Снижение уровня безнадзорности несовершеннолетних в среднем на 45,2 %.
2. Вовлечение обучающихся в культурно - досуговую деятельность повысилось в среднем на 35,2%.
Выводы. В сущности, штаб воспитательной работы - это нововведение, которое появилось впервые
именно в кубанских школах. Его основными достижениями за прошедшие 9 лет деятельности стали:
1. Уменьшение процента безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, контроль досуговой занятости учащихся, требующих особого педагогического внимания и систематизация всей воспитательной работы школы в целом, что позволяет определить ШВР как социально - культурный феномен современности, как институт социализации детей и подростков, необходимый для полноценного образования и воспитания подрастающего поколения в условиях современной школы;
2. Успешность деятельности ШВР в кубанских школах определило необходимость внедрения деятельности в других субъектах Российской Федерации для успешной реализации воспитательной работы в целом.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 02.06.2016 N 166-ФЗ, от 03.07.2016 N 312-ФЗ)
2. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.07 2008
3. Положение о Штабе воспитательной работы МБОУ СОШ № 16 г. Краснодара (утверждено приказом директора школы от 01.09.2016г.)
4. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки . М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1923. 294 с.
5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.
6. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.
7. Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. 13.00.01 - общая педагогика М.:1974. 19 с.
8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие. М.: Знание, 1984. 400 с.
9. Штаб воспитательной работы в образовательном учреждении. Организационно-методические основы деятельности / Е.А.Перетриева [и др.]. Краснодар. 2010. 114 с.
Педагогика
УДК:378.2
ассистент Граб Маргарита Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация. В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения студентами художественных вузов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Предложены современные методы работы с одаренными студентами художественных вузов на основе личностно-ориентированного подхода. Описаны этапы психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов. В соответствии с реализацией ФГОС ВО определены подходы к формированию профессиональных компетенций у одаренных студентов. Проанализирована вероятность внедрения в учебный процесс художественных вузов технологии формирования программы профессионального и личностного развития студентов с признаками одаренности.
Ключевые слова: одаренность; ФГОС ВО; технологии; современные методы и подходы; художественный вуз; личностное развитие.
Annotation. The article discusses giftedness as a system that develops throughout life, the quality of the psyche, which determines the possibility of achievement by art students in one or several activities in comparison with other people. The proposed modern methods of work with gifted art students on the basis of personality-oriented approach. Describes the stages of psychological and pedagogical support of gifted students. In accordance with the implementation of the GEF IN the approaches to formation of professional competence of talented students. Analyzed the probability of introduction in educational process of art universities of technology of formation of the program of professional and personal development of students with signs of giftedness.
Keywords: gift; GEF; technology; modern methods and approaches; art school; personal development.
Введение. Одной из актуальных задач высшего образования в художественных вузах является формирование зрелой, самостоятельной, творческой личности студента, адаптированной к изменяющимся условиям современной жизни. Учет специфики вуза, творческих, психологических особенностей участников
образовательного процесса, выявление одаренных студентов и использование инновационных, современных методов обучения - необходимое условие обеспечения эффективной деятельности психологической службы и образовательной деятельности в поисках адекватного выбора эффективных форм и методов обучения. В связи с этим проблема диагностики художественной одаренности студентов и развитие творческих способностей приобретает сегодня не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Для этого необходимо определиться с понятием «одаренность», рассмотреть наиболее эффективные методики выявления одаренных студентов и на основе полученных данных систематизировать методы и подходы к развитию творческой одаренности. В этом направлении отечественные ученые Д.Б. Богоявленская [2, с. 46-68], Н.С. Лейтес [7] и др. разработали концепцию одаренности. Разработка данной концепции ставила цель, достижение которой раскрывает понятие одаренности на основе теоретических положений отечественной педагогики, социологии и психологии. Кроме того, определение основных принципов в решении выявления и развития одаренности у студентов позволит разработать систему поддержки и дальнейшего развития одаренных личностей. Вышеуказанными авторами дано определение одаренности «как системному, развивающемуся в течение жизни качеству психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с. 47-48].
Учитывая специфику художественных вузов, готовящих специалистов в области художественной и театрально-декоративной живописи, керамики, художественной и компьютерной графики, специалистов народной художественной культуры (декоративно-прикладное творчество, кино-фото-видео творчество), дизайн, реставрация, архитектура, изобразительное искусство и др., то и направления подготовки студентов должны опираться на развитие тех способностей, которые профессионально значимы для каждого вида специальности. Однако, одаренность предусматривает наличие не только высокого уровня развитых специальных способностей, а общее развитие студента, учитывая личностные качества. На формирование личности влияют такие факторы, как природная среда, деятельность и социальная среда. В совокупности эти факторы развивают индивидуально-психологическую сторону личности, мировоззренческую и социально-психологическую [4 с. 157]. Таким образом, для дальнейшего развития одаренного студента необходимо использовать такие методики, которые будут способствовать общему развитию студента как субъекта обучения и в будущем высокопрофессионального специалиста. Для этого необходимо создание специальных условий, которые будут осуществляться за счёт длительной, целенаправленной групповой и индивидуальной работы, включающей выявление и развитие у студента следующих характерологических качеств: -повышение уровня самоактуализации, т.е. персональное личностное самосовершенствование; -выявление просоциальных мотивов; -обучение самопрезентации;
-психодиагностика специальных способностей, организаторских способностей, предрасположенности, готовности к определённым действиям, мыслям, переживаниям;
-восприимчивость информации из внешнего мира с целью осознанной аргументации получения профессии;
-акцентирование внимания на полноту, ясность, реализуемость, нравственную обоснованность и правильное представление о мире труда и своей профессиональной деятельности [10].
На разных уровнях такого взаимодействия одаренность студента художественного вуза проявляется «в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества; в определении своего места в обществе; в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса» [10]. Это предполагает обеспечение сопровождения одаренных студентов, которое опирается на те психические, личностные и творческие достижения, которые реально есть у них и они составляют уникальный багаж их личности. Среда сопровождения, создаваемая в вузе, не должна нести в себе целенаправленного влияния и давления на студента, она должна быть избирательной. Через педагогическую среду происходит формирование студента как носителя определенной культуры. Это достигается за счет формирования и поддержания у студента образовательных целей. Сопровождение одаренных студентов представляет собой целостную, системно организованную деятельность преподавателей, кураторов, позволяющую в наиболее благоприятной форме совместить решаемые им задачи собственного психологического развития, образования, профессионального становления, саморазвития и социализации. В решении каждой из них студенту необходимо достичь некоторых личностно-значимых и социально приемлемых результатов. Сопровождение одаренных студентов предполагает [1, с. 7]:
-отслеживание психологического и социального статуса одаренных студентов и динамики их психического, личностного. Творческого, профессионального развития в процессе обучения;
-изучение задатков, способностей, познавательных процессов, интересов и профессиональной направленности. Решение этой задачи предполагает, что образовательный процесс и профессиональная ориентация в вузе построены по гибким схемам, могут изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей и уровня креативности студента;
-создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи в профессиональном самоопределении одаренным студентам, имеющим проблемы личностного или социального плана; -использование современных методов и подходов в работе с одаренными студентами. Формулировка цели статьи. Таким образом, целью исследования являлся поиск актуальных современных методов и подходов в работе с одаренными студентами художественных вузов. Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть практику использование кейс-метода в работе с одаренными студентами художественных вузов.
2. В соответствии с реализацией ФГОС ВО определить подходы к формированию профессиональных компетенций у одаренных студентов.
3. Проанализировать вероятностную эффективность внедрения в учебный процесс технологии формирования программы профессионального и личностного развития студентов с признаками одаренности.
Изложение основного материала статьи. Современные методы и подходы обучения одаренных студентов художественных вузов строятся с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Богатейшие вспомогательные возможности для формирования целостного креативного мышления предоставляют современные педагогические технологии. Один из них - кейс-метод, который
ставит перед преподавателем вуза задачу развития личности студента, его профессионализма, а не только передачу знаний. Не только передать знания, но и «научить учиться». Мотивировать студента находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни и на основе полученных знаний, создавать свои собственные сюжеты, видео, зарисовки, дизайн и др. Значительный вклад в разработку и внедрение метода - кейса внесли О.Г.Смолянинова, Е.И.Михайлова, Г.А. Брянский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников и др. [9], [5], [6].
Кейс - это совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Для одаренных студентов дает возможность проявить себя, так как отличительная особенность этого метода - описание или решение проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и на основе реальных фактов обучения. Отчасти этот метод дублирует проблемное обучение по С.Л. Рубинштейну, в котором перед учащимися ставится проблемная задача, проблемный вопрос и проблемная ситуация [3, с. 91].
Кейс-метод известен очень давно. Своими корнями кейс-метод уходит в Harvard Business School (HBS) в Бостоне. В 1908 году преподаватели вузов решили вместо стандартных лекций использовать кейс-метод, который развивает креативность студентов, расширяет творческое и критическое мышление, развивает способности, учит самостоятельно искать решение творческих и логических задач [9]. В настоящее время, когда используется индивидуальный подход в обучении, кейс-метод стал очень актуальным в обучении школьным предметам. Основная структура кейс-метода основывается на том, что студенты имеют в качестве задачи случай из практики или реальное практическое задание. Они обсуждают это, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный творческий вариант, обосновывают свое решение и выбор, а потом сравнивают его с тем, что было принято на практике в демонстрируемом случае. На учебных занятиях в художественных вузах студентам приходится работать с природным фото и видео материалом, красками и акварелью и т.д. Почти все специальности художественных вузов изучают аспекты жизни людей и их быта. Кейс-метод позволяет подключиться к внутренним источникам активности одаренного студента, чтобы усилить проявление его одаренности. Эти источники можно обозначить следующим образом: познавательная потребность; интерес к будущей трудовой деятельности; потребность в самовыражении и самопрезентации; потребность в самореализации; потребность в социальном признании [4, с. 173].
Задействовать эти внутренние психологические источники одаренности можно используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие студента происходят не путем передачи ему некоторой информации и обучения определенным профессиональным навыкам, а в процессе его собственной активной деятельности, что несомненно усиливает одаренность.
Алгоритм работы с кейсом следующий: извлечение смысловой и практической информации из кейса; анализ содержания кейса; выводы по проблеме [9]. Кейс - метод предполагает решение творческих задач на основе анализа кейса, т.е. текста, эскиза, картины, плана и др.
Дидактические принципы кейс-метода в образовательной деятельности с одаренными студентами можно обозначить следующим образом: формирование у студентов умения работать с информацией и практическим материалом; акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента; обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов; индивидуальный подход ко всем студентам, и, в первую очередь, к одаренным; учёт потребностей одаренных студентов.
Таким образом, использование кейс - метода в художественных вузах развивает компетентностные качества личности студентов: аналитические умения, практические умения, креативность, коммуникативные навыки, социальный и эмоциональный интеллект. А наличие в структуре кейс-метода дискуссий, споров, аргументации является своего рода тренингом для участников образовательного процесса, учит соблюдению норм и правил общения, развивает умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные источники.
Решение следующей задачи связано с реализацией ФГоС ВО, которые определяют подходы к формированию профессиональных компетенций у одаренных студентов. В разделе пятом ФГОС ВО «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» записано, что у выпускников вузов должны быть обязательно сформированы три группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные [11, 12, 13, ст. 5.1, 5.2].
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен уметь решать следующие профессиональные задачи: выполнение художественного моделирования и эскизирования; владение навыками композиционного формообразования и объемного макетирования; владение информационными технологиями, различных видов изобразительных искусств и проектной графики; выполнение комплексных дизайн-проектов; выполнение инженерного конструирования; владение технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования; владение методами эргономики и антропометрии. Кроме того, выпускники должны уметь применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов [11].
Для умения решать перечисленные задачи требуется немало усилий овладения некоторыми перечисленными компетенциями:
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции(ОК-Ю);
-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-10);
-владением основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК-2);
-способностью применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании (ОПК-4);
-способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-3);
-способностью использовать информационные ресурсы: современные информационные технологии и графические редакторы для реализации и создания документации по дизайн-проектам (ПК-10) и др. [11], [12], [13].
Для овладения перечисленными компетенциями эффективной может являться «Технология формирования программы профессионального и личностного развития студентов с признаками одаренности». Она заключается в диагностике проблем, возникших у студентов в процессе обучения; выявлении профессиональных ожиданий; постановке целей будущего профессионального и личностного развития и возможностей их реализации. Программа создается и реализуется на основе результатов
выявленной одаренности у студентов и включает в себя деятельность по диагностике способностей и задатков, заранее обозначенных и опирающихся на определенные профессиональные качества, а также способы их дальнейшего развития. Особое внимание уделяется диагностике специальных способностей. На основе диагностики выстраивается индивидуальная программа профессионального самоопределения, личностного развития с учетом способностей, одаренности, а также определения возможности дальнейшего специализированного обучения одаренного студента.
Для детального изучения одаренных студентов художественных вузов можно использовать следующие диагностические технологии:
«Рациональные приемы заучивания» - установление рациональных приемов заучивания.
«Диагностика слухового и зрительного внимания и их концентрация» - выявление степени произвольности внимания, концентрации внимания.
«Скорость протекания мышления» (дивергентного, конвергентного) - установление индивидуальных особенностей протекания мыслительного процесса.
«Выявление взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности» (по Дж. Холланду) [8, с. 45-55].
«Диагностика профиля мышления» - предметного, образного, знакового, символического (по Д.Брунеру) [8, с. 293-295].
«Незаконченные решения» - установление у студентов наличия мотивов будущей профессиональной деятельности и их силы.
«Методика закономерности числового ряда» - оценка логического аспекта мышления и волевых усилий.
«Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала самооценки».
«Исследование уровня субъективного контроля» - оценка сформированного уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Описанные современные методы и подходы в работе с одаренными студентами художественных вузов -это лишь часть апробированных инновационных технологий, используемых в работе со студентами, имеющими признаки одаренности. Схематически их можно представить следующим образом.
О бр аз ов ательны е инновации: ФГОС ВО практика
Образовательное
сообщество (обр. техно л огни)
Выводы: для комплексного подхода к организации образовательной деятельности с одаренными студентами художественных вузов в образовательных организациях необходимо существенно активизировать деятельность по внедрению инноваций и инновационных технологий: -разработка научно-методического обеспечения инновационной деятельности; -разработка инновационных образовательных программ;
-подбор психолого-педагогического инструментария для работы с одаренными студентами и для выявления одаренности;
-использование в учебном процессе Интернет-образования;
-эффективное применение новых возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.
В основу интеграции образовательной деятельности с одаренными студентами необходимо включить нормы ФГОС ВО, а также внутреннее нормирование деятельности всех объектов профессионально-образовательного процесса в вузе.
Целью многоуровневой образовательной системы должно стать смещение акцента с организационной инновации уровней образования на формирование личности специалиста с интегральными характеристиками профессиональных и базовых компетенций.
Использование кейс-метода в художественных вузах развивает одаренность, компетентностные качества личности студентов, обеспечивает возможность построения собственной образовательной траектории и управления своей профессиональной карьерой.
В ходе исследовательской деятельности обоснована целесообразность использования в работе с одаренными студентами личностно-ориентированных технологий и кейс-метода, а также показаны особенности их применения в условиях художественных вузов.
Определены и схематично оформлены современные методы и подходы в работе с одаренными студентами художественных вузов.
Обоснована совокупность условий психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных студентов, обеспечивающих индивидуальное саморазвитие и самосовершенствование личности одаренного студента.
Литература:
1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе; / М.Р.Битянова. М.: Генезис, 2000; - 298 с.
2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - №2. -С. 46 - 68.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: 2006. - 304 с.
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999. - 375 с.
5. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг. - 1999. - №1.
6. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ Под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2005. - 484 с.
7. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 448 с.
9. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб. - М.: ВПО, 2000.
10. http://search.rsl.ru/ru/record/01000332159 Беспаленко, Елена Михайловна. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Воронеж, 2001. - 233 с. (дата обращения 08.08.2017 с. 150- 154).
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01. Дизайн (уровень бакалавриата). Приказ от 11 августа 2016 г. N 1004.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата). Приказ от 7 августа 2014 г. N 936
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. N 1159 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.05 Живопись и изящные искусства (уровень специалитета)»
Педагогика
УДК 796
кандидат педагогических наук Дедловская Марина Владимировна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Золотухина Инна Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)
ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЬКОБЕЖЦЕВ
Аннотация. Данная статья посвящена развитию скоростно-силовых качеств конькобежцев. Произведен анализ научно-методической литературы. Определен уровень физической подготовленности спортсменов. В статье рассматривается процесс подготовки бегунов на коньках. Основным качеством в подготовке результативных спортсменов, специализирующихся в конькобежном спорте, авторы рассмотрели скоростно-силовые способности. Упор сделан на обоснование подбора упражнений и методов способствующих развития скоростно-силовых способностей конькобежцев. Разработана и апробирована методика воспитания скоростно-силовых качеств. Доказана эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: конькобежный спорт, техника, тактика, скоростно-силовые способности, спорт, тренировочный процесс, воспитание, развитие скоростно-силовых способностей, спортсмены, конькобежцы.
Annotation. This paper focuses on the development of speed-power qualities of the skaters. The analysis of scientific-methodical literature. Determined level of physical fitness of athletes. The article discusses the process of preparing the runners on the skates. The main quality in the training of successful athletes specializing in speed skating, the authors examined the speed-power abilities. Emphasis is placed on justification for the selection of exercises and methods conducive to the development of speed-strength abilities of the skaters. Developed and tested a technique of training of speed-power qualities. The efficacy of the developed methodology.
Keywords: skating, technique, tactics and speed-power abilities, sport, training process, education, development of speed-strength abilities, athletes, skaters.
Введение. Подготовка спортсменов высшего мастерства требует планового подхода к подрастающему спортивному поколению. Развитие качеств не может осуществляться, не планировано и спонтанно, так как объемы и интенсивность нагрузок изнашивают организм в любом возрасте. В настоящее время конькобежный спорт требует совершенствования, как техники, так и тактики ведения соревнований. Основу чего может внедрить личность тренера, способного применить свой опыт, видение, новое веяние современной спортивной тренировки; что является синтезом огромной работы по изучению прошлого и настоящего опыта современного конькобежного спорта [3].
Особенностью развития конькобежного спорта является увеличения скоростных характеристик