ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)
УДК 378.147
ОПЫТ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© Е.А.Колчанова, К.О.Шохов
Вопросы диагностики художественной одаренности молодежи в большой степени определяют перспективы развития современного художественного образования в вузе. В работе определены основные характеристики художественной одаренности, разработана система упражнений-тестов, способствующих выявлению художественно одаренных студентов. На основе исследований и педагогического опыта авторов представлен диагностический инструментарий и основные составляющие художественной одаренности.
Ключевые слова: художественная одаренность, творческие способности, критерии художественной одаренности, диагностика одаренности, система упражнений-тестов, рисунок, живопись, композиция, методика работы с одаренными студентами.
Одной из приоритетных задач высшего профессионального образования является формирование творчески одаренной личности. В связи с этим проблема диагностики художественной одаренности студентов - будущих педагогов изобразительного искусства - приобретает сегодня не только научно-теоретическое, но и практическое значение.
В этих условиях важно определиться с основными понятиями, сформировать наиболее эффективные методики выявления одаренной молодежи. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечественных ученых (Д.Б.Богоявленская, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков и др.) разработала рабочую концепцию одаренности. Разработка данной концепции имела своей целью как раскрытие понятия одаренности на основе теоретических положений отечественной педагогики и психологии, так и определение основных принципов в решении выявления и развития одаренности у обучаемых. Авторы «рабочей концепции определяют одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1: 47-48].
Технологий выявления одаренности, в том числе художественной, в современной науке представлено достаточно много. Проблему выявления и развития творческой одаренности рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как А.А.Мелик-Пашаев, Е.И.Игнатьев, В.И.Ки-реенко, Г.Айзенк, В.С.Кузин, А.Г.Ковалев, З.Н.Новлянская, Е.П.Торренс, П.М.Якобсон и др. [2]. Вопросами развития художественных способностей у студентов в процессе занятий по та-
ким дисциплинам, как рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, занимались известные педагоги-художники: Г.В.Беда, Н.С.Ростовцев, Н.С.Боголюбов, П.Г.Демчев, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов, Л.Г.Медведев и др. [2].
Над созданием теоретических концепций одаренности и уточнением термина «одаренность» работали американские ученые: Д.Гилфорд, Г. Гарднер, Р.Стернберг, С.Марленд и др. [3]. В работах американских исследователей термин «одаренность» трактуется как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения»
[3: 11].
Перед педагогической наукой и практикой высшей школы стоит проблема разработки эффективных методов выявления и развития художественно одаренных студентов; методов, способствующих становлению профессиональных компетенций, позволяющих будущим педагогам быть конкурентоспособными на рынке интеллектуальных и креативных образовательных услуг как на российском, так и на международном уровне.
Несмотря на существующие научно-теоретические труды отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время в высшем художественном образовании зачастую наблюдается как нежелание выявлять одаренных студентов, так и дефицит методов и технологий выявления и развития художественных способностей и одаренности [4: 34]. Трудно не согласиться с основателем школы дифференциальной психологии профессором Б.М.Тепловым, который считал, что «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, кото-
рые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельно-стей» [5]. Высокий уровень способностей иногда проявляет себя как одаренность. В одаренности, как и в самоконтроле, самодисциплине, усидчивости, настойчивости в достижении цели, заложен огромный творческий потенциал. Но в одаренности (о-дар-енности), то есть в том, что дано как «дар свыше», заложена и определенная опасность - не сберечь этот дар, растерять его, «разменять по мелочам» [6]. Поэтому одаренность требует особого воспитательного (но не «тепличного» и не «надзирательного») контроля, особого внедрения в коллектив. Иными словами, для того чтобы одаренный человек мог себя реализовать, необходимо создать психолого-педагогические условия, способствующие проявлению творческого потенциала личности [7].
Не случайно американские исследователи А.Шведел и Р.Стернберг понимают одаренность как «качество, которое возникает, как правило, постепенно, в контексте «человек-среда» [3: 22]. Педагог в таком случае является проводником социализации одаренной личности в «нормальном» коллективе. Неизбежно возникает целый ряд проблем психологического характера. Например, ощущение вакуума, отсутствие адекватного общения одаренного с «обычными» может легко привести к депрессии и апатии [8].
Парадоксально, но, чувствуя себя изолированным от других, одаренный ученик или студент может ошибочно ощущать себя неполноценным, у него даже может возникнуть чувство вины перед остальными. Условием развития одаренности является «создание моральных, этических и эстетических условий для вовлечения человека в деятельность, направленную на расширение горизонтов его отношения к миру и самому себе» [4: 19].
Термин «одаренность» имеет несколько значений: с одной стороны, это обозначение качеств личности студента, чьи творческие способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста (курса обучения); с другой стороны, одаренный - это человек, не только обладающий специальными способностями, но и, по мнению А.А.Мелик-Пашаева, «представляющий собой особое состояние личности, описанное как человек искусства» [9]. Основным критерием развития художественной одаренности является особое эстетическое отношение к действительности. Компонентами художественной одаренности, как считает А.А.Мелик-Пашаев, выступают такие качества личности, как «развитие воли к выражению» и «владение материалом и художественной формой» [10: 32].
В ходе педагогической деятельности и работы с художественно одаренными студентами в области изобразительного искусства выявлены следующие качества работ этих студентов: чувство «сложного» цвета, чувство разнообразия цветовых отношений, чувство повышенной композиционной гармонии (эстетический вкус). Кроме того, художественно одаренных студентов отличает повышенная эмоциональная реакция на произведения других авторов и свои собственные. Целесообразно начало обучения по изобразительным дисциплинам начать с практических заданий-тестов, которые направлены на отдельные элементы восприятия. Задания-тесты должны быть простыми и понятными для всех и не должны зависеть от отсутствия или наличия начального художественного образования, умственного и психического развития. Таким условиям могут соответствовать задания, выявляющие цвето- и тоноразличительную одаренность, например: различение множественности тончайших градаций (от светлого до темного) зеленого цвета, интенсивности и приглушенности красного цвета. Для выявления эмоциональной одаренности, которая не зависит от личностных качеств студента, его темперамента, эстетического и интеллектуального уровня развития, будущим художникам-педагогам предлагается выполнить тест «Что это значит?». Суть теста заключается в следующем: на первом занятии по композиции каждый получает фото с изображением, которое невозможно идентифицировать с каким-либо конкретным объектом, процессом, явлением окружающей жизни, например фрагмент замшелой стены, пятна и следы на мокром асфальте и тому подобное. В ходе теста признаки одаренности проявляются в сложном ассоциативном ряде, нестереотипном мышлении, а главное - в рождении художественного образа. У одаренных часто возникает желание изобразить ассоциативные образы в композиции.
Одну из методик диагностики художественной одаренности представил А.А.Мелик-Пашаев («Описание предмета», «Группировка картинок», «Линия горизонта», «Методика ,,опиши предмет дважды"» и др.) И хотя она направлена на работу с детьми, в большинстве случаев она успешно работает со студентами 1-2 курса художественных специальностей [10].
Опыт работы преподавателей кафедры искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета с художественно одаренными студентами позволил выявить основные качества личности художественно одаренного студента и разработать систему упражнений-тестов для их диагностики. Как
правило, такое диагностирование включает две разновидности: наблюдение за работой студентов на групповых, индивидуальных и самостоятельных занятиях и использование в практической деятельности ряда упражнений-тестов.
Одним из качеств художественно одаренной личности является положительное представление о своих художественно-творческих возможностях, которое раскрывается в мотивации студента, его страстном стремлении к выполнению заданий преподавателя на таких дисциплинах, как «рисунок», «живопись», «композиция».
Кроме того, высокая мотивация студента раскрывает такие качества художественной одаренности, как творческий интерес, любознательность к творчеству известных художников, к разнообразным материалам, техникам и технологиям изобразительного искусства. Эти качества выявляются только в результате наблюдения за работой студента, его инициативностью, самостоятельностью в процессе работы над учебными и творческими заданиями [11]. Преподавателю не стоит ограничивать студентов только выполнением учебных заданий, а с первых дней учебы в вузе предлагать творческие темы, проекты, исследования, эксперименты для самостоятельного выполнения. Таким заданием может быть изучение творчества известного художника (цветовой анализ произведений, композиционный анализ, техника и технология мастера, выполнение копий работ, культурологический анализ и пр.). Оценивая подобную исследовательскую работу студента на консультациях и итоговых просмотрах, можно определить перечисленные выше признаки художественной одаренности. Как правило, художественно одаренные студенты выполняют такие задания с высоким уровнем самостоятельности и самоотдачи, представляют на итоговом просмотре не только полный спектр анализа творчества известного художника, но и осваивают, творчески преломляют в своих работах достижения мастера.
Упражнение-тест на выполнение творческой композиции с большим количеством объектов живой и неживой природы, людей, животных, автомобилей позволяет определить такое качество художественной одаренности, как решительность в выборе сюжета, материала, формата и целеустремленность в решении композиционных задач. Начинающему художнику бывает сложно сделать выбор, сделать отбор объектов, сочинить композицию, вмещающую огромный мир. Подобное упражнение ограничивается временным отрезком и потом анализируется с точки зрения композиционной целесообразности.
Важными качествами художественно одаренной личности являются наблюдательность и
зрительная память. Сформированность зрительной памяти характеризуется умением сохранять в памяти образ увиденного объекта, его форму и цвет. Тренированная зрительная память позволяет гораздо шире смотреть на какой-либо объект, что делает художника более внимательным и сконцентрированным. Тренировка заключается в том, чтобы запомнить увиденный объект и попытаться как можно точнее мысленно воспроизвести его, представляя его во всех характерных деталях. Можно тренировать зрительную память не только на простых объектах, но и на запоминании лиц людей, воспроизводя их в рисунке со всей точностью. Для выявления этих качеств, а также их тренировки студентам предлагается на занятиях по рисунку пройти задание-тест: выполнить зарисовку портрета незнакомого человека, зашедшего в учебную мастерскую на 1 минуту.
Одаренный человек, как правило, получает удовлетворение от своей работы, от художественной деятельности и стремится к самосовершенствованию, проявляя удивительную работоспособность. Упражнение-тест: за ограниченный промежуток времени сделать 5-6 набросков с натуры. По мнению известного художника и педагога Т.А.Ганжало, «в набросках открываются необъятные возможности экспериментировать, изобретать новые сочетания техник и материалов, собственные приемы работы. Это ,,кухня" художника, в которой воплощаются его идеи, и формируется творческая личность» [11: 41].
Эмоциональность - особый вид субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс творчества и результаты художественной деятельности, направленной на удовлетворение его творческих потребностей. Поскольку все то, что делает художник, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных творческих потребностей, постольку любые проявления активности художника сопровождаются богатым спектром эмоциональных переживаний и могут быть своеобразным показателем творческой одаренности. Задание-тест: передать экспрессию и эмоции посредством цветового решения в творческой композиции. Эмоции, творчество и работоспособность человека находятся в прямой линейной зависимости [12]. Если какой-либо из трех элементов ухудшается, то, как следствие, ухудшатся и оставшиеся два элемента.
Художественно одаренного студента, как правило, отличает альтернативность, вариативность мышления в композиционных поисках. Вариативность мышления - это направленность мыслительной деятельности на поиск различных
решений творческой задачи [9]. Под вариативностью изобразительного мышления мы понимаем умение находить разнообразные способы преобразования формы и цвета. Задание-тест: выполнить разнообразное множество быстрых зарисовок с целью создания необычных художественных образов с одного тривиального объекта (стул, кувшин, яблоко и т.д.).
Дивергентность мышления американский ученый Дж.Гилфорд определяет как «тип мышления, идущий в различных направлениях» [3: 37]. Это мышление опирается на воображение и допускает существенное варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным результатам. Оно предполагает, что на одно начало работы может быть несколько вариантов ее завершения, что и позволяет порождать оригинальные идеи в нерегла-ментированных условиях деятельности и самовыражения личности. Дивергентность мышления при создании художественного образа является показателем развитого исследовательского интереса, ориентированности на поиск новых форм деятельности, на творческие задачи, не имеющие строгого алгоритма решения и реализуемые разнообразными путями. Задание-тест: предлагается завершить «начатый кем-то» рисунок.
Ассоциативное, творческое воображение -«воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества». Любой объект живой и неживой природы может вызывать целую картину образов и смыслов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется зрительная память и творческое воображение человека. Продуктом ассоциативного мышления и творческого воображения может служить композиция, в которой обычная бытовая утварь (кувшин, самовар, утюг, горшок с цветком и т.д.) превращается в «волшебные дворцы», и студент способен оперировать далее созданными аналогиями в процессе композиционной деятельности. В таких ассоциациях воображению нет предела, и можно выявить богатый ассоциативный фон как показатель одаренности. Задание-тест: выполнить несколько упражнений на цветовые, линейно-графические, формообразующие ассоциации.
Целостность и цельность восприятия заключается в том, что «всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы, например, скрытый от глаз элемент предмета». Умение видеть целое во
фрагментах и желание создать цельный образ могут свидетельствовать об одаренности восприятия мира как единого целого. Задание-тест: из множественных отдельных фрагментарных изображений создать единое целое.
Инициативность заключается в способности человека к самостоятельным волевым проявлениям, самостоятельной организации своей деятельности, целеполагания и целедостижения. Инициативность при создании замысла композиции, выборе цветового и тонального решения, способность к исследовательской деятельности ранее накопленного художественного опыта в изобразительном искусстве, способность к выдвижению прогноза предполагаемого творческого результата, генерированию новых идей, развитое воображение, фантазия в ходе создания художественного образа [13]. Признаки инициативности: адекватное восприятие обстановки, в которой приходится действовать, и умение объективно ее оценивать. Инициативность является показателем развития личности, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего - в художественной деятельности, в творческом экспериментировании, кроме того, является показателем познавательной и творческой деятельности одаренных людей. Задание-тест: выполнить композицию по зачитанному литературному или поэтическому тексту.
Способность к межличностному общению в художественной среде. В основе межличностного общения лежат способности уловить и адекватно отреагировать на настроения, темперамент, побуждения и действия других людей в коллективе. Иными словами, умение работать в группе. Проектное задание: создать коллективный перформанс, дизайн-проект и т.д.
Необходимо отметить, что наблюдение педагогов за творческой работой студента позволяет выявить такие качества, как умение анализировать, интегрировать и синтезировать в ходе создания художественного произведения; способность преодолевать инерцию мышления, отказ от динамических стереотипов при работе над творческой композицией; готовность к риску при создании композиции.
Подобная работа с одаренными студентами возможна в рамках специально созданной программы, нацеленной на выявление и развитие художественной одаренности с одной стороны, а с другой - способствующей интенсивному художественному развитию всех студентов. Такая программа может быть рассмотрена как качественно новая, имеющая ряд отличий от базовой учебной программы. При соответствующей модификации учебного плана по специальным ху-
дожественным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция и др.) могут быть выделены следующие методики обучения одаренных студентов: ускорение, понимаемое как ускоренное развитие приобретаемых художественных навыков; углубление, понимаемое как усложнение композиционных, графических и живописных задач на групповых занятиях, а также в ходе индивидуальных консультаций, и обогащение, понимаемое как «включение в активную выставочную деятельность, знакомство с различными техниками и приемами в изобразительном искусстве посредством участия в мастер-классах известных художников, выездных пленэрах, развивающих цвето- и тоновосприятие, привлечение к студиям в молодежной секции Союза художников России» [8].
На основании анализа научных работ, в которых разрабатываются проблемы детской и юношеской одаренности известными американскими учеными (Ф.Аркамбаулт, С.Добинс, К.Вестберг, Т. Салвин), в содержании учебной программы для одаренных студентов можно выделить темы, которые предполагают «комплексное и углубленное погружение в основные эстетические идеи, в проблемы художественной формы и тематику художественных работ» [3]. При этом необходимо, чтобы учебная программа для одаренных студентов давала возможность всесторонне исследовать не только актуальную и современную художественно-творческую информацию, но и «вечные» художественные традиции, должна способствовать поиску соответствующих информационных и технологических ресурсов для использования их в образовательном процессе. Подбор тематики самостоятельных работ студентов должен стимулировать их саморазвитие и самосовершенствование в художественном творчестве. Учебная программа для одаренных студентов должна обеспечивать развитие понимания внутреннего художественно-образного мира студента, а также природы межличностных отношений в социально-творческой среде, бережного отношения к культурному наследию вообще и художественно-творческому - в частности. Оценивание работ одаренных студентов в соответствии с выработанными принципами коллективного просмотра студенческих работ опытными педагогами-художниками должно учитывать более высокий уровень творческого мышления одаренных студентов, который сформировался в ходе художественно-творческой деятельности и проявился в созданных ими живописных и графических художественных образах.
Представленная методика работы со студентами предполагает не столько выявление и выде-
ление художественно одаренных уникумов из общей среды, сколько дает каждому студенту потенциальную возможность активно развивать в себе творческое начало. Включение специальных игровых заданий-тестов и упражнений непосредственно в образовательную деятельность способствует созданию условий для художественно-творческого успеха студентов, с тем чтобы они активно работали творчески, с одной стороны, и были обеспечены благоприятными условиями для совершенствования - с другой. Свидетельством эффективности такой работы является рост уровня творческих достижений студентов в выставках-конкурсах различного уровня: международного, всероссийского, регионального.
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - №2. - С. 46 - 68.
2. Овчарова Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике. - Москва: МИГУ: Прометей, 2013 . -105 с.
3. Тартарашвили Т.А. Сиситема подготовки интеллектуальной элиты в США / под науч. ред. Ю.Я.Клехо. - М.: НИИВШ, 1988. - 86 с.
4. Рыбалка В. В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы // Одаренный ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16 - 38.
5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Наука, 1961. - 312 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - Самара, 2009. - 320 с.
7. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности: учеб. пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1229 с.
8. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности // Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте: хрестоматия / сост. И.А.Бурлакова. - Москва: АНО ПЭБ, 2008. - С. 85 - 101.
9. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 269 с.
10. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / в со-авт.: А.А.Адаскина, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, Н.Ф.Чубук. - Дубна: Феникс+, 2009. - 272 с.
11. Ганжало Т. Наброски: уроки изобразительного искусства // Юный художник. - 1991. - № 7. - С. 41 - 43.
12. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. -Вып. 1. - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
13. Гладилина И. П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.,
2009. URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/dissertaciya-pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-tvorcheskoy-odarennosti-
molodyozhi-v-vysshey-shkole (дата обращения: 29.11.2015)
DIAGNOSING ARTISTIC GIFTEDNESS IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
E.A.Kolchanova, K.O.Shohov
By diagnosting artistic giftedness in young people we, to a great extent, determine the prospects of modern art university education. This paper identifies the main characteristics of artistic giftedness and provides a system of training tests, aiming to single out artistically gifted students. These recommendations, along with diagnostic tools, were elaborated on the basis of research and pedagogical experiences of the authors. The given diagnostic tools enabled us to identify basic components of students' artistic giftedness.
Key words: artistic giftedness, creativity, criteria of artistic giftedness, diagnostics of giftedness, system of training tests, drawing, painting, composition, methods of work with gifted students.
1. Bogoyavlenskaya D.B. Rabochaya koncepciya odarennosti // Voprosy obrazovaniya. - 2004. - №2.
- S. 46 - 68. (in Russian)
2. Ovcharova YuA. Razvitie xudozhestvenno-tvorches-kix sposobnostej u studentov xudozhestvenno-graficheskix fakul'tetov pedvuzov na zanyatiyax po keramike. - Moskva: MPGU: Prometej, 2013 . - 105 s. (in Russian)
3. Tartarashvili T.A. Sisitema podgotovki intellek-tual'noj e'lity v SShA / pod nauch. red. Yu.Ya.Klexo.
- M.: NllVSh, 1988. - 86 s. (in Russian)
4. Rybalka V.V. Opredelenie ponyatij odarennosti, ta-lanta, genial'nosti lichnosti: klassicheskie i sovremen-nye metodologicheskie podxody // Odarennyj rebenok. - 2011. - № 2. - S. 16 - 38. (in Russian)
5. Teplov B.M. Problemy individual'nyx razlichij. - M.: Nauka, 1961. - 312 s. (in Russian)
6. Bogoyavlenskaya D.B. Psixologiya tvorcheskix sposobnostej. - Samara, 2009. - 320 s. (in Russian)
7. Sirotyuk A.S. Diagnostika odarennosti: ucheb. poso-bie. - M.: Direkt-Media, 2014. - 1229 s. (in Russian)
8. Kireenko V.I. Psixologiya sposobnostej k izobrazitel'-noj deyatel'nosti // Razvitie poznavatel'nyx sposob-nostej v doshkol'nom vozraste: xrestomatiya / sost.
I.A.Burlakova. - Moskva: ANO PE'B, 2008. - S. 85 - 101. (in Russian)
9. Melik-Pashaev A.A. Mir xudozhnika. - M.: Progress-Tradiciya, 2000. - 269 s. (in Russian)
10. Melik-Pashaev A.A. Metodiki issledovaniya i prob-lemy diagnostiki xudozhestvenno-tvorcheskogo raz-vitiya detej: metodicheskie rekomendacii dlya peda-gogov obshheobrazovatel'nyx shkol / v soavt.: A.A.Adaskina, G.N.Kudina, Z.N.Novlyanskaya, N.F.Chubuk. - Dubna: Feniks+, 2009. - 272 s. (in Russian)
11. Ganzhalo T. Nabroski: uroki izobrazitel'nogo iskusst-va // Yunyj xudozhnik. - 1991. - № 7. - S. 41 - 43. (in Russian)
12. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Psixologiya odarennosti: ponyatie, vidy, problemy. -Vyp. 1. - M.: MIOO, 2005. - 176 s. (in Russian)
13. Gladilina I.P. Pedagogicheskaya texnologiya razvitiya tvorcheskoj odarennosti molodezhi v vysshej shkole: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. - M., 2009. URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/dissertaciya-pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-tvorcheskoy-odarennosti-molodyozhi-v-vysshey-shkole (accessed: 29.11.2015) (in Russian)
Колчанова Елена Августовна - кандидат философских наук, доцент кафедры искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.
625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: [email protected]
Kolchanova Elena Avgustovna - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Art, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University.
6 Volodarskogo Str., Tyumen, 625003, Russia E-mail: [email protected]
Шохов Константин Олегович - кандидат философских наук, доцент кафедры искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.
625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6. E-mail: [email protected]
Shohov Konstantin Olegovich - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Art, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University.
6 Volodarskogo Str., Tyumen, 625003, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 30.11.2015