Научная статья на тему 'Воспитание скоростно-силовых способностей конькобежцев'

Воспитание скоростно-силовых способностей конькобежцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ / SKATING / ТЕХНИКА / TECHNIQUE / ТАКТИКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / DEVELOPMENT OF SPEED-STRENGTH ABILITIES / СПОРТ / SPORT / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СПОРТСМЕНЫ / ATHLETES / КОНЬКОБЕЖЦЫ / SKATERS / TACTICS AND SPEED-POWER ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна

Данная статья посвящена развитию скоростно-силовых качеств конькобежцев. Произведен анализ научно-методической литературы. Определен уровень физической подготовленности спортсменов. В статье рассматривается процесс подготовки бегунов на коньках. Основным качеством в подготовке результативных спортсменов, специализирующихся в конькобежном спорте, авторы рассмотрели скоростно-силовые способности. Упор сделан на обоснование подбора упражнений и методов способствующих развития скоростно-силовых способностей конькобежцев. Разработана и апробирована методика воспитания скоростно-силовых качеств. Доказана эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF SPEED-STRENGTH ABILITIES OF THE SKATERS

This paper focuses on the development of speed-power qualities of the skaters. The analysis of scientific-methodical literature. Determined level of physical fitness of athletes. The article discusses the process of preparing the runners on the skates. The main quality in the training of successful athletes specializing in speed skating, the authors examined the speed-power abilities. Emphasis is placed on justification for the selection of exercises and methods conducive to the development of speed-strength abilities of the skaters. Developed and tested a technique of training of speed-power qualities. The efficacy of the developed methodology.

Текст научной работы на тему «Воспитание скоростно-силовых способностей конькобежцев»

В ходе исследовательской деятельности обоснована целесообразность использования в работе с одаренными студентами личностно-ориентированных технологий и кейс-метода, а также показаны особенности их применения в условиях художественных вузов.

Определены и схематично оформлены современные методы и подходы в работе с одаренными студентами художественных вузов.

Обоснована совокупность условий психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных студентов, обеспечивающих индивидуальное саморазвитие и самосовершенствование личности одаренного студента.

Литература:

1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе; / М.Р.Битянова. М.: Генезис, 2000; - 298 с.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - №2. -С. 46 - 68.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: 2006. - 304 с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999. - 375 с.

5. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг. - 1999. - №1.

6. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ Под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2005. - 484 с.

7. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 448 с.

9. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб. - М.: ВПО, 2000.

10. http://search.rsl.ru/ru/record/01000332159 Беспаленко, Елена Михайловна. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Воронеж, 2001. - 233 с. (дата обращения 08.08.2017 с. 150- 154).

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01. Дизайн (уровень бакалавриата). Приказ от 11 августа 2016 г. N 1004.

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата). Приказ от 7 августа 2014 г. N 936

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. N 1159 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.05 Живопись и изящные искусства (уровень специалитета)»

Педагогика

УДК 796

кандидат педагогических наук Дедловская Марина Владимировна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Золотухина Инна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

Аннотация. Данная статья посвящена развитию скоростно-силовых качеств конькобежцев. Произведен анализ научно-методической литературы. Определен уровень физической подготовленности спортсменов. В статье рассматривается процесс подготовки бегунов на коньках. Основным качеством в подготовке результативных спортсменов, специализирующихся в конькобежном спорте, авторы рассмотрели скоростно-силовые способности. Упор сделан на обоснование подбора упражнений и методов способствующих развития скоростно-силовых способностей конькобежцев. Разработана и апробирована методика воспитания скоростно-силовых качеств. Доказана эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: конькобежный спорт, техника, тактика, скоростно-силовые способности, спорт, тренировочный процесс, воспитание, развитие скоростно-силовых способностей, спортсмены, конькобежцы.

Annotation. This paper focuses on the development of speed-power qualities of the skaters. The analysis of scientific-methodical literature. Determined level of physical fitness of athletes. The article discusses the process of preparing the runners on the skates. The main quality in the training of successful athletes specializing in speed skating, the authors examined the speed-power abilities. Emphasis is placed on justification for the selection of exercises and methods conducive to the development of speed-strength abilities of the skaters. Developed and tested a technique of training of speed-power qualities. The efficacy of the developed methodology.

Keywords: skating, technique, tactics and speed-power abilities, sport, training process, education, development of speed-strength abilities, athletes, skaters.

Введение. Подготовка спортсменов высшего мастерства требует планового подхода к подрастающему спортивному поколению. Развитие качеств не может осуществляться, не планировано и спонтанно, так как объемы и интенсивность нагрузок изнашивают организм в любом возрасте. В настоящее время конькобежный спорт требует совершенствования, как техники, так и тактики ведения соревнований. Основу чего может внедрить личность тренера, способного применить свой опыт, видение, новое веяние современной спортивной тренировки; что является синтезом огромной работы по изучению прошлого и настоящего опыта современного конькобежного спорта [3].

Особенностью развития конькобежного спорта является увеличения скоростных характеристик

инвентаря, а так же преодоления дистанции, не зависимости от метража. Скорость перемещения спортсменов конькобежцев всецело зависит от мощности и быстроты отталкивания, что влечет прогрессирования уровня физических качеств, ювелирного оттачивания техники в зависимости от дистанции преодоления спортсменом, а так же применение тактики во время преодоления метража.

Повышение уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов занимающихся бегом на коньках, влияет на развитие динамики преодоления дистанции, улучшение спортивных результатов во всех видах данного спорта. Что способствует необходимость планирования в процессе многолетней подготовки и искать пути совершенствования, технического арсенала, тактических вариаций и технико-тактических возможностей спортсмена [1, 5].

На основании изученного опыта тренерского и спортивного опыта, а так же теоретических работ сделан вывод об актуальности рассматриваемой проблеме.

Формулировка цели статьи. Целью данной работы является разработать и определить эффективность методики воспитания скоростно-силовых способностей конькобежцев.

Гипотеза исследования - предполагается, что при использовании разработанного комплекса упражнений и методики повысится уровень скоростно-силовых способностей конькобежцев.

В последние годы многие тренера в тренировочном процессе отводят важное значение развитию скоростно-силовых качеств. Значимый уровень которых, способствует получению высоких спортивных результатов, за счет повышения работоспособности спортсменов, в процессе спортивной подготовки.

Изложение основного материала статьи. На первом этапе педагогического эксперимента, проведено тестирование на базе Детской юношеской спортивной школы №4 города Зеленодольска, с участием воспитанников в возрасте 15-17 лет, имеющих уровень спортивного мастерства - кандидат мастера спорта.

Таблица 1

Результаты скоростных способностей у контрольной и экспериментальной групп (до

эксперимента)

Показатели Контрольная Экс периментальная Достоверность

группа группа различии

Хер 8 Хер 8 Т пар

Бег 100м (с) 12,9 ±0.76 12,9+0,75 1,17

Прыжок в длину (см) 248 ±11,58 248+2,93 1,30

3-ой прыжок (см) 632±28,52 630+29,73 0,55

Прыжковая имитация на время (30 сек) 23+2,63 24±2 0,98

5 кругов на велосипеде 23, 21 ±0.19 23,30+0,18 1,57

в лесу (мин)

Бег 300м (с) 48+1,14 49+1,38 0,29

Выявлен уровень скоростно-силовых способностей:

Оценка скоростно-силовых способностей, проявляемых в целостных двигательных действиях: использовали такой тест как, бег на 100 м., 300 м., 5 кругов на велосипеде по лесу, прыжки с места в длину, тройной прыжок, прыжковая имитация на время.

Результат оказались следующими (Табл. 1): Результаты по используемым тестам говорят, о том, что обе группы имеют идентичную подготовленность, что статистически доказано, разница в показателях между двумя группами отсутствует.

Внедрение комплекса упражнений в ДЮСШ №4 города Зеленодольска. Задействована экспериментальная группа в составе 6 человек - спортсменов 15 - 17 лет одного уровня подготовленности и имеющие звание мастера спорта по конькобежному спорту. Участники контрольной группы 6 человек -спортсменов 15-17 лет.

Контрольная группа занималась стандартно по утвержденной программе ДЮСШ № 4 города Зеленодольска, а экспериментальная группа в течение двух месяцев применяли разработанный комплекс упражнений и методику в своем тренировочном процессе, направленный на воспитание скоростно-силовых способностей конькобежцев.

Основными средствами тренировки в подготовительном периоде:

1) ускорения с разной направленностью;

2) различные специальные прыжковые имитации;

3) работа на имитационной доске;

4) упражнения на скоростно-силовую направленность.

При использовании комплекса с определенным перечнем упражнений. Направленность тренировочного занятия смещается в сторону варьирования нагрузки, увеличения продолжительности использования одного упражнения или цикла упражнений, повышения количества повторений, уменьшения пауз отдыха между упражнениями или их циклами.

Подготовительная часть тренировки в базовом летнем периоде заключается в использовании разминочных, общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - это стандартный набор упражнений, способствующий разогреву крупных мышц организма и приводящий к мобилизации всех систем органов [2]. Этот набор, так называемая разминка, состоит из упражнений, задействующих верхний плечевой пояс, затем корпус и так постепенно опускаясь до нижних конечностей. После мы включаем свой комплекс упражнений перед основной тренировкой

направленный на воспитание скоростно-силовых способностей конькобежца. В этом комплексе спортсмены набирали объем, различных ускорений с отягощением и без него, прыжковые имитации и прыжки через барьеры.

Применялась тренировка на имитационной доске, для улучшения технических качеств, выносливости и скоростно-силовых качеств. В экспериментальной группе были использованы экспериментальные средства -утяжелители весом в 200 грамм, которые крепятся на голени ног (в манжеты). Применялись они в прыжковых упражнениях, многоскоках, в различных беговых ускорениях. Есть еще один вид утяжелителя, которые мы применяли в нашей работе на тренировках с имитационной направленностью. Пояс, весом в 700 грамм, крепился на поясничный отдел конькобежца, чтобы придать вес отягощения для совершенствования посадки и развития скоростно-силовых способностей.

Таблица 2

Применение средств воспитания скоростно-силовых способностей конькобежцев в микроцикле

1 день

Упражнение Дозировка Методическое указание

Многоскоки по 40 метров 10 упражнении Следить за правильным выполнения прыжков.

Прыжки через резину с манжетами, Прыжки с двух ног - Резина на середина бедра. Прыжковая

ускорение. На одной ноге с манжетами 20 дв. имитапия-на уровне чуть ниже колена.

ускорение. Прыжковая-12 дв. 2 Следить за правильным выполнением

Прыжковая имитация с манжетами через серии прыжковой имитациеи.

резину, ускорение.

Старт с резиной 30 метров 6 серии Следить за правильным выполнения старта и последующих стартовых шагов.

В посадке запрыгивал не на тумбу 12 дв. 3 серии Спину держать прямо, в конце упражнения подняться на носки. Выполнять в быстром темпе.

2 день

Упражнение Дозировка Методическое указание

Прыжки через легкоатлетические барьеры 5 серии

Толчки в сторону 6 дв. на каждую ногу 3 серии Максимальные толчки, темп высокий. Следить за правильной техникой выполнения.

Катание на досках с манжетами 1мин 20. 3 серии Отдых 3-5 мин Теш высокий. Следить за правильной техникой выполнение.

Старт с резиной 30 метров 2 серии Следить за правильной техникой выполнение

3 день

Упражнение Дозировка Методическое указание

3 прыжка вперед 2 назад, 3 прыжка вперед 2 3 серии Темп выше среднего

назад. 3 прыжка вперед 2 назад.

Прыжки через скакалку 50раз, 2-3 серии Темп высокий

Смена ног на тумбе По 15 на каждую ногу 3 серии Следить за выполнением упражнения

4 день

Упражнение Дозировка Методическое указание

Прыжки через резину в манжетах и 6 разновидностей -20

ускорение 20м дв

Прыжки из приседа с последующим 10 прыжков -2раза Следить за отталкиванием

выпрыгиванием вверх максимально в

манжетах

Скакалка 50-дв 4 серии

5 день

Упражнение Дозировка Методическое указание

Статика по Юсек в посадке + 6

выпрыгивании (5 повторения) утяжелители 200гр 3 серии

Катание на доске с поясом 1 м ЗОсек. 4 серии Следить за техникой выполнения упражнения.

Скакалка 50-дв 3 раза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 день

Упражнение Дозировка Методическое указание

Многоскоки с подтягиванием 12-дв на каждую ногу

6 серии

Прыжки лягушки 6-дв, 6 серии

Старты с резиной 30 мет. 5 серии Следить за правильным выполнения упр.( стартовое положение и первый шаг)

7 день выходной

Нами было взято четыре основных методов развития быстроты [4]: 1. Повторный метод.

2. Сопряженный метод.

3.Метод круговой тренировки.

4. Соревновательный метод.

Недельный план для спортсменов контрольной и экспериментальной группы был одинаковым. Нагрузка тренировок, была регламентирована, пульсом 150-180 уд/мин, так как ЭГ применяла специальные средства и пульс поднимался до нужного нам уровня, в КГ же группе мы увеличили интенсивность движений.

Анализ результатов исследования у конькобежцев свидетельствует о том, что у экспериментальной и контрольной групп до начало эксперимента не было существенных различий в показателях физической подготовленности. После 2 месяцев тренировок ОФП по разработанному комплексу, математическая обработка результатов исследования, выявила существенные изменения в перечисленных показателях конькобежцев экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой (Табл. 3).

Таблица 3

Результаты экспериментальной и контрольной групп, после проведения эксперимента

Показатели Контрольная Экспериментальная Достоверность

группа группа различии

Хер ±5 Хер ±8 Г

Бег 100м (с) 12,8±0,75 12,7±0,71 5,6*

Прыжок в длину (см) 244± 11,65 250+12,95 4,95*

3-ой прыжок (см) 641±18,06 650 ±20,54 0,98

Прыжковая имитация на 23±2.22 26±2 2,91*

время (30 сек)

5 кругов на велосипеде в лесу (мин) 22,50±1,02 21,57±0,87 2,44*

Бег 300м (с) 48±0,26 46 ±0,21 0,52

Во второй и третьей колонке таблицы 3 - средние показатели контрольных испытаний после применения предложенного комплекса по разработанной методике, показывают положительную динамику, и выше динамика у испытуемых в экспериментальной группе.

Рассмотрим тест бег 100 м. На начало исследования данные контрольной и экспериментальной группы свидетельствуют о недостоверности различий (таблица 3).

Результат участников в беге на 100 м, в контрольной группе в начале эксперимента составил - 12,9 +0,31 с, в конце эксперимента - 12,8+0,3. В экспериментальной группе в начале эксперимента результат составил 12,9 +30 с, в конце эксперимента 12,7+0,2 с.

Далее рассмотрим результаты прыжков в длину с места. На нашей диаграмме видно, что результаты экспериментальной и контрольной группы до начала эксперимента одинаковые - 248 + 4,72 см., и 248+5,27 см. Но после эксперимента у контрольной группы результат стал - 244+4,75 см., а у экспериментальной группы - 250+5,28 см. (таблица 3).

Результаты следующего теста (тройной прыжок) у экспериментальной группы - 630 см +12,14 после 650 +8,38, прирост оказался 20 см. А вот у контрольной группы прирост оказался в 9 см, до эксперимента 632+11,64 после 641 +7,37 (таблица 3.).

В тесте - прыжковая имитация на время, также видим положительную динамику у экспериментальной группы. В экспериментальной группе до внедрения комплекса упражнений был - 24+0,81, после 26+0,81. У контрольной группы результат остался не именным: до эксперимента 23+1,07 после эксперимента - 23+0,90 (таблица 3).

Далее проведенный нами был тест - 5 кругов на велосипеде по лесу. 1 круг - 2200 м, общая дистанция -11 км. Контрольная группа проехала за 23, 21 +0,07, после эксперимента результат оказался следующим 22,50 +0,41 мин. Экспериментальная группа до эксперимента показала средний результат -23,30+0,07 мин, после эксперимента, результат сократился и стал 21,57+0,35

И последний проведенный нами, был тест на 300 м. Здесь также просматривается положительная динамика, у экспериментальной группы результаты: до эксперимента - 49+0,61сек., после 46 +0,08, т.е. улучшились на 0,2 сек, а вот у контрольной группы остались на прежнем уровне: до эксперимента 48 +0,51 сек., после 48 +0,10 (таблица 3).

Для определения темпа прироста показателей необходимо пользоваться формулой W= 100(У2-У1) 0,5(У1+У2) %

Таблица 4

Прирост показателей после эксперимента контрольной группы

№ Тест Прирост

1. Бег 100м 0.8%

2. Прыжок в длину 3,96 %

3. 3-ой прыжок 0,3%

4. Прыжковая имитация на время (30 сек) 0,04%

5. 5 кр. На велосипеде в лесу 5%

6. Бег 300м 2,67%

Итого: 12.77%

Таблица 5

Прирост показателей после эксперимента, экспериментальной группы

№ Тест Прирост

1. Бег 100м 2,33%

2. Прыжок в длину 4,72%

3. 3-ой прыжок 3,12 %

4. Прыжковая имитация на время (30 сек) 8%

5. 5 кр. На велосипеде в лесу 3,25%

6. Бег 300м 4.25%

Итого: 25,67%

Выводы. На основе представленного эксперимента и проделанных расчетов, полученные данные, нами проанализированы и оценены результаты, как подтверждающие нашу гипотезу, о важности целенаправленного развития скоростно-силовых качеств спортсменов занимающимися бегом на коньках.

Среднее значение показателей в экспериментальной группе статистически достоверны, и выше по сравнению с участниками, представляющие контрольную группу.

Нами отслежено, что показатели, оценивающие скоростно-силовые способности у спортсменов экспериментальной группы, по истечению шести месяцев использования предложенного комплекса упражнений по разработанной методики, оказались значительно выше, чем у испытуемых в контрольной группе, где использовалась стандартная программа подготовки спортсменов конькобежцев уровня мастера спорта. Изначально же показатели скоростно-силовой подготовки были на одном уровне и статистически равны в обеих группах.

На основании вышеизложенного исследования, для развития скоростно-силовых качеств у конькобежцев 15-17 лет, рационально использовать разработанный комплекс упражнений.

Литература:

1. Барышникова Ю.А. Построение тренировочных занятий с юными конькобежцами в целях повышения их общей физической работоспособности И / Ю.А. Барышников / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1983.

2. Белоусова А.А., Никитин А.С., Рябышева С.С., Вафина Э.З., Гулякова А.А. / Молодой ученый. - 2012. - № 4. С. 538-540.

3. Веселкин М.С., Криволапчук В.В. О необходимости широкого применения средств ОФП в системе подготовки юных конькобежцев / М.С. Веселкин, В.В. Криволапчук // В сборнике: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире Материалы XXII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - 2012. - С. 302-305.

4. Кубаткин В.П. Контроль и управление подготовкой конькобежцев (вопросы стратегии и тактики) / В.П. Кубаткин / Вестник спортивной науки. - 2004. - № 2. С. 34-37.

5. Мартыненко И.В. Начальная специальная подготовка юных конькобежцев в условиях крытых катков / И.В. Мартыненко / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 72-76.

Педагогика

УДК 376.1

преподаватель Долгин Дмитрий Сергеевич

Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний (г. Новокузнецк) НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. В данной статье автор рассматривает некоторые проблемы, связанные с процессом воспитания сотрудников УИС, выявленные в ходе изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих данную сферу образовательной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы речевой культуры сотрудников УИС, рассматриваемой автором в качестве интегрированного свойства личности в целом, выявляющего уровень ее развитости, образованности и воспитанности. Автором предлагаются некоторые предложения, касающиеся отражения данной проблемы в имеющихся нормативно-правовых документах.

Ключевые слова: процесс воспитания, речевая культура, сотрудник УИС, ФГОС третьего поколения.

Annotation. In this article the author considers some problems related to the process of education of the prison staff identified in the course of studying of normative legal documents regulating this sphere of educational activity. Particularly noteworthy are the issues of speech culture of the prison staff, considered by the author as the integrated properties of the whole person, revealing the level of development, education and education. The author offers some suggestions regarding the reflection of this problem in existing legal documents.

Keywords: process education, speech culture, an employee of UIS, FSES of the third generation.

Введение. В рамках современного времени, характеризующегося далеко не однозначными процессами, происходящими в политической, экономической, правовой и других сферах жизни, назрела насущная необходимость выработки новых организационно-методических и педагогических подходов к воспитательной работе сотрудников УИС. При этом необходимо учитывать новые реалии в организационно-штатной структуре ФСИН России и подчиненных подразделений. В силу сказанного одним из приоритетных направлений в реализации данного вида деятельности является нравственное воспитание, чему, в частности, и посвящена данная статья.

Формулировка цели статьи. Как отмечает В.А. Уткин, знание основных нравственных принципов является основой морального сознания сотрудника учреждений, исполняющих наказания [7, с. 88]. Однако преобразование этих знаний в убеждения и принципы, безупречное соблюдение законов морали в служебной деятельности зависит от общего уровня культуры сотрудника, его постоянного стремления к самосовершенствованию, противостоянию негативным воздействиям профессиональной среды. По нашему мнению, ключевой здесь представляется фраза общий уровень культуры, составной частью которой является культура речи - такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [4, с. 13]. Из данного определения вытекает, что только овладение этикой общения и общепринятыми языковыми нормами будет способствовать эффективному решению поставленных коммуникативных задач в той либо иной области человеческих отношений (в том числе и профессиональных). Подробным образом нами были рассмотрены правовые нормативные документы, касающиеся данного вопроса, позволяющие говорить о том, что в них не поставлена задача, направленная на формирование такой важнейшей составляющей личности сотрудника УИС, как культура речи, языковая культура. Вместе с тем именно высокий уровень языковой культуры способствует накоплению и сохранению языкового опыта, а правильное и уместное использование языковых единиц различных уровней - качественной реализации поставленных перед сотрудником УИС задач, связанных с выполнением профессионального долга и возложенных на него обществом и государством обязанностей. Таким образом, речевая культура, на наш взгляд, является неотъемлемой частью коммуникативной культуры в целом.

Изложение основного материала статьи. Языковая культура сотрудника УИС, который представляет специфическую среду конкретного профессионального сообщества, должна воспитываться и формироваться посредством применения ряда комплексных педагогических приемов и методов, внедряемых как с помощью общеобразовательных средств дисциплин гуманитарного цикла, так и в процессе непосредственной систематической воспитательной работы. Основу такого комплексного процесса должно составлять согласованное единение языковой компетенции с общей культурой личности. Эту гармонию возможно достичь посредством углубления гуманистического направления процесса образования, чему способствует формирование гуманитарной среды специализированного вуза, а также реализация в процессе обучения программ элективных курсов, направленных на повышение общего культурного и языкового уровня и расширяющих кругозор будущих профессионалов УИС. Работа подобного рода может реализовываться в группах, проектной деятельности, ролевых и деловых играх, различных дискуссиях, диспутах, способствующих развитию активной коммуникативной среды, способствующей формированию и воспитанию культуры языковой личности. Такая коллективная работа способствует тому, что каждый курсант выполняет ряд определенных ролей, функций, способствующих реализации общей цели посредством общения с другими членами коллектива. Кроме того, данная работа содействует усвоению норм, правил, принципов деловой коммуникации, а также личному «их принятию, присвоению и отношению к ним, как к собственным»[2, с. 196]. Ряд ученых среди причин недостаточной успешности в профессиональной деятельности называют слабое владение специфическими навыками общения (неумение контролировать свою речь, мимику, жесты и т. д.), а также неспособность выстраивать отношения с другими членами служебного коллектива. Этот факт подтверждают и различные коммуникативные ошибки в порождении высказывания - неверное употребление слов, слабая аргументация (убедительность), нелогичность, сложность высказывания (несоответствие уровню мышления и словарному запасу партнера по коммуникации); профессиональная коммуникативная деформация, употребление жаргонизмов и бранной лексики и др. С целью иллюстрации сказанного представим некоторые данные, полученные в рамках осуществленного нами эксперимента, состоящего из нескольких этапов. Так, нами было проведено анкетирование курсантов 1-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.