ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
скоростно-силовых, третье — специальных силовых способностей.
Заключение. В результате анализа динамики тренировочных нагрузок высококвалифицированных спортсменов в течение годичного цикла выявлено, что наибольший объем выполняется спортсменами в базовый специализированно-физический и спе-циально-втягивающий мезоциклы специально-подготовительного этапа подготовительного периода. В дальнейшем объем применяемых нагрузок уменьшается и увеличивается их интенсивность и специ-ализированность. Основными средствами подготовки являются силовые упражнения с отягощениями от 10—15 до 80 — 90 % от собственного веса, легкоатлетический бег различной интенсивности, езда на велосипеде (на треке) и непосредственно бег на коньках.
Библиографический список
1. Вашляев, Б. Ф. Тренировка квалифицированных конькобежцев: теоретические основы / Б. Ф. Вашляев. — Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2007. — 186 с.
2. Приставкин, В. С. Управление тренировочным процессом конькобежцев (теоретико-методический подход) /
B. С. Приставкин // Труды Смоленского государственного института физической культуры. — Смоленск : СГИФК, 2000. —
C. 32-36.
3. Стенин, Б. А. Динамика изменения показателей соревновательной деятельности в шорт-треке в зависимости от квалифицированных и взрослых спортсменов // Конькобежный спорт : сб. науч.-метод. ст. — М. : ГЦОЛИФК, 1991. — С. 72 — 78.
4. Павловский, Ю. И. Шорт-трек / Ю. И. Павловский, И. А. Богданов. — М. : Физкультура и спорт, 1989. — 78 с.
5. Альшевский, И. И. Анализ соревновательной деятельности конькобежцев в подготовительном периоде тренировки / И. И. Альшевский, Н. Н. Анисимов // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы IV науч. сессии АФВиС Республики Беларусь по итогам науч.-исследов. работы за 1998 год и 53-й студенческой науч. конф. — Минск, 2000. — С. 38 — 39.
6. Hardis, J. Development of the ISU regulation for «short-track» / J.Hardis. — Canada. — 1994. — November. — Р. 12-16.
7. Boobis, L. Effect of sprint training on muscle metabolism during treadmill sprinting in man / L.Boobis, S.Brooks // Physiol. - 1987. - № 384. - P. 31.
КРЫЛОВА Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.07.2013 г.
© Т. И. Крылова
УДК 796.011.3 373.3 С. Г. ПАТРИНА
В. А. САЛЬНИКОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СВЯЗЕЙ ТЕМПОВ
ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВОЧЕК-ШКОЛЬНИЦ 7-11 ЛЕТ
В статье рассматривается динамика связей темпа прироста результатов двигательных качеств и морфофункциональных показателей в возрастном аспекте. Выявлено, что при стимульном развитии скоростных и скоростно-силовых показателей у девочек 7—11 лет к моменту предпубертата начинает проявляться большая интегрированность связей между темпами прироста результатов в упражнениях, характеризующих различные двигательные способности и морфофункциональные показатели.
Ключевые слова: двигательные способности, морфофункциональные показатели, темп прироста, интегрированность, возрастное развитие.
Введение. Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека с момента его рождения и использовать эти закономерности для решения задач физического развития. Чрезвычайная сложность процесса индивиду-
ального развития человека проявляется в том, что различные структурные образования и системы организма формируются и развиваются непрерывно и асинхронно, все это нашло отражение в понятии гетерохронности как отличительной черты различных сторон индивидуального развития че-
ловека. Это в полной мере проявляется применительно к развитию двигательных способностей, где общей закономерностью является непрерывный и поступательный, но, как правило, неравномерный процесс изменения этих способностей на всем протяжении детского, подросткового и юношеского возраста. При этом Б. Г. Ананьев отмечал (1965) [1], что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и социального в психическом развитии человека. Для более глубокого понимания возрастной изменчивости на разных этапах жизни важным оказывается микровозрастной анализ, который позволяет выявить сложный характер изменений функций в различные периоды их развития [2].
По-видимому, вопросы детерминации возрастной сенситивности требуют разноуровневых, комплексных исследований. Несомненно, что социальные влияния и опыт деятельности преломляются через внутренние условия развития, в том числе анатомо-физиологическое созревание мозга ребенка. Сами «внутренние условия» во многом являются результатом внешних воздействий, но не сводятся к ним. Все это обуславливает актуальность исследования не возрастных особенностей физического развития детей и подростков, а индивидуальных особенностей возрастного развития при обязательной дифференциации по половому признаку.
В частности, в характере прохождения пубертатного периода мальчиками и девочками имеются принципиальные различия: девочки на продолжении всего периода имеют более высокий уровень морфологической и функциональной зрелости, а также более ранние возрастные зоны наибольших темпов прироста [3]. Направленно можно влиять на развитие двигательной системы, зная биологические и психофизиологические закономерности роста и развития. Но особенно важно помнить, что период роста любой системы — это период ее открытости к внешним воздействиям и когда снижается жесткое влияние генетических факторов [4, 5]. Одновременно отмечается: размах вариаций с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного периода к другому, соответственно, возрастные границы становятся более размытыми.
Внутренне противоречивыми являются и сенситивные периоды развития. С одной стороны, высокая чувствительность к внешним воздействиям является благоприятным фактором, способствующим легкому запечатлению, усвоению информации, поступающей из внешней среды. С другой стороны, повышенная чувствительность к внешним воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них, которые являются чрезмерными как нецелесообразными. Известны факты, когда в одни и те же возрастные периоды активизируются ростовые процессы, но замедляются процессы дифференцирования [6, 7], в то же время В. М. Шапошникова (1975) [8] считает, что периоды ускоренного роста предшествуют периодами скачкообразного улучшения двигательных качеств. Тем не менее большая часть исследований направлена на поиск и обоснование возрастных норм, характеризующих организм. Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма, как отмечают В. М. Козлов, Д. А. Фарбер (1978) [9], не отражает сущностных характеристик возрастных преобразований, определяющих адаптивную на-
правленность развития организма. Осмысление категории возраста — исходный момент для решения проблемы не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития.
Изменение темпов индивидуального развития чаще рассматривается с точки зрения их приспособительного (функционального) значения [10]. Структура же общей природы развития проявляется в сложных, противоречивых зависимостях одних функций от других, их соотносительности, скорре-лированности. Исследование связей помогает понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Одновременно очевидны необходимость раскрытия взаимосвязей и взаимопере-ходов между стадиями, изучение противоречий, сопровождающих развитие, выявление сенситивных критических периодов развития, что позволило бы построить теорию индивидуального развития человека, отражающую соотношения между потенциями и тенденциями индивидуальности в разных фазах ее развития [1].
Основная часть. В соответствии с этим задача исследования состояла в изучении динамики связей темпов прироста двигательных проявлений и морфофункциональных признаков в возрастном аспекте у девочек 7-11 лет.
В работе исследовалось физическое и морфофункциональное развитие девочек 7-11 лет, учащихся средней образовательной школы, занимающихся физической культурой в пределах школьной программы, всего 129 человек. В педагогическом эксперименте изучались темпы прироста двигательных проявлений, таких как быстрота, сила, выносливость, а также морфологических признаков, таких как рост, вес, ЖЕЛ. Темпы прироста рассчитывались с применением формулы О. Броди.
Полученные результаты и их обсуждение. Для более глубокого понимания возрастной изменчивости на разных этапах жизни важным является микровозрастной анализ, который позволяет выявить сложный характер изменений функций в различные периоды их развития. В частности связь темпов прироста двигательных проявлений и морфофункциональных показателей у девочек в возрастном аспекте от 7 до 11 лет имеют как сходство, так и определенные различия.
В частности, у девочек в возрасте от 7 до 8 лет наибольшие связи темпа прироста характерны для двигательных проявлений, характеризующих динамику быстроты (максимальная частота движений кистью за 10 сек., тоже за 30 сек., скоростная выносливость и оптимальный темп), которые довольно высоко коррелируют между собой (рис. 1). Одновременно скоростная выносливость положительно связана с темпом прироста результата в прыжке в высоту с места без участия рук, динамикой результата в беге на 30 м и отрицательно с прыжковой выносливостью. Темпы прироста скоростно-силовых показателей в меньшей степени связаны между собой, за исключением результатов прыжка вверх с участием и без участия рук и прыжковой координацией (пок. 9,10,11). Среди морфофункциональных показателей темпы прироста результатов не связаны между собой, только динамика массы тела отрицательно коррелирует с темпом прироста результата в прыжках в длину с места.
В возрастном отрезке от 8 до 9 лет имеет место некоторое изменение структуры связей темпов прироста результатов в изучаемых показателях.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Рис. 1. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений и морфофункциональных признаков у девочек 7-8 лет цифры в кружках - номера изучаемых признаков: 1) рост в длину; 2) масса тела;
3) ЖЕЛ; 4) максимальная частота движений кистью за 10 с; 5) максимальная частота движений кистью за 30 с; 6) скоростная выносливость; 7) тройной прыжок с места; 8) прыжок в длину с места; 9) прыжок вверх со взмахом рук; 10) прыжок вверх без взмаха рук; 11) прыжковая координация; 12) прыжковая выносливость;
13) челночный бег; 14) бег 30 м; 15) оптимальный темп движения кистью;
16) соотношение максимального и оптимального темпов движения кистью;
17) двигательная чувствительность.
Примечание: сплошная линия, соединяющая кружки, — положительная связь; пунктирная — отрицательная.
Одна (любая) линия — достоверная связь Р<0,05, две — Р < 0,01.
Рис. 2. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений и морфофункциональных признаков у девочек 8-9 лет Примечание: обозначения те же, что на рис. 1.
Рис. 3. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений и морфофункциональных признаков у девочек 9-10 лет Примечание: обозначения те же, что на рис. 1.
Рис. 4. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений и морфофункциональных признаков у девочек 10-11 лет Примечание: обозначения те же, что на рис. 1.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Если в отношении показателей быстроты эти связи сохраняются в том виде, как они присутствуют у девочек 7 — 8 лет, то связи скоростно-силовых показателей более интегрированы между собой. В частности, прыжок вверх с участием рук отрицательно коррелирует с темпом прироста результата в тройном прыжке с места, последний положительно связан с прыжком в длину с места. Прыжковая выносливость положительно коррелирует с темпом изменения результата в беге на 30 м. Результат челночного бега связан с динамикой соотношения оптимальный/максимальный темп (рис. 2).
Темпы прироста морфофункциональных показателей связаны с двигательными проявлениями. Так, изменение роста в длину отрицательно коррелируют с результатом прыжка в длину с места, масса тела отрицательно связана с прыжковой выносливостью, а ЖЕЛ с соотношением оптимального/максимального темпа.
Применительно к возрасту 9—10 лет следует отметить большую дифференцируемость связей темпов прироста результатов изучаемых показателей (рис. 3).
Показатели быстроты коррелируют на высоком уровне между собой (4,5,6,15). В отношении скоростно-силовых показателей наблюдаются более тесные корреляционные связи. Так, тройной прыжок в длину с места связан положительно с темпом прироста результата в прыжке в длину с места и с результатом прыжка вверх без участия рук. Прыжок вверх с участием рук отрицательно связан с прыжковой выносливостью и результатом в беге на 30 м. Среди морфофункциональных показателей только темп изменения роста в длину отрицательно коррелирует с соотношением оптимального/максимального темпов.
В возрастном отрезке от 10 до 11 лет наблюдается большая интегрированность связей темпа прироста изучаемых показателей (рис. 4).
Сохраняется высокий уровень связи между показателями быстроты (4,5,6,15), при этом значительно расширяются связи темпов прироста результатов со стороны показателей быстроты со скоростносиловыми показателями. Так, максимальная частота движений за 10 сек положительно связана с результатом тройного прыжка с места, с прыжковой выносливостью. Прыжок в длину связан положительно с динамикой тройного прыжка в длину с места и отрицательно с результатом в беге на 30 м. Высокий уровень связи выявлен в отношении морфофункциональных показателей. Так, рост в длину положительно связан с прыжковой координацией и с массой тела, последняя также связана с прыжковой координацией и оптимальным темпом, отрицательно с динамикой результата в челночном беге и в прыжке вверх без участия рук. Темпы изменения жизненной ёмкости лёгких положительно коррелируют с прыжковой координацией и отрицательно — с темпом прироста результата в упражнении прыжок вверх с места без участия рук и динамикой результата в челночном беге. В целом можно отметить, что к предпубертатному периоду динамика развития у девочек 7—11 лет начинает проявлять большую интегрированность.
В результате важно не только рассмотрение явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б. Г. Ананьев (1980) [11] отмечал, что теория связей — это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить. Как показывают имеющиеся данные, структура общей природы
развития проявляется в сложных противоречивых зависимостях одних функций от других, их соотносительности, скоррелированности. Исследование связей помогает понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Меж-функциональные связи есть способ внутренней организации системы. В перестройках системы связей проявляется смещение акцентов развития с одной психофизиологической функции на другую, что и позволяет построить возрастные синдромы. При этом перестройка системы связей и зависимостей обуславливается как внутренними факторами (возраст, уровень зрелости, пол и др.), так и внешними (условия обучения, характер деятельности и т.п.), а процесс структурирования может выступать в качестве показателей развития [12].
Заключение. Рассмотренные данные темпов прироста результатов в двигательных проявлениях и морфофункциональных показателях выявило, что при стимулированном развитии скоростных и скоростно-силовых показателей у девочек от 7 до 11 лет к моменту предпубертата начинает проявляться большая интегрированность связей между темпами приростов результатов в упражнениях, характеризующих различные двигательные способности и морфологические показатели. Это существенно отличается от данных, полученных ранее [13] применительно к исходным данным, когда связь двигательных проявлений и морфологических признаков существенно дифференцируется к 11 годам, т.е. к предпубертатному периоду.
В целом исследование связей помогает понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Перестройка связей является объективным показателем развития с точки зрения Б. Г. Ананьева (1980).
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Предисловие к книге М.Д. Александровой «Очерки психофизиологии старения» / Б. Г. Ананьев. — Л. : ЛГУ, 1965. - 140 с.
2. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. — Спб. : Питер, 2001. — 224 с.
3. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1979. — 453 с.
4. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта : моногр. / В. П. Губа. — М. : Советский спорт, 2008. — 304 с.
5. Сергиенко, Л. П. Исследование влияния наследственных и средовых факторов на развитие двигательных качеств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Л. П. Сергиенко ; ГЦОЛИФК. — Харьков, 1975. — 199 с.
6. Межжерин, В. А. Биологическое время и его метрики /
В. А. Можжерин // Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. — Л., 1980. — С. 20 — 24.
7. Головей, Л. А. Онтопсихология — психология развития индивидуальности / Л. А. Головей // Психологический журнал. — 2007. — Т. 28, № 5. — С. 61 — 69.
8. Шапошникова, В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В. И. Шапошникова. — М. : Физкультура и спорт, 1984. — 158 с.
9. Козлов, В. М. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка / В. М. Козлов, Д. А. Фарбер // Биологический возраст периодизации. — М., 1978. — С. 5 — 7.
10. Булгакова, Н. Ж. Возрастные особенности морфофункционального развития юных пловцов 11 — 16 лет / Н. Ж.
Булгакова, Э. Г. Мартиросов, И. В. Чеботарев // Морфофункциональные особенности высококвалифицированных спортсменов : сб. науч. трудов / ВНИИ физической культуры. — М., 1982. - С. 70-84.
11. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. — М. : Педагогика, 1980. — 230 с.
12. Моисеева, Н. И. Свойство биологического времени / Н. И. Моисеева // Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. — Л., 1980. — С. 15 — 19.
13. Патрина, С. Г. Особенности связей двигательных проявлений и свойств нервной системы у девочек 7—11 лет. : сбор. науч. тр. / С. Г. Патрина, В. А. Сальников // Индивидуальные различия в развитии способностей человека. — Омск, 2008. —
С. 33 — 40.
ПАТРИНА Светлана Геннадьевна, преподаватель кафедры физической культуры.
САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2013 г.
© С. Г. Патрина, В. А. Сальников
удк 796.011.1 Е. М. РЕВЕНКО
Т. Ф. ЗЕЛОВА В. А. САЛЬНИКОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ, УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УСПЕВАЕМОСТИ ШЕСТИКЛАССНИКОВ ПРИ ДВУХ И ТРЕХ УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЮ
В статье рассматриваются результаты предварительного и педагогического экспериментов, проведенных с юношами шестого класса. Установлено, что при трех уроках физической культуры в неделю (третьем уроке развивающего характера) у школьников наблюдается более выраженная динамика развития двигательных и умственных способностей, а также успеваемости. При этом наибольший темп прироста умственных способностей и успеваемости выявлен у школьников, имевших на начало педагогического эксперимента сравнительно меньший уровень их проявления. Полученные данные дают основание полагать, что депривация базовой потребности в движениях у подростков, наблюдаемая в современной школе, негативно отражается на динамике умственного развития. Очевидно, что выраженность последствий недостаточной двигательной активности подростков по-разному проявляется у лиц, различающихся индивидуально-психологическими особенностями. Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные и умственные способности, успеваемость.
В рамках модернизации школьного физического воспитания в школьную программу введен третий урок физической культуры в неделю. Это всего лишь незначительная часть фундаментального инновационного подхода, разработанного научным коллективом под руководством В. К. Бальсевича [1—3], которая реализуется в массовой образовательной практике. До сих пор так и не нашла в полной мере отражение основополагающая идея инновационного физического воспитания — идея внедрения технологий спорта в массовую физическую культуру. Более того, материально-технические возможности
современных школ не позволяют реализовать в полной мере широкий выбор спортивных специализаций для школьников, опираясь на их индивидуально обусловленные склонности к занятиям тем или иным видом спорта.
Другая сторона проблемы состоит в том, что как среди учащихся, их родителей, так и среди педагогического коллектива школ не всегда наблюдается понимание значимости увеличения количества часов, отводимых на занятия физической культурой. Нельзя не согласиться с мнением авторов [4], считающих, что сегодня существует ряд «мешающих факторов»,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ