Научная статья на тему 'Индивидуальное и возрастное в системе физического развития подрастающего поколения'

Индивидуальное и возрастное в системе физического развития подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ABILITY / ВОЗРАСТ / AGE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕТЕРОХРОННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / SPECIFIC FEATURES / HETEROCHRONICITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Патрина С. Г., Сухостав О. А., Сальников В. А.

В работе рассматривается динамика темпов развития двигательных способностей и их связь с исходным уровнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Патрина С. Г., Сухостав О. А., Сальников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND AGE IN THE PHYSICAL SYSTEM DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION

This paper considers the dynamics of the rate of development motor abilities and their relation to the initial level.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное и возрастное в системе физического развития подрастающего поколения»

УДК 796.011.3:373.3

С.Г. Патрина, S.G. Patrina, e-mail: lana130878@mail.ru

*О.А. Сухостав, O.A. Suhostav, e-mail:OS-66@mail.ru

**В.А. Сальников ,V.A. Salnikov, e-mail: salnikov_viktor@bk.ru

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk, Russia

* Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

** Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ВОЗРАСТНОЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

INDIVIDUAL AND AGE IN THE PHYSICAL SYSTEM

DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION

В работе рассматривается динамика темпов развития двигательных способностей и их связь с исходным уровнем.

This paper considers the dynamics of the rate of development motor abilities and their relation to the initial level .

Ключевые слова: способности, возраст, индивидуальные особенности, гетерохронность, обучение

Keywords: ability, age, specific features, heterochronicity, training

Изучение проблемы соотношения возрастных и индивидуальных особенностей является центральной для понимания детского развития. Она получила свое развитие в 60-70 годах прошлого столетия. Тем не менее, при подобной постановке проблемы центр исследований ученых практически всегда смещался в русло поиска возрастных характеристик, в то время как изучение индивидуальных особенностей имело второстепенное значение. Последнее скорее служило средством установления возрастных характеристик, их конкретной иллюстрацией, так как в индивидуальном искали проявления общих для данного этапа возрастных закономерностей. Этот подход на начальных этапах исследования оправдал себя, когда закладывался сам фундамент возрастного развития, шел поиск базовых условий развития и характерных новообразований каждого возраста. В настоящее время главной задачей является понимание индивидуальности ребенка, его уникальной линии развития, а понятие ин-

дивидуальности приобретает самостоятельную ценность. Это и обуславливает изучение развития новообразований, а уже на их основе - и многообразие индивидуальных различий. Вероятно, это станет решающим звеном, которое свяжет абстрактно-возрастные закономерности со своеобразием развития в каждом конкретном, индивидуальном случае.

Чрезвычайная сложность индивидуального развития человека проявляется в том, что различные структурные образования и системы организма формируются и развиваются асинхронно. Это нашло отражение в понятии гетерохронности. При этом недооценивается главное - взаимосвязь между возрастом и эффективностью обучения, которая представляет собой довольно сложную зависимость, меняющуюся по мере чередования в онтогенезе некоторых периодов, отличающихся более или менее высокой обучаемостью и различной восприимчивостью к развивающим воздействиям. Следует различать принципиально разные этапы развития: этап становления функций, характеризующийся быстрым темпом изменений, и этап совершенствования и дифференцировки (В.И.Козлов, Д.А. Фарбер, 1983). При этом большая часть специалистов в своей работе основываются на традиционных представлениях о детстве, которое за последнее двадцатилетие серьезно изменилось. Между тем выявление различных путей функционального и физического развития и разнообразия темпов возрастной динамики - существенный момент для более точной оценки не только каждого возрастного среза, но и главным образом самого процесса индивидуального развития; последнее связывается с возможностью обнаружения разнообразных проявлений возрастных норм под воздействием различных факторов.

В задачу исследования входило изучение динамики связей уровня проявления двигательных качеств с темпом их изменения в процессе возрастного развития у девочек 7 -11 лет.

Результаты микровозрастного анализа выявили ряд особенностей в динамике связей изучаемых признаков. В частности у девочек в возрасте от 7 до 8 лет наибольшие связи темпа прироста характерны для двигательных проявлений характеризующие скоростные проявления (максимальная частота движений кистью за 10 сек., тоже за 30 сек., скоростная выносливость), которые довольно высоко коррелируют с исходным уровнем в этих показателях. Это же проявляется в возрастных отрезках 8-9, 9-10, 10-11 лет с некоторыми не существенными изменениями в уровне достоверности корреляционных связей. Темпы прироста скоростно-силовых показателей в меньшей степени связаны с исходным уровне, так в возрасте 7-8 лет достоверный уровень корреляции выявлен только в отношении результата прыжка вверх со взмахом рук, это же проявилось и в возрастной группе 9-10 лет. В возрастной группе 10-11 лет темп прироста результатов коррелирует с исходным уровнем в таких упражнениях как прыжок в длину с места, тройной с места и в прыжке вверх с места. Темп прироста результата в прыжковой координации высоко коррелирует с исходным уровнем во всех четырех возрастных группах. Подобная динамика связей характерна и в упражнении прыжковая выносливость. В отношении результатов в таких упражнениях как бег на 30 м. и челночный бег 3х10 не выявлено связей темпа прироста результата с их исходным уровнем во всех возрастных группах девочек. Среди морфофункциональных показателей, темп прироста результатов в группе 7-8 лет коррелирует с исходным уровнем в таких показателях как рост в длину и вес тела, в 9-10 лет эта связь наблюдается только в отношении веса тела. В возрастной группе 10-11 лет, эти связи проявляются в отношении роста в длину и жизненной емкости легких.

Одновременно темпы прироста результатов в изучаемых упражнениях связаны между собой, но в процессе взросления имеют место значительное их изменение. В частности у девочек в возрасте от 7 до 8 лет наибольшие связи темпов прироста характерны для двигательных проявлений характеризующие динамику быстроты (максимальная частота движений кистью за 10 сек., тоже за 30 сек., скоростная выносливость и оптимальный темп), которые довольно высоко коррелируют между собой. Одновременно скоростная выносливость положительно связана с темпом прироста результата, в прыжке в высоту с места без участия рук, динамикой результата в беге на 30м. и отрицательно с прыжковой выносливостью. Темпы прироста скоростно-силовых показателей в меньшей степени связаны между собой.

В возрастном отрезке от 8 до 9 лет имеет место некоторое изменение структуры связей. Если в отношении показателей быстроты эти связи сохраняются, в том виде как они присутствуют, у девочек 7-8 лет, то связи скоростно-силовых показателей более интегрированы между собой. В частности прыжок вверх с участием рук отрицательно коррелирует с темпом прироста результата в тройном прыжке с места, последний положительно связан с прыжком в длину с места. Прыжковая выносливость положительно коррелирует с темпом изменения результата в беге на 30 м.

Темпы прироста в морфофункциональных показателях связаны с двигательными проявлениями. Так изменение роста в длину отрицательно коррелируют с результатом прыжка в длину с места, масса тела отрицательно связана с прыжковой выносливостью, а ЖЕЛ с соотношением оптимального/максимального темпа.

В отношении возрастной группы 9-10 лет следует отметить большую дифференцируемость, связей темпов прироста результатов в изучаемых показателях. Темпы прироста в показателях быстроты коррелируют на высоком уровне между собой. Подобная направленность связей наблюдается и в отношении скоростно-силовых показателей, так тройной прыжок в длину с места связан положительно с темпом прироста результата в прыжке в длину с места и с результатом прыжка вверх без участия рук. Прыжок вверх с участием рук отрицательно связан с прыжковой выносливостью и результатом в беге на 30 м. Среди морфофункциональных показателей эти связи отсутствуют.

В возрастной группе 10-11 лет наблюдается большая интегрированность связей темпа прироста в изучаемых показателях. Сохраняется высокий уровень связи между показателями быстроты, при этом значительно расширяются связи темпов прироста результатов со стороны показателей быстроты со скоростно-силовыми показателями. Так максимальна частота движений за 10 сек. положительно связана с результатом тройного прыжка с места, с прыжковой выносливостью. Прыжок в длину связан положительно с динамикой тройного прыжка в длину с места и отрицательно с результатом в беге на 30 м. Высокий уровень связи выявлен в отношении морфофункциональных показателей, так рост в длину положительно связан с прыжковой координацией и с массой тела, последняя также связана с прыжковой координацией и оптимальным темпом, отрицательно с динамикой результата в челночном беге и в прыжке вверх без участия рук. Темп изменения жизненной ёмкости лёгких положительно коррелирует с прыжковой координацией и отрицательно с темпом прироста результата в упражнении прыжок вверх с места без участия рук и динамикой результата в челночном беге. В целом можно отметить, что к предпубертатному периоду динамика развития у девочек 7-11 лет начинает проявлять большую интегрированность в динамике возрастного развития.

Таким образом, полученные результаты дают основание отметить, что применительно к отдельным двигательным способностям динамика темпа прироста и исходный уровень развития положительно коррелируют в процессе возрастного развития. Это в значительной степени относиться к элементарным формам проявления скоростных способностей и координационным возможностям. Вероятно, индивидуально-психологические особенности входящие в структуру задатков двигательных способностей в процессе их развития играют определяющую роль. Н.С. Лейтес (1985) отмечает, что способности не могут быть просто проявлением из вне, они всегда несут печать индивидуальности. Наличие же индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, склонностью к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют типологические особенности проявления свойств нервной системы (В .А. Сальников, 2003). При этом далеко не всегда можно отличить, что в особенностях ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы, а что от возраста. Существенным в этом случае является то, что у части детей слабая нервная система и другие свойства оказываются не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохраняющиеся и в дальнейшем (Н.С. Лейтес, 1985).

Заключение. Динамика темпов развития в ряде двигательных способностей положительно коррелирует с исходным уровнем в процессе возрастного развития, что дает основание о целесообразности изучения индивидуальных особенностей возрастного развития и характеристики индивидуальных особенностей тех или иных двигательных способностей.

Библиографический список

1. Козлов, В. И., Фарбер А.А. // Физиология развития ребенка. - М., 1983. - С. 5-14. 2.Лейтес,

Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 9-18.

3. Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В. А. Сальников. - Омск : СибАДИ, 2003. - 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.