УДК 796.011.3:373.3
С.Г. Патрина, S.G. Patrina, e-mail: lana130878@mail.ru
*О.А. Сухостав, O.A. Suhostav, e-mail:OS-66@mail.ru
**В.А. Сальников ,V.A. Salnikov, e-mail: salnikov_viktor@bk.ru
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия
Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk, Russia
* Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
** Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ВОЗРАСТНОЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
INDIVIDUAL AND AGE IN THE PHYSICAL SYSTEM
DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION
В работе рассматривается динамика темпов развития двигательных способностей и их связь с исходным уровнем.
This paper considers the dynamics of the rate of development motor abilities and their relation to the initial level .
Ключевые слова: способности, возраст, индивидуальные особенности, гетерохронность, обучение
Keywords: ability, age, specific features, heterochronicity, training
Изучение проблемы соотношения возрастных и индивидуальных особенностей является центральной для понимания детского развития. Она получила свое развитие в 60-70 годах прошлого столетия. Тем не менее, при подобной постановке проблемы центр исследований ученых практически всегда смещался в русло поиска возрастных характеристик, в то время как изучение индивидуальных особенностей имело второстепенное значение. Последнее скорее служило средством установления возрастных характеристик, их конкретной иллюстрацией, так как в индивидуальном искали проявления общих для данного этапа возрастных закономерностей. Этот подход на начальных этапах исследования оправдал себя, когда закладывался сам фундамент возрастного развития, шел поиск базовых условий развития и характерных новообразований каждого возраста. В настоящее время главной задачей является понимание индивидуальности ребенка, его уникальной линии развития, а понятие ин-
дивидуальности приобретает самостоятельную ценность. Это и обуславливает изучение развития новообразований, а уже на их основе - и многообразие индивидуальных различий. Вероятно, это станет решающим звеном, которое свяжет абстрактно-возрастные закономерности со своеобразием развития в каждом конкретном, индивидуальном случае.
Чрезвычайная сложность индивидуального развития человека проявляется в том, что различные структурные образования и системы организма формируются и развиваются асинхронно. Это нашло отражение в понятии гетерохронности. При этом недооценивается главное - взаимосвязь между возрастом и эффективностью обучения, которая представляет собой довольно сложную зависимость, меняющуюся по мере чередования в онтогенезе некоторых периодов, отличающихся более или менее высокой обучаемостью и различной восприимчивостью к развивающим воздействиям. Следует различать принципиально разные этапы развития: этап становления функций, характеризующийся быстрым темпом изменений, и этап совершенствования и дифференцировки (В.И.Козлов, Д.А. Фарбер, 1983). При этом большая часть специалистов в своей работе основываются на традиционных представлениях о детстве, которое за последнее двадцатилетие серьезно изменилось. Между тем выявление различных путей функционального и физического развития и разнообразия темпов возрастной динамики - существенный момент для более точной оценки не только каждого возрастного среза, но и главным образом самого процесса индивидуального развития; последнее связывается с возможностью обнаружения разнообразных проявлений возрастных норм под воздействием различных факторов.
В задачу исследования входило изучение динамики связей уровня проявления двигательных качеств с темпом их изменения в процессе возрастного развития у девочек 7 -11 лет.
Результаты микровозрастного анализа выявили ряд особенностей в динамике связей изучаемых признаков. В частности у девочек в возрасте от 7 до 8 лет наибольшие связи темпа прироста характерны для двигательных проявлений характеризующие скоростные проявления (максимальная частота движений кистью за 10 сек., тоже за 30 сек., скоростная выносливость), которые довольно высоко коррелируют с исходным уровнем в этих показателях. Это же проявляется в возрастных отрезках 8-9, 9-10, 10-11 лет с некоторыми не существенными изменениями в уровне достоверности корреляционных связей. Темпы прироста скоростно-силовых показателей в меньшей степени связаны с исходным уровне, так в возрасте 7-8 лет достоверный уровень корреляции выявлен только в отношении результата прыжка вверх со взмахом рук, это же проявилось и в возрастной группе 9-10 лет. В возрастной группе 10-11 лет темп прироста результатов коррелирует с исходным уровнем в таких упражнениях как прыжок в длину с места, тройной с места и в прыжке вверх с места. Темп прироста результата в прыжковой координации высоко коррелирует с исходным уровнем во всех четырех возрастных группах. Подобная динамика связей характерна и в упражнении прыжковая выносливость. В отношении результатов в таких упражнениях как бег на 30 м. и челночный бег 3х10 не выявлено связей темпа прироста результата с их исходным уровнем во всех возрастных группах девочек. Среди морфофункциональных показателей, темп прироста результатов в группе 7-8 лет коррелирует с исходным уровнем в таких показателях как рост в длину и вес тела, в 9-10 лет эта связь наблюдается только в отношении веса тела. В возрастной группе 10-11 лет, эти связи проявляются в отношении роста в длину и жизненной емкости легких.
Одновременно темпы прироста результатов в изучаемых упражнениях связаны между собой, но в процессе взросления имеют место значительное их изменение. В частности у девочек в возрасте от 7 до 8 лет наибольшие связи темпов прироста характерны для двигательных проявлений характеризующие динамику быстроты (максимальная частота движений кистью за 10 сек., тоже за 30 сек., скоростная выносливость и оптимальный темп), которые довольно высоко коррелируют между собой. Одновременно скоростная выносливость положительно связана с темпом прироста результата, в прыжке в высоту с места без участия рук, динамикой результата в беге на 30м. и отрицательно с прыжковой выносливостью. Темпы прироста скоростно-силовых показателей в меньшей степени связаны между собой.
В возрастном отрезке от 8 до 9 лет имеет место некоторое изменение структуры связей. Если в отношении показателей быстроты эти связи сохраняются, в том виде как они присутствуют, у девочек 7-8 лет, то связи скоростно-силовых показателей более интегрированы между собой. В частности прыжок вверх с участием рук отрицательно коррелирует с темпом прироста результата в тройном прыжке с места, последний положительно связан с прыжком в длину с места. Прыжковая выносливость положительно коррелирует с темпом изменения результата в беге на 30 м.
Темпы прироста в морфофункциональных показателях связаны с двигательными проявлениями. Так изменение роста в длину отрицательно коррелируют с результатом прыжка в длину с места, масса тела отрицательно связана с прыжковой выносливостью, а ЖЕЛ с соотношением оптимального/максимального темпа.
В отношении возрастной группы 9-10 лет следует отметить большую дифференцируемость, связей темпов прироста результатов в изучаемых показателях. Темпы прироста в показателях быстроты коррелируют на высоком уровне между собой. Подобная направленность связей наблюдается и в отношении скоростно-силовых показателей, так тройной прыжок в длину с места связан положительно с темпом прироста результата в прыжке в длину с места и с результатом прыжка вверх без участия рук. Прыжок вверх с участием рук отрицательно связан с прыжковой выносливостью и результатом в беге на 30 м. Среди морфофункциональных показателей эти связи отсутствуют.
В возрастной группе 10-11 лет наблюдается большая интегрированность связей темпа прироста в изучаемых показателях. Сохраняется высокий уровень связи между показателями быстроты, при этом значительно расширяются связи темпов прироста результатов со стороны показателей быстроты со скоростно-силовыми показателями. Так максимальна частота движений за 10 сек. положительно связана с результатом тройного прыжка с места, с прыжковой выносливостью. Прыжок в длину связан положительно с динамикой тройного прыжка в длину с места и отрицательно с результатом в беге на 30 м. Высокий уровень связи выявлен в отношении морфофункциональных показателей, так рост в длину положительно связан с прыжковой координацией и с массой тела, последняя также связана с прыжковой координацией и оптимальным темпом, отрицательно с динамикой результата в челночном беге и в прыжке вверх без участия рук. Темп изменения жизненной ёмкости лёгких положительно коррелирует с прыжковой координацией и отрицательно с темпом прироста результата в упражнении прыжок вверх с места без участия рук и динамикой результата в челночном беге. В целом можно отметить, что к предпубертатному периоду динамика развития у девочек 7-11 лет начинает проявлять большую интегрированность в динамике возрастного развития.
Таким образом, полученные результаты дают основание отметить, что применительно к отдельным двигательным способностям динамика темпа прироста и исходный уровень развития положительно коррелируют в процессе возрастного развития. Это в значительной степени относиться к элементарным формам проявления скоростных способностей и координационным возможностям. Вероятно, индивидуально-психологические особенности входящие в структуру задатков двигательных способностей в процессе их развития играют определяющую роль. Н.С. Лейтес (1985) отмечает, что способности не могут быть просто проявлением из вне, они всегда несут печать индивидуальности. Наличие же индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, склонностью к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют типологические особенности проявления свойств нервной системы (В .А. Сальников, 2003). При этом далеко не всегда можно отличить, что в особенностях ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы, а что от возраста. Существенным в этом случае является то, что у части детей слабая нервная система и другие свойства оказываются не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохраняющиеся и в дальнейшем (Н.С. Лейтес, 1985).
Заключение. Динамика темпов развития в ряде двигательных способностей положительно коррелирует с исходным уровнем в процессе возрастного развития, что дает основание о целесообразности изучения индивидуальных особенностей возрастного развития и характеристики индивидуальных особенностей тех или иных двигательных способностей.
Библиографический список
1. Козлов, В. И., Фарбер А.А. // Физиология развития ребенка. - М., 1983. - С. 5-14. 2.Лейтес,
Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 9-18.
3. Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В. А. Сальников. - Омск : СибАДИ, 2003. - 262 с.