6. Франченко, А. С. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок 9—15 лет : автореф. дис ... канд. пед. наук / А. С. Франченко. — Омск, 1997. — 23 с.
БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой теории и методики плавания.
КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна, кандидат педа-
гогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики плавания.
ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.
Адрес для переписки: е-таіі: akvatrener@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.12.2010 г.
© М. Д. Бакшеев, А. С. Казызаева, Г. А. Тарасевич
УДК 796 012 1 С. Г. ПАТРИНА
В. А. САЛЬНИКОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕВОЧЕК 7-11 ЛЕТ______________________________________
В работе показана динамика связей между морфофункциональными показателями, двигательными проявлениями и индивидуально-психологическими особенностями в возрастном аспекте у девочек 7-11 лет. Выявлено, что к предпубертатному периоду количество связей между морфофункциональными показателями и двигательными проявлениями уменьшается. Значительно эти связи проявляются со стороны морфофункциональных показателей и двигательных проявлений с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Ключевые слова: двигательные способности, этапность онтогенетического развития, функциональное развитие, свойства нервной системы.
Изучение динамики возрастного развития является актуальной в целом и применительно к физическому развитию в частности. Имеющиеся же данные убедительно свидетельствуют о том, что темп развития двигательных способностей в каждом возрасте существенно изменяется.
При этом в многочисленных исследованиях показана определенная этапность онтогенетического развития человека, и рассматривается это как основополагающее свойство онтогенеза, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития. Одновременно в формировании различных органов и систем человека наблюдается чередование так называемых сенситивных и критических периодов развития [1—2]. Обозначенные периоды чаще всего рассматриваются как фазы большей или меньшей реализации потенций организма в онтогенезе. Следует отметить, что возрастные изменения организма очень многообразны и проявляются на самых ранних стадиях онтогенеза.
Особенно важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развитии: так называемое функциональное развитие, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности [3]. Функциональное развитие протекает по-разному на разных возрастных этапах, и оно составляет одну из предпосылок более общих возрастных изменений.
Так, изучение индивидуальных различий у детей первых двух лет жизни выявило, что не многие характеристики сохраняют постоянство в течение нескольких месяцев [4]. Однако имеется тенденция к увеличению интервалов такого постоянства с возрастом.
P. Neilon [4] сравнивал свои наблюдения с данными М. М. Shirley [5] (исследовались одни и те же дети, но спустя 15 лет), отметил, что уже в два года достаточно выражена индивидуальность ребенка. Это отмечает Р. Мейли, по результатам A. Gessel [6], в самые первые месяцы жизни ребенка можно выявить индивидуальные различия в темпераменте, сохраняющиеся в последующие годы. Существенной характеристикой 50 — 70-х годов прошлого столетия является бурный процесс акселерации и секулярного тренда в развитии морфометрических показателей (увеличение скорости роста и раннее созревание, повышение характеристик длины и массы тела). На рубеже XX и XXI веков наблюдается относительное прекращение акселерации роста и нормальное развитие ребенка. Отмечается, что в младшем школьном возрасте (7 — 10 лет) современные дети несколько опережают своих сверстников 20-летней давности. Однако в период полового созревания соотношения существенно изменяются: современные дети полностью соответствуют нормативным показателям по длине тела, т. е. сохраняют прежнюю активность ростового развития, но при этом начинают отставать в показателе массы тела, достигая разницы в 2 —4 кг, а также в силовых показателях, достигая к 17-ти годам разницы 18 — 20 % [7]. Имеет место и по-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
ловозрастная изменчивость. Так, в группе девочек наибольший разрыв в процентных числах крайних вариантов, характеризующих степень встречаемости конституциональных типов, наблюдается в возрасте 6 лет. В этот период представительниц А-типа в 2,5 раза больше, чем представительниц Д-типа (32 % и 13% соответственно). В группе мальчиков сдвиги в распределении типов заметнее всего на 7-м году жизни, когда уменьшается процент дегистивного (до 11 %) и увеличивается процент астено-торакального (до 29 %) типов. Анализ показателей двигательной сферы детей 4 — 7 лет свидетельствует о различных темпах прироста ряда моторных характеристик в отдельных возрастных периодах [8].
Но существуют не только возрастные, но и собственно индивидуальные предпосылки формирования различий по способностям, среди индивидуальноприродных предпосылок психического развития наиболее изученными являются свойства типа нервной системы, о которых Б.Н.Теплов писал, что они входят в состав природных основ развития способностей, в состав «задатков» [9]. Но надо иметь в виду, что свойства типа нервной системы заметно изменяются с возрастом. В результате важно отметить, что в особенностях психики того или другого ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы и от возраста. У части детей слабая нервная система окажется не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохранится и в дальнейшем [8].
Индивидуальное выступает не сразу, не полностью, а изменяясь, обогащаясь от возраста к возрасту. При этом проявляются и межвозрастные условия развития (в частности, свойства определенного типа нервной системы), с которыми во многом связано сохранение своеобразия индивидуальности на разных возрастных этапах. Б. Г. Ананьев [10] подчеркивал, что одним из главных вопросов теории индивидуального развития человека является именно вопрос о соотношении «возрастных», типологических и индивидуальных особенностей человека, объединяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними.
Л. В. Волков на основании собственных исследований отмечает, что с повышением возраста и уровня развития физических способностей психофизиологические особенности оказывают более активное влияние на показатели физических способностей, чем педагогический фактор и соматометрическое развитие [11]. Сегодня исследованию индивидуальных особенностей в целом и детей в частности придается определенное значение. Наиболее актуальной в этом плане является проблема соотношения возрастных и индивидуальных особенностей. Но следует отметить, что центр исследования практически всегда оставался в русле поиска возрастных характеристик, а исследования индивидуальных особенностей отходили на второй план, играя роль конкретных иллюстраций проявления возрастных закономерностей.
Это дает основание особо отметить, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов и может быть правильно понята только с учетом знания индивидуальных особенностей возрастного развития занимающихся. В соответствии с этим задача исследования состояла в изучении связей двигательных проявлений, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей у девочек 7 — 11 лет.
В работе приняли участие девочки 7—11 лет (1 — 4 классов) учащиеся средней общеобразовательной
школы, всего 149 чел. Среди двигательных проявлений изучали скоростно-силовые способности, а также показатели быстроты, выносливости и морфофункциональные признаки (рост, вес тела, ЖЕЛ (жизненная емкость легких)). Применительно к индивидуально-психологическим особенностям изучали типологические особенности проявления свойств нервной системы (сила нервной системы, подвижность возбуждения, подвижность торможения, «внешний» и «внутренний» балансы между возбуждением и торможением) с использованием произвольных двигательных методик [12].
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные показывают, что с возрастом происходит поступательное развитие, имеющее свои особенности, которые могут быть связаны с многочисленными факторами, среди которых наиболее существенным представляется возраст. Уже неоднократно отмечалось, что в возрасте 7— 10 лет наблюдается высокая интенсивность в развитии всего спектра двигательных и функциональных проявлений. Результаты корреляционного анализа показывают, как в процессе взросления меняется структура связей физических и морфофункциональных показателей. Для девочек 7 лет характерны довольно многочисленные связи между морфологическими особенностями (рост, вес тела) и двигательными проявлениями, такими как скоростно-силовые и скоростные показатели. При этом подавляющее большинство связей носит положительный характер. В следующих возрастных группах количество связей уменьшается, и они начинают дифференцироваться. Так, у 8-летних девочек уменьшаются связи морфологических признаков с двигательными проявлениями, рост связан с результатом прыжка вверх с места, вес тела с проявлениями быстроты, прыжковая выносливость коррелирует с показателями быстроты и скоростно-силовыми способностями, одновременно отсутствуют связи быстроты и скоростно-силовых показателей.
В 9 лет рост связан только с проявлением скоростной выносливости, показатели веса тела положительно коррелируют со всеми скоростно-силовыми проявлениями. При этом отмечается высокий уровень связи между скоростно-силовыми показателями. Быстрота отрицательно связана с прыжковой выносливостью, а скоростная выносливость отрицательно коррелирует с координацией.
В возрасте 10 лет морфофункциональные, показатели практически не коррелируют с двигательными проявлениями. Положительные связи наблюдаются только между показателями быстроты и скоростносиловыми проявлениями. Еще меньше связи наблюдается у девочек в возрасте 11 лет. Так, координация коррелирует с прыжковой и скоростной выносливостью, имеют место связи между показателями в упражнениях скоростно-силового характера.
В целом следует отметить, что у девочек к периоду предпубертатного возраста наблюдается значительная разобщенность связей морфофункциональных особенностей и двигательных способностей. Несколько консолидированнее выглядят связи с проявлением индивидуально-психологических особенностей, в частности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Так, для девочек 7 — 8 лет (обучающихся в первом классе) характерны следующие индивидуальные различия в двигательных проявлениях. Скоростно-силовое проявление (прыжок в длину с места) достоверно выше у лиц со средней подвижностью торможения,
а также с уравновешенностью по «внутреннему» балансу. Два других показателя, таких как прыжки высоту с участием и без участия рук, достоверно различаются между «уравновешенными» и «тормозными» по «внутреннему» балансу. У первых этот результат выше. Прыжковая координация имеет более высокие показатели у девочек со средней подвижностью торможения, тогда как прыжковая выносливость, наоборот, с высокой подвижностью возбуждения и более сильной нервной системой. Не выявлено различий в результатах кистевой динамометрии правой и левой рук. Показатели асимметрии значительнее у девочек с уравновешенностью по «внешнему» балансу. Более высокие показатели работоспособности и максимальной частоты движений наблюдаются у девочек с преобладанием возбуждения по «внешнему» и уравновешенностью по «внутреннему» балансам. Определенные различия выявлены в отношении скоростной выносливости. Они выше у девочек с сильной нервной системой и средней подвижностью возбуждения.
Морфофункциональные показатели, такие как рост вес тела достоверно выше у лиц с преобладанием возбуждения и уравновешенности по «внутреннему» балансу. ЖЕЛ значительнее выражена у девочек со средней подвижностью торможения.
Для девочек 8 — 9 лет (второго года обучения) структура связей свойств нервной системы с двигательными проявлениями более насыщенна. Скоростносиловые показатели в таких упражнениях, как прыжок в длину с места значительнее у девочек «подвижных» по возбуждению, с преобладанием торможения по «внутреннему» и «внешнему» балансам. Прыжки вверх с участием и без участия рук в большей степени связаны с «внутренним» балансом: девочки с уравновешенностью нервных процессов имеют более высокие показатели. В прыжковой координации достоверных различий не выявлено. В отношении прыжковой выносливости лучший результат выявлен у девочек с высокой подвижностью возбуждения и торможения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» и торможения по «внутреннему» балансу. Максимальная сила кисти наиболее выражена у лиц с высокой и средней подвижностью торможения и уравновешенностью по «внешнему» балансу. Меньшему проявлению асимметрии сопутствует преобладание «внешнего» возбуждения и средний уровень подвижности возбуждения. Работоспособность и максимальная частота движений кистью в данной возрастной группе достоверно различается по ряду свойств нервной системы. В частности, максимальная частота движений выше у «слабых», уравновешенных по «внутреннему» балансу и у «инертных» по возбуждению. Также высокие показатели максимальной частоты движений отмечены у «тормозных» по «внешнему» балансу, скоростная выносливость выше у девочек с более сильной нервной системой.
Что же касается морфофункциональных показателей, то больший рост можно отметить у девочек со средней силой нервной системы и инертностью торможения. Больший вес тела имеют лица с сильной нервной системой, возбудимые по обоим видам баланса. Достоверные различия ЖЕЛ выявлены у девочек с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу в сравнении с уравновешенными.
Несколько иная структура связей свойств нервной системы с двигательными проявлениями отмечается у девочек 9 — 10 лет. В частности, более высокие результаты в прыжках в длину с места выявлены
у более сильных, инертных по торможению, а также у уравновешенных по «внешнему» и «внутреннему» балансам. Лучшему результату в прыжках вверх с участием и без участия рук сопутствует инертность торможения и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Показатели прыжковой координации достоверных различий не имеют. Прыжковая выносливость в значительной степени связана с рядом свойств нервной системы. Наиболее высокие результаты выявлены у более «сильных», «инертных» по возбуждению и с преобладанием возбуждения, как по «внешнему», так и по «внутреннему» балансам.
Максимальная сила кисти достоверно выше у «инертных» по торможению, а меньшему проявлению асимметрии сопутствует преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, инертность возбуждения и меньшая сила нервной системы. Более высокую работоспособность показывают девочки с уравновешенностью нервных процессов по «внешнему» и «внутреннему» балансам. А показатель максимальной частоты движений кистью выше у девочек с уравновешенностью по «внешнему» балансу. Показатели скоростной выносливости значительнее проявились у девочек с уравновешенностью нервных процессов по «внутреннему» балансу, с инертностью возбуждения и высокой подвижностью торможения.
Морфофункциональные показатели также различаются. Высокие показатели веса тела, роста отмечены у лиц со средней силой нервной системы. Также рост выше у девочек с преобладанием торможения по «внешнему» балансу, со средней подвижностью торможения. ЖЕЛ значительнее у девочек с уравновешенностью по обоим видам баланса и инертностью торможения.
В возрастной группе 10 — 11 лет результаты в прыжках в длину с места выше у девочек с инертностью торможения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу и со слабой нервной системой. В упражнениях прыжкового характера доминируют девочки с инертностью возбуждения, при этом прыжок без взмаха руками лучше выполняют «слабые», а прыжок со взмахом руками — с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу. Достоверные различия в показателях прыжковой координации не выявлены. В отношении прыжковой выносливости более высокие результаты отмечены у лиц со средней силой нервной системы и инертностью торможения. По показателям кистевой динамометрии достоверные различия наблюдаются в отношении левой руки у девочек с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и со средней силой нервной системы, они выше в сравнении с «уравновешенными» и «сильными», а по показателям асимметрии результаты лучше у лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и подвижностью возбуждения. Максимальная частота движений кистью значительнее у «слабых», «уравновешенных» по «внешнему» балансу и «подвижных» по торможению. Более высокую работоспособность показывают девочки с подвижностью торможения и уравновешенностью по «внешнему» балансу. Достоверные различия скоростной выносливости выявлены у девочек, различающихся по силе нервной системы: данный показатель выше у «сильных». В отношении морфофункциональных признаков рост выше у лиц с преобладанием торможения, вес тела у девочек с уравновешенностью по «внешнему» балансу. ЖЕЛ значительнее выражена у девочек со средней силой нервной системы, подвижностью возбуждения и торможения и преобладанием торможения по «внешнему» балансу.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
Приведенные данные лишний раз показывают, что далеко не всегда можно отличить, что в особенностях физического развития того или иного ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы, а что от возраста. У некоторых детей слабая нервная система оказывается не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохраняется в дальнейшем [3]. В результате нельзя недооценивать всей грандиозной сложности процессов возрастного психического развития и сопутствующих факторов. Прав С. Л. Рубинштейн, отмечавший: «Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательных превращений, какие может себе представить человеческая мысль... История этих превращений представляет собой не простое сплетение случайностей, а закономерный процесс развития. Задача и заключается в том, чтобы понять развитие психических свойств и способностей личности в его закономерностях [13].
Следует признать, что сама идея типологического анализа индивидуальной вариативности развития в онтогенезе вовсе не нова, однако и до настоящего времени не получила должного воплощения. Как указывал в свое время Л. С. Выготский [14], именно то, что различного рода формирующие воздействия падают на почву созревающих процессов, отличает психическое развитие в онтогенезе от обучения взрослого человека. Изучение именно этих проявлений в наибольшей степени позволяет проанализировать особенности возрастного развития. В целом речь идет о научной основе индивидуально-педагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания, обучения и развития.
Библиографический список
1. Лейтес, Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека / Н. С. Лейтес // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 196-211.
2. Лейтес, Н. С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н. С. Лейтес. — Режим доступа : http: / www.voppsy.ru.
3. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. — М., 1978. — С. 243 — 267.
4. Neilon, P. Shirleys babaies after 15 years // 7/ genet. Psychol / P. Neilon. - 1948 73/ 179 - 186.
5. Shirley, M. M. The first two years, vol. 111. Minneapolis, University of Minnesota Press / M. M. Shirley. - 1933.
6. Gessell, A. Early evidence of individuality in human infants / A. Gessell // J. genet. Psychol. - 1937, 47. - P. 339-361.
7. Никитушкин, В. Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. - Режим доступа : http: til. sportedu. ru/ press/ tpfk/ 1998 n 10/p 19-22 htm.
8. Изаак, С. Гетерохронность моторного и физического развития детей дошкольного возраста / С. Изаак, В. Сонькин // Человек в мире спорта : тез. докл. Междунар. конфер. - М., 1998. - Т. 1. -С. 289-290.
9. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С. 9-38.
10. Ананьев, Б. Г. О системе возрастной психологии / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 185- 169.
11. Волков, Л. В. Теория и методика юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев, 2002. - 294 с.
12. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 701 с.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Изд. 2-е. - М. : Учпедгиз, 1946. - С. 164-165.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982 -504 с.
ПАТРИНА Светлана Геннадьевна, аспирантка кафедры физического воспитания.
САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, заслуженный работник высшей школы Адрес для переписки: e-mail: rector@sibadi.org
Статья поступила в редакцию 16.07.2010 г.
© С. Г. Патрина, В. А. Сальников
Книжная полка
Ингерлейб, М. Б. Анатомия физических упражнений : справочное пособие / М. Б. Ингерлейб. - М. : Феникс, 2010. - 187 с. - ISBN 978-5-222-17416-6.
В этом уникальном, не имеющем аналогов пособии, физические упражнения разной направленности (начиная от разминок и растяжек и заканчивая силовыми нагрузками на разные виды мышц) рассматриваются с точки зрения анатомического строения и функционирования человеческого тела. Здесь вы найдете сведения из области анатомии и физиологии, которые помогут понять и правильно освоить технику выполнения упражнений любой степени тяжести. Особое внимание уделено лечебному воздействию упражнений при различных заболеваниях и дисфункциях систем организма. Используя предельно наглядную информацию, изложенную в данном пособии, вы не только узнаете об основах мускульной нагрузки при физических упражнениях, но и обо всех вовлеченных в данное упражнение мышцах и органах! Недаром говорят: «Движение — это жизнь. Движение — это здоровье». Главное — правильно двигаться! Ведь многие из известных упражнений при их должном выполнении имеют выраженный лечебный эффект. Вы также почерпнете уникальную информацию о том, какие именно болезни лечит данное упражнение, а при каких состояниях его следует с осторожностью включать в тренировочную программу. Пособие поможет начинающим тренировки определиться с выбором упражнений, учитывая индивидуальные особенности своего организма, практикующим — улучшить качество своих занятий и избежать множества ошибок, излечить уже имеющиеся заболевания или грамотно проводить профилактику болезней, к которым у вас имеется предрасположенность. Книга также станет незаменимым справочным пособием для инструкторов и тренеров, специалистов по физической реабилитации и лечебной гимнастике.