Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности возрастного развития девочек 7-11 лет'

Индивидуальные особенности возрастного развития девочек 7-11 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭТАПНОСТЬ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / MOTIONAL ABILITIES / PHASES OF ONTOGENETIC DEVELOPMENT / FUNCTIONAL DEVELOPMENT / FEATURES OF THE NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Патрина Светлана Геннадьевна, Сальников Виктор Александрович

В работе показана динамика связей между морфофункциональными показателями, двигательными проявлениями и индивидуально-психологическими особенностями в возрастном аспекте у девочек 7-11 лет. Выявлено, что к предпубертатному периоду количество связей между морфофункциональными показателями и двигательными проявлениями уменьшается. Значительно эти связи проявляются со стороны морфофункциональных показателей и двигательных проявлений с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Патрина Светлана Геннадьевна, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual features of age specific development of 7-11 years old girls

The study shows the dynamics of links between the morphofunctional indices, motional manifestations and individual, psychological features of the 7-11 years old girls. It is found, that to the puberty the number of connections between the morphofunctional indices and motional manifestations reduces, considerably these connections visualize from the side of the morphofunctional indices and motional manifestations with the typological features of the nervous system.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности возрастного развития девочек 7-11 лет»

6. Франченко, А. С. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок 9—15 лет : автореф. дис ... канд. пед. наук / А. С. Франченко. — Омск, 1997. — 23 с.

БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой теории и методики плавания.

КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна, кандидат педа-

гогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики плавания.

ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.

Адрес для переписки: е-таіі: akvatrener@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2010 г.

© М. Д. Бакшеев, А. С. Казызаева, Г. А. Тарасевич

УДК 796 012 1 С. Г. ПАТРИНА

В. А. САЛЬНИКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕВОЧЕК 7-11 ЛЕТ______________________________________

В работе показана динамика связей между морфофункциональными показателями, двигательными проявлениями и индивидуально-психологическими особенностями в возрастном аспекте у девочек 7-11 лет. Выявлено, что к предпубертатному периоду количество связей между морфофункциональными показателями и двигательными проявлениями уменьшается. Значительно эти связи проявляются со стороны морфофункциональных показателей и двигательных проявлений с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

Ключевые слова: двигательные способности, этапность онтогенетического развития, функциональное развитие, свойства нервной системы.

Изучение динамики возрастного развития является актуальной в целом и применительно к физическому развитию в частности. Имеющиеся же данные убедительно свидетельствуют о том, что темп развития двигательных способностей в каждом возрасте существенно изменяется.

При этом в многочисленных исследованиях показана определенная этапность онтогенетического развития человека, и рассматривается это как основополагающее свойство онтогенеза, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития. Одновременно в формировании различных органов и систем человека наблюдается чередование так называемых сенситивных и критических периодов развития [1—2]. Обозначенные периоды чаще всего рассматриваются как фазы большей или меньшей реализации потенций организма в онтогенезе. Следует отметить, что возрастные изменения организма очень многообразны и проявляются на самых ранних стадиях онтогенеза.

Особенно важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развитии: так называемое функциональное развитие, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности [3]. Функциональное развитие протекает по-разному на разных возрастных этапах, и оно составляет одну из предпосылок более общих возрастных изменений.

Так, изучение индивидуальных различий у детей первых двух лет жизни выявило, что не многие характеристики сохраняют постоянство в течение нескольких месяцев [4]. Однако имеется тенденция к увеличению интервалов такого постоянства с возрастом.

P. Neilon [4] сравнивал свои наблюдения с данными М. М. Shirley [5] (исследовались одни и те же дети, но спустя 15 лет), отметил, что уже в два года достаточно выражена индивидуальность ребенка. Это отмечает Р. Мейли, по результатам A. Gessel [6], в самые первые месяцы жизни ребенка можно выявить индивидуальные различия в темпераменте, сохраняющиеся в последующие годы. Существенной характеристикой 50 — 70-х годов прошлого столетия является бурный процесс акселерации и секулярного тренда в развитии морфометрических показателей (увеличение скорости роста и раннее созревание, повышение характеристик длины и массы тела). На рубеже XX и XXI веков наблюдается относительное прекращение акселерации роста и нормальное развитие ребенка. Отмечается, что в младшем школьном возрасте (7 — 10 лет) современные дети несколько опережают своих сверстников 20-летней давности. Однако в период полового созревания соотношения существенно изменяются: современные дети полностью соответствуют нормативным показателям по длине тела, т. е. сохраняют прежнюю активность ростового развития, но при этом начинают отставать в показателе массы тела, достигая разницы в 2 —4 кг, а также в силовых показателях, достигая к 17-ти годам разницы 18 — 20 % [7]. Имеет место и по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

ловозрастная изменчивость. Так, в группе девочек наибольший разрыв в процентных числах крайних вариантов, характеризующих степень встречаемости конституциональных типов, наблюдается в возрасте 6 лет. В этот период представительниц А-типа в 2,5 раза больше, чем представительниц Д-типа (32 % и 13% соответственно). В группе мальчиков сдвиги в распределении типов заметнее всего на 7-м году жизни, когда уменьшается процент дегистивного (до 11 %) и увеличивается процент астено-торакального (до 29 %) типов. Анализ показателей двигательной сферы детей 4 — 7 лет свидетельствует о различных темпах прироста ряда моторных характеристик в отдельных возрастных периодах [8].

Но существуют не только возрастные, но и собственно индивидуальные предпосылки формирования различий по способностям, среди индивидуальноприродных предпосылок психического развития наиболее изученными являются свойства типа нервной системы, о которых Б.Н.Теплов писал, что они входят в состав природных основ развития способностей, в состав «задатков» [9]. Но надо иметь в виду, что свойства типа нервной системы заметно изменяются с возрастом. В результате важно отметить, что в особенностях психики того или другого ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы и от возраста. У части детей слабая нервная система окажется не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохранится и в дальнейшем [8].

Индивидуальное выступает не сразу, не полностью, а изменяясь, обогащаясь от возраста к возрасту. При этом проявляются и межвозрастные условия развития (в частности, свойства определенного типа нервной системы), с которыми во многом связано сохранение своеобразия индивидуальности на разных возрастных этапах. Б. Г. Ананьев [10] подчеркивал, что одним из главных вопросов теории индивидуального развития человека является именно вопрос о соотношении «возрастных», типологических и индивидуальных особенностей человека, объединяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними.

Л. В. Волков на основании собственных исследований отмечает, что с повышением возраста и уровня развития физических способностей психофизиологические особенности оказывают более активное влияние на показатели физических способностей, чем педагогический фактор и соматометрическое развитие [11]. Сегодня исследованию индивидуальных особенностей в целом и детей в частности придается определенное значение. Наиболее актуальной в этом плане является проблема соотношения возрастных и индивидуальных особенностей. Но следует отметить, что центр исследования практически всегда оставался в русле поиска возрастных характеристик, а исследования индивидуальных особенностей отходили на второй план, играя роль конкретных иллюстраций проявления возрастных закономерностей.

Это дает основание особо отметить, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов и может быть правильно понята только с учетом знания индивидуальных особенностей возрастного развития занимающихся. В соответствии с этим задача исследования состояла в изучении связей двигательных проявлений, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей у девочек 7 — 11 лет.

В работе приняли участие девочки 7—11 лет (1 — 4 классов) учащиеся средней общеобразовательной

школы, всего 149 чел. Среди двигательных проявлений изучали скоростно-силовые способности, а также показатели быстроты, выносливости и морфофункциональные признаки (рост, вес тела, ЖЕЛ (жизненная емкость легких)). Применительно к индивидуально-психологическим особенностям изучали типологические особенности проявления свойств нервной системы (сила нервной системы, подвижность возбуждения, подвижность торможения, «внешний» и «внутренний» балансы между возбуждением и торможением) с использованием произвольных двигательных методик [12].

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные показывают, что с возрастом происходит поступательное развитие, имеющее свои особенности, которые могут быть связаны с многочисленными факторами, среди которых наиболее существенным представляется возраст. Уже неоднократно отмечалось, что в возрасте 7— 10 лет наблюдается высокая интенсивность в развитии всего спектра двигательных и функциональных проявлений. Результаты корреляционного анализа показывают, как в процессе взросления меняется структура связей физических и морфофункциональных показателей. Для девочек 7 лет характерны довольно многочисленные связи между морфологическими особенностями (рост, вес тела) и двигательными проявлениями, такими как скоростно-силовые и скоростные показатели. При этом подавляющее большинство связей носит положительный характер. В следующих возрастных группах количество связей уменьшается, и они начинают дифференцироваться. Так, у 8-летних девочек уменьшаются связи морфологических признаков с двигательными проявлениями, рост связан с результатом прыжка вверх с места, вес тела с проявлениями быстроты, прыжковая выносливость коррелирует с показателями быстроты и скоростно-силовыми способностями, одновременно отсутствуют связи быстроты и скоростно-силовых показателей.

В 9 лет рост связан только с проявлением скоростной выносливости, показатели веса тела положительно коррелируют со всеми скоростно-силовыми проявлениями. При этом отмечается высокий уровень связи между скоростно-силовыми показателями. Быстрота отрицательно связана с прыжковой выносливостью, а скоростная выносливость отрицательно коррелирует с координацией.

В возрасте 10 лет морфофункциональные, показатели практически не коррелируют с двигательными проявлениями. Положительные связи наблюдаются только между показателями быстроты и скоростносиловыми проявлениями. Еще меньше связи наблюдается у девочек в возрасте 11 лет. Так, координация коррелирует с прыжковой и скоростной выносливостью, имеют место связи между показателями в упражнениях скоростно-силового характера.

В целом следует отметить, что у девочек к периоду предпубертатного возраста наблюдается значительная разобщенность связей морфофункциональных особенностей и двигательных способностей. Несколько консолидированнее выглядят связи с проявлением индивидуально-психологических особенностей, в частности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

Так, для девочек 7 — 8 лет (обучающихся в первом классе) характерны следующие индивидуальные различия в двигательных проявлениях. Скоростно-силовое проявление (прыжок в длину с места) достоверно выше у лиц со средней подвижностью торможения,

а также с уравновешенностью по «внутреннему» балансу. Два других показателя, таких как прыжки высоту с участием и без участия рук, достоверно различаются между «уравновешенными» и «тормозными» по «внутреннему» балансу. У первых этот результат выше. Прыжковая координация имеет более высокие показатели у девочек со средней подвижностью торможения, тогда как прыжковая выносливость, наоборот, с высокой подвижностью возбуждения и более сильной нервной системой. Не выявлено различий в результатах кистевой динамометрии правой и левой рук. Показатели асимметрии значительнее у девочек с уравновешенностью по «внешнему» балансу. Более высокие показатели работоспособности и максимальной частоты движений наблюдаются у девочек с преобладанием возбуждения по «внешнему» и уравновешенностью по «внутреннему» балансам. Определенные различия выявлены в отношении скоростной выносливости. Они выше у девочек с сильной нервной системой и средней подвижностью возбуждения.

Морфофункциональные показатели, такие как рост вес тела достоверно выше у лиц с преобладанием возбуждения и уравновешенности по «внутреннему» балансу. ЖЕЛ значительнее выражена у девочек со средней подвижностью торможения.

Для девочек 8 — 9 лет (второго года обучения) структура связей свойств нервной системы с двигательными проявлениями более насыщенна. Скоростносиловые показатели в таких упражнениях, как прыжок в длину с места значительнее у девочек «подвижных» по возбуждению, с преобладанием торможения по «внутреннему» и «внешнему» балансам. Прыжки вверх с участием и без участия рук в большей степени связаны с «внутренним» балансом: девочки с уравновешенностью нервных процессов имеют более высокие показатели. В прыжковой координации достоверных различий не выявлено. В отношении прыжковой выносливости лучший результат выявлен у девочек с высокой подвижностью возбуждения и торможения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» и торможения по «внутреннему» балансу. Максимальная сила кисти наиболее выражена у лиц с высокой и средней подвижностью торможения и уравновешенностью по «внешнему» балансу. Меньшему проявлению асимметрии сопутствует преобладание «внешнего» возбуждения и средний уровень подвижности возбуждения. Работоспособность и максимальная частота движений кистью в данной возрастной группе достоверно различается по ряду свойств нервной системы. В частности, максимальная частота движений выше у «слабых», уравновешенных по «внутреннему» балансу и у «инертных» по возбуждению. Также высокие показатели максимальной частоты движений отмечены у «тормозных» по «внешнему» балансу, скоростная выносливость выше у девочек с более сильной нервной системой.

Что же касается морфофункциональных показателей, то больший рост можно отметить у девочек со средней силой нервной системы и инертностью торможения. Больший вес тела имеют лица с сильной нервной системой, возбудимые по обоим видам баланса. Достоверные различия ЖЕЛ выявлены у девочек с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу в сравнении с уравновешенными.

Несколько иная структура связей свойств нервной системы с двигательными проявлениями отмечается у девочек 9 — 10 лет. В частности, более высокие результаты в прыжках в длину с места выявлены

у более сильных, инертных по торможению, а также у уравновешенных по «внешнему» и «внутреннему» балансам. Лучшему результату в прыжках вверх с участием и без участия рук сопутствует инертность торможения и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Показатели прыжковой координации достоверных различий не имеют. Прыжковая выносливость в значительной степени связана с рядом свойств нервной системы. Наиболее высокие результаты выявлены у более «сильных», «инертных» по возбуждению и с преобладанием возбуждения, как по «внешнему», так и по «внутреннему» балансам.

Максимальная сила кисти достоверно выше у «инертных» по торможению, а меньшему проявлению асимметрии сопутствует преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, инертность возбуждения и меньшая сила нервной системы. Более высокую работоспособность показывают девочки с уравновешенностью нервных процессов по «внешнему» и «внутреннему» балансам. А показатель максимальной частоты движений кистью выше у девочек с уравновешенностью по «внешнему» балансу. Показатели скоростной выносливости значительнее проявились у девочек с уравновешенностью нервных процессов по «внутреннему» балансу, с инертностью возбуждения и высокой подвижностью торможения.

Морфофункциональные показатели также различаются. Высокие показатели веса тела, роста отмечены у лиц со средней силой нервной системы. Также рост выше у девочек с преобладанием торможения по «внешнему» балансу, со средней подвижностью торможения. ЖЕЛ значительнее у девочек с уравновешенностью по обоим видам баланса и инертностью торможения.

В возрастной группе 10 — 11 лет результаты в прыжках в длину с места выше у девочек с инертностью торможения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу и со слабой нервной системой. В упражнениях прыжкового характера доминируют девочки с инертностью возбуждения, при этом прыжок без взмаха руками лучше выполняют «слабые», а прыжок со взмахом руками — с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу. Достоверные различия в показателях прыжковой координации не выявлены. В отношении прыжковой выносливости более высокие результаты отмечены у лиц со средней силой нервной системы и инертностью торможения. По показателям кистевой динамометрии достоверные различия наблюдаются в отношении левой руки у девочек с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и со средней силой нервной системы, они выше в сравнении с «уравновешенными» и «сильными», а по показателям асимметрии результаты лучше у лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и подвижностью возбуждения. Максимальная частота движений кистью значительнее у «слабых», «уравновешенных» по «внешнему» балансу и «подвижных» по торможению. Более высокую работоспособность показывают девочки с подвижностью торможения и уравновешенностью по «внешнему» балансу. Достоверные различия скоростной выносливости выявлены у девочек, различающихся по силе нервной системы: данный показатель выше у «сильных». В отношении морфофункциональных признаков рост выше у лиц с преобладанием торможения, вес тела у девочек с уравновешенностью по «внешнему» балансу. ЖЕЛ значительнее выражена у девочек со средней силой нервной системы, подвижностью возбуждения и торможения и преобладанием торможения по «внешнему» балансу.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Приведенные данные лишний раз показывают, что далеко не всегда можно отличить, что в особенностях физического развития того или иного ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы, а что от возраста. У некоторых детей слабая нервная система оказывается не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохраняется в дальнейшем [3]. В результате нельзя недооценивать всей грандиозной сложности процессов возрастного психического развития и сопутствующих факторов. Прав С. Л. Рубинштейн, отмечавший: «Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательных превращений, какие может себе представить человеческая мысль... История этих превращений представляет собой не простое сплетение случайностей, а закономерный процесс развития. Задача и заключается в том, чтобы понять развитие психических свойств и способностей личности в его закономерностях [13].

Следует признать, что сама идея типологического анализа индивидуальной вариативности развития в онтогенезе вовсе не нова, однако и до настоящего времени не получила должного воплощения. Как указывал в свое время Л. С. Выготский [14], именно то, что различного рода формирующие воздействия падают на почву созревающих процессов, отличает психическое развитие в онтогенезе от обучения взрослого человека. Изучение именно этих проявлений в наибольшей степени позволяет проанализировать особенности возрастного развития. В целом речь идет о научной основе индивидуально-педагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания, обучения и развития.

Библиографический список

1. Лейтес, Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека / Н. С. Лейтес // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 196-211.

2. Лейтес, Н. С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н. С. Лейтес. — Режим доступа : http: / www.voppsy.ru.

3. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. — М., 1978. — С. 243 — 267.

4. Neilon, P. Shirleys babaies after 15 years // 7/ genet. Psychol / P. Neilon. - 1948 73/ 179 - 186.

5. Shirley, M. M. The first two years, vol. 111. Minneapolis, University of Minnesota Press / M. M. Shirley. - 1933.

6. Gessell, A. Early evidence of individuality in human infants / A. Gessell // J. genet. Psychol. - 1937, 47. - P. 339-361.

7. Никитушкин, В. Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. - Режим доступа : http: til. sportedu. ru/ press/ tpfk/ 1998 n 10/p 19-22 htm.

8. Изаак, С. Гетерохронность моторного и физического развития детей дошкольного возраста / С. Изаак, В. Сонькин // Человек в мире спорта : тез. докл. Междунар. конфер. - М., 1998. - Т. 1. -С. 289-290.

9. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С. 9-38.

10. Ананьев, Б. Г. О системе возрастной психологии / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 185- 169.

11. Волков, Л. В. Теория и методика юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев, 2002. - 294 с.

12. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 701 с.

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Изд. 2-е. - М. : Учпедгиз, 1946. - С. 164-165.

14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982 -504 с.

ПАТРИНА Светлана Геннадьевна, аспирантка кафедры физического воспитания.

САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, заслуженный работник высшей школы Адрес для переписки: e-mail: rector@sibadi.org

Статья поступила в редакцию 16.07.2010 г.

© С. Г. Патрина, В. А. Сальников

Книжная полка

Ингерлейб, М. Б. Анатомия физических упражнений : справочное пособие / М. Б. Ингерлейб. - М. : Феникс, 2010. - 187 с. - ISBN 978-5-222-17416-6.

В этом уникальном, не имеющем аналогов пособии, физические упражнения разной направленности (начиная от разминок и растяжек и заканчивая силовыми нагрузками на разные виды мышц) рассматриваются с точки зрения анатомического строения и функционирования человеческого тела. Здесь вы найдете сведения из области анатомии и физиологии, которые помогут понять и правильно освоить технику выполнения упражнений любой степени тяжести. Особое внимание уделено лечебному воздействию упражнений при различных заболеваниях и дисфункциях систем организма. Используя предельно наглядную информацию, изложенную в данном пособии, вы не только узнаете об основах мускульной нагрузки при физических упражнениях, но и обо всех вовлеченных в данное упражнение мышцах и органах! Недаром говорят: «Движение — это жизнь. Движение — это здоровье». Главное — правильно двигаться! Ведь многие из известных упражнений при их должном выполнении имеют выраженный лечебный эффект. Вы также почерпнете уникальную информацию о том, какие именно болезни лечит данное упражнение, а при каких состояниях его следует с осторожностью включать в тренировочную программу. Пособие поможет начинающим тренировки определиться с выбором упражнений, учитывая индивидуальные особенности своего организма, практикующим — улучшить качество своих занятий и избежать множества ошибок, излечить уже имеющиеся заболевания или грамотно проводить профилактику болезней, к которым у вас имеется предрасположенность. Книга также станет незаменимым справочным пособием для инструкторов и тренеров, специалистов по физической реабилитации и лечебной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.