Научная статья на тему 'Связь двигательных проявлений индивидуальнопсихологических особенностей у боксеров 12-13 лет на этапе начальной подготовки'

Связь двигательных проявлений индивидуальнопсихологических особенностей у боксеров 12-13 лет на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / СЛОЖНО-КООРДИНИРОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PROPERTIES OF NERVOUS SYSTEM / DIFFICULT AND COORDINATE ACTIONS / MEMORY / ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демченко Юрий Владимирович, Яцин Юрий Васильевич, Сальников Виктор Александрович

В работе рассматривается связь физического развития, сложно-координированных действий с индивидуально-психологическими особенностями боксеров на этапе начальной подготовки. Выявлено, что уровень физического развития у подростков 12-13 лет не влияет на результативность в сложно-координированных действиях. Различия чаще всего связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демченко Юрий Владимирович, Яцин Юрий Васильевич, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication of motive manifestations individually psychological features at boxers of 12-13 years, at a stage of initial preparation

In the work communication of physical development, difficult and coordinate actions, with individual and psychological features of boxers at a stage of initial preparation are considered. It is revealed that the level of physical development in teenagers of 12-13 years doesn't influence productivity in difficult and coordinate actions. Distinctions to a bowl of all are connected with typological features of manifestation of properties of nervous system.

Текст научной работы на тему «Связь двигательных проявлений индивидуальнопсихологических особенностей у боксеров 12-13 лет на этапе начальной подготовки»

КАРПЕЕВ Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2014 г. © А. А. Горский, А. Г. Карпеев

УДК 796.83:159.9-°53.6 Ю. В. ДЕМЧЕНКО

Ю. В. ЯЦИН В. Л. САЛЬНИКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У БОКСЕРОВ 12-13 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В работе рассматривается связь физического развития, сложно-координированных действий с индивидуально-психологическими особенностями боксеров на этапе начальной подготовки. Выявлено, что уровень физического развития у подростков 12-13 лет не влияет на результативность в сложно-координированных действиях. Различия чаще всего связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Ключевые слова: физическое развитие, свойства нервной системы, сложно-координированные действия, память, внимание.

Широкий диапазон действий возрастных периодов обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одного из наиболее интегративных характеристик человека. Но, оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать меняющуюся степень связи изменения функций с возрастом, что в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями. При этом определенная спортивная деятельность может стимулировать развитие конкретного признака, относящегося к той или иной системе, и тормозит развитие других. Это дает основание отметить, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком. Вариативность и многозначность одних и тех же характеристик определяется не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, биогенных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонгитюдным методом исследования. Но одни и те же условия по-разному влияют на развитие детей ввиду того, что проявляются их индивидуально-психологические особенности [1]. В не меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазон в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической деятельности в целом. Но из поля зрения большинства исследователей часто выпадает такой важный аспект проблемы, как степень детерминированности характера или, точнее, ритма разви-

тия физического потенциала человека в процессе его индивидуальной эволюции [2]. Это особенно рельефно проявляется по отношению к таким признакам, как возрастные и индивидуальные особенности, роль которых в условиях физического воспитания и спортивной подготовки более детально изучается только применительно к отдельным системам и в меньшей степени к личности в целом.

Это дало основание Г. И. Акинщиковой [3] отметить, что отдельные функции организма ребенка достигают оптимума в своем развитии в различные возрастные периоды и не в одинаковой последовательности у представителей разного пола и разных конституционных типов. При этом «каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, сенситивностью, в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших [4]. При этом для ряда признаков и функций сенситивных периодов может быть несколько. Но большая часть многочисленных отечественных исследований сенситивных и критических периодов направлена в основном на выявление и обоснование возрастных норм, характеризующих развивающийся организм. Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма на разных этапах онтогенеза, как отмечают В. И. Козлов, А. А. Фарбер [5], «... не отражает сущностных характеристик

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

’Достоверность указана на уровне Р < 0,05

©

со

Внутренний баланс Внешний баланс О ? ц го а я о Й ч сг 1 1ЧД11ПЯ\-|ПИ. 1и возбужде ни я а ' ! 1 Сила нервной системы Н я 0 'о 1 ф я

Прео блад ание торможения У рав нове шенный 2 'й ^ 8 ы Р' % 1 я & е 3 ф Прео блад ание торможения У рав нове шенный з Р» %! я & е 3 ф Низкая Средняя Высокая Низкая Средняя Высокая 2 £ Средняя Большая ф о п о я я 8 я

л оо о 173,7 ОЭ ОЭ о Л ОЭ ОЭ 170,3 ОЭ о Л 170,5 176,4 188,4 л 172,3 182,8 ОЭ о ОЭ Л 184,9 175,0 172,4 Прыжок в длину с места

л 522 518,4 541 Л 523,9 о-і .Р ОЭ 538,0 л 498,2 о-і ОЭ о-і со ОЭ л 522,2 530,7 516,4 л 533 521 о-і о СП 0-1 Тройной прыжок с места

V 19,9 20,9 19,6 л 19,7 19,7 15,3 л 22,3 21,9 16,2 V 20,3 19,3 20,1 л 19,6 21,3 ОЭ "со Ловля падающей линейки

л 63,3 57,3 65,6 л о> со ОЭ 60,2 59,0 л 60,4 63,0 63,2 л о-і СП ОЭ 65,4 64,3 л 64,4 59,7 61,2 Максимальная частота движений кистью за 10 сек

л 42,0 4^ ОЭ О 41,0 л 43,4 37,9 45,0 л 42,7 45,1 46,2 л 40,3 4^ 4^ ОЭ 4^ ОЭ 4^ л 46,4 40,5 46,5 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

л 19,1 17,7 20,4 л 19,2 19,0 17,0 л 17,7 17,4 19,3 V ОЭ о 17,9 18,7 л 19,3 16,3 19,0 Количество кувырков вперед за 30 сек

V СП О) о _^к1 4^ V СП со СТ) ОЭ 4^ л СП О) ОЭ СП со V СП 4^ о V СП ОЭ Количество максимальных прыжков вверх с места за 10 сек

л Сп 4^ Сп 4^ Ю ОЭ л __■<] 4^ Сп оо Сп ОЭ л Сп ьо ъ ю 4^ л 56,9 65,4 64,3 л 4^ со со Двигательная чувствительность

V 34,5 33,7 35,4 л 36,1 оо ю ОЭ 33,6 л 34,2 37,0 33,9 V 33,1 35,4 оо о-і ОЭ V 34,6 34,5 35,4 Время простой двигательной реакции на свет

V 37,9 35,3 36,8 V 36,6 36,4 35,4 л 35,5 39,4 34,9 л 35,2 35,9 38,0 л 34,1 37,8 37,8 Время простой двигательной реакции на звук

л 25,0 23,3 28,2 л ю -<і 21,2 27,2 л 23,9 21,6 28,0 л 25,7 26,0 23,2 л 29,3 21,7 31,7 Реакция на движущийся объект

л 17,5 13,4 ю ю ОЭ л 16,1 ОЭ оо 24,6 л ОЭ Ьо 13,2 СО О л ОЭ оо 14,9 ОЭ оо л 13,4 11,4 16,1 Оценка величины предъявляемых отрезков

л 46,0 44,1 52,0 л 48,0 45,7 43,0 V 46,2 47,9 46.4 л 45,8 4^ ОЭ 46,6 V 46,1 47,7 46,4 Время реакции выбора

N3

О

Различия в физическом развитии боксёров 12-13 лет в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями

возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность развития организма. Особенно важно помнить, что период роста любой системы — это период ее открытости к внешним воздействиям, когда снижается влияние генетических факторов [6]. В этих условиях едва ли правомерно жестко связывать сенситивные и критические периоды в отношении того или иного двигательного качества с конкретным возрастным периодом, несмотря на то, что возраст является интегративным показателем. Одновременно, констатируя связь физического развития с возрастом, чаще не подвергается сомнению сам возраст, его основные характеристики, задающие параметры личности остаются в исследованиях неучтенными. В то время как осмысление категории возраста — исходный момент для решения проблемы не только возрастных, но и индивидуальных особенностей возрастного развития.

В соответствии с этим задача работы состояла в изучении физического развития и сложно-координированных действий боксеров 12 — 13 лет на этапе начальной подготовки, различающихся индивидуально-психологическими особенностями.

В эксперименте участвовали подростки 12—13 лет, в количестве 38 человек, занимающиеся на этапе начальной спортивной подготовки. Тестировался уровень физического развития (скоростно-силовые показатели, быстроты, силовой выносливости, прыжковой выносливости) и сложно-координированных действий (в воспроизведении определенной комбинации и дифференцирования силы ударных действий), а также индивидуально-психологические особенности, используя для этого произвольные двигательные методики по Е. П. Ильину (определяли: силу нервной системы, подвижность возбуждения и торможения и внешний и внутренний балансы).

Полученные результаты исследования и их обсуждение. Одной из проблем современного тренировочного процесса в юношеском спорте, является чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития человека, проявляющаяся в том, что различные структурные образования и системы формируются и развиваются непрерывно и асинхронно, а это представляет определенную трудность реализации их в учебно-тренировочном процессе.

Данные, представленные в табл. 1, подтверждают высказанное предположение. Эти различия наблюдаются не только в отношении выполнения сложнокоординированных действий, но и в двигательных проявлениях. Так, у подростков с более сильной нервной системой лучше время реакции на падающую линейку и РДО, а также выполняют большее количество кувырков за 30 сек и сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа. У лиц с более слабой нервной системой выше показатели в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места и 3-й прыжок с места), максимальная частота движений кистью за 10 сек, короче время двигательной реакции на звук, выявленные различия достоверны. Лица со средней силой нервной системы имеют более короткое время реакции выбора.

У подростков с подвижностью возбуждения выше показатели РДО и результат сгибания и разгибания в упоре лежа. Средне-подвижные имеют лучшие результаты в скоростно-силовых упражнениях, максимальная частота движений кистью за 10 сек и время реакции выбора. Низко-подвижные имеют более высокие результаты времени простой двигательной реакции на свет и на звук. Различия в подвижности торможения, также сказываются на двигательных

проявлениях, при этом подвижные подростки практически по всем показателям превосходят инертных, только время реакции выбора, РДО и количество прыжков вверх за 10 сек лучше у средне-инертных.

Лица с преобладанием возбуждения по внешнему балансу имеют более высокие показатели в прыжках в длину с места и в тройном прыжке с места, лучше реагируют на падающую линейку. Уравновешенные же имеют высокий результат РДО. У лиц с преобладанием торможения выше максимальная частота движений кисти за 10 сек, больше выполняют кувырков за 30 сек, а также лучше результат в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа. В отношении внутреннего баланса более высокие результаты у подростков с преобладанием возбуждения выявлены в прыжковых упражнениях, в максимальной частоте движения кистью за 10 сек и количеством кувырков за 30 сек. У уравновешенных лучше время простой двигательной реакции на звук, РДО и время реакции выбора. Лица с преобладанием торможения имеют выше результат в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Результаты тестов, связанных с выполнением сложно-координированных действий, представленные в табл. 2, чаше различаются в соответствии свойств нервной системы. В частности, в целом меньше ошибок допускают лица с более сильной нервной системой, инертностью возбуждения, средней подвижностью торможения и уравновешенных по обоим балансам в тесте на воспроизведение. Тест на диффе-ренцировку силы удара лучше выполняют подростки с более сильной нервной системой, с уравновешенностью по внешнему балансу и с преобладанием торможения по внутреннему балансу.

Различия проявляются и в процессе выполнения тестов. Так, в тесте на воспроизведение в начальный части теста меньше ошибок делают лица, инертные по возбуждению, со средней подвижностью торможения и возбудимые по внешнему балансу. В середине выполнения теста меньше ошибок делают уравновешенные по внешнему балансу. Ошибок в конце теста меньше делают подростки с инертностью возбуждения. При этом по всем периодам выполнения теста меньше ошибок делают лица с более сильной нервной системой. При выполнении теста на выполнение дифференцированных ударов меньше делают ошибок при нанесении удара слабой рукой подростки с более сильной нервной системой и уравновешенные по внешнему балансу. При нанесении ударов сильной рукой лучше справляются подростки с более сильной нервной системой.

Таким образом, выявлен ряд особенностей в физическом развитии подростков 12—13 лет, различающихся индивидуально-психологическими особенностями, которые выбрали занятия боксом. Различия в большинстве случаев связаны с типологическими особенностями в проявлении основных свойств нервной системы. В частности, скоростно-силовые качества выше проявляются у подростков с более слабой нервной системой, подвижных, тормозных по внешнему балансу и возбудимых по внутреннему балансу, им характерны и более высокие показатели быстроты.

В отношении же выполнения сложно-координированных действий лучше справляются подростки с более сильной нервной системой, инертностью возбуждения и уравновешенностью как по внешнему, так и по внутреннему балансам. Обозначенный типологический комплекс чаще встречается у лиц с лучшей двигательной памятью [7]. Хуже двигательная

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

Таблица 2

Различия в выполнении тестов на сложно-координированные действия (воспроизведение, дифференцирование) боксёрами 12-13 лет в соответствии с их индивидуально-психологическими различиями*

Тест на воспроизведение сложно координированных действий на лапах Тест на дифференцирование силы ударов на мешке кИкТЕСТ-100

Типологические особенности Всего ошибок Ошибок в начале теста Ошибок в средине теста Ошибок в конце теста Лёгкий удар -о К К а аа аа к ^ Всего ошибок

Сила нервной системы Большая 3,7 2,0 1,4 0,3 1,1 2,5 3,6

Средняя 6,2 2,2 2,7 1,3 2,1 3,6 5,7

Малая 8,5 4,3 2,6 1,6 2,5 2,7 5,2

р < < < < < > <

Подвижность возбуждения Высокая 6,2 2.9 2,4 0,9 1,7 2,9 4,6

Средняя 8,4 4,1 2,3 2,0 2,5 2,8 5,3

Низкая 5,3 2,3 2,3 0,7 1,9 3,0 4,9

р < < > < > > >

Подвижность торможения Высокая 6,9 3,2 2,5 1,2 2,4 2,8 5,2

Средняя 5,5 2,2 2,2 1,1 1,9 3,0 4,9

Низкая 6,8 3,3 2,3 1,2 1,7 2,9 4,6

р < < > > > > >

П ре обладание возбуждения 5,8 1,4 3,6 0,8 2,6 3,2 5,8

Внешний баланс Уравновешенный 5,3 2,6 1,9 0,8 1,1 3,0 4,1

П ре обладание торможения 7,4 3,5 2,3 1,6 2,1 2,7 4,8

Р < < < > < > <

Внутренний баланс П ре обладание возбуждения 7,8 3,8 2,8 1,2 2,2 3,4 5,6

Уравновешенный 4,9 2,2 1,9 0,8 2,3 3,0 5,3

П ре обладание торможения 6,9 3,2 2,5 1,2 1,9 2,7 4,6

Р < < > > > > >

’Достоверность указана на уровне Р < 0,05 память у лиц с подвижностью нервных процессов, слабой нервной системой и преобладанием торможения по обоим балансам. Это в определенной степени получило подтверждение в результатах исследования Э. А. Голубевой, показавшей, что какие бы разновидности произвольной памяти не изучались, будь то кратковременная или долговременная произвольная, она лучше у лиц с инертностью нервных процессов, чем с подвижностью (лабильностью). При этом С. А. Изюмова отмечает, что инертные лучше запоминают движения, чем подвижные. О лучшей памяти на протяженность движений, особенно больших амплитуд, выявлена у лиц с инертностью процесса возбуждения [7]. Немаловажное значение в реализации сложно-координированных действий имеют разные свойства внимания, особенно концентрация внимания, она лучше у лиц с сильной нервной системой [8].

Заключение. Выявлено, что физическое развитие и психомоторные процессы у начинающих боксе-ров-подростков существенно различаются в соответствии с типологическими особенностями основных свойств нервной системы, это характерно и в отношении выполнения сложно-координированных действий. В частности, результат в скоростно-силовых упражнениях и проявления быстроты выше у подростков с более слабой нервной системой и сред-

ней подвижностью, в то время как силовая и скоростно-силовая выносливость выше у подвижных по торможению.

Сложно-координированные действия на воспроизведение комплекса движений лучше выполняются подростками-боксерами с более сильной нервной системой и низкой подвижностью возбуждения, в сравнении с более слабыми и подвижными. Дифференцирование силы ударов лучше выполняют в сложно-координированном действии лица с более сильной нервной системой и инертностью торможения. При этом следует отметить, что показатели физического развития у боксеров 12 — 13 лет на этапе начальной подготовки в малой степени связаны с эффективностью выполнения сложно-координированных действий. В результате проведенные исследования лишний раз убеждают нас в том, насколько важно изучение индивидуальных особенностей физического развития в процессе взросления.

Библиографический список

1. Сальников, В. А. Индивидуальные особенности возрастного развития: моногр. / В. А. Сальников. — Омск : СибАДИ, 2013. - 411 с.

2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. — М. : Теория и практика физ. культуры, 2000. — 274 с.

3. Акинщикова, Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г. И. Акинщикова. — Л. : Из-во ЛГУ, 1977. — 152 с.

4. Запорожец, В. А. Значение различных периодов детства для формирования детской личности / В.А. Запорожец // Принцип развития в психологии. — М., 1978. — С. 243 — 267.

5. Козлов, В. И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, А. А. Фарбер. — М., 1983. — С. 5—13.

6. Сергиенко, Л. П. Исследование влияния наследственных и средовых факторов на развитие двигательных качеств : дис.... канд. пед. наук / Л. П. Сергиенко. — Харьков, 1975. — 199 с.

7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта / Е.П. Ильин. — Л., 1979. — 84 с.

8. Ермолаева-Томина, Л. Б. Концентрированность внимания и сила нервной системы / Л. Б. Ермолаева-Томина // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека: сб. науч. ст. / отв. ред. Б. М. Теплов — М., 1959. — Т. II. — С. 92— 105.

ДЕМЧЕНКО Юрий Владимирович, соискатель, преподаватель кафедры теории и методики бокса, фехтования и единоборств Сибирского государственного университета физической культуры и спор-та(СибГУФК).

ЯЦИН Юрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой теории и методики бокса, фехтования и единоборств СибГУФК.

САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; профессор кафедры теории и методики бокса, фехтования и единоборств СибГУФК.

Адрес для переписки: o083km@bk.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2014 г.

© Ю. В. Демченко, Ю. В. Яцин, В. А. Сальников

УДК 796.012.464 [09) М. д. КОРНЕВА

Л. С. МАХОВ О. Н. СТЕПАНОВА

Ивановский государственный университет [Шуйский филиал)

Московский педагогический государственный университет

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЖИМА В РОССИИ

В статье проанализированы основные вехи становления и развития русского жима в России. Авторы отмечают, что существенным толчком в развитии русского жима стало включение в программу соревнований лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результатом работы стало определение основных периодов становления и развития русского жима в России.

Ключевые слова: русский жим, периоды становления и развития, лица с инвалидностью.

Введение. Русский жим — это поднятие штанги определенного веса, в соответствии с установленными правилами, максимальное количество повторений и без использования различных «жимовых» рубашек [1].

Сегодня русский жим является самым популярным упражнением на количество раз. Всё больше и больше атлетов, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья, «вливаются» в ряды поклонников данного вида, всё больше и больше перспектив вырисовывается перед этим видом спорта, постоянно растут результаты. Настоящее исследование посвящено изучению генезиса и современного состояния русского жима в России [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика. Для определения основных периодов становления и развития русского жима в России нами были использованы следующие методы исследования: контент-анализ протоколов соревнований по русскому жиму; педагогические наблюдения за тренировочно-соревновательной деятельностью, спортсменов, не имеющих ограничений в состоянии здоровья, а также спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата; опросы (беседы, ин-

тервью) тренерско-преподавательского состава, представителей Федерации русского жима, команд, волонтёров и судей; собственный опыт работы в системе спорта инвалидов и проведения соревнований по русскому жиму среди инвалидов-опорников, электронных ресурсов, раскрывающих вопросы истории русского жима.

Результаты и обсуждение.

Первые организованные соревнования по русскому жиму прошли 8 мая 2000 года. Поскольку со Дня Победы прошло 55 лет, то и вес штанги выбрали символический — 55 кг. Правила были простые — выполнить наибольшее количество повторений с учетом собственного веса. Соревнования проходили в государственном университете «Высшей школы экономики», в котором приняли участие 12 студентов названного вуза. В этих соревнованиях победил Станислав Свиридов, с результатом 55 кг на 53 повторения [2].

Интерес и желание соревноваться в русском жиме было поддержано кафедрой физического воспитания университета «Высшей школы экономики» и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.