4. Жириков, Е. С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жириков. — М., 2002. - С. 52-58.
5. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/socis2003.html (дата обращения: 14.02.2014).
КОРАБЛЕВА Ольга Викторовна, доцент кафедры физической культуры, соискатель по кафедре физической культуры.
ПАНАЧЕВ Валерий Дмитриевич, доктор социологи-
ческих наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры, заведующий кафедрой физической культуры, академик Международной академии наук педагогического образования Российской академии естествознания, мастер спорта, председатель президиума Олимпийской академии Прикамья, заслуженный работник физической культуры РФ.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2014 г. © О. В. Кораблева, В. Д. Паначев
удк 796.°11.3:373.3 С. Г. ПАТРИНА
о г
Т
и
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ДИНАМИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕВОЧЕК 7-11 ЛЕТ,
РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ
В статье рассматривается динамика связей темпов прироста результатов двигательных способностей и морфофункциональных признаков с индивидуальными особенностями проявления свойств нервной системы в возрастном развитии девочек 7-11 лет. Полученные данные дают основание полагать, что в процессе взросления следует изучать не особенности возрастного развития, а индивидуальные особенности возрастного развития.
Ключевые слова: двигательные способности, морфофункциональные показатели, индивидуально-психологические особенности, темпы прироста результатов, возрастное развитие.
Введение. Многочисленными исследованиями показана определенная этапность онтогенетического развития человека и рассматривается это как основополагающее свойство, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития [ 1 — 5]. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве обусловливает возможности прогнозирования тренируемости и обучаемости, а также способствует определению степени функциональной и физической подготовленности детей и подростков. Б. Г. Ананьев подчеркивал: «Несомненно, одним из главных вопросов теории индивидуального развития человека, является именно вопрос о соотношении «возрастных», типологических и индивидуальных особенностей человека объединяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними» [6].
Одновременно размах вариаций с возрастом имеет тенденции к росту при переходе от одного к другому, соответственно, возрастные границы периодов становятся более размытыми. Это может быть связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью и возрастанием
влияния факторов социальных более вариативных (лабильных). Существенное изменение величины и направленности развития разных систем организма наблюдается в предпубертатном и пубертатном периодах. Эта динамика развития существенно различается и в соответствии «фактора пола». Одновременно следует иметь в виду, что одни и те же условия по-разному влияют на развитие детей ввиду того, что проявляются их индивидуально-психологические особенности. В частности, определенный вид внешних воздействий может стимулировать развитие данного конкретного признака при наличии сопутствующих индивидуально-психологических признаков, а при отсутствии тормозить его, так как психологические особенности по-разному выражены у подростков.
Согласно С. Л. Рубинштейну: «Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательных превращений, какие может представить человеческая мысль. История этих превращений представляет собой не простое сплетение случайностей, а закономерный процесс развития. Задача психологии и заключается в том,
/
о
Рис. 1. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений, морфофункциональных показателей и свойств нервной системы у девочек 7—8 лет
Цифры в кружках — номера изучаемых признаков:
I) рост в длину; 2) масса тела; 3) ЖЕЛ; 4) максимальная частота движений кистью за 10 с; 5) максимальная частота движений кистью за 30 с; 6) скоростная выносливость; 7) тройной прыжок с места; 8) прыжок в длину с места; 9) прыжок вверх со взмахом рук; 10) прыжок вверх без взмаха рук;
II) прыжковая координация; 12) прыжковая выносливость; 13) челночный бег; 14) бег 30 м; 15) оптимальный темп движения кистью; 16) соотношение максимального и оптимального темпов движения кистью; 17) двигательная чувствительность; 18) сила нервной системы; 19) внешний баланс; 20) внутренний баланс; 21) подвижность возбуждения; 22) подвижность торможения.
Примечание: сплошная линия, соединяющая кружки, — положительная связь; пунктирная — отрицательная. Одна (любая) линия — достоверная связь Р < 0,05, две — Р < 0,01.
Рис. 3. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений, морфофункциональных показателей и свойств нервной системы у девочек 9—10 лет
Примечание: обозначения те же, что и на рис.1.
Рис. 2. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений, морфофункциональных показателей и свойств нервной системы у девочек 8—9 лет
Примечание: обозначения те же, что на рис. 1.
чтобы понять развитие психических свойств и способностей личности в его закономерностях» [7].
Человека, как представителя биологического вида, отличает неспециализированность, универсальная и высокая степень активности. Принципиальные изменения всего хода онтогенеза, где ведущим становится не видовое проявление, а процесс индивидуального развития человека, обусловлены чрезвычайно сложной, динамической социальной средой его существования.
Сопоставление одноуровневых и разноуровневых индивидных свойств в микровозрастном плане показало несовпадение темпов и направлений их
Рис. 4. Структура корреляционных плеяд темпа прироста двигательных проявлений, морфофункциональных показателей и свойств нервной системы у девочек 10—11 лет
Примечание: обозначения те же, что и на рис.1.
изменений, что чрезвычайно осложняет картину их роста и свидетельствует о внутренней противоречивости подсистем человека. Одной из причин отсутствия отечественных данных о степени гармонизации индивидуального развития детей является возникшее в последние годы определенное разнообразие между научными дисциплинами, призванными изучать возрастные изменения в процессе развития ребенка: возрастной морфологией, физиологией, психологией, педагогикой и многими другими дисциплинами. В результате, по мнению Д. И. Фельдштейна (2004) [8], дифференцированный подход к детям привел к тому, что исчезло целое представление о ребенке и подростке. При этом большая часть специалистов в своих работах основывается на традиционных представлениях о детстве, которые за последнее десятилетие существенно изменились. Накопление же огромной массы нового материала не только не облегчает, но, напротив, усложняет познание сложных объектов.
Действительно, едва ли правомерно рассматривать возрастное развитие только применительно к отдельно взятым системам: надо знать качество их взаимосвязей в возрастном аспекте и то, как эти взаимосвязи изменяются в различные возрастные периоды. Интерес же к проблеме темпов прироста результатов определяется в определенной степени тем, что темп индивидуального развития является, пожалуй, наиболее лабильной особенностью онтогенеза человека. Очень часто именно эти условия сказывается
на темпе индивидуального развития дифференцированно. Изменение темпов индивидуального развития чаще рассматриваются с точки зрения их приспособительного (функционального) значение.
Одновременно необходимость раскрытия взаимосвязей и взаимопереходов между стадиями, изучение противоречий, сопровождающих развитие, выявление сенситивных и критических периодов развития, что позволило бы построить теорию индивидуального развития человека, отражающую соотношения между потенциями и тенденциями индивидуальности в разных фазах ее развития [9].
Основная часть. В соответствии с этим задача исследования состояла в изучении динамики связей темпов прироста двигательных проявлений и мор-фофункциональных признаков с индивидуально-психологическими особенностями в процессе возрастного развития у девочек 7—11 лет.
В работе исследовалось физическое и морфо-функциональное развитие девочек 7—11 лет, учащихся средней образовательной школы, занимающихся физической культурой в пределах школьной программы, всего 129 человек. В педагогическом эксперименте изучались темпы прироста двигательных проявлений, таких как быстрота, сила, выносливость, а также морфологических признаков, таких как рост, вес, ЖЕЛ. Среди индивидуально-психологических особенностей изучали силу нервной системы, подвижность возбуждения и торможения дифференцированно, внешний и внутренний балансы между возбуждением и торможение с использованием произвольных двигательных методик Е. П. Ильина (2004). Темпы прироста физических и морфофункциональных показателей рассчитывались с применением формулы О. Броди.
Полученные результаты и их обсуждение. Современной наукой накоплен огромный фактический материал, показывающий, что вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик определяется не только влиянием внешних, но и внутренних условий жизни человека. Это в определенной степени выявлено результатами, полученными нами в педагогическом эксперименте.
В возрастной группе девочек от 7 до 8 лет темп прироста максимальной частоты движений кистью за 10 сек отрицательно коррелирует с силой нервной системы (г = —0,41), подвижностью возбуждения (г = —0,31) и подвижностью торможения (г = —0,48) (рис. 1). Локальная выносливость (максимальная частота движения кистью за 30 сек) отрицательно связана с силой нервной системы (г = —0,38), с внутреннем балансом (г = —0,31) и подвижностью торможения (г = —0,33). Динамика оптимального темпа движения кистью выше у девочек со слабой нервной системой (г = —0,51), с преобладанием возбуждения по внешнему балансу (г = 0,40) и низкой подвижностью торможения (г = —0,55). Двигательная чувствительность положительно коррелирует с внешним балансом (г = 0,39), отрицательно с подвижностью возбуждения (г = —0,40) и подвижностью торможения (г = —0,54). Темп прироста скоростно-силовых показателей отрицательно коррелирует с силой нервной системы в таких упражнениях как прыжок в длину с места (г = —0,43) и прыжок вверх с места со взмахом рук (г = —0,34), последний связан также отрицательно с подвижностью торможения (г = —0,35). Прыжковая же выносливость положительно связана с подвижностью возбуждения (г = 0,31). Динамика результатов бега на 30 м значительнее изменяет-
ся у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу (г = 0,47). ЖЕЛ положительно коррелирует с подвижностью возбуждения (г = 0,30).
У девочек от 8 до 9 лет темп прироста показателей максимальной частоты движений кистью за 10 сек отрицательно связан с силой нервной системы (г = —0,50) и подвижностью возбуждения (г = —0,34) (рис. 2). Динамика оптимального темпа движения кистью выше у девочек с более слабой нервной системой (г = —0,55). Скоростная выносливость положительно коррелирует с силой нервной системы (г = 0,49) и подвижностью возбуждения (г = 0,33). Двигательная чувствительность отрицательно связана с подвижностью возбуждения (г = — 0,37).
В скоростно-силовых упражнениях, таких как прыжок в длину с места, темп прироста выше у девочек с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу (г = 0,35), в то время как динамика прыжковой координации положительно коррелирует с внешним балансом (г = 0,36). Изменения роста в длину связаны с подвижностью возбуждения (г = 0,32), а изменения массы тела значительнее у девочек с преобладанием торможения по внешнему балансу (г = —0,40).
В возрасте от 9 до 10 лет структура связей двигательных проявлений со свойствами нервной системы в определенной степени изменяется (рис. 3). Динамика локальной выносливости (максимальная частота движений кистью за 30 сек) положительно связана с внутренним балансом (г = 0,43). Темп прироста показателя оптимального темпа движения кистью выше у девочек с более слабой нервной системой (г = —0,35), а изменение соотношения максимального и оптимального темпов наиболее выражен у лиц с сильной нервной системой (г = 0,35). Динамика двигательной чувствительности отрицательно коррелирует с подвижностью торможения (г = —0,41). В упражнениях скоростно-си-лового характера положительная корреляция прослеживается только в отношении тройного прыжка с места, она выше у лиц с более сильной нервной системой (г = 0,34). Динамика роста в длину отрицательно связана с внешним балансом (г = —0,34).
В возрастной группе от 10 до 11 лет динамика максимальной частоты движений кистью за 10 сек отрицательно коррелирует с силой нервной системы (г = —0,62) (рис. 4). Темп прироста локальной выносливости (максимальная частота движения кистью за 30 сек) отрицательно связан с подвижностью торможения (г = —0,30) и оптимальным темпом движения кистью (г = —0,29). Двигательная чувствительность отрицательно коррелирует с подвижностью возбуждения (г = —0,36) и подвижностью торможения (г = —0,48), а скоростная выносливость положительно с силой нервной системы (г = 0,54). Динамика скоростно-силовых показателей в таких упражнениях, как: прыжок вверх с места со взмахом рук (г = 0,31), прыжок вверх с места без взмаха рук (г = 0,44) значительнее улиц с более сильной нервной системой. Изменения результата в прыжке в длину с места выше у девочек с более слабой нервной системой (г = —0,29). А динамика прыжковой выносливости положительно коррелирует с внутренним балансом (г = 0,32).
В отношении морфологических признаков корреляционные связи прослеживаются относительно динамики массы тела с силой нервной системы (г = —0,29) и с внешним балансом (г = 0,40).
Полученные данные показывают, что динамика темпов прироста результатов в двигательных
проявлениях и морфофункциональных особенностей у девочек 7—11 лет в определенной степени связаны с проявлением свойств нервной системы. При этом больше всего этих связей выявлено в отношении силы нервной системы и подвижности нервных процессов. С взрослением эти связи в одних случаях изменяются, другие сохраняются на протяжении периода взросления.
В результате выявление различных путей развития двигательных способностей и разнообразия темпов возрастной динамики в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями важно не для поиска точной оценки возрастного «среза», а главным образом для изучения самого процесса индивидуального развития и его определяющих факторов. Так как наличие индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека развиваются те двигательные способности, задатками к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют и типологические особенности проявления свойств нервной системы. Существенное значение имеет и то, что свойства нервной системы не только обусловливают различия в проявлении двигательных способностей, но и связаны с динамикой изменений в условиях целенаправленного воздействия на их развитие в различные возрастные периоды.
Все это дает основание отметить, что далеко не всегда можно отличить, что в особенностях физического развития того или иного ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы, а что — от возраста. Поэтому изучение процессов созревания и проявления свойств нервной системы, их соотношения в различные возрастные периоды и выявления доминирующих свойств нервной системы позволит проанализировать индивидуальные особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.
Заключение. Отмечается, что динамика темпов прироста результатов двигательных способностей и морфофункциональных признаков связана с особенностями проявления свойств нервной системы. При этом в процессе взросления эти связи в отдельных случаях изменяются, в других — остаются постоянными на длительном промежутке процесса взросления. Особенно это касается силы нервной системы с такими двигательными проявлениями, как максимальная частота движений кистью за 10 сек и оптимальным темпом.
Раскрытие взаимосвязей и их изменение в процессе возрастного развития, выявление сенситивных и критических периодов, а также изучение противоречий позволит более реально представлять особенности индивидуального развития человека в разных его фазах. Последнее дает основание сделать заключение, что более целесообразно изучать индивидуальные особенности возрастного развития.
Библиографический список
1. Гужаловский, А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. - М., 1984. - С. 211-224.
2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. — М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. — Киев : Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
4. Лейтес, Н. С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 9 — 18.
5. Сальников, В. А. Индивидуальные особенности возрастного развития : моногр. / В. А. Сальников. — Омск : СибАДИ, 2013. — 411 с.
6. Ананьев, Б. Г. О развитии детей в процессе обучения / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1957. — № 7. — С. 104 — 111.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 328 с.
8. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избранные труды / Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. — М. : Флинта, 2004. — 672 с.
9. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. — М. : Педагогика, 1980. —232 с.
ПАТРИНА Светлана Геннадьевна, преподаватель
кафедры «Физическая культура».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2014 г. © С. Г. Патрина
Книжная полка
Яковлев, Б. П. Основы спортивной психологии: учебное пособие / Б. П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2010. - 208 с. - Гриф УМО в области физической культуры и спорта. - ISBN 978-5-9718-0469-7.
В учебном пособии представлены: история отечественной и зарубежной спортивной психологии; предмет, задачи и методы спортивной психологии; взгляды основоположников отечественной спортивной психологии. Исторические и теоретические аспекты, содержащиеся в учебном пособии, отражают место и роль современной спортивной психологии в системе наук о спорте и подготовке спортсменов.