Булгакова, Э. Г. Мартиросов, И. В. Чеботарев // Морфофункциональные особенности высококвалифицированных спортсменов : сб. науч. трудов / ВНИИ физической культуры. — М., 1982. - С. 70-84.
11. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. — М. : Педагогика, 1980. — 230 с.
12. Моисеева, Н. И. Свойство биологического времени /
Н. И. Моисеева // Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. — Л., 1980. — С. 15 — 19.
13. Патрина, С. Г. Особенности связей двигательных проявлений и свойств нервной системы у девочек 7—11 лет. : сбор. науч. тр. / С. Г. Патрина, В. А. Сальников // Индивидуальные различия в развитии способностей человека. — Омск, 2008. — С. 33 — 40.
ПАТРИНА Светлана Геннадьевна, преподаватель кафедры физической культуры.
САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2013 г.
© С. Г. Патрина, В. А. Сальников
удк 796.011.1 Е. М. РЕВЕНКО
Т. Ф. ЗЕЛОВА В. А. САЛЬНИКОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ, УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УСПЕВАЕМОСТИ ШЕСТИКЛАССНИКОВ ПРИ ДВУХ И ТРЕХ УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЮ
В статье рассматриваются результаты предварительного и педагогического экспериментов, проведенных с юношами шестого класса. Установлено, что при трех уроках физической культуры в неделю (третьем уроке развивающего характера) у школьников наблюдается более выраженная динамика развития двигательных и умственных способностей, а также успеваемости. При этом наибольший темп прироста умственных способностей и успеваемости выявлен у школьников, имевших на начало педагогического эксперимента сравнительно меньший уровень их проявления. Полученные данные дают основание полагать, что депривация базовой потребности в движениях у подростков, наблюдаемая в современной школе, негативно отражается на динамике умственного развития. Очевидно, что выраженность последствий недостаточной двигательной активности подростков по-разному проявляется у лиц, различающихся индивидуально-психологическими особенностями. Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные и умственные способности, успеваемость.
В рамках модернизации школьного физического воспитания в школьную программу введен третий урок физической культуры в неделю. Это всего лишь незначительная часть фундаментального инновационного подхода, разработанного научным коллективом под руководством В. К. Бальсевича [1—3], которая реализуется в массовой образовательной практике. До сих пор так и не нашла в полной мере отражение основополагающая идея инновационного физического воспитания — идея внедрения технологий спорта в массовую физическую культуру. Более того, материально-технические возможности
современных школ не позволяют реализовать в полной мере широкий выбор спортивных специализаций для школьников, опираясь на их индивидуально обусловленные склонности к занятиям тем или иным видом спорта.
Другая сторона проблемы состоит в том, что как среди учащихся, их родителей, так и среди педагогического коллектива школ не всегда наблюдается понимание значимости увеличения количества часов, отводимых на занятия физической культурой. Нельзя не согласиться с мнением авторов [4], считающих, что сегодня существует ряд «мешающих факторов»,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
среди которых: непонимание сути внедрения дополнительного урока физической культуры и в то же время недостаточно развитая материально-техническая база школ для качественного и полноценного использования выделенного дополнительного времени.
Одной из характерных особенностей образовательного процесса в настоящее время является непрерывное увеличение интеллектуальной нагрузки, повышение объема и темпов реализуемой в учебном процессе информации. При этом приоритет умственного развития становится настолько высок, что в определенной степени вытесняет из образовательной среды другие не менее важные для всестороннего и гармоничного развития личности сферы, в частности сферы развития психомоторного и нравственного потенциалов человека. Последнее, очевидно, не может не вызывать дисгармонии в развитии личности учащихся и, как следствие, негативно отражаться на динамике развития самой умственной сферы.
Как показано в работе Е. А. Бурзуновой [5], среди одаренных школьников большая часть лиц дисгармоничного типа, при котором интенсивное познавательное развитие реализуется за счет недоразвития других сфер (психомоторной и эмоциональной). У таких детей заметны проблемы, связанные с отставанием в физическом развитии, неравномерностью, дисгармоничностью развития эмоциональной сферы, что в совокупности приводит к развитию замкнутости, депрессий и даже психосоматическим заболеваниям. Подобные проблемы свойственны не только одаренным детям. Сегодня на фоне глобальной интенсификации процесса обучения существует риск дисгармоничного развития. Интенсификация мыслительной деятельности на фоне оставления без внимания развития остальных сфер личности наносит ущерб не только последним, но и не дает ожидаемого эффекта даже в развитии собственно умственной сферы.
С позиции системного подхода к изучению развития человека как явления целостного и в то же время многогранного, многоуровневого очевидно, что перспективы повышения качества образования во многом связаны с получением научных данных не только о гомогенных связях между определенными педагогическими воздействиями и развитием конкретных функций (например, о влиянии интеллектуальных заданий на развитие каких-либо мыслительных операций; физических упражнений на развитие какого-либо физического качества), но и о гетерогенных связях. Эффективность учебного процесса может обеспечиваться только при такой его системной организации, которая соотносится с закономерностями возрастного развития различных систем организма, которые в большей или меньшей степени взаимосвязаны и взаимодетерминированы. Без понимания системных закономерностей развития человека невозможно оценить уникальную ценность инноваций в области физического воспитания подрастающего поколения.
Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «то или иное изменение, вносимое воспитанием и обучением в развитие ребенка, проникает в одни механизмы, вызывает сопротивление в других, растормаживает или затормаживает какой-либо комплекс реакций, образует новую систему связей или преобразует старую» [6, с. 519 — 520]. Действительно, развитие целостной личности не является процессом суммирования динамики изменений отдельных ее элементов, а как
процесс единый предполагает взаимосвязанные и взаимообусловленные изменения компонентов целостной системы. Следовательно, изменения, возникающие в результате физического воспитания в двигательной сфере, не могут не затрагивать и косвенно обусловливать изменения в других сферах личности (в частности, умственной).
Роль гетерогенных связей в развитии показана в исследовании, проведенном Т. М. Дьяченко [7], где установлен факт наличия гетерогенных связей между развитием умственной и нравственной сфер личности, когда воздействия на эмоционально-эстетическую и нравственную сферы ведут к ускорению интеллектуального развития, в то время как перегрузка интеллектуальной сферы усиленным гомогенным воздействием на нее тормозит умственное развитие. Отмеченное позволяет говорить о том, что создание оптимальных условий для развития той или иной сферы личности невозможно без учета взаимной обусловленности в развитии тех или иных сторон личности в онтогенезе.
Есть основания полагать, что акцентированное гомогенное влияние на развитие умственной сферы подростков нередко за счет уменьшения внимания к развитию психомоторной сферы и выраженной депривации потребности в двигательной активности не может не отражаться на развитии личности в целом и умственной сферы в частности. Отчасти с этим может быть связан известный в психологии «феномен 7-го класса», характеризующийся резким снижением динамики умственного развития школьников [8, 9]. При этом, как мы полагаем, причина замедления умственного развития на данном возрастном, этапе связана не столько с существенным. увеличением, темпов двигательного развития, сколько с неудовлетворением, повышенной потребности в двигательной активности.
Необходимо учитывать, что у подростков в различной степени выражено снижение динамики развития умственных способностей, и связано это, очевидно, с индивидуальными особенностями, обусловливающими индивидуальную меру выраженности. сензитивности двигательного развития. У лиц с более интенсивным двигательным развитием и, как следствие, более выраженной потребностью в двигательной активности больше выражено снижение динамики развития умственных способностей, и наоборот. Этот тезис основывается на том, что выраженность и продолжительность сензитивных периодов для развития тех или иных двигательных способностей могут существенно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей возрастного развития личности [10, 11]. Исходя из отмеченного, мы предположили, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности подростков (за счет реализации третьего урока физической культуры в неделю развивающего характера) будет способствовать удовлетворению базовой потребности в двигательной активности, что, в свою очередь, отразится на развитии других сторон личности, в частности умственной.
Задача исследования заключалась в сравнении динамики развития двигательных, умственных способностей и успеваемости шестиклассников, обучающихся по программам двух и трех уроков физической культуры в неделю.
Организация и методы исследования. В исследовании участвовали школьники (юноши 6-х классов) БОУ «Лицей № 149» г. Омска. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования в
Соотношение темпов прироста двигательных способностей у школьников 6-х классов в предварительном и педагогическом экспериментах
Двигательные способности Данные предварительного эксперимента Данные педагогического эксперимента ^критерий М,-М2
осень весна прирост М, осень весна прирост М2
Кистевая динамометрия правой руки 16,94 19,35 13,02 19,72 22,76 13,93 0,50
Кистевая динамометрия левой руки 15,39 17,87 14,65 18,00 20,83 14,52 0,06
Становая динамометрия 61,06 71,13 15,61 69,52 80,66 14,88 0,34
Подтягивание на перекладине 2,34 3,13 28,33 3,24 4,45 36,43 0,96
Сгибание — разгибание туловища 26,29 29,13 10,98 27,28 29,59 8,35 1,31
Прыжок в длину 163,0 171,42 5,09 170,72 185,90 8,51 4,66**
Прыжки со скакалкой 37,45 44,52 20,65 37,45 45,48 19,87 0,18
Челночный бег 8,79 8,51 -3,13 8,73 8,23 -5,85 4,53**
Бег на 30 м 5,59 5,48 -1,93 5,74 5,41 -5,89 6,42**
Бег на 1000 м 5,36 5,03 -6,08 5,25 5,0 -4,69 0,87
ОДФР 20,84 26,26 23,83 23,25 31,13 29,34 2,49*
Примечание. В этой и последующих таблицах знак * — достоверность различий на уровне значимости Р < 0,05;
** — Р < 0,01. ОДФР рассчитывалась посредством перевода результатов каждого показателя тестирования в баллы по «Президентским состязаниям». Так нами получен средний балл физического развития осенью и весной для обеих выборок, что позволило рассчитать динамику общего физического развития.
2009/10 уч. году посредством сравнения осеннего и весеннего тестирований изучалась динамика двигательных и умственных способностей [12] в традиционной (при двух уроках в неделю) системе реализации дисциплины «Физическая культура». Общую динамику физического развития (ОДФР) рассчитывали путем вычисления среднего арифметического значения динамики отдельно взятых показателей двигательных способностей, переведенных в баллы по программе «Президентские состязания». Это позволило нам определить общий уровень физического развития в начале и конце экспериментов, общую динамику физического развития, при комплексном учете различных двигательных проявлений. Также рассчитывалась динамика успеваемости школьников, фиксируемая по итогам 1-й и 4-й четвертей. Полученные данные были приняты за фоновые. Далее в ходе педагогического эксперимента в 2010/11 уч. году изучалась динамика этих же способностей, но при трех уроках физической культуры в неделю (третьем — «развивающем»). Также рассчитывались ОДФР и динамика успеваемости школьников, фиксируемая по итогам 1-й и 4-й четвертей.
При организации третьего урока стояла задача максимально повысить его моторную плотность, исключив обучающий компонент, насытить упражнениями скоростной и скоростно-силовой направленности. Основная часть третьего «развивающего» урока строилась преимущественно на основе метода круговой тренировки. Вместе с тем для повышения эмоционального фона данного урока и мотивации учащихся использовался соревновательный и игровой методы. Средняя моторная плотность третьего дополнительного урока в педагогическом экспери-
менте составила 80,4 %, а моторная плотность всех занятий в учебном году в итоге составила 63,1 %, в то время как в предварительном эксперименте этот показатель был на уровне 54,2 %.
Динамика изучаемых показателей рассчитывалась по формуле О. Brodi. Достоверность среднегрупповых различий определялась с использованием ^критерия Стьюдента [13].
Результаты исследования. Влияние уроков развивающей скоростно-силовой и скоростной направленностей на физическое развитие шестиклассников изучалось путем сравнения темпов прироста двигательных способностей в предварительном эксперименте с таковыми показателями педагогического эксперимента. В результате установлено, что темпы прироста силовых проявлений, силовой выносливости и аэробной выносливости не имеют статистически значимых различий (табл. 1). Также не выявлены статистически значимые различия и в некоторых показателях, отражающих скоростно-силовые проявления, в частности: прыжки со скакалкой за 30 с и поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с (табл. 1).
В свою очередь, очевидны различия в темпах прироста скоростных и скоростно-силовых проявлений. В частности, на статистически значимом уровне в педагогическом эксперименте в сравнении с данными предварительного эксперимента выше прирост результатов в прыжках в длину, челночном беге и в беге на 30 м.
По показателю комплексного проявления развития двигательной сферы подростков выявлено, что ОДФР достоверно выше у школьников, участвовавших в педагогическом эксперименте. Полученные
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Соотношение динамики умственных способностей у школьников 6-х классов в предварительном и педагогическом экспериментах
Субтесты Данные предварительного эксперимента Данные педагогического эксперимента ^критерий М,-М2
осень весна прирост М1 осень весна прирост М2
1 4,61 6,65 36,83 5,83 9,1 47,12 1,39
2 5,68 6,90 18,92 6,72 9,38 35,67 3,57**
3 8,06 10,87 28,65 8,93 11,86 29,02 0,1
4 20,29 24,68 19,57 21,83 30,14 38,33 2,61*
5 10,97 14,42 27,05 10,59 13,55 27,35 0,08
6 18,45 20,94 12,56 17,93 23,31 28,17 3,64**
7 19,16 25,23 27,40 23,48 29,1 22,02 1,51
ОИ 87,23 109,68 22,22 95,31 126,45 29,34 3,29**
Таблица 3
Сравнительный анализ динамики успеваемости шестиклассников в предварительном и педагогическом экспериментах
Предмет Предварительный эксперимент Педагогический эксперимент ^критерий М,-М2
1-я четверть 4-я четверть прирост М1 1-я четверть 4-я четверть прирост М2
Русс. язык 3,68 3,77 2,76 3,79 4,07 7,44 1,41
Литература 4,13 4,1 - 0,51 4,14 4,41 6,76 2,08*
Ин. яз. 3,87 3,90 1,74 4,14 4,34 5,25 0,95
Математ. 3,71 3,71 0,2 4,07 4,24 5,1 1,72
Информат. 4,26 4,13 -3,05 4,45 4,59 3,07 1,76
Физика 4,03 4,00 -0,72 4,03 4,17 4,12 1,34
История 3,84 4,06 5,61 4,31 4,52 5,69 0,02
Обществ. 4,23 4,13 -2,15 4,48 4,66 4,02 2,30*
География 3,84 3,97 3,89 4,28 4,41 3,72 0,05
Биология 4,06 3,87 -4,89 4,21 4,28 1,75 1,95
Труд 4,23 4,61 9,63 4,03 4,59 13,49 0,91
Физ-ра 4,61 4,77 3,76 4,69 4,86 4,05 0,09
ОУ 4,05 4,10 1,48 4,22 4,42 4,96 2,62*
ГУ 3,97 4,02 1,33 4,18 4,41 5,79 2,59*
ЕУ 4,00 3,95 -1,22 4,18 4,33 4,01 2,69*
Примечание. ОУ — общая успеваемость по всем предметам; ГУ — успеваемость по гуманитарным предметам; ЕУ — успеваемость по предметам естественнонаучного цикла.
результаты представляются вполне логичными, так как, во-первых, в педагогическом эксперименте был существенно выше объем двигательной активности, моторная плотность уроков и, во-вторых, нагрузка «развивающего» урока имела преимущественно скоростную и скоростно-силовую направленность.
Определенный интерес представляют данные табл. 2, в которой приведены результаты сопоставления темпов прироста умственных способностей у шестиклассников в предварительном и педагогическом экспериментах (табл. 2).
Так, статистически значимые различия между фоновыми показателями и показателями педагогического эксперимента выявлены в субтестах: 2 — арифметические задачи, 4 — определение сходства
или различия понятий и 6 — установление аналогий, что позволяет говорить о различиях как в вербальных, так и в невербальных компонентах интеллекта. В целом можно отметить, что динамика развития отдельных умственных способностей и общего уровня интеллекта заметно выше у школьников, участвовавших в педагогическом эксперименте.
Данные, представленные в табл. 1 и 2, свидетельствуют о большей динамике развития как двигательных, так и умственных способностей в педагогическом эксперименте в сравнении с фоновыми показателями.
Сравнив успеваемость школьников в первой и четвертой четвертях, нам удалось выявить динамику успеваемости в предварительном и педагогическом
Динамика интеллектуального развития у шестиклассников в предварительном и педагогическом экспериментах, различающихся исходным уровнем интеллекта, %
Уровень интеллекта на начало эксперимента Динамика интеллекта
Данные предварительного эксперимента (М1±т) Данные педагогического. эксперимента (М2±т)
Больший 24,73 ± 6,20 25,25 ± 7,22
Средний 26,16 ± 4,75 26,50 ± 5,82
Меньший 14,32 ± 5,21 42,11 ± 5,83
экспериментах (табл. 3). В ходе предварительного эксперимента выраженной положительной динамики успеваемости шестиклассников к концу учебного года не наблюдалось. В то же время было заметно снижение успеваемости по ряду предметов. В целом в предварительном эксперименте общая успеваемость и успеваемость по гуманитарным дисциплинам улучшились крайне незначительно, в то время как успеваемость по предметам естественнонаучного цикла несколько снизилась.
В педагогическом эксперименте наблюдалась иная тенденция. Во-первых, фактически отсутствуют предметы, по которым успеваемость учащихся снизилась к концу учебного года. Во-вторых, по ряду предметов успеваемость стала достоверно выше, чем в предварительном эксперименте. В целом на достоверно значимом уровне школьники показали большую динамику общей успеваемости, а также успеваемости по гуманитарным и предметам естественнонаучного цикла.
Важным фактом является то, что в условиях педагогического эксперимента наибольшую динамику интеллекта (42,11 %) показали школьники, имевшие изначально сравнительно меньший уровень его проявления. При этом, как видно из табл. 4, в предварительном эксперименте, напротив, школьники с изначально меньшим уровнем интеллекта имели и низкую динамику умственного развития (14,32 %). Примечательно, что у школьников с большим уровнем интеллекта на начало исследования выявлена аналогичная его динамика как в предварительном, так и в педагогическом экспериментах (24,73 и 25,25 % соответственно). Аналогично и школьники со средним уровнем интеллекта на начало исследования показали одинаковую его динамику как в предварительном, так и в педагогическом экспериментах (26,16 и 26,50 % соответственно) (табл. 4).
Следовательно, повышенная двигательная активность в течение учебного года, более высокая суммарная моторная плотность занятий и увеличение объема физической нагрузки за счет третьего «развивающего» урока в педагогическом эксперименте не имели отрицательного влияния на динамику интеллекта шестиклассников со сравнительно большим и средним уровнями интеллекта, в то же время имели существенный положительный эффект для шестиклассников с меньшим уровнем интеллекта. Более того, в результате педагогического эксперимента произошло изменение знака корреляционных связей темпов прироста двигательных и умственных способностей у шестиклассников, имевших на начало эксперимента меньший уровень интеллекта [14, 15].
Таким образом, полученные в исследовании результаты дают основание полагать, что повышенные объем и интенсивность физической нагрузки, более
высокая двигательная активность в подростковом возрасте благоприятно влияют на развитие как двигательных, так и умственных способностей, а также положительно отражаются на успеваемости. При этом наибольший эффект отмеченной двигательной активности проявился у шестиклассников, имевших на начало эксперимента сравнительно меньший уровень интеллекта. Вместе с тем не наблюдается снижения динамики умственного развития и успеваемости у школьников с изначально большим уровнем интеллекта.
Следовательно, мы можем говорить о том, что (как отмечала Ф. Р. Зотова [16]) в школе наблюдается не столько перегрузка интеллектуальной сферы, сколько «недогрузка» двигательной. Очевидно, именно в подростковом возрасте это сказывается наиболее пагубно не только на развитии двигательного потенциала, но и на личности в целом и, в частности, ее умственном развитии. Исходя из изложенного, можно заключить, что двигательная активность выступает важным фактором развития человека не только в раннем детстве, но и на последующих этапах онтогенеза, в частности в подростковом возрасте. Поэтому рациональная организация физического воспитания может существенно влиять на развитие различных сторон личности. Как отмечалось нами ранее [17], интеллектуализация физического воспитания может реализовываться не только и не столько наполнением физической активности когнитивными задачами. Сама по себе двигательная активность, которая в полной мере соответствует потребности в ней растущего организма, индивидуально-психологическим особенностям учащихся — незаменимое средство развития гармоничной личности, развивающейся в единстве своих психомоторных, эмоционально-волевых, мотивационных и умственных компонентов.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 232-237.
2. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы / В. К. Бальсевич [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 56-59.
3. Бальсевич, В. К. Спортивно-ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
4. Мутко, В. Л. Дополнительный урок физкультуры: опыт реализации / В. Л. Мутко, Н. В. Паршикова, В. А. Чистяков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 20-21.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
5. Бурзунова, Е. А. Изменение личностного потенциала одаренных подростков в условиях повышенной учебной нагрузки / Е. А. Бурзунова // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 353. - С. 166-169.
6. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. В 2 т. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. -549 с.
7. Дьяченко, Т. М. Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста (лонгитюдное исследование) : автореф. ... канд. психол. наук / Т. М. Дьяченко. - СПб., 2006. - 26 с.
8. Болотова, О. В. Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития : дис. ... канд. психол. наук / О. В. Болотова. - М., 2003. - 273 с.
9. Будрина, Е. Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения / Е. Г. Будрина // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 33-46.
10. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.
11. Сальников, В. А. Особенности межпризнаковых и меж-возрастных связей показателей морфофункционального развития / В. А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей : сб. науч. тр. - Омск : СибАДИ, 2010. - 196 с.
12. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, [и др.]. - Обнинск : Принтер, 1993. - 40 с.
13. Гублер, Е. В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Е. В. Гублер, А. А. Генкин. - Л., 1973. - 140 с.
14. Зелова, Т. Ф. Влияние дополнительной физической нагрузки на соотношение динамики двигательного и умствен-
ного развития шестиклассников / Т. Ф. Зелова, Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 5. - С. 21-26.
15. Ревенко, Е. М. Соотношение развития двигательных и умственных способностей у школьников 5-6-х классов / Е. М. Ревенко, Т. Ф. Зелова, В. А. Сальников // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2011. - № 3. - С. 59-70.
16. Зотова, Ф. Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 2-5.
17. Ревенко, Е. М. Интеллектуализация физического воспитания посредством реализации научно обоснованного планирования двигательного развития / Е. М. Ревенко, Т. Ф. Зелова, В. А. Сальников // Омский научный вестник. -2012. - № 1(105). - С. 191-195.
РЕВЕНКО Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания.
ЗЕЛОВА Татьяна Фёдоровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания. САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания, заслуженный работник высшей школы.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.06.2013 г.
© Е. М. Ревенко, Т. Ф. Зелова, В. А. Сальников
Книжная полка
Петров, П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебник для студентов вузов / П. К. Петров. - 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2013. - 288 с. - ISBN 978-5-7695-9520-2.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). В учебнике рассматриваются информационные технологии, связанные с обеспечением учебной, научно-методической и спортивно-оздоровительной деятельности в физической культуре и спорте. Представлены технологии обработки аудио- и видеоматериалов, технологии создания мультимедийных программно-педагогических средств по спортивно-педагогическим дисциплинам. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Будет полезен преподавателям факультетов университетов и институтов физической культуры и специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта
Бабинчук, А. Мотивация для спортсменов на каждый день / А. Бабинчук. - М. : Спорт и Культура - 2000, 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-91775-111-5.
Мотивации в жизни и, особенно, в спорте уделяется особое внимание. Откуда она берется и как ее повысить? Как помочь самому себе улучшить свои результаты? Перед вами сборник вдохновляющих цитат великих людей и известных спортсменов. Перед вами уникальный самомотиватор на каждый день. Перечитывание цитат включает осознанность, добавляет сил и энергии, заряжает бодростью и позитивом, повышает шансы на победу. Каждый из нас нуждается в поддержке. Каждый из нас может помочь себе сам. Что для этого нужно сделать? Просто начинать свой новый день с цитаты! Книга поможет всем, кто ищет пути повышения мотивации, кто хочет стать уверенней в себе и раскрыть максимально свои способности, кто хочет достигнуть поставленных целей! Для широкого круга читателей.