Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА "ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА"'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА "ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЁРСТВА / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М.И.

Целью статьи является определение теоретико-методологической основы педагогики волонтерства как комплекса методологических подходов, включающих совокупность идей, теорий, принципов и закономерностей. Методологическую основу работы составили существующие теоретические модели и концепции добровольчества и волонтёрства; ключевые положения гуманистического, социетального, социокультурного институционального, общностного, педагогического и психологического подходов. Методология педагогики волонтёрства носит междисциплинарный характер, позволяющий анализировать данный феномен с учётом различных научных концепций. Материалы статьи и изложенные на их основе выводы могут быть полезны при совершенствовании методологии педагогики волонтёрства и методики организации волонтёрской деятельности, а также могут быть использованы в качестве методологической основы для разработки и практического внедрения в образовательный процесс для подготовки волонтеров в высших и средних профессиональных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильковская М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE SOCIO-CULTURAL PHENOMENON "PEDAGOGY OF VOLUNTEERING"

The purpose of the article is to define the theoretical and methodological basis of volunteering pedagogy as a set of methodological approaches, including a set of ideas, theories, principles and patterns. The methodological basis of the work consists of existing theoretical models and concepts of volunteerism and volunteerism; the key provisions of humanistic, societal, sociocultural institutional, community, pedagogical and psychological approaches. The methodology of volunteering pedagogy is interdisciplinary in nature, which allows analyzing this phenomenon taking into account various scientific concepts. The materials of the article and the conclusions based on them can be useful in improving the methodology of volunteering pedagogy and methods of organizing volunteer activities, and can also be used as a methodological basis for the development and practical implementation in the educational process for the training of volunteers in higher and secondary vocational educational institutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА "ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА"»

ОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА «ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА»

УДК 37.017.4 + 37.013.46

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-3107-134-142

М.И. Васильковская

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия e-mail: margo197411@rambler.ru

Аннотация: Целью статьи является определение теоретико-методологической основы педагогики волонтерства как комплекса методологических подходов, включающих совокупность идей, теорий, принципов и закономерностей. Методологическую основу работы составили существующие теоретические модели и концепции добровольчества и волонтёрства; ключевые положения гуманистического, социетального, социокультурного институционального, общностного, педагогического и психологического подходов. Методология педагогики волонтёрства носит междисциплинарный характер, позволяющий анализировать данный феномен с учётом различных научных концепций. Материалы статьи и изложенные на их основе выводы могут быть полезны при совершенствовании методологии педагогики волонтёрства и методики организации волонтёрской деятельности, а также могут быть использованы в качестве методологической основы для разработки и практического внедрения в образовательный процесс для подготовки волонтеров в высших и средних профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: методологический подход, педагогика волонтёрства, волонтёрская деятельность, методология.

Для цитирования: Васильковская М.И. Современные методологические подходы к исследованию социально-культурного феномена «Педагогика волонтерства» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №3 (107). С. 134-142. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-3107-134-142

MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE SOCIO-CULTURAL PHENOMENON «PEDAGOGY OF VOLUNTEERING»

Margarita I. Vasilkovskaya

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia e-mail: margo197411@rambler.ru

ВАСИЛЬКОВСКАЯ МАРГАРИТА ИВАНОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, 650060, Россия

VASILKOVSKAYA MARGARITA IVANOVNA - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Socio-Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, 650060, Russia

© Васильковская М.И., 2022

Abstract: The purpose of the article is to define the theoretical and methodological basis of volunteering pedagogy as a set of methodological approaches, including a set of ideas, theories, principles and patterns. The methodological basis of the work consists of existing theoretical models and concepts of volunteerism and volunteerism; the key provisions of humanistic, societal, sociocultural institutional, community, pedagogical and psychological approaches. The methodology of volunteering pedagogy is interdisciplinary in nature, which allows analyzing this phenomenon taking into account various scientific concepts. The materials of the article and the conclusions based on them can be useful in improving the methodology of volunteering pedagogy and methods of organizing volunteer activities, and can also be used as a methodological basis for the development and practical implementation in the educational process for the training of volunteers in higher and secondary vocational educational institutions.

Keywords: methodological approach, pedagogy of volunteering, volunteer activity, methodology.

For citation: Vasilkovskaya M.I. Modern methodological approaches to the study of the sociocultural phenomenon "Pedagogy of volunteerism". The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 3 (107), pp. 134-142. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-3107-134-142

Педагогика волонтерства является составной частью и направлением общей педагогики. Педагогика в терминологическом словаре современного педагога определяется как наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. А процессом является последовательная смена явлений, состояний и совокупности действий для формирования и развития какого-либо результата. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и соответствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитание личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов, но в то же время формируются и представления, знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Отметим, что термин и понятие «педагогика» носит собирательный характер, объединяя систему педагогических наук, внутри которых возможно появление новых направлений, все более конкретных методик на стыке с другими науками. Педагогика волонтерства занимает определённое место в системе педагогических наук (таблица 1).

Выделив из предложенных вспомогательных педагогических дисциплин педагогику волонтерства, отметим, что она рассматривается в нескольких значениях:

- как практика волонтерской деятельности в современной социально-культурной сфере;

- как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

- как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря научным исследованиям в области социально-культурной деятельности (8, с. 23-25).

Опираясь на результаты исследования научной литературы, под педагогикой волонтерства мы понимаем комплекс средств, форм и методов, стимулирующих и содействующих вовлечению граждан в волонтерскую деятельность, способствующих повышению мотивации и удовлетворенности их такой деятель-

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 3 (107) май - июнь ^

Возрастная классификация Профессиональная отраслевая классификация Вспомогательные педагогические дисциплины Специальная педагогика

- Преддошкольная и дошкольная педагогика; - педагогика начальной школы; - педагогика средней школы; - педагогика среднего специального образования; - педагогика высшей школы; - педагогика третьего возраста и др. - Производственная педагогика; - военная педагогика; - инженерная педагогика; - спортивная педагогика; - музейная педагогика; - театральная педагогика; - музыкальная педагогика; - педагогика исправительно-трудовых учреждений - История педагогики; - этнопедагогика - сравнительная педагогика; - философия воспитания; - социология образования; - педагогическая психология; - педагогика досуга; - социальная педагогика; - педагогика волонтерства - Олигофренопедагогика; - сурдопедагогика; - тифлопедагогика; - логопедия и др.

Таблица 1 - Классификация педагогических наук

ностью, профессиональному и личностному росту, усилению социальной активности.

Считаем, что педагогика волонтерства основана на принципах свободного выбора вида и формы волонтерской деятельности, использования потенциала волонтерской деятельности в гражданском воспитании и повышении социальной активности личности и базируется на осознании волонтерами социальных и нравственных смыслов волонтерской деятельности.

На наш взгляд, педагогика волонтерства направлена на овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных проблем, развитие умения принимать на себя ответственность, общаться с окружающими, оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается. При этом педагогический процесс, включающий основы воспитания и обучения различным аспектам организации волонтерской деятельности различных возрастных категорий населения, является основным положением в педагогике волон-терства.

В настоящее время в отечественной и в зарубежной социогуманитарной науке накоплен достаточный теоретический и эмпирический опыт изучения деятельности института волонтерства. Этот опыт позволяет выявить и научно обосновать сущностные и устойчивые характеристики этого социального феномена современности, виды и направления добровольческой деятельности, педагогическое управление социально-культурными практиками волонтерских объединений. В социально-гуманитарных исследованиях появляются ростки возрождения гуманистической морали, возрождение альтруизма, коллективизма в противовес ато-мизации общества. При этом конкурентная социально-экономическая среда рыночного трудоустройства диктует необходимость мобильности, приспособляемости в ущерб жизненным принципам, традиционным морально-нравственным ценностям.

С целью обобщения и углубления понимания совокупности фактов и теорий в области изучения волонтерства осуществлен

анализ научных исследовании в данном направлении, который позволил выделить существующие подходы к изучению именно волонтерства как основополагающего понятия нашего научного исследования.

Среди существующих исследовательских подходов можно выделить следующие: лич-ностно ориентированный, гуманистический, культурологический, исторический, аксиологический, антропологический, деятельност-ный, компетентностный, философский, социокультурный, психолого-педагогический, полисистемный, междисциплинарный, системный, информационно-технологический, гуманистический, диалогический, интегра-тивный, герменевтический, структурно-функциональный, семиотический, субъектно-деятельностный и др.

Классификации научных подходов анализа волонтерства как ключевого понятия исследуемой темы представлены во многих научных работах исследователей, занимающихся этой проблематикой. Л. А. Кудринской выделены следующие методологические подходы в исследовании волонтерства: исторический, социетальный, генезисно-системный и субъектно- деятельностный [3, С. 15-23.]. Структурировать научные подходы к предмету своего исследования - феномена волонтерства в социокультурной среде Российской Федерации - предприняла Е. А. Луговая. Исследователь особое внимание уделяет социологическому подходу, актуализирующему проблему мотивации волонтеров и направленному на изучение демографической, социальной и профессиональной структуры феномена волонтерства [5]. В исследовании Н. В. Черепановой охарактеризованы следующие подходы: аксиологической, гуманистический, системный, личностно-деятельностный, смысло-ориентированный, диалогический и контекстный [11]. Научные труды, посвященные анализу волонтёрской деятельности, освещают исследовательские подходы, которые не вполне позволяют рассмотреть изучаемый нами феномен волонтерства с позиций междисциплинарности. При этом стоит

отметить отсутствие системности в представленных результатах изучения экономической, педагогической, психологической и других предметных сфер, затрагиваются лишь отельные аспекты волонтерства, поэтому в нашем исследовании, посвященном изучению педагогики волонтерства, считаем должным рассмотреть это понятие как целостную основу данного феномена, используя различные научные подходы.

Прежде всего, мы остановимся на характеристиках основного понятия «волонтер-ство» с позиций гуманистического, социеталь-ного, социокультурного, институционального, педагогического, психологического и общ-ностного подходов, не противоречащих, а взаимодополняющих друг друга, позволяющих раскрыть механизм его реализации.

Считаем, что одним из значимых подходов в исследовании волонтерства является гуманистический подход, сущность которого заключается в осуществлении процесса воспитания гуманно настроенного к миру личности, способной к осуществлению осмысленного, ответственного выбора в социально-культурной и других сферах жизнедеятельности государства.

Гуманистический подход в исследовании феномена волонтерства представлен в отечественных научных трудах Ш. А. Амоношвили, А. В. Бездухова, М. А. Бирич, Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, В. Ф. Ефимова, В. А. Сухом-линского, М. П. Щетинина, которые видят гуманистический подход в формировании одной из главных ценностей личности - активности человека. В соответствии с концепциями К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, необходимыми условиями гуманистического подхода является также возможность осуществления саморазвития и общественно полезной деятельности.

Социетальный подход к изучению волонтерства направлен на исследование характеристики социума, особенностью которого является «трехсекторность», объединяющая коммерческий, государственный и независимо-общественный сектор. Здесь особенно следует

выделить связь волонтерства с независимо общественный сектором, включающим институты гражданского общества и некоммерческие организации. Волонтерская проектная деятельность по оказанию социально ценных услуг обществу во взаимодействии с некоммерческими организациями имеет общественно значимый эффект, так как выполняет ключевые виды деятельности, направленные на поддержку нуждающихся, осуществляет организацию социально-культурных и спортивных программ, оказывает профессиональную правовую, юридическую, психологическую помощь, фандрайзинг, документооборот в некоммерческих организациях, поисковую работу. В данной деятельности воспитываются и развиваются у волонтеров такие ценностные качества личности, как альтруизм, духовность, соборность, нравственность и др.

Социокультурный подход направлен на изучение волонтерства как части общества, систематизирует объективные и субъективные оценки общественного мировоззрения о волонтерской деятельности и позволяет многоаспектно рассматривать волонтерство с позиций социального института и социокультурного общества.

Аргументирован социокультурный подход Е. Луговой при анализе волонтерства в Российском социокультурном пространстве, где установлено, что данный подход направлен на получение сведений о демографической, общественной структуре волонтерства, а также о мотивации участников волонтерской деятельности (внешней и внутренней), их профессиональной подготовке [5]. Интересной, с этой точки зрения, представляется модель оценки мотивации волонтеров, в рамках которой построена шкала Volunteer Functions Inventory, основанная на экспериментальных данных испытаний, в которых участвовало около 1000 волонтеров разных организаций, включая студентов-волонтеров. В результате испытаний модели получены результаты, в которых выявлено, что имеющие опыт волонтеры в процессе жизнедеятельности являются целеустремленнее граждан, не являющихся

волонтерами, а причины желания заниматься волонтерской деятельностью у каждого человека индивидуальны [14, с. 13-14].

Любопытными оказались результаты анализа исследований по выявлению социокультурных возможностей молодых людей, которые позволили М. Н. Баланян сделать вывод о том, что предпринимательское социальное волонтерство, под которым подразумевается предпринимательская деятельность с целью уменьшения или разрешения социальных проблем, способствует активной социализации молодежи [1]. Во всех перечисленных случаях имеет место помогающее поведение людей, желающих заниматься и занимающихся волонтерской деятельностью. Помогающее поведение людей в обществе, его масштабы и формы организации являются одним из важных факторов в развитии волонтерства. При этом помогающее поведение сопряжено с избранием помогающей профессии для самореализации личности человека в обществе, а участники волонтерского движения, избравшие помогающие профессии, причисляются к профессиональным волонтерам [10].

В рассмотрении методологической перспективы изучения институционального развития волонтерства отметим институциональный подход. Он предполагает определенные устойчивые отношения с формальными организациями, имеющими социально значимые полномочия, регулирующие поведение людей [10, С. 157-158]. Реализация функций, регулирующих активность членов социума в рамках общественных отношений участников волонтерского движения внутри волонтерской структуры в форме объединения, организации и за ее пределами, определяет сущность институционального подхода. Формирующийся потенциал волонтеров и благополучателей волонтерской деятельности поддерживает надежность социально-общественной жизни, а также - социализацию индивидов [15].

В соответствии с идеями П. ДиМаджио и В. Пуэлла создается «поле» волонтерских организаций, объединений и иных сообществ, которые следуют определенному базовому

комплекту правил [12, P. 147-160]. Институциональный подход выражается в потребности рассмотрения вопросов, касающихся актуализации исследования концепции волонтерства как образованной человеком структуры взаимодействия (института волонтерства), развивающей ценностные представления личности в поведенческой мотивации волонтера и оказывающей влияние на систему мировоззрения участников института волонтерства. Институциональный подход в исследовании волонтерства предполагает возможность изучения его развития в обусловленных социально-культурных, исторических условиях, в которых происходит воздействие волонтерства на социализацию, профессионализацию, формирование и развитие личности и общества в целом.

В середине XX века становится известным неоинституциональный подход в научных трудах Н. А. Скобелиной, исследовавшей ин-ституционализацию общественных движений [10]. Существующие точки зрения позволяют отделить неоинституционализм от «старого» институционализма и акцентируют внимание на том, что социальные институты ценны для развития общества и поддаются научному анализу. Вновь созданные социальные институты, как отмечает Д. Норт, появляются в том случае, когда общество усматривает возможность получения прибыли, невозможной в условиях уже существующей институциональной системы [6]. Из этого следует, что волонтерство способствует уменьшению затрат государства; соответственно повышаются доходы, что служит импульсом к институциональному оформлению волонтерства. Волонтерские объединения являются необходимым ресурсом гражданского общества и способствуют созданию социального капитала общества.

Отметим, что российские ученые (Г.Е Зборовский, А. А Кузьминчук) выделяют следующие признаки социального института: наличие нормативно-правовой базы для регулирования норм поведения волонтеров; стандартизирование поведения волонтеров; отличительные знаки (символы, логотипы, сертификаты, «книжки волонтеров», корпоративная форма и др.);

наличие структурных элементов института, соответствующих направлениям волонтерской деятельности; наличие норм, принципов и функций института волонтерства (интегра-тивная, регулятивная, коммуникативная, экономическая, функция социализации) [4].

В научных трудах Г. Е. Збровского представлена социология волонтерства как часть социологического знания, определяющая социологическую теорию волонтерства как социальную общность. Следуя этому, возможно изучение структуры общности волонтеров через анализ и оценку ее сложной многоуровневой модели, ресурсов волонтерской общности, регулярных волонтерских практик [2, С. 8-23].

Рассматривая педагогический подход в исследовании волонтерства, отметим, что он заключается в анализе воспитательного процесса при формировании ключевых свойств личности волонтера, его социализации, профессиональной подготовки, обучения и реализуется посредством технологизации представленных в России волонтерских социокультурных практик.

Наиболее известные педагогические исследования анализируют волонтерство с позиции рассмотрения его как социально-педагогического феномена и направлены на исследование проблем организации волонтерства различных категорий населения, включая методы, педагогические технологии, диагностику, оценку результатов с целью содействия развитию социальной компетентности и общественной ответственности волонтеров.

Следует подчеркнуть, что существующие научные исследования волонтерской и благотворительной деятельности направлены, прежде всего, на изучение условий обеспечения педагогического эффекта в формировании личности волонтера, участвующего в деятельности молодежных объединений и организаций волонтерской направленности. Значимой в контексте рассматриваемой проблемы представляется научное исследование Г. В. Олениной, авторитетность которого представлена в прогностической социально-педагогической модели организации досуга

студентов в отечественных вузах, способствующей формированию социальных инициатив в студенческих отрядах [7].

Нередко волонтерство и добровольчество становятся объектами психологических исследований, где их актуальность определяется противоречиями между необходимостью изучения психологических детерминант и реальными эффектами волонтерской деятельности.

В реализации психологического подхода раскрываются условия полноценного развития и саморазвития личности волонтера, которые выделяются на основе результатов исследований о мотивации волонтеров, оценок форм и методов стимулирования волонтёрского труда. С данной позиции волонтерство рассматривается как базовое пространство и основа развития и переустройства личности волонтера - его ценностей, возможностей, умений, потенциала.

Назовем еще одним методологический подход исследования волонтерства - общ-ностный подход, в котором дается оценка многоуровневой модели института волон-терства, анализируются структуры общности волонтеров, ресурсов данной общности, а также - их ежедневных практик и образа бытия участников волонтерского движения.

Исследуя общностный подход в изучении волонтерства, отметим существование классификации общностных признаков, которые возможно применить относительно волонтерства, так как некоторые из них связаны с включенностью данного вида деятельности в систему общественных взаимоотношений. Имеются в виду мотивы совместной деятельности или возможности пребывания в волонтёрской общности; возможность взаимодействия в различных уровнях деятельности общности; наличие схожих характеристик условий деятельности, правил, традиций, ценностей, установок, а также стандартов поведения, свойственных многим членам общности волонтеров и др.

К имеющиеся социальным, общественно-политическим, культурным ресурсам волонтерской общности, составившим базу ее основных системообразующих свойств, относятся: при-

менение способности регулировать определенные общественные проблемы, достигать установленных целей в реализации волонтерской деятельности, содействие повышению уровня образования, профессиональных и личностных компетенций, получение статусных характеристик, авторитета, взаимодоверия участников волонтерского движения. Представленные свойства общности дают возможность приобретения и осознания научных представлений о социальном, культурном и символическом капиталах членов общности волонтеров.

Нами рассматривается общественный подход в исследовании повседневных волонтерских практик. Это связано с тем, что их направленность, объем и содержание показывают связь волонтерской работы и общества в целом, позволяют проанализировать вопросы, связанные с выявлением и установлением общественных и статусных позиций участников волонтерского движения с учетом социально-культурных и экономических условий развития конкретных территорий и государства в целом.

Более 15 лет исследований показали, что формальное добровольчество в значительной степени зависит от психологических факторов и переменных, которые многие ученые рассматривают как результаты индивидуальной генетики, социализации в своей культуре и социальных ролях, а также - индивидуального личного опыта. Так, Смидт Д. Н. рассматривает исследования, в основном посвященные таким мотивационным факторам, как черты личности, ценности, общие и специфические установки, привычки, намерения и цели/ценности, влияющие на добровольчество [16]. В научной литературе также существуют исследования, в которых рассматриваются потенциально релевантные психологические факторы, такие как аффекты - эмоции, интеллектуальные способности, когнитивные способности к восприятию информации и самость [13]. Многочисленные эмпирические данные подтверждают необходимость изучения психологических факторов участников волонтерского движения (добровольчества), их демографических данных, свя-

занных с различными показателями членства в ассоциации и активностью участников волонтерства, а также мотиваций в понимании добровольчества, частично подтверждаемых моделью активного просоциального поведения.

Таким образом, представленные общеметодологические подходы применительно к педагогике волонтёрства - гуманистический, социетальный, социокультурный, институциональный, педагогический, психологический

и общностный - позволяют сфокусировать внимание на её специфических аспектах, анализировать различные точки зрения, формируя целостное научное представление о педагогике волонтерства. Предложенные материалы представляют авторский взгляд на теоретико-методологическое обоснование педагогики волонтёрства как социокультурного феномена и новой отрасли педагогического знания.

Список литературы

1. Баланян М. Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи / М. Н. Баланян. Майкоп, 2015. 30 с.

2. Зборовский Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания/ Г. Е. Збровский // Вестник Пермского национального политехнического университета. Социально-экономические науки. Пермь, 2017. № 3. С. 8-23.

3. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л. А. Кудринская // Социс. 2006. № 5. С. 15-23.

4. Кузьминчук А. А. Институциональное регулирование волонтеров как социальной общности / А. А. Кузь-менчук. Тюмень, 2016. 222 с.

5. Луговая Е. А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России/ Е. А. Луговая.-Саратов, 2012. 20 с.

6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Д. Норт. М., 1997. 180 с.

7. Оленина Г. В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи / Г. В. Оленина. Барнаул, 2011. 47 с.

8. Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика: кол. монография / под науч. ред. В. Д. Пономарева, М. И. Васильковской, Л. И. Лазаревой. Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово: КемГИК, 2021. 312 с.

9. Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород. 2016. 865 с.

10. Скобелина Н. А. Институционализация общественных движений в российском обществе конца ХХ -начала XXI в. (социологический анализ) / Н. А. Скобелина. Волгоград, 2014. 393 с.

11. Черепанова Н. В. Социальное обучение в добровольческом движении: / Н. В. Черепанова. Ставрополь, 2006. 31 с.

12. DiMaggio, P. J., Powell, W. W. The iron cage revisited: Institutional isomorfism and collective rationality in organizational fields American Socialist Review / P. J. DiMaggio, W. W. Powell Vol. 48, No. 2, pp. 147-160. D0I:10.17323/1726-3247-2010-1-34-56

13. Markovа, A. The "inclusive volunteering" phenomenon: Research into the volunteering of people with disabilities / A. Markova // Kontakt. 2018. Vol. 20. No 1. P. e48-e56.- DOI 10.1016/j.kontakt.2017.10.003.

14. Mateiu-Vescan R., Ionescu T., Opre A. Reconsidering Volunteering: Individual Change as a Result of Doing Good for Others / R. Mateiu-Vescan, T. Ionescu, A. Opre. // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2020. DOI 10.1007/s11266-020-00247-0.

15. Rainville G. Volunteering and Psychological Well-Being: Assessing Variations by Gender and Social Context / G. Rainville // Pastoral Psychology. 2018. № 67 (1). P. 43-53. https://doi.org/10.1007/ s11089-017-0792-y

16. Smith D. H. A Guide to Volunteerism, Civic Participation and Non-Profit Associations / D. H. Smith //Palgrave Macmil-lan, UK, 2016. URL: https://www.academia.edu/upgrade?feature=bd_books&ri=184&trigger=bulk (дата обращения: 05.08.2021

Reference s

1. Balanyan M. N. Socio-cultural potential of the volunteer movement of modern student youth / M. N. Balanyan. Maykop, 2015. 30 p.

2. Zborovsky G. E. The problem of volunteering in the structure of sociological knowledge/ G. E. Zbrovsky // Bulletin of Perm National Polytechnic University. Socio-economic sciences. Perm, 2017. No. 3. pp. 8-23.

3. Kudrinskaya L. A. Voluntary labor: essence, functions, specifics / L. A. Kudrinskaya // Socis. 2006. No. 5. pp. 15-23.

4. Kuzminchuk A. A. Institutional regulation of volunteers as a social community / A. A. Kuzmenchuk. Tyumen, 2016. 222 p.

5. Lugovaya E. A. The phenomenon of volunteerism in the socio-cultural space of Russia/ E. A. Lugovaya.- Saratov, 2012. 20 p.

6. North D. Institutes, institutional changes and the functioning of the economy/ D. North. M., 1997. 180 p.

7. Olenina G. V. Pedagogy of socio-cultural design and promotion of civic initiatives of youth / G. V. Olenina. Barnaul, 2011. 47 p.

8. Pedagogy of volunteering: phenomenology and socio-cultural practice: Col. monograph / edited by V D. Ponomarev, M. I. Vasilkovskaya, L. I. Lazareva. Kemerovo State Institute of Culture. Kemerovo: KemGIK, 2021. 312 p.

9. Helping professions: scientific justification and innovative technologies / under the general editorship of prof. Z. H. Saralieva. N. Novgorod. 2016. 865 c.

10. Skobelina N. A. Institutionalization of social movements in Russian society of the late XX - early XXI century. (sociological analysis) / N. A. Skobelina. Volgograd, 2014. 393 p.

11. Cherepanova N. V. Social training in the voluntary movement: / N. V Cherepanova. Stavropol, 2006. 31 p.

12. DiMaggio, P. J., Powell, W. W. The iron cage revisited: Institutional isomorfism and collective rationality in organizational fields American Socialist Review / P. J. DiMaggio, W. W. Powell Vol. 48, No. 2, pp. 147-160. D0I:10.17323/1726-3247-2010-1-34-56

13. Markova, A. The "inclusive volunteering" phenomenon: Research into the volunteering of people with disabilities / A. Markova // Kontakt. 2018. Vol. 20. No 1. P. e48-e56.- DOI 10.1016/j.kontakt.2017.10.003.

14. Mateiu-Vescan R., Ionescu T., Opre A. Reconsidering Volunteering: Individual Change as a Result of Doing Good for Others / R. Mateiu-Vescan, T. Ionescu, A. Opre. // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2020. DOI 10.1007/s11266-020-00247-0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Rainville G. Volunteering and Psychological Well-Being: Assessing Variations by Gender and Social Context / G. Rainville // Pastoral Psychology. 2018. № 67 (1). P. 43-53. https://doi.org/10.1007/s11089-017-0792-y

16. Smith D. H. A Guide to Volunteerism, Civic Participation and Non-Profit Associations / D. H. Smith //Palgrave Macmillan, UK, 2016. URL: https://www.academia.edu/upgrade?feature=bd_books&ri=184&trigger=bulk (accessed 05.08.2021)

*

Поступила в редакцию 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.