лингво-профессиональную подготовку, с целью выявления принципиально новых образовательных ресурсов, непосредственно связанных с конкретными проблемными ситуациями.
Литература:
1. Алёхин, И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX вв. / И.А. Алёхин. -М.: ВУ, 2002.
2. Асташова, Н.А. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве / Н.А. Асташова, С.К. Бондырева, О.Л. Жук // Образование и наука. - Том 21, № 2. - 2019. -С. 26-50.
3. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - Москва, 2008.
4. Вербицкий, А.А. Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография / под научной редакцией А.А. Вербицкого. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 416 с.
5. Денисов, А.Е. Военно-профессиональное саморазвитие у студентов учебных военных центров / А.Е. Денисов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы сборника XII Международной научно-практической конференции; 06 февраля 2018 г. - Вольск: Изд-во Вольского ВВУТ (военный институт). - 2018. -Т. 12. -С. 95-100.
6. Каган, М.С. Формирование личности как синергетический процесс / М.С. Каган // Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. - М., 2003. - 409 с.
7. Мирский, Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э.М. Мирский. - М.: Наука, 1980. - 304 с.
8. Павлушкина, Т.В. Организация межкультурного взаимодействия как условие педагогического сопровождения адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе / Т.В. Павлущкина // Международная научнопрактическая конференция «Проблемы взаимодействия культур в современном образовательном пространстве вуза», АмГУ, 5-6 декабря 2010 г. - С. 51-56.
9. Проектирование в образовании: сущность, подходы, особенности. - URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php&did=2232.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. - 679 с.
11. Серова, Т.С. Теоретические основы обучения профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. -Ленинград, 1989. - 56 с.
12. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, И.Ф. Исаев. - Москва: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
13. Сысоев, П.В. Основные направления информатизации языкового образования / П.В. Сысоев // Вестн. Московского гос. гуманитарного. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер. Филологические науки. - 2013. - № 4. - С. 83-95.
14. Тенитилов, П.С. Отечественный опыт профессиональной подготовки иностранных военнослужащих / П.С. Тенитилов // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 3 (63). - С. 98-102.
15. Ткачев, В.А. Сущность и содержание профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ / В.А. Ткачев // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1116-1118.
16. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М.В. Циулина. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.
17. Coyle, D. CLIL: Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, Ph. Hood, D. March. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 170 p.
Педагогика
УДК 37.017.4 + 37.013.46
кандидат педагогических наук, доцент Лазарева Людмила Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры» (г. Кемерово); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Васильковская Маргарита Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры» (г. Кемерово)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ ВОЛОНТЁРСТВА
Аннотация. В статье доказывается необходимость исследования теоретического и методологического обоснования педагогики волонтёрства. Педагогика волонтёрства рассматривается как новая отрасль педагогической науки. Доказывается междисциплинарный характер методологии, позволяющий анализировать данный феномен с учётом различных научных концепций. Обозначены философские истоки педагогики волонтёрства. Раскрыто содержание теории социальной стратификации и социальной мобильности, а так же существующие теоретические модели и концепции добровольчества и волонтёрства. Подчёркивается актуальность волонтёрских практик, связанных с позитивным обновлением гражданского общества в Российской Федерации. Сделан вывод о том, что теоретическое и методологическое обоснование педагогики волонтёрства опирается на концептуально-теоретический и процессуально-деятельностный уровень. Представлено содержание концептуально-теоретического уровня, включающего теорию познания изучаемого явления, принципы, аспекты, содержание волонтёрской деятельности. Перечислены аспекты процессуально-деятельностного уровня, основанного на выборе целесообразных способов, средств и форм для её реализации. Охарактеризована роль теоретического и методологического обоснования педагогики волонтёрства как отправной точки для определения целей, содержания и способов организации волонтёрской деятельности.
Ключевые слова: педагогика волонтёрства, институт волонтёрства, волонтёрская деятельность, теория, методология, методологический подход, структура методологического подхода.
Annotation. The article proves the need to study the theoretical and methodological substantiation of the pedagogy of volunteering. The pedagogy of volunteering is considered as a new branch of pedagogical science. The interdisciplinary nature of the methodology is proved, which makes it possible to analyze this phenomenon taking into account various scientific concepts. The philosophical origins of the pedagogy of volunteering are indicated. The content of the theory of social stratification and social mobility, as well as the existing theoretical models and concepts of volunteering and volunteering are disclosed. The relevance of
volunteer practices associated with the positive renewal of civil society in the Russian Federation is emphasized. It is concluded that the theoretical and methodological justification of the pedagogy of volunteering is based on the conceptual-theoretical and procedural-activity level. The content of the conceptual and theoretical level, including the theory of knowledge of the phenomenon under study, principles, aspects, and the content of volunteer activities, is determined. The aspects of the procedural and activity level are listed, based on the choice of appropriate methods, means and forms for its implementation. The role of the theoretical and methodological substantiation of the pedagogy of volunteering as a starting point for determining the goals, content and methods of organizing volunteer activities is determined.
Key words: pedagogy of volunteering, institution of volunteering, volunteering, theory, methodology, methodological approach, structure of the methodological approach.
Введение. Назначение педагогической науки состоит в обогащении собственной теории с целью успешного её использования в педагогической практике. Понятие педагогики связано с целой системой педагогических наук, которые появляются и развиваются как самостоятельные отрасли, предполагая демаркацию педагогической теории и практики, рождение научных исследований, обладающих теоретической новизной и вносящих существенный вклад в значимую для общества практическую деятельность. Появление новых отраслей педагогической науки обусловлено приоритетами современной государственной научно-технической и культурной политики, направленных на решение актуальных проблем российского общества. В «Основах государственной культурной политики» среди наиболее опасных проявлений гуманитарного кризиса называется его атомизация, связанная с нарушением социальных связей, игнорированием, безразличием к правам и нуждам других людей [7].
В соответствии с вышесказанным, научное педагогическое сообщество стало ориентироваться на исследование способов, образцов и форм развития духовных, ценностных, гражданских, личностных качеств человека, его самоидентификации в жизненной и профессиональной среде. Особое место в гуманистически значимых отраслях педагогического знания принадлежит педагогике волонтёрства, позволяющей сохранить установившиеся, общепринятые нормы и правила, существующие в российской культуре и передать их, прежде всего, детям и молодёжи посредством организации объединений, и движений, направленных на волонтёрскую деятельность.
Интерес к волонтёрской деятельности в мире и в Российской Федерации неуклонно возрастает, это связано с появлением кризисных ситуаций в различных областях человеческой деятельности, для разрешения которых нужна, в том числе, и помощь добровольцев. Правительство Российской Федерации активно поддерживает волонтёрскую деятельность посредством законодательных инициатив, поддержки общественных и благотворительных организаций. Для волонтёрства не имеют значение возрастные ограничения. В то же время, следует отметить, что наиболее восприимчивая к волонтёрству категория населения - это студенческая молодёжь. Волонтёрская деятельность студентов способствует формированию их ценностных ориентаций, профессиональных компетенций и практического профессионального опыта [5].
Подготовка молодёжи к волонтёрской деятельности может выступать в качестве специально организованной социально-культурной, образовательной среды, способствующей активному вовлечению молодого поколения в процесс формирования гражданского общества. Анализ научных статей, посвящённых существующим практикам волонтёрской деятельности молодёжи в современной России, показывает неполноту изученности целостного методологического обоснования педагогики волонтёрства, что вызывает потребность более тщательного исследования её социогенеза, разработки понятийно-категориального аппарата её теории, закономерностей, функций и принципов.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе становления и развития педагогики волонтёрства сложилась противоречивая ситуация. В научной литературе публикуется значительное число работ, отражающих практико-ориентированные исследования многообразных форм волонтёрской деятельности различных возрастных категорий граждан, в то время как их теоретико-методологические аспекты освещаются недостаточно полно с точки зрения философских, психолого-педагогических исследований, осмысления практического опыта и его распространения. Поэтому для педагогики волонтёрства - относительно молодой области педагогического знания - первостепенное значение представляет разработка ее исходных теоретико-методологических оснований, адекватных исследовательским задачам. Известно, что теория представляет собой целостную систему знаний, объединённых логическими взаимозависимостями, отражёнными в совокупности понятий, составляющих содержание её объекта. Она не ограничивается обобщением практического опыта, но связана с его творческой переработкой, создавая новые понятия, расширяющие содержание объекта [5]. Методология, по мнению Новикова А.М. и Новикова Д.А., направлена на построение целостной и сложноорганизованной структуры философских, этических, эстетических принципов, условий, норм деятельности, имеющих логически связанную взаимосвязь в последовательности совершаемых этапов деятельности [6]. Как отмечает А.А. Глебов, многие исследователи не считают необходимым рассматривать методологию как важное средство, помогающее в определении границ объекта научного поиска, его предмета, логики решения задач [3]. Причиной этого можно считать расширение спектра педагогических парадигм, идей, концепций методологических подходов, в связи с чем появляются трудности с выявлением методологических обоснований исследований. Это отрицательно влияет на их результативность. Задача данной статьи - систематизация имеющихся в научной литературе материалов, определяющих теоретико-методологические основы педагогики волонтёрства. Рассмотрение системы теоретических знаний о феномене волонтёрства, а также методологических подходов как комплекса идей, положений и правил, определяющих основной вектор и направления исследований, способствует так же формированию содержания педагогики волонтёрства.
Анализ научной педагогической литературы, посвящённой проблемам волонтёрства с точки зрения педагогического явления, свидетельствует о том, что в большей степени исследователи обращают своё внимание на следующие его аспекты: социально-педагогический потенциал добровольческой деятельности; волонтёрство как причина и движущая сила социализации и социальной активности молодёжи; факторы образовательной среды, влияющие на подготовку студентов вузов к волонтерской деятельности; формирование и развитие профессиональных компетенций студенческой молодёжи посредством участия в волонтёрских практиках; виды волонтёрства; философия волонтёрства. Следует отметить, что в ряде работ даны определения понятий, составляющих содержание педагогики волонтёрства. Определения понятий «волонтёрство», «волонтёрская деятельность», «волонтёрское движение», «волонтёрская активность» «мотивация волонтёрской деятельности» и других представлены в научных статьях отечественных исследователей, однако, безусловно, понятийный аппарат требует своего дальнейшего становления и развития как основа системы теоретических знаний педагогики волонтёрства.
Далее обратимся к рассмотрению методологических подходов, обеспечивающих результативность организации научного исследования педагогики волонтёрства. Методологический подход трактуется как мировоззренческий взгляд, теоретическая система положений и правил; порядок и путь выполнения адекватных исследованию принципов; логику, последовательность и этапы научного поиска. Петров А.Ю., рассматривая структуру методологического подхода, выделяет два уровня: концептуально-теоретический и процессуально-деятельностный. Концептуально-теоретический уровень
включает теорию познания изучаемого явления или процесса, смысловые аспекты, идеи, принципы, определяющие ядро содержания деятельности. Процессуально-деятельностный уровень (технологический) обеспечивает выбор целесообразных, тождественных способов, средств и форм для реализации содержания этой деятельности [8].
На концептуально-теоретическом уровне целесообразно обратиться к философскому обоснованию педагогики волонтёрства, выяснить причины её актуальности, значимости в современном обществе. Волонтёрство можно рассматривать как один из факторов преодоления упоминаемой ранее атомизации российского общества. Атомизация связана с приоритетом ценностей финансового благополучия, материального достатка, привнесёнными извне, детерминированными и агрессивно насаждаемыми с помощью средств массовой информации. Видный российско-американский социолог Питирим Сорокин, изучая большие социальные системы, которые существовали на протяжении нескольких тысячелетий, с позиций социокультурного развития обозначил два типа их равновесного состояния: идеациональную культуру и чувственную культуру. Для идеациональной культуры свойственно понимание высокой миссии человека, ориентированного на поиск духовных смыслов, цельности мироздания. Для чувственной культуры, по-мнению А. Казина, характерен приоритет рыночных отношений, производства меновых стоимостей, обмен-продажа услуг с одной целью - достижение собственной выгоды, получение прибыли и потребление всё большего количества материальных благ. Высокодуховная «небесная энергия» людей переключилась на сугубо земную, с помощью которой западный человек ощущал себя как земного бога, обладающего материальными ресурсами, позволяющими властвовать, устанавливать свои правила игры, диктовать свои условия развития цивилизации [10]. В настоящее время эпоха чувственной культуры «эгоистически ориентированного» капитализма заканчивается и сопровождается различными социально-политическими кризисами, сопровождающимися уменьшением роли человеческой истории, роли самого человека в ней, потерей доверия между людьми, рост конкуренции, алчности, зависти [11].
Данные тенденции находят отражение и в системе образования, накладывая отпечаток на участников образовательных отношений, в первую очередь, молодёжь, быстро откликающуюся на перерождение идеациональности. Отличительной особенностью современного молодого человека, к сожалению, стало иждивенческое отношение к жизни, умение всё быстро просчитывать. Любое действие, как в образовательной сфере, так и в обыденной жизни, оценивается в большинстве случаев только с точки зрения его выгоды, полезности. Некоторые экономисты уже давно отметили, что современный человек представляет собой постоянно действующий калькулятор по высчитыванию экономических потерь и прибыли. Как указывает И.Г. Геращенко, альтруистический интеллектуальный интерес к освоению наук все больше уходит из образовательной деятельности. Конкурентная социально-экономическая среда рыночного трудоустройства диктует необходимость мобильности, приспособляемости в ущерб жизненным принципам, традиционным морально-нравственным ценностям. Уже в школе дети начинают это понимать, демонстрируя недостаток отзывчивости, доброжелательности. Доминирующим принципом мышления становится скептицизм, цинизм и снобизм [1, 2].
В связи с вышесказанным, в социально-гуманитарных исследованиях появляются ростки возрождения гуманистической морали, возрождение альтруизма, коллективизма в противовес атомизации общества. И.В. Добреньков подчёркивает, что российское общество может стать наиболее естественной живительной средой для этого возрождения [4]. Исторически цивилизованная сущность и основа России имела в своём фундаменте идею соборной личности: человек человеку брат. Идея соборности исторически менялась, но её основной смысл сохранился и находит целевое отражение в парадигме отечественной педагогической науки и образования, ориентированной на образовательные конструкты и системы, в центре которых находится человек, его морально-нравственное, интеллектаульное, гражданско-патриотическое развитие. В этих условиях педагогика волонтёрства становится весьма востребованной как направление педагогической науки и практики, способное противостоять распространению деструктивных тенденций в молодёжной среде, её методологическое поле расширяется, охватывая методологическим анализом образовательное пространство и место человека в нём.
Рассмотрение методологических подходов к изучению педагогики волонтёрства предполагает, во-первых, определение исследовательских подходов к феномену волонтёрства, во-вторых, непосредственно к педагогике волонтёрства. Методологические подходы к изучению феномена волонтёрства представлены в таблице.
Таблица
Методологические подходы к изучению феномена волонтёрства в научных работах отечественных
исследователей
ФИО автора Наименование методологического подхода
Л.А. Кудринская исторический, социетальный, генезисно-системный, субъектно- деятельностный
Е.А. Луговая М.Н. Баланян социокультурный
Н.В. Черепанова аксиологической, гуманистический, системный, личностно-деятельностный, смысло-ориентированный, диалогический и контекстный
Н.А. Скобелина неоинституциональный
А.А Кузьминчук институциональный
Г.В. Оленина Л.Е. Сикорская социально-педагогический
О.В.Тихонов общностный
М.В. Певная системный, институциональный, общностный, деятельностный, управленческий
А.М. Зинатулин Л.А. Карасева социально-экономический
В.В. Касьянов институциональный, общностный, деятельностный
В.П. Майкова О.А. Данилова и др. историко-философский социально-философский и др.
Множественность представленных методологических подходов в научных исследованиях, позволяет утверждать, что волонтёрство является междисциплинарным и комплексным явлением. Особое место в междисциплинарных исследованиях
занимает педагогическая наука. К исследовательским подходам педагогики волонтёрства, с нашей точки зрения, следует отнести системный, культурологический и междисциплинарный, являющиеся уже традиционными для современного российского образования, но постоянно находящиеся в состоянии филиации. Системный подход направлен на обеспечение целостности педагогики волонтёрства, единство представлений о её функциональном, историческом, аспекте, изучаемых на основе принципов историзма, конкретности, учёта всесторонних связей и развития. Системный подход позволяет соединить теорию с практикой и педагогическим экспериментом, которая впоследствии может стать источником появления новых проблем, а так же развития и обновления понятийно-категориального аппарата педагогики волонтёрства. Культурологический подход к педагогике волонтёрства предполагает единство личностно-ориентированного (развитие личности в изменяющейся, культурно-образовательной среде), аксиологического (выявление ценностного потенциала процессов по развитию волонтёрской деятельности, мировоззрения, становление духовности и нравственности личности), технологического (обеспечение готовности к волонтёрской деятельности с использованием определённого содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания, направленных на достижение запланированного результата) компонентов. Конечной целью этого единства является развитие социальной и творческой активности волонтёров. Междисциплинарный подход к педагогике волонтёрства связан с процессами и процедурами феноменализма объекта исследования в проекциях различных наук и её областей, например, философии, психологии, социологии и др. Междисциплинарность в педагогике волонтёрства способстует повышению её научного статуса, а так же качества и результативности исследовательского поиска.
Выводы. Актуализация методологического поиска в педагогике волонтёрства продиктована современными социокультурными процессами. Осознание научным педагогическим сообществом тенденций совершенствования моделей и закономерностей развития педагогической науки позволит повысить продуктивность исследовательской практики, осуществлять более адекватное описание, аргументированное объяснение и точное прогнозирование изменений педагогической реальности. Проведенное исследование представляет собой авторский взгляд на теоретико-методологическое обоснование педагогики волонтёрства как социокультурного феномена и новой отрасли педагогического знания. В ходе библиометрического анализа было установлено, что теоретико-методологическое обоснование педагогики волонтёрства носит междисциплинарный характер, опирающийся на два уровня: концептуально-теоретический и процессуально-деятельностный. В данной статье сделан акцент на рассмотрении концептуально-теоретического уровня, включающего рассмотрение различных научных теорий и идей волонтёрства и добровльчества. Представленные общеметодологические подходы применительно к педагогике волонтёрства: системный, культурологический, междисциплинарный позволяют сфокусировать внимание на её специфических аспектах, анализировать их с различных точек зрения, тем самым формируя целостное научное представление о педагогике волонтёрства. Дальнейшее исследование теоретико-методологического обоснования педагогики волонтёрства будет основано на разработке содержания её процессуально-деятельностного уровня, с учётом закономерностей, принципов, целесообразных методов, средств и форм обучения и воспитания будущих волонтёров.
Литература:
1. Геращенко, И.Г. Принцип экономической неопределенности в современном образовании / И.Г. Геращенко // Экономика образования. - 2018. - № 3. - С. 4-12.
2. Геращенко, И.Г. Философия и социология образования постмодерна / И.Г. Геращенко, Н.В. Геращенко // Социология образования. - 2018. - № 5. - С. 5-12.
3. Глебов, А.А. К проблеме методологического обоснования научно-педагогического исследования / А.А. Глебов // Известия ВГПУ. - 2019. - №8 (141). - URL:https://cyberiemnka.m/artide/n/k-probleme-metodologicheskogo-obosnovamya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 20.08.2022) (дата обращения: 20.08.2022).
4. Добреньков, В.И. Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России / В.И. Добреньков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. - №1. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-nashego-vremeni-v-kontekste-teorii-sotsiokulturnoy-dinamiki-p-a-sorokma-prorochestvo-o-sudbah-mira-i-rossii (дата обращения: 22.08.2022)
5. Курагина, Г.С. Организация добровольческой деятельности в студенческой среде / Г.С. Курагина, Э.И. Сундукова // Социальная педагогика. - 2017. - №3. - С. 119-138.
6. Новиков, А.М. Методология: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва: Либроком, 2013. - 208 с.
7. Основы государственной культурной политики: [Утверждены Указом Президентом Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №808]. - Москва: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. - 69 с.
8. Петров, А.Ю. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Ю. Петров // Alma mater. - 2005. - № 2. - С. 54-58.
9. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. -Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
10. Фундаментальные основания государственной культурной политики России: историко-философский аспект / [А.Л. Казин и др.]; под ред. А.Л. Казина. - М-во культуры РФ, Федер. гос. бюджет. учреждение Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург: Петрополис, 2017. - 287 с.
11. Шумахер, Э.Ф. Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение / Э.Ф. Шумахер. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 352 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье приводятся содержательные характеристики мотивации, где рассматриваются смещения взаимных наложений-пересечений целей и средств обучения при генеральном аргументе «мотивация обучения». Одновременно в тексте рассмотрен вариант линейного графа редукции развития ситуации «цель - задача». Отмечается первостепенное значение процессуальности алгоритма перехода учебной деятельности в практическую. Достаточно подробно описываются нормы характера и основные функции мотивов. Привлечено внимание к интенсиональному аспекту мотива обучения,