YAK 316: 364-32 БКК 60.561.7
M.B. ПЕВНАЯ
M.V. PEVNAYA
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ВОЛОНТЁРСТВА
METHODOLOGICAL FRAMEWORK
OF MANAGERIAL APPROACH IN RESEARCH OF VOLUNTEERING
Цель статьи - системно изложить основы социологического исследования во-лонтёрства сквозь призму управленческого подхода. В статье отражены ключевые аспекты управленческого подхода в контексте его интеграции с системным, институциональным, общностным и деятельностным подходами. Формулируются основные методологические положения исследования управления волонтёрством как социальной системой, социальным институтом, деятельностью и социальной общностью.
The aim of this paper is to explain the most important principles of sociological research in volunteering according to managerial approach. The article is devoted to methodological framework of analysis, which includes the integration of managerial approach with systemic, institutional, community and activity ones. The fundamentals in volunteering management research are stated, concerning this phenomenon as a social system, social institution, social activity and social community.
Ключевые слова: волонтёрство, добровольчество, волонтёрская деятельность, волонтёр, социальная общность, социальный институт, управление волонтёрством, управленческий подход.
Key words: volunteering, volunteerism, volunteering activity, volunteer, social community, social institution, volunteering management, managerial approach.
Потенциал волонтёрства как социального феномена, получающего сегодня широкое распространение на международном, национальном и локальном уровнях, заставляет обратить внимание исследователей на потребности общества в управлении социальными процессами, связанными с этим явлением. Управление волонтёрством напрямую сопряжено с рядом объективных тенденций, определяющих его современное состояние и развитие как социального института, социальной общности и социального движения.
Первая тенденция проявляется в противоречии между существованием самоорганизованной системы, в которой совокупность разрозненных элементов - социальных объединений, групп и подобщностей волонтёров, реализует определённую социальную функцию, и вмешательством других систем (государства, власти) с целью упорядочения, достижения контролируемости волонтёрства. Вторая тенденция, с одной стороны, характеризует рост представленности социальных процессов, направленных на расширение границ волонтёрства, на увеличение числа членов данной общности и попытки их внешнего сплочения. С другой стороны, она отражает активность процессов «обратной силы», которые демонстрируют внутренние стремления к сохранению автономности отдельных организаций, групп и волонтёров как элементов данной системы, обладающих уникальным потенциалом и ресурсом добровольческой деятельности. Третья тенденция связана с противоречивостью практик взаимодействия волонтёров на общностном уровне, которая воспроизводится в их поведении, сопряжённом с действиями и постоянным выбором между «самостоятельностью и подчинением», «принуждением и свободой», «сотрудничеством и соперничеством», «централизацией и децентрализацией», «ответственностью и безответственностью», «формальностью и неформальностью».
По нашему мнению, необходимость в преодолении данных противоречий входит в круг ключевых задач управления, что во многом объясняет применение в социологическом исследовании волонтёрства именно управленческого подхода. Суть данного подхода заключается в поиске управляемости различных видов взаимодействий волонтёров, в выявлении закономерностей функционирования и трансформации регулятивных механизмов различных типов социальных отношений волонтёров на разных уровнях управления в различных секторах экономики.
Благодаря управленческому подходу открывается возможность прогнозировать социальные последствия принимаемых в отношении волонтёров управленческих решений в конкретной организации, либо в органах государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней; выявлять специфику внутриобщностного и институционального регулирования волонтёрства.
Если в основу анализа заложить понимание управления как «встроенного в социальный процесс сознательно конструируемого и направляемого социокультурного механизма регуляции отношений между участниками какой-либо совместной деятельности» [4, с. 192], то управленческий подход в изучении волонтёрства позволяет не только прогнозировать, но и осуществлять социальное проектирование траекторий развития волонтёрства на определённых территориях, в отдельных городах, регионах, федеральных округах.
Ещё один важный аспект применения управленческого подхода связан с разработкой различных видов и типов социальных технологий организации взаимодействия волонтёров, позволяющих управлять их групповым поведением и мотивацией внутри отдельных организационных структур. Необходимо отметить, что в данном случае управлению должны будут подлежать не сами волонтёры и их действия, а существующие механизмы их регуляции - посредством придания волонтёрской активности новых смыслов и целей. По мнению А.В. Тихонова, «только различение действий и механизмов их регуляции создаёт онтолого-гносеологические основания для "вписывания" управления в природные и социальные процессы» [5, с. 42].
Важно подчеркнуть, что для полной реализации потенциала управленческого подхода необходима его интеграция с системным, институциональным, общностным и деятельностным подходами. Именно эти общеметодологические подходы позволяют исследовать сам феномен волонтёрства и сформулировать концептуальные основания его теоретической модели. Задача же управленческого подхода заключается в выведении исследовательской логики на аспекты практического приложения данной модели, применимости на практике её основных положений.
Посредством интеграции возможностей управленческого и системного подходов в исследовании волонтёрства как социальной системы данный феномен «персонифицируем» в национальных границах со своим строением, структурой, расстановкой людей как акторов. Анализ стандартизированной системы отношений между волонтёрами, объединяющимися в различные подобщности, социальные движения, волонтёрские и благотворительные организации, а также изучение таких структурных элементов как общенациональные, региональные и муниципальные центры развития волонтёрства, ресурсные центры, международные организации, в перспективе нацеливают исследование на «программирование» социальных действий волонтёров, на установление связи между элементами управления в данной системе. Кроме того, подобный подход позволяет получить системное представление о ценностях и нормах, которые выступают связующим и объединяющим началом данной системы, о формальных и неформальных нормах взаимодействия различных элементов внутри неё, важных для реализации социального управления и планирования целевых управляющих воздействий на эту систему и отдельные подсистемы.
Применительно к волонтёрству возможными видятся два вида целевых управляющих воздействий. В первом случае управление волонтёрскими организациями, общностями и подобщностями волонтёров может осуществляться в условиях, когда «правила игры» диктуются извне, централизованно и унифицированно. Во втором случае управленческая активность рождается в самоуправлении волонтёров. В этом смысле волонтёрство является самоуправляющейся системой, способной к автономному функционированию, самоорганизации и саморегуляции.
Исходя из сущностного значения волонтёрской деятельности, связанной с добровольностью выбора и некоторой свободой действий волонтёров, отметим, что социальное управление волонтёрством не должно сопрягаться с проявлением власти одних людей над другими на межинституциональном уровне взаимодействия.
М.В. Рубцова подчёркивает, что идеальное управление не прибегает к власти, оно обеспечивает управляемость самостоятельно. Она полагает, что сам факт применения власти может рассматриваться как свидетельство утраты управляемости. Мы считаем необходимым не согласиться со сделанным исследовательницей выводом о том, что «как таковое управление не обязательно связано с властью...» [3, с. 57]. По нашему убеждению, управление в рамках социальной системы волонтёрства обладает ресурсом власти, так как является коллективным действием, а сами волонтёры способны не только ре-ализовывать волонтёрскую деятельность, но и при наличии в обществе альтернатив действия и бездействия в отношении конкретных социальных проблем добиваться признания своих решений.
Такой подход к пониманию управления волонтёрством представляет собой разновидность социального конструктивизма. Члены волонтёрской общности в координатах времени и пространства конструируют объективную реальность, сотканную из множества противоречий, базирующуюся на диалектике индивида и общества, личной идентичности волонтёров и социальных структур, в которые они оказываются включены.
В объективной реальности современной России взаимоотношения институтов управления волонтёрством и власти, волонтёров и чиновников представляют собой опять же живое противоречие. Это своеобразное столкновение намерений чиновников, которые пытаются решать свои бюрократические проблемы, использовать волонтёров как средство исполнения власти, а волонтёры хотят оставаться автономными и независимыми в своих действиях. Место общности волонтёров в системе волонтёрства в обществе и на отдельных территориях определяется их борьбой за сохранение своей самобытности, независимости.
Следует отметить, что сегодня российское государство в лице чиновников односторонне воздействует на его отдельные группы. Вырабатываемая государством программа деятельности (информационный образ волонтёрской активности) не всегда соотносится с потребностями и видением своих возможностей самими волонтёрами. В итоге в современной России нет системы управления волонтёрской общностью и процессов самоуправления в ней.
Системный и управленческий подходы в своём единстве направлены на разработку принципов выделения подобщностей волонтёров для включения в социальную систему дифференцированного подхода к государственному и общественному управлению волонтёрством на разных его уровнях: федеральном, региональном и локальном.
Интеграция управленческого и институционального подходов даёт возможность расширить границы исследования волонтёрства, охватив все многообразие сфер и уровней социального управления им; допускает исследователей к оценке роли самой волонтёрской общности в развитии различных институциональных структур, норм и правил, обеспечивающих внутриоб-щностные и межинституциональные виды взаимодействия её членов с политическими, экономическими институтами, средствами массовой информации, институтами образования и профессии.
Для управленческого подхода важно исследование институциональной среды волонтёрства. На государственном уровне она фиксируется благодаря существующей нормативно-правовой базе, регулирующей волонтёрскую деятельность. Объективно на уровне регионов и муниципальных образований создаются конкретные условия и механизмы для непосредственной организации деятельности членов волонтёрской общности, организационные структуры различных типов. На региональном уровне осуществляется распределение ресурсов, регулирующее включение труда волонтёров в государственный и некоммерческий секторы экономики. Сама же деятельность волонтёров сосредоточена непосредственно на отдельных территориях, в городах и посёлках.
Становление института волонтёрства в определённых территориальных или географических рамках способствует объективному построению особых организационных структур, формирующих, регламентирующих и контролирующих среди их членов новые «правила игры» [2, с. 17]. С несколько иной позиции институт волонтёрства можно изучать как созданную человеком структуру взаимодействия, превращающую ценностные представления волонтёрства в важнейший фактор его поведенческой мотивации, уменьшающую неопределённость, организующую повседневную жизнь и вписывающую волонтёрство в образ жизни членов данной социальной общности.
В итоге системного применения управленческого и институционального подходов в рамках социологического исследования волонтёрства открывается возможность структурировать механизмы формирования социальных норм и волонтёрских традиций в обществе, воспроизводимых в практиках межинституционального взаимодействия общности волонтёров.
Говоря о системном осмыслении феномена волонтёрства, нужно особо подчеркнуть важную методологическую установку, показывающую возможность интеграции управленческого и общеметодологических подходов. Она заключается в том, что центральное звено в нашей теоретической модели исследования занимает понятие «общность волонтёров». В этой связи интеграция управленческого и общностного подходов в изучении волонтёрства как социальной системы, социального института и деятельности требует обращения к анализу ресурсного потенциала волонтёрской общности.
Суть такого интегрированного использования двух подходов заключается в том, что волонтёрская общность исследуется как ресурс социального управления наряду с анализом тех ресурсов, которыми обладают члены данной общности и само волонтёрство как социальный феномен. В данной логике исследования находит своё отражение теоретическое осмысление дуальности понятия «ресурс». С одной стороны, волонтёрство может рассматриваться как ресурс общества, в первую очередь, гражданского, а также структур власти государственного, регионального и муниципального уровней, органов местного самоуправления. С другой стороны, волонтёрская общность сама обладает существенным социальным ресурсом. Именно потому, что данная общность обладает определённым ресурсом, её и используют или хотят использовать как ресурс для решения конкретных социальных проблем.
Социальный ресурс общности волонтёров могут характеризовать как объективные, так и субъективные аспекты. Волонтёры обладают определёнными умениями и навыками для того, чтобы оказывать помощь другим людям. Волонтёры объективно не могут рассматриваться вне наличия ресурса своей общности, связанного с оказанием реальной помощи тем, кто в ней нуждается. Наряду с этим, у них есть ресурсные признаки субъективного плана, связанные с их ценностными ориентациями, жизненными планами, мотивацией поведения.
Современное состояние волонтёрства как социального явления отражается в множественности волонтёрских подобщностей с разными векторами ориентации их членов - от интересов власти до потребностей конкретных
нуждающихся в этой помощи людей. В итоге разнонаправленная ориентация волонтёров приводит к разному уровню развития этих подобщностей. Кроме того, там, где решаются задачи государства, развиваются одни типы волон-тёрства. В это же время там, где отсутствуют интересы чиновников, развиваются другие типы добровольчества.
Объединению общностного и управленческого подходов свойственно преимущественное направление исследования на изучение взаимодействия членов волонтёрской общности, взаимосвязи формальных и неформальных структур волонтёрства, определяющих структуру общности волонтёров, специфику её основных подобщностей в социально-пространственных и социально-временных рамках. Такая логика анализа позволяет понять и классифицировать механизмы стимулирования и мотивации волонтёров, тех-нологизировать практики взаимодействия с ними на уровнях управления организациями и отдельными коллективами.
Волонтёрскую общность как субъект и объект управления на различных его уровнях можно рассматривать как ресурс, возникающий в ходе деятельности людей. В этой связи применение управленческого подхода пересекается с деятельностным подходом. Суть такой интеграции заключается в двух направлениях.
В первом случае реализуется оценка потенциала социального движения волонтёров как динамичной формы организации социальных субъектов. Приоритетность понимания ресурсов и возможностей волонтёров с позиции социального управления заключается в том, что В.А. Ядов называет «активным преобразованием форм их социального бытия с учётом всего контекста природных и социальных условий на момент социального действия» [6, с. 21]. Поиск «рычагов» и управленческих инструментов управляемости стихийной самоорганизацией добровольцев и их активностью не вопреки работе профессионалов, а в единстве с ними с учётом общих целей - одна из важнейших задач в социологическом исследовании и практической деятельности.
В рамках второго направления анализируется содержание волонтёрской деятельности, выделяются её отличия от других видов человеческой деятельности (досуговой, профессиональной и т. д.) посредством изучения функциональных характеристик взаимодействия волонтёров и тех, кому оказывается помощь, волонтёров и профессионалов, волонтёров и чиновников. Определяющим в такой интеграции подходов является то, что управление в отношении к деятельности волонтёров рассматривается как рациональный способ её регуляции наряду с другими способами: властью, правом, организацией, самоорганизацией и саморегуляцией.
Наряду с анализом рациональных схем действий всех участников такого взаимодействия именно управленческий и деятельностный подходы позволяют выявить те социальные механизмы, которые «периодически на наших глазах ломают рациональность повседневных практик.» [1, с. 6] путём измерения не только позитивного потенциала волонтёрской общности, но и посредством оценки способностей её членов активизировать время от времени те социальные связи, которые способны по своей сути вызывать дисфунк-циональность других систем и социальных институтов.
Итак, обозначим следующие методологические основания применения управленческого подхода в социологическом исследовании волонтёрства:
1. Интеграция подходов позволяет рассматривать условия становления волонтёрства как социального института на определённой социокультурной почве с двух сторон. Во-первых, через анализ самоорганизации различных подобщностей волонтёров, продуцирующих нормы и правила взаимодействия и осуществления своей деятельности в повседневных практиках. Во-вторых, через оценку проектов его развития, спускаемых «сверху», исходя из государственных интересов и реальных практик планирования и проектирования «сценариев будущего».
2. При изучении волонтёрства как социальной системы следует в виде константы рассматривать место волонтёров в системе социального управления не как объекта манипулирования со стороны бюрократического аппарата исполнительных органов государственной власти, а в качестве субъекта активной преобразовательной деятельности. Задачи же управления волон-тёрством заключаются в создании системы таких отношений, которые позволят процессы самоорганизации волонтёров сделать управляемыми без использования административно-командных методов и манипуляций. В этом плане управление внутренними и внешними связями в системе волонтёрства должно обеспечивать её целостность и противостоять тенденциям массового распространения псевдоволонтёрства и квазиволонтёрских практик.
3. Управление волонтёрством как деятельностью напрямую связано с разработкой и реализацией целого комплекса социальных технологий, которые могут быть реконструированы и органично включены в системы управления различных уровней с учётом социокультурных особенностей организационной среды волонтёрства.
4. Исследование ключевых аспектов управления общностью волонтёров базируется на том, что различные типы взаимодействий членов разных подобщностей волонтёров пронизывают все уровни общества (социетальный, институциональный, региональный, локальный, а также уровень отдельных организаций), имеют отличные характеристики и требуют к себе дифференцированного подхода в теоретической разработке и практической реализации управленческих воздействий.
Литература
1. Десять вопросов об экономической социологии профессору В. Радаеву [Текст] // Экономическая социология. - 2007. - Т. 8. - № 2. - С. 6-12.
2. Норт, Д. Институты, институциональные изменения функционирования экономики [Текст] / Д. Норт. - М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 170 с.
3. Рубцова, М.В. Управляемость как основополагающая социолого-управлен-ческая категория [Текст] / М.В. Рубцова // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 320. - С. 53-58.
4. Тихонов, А.В. Социология управления как научно-исследовательская программа [Текст] / А.В. Тихонов // Личность. Культура. Общество. - 2009. -Т. XI. - № 2. - С. 186-192.
5. Тихонов, А.В. Философские проблемы социологии: очерки. Основания социологии управления [Текст] / А.В. Тихонов // Приложение к журналу «Философские науки». - М. : Гуманитарий, 2013. - 65 с.
6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.