Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА КАК СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ'

ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА КАК СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / ВОЛОНТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М.И., Пономарев В.Д.

В статье раскрываются основные теоретические подходы в исследованиях социально-культурного феномена волонтерства, изучении структуры данного социально-культурного феномена, его сущностных феноменологических характеристик, общественных функций и социально-культурных технологий, составивших базу теории и практики педагогики волонтерства как педагогически организованного и управляемого процесса сопровождения волонтерской деятельности. При этом акцентируется внимание на том, что педагогика волонтерства является составной частью общей педагогики и направлением профессиональной социально-культурной деятельности. Утверждается, что профессиональный педагогический менеджмент социально-культурной практики волонтерства основывается на средствах, формах и методах, направленных на привлечение, повышение мотивации, социальной активности, профессионального и личностного роста волонтера, с опорой на принципы свободного выбора видов и форм современного волонтерства, использования его потенциала в гражданско-патриотическом воспитании и в развитии социальной активности личности; принятие волонтерами культурно-нравственных ориентиров в деятельности на благо общества. Педагогика волонтерства в своих исследовательских перспективах имеет все основания для дальнейшего изучения данного направления гуманитарного научного знания, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в социальнокультурной сфере, а также для проектирования содержания профессиональной подготовки обучающихся в системе высшего профессионального образования. В качестве профессионально-педагогической технологии в социально-культурной теории и практике волонтерства (педагогике волонтерства) авторы определяют социально-культурное проектирование, которое обеспечивают целенаправленность, планомерность и последовательность действий по организации работы, направленной на достижение запланированных и ожидаемых результатов. Авторами представлены основные аспекты содержания многолетних научных дискуссий, а также практического опыта осуществления социально-культурных проектов, просветительских акций, способствовавших разработке и утверждению педагогики волонтерства как области социально-педагогического знания, соединяющей междисциплинарные теоретико-методологические основы социального феномена «волонтерство» с педагогической технологией социально-культурного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON OF MODERNITY

The article reveals the main theoretical approaches in the research of the socio-cultural phenomenon of volunteering, the study of the structure of this socio-cultural phenomenon, its essential phenomenological characteristics, social functions and socio-cultural technologies that formed the basis of the theory and practice of volunteering pedagogy. At the same time, attention is focused on the fact that the pedagogy of volunteering is an integral part of the general pedagogy and the direction of professional socio-cultural activities. It is argued that professional pedagogical management of socio-cultural practice of volunteering is based on means, forms and methods aimed at attracting, increasing the motivation, social activity, professional and personal growth of the volunteer’s personality, based on the principles of free choice of types and forms of modern volunteering, using its potential in civic and patriotic education. The pedagogy of volunteerism in its research prospects has every reason to further study this area of humanitarian scientific knowledge, develop pedagogical forms, tools, methods in order to attract young people to volunteer activities in the socio-cultural sphere, as well as prospects in designing the content of vocational training of students in the system of higher professional education. The authors present the main aspects of the content of long-term scientific discussions, as well as practical experience in the implementation of socio-cultural projects, educational campaigns that contributed to the development and approval of the pedagogy of volunteerism as a field of socio-pedagogical knowledge that combines the interdisciplinary theoretical and methodological foundations of the social phenomenon volunteering with the pedagogical technology of socio-cultural design.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА КАК СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ»

culture in the system of continuing education. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Cheboksary, 1999. 41 p. (In Russ.).

13. Uznadze D.N. Obshchee uchenie ob ustanovke [The general doctrine of the installation]. Khrestomatiya po psikholo-gii [Textbook on psychology]. (In Russ.). Available at: http://www.persev.ru/book/dn-uznadze-obshchee-uchenie-ob-ustanovke (accessed 17.04.2022).

14. Shishkina S.V. Formirovanie professional'no-kommunikativnykh kachestv lichnosti budushchego uchitelya muzyki: dis. ... kand. ped. nauk [Formation ofprofessional and communicative qualities of the personality of a future music teacher. Diss. PhD in Pedagogy]. Saransk, 2001. 179 p. (In Russ.).

УДК 37.017.4

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-228-234

ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА КАК СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ

Васильковская Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: margo197411@rambler.ru

Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, проректор по учебно-творческой и проектной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ponomarev63@mail.ru

В статье раскрываются основные теоретические подходы в исследованиях социально-культурного феномена волонтерства, изучении структуры данного социально-культурного феномена, его сущностных феноменологических характеристик, общественных функций и социально-культурных технологий, составивших базу теории и практики педагогики волонтерства как педагогически организованного и управляемого процесса сопровождения волонтерской деятельности.

При этом акцентируется внимание на том, что педагогика волонтерства является составной частью общей педагогики и направлением профессиональной социально-культурной деятельности. Утверждается, что профессиональный педагогический менеджмент социально-культурной практики волонтерства основывается на средствах, формах и методах, направленных на привлечение, повышение мотивации, социальной активности, профессионального и личностного роста волонтера, с опорой на принципы свободного выбора видов и форм современного волонтерства, использования его потенциала в гражданско-патриотическом воспитании и в развитии социальной активности личности; принятие волонтерами культурно-нравственных ориентиров в деятельности на благо общества.

Педагогика волонтерства в своих исследовательских перспективах имеет все основания для дальнейшего изучения данного направления гуманитарного научного знания, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в социально-культурной сфере, а также для проектирования содержания профессиональной подготовки обучающихся в системе высшего профессионального образования.

В качестве профессионально-педагогической технологии в социально-культурной теории и практике волонтерства (педагогике волонтерства) авторы определяют социально-культурное проектирование, которое обеспечивают целенаправленность, планомерность и последовательность действий по организации работы, направленной на достижение запланированных и ожидаемых результатов.

Авторами представлены основные аспекты содержания многолетних научных дискуссий, а также практического опыта осуществления социально-культурных проектов, просветительских акций, способствовавших разработке и утверждению педагогики волонтерства как области социально-педагоги-

ческого знания, соединяющей междисциплинарные теоретико-методологические основы социального феномена «волонтерство» с педагогической технологией социально-культурного проектирования.

Ключевые слова: педагогика волонтерства, социально-культурная деятельность, социально-культурная практика, волонтерство.

VOLUNTEERING AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON OF MODERNITY

Vasilkovskaya Margarita Ivanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Socio-cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: margo 197411@rambler.ru

Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Directing Theatrical Performances and Festivals, Vice-rector for Educational, Creative and Project Activity, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ponomarev63@mail.ru

The article reveals the main theoretical approaches in the research of the socio-cultural phenomenon of volunteering, the study of the structure of this socio-cultural phenomenon, its essential phenomenological characteristics, social functions and socio-cultural technologies that formed the basis of the theory and practice of volunteering pedagogy.

At the same time, attention is focused on the fact that the pedagogy of volunteering is an integral part of the general pedagogy and the direction of professional socio-cultural activities. It is argued that professional pedagogical management of socio-cultural practice of volunteering is based on means, forms and methods aimed at attracting, increasing the motivation, social activity, professional and personal growth of the volunteer's personality, based on the principles of free choice of types and forms of modern volunteering, using its potential in civic and patriotic education.

The pedagogy of volunteerism in its research prospects has every reason to further study this area of humanitarian scientific knowledge, develop pedagogical forms, tools, methods in order to attract young people to volunteer activities in the socio-cultural sphere, as well as prospects in designing the content of vocational training of students in the system of higher professional education.

The authors present the main aspects of the content of long-term scientific discussions, as well as practical experience in the implementation of socio-cultural projects, educational campaigns that contributed to the development and approval of the pedagogy of volunteerism as a field of socio-pedagogical knowledge that combines the interdisciplinary theoretical and methodological foundations of the social phenomenon volunteering with the pedagogical technology of socio-cultural design.

Keywords: pedagogy of volunteering, socio-cultural activity, socio-cultural practice, volunteering.

Волонтерство в современной России является весьма значимым социальным феноменом, непосредственно обеспечивающим достижение цели прорывного развития Российской Федерации. Так, в Указе Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» важнейшим показателем достижения национальной цели для самореализации и развития талантов определен такой показатель, как «увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность

волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов» [7].

В Концепции развития добровольчества (во-лонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в качестве стратегических ориентиров сферы оказания социальных услуг и эффективного решения социальных задач выдвинуты такие направления в области волонтерской деятельности, как:

- содействие развитию различных направлений волонтерства, а также распространению волонтерской деятельности (граждан и организаций);

- развитие молодежного волонтерства, в том числе создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций [4].

Отметим, что в настоящее время стиль жизни, установки и поведение современного поколения, которое живет в эпоху консьюмеризма, потребления, по терминологии Эриха Фромма, характеризуются тезисом «иметь, а не быть». То есть в современном обществе ярко выраженным мотивом поведения и взаимоотношений людей являются материальная выгода и потребительские ценности. Но в то же время в качестве гуманитарного общественного баланса активно развивается добровольческий труд, основанный на бескорыстном служении обществу, альтруистических мотивах как важнейших проявлениях и показателях высокоразвитого гражданского общества, общества «быть» (Э. Фромм) [8]. Именно на бескорыстной мотивации базируется социокультурный феномен волонтерства. А активное участие в волонтерском движении -важнейший показатель такого качества личностного развития, как социальная ответственность и жизненная стратегия «отдавать».

Но, несмотря на то что на протяжении истории постоянно меняются как общественные, так и личные ценности личности, все же существуют незыблемые общечеловеческие ценности, к которым как раз относится добровольный, бескорыстный труд, являющийся актуальным для всех народов и во все времена. При этом отметим, что волонтеры современной России «многозадачны» и принимают активное участие в различных направлениях волонтерства, в том числе в борьбе с лесными пожарами, в оказании помощи пожилым и людям с ограниченными возможностями, в поисках пропавших людей др. Потенциальные возможности волонтерства в России были продемонстрированы и в кризисных ситуациях последних лет (общероссийские проекты «Доброфорум», «#МыВместе» и др.) [2].

На протяжении нескольких десятилетий на исследовании феноменов добровольчества и во-лонтерства сосредоточен достаточно широкий круг специалистов различных сфер научного знания: исторического, психологического, социологического, правового. Также исследования осуществляются в областях социальной педагогики, социальной работы, социального менеджмен-

та и социальной психологии. Научный интерес к этому социальному феномену оправдан, поскольку в его устойчивых общественных проявлениях и характеристиках отражены базовые позитивные ценности как идеалы и духовные скрепы развитого гражданского общества - товарищество, солидарность, общественность, милосердие, справедливость и др. [5, с. 3-5].

Следует отметить актуальность вопросов теории и практики педагогики волонтерства как педагогически организованного и управляемого процесса сопровождения волонтерской деятельности, основных теоретических подходов в исследованиях социально-культурного феномена волонтерства, изучении структуры данного социально-культурного феномена, его сущностных феноменологических характеристик, общественных функций и социально-культурных технологий волонтерской деятельности.

Организационной формой волонтерской (добровольческой) деятельности выступают некоммерческие организации - волонтерские объединения. Волонтерские объединения как устойчивые сообщества создаются, как правило, на основе личной добровольной инициативы для осуществления совместной деятельности по оказанию помощи кому-либо, также для решения социальных, экологических или иных общественных проблем. При этом следует отметить, что педагогика волонтерства в стратегии личностного развития ориентирована на формирование у участников добровольческих объединений общечеловеческих идеалов и свойственных человеческой природе потребностей в общении, взаимопомощи и бескорыстных дружеских отношениях, в труде и творчестве на благо общества, любви и гармонии. А социально-культурная практика волонтерских объединений - наиболее благоприятная общественная среда включения в систему проблемных взаимодействий «человек - человек», в процессе которых всем участникам обеспечивается усвоение позитивных социально ориентированных контекстов жизни [1, с. 234-236].

В настоящее время в отечественной и зарубежной научной мысли накоплен достаточный теоретический и эмпирический опыт изучения волонтерской (добровольческой) деятельности. Этот опыт позволяет выявить и научно обосновать сущностные и устойчивые характеристики этого социального феномена современности, оха-

рактеризовать существующие на сегодняшний день волонтерские объединения и их участников, вовлеченных в добровольческую деятельность, виды и направления добровольческой деятельности, педагогическое управление социально-культурными практиками волонтерских объединений.

С этой точки зрения интересен опыт молодых исследователей и инноваторов, представляющих ведущие образовательные организации высшего образования в сфере культуры и искусства Сибири, учреждения культуры Сибири, осуществляющие волонтерскую деятельность. Материалы этого опыта сопровождения волонтерской деятельности, представленные в монографии «Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика», являются обобщением теоретического знания в области современной педагогики волонтерства, отражают содержание многолетних научных дискуссий, а также практического опыта авторов при осуществлении социально-культурных проектов, просветительских акций, способствовавших разработке и утверждению педагогики волонтерства как области социально-педагогического знания, соединяющей междисциплинарные теоретико-методологические основы социального феномена «волонтерство» с педагогической технологией социально-культурного проектирования [5].

То есть существующий опыт научных исследований позволяет заложить междисциплинарные основы нового гуманитарного научного знания -педагогической теории и социальной практики волонтерской (добровольческой) деятельности -педагогики волонтерства.

Так, например, как социальный феномен и уникальное явление развитого гражданского общества волонтерство в научных исследованиях чаще всего рассматривается как добровольческий труд, просоциальное поведение или социально мотивированный досуг, инициативное участие и вовлеченность населения в деятельность третьего некоммерческого сектора экономики. В этом случае устойчивыми характеристиками социального феномена «волонтерство» выступают: социальная солидарность, добровольность, безвозмездность и социальная значимость. Как просоциальное поведение с устойчивыми феноменологическими характеристиками волонтер-

ская (добровольческая) деятельность содержит значительный общественный воспитательный потенциал: она сохраняет и транслирует позитивные человеческие ценности, в ней формируются и проявляются социально важные качества -инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, что служит процессу социализации личности [5, с. 7-23].

Волонтерская деятельность позволяет совместить удовлетворение своих личных потребностей и потребностей общества, а общественная значимость волонтерской (добровольческой) деятельности связана с возможностью для социально активных граждан получить определенные жизненные навыки, найти поддержку и ощутить свою востребованность в обществе, реализовать свой потенциал, сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Как направление гуманитарного научного знания и социально-культурной практики педагогика волонтерства является составной частью общей педагогики и направлением профессиональной социально-культурной деятельности [5, с. 40-45].

Профессиональный педагогический менеджмент социально-культурной практики волонтер-ства основывается на средствах, формах и методах, стимулирующих граждан и содействующих их вовлечению в волонтерскую (добровольческую) деятельность (от индивидуальной беседы и консультации до участия в проведении олимпиад и фестивальных проектов), повышению мотивации и удовлетворенности их такой инициативной деятельностью, профессиональному и личностному росту, повышению социальной активности. Представленная деятельность осуществляется с опорой на принципы:

- свободного выбора форм и видов волонтерской (добровольческой) деятельности;

- использования потенциальных возможностей волонтерской деятельности в реализации программ гражданско-патриотического воспитания, в том числе - повышения социальной активности личности;

- осознания участниками волонтерского движения социальных и нравственных основ волонтерской (добровольческой) деятельности на благо общества.

Педагогика волонтерства в своих исследовательских перспективах имеет все основания для дальнейшего изучения данного направления гуманитарного научного знания, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в социально-культурной сфере, для проектирования содержания профессиональной подготовки обучающихся в системе высшего профессионального образования.

Здесь следует подчеркнуть, что важная роль в педагогически организованной и социально направленной волонтерской (добровольческой) деятельности принадлежит специалистам социально-культурной деятельности, работающим в социально-культурной сфере. Более того, общественная жизнь России конца XX - начала XXI века характеризуется не только широким развитием волонтерской (добровольческой) деятельности, но и возникновением педагогически направляемых волонтерских центров - социокультурных институтов, обеспечивающих реализацию гражданских инициатив и созидательной активности людей. Именно институциональный подход к волонтерству (добровольчеству) позволяет высказать предположение о развитии в Российской Федерации культуры добровольчества [3].

Традиционно волонтерское движение представлено инициативной добровольческой деятельностью на благо других людей, государства: социальной помощью людям, находящимся в трудной жизненной ситуации; решением экологических проблем; информационно-просветительскими проектами по охране здоровья и пропаганде здорового образа жизни; поисково-спасательными операциями; сопровождением больших спортивных мероприятий, а также движением культурного волонтерства (например «Волонтеры культуры»), связанным с безвозмездной помощью в подготовке и организации различных культурных и социально-культурных практик.

Главными ориентирами добровольческого движения «Волонтеры культуры» являются:

- формирование сообщества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры и реализации культурных инициатив;

- обеспечение методологической, информационной, ресурсной поддержки творческой

и просветительской деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации;

- популяризация добровольческого движения в сфере культуры путем организации форумов и практических сессий [1, с. 234-235].

В этом случае профессиональная подготовка студентов для осуществления волонтерской деятельности, которая формирует соответствующие профессиональные компетенции в образовательном процессе, важные социально-профессиональные качества и способности, способствующие в дальнейшем профессиональной идентификации выпускников и устройству их профессиональной карьеры, должна стать частью образовательного процесса в вузах культуры Российской Федерации, а может быть - и самостоятельным направлением профессиональной деятельности в волонтерских центрах учреждений культуры - менеджмент волонтерского (добровольческого) движения.

Менеджер волонтерского движения - это организатор, освоивший базовый курс по теоретическим основам управленческой деятельности, основными общими функциями которой являются целеполагание, планирование, принятие решения, организация, мотивация, контроль.

В качестве дополнительных форм профессионально-личностной подготовки и обучения волонтеров с применением интерактивных технологий к учебному процессу могут выступать: тренинги для волонтеров, курсы волонтеров (языковые, по компетенциям), круглые столы с мозговым штурмом участников волонтерских объединений, международные стажировки, международные/ всероссийские/региональные/городские форумы. Все это способствует повышению их квалификации, профессиональному и личностному росту, приобретению универсальных компетенций (soft skills): коммуникабельности, умения работать в команде, креативности, пунктуальности, уравновешенности [3, с. 41-59].

В качестве профессионально-педагогической технологии в социально-культурной теории и практике волонтерства (педагогике волонтер-ства) следует определить социально-культурное проектирование.

Проектные технологии используются в сфере добровольческой практики для оптимизации социальных процессов, помогают волонтеру ми-

нимизировать элементы случайности, хаотичности и бессистемности в своей деятельности, обеспечивают целенаправленность, планомерность и последовательность действий по организации работы, направленной на достижение запланированных и ожидаемых результатов.

В целом, применительно к социально-культурной практике волонтерства (добровольчества) технологический подход необходимо рассматривать как системную интеграцию междисциплинарного научного знания и областей профессиональной педагогической практики в единый культуротворческий процесс деятельности человека в социуме на благо других. А в результате -динамичное развитие добровольческих социально-культурных практик и консолидация ресурсов.

В Российской Федерации активно развиваются интерес к добровольческому труду и вовлеченность в социально-культурные практики волонтерства со стороны людей возраста 55+. Сегодня так называемые «серебряные» волонтеры, укрепляя и развивая преемственные межпо-коленческие связи, представляют собой действенную общественную силу для решения различных проблем общесоциальных задач, с которыми сталкивается старшее поколение и наше общество. А среди главных задач «серебряного волонтерства» в гражданском обществе - улучшение качества жизни старшего поколения. В Российской Федерации набирает силу «серебряное волонтер-ство» (Общественное движение «#ДОБРОСЕ-РЕБРО», Общественные организации «Мос-волонтер», «Волонтеры 55+» и др.) - пожилые люди, участвующие в добровольческой деятельности (сегодня - это около 28 % населения РФ).

Мотивом «серебряных» участников добровольческой деятельности служит потребность в содержательной жизнедеятельности [6]. Научного осмысления в этом исследовательском направлении требуют вопросы ресоциализации пожилых людей, их активного участия в социальных изменениях, применения богатого житейского и профессионального опыта в реализации тех или иных социальных проектов и инициатив и т. д. В этом случае педагогика волонтерства должна иметь научно обоснованные и практически подкрепленные ответы на уровне социальных технологий обеспечения преемственности поколений: позитивных социальных традиций, общественного опыта, ценностей.

Высказанная выше мысль об институализа-ции волонтерства и предположение о развитии в Российской Федерации культуры добровольчества, волонтерства связаны, в первую очередь, с активным распространением и развитием социально-культурных практик, направленных на создание, развитие и передачу культурных ценностей. При этом включение волонтеров в социально-культурные практики, прежде всего, оказывает существенное влияние на формирование уникальной системы ценностей, норм и смыслов института волонтерства. А накопленный багаж практического опыта и навыков организации различных социально-культурных практик позволяет волонтерам выступать инициаторами (идейными вдохновителями) различных волонтерских проектов, то есть обеспечивать дальнейшую динамику волонтерства и добровольчества в социуме и, соответственно, преемственность культуры добровольчества в российском обществе.

Литература

1. Васильковская М. И., Пономарев В. Д. Волонтерство как социально-культурный феномен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 57. - С. 234-241.

2. ДОБРО.РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт волонтерского штаба платформы. - URL: https://dobro.ru (дата обращения: 05.04.2022).

3. Васильковская М. И., Гекман Н. А., Затеева Н. А. [и др.]. Досуг различных категорий населения и проект-но-технологический подход к его организации в социально-культурной деятельности: региональные аспекты: кол. монография - Барнаул: Алт. гос. ин-т культуры, 2020. - 407 с.

4. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HaCGR8esYBYgq.pdf.

5. Педагогика волонтерства: феноменология и социально-культурная практика: кол. монография / под науч. ред. В. Д. Пономарева, М. И. Васильковской, Л. И. Лазаревой; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово: КемГИК, 2021. - 312 с.

6. Серебряные волонтеры [Электронный ресурс]: офиц. сайт организации. - URL: https://volonter55.info/ o-proekte (дата обращения: 07.04.2022).

7. Указ Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 08.04.2022).

8. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой, С. Капушиной. - М.: АСТ, 2019. - 528 с.

References

1. Vasilkovskaya M.I., Ponomarev V.D. Volonterstvo kak sotsial'no-kul'turnyy fenomen [Volunteering as a socio-cultural phenomenon]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 57, pp. 234-241. (In Russ.).

2. DOBRO.RF: ofitsial'nyy sayt volonterskogo shtaba platformy [GOOD.RF. Official website of the platform s volunteer headquarters]. (In Russ.). Available at: https://dobro.ru (accessed 05.04.2022).

3. Vasilkovskaya M.I., Gekman N.A., Zateeva N.A. [i dr.]. Dosug razlichnykh kategoriy naseleniya i proektno-tekh-nologicheskiy podkhod k ego organizatsii v sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: regional'nye aspekty: kollektivnaya monografiya [Leisure of various categories of the population and the design and technological approach to its organization in socio-cultural activities: regional aspects. Collective monograph]. Barnaul, Altayskiy gosudarstvennyy institut kul'tury Publ., 2020. 407 p. (In Russ.).

4. Kontseptsiya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [The concept of the development of volunteering (volunteering) in the Russian Federation until 2025]. (In Russ.). Available at: http:// static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf.

5. Pedagogika volonterstva: fenomenologiya i sotsial'no-kul'turnaya praktika: kollektivnaya monografiya [Pedagogy of volunteering: phenomenology and socio-cultural practice. Collective monograph]. Ed. by V.D. Ponomarev, M.I. Vasilkovskаyа, L.I. Lazarevа. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2021. 312 p. (In Russ.).

6. Serebryanye volontery: ofitsial'nyy sayt organizatsii [Silver volunteers. Official site of the organization]. (In Russ.). Available at: https://volonter55.info/o-proekte (accessed 07.04.2022).

7. Ukaz Prezidenta RF V.V. Putina «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007210012 (accessed 08.04.2022).

8. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo [Healthy society]. Moscow, AST Publ., 2019. 528 p. (In Russ.).

УДК 008:[379.8:(77+791)]

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-234-243

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Хомич Нина Кондратьевна, магистр психологических наук, аспирант кафедры педагогики социально-культурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: khomich.nina.science@gmail.com

В статье рассматривается история развития любительских объединений техногенной направленности в Республике Беларусь, сущность и специфика процессов функционирования которых на современном этапе детерминирована цифровой трансформацией общественного развития. Актуальность статьи связана с ограниченностью социально-педагогических и социально-культурных исследований данной тематики.

Автор предпринял попытку выделить любительские объединения техногенной направленности в отдельный объект для изучения в области педагогики социально-культурной деятельности. Цель статьи - рассмотреть сущность, специфику любительских объединений техногенной направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.