Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ВОЛОНТЁРСТВО / ИНСТИТУТ ВОЛОНТЁРСТВА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цраева Фатима Владимировна

В статье обоснованы особенности социализации и воспитания российской молодежи в аспекте формирования ценностей волонтёрства. Рассмотрено определение волонтёрства. Выделены признаки волонтерской деятельности в молодежной среде. Определен социализационный потенциал волонтёрства. Изучены ценностные основания, связанные с реализацией нравственно-гуманистических принципов добровольческого труда. Обосновано, что институт волонтёрства наиболее активно реализуется в социально-культурной деятельности молодежных волонтерских организаций и движений, социально-культурных объединений. Перечислены условия повышения эффективности процесса формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи посредством функционирования института волонтёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUES OF VOLUNTEERISM IN THE ASPECT OF EDUCATION AND SOCIALIZATION OF RUSSIAN YOUTH

The article substantiates the features of socialization and education of Russian youth in the aspect of the formation of values of volunteerism. The definition of volunteering is considered. The signs of volunteer activity in the youth environment are highlighted. The socialization potential of volunteering has been determined. The value bases associated with the implementation of moral and humanistic principles of voluntary labor are studied. It is proved that the institute of volunteerism is most actively implemented in the socio-cultural activities of youth volunteer organizations and movements, socio-cultural associations. The conditions for increasing the effectiveness of the process of forming the values of volunteerism in the aspect of education and socialization of Russian youth through the functioning of the institute of volunteerism are listed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Педагогика

УДК 37.035.2

магистрант Цраева Фатима Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье обоснованы особенности социализации и воспитания российской молодежи в аспекте формирования ценностей волонтёрства. Рассмотрено определение волонтёрства. Выделены признаки волонтерской деятельности в молодежной среде. Определен социализационный потенциал волонтёрства. Изучены ценностные основания, связанные с реализацией нравственно-гуманистических принципов добровольческого труда. Обосновано, что институт волонтёрства наиболее активно реализуется в социально-культурной деятельности молодежных волонтерских организаций и движений, социально-культурных объединений. Перечислены условия повышения эффективности процесса формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи посредством функционирования института волонтёрства.

Ключевые слова: ценности, волонтёрство, институт волонтёрства, воспитание, социализация, российская молодежь.

Annotation. The article substantiates the features of socialization and education of Russian youth in the aspect of the formation of values of volunteerism. The definition of volunteering is considered. The signs of volunteer activity in the youth environment are highlighted. The socialization potential of volunteering has been determined. The value bases associated with the implementation of moral and humanistic principles of voluntary labor are studied. It is proved that the institute of volunteerism is most actively implemented in the socio-cultural activities of youth volunteer organizations and movements, socio-cultural associations. The conditions for increasing the effectiveness of the process of forming the values of volunteerism in the aspect of education and socialization of Russian youth through the functioning of the institute of volunteerism are listed.

Key words: values, volunteering, institute of volunteering, education, socialization, russian youth.

Введение. Одной из первоочередных проблем, возникающих в российской молодежной среде, является довольно разносторонне изученная, но остающаяся актуальной проблема социализации и воспитания молодежи через формирование ценностей волонтёрства, необходимость решения которой определяется несколькими причинами.

Во-первых, волонтерская деятельность молодежи происходит на решающем для нее жизненном этапе, когда формируются мировоззрение, ведущие нравственные ценности и приоритеты, закладываются основы социального поведения и т.п. Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, социокультурным потенциалом.

Во-вторых, волонтёрство является важным условием социализации и самореализации молодого человека, отвечая его социально-психологическим потребностям быть членом общества, группы, поддерживать ценности и цель добровольческой инициативы.

В-третьих, волонтёрство в России выступает как необходимость социализации и воспитания подрастающего поколения, подтвержденная современной молодежной политикой.

Таким образом, становится очевидной значимость поиска научно обоснованных условий формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи, чем и объясняется выбор темы настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке проблемы развития молодежи как особой социальной группы, формирования ее ценностей, затрагиваются Г.В. Ганьшиной, В.Л. Макарычевым, И.В. Мальчевской, А.Л. Матвеевым, Г.С. Туманяном и др.

Мы разделяем точку зрения многих ученых, таких, как Л.С. Айгубов, М.И. Васильковская, А.В. Волохов, А.С. Гаязов, М.В. Певная, В.Д. Пономарев, Т.Г. Пташко, К.И. Хаджиалиев и др., которые рассматривают волонтёрскую деятельность в качестве важнейшего условия и эффективного средства социализации и воспитания.

На процесс социализации молодежи в современных условиях развития общества, как утверждают В.В. Овсий, М.Н. Баланян, Т.П. Белова, А.В. Кисиленко, А.В. Рожкова Л.Е. Сикорская и др., воздействуют различные негативные факторы. Волонтёрство относится к позитивным факторам социализации. Оно способствует формированию ценностей и ориентиров поведения, одобряемых социумом.

Особенности формирования ценностей волонтерства в молодежной среде рассмотрены в работах М.И. Васильковской, О.Г. Зубовой, И.В. Москаленко, В.Д. Пономарева, М.С. Перминовой. Л.Р. Салаватулиной, А.Г. Филиповой, М.М. Шевцовой и др.

Возьмем за основное определение волонтёрства, которое дали К.И. Хаджиалиев и Л.С. Айгубов: волонтёрство - это «социальный феномен, способствующий вовлечению молодежи в социально-активную деятельность и стимулирующий молодых людей на самостоятельное решение возникающих проблем» [6].

По нашему мнению, наиболее четко выделила признаки волонтерской деятельности молодежи М.С. Перминова: «отсутствие вознаграждения; отсутствие принуждения; польза для общества, для отдельных социальных групп или конкретного получателя» [4].

К данным признакам добавим добросовестность волонтеров, доступность и законность волонтерских инициатив.

Мы разделяем точку зрения И.А. Синкевича и Т.В.Тучковой, которые, говоря о волонтерской деятельности, утверждают: «волонтёрская деятельность, выполняя нравственную функцию укоренения в молодёжной среде фундаментальных ценностей - милосердия, справедливости, гуманности, отзывчивости, доброты, стала значимым ресурсом саморазвития личности и общества» [5].

В.В. Овсий справедливо замечает, что «в структуре социализирующих механизмов молодежного сообщества волонтёрство играет одну из ключевых ролей, характеризуясь значимым культурным потенциалом для освоения деятельностных навыков и обретения ценностных свойств и качеств социализирующегося субъекта» [3].

Это свидетельствует о социализационном потенциале волонтёрства, его возможности преобразовывать окружающую действительность, формировать ценностные ориентиры и установки, социальный опыт и социальное поведение как необходимость соответствующего воспитания современной российской молодежи.

Не вызывает сомнений, что сегодня злободневным является формирование мотивации и желания у молодых людей заниматься волонтёрством. Мотивация молодежи к волонтерской деятельности - важнейшее условие эффективности реализации государственной молодежной политики России. При этом отметим, что в качестве субъекта волонтерской

деятельности выступают, прежде всего, мотивированные нравственно-гуманистические ценности, смысложизненные ориентации и установки личности.

Ценностные основания, связанные с реализацией нравственно-гуманистических принципов добровольческого труда, справедливо рассматриваются А.В.Кисиленко «в качестве необходимого условия для массовизации процесса интеграции российской молодежи в волонтерское движение и стимулирования институционализации волонтёрства в современных социокультурных реалиях» [21.

Необходимо отметить, что институт волонтёрства наиболее активно реализуется в социально-культурной деятельности молодежных волонтерских организаций и движений, социально-культурных объединений, т.к. волонтерская инициатива чаще всего проявляется в условиях проведения досуга молодых людей.

Как справедливо утверждают М.И. Васильковская и В.Д. Пономарев, рассматривая педагогику волонтёрства в молодежной среде, «для того чтобы потенциал института волонтёрства стал ресурсом социально-культурного воспитания молодежи, его необходимо актуализировать, переместить в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления условий организации института волонтёрства как ресурса социально-культурного воспитания молодежи» [1].

В этой связи среди обязательных условий совершенствования, повышения эффективности процесса формирования ценностей волонтёрства как проявления гуманизации общества в аспекте воспитания и социализации российской молодежи посредством функционирования института волонтёрства, мы можем выделить следующие:

1. Реализация специальных общественно-значимых мероприятий:

- вовлечение молодежи в добровольческую деятельность волонтерских организаций и движений, волонтерских отрядов, социально-культурных объединений;

- организация социальных акций, благотворительных программ и проектов, фестивалей и конкурсов, направленных на активное формирование положительного отношения молодежи к волонтерской деятельности, а также на поддержку добровольческих инициатив;

- введение нетрадиционных видов волонтерской активности, например, в сфере культурного волонтёрства;

- приобретение волонтерами первичных необходимых знаний и умений, обеспечивающих успешность реализация специальных мероприятий социальной направленности и эффективность формирования ценностей волонтёрства в молодежной среде.

2. Информационно-методическое обеспечение деятельности молодежных социально-культурных объединений, волонтёрских организаций, отрядов и движений:

- создание благоприятной информационной среды по осведомленности молодых людей о волонтерских проектах, инициатив, мероприятий социальной направленности, повышение уровня рекламного сопровождения деятельности социально-культурных объединений, волонтерских молодежных организаций, отрядов, движений, способствующих укреплению имиджа и позитивной репутации в местном сообществе (приглашение средств массовой информации на специальные благотворительные акции, программы, размещение щитов с достижениями волонтерского движения и конкретных волонтеров, информирование в социальных сетях и др.);

- издание и распространение информационных буклетов по вопросам формирования ценностей волонтёрства, воспитания и социализации российской молодежи на основе добровольческих инициатив;

- проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, встреч и других информационных мероприятий с участием специалистов по волонтерской деятельности, политиков, работников правоохранительных органов, социальных, медицинских работников, психологов, педагогов и др.;

- организация фотовыставок, размещение видеороликов в сети Интернет по итогам волонтерских мероприятий, социальных акций и благотворительных проектов;

- обмен опытом деятельности социально-культурных объединений, молодежных волонтерских организаций, отрядов и движений.

3. Привлечение молодежи к научно-исследовательской работе, направленной на повышение эффективности достижения целей волонтерской деятельности и решения проблем формирования ценностей волонтерства:

- вовлечение молодых волонтеров в деятельность научных обществ, привлечение к участию в научно-практических конференций, семинарах и практикумах соответствующей тематики;

- организация научно-исследовательской деятельности волонтерских отрядов;

- создание экспериментальных площадок для разработок и апробирования новых форм волонтерской работы.

4. Организация социально-психологической поддержки волонтеров:

- обеспечение психологической безопасности волонтеров;

- оказание социально-психологической помощи в процессе волонтерской деятельности;

- проведение индивидуального консультирования молодежи по вопросам реализации волонтерских задач;

- организация тематических встреч социально-психологической направленности со специалистами-практиками.

5. Проведение социологических исследований с целью определения эффективности процесса формирования ценностей волонтёрства в молодежной среде:

- на индивидуальном уровне (психологическое тестирование, социологический опрос);

- на групповом уровне (социометрия);

- на уровне молодежных волонтерских организаций, отрядов, движений (анализ статистических данных по итогам конкретной волонтерской деятельности);

- на организационном уровне (количественный и качественный анализ эффективности волонтерской работы).

Например, проведение анкетирования по выявлению мотивации к волонтерской деятельности, интересов и ценностей

российской молодежи; мониторинга эффективности проведения конкретных волонтерских мероприятий, социальных акций и благотворительных проектов и др.

Кроме того, совершенствование процесса формирования ценностей волонтёрства как проявление социокультурной активности российской молодежи, направленной на пользу для другого, должно основываться на выработке единой позиции государства по волонтерской деятельности, создании ценностной системы пропаганды добровольчества и распространение лучших образцов благотворительной работы волонтеров в средствах массовой информации, в сети Интернет и т.д.

Выводы. Таким образом, можно сделать основной вывод: формирование ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации молодых людей должно оправдывать предназначение волонтерской деятельности, осуществляя молодежную политику России, выполняя основные ее цели и задачи, удовлетворяя социальные и мотивационные потребности личности к добровольчеству как важной характеристики ценностно-мотивационной сферы молодежи.

В условиях понимания необходимости принятия действенных мер по повышению эффективности процесса формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи необходима разработка его целостной системы по оптимизации деятельности молодежных социально-культурных объединений, волонтёрских организаций, отрядов и движений.

Материалы настоящей статьи, отдельные ее положения, а также выводы могут быть использованы при разработке направлений по повышению эффективности формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи, а также положены в основу деятельности молодежных волонтерских организаций, отрядов и движений, социально-культурных объединений.

Литература:

1. Васильковская, М.И., Пономарев, В.Д. Педагогика волонтёрства в молодежной среде / М.И. Васильковская, В.Д. Пономарев // Вестник МГУКИ. - 2018. - №4 (84). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-volontyorstva-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 12.04.2022).

2. Кисиленко, А.В. Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи / А.В.Кисиленко // Научный результат. Социология и управление. - 2021. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-volonterskih-praktik-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 10.04.2022).

3. Овсий, В.В. Ценности волонтерства в молодежной среде / В.В. Овсий // Социально-гуманитарные знания. - 2019. -№ 11. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennosti-volonterstva-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 01.04.2022).

4. Перминова, М.С. Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности / М.С. Перминова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-formirovaniya-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi-v-usloviyah-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.04.2022).

5. Синкевич, И.А., Тучкова, Т.В. Формирование ценностных ориентаций у юношества в процессе волонтерской деятельности / И.А. Синкевич, Т.В. Тучкова// КПЖ. - 2020. - № 1 (138). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-u-yunoshestva-v-protsesse-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.04.2022).

6. Хаджиалиев, К.И., Айгубов, Л.С. Роль волонтерской деятельности в воспитании социальной активности молодежи / К.И. Хаджиалиев, Л.С. Айгубов// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №3 (32). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-volonterskoy-deyatelnosti-v-vospitanii-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi (дата обращения: 04.04.2022).

Педагогика

УДК 371.12

аспирант Черных Арина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому изучению и анализу понятия «профессиональная субъектность педагога», раскрыта его сущность и структура. В статье используются два альтернативных термина, разработанных в разных зарубежных и отечественных научных сообществах - агентивность и субъектность, приводится предварительный анализ основных характеристик этих понятий. Кроме того, освещается проблема правильного перевода термина «субъектность» с русского на английский язык, который до сих пор является спорным, и его использование на практике неясно. Автор подчеркивает, что субъектность - это всегда неповторимая и индивидуальная форма человеческой деятельности, которая определяется не только как активность, но и способность решать проблемы, используя все средства человеческого потенциала, оптимизация активной позиции личности. Профессиональная субъектность характеризуется особенностями внутреннего мира личности, ее активной ролью и необходимостью самореализации в карьерном пути. Реализация профессиональной деятельности содержит интегральные качества, такие как компетентность и мобильность. Профессиональная субъектность педагога это, прежде всего, активная профессиональная позиция, возможность самовыражения, предоставляющая широкие возможности для постоянного творчества и инновационной деятельности, готовность к открытому сотрудничеству и обмену опытом среди вех членов педагогического сообщества. Технология построения процесса формирования качеств педагога как субъекта профессиональной педагогической деятельности может быть представлена следующим образом: 1) постановка цели развития профессиональной субъектности, 2) моделирование профессиональной траектории (дорожной карты), 3) управление процессом развития профессиональной субъектности, 4) рефлексия процесса развития профессиональной субъектности, 5) обмен профессиональным опытом. Автор уточняет, что профессиональное развитие зависит от качественного определения профессиональной цели, в контексте которой моделируется траектория профессионального пути. Развитие профессиональной субъектности педагога является управляемым процессом, регулируемым путем соотнесения личного индивидуального развития с внешними факторами, такими как: социальные условия осуществления педагогической деятельности и современные требования, предъявляемые к форме и качеству оказания образовательных услуг. Важным аспектом развития профессиональной субъектности педагога является рефлексия, позволяющая анализировать осуществляемую профессиональную деятельность относительно целей и ценностей профессионального педагогического труда. Кроме того, необходимым условием развития профессиональной субъектности педагога является сотрудничество, которое предоставляет возможность членам педагогического сообщества обмениваться накопленным жизненным и профессиональным опытом. В результате статьи представлены данные эмпирической оценки ассоциативного восприятия педагогами понятия «субъектность». Приведенные результаты свидетельствуют о том, что большинство педагогов понимают собственную профессиональную субъектность как педагогическую активность (30%) и способность к профессиональной рефлексии (23%). Эмпирическая оценка ассоциативного восприятия педагогами понятия «субъектность» определяет перспективу разработки системы научно-методического обеспечения процесса развития профессиональной субъектности педагогических работников.

Ключевые слова: субъекность, агентивность, профессиональная субъектность педагога, компоненты педагогической субъектности.

Annоtation. The article is devoted to theoretical study and analysis of the concept "professional subjectivity of a teacher", its essence and structure are revealed. The article uses two alternative terms developed in different foreign and domestic scientific communities - agency and subjectivity, a preliminary analysis of the main characteristics of these notions is given. In addition, the problem of the correct translation of the term " subjectivity " from Russian to English, which is still controversial, and its use in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.