Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН СРЕДЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиев Ахмат Ибрагимович, Урусова Музалифа Юсуфовна, Батчаева Зумат Сулеймановна

Исследуется роль развития образного мышления в системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров городской среды. Непосредственно перед этим доказывается важность профессии дизайнера, в т.ч. занимающегося проектированием городской среды, для дальнейшего поступательного развития современного общества. Затем демонстрируются основные недостатки процесса подготовки специалистов соответствующего профиля системой российского ВО. Доказывается необходимость совершенствования процесса формирования образного мышления будущих дизайнеров для их частичной ликвидации. Прослеживаются некоторые закономерности формирования образного мышления у студентов-дизайнеров. Далее демонстрируются педагогические приёмы и методы, позволяющие улучшить данный процесс, а, следовательно, и систему подготовки будущих дизайнеров городской среды в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IMAGINATIVE THINKING AS A MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS OF THE URBAN ENVIRONMENT

The imaginative thinking development role in the future urban environment designers professional training system investigated. Immediately before this, the importance of the designer profession, including those engaged in the urban environment design, for the further modern society’s progressive development is proved. Then the training process of the appropriate profile specialists by the Russian higher education system main shortcomings are demonstrated. The necessity of their imaginative thinking forming process improving as an effective mean of such shortcomings’ partial elimination is proved. Some patterns of the formation of imaginative thinking among design students are traced. Further, pedagogical techniques and methods are demonstrated to improve this process, and, consequently, the system of training future urban environment designers as a whole.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

План пришкольного участка

ш

Эбщая площадь -1 rä

1арадная зона

- 16 сагок Хподовый сад

- 8 соток

У1иксбордер

- 4 сотки Спортплощадка

- 20 соток

Дорожки, переходы, ззеленение по периметру, здание школы

- 51 сотка

Ребята! Перед вами маршрут нашей экскурсии.

Для оформления продукта проекта необходимо:

1. Собрать (сделать фото) природного материала (гербарий, плоды, коллекция насекомых), который относится к определенному царству живой природы.

2. Дать описательную характеристику.

3. Оформить выставку «Живое рядом»

Выводы. В результате выполнения проекта, у обучающихся формируется познавательный интерес к получению нового материала, школьники учатся делать выводы из увиденного, обобщать и систематизировать данные, обсуждать увиденное с учителем одноклассниками.

Литература:

1. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. Электронный ресурс: учебник / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.

2. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А., Шурыгина А.И. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - № 66(3). - С. 81-85.

3. Киндря Н.А. Учебная экскурсия как одна из форм образовательного процесса на подготовительном факультете // Вопросы педагогики. - М. - 2018. - № 4-1. - С. 123-333

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Хубиев Ахмат Ибрагимович

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Урусова Музалифа Юсуфовна

ФГБОУ «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Батчаева Зумат Сулеймановна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Исследуется роль развития образного мышления в системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров городской среды. Непосредственно перед этим доказывается важность профессии дизайнера, в т.ч. занимающегося проектированием городской среды, для дальнейшего поступательного развития современного общества. Затем демонстрируются основные недостатки процесса подготовки специалистов соответствующего профиля системой российского ВО. Доказывается необходимость совершенствования процесса формирования образного мышления будущих дизайнеров для их частичной ликвидации. Прослеживаются некоторые закономерности формирования образного мышления у студентов-дизайнеров. Далее демонстрируются педагогические приёмы и методы, позволяющие улучшить данный процесс, а, следовательно, и систему подготовки будущих дизайнеров городской среды в целом.

Ключевые слова: дизайн среды, проектирование городской среды, роль изобразительного искусства в развитии профессиональных компетенций будущих дизайнеров, высшее образование, студент, преподаватель.

Annotation. The imaginative thinking development role in the future urban environment designers professional training system investigated. Immediately before this, the importance of the designer profession, including those engaged in the urban environment design, for the further modern society's progressive development is proved. Then the training process of the appropriate profile specialists by the Russian higher education system main shortcomings are demonstrated. The necessity of their imaginative thinking forming process improving as an effective mean of such shortcomings' partial elimination is proved. Some patterns of the formation of imaginative thinking among design students are traced. Further, pedagogical techniques and methods are demonstrated to improve this process, and, consequently, the system of training future urban environment designers as a whole.

Key words: environment design, urban environment design, the role of fine art in the development of professional competencies of future designers, higher education, student, teacher.

Введение. Специфика современного социума способствует существенной актуализации проблем, связанных с формированием культуры потребления у его членов посредством регулирования взаимоотношений между ними и окружающим миром. Таким образом, неотъемлемой частью жизненного пространства нашего современника становится дизайн, в т.ч. средовой. Средствами дизайна можно запрограммировать палитру эмоциональных отношений между человеком и окружающей его действительностью через продукты дизайнерской деятельности [4; 10; 14-16].

В свою очередь, продукт дизайна, в т.ч. дизайна городской среды, представляет собой результат деятельности профессионала, от профессиональных и личностных качеств которого зависят возможности продукта влиять на отношение людей к среде собственной социальной жизни, друг к другу, мыслительную и эмоциональную сферу членов общества. Миссия дизайнера, как видим, очень важна в плане формирования качественно нового уровня жизни современного горожанина.

В связи с вышеизложенным существенно возрастает важность вооружения будущих средовых дизайнеров навыками критического мышления, умением креативно мыслить, принимать нестандартные решения в различных ситуациях профессиональной деятельности. Немалое значение также имеет развитие у них целостно-эстетического взгляда на городское пространство [2-4; 16].

Большинство педагогов-исследователей и практиков, затрагивающих в своих работах вопросы подготовки средовых дизайнеров отмечают важность формирования художественно-проектного мышления в этом процессе [1; 3; 5; 6; 8; 13]. Занимаясь же проектированием предметно-пространственного мира, дизайнер ориентируется на целостные и социально значимые объекты городской среды, которые перерабатываются с помощью художественного воображения. Таким образом, проектная деятельность современного дизайнера, в особенности, занимающегося проектированием городской среды, базируется на взаимосвязи, существующей между художественной идеологией и базисными формами. При этом связующая роль принадлежит категории «образ».

Процессу формирования образного мышления как важной части профессиональной подготовки будущих дизайнеров городской среды будет уделено основное внимание в нашем исследовании.

Изложение основного материала статьи. С точки зрения темы настоящей статьи термин «художественный образ» рационально трактовать как способ осмысления, отражения, художественной переработки действительности с позиций определенного эстетического идеала, воплощаемый в конкретно-чувственную, зрительно воспринимаемую форму [4, С. 28].

Если говорить об образе как объекте психического восприятия в изобразительном искусстве, то он выступает как наглядно-эмоциональное и конкретно-чувственное материальное воплощение замысла художника и одновременно -результат его личностного отношения к окружающей действительности [9; 13].

В объектах дизайна художественный образ проявляется в целом так же, однако при этом имеет ряд особенностей. Последние связаны, в основном со спецификой его проектного наполнения. Так, в отличие от изобразительно образа, его основной задачей является направленность на функциональное обслуживание повседневной жизни. Это отличие, однако, принципиальным не является. Подобно художественному проектный образ призван комплексно объединять в себе красоту, удобство и пользу [9; 11-12]. Таким образом, в ходе создания проектно-художественного образа объекта дизайна специалисту необходимо в равной степени учитывать, как утилитарно-технические, так и художественные характеристики.

Ещё одной, не менее важной составляющей понятия «проектный образ» является термин «проектирование». Его можно трактовать как деятельность по созданию проекта, проходящую ряд последовательных этапов. Они могут быть объединены в две фазы:

- генерация проектных идей;

- материализация проектных идей в виде макета [4-5; 10; 12].

При этом проектирование новых концептуальных образов является одним из самых сложных этапов рассматриваемого процесса. Оно требует от дизайнера развитого образного мышления.

Поиску образности принадлежит особое значение по ходу разработки современным дизайнером концептуального замысла. Данная тенденция обусловлена тем, что в последнее время фиксируется существенное возрастание значения смыслового наполнения объектов городского дизайна и их взаимодействия с человеком, как субъектом восприятия [2-3; 7-8]. Полноценный художественный образ, основанный на «рефлектированной мифологии», позволяет дизайнеру создать на конкретной территорию гармонию и атмосферу, продумать её эмоциональное восприятие потенциальным потребителем.

С другой стороны, анализ педагогического опыта авторов позволяет заключить, что многие из числа будущих дизайнеров городской среды при разработке концептуальной идеи склонны ориентироваться, в первую очередь, на прототипы и аналоги из всемирной сети. Даже обучающиеся, на достаточном уровне владеющие выразительными средствами, нечасто демонстрируют глубокое погружение в исследование конкретных аспектов действительности. Следовательно, формирование образного мышления у будущих дизайнеров городской среды является одним из основополагающих компонентов процесса подготовки профессионалов соответствующего профиля организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам высшего образования [1; 14-15].

Говоря о проблеме модернизации процесса формирования образного мышления у будущих дизайнеров городской среды, в первую очередь следует отметить, что в основе последнего лежит процесс познания человеком окружающей реальности с последующим её творческим преображением при помощи изобразительных средств [13; 16].

В свою очередь, процесс познания основывается на ощущениях, осмысление которых позволяет сформировать в сознании познающего образ восприятия посредством выявления его отличительных качеств. Чем больше познавательных образов будет зафиксировано в сознании, тем ярче проявляется возможность оперирования ими при поиске концептуальных идей. Сохранённые в памяти образы-представления способствуют развитию воображения - одной из главных профессиональных способностей дизайнера, связанной с донесением до заказчика своих мысленных представлений о

фактуре, композиционной форме, конструкции и других характеристиках дизайн-объекта при помощи изобразительных средств [3; 5].

Из вышеизложенного следует, что образ-замысел представляет собой основу будущего объекта дизайна.

Судя по данным, предоставляемым педагогами-исследователями и практиками, а равно и анализу образовательной практики авторов настоящей статьи, наиболее эффективным процесс развития образного мышления у будущих дизайнеров городской среды позволяет сделать включение в программу подготовки комплекса упражнений, ориентированных на выработку у обучающихся комплекса умений и навыков, связанных с созданием абстрагированных образов, базирующихся на реальных объектах действительности [1; 5; 12; 14-16]. Подобные упражнения доказали свою эффективность с точки зрения процесса развитии образного мышления будущих дизайнеров и сегодня активно применяются на практике в образовательном процессе.

Далее, на современном этапе разработки соответствующей проблематики можно выделить ряд специальных методов, позволяющих эффективно развивать образное мышление будущих дизайнеров городской среды (Табл. 1).

Таблица 1

Специальные методы, позволяющие развивать образное мышление будущих дизайнеров городской среды

Наименование Характеристика

Метод эвристического комбинирования Воображаемая и графически зафиксированная замена каких-либо элементов воспринимаемого объекта или их фактическая трансформация [1; 14].

Метод аналогии Позволяет решать поставленные задачи посредством творческой интерпретации источника, взятого из биоформы.

Метод проектирования «от противного» Ориентирован на создание новых форм через формальную замену тона или зеркального изображения.

Бионический метод Заключается в предварительном анализе конкретных объектов живой природы, выявлении конструктивных узлов, свойств поверхностей и фактур с последующим выполнением нового объекта реальности на соответствующей основе [17, С. 10].

В целях развития образного мышления у будущих дизайнеров городской среды перспективным выглядит обучение их приемам стилизации. В ходе учебной, а затем, - и профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля стилизация может осуществляться несколькими путями.

Прямой перенос некоторых визуальных признаков культурного образца на проектируемый объект представляет собой наиболее простой приём стилизации. В качестве таких признаков могут выступать:

- орнаментальные детали;

- декоративные или конструктивные элементы;

- характерные визуально наблюдаемые структурные морфологические признаки [10; 16-17].

При этом именно перенесение структурных морфологических признаков является наиболее эффективным в плане подготовки будущих дизайнеров городской среды.

Интерпретируя формы различных объектов окружающей действительности, студенты приобретают совокупность умений и навыков, связанных с эмоциональным выражением определенного информационное сообщения в абстрагируемой семантической форме. Это позволяет сподвигнуть потенциального зрителя на многозначное толкование воспринимаемого визуального образа. Поиск форм для интерпретации позволяет развивать у студентов-дизайнеров следующие умения:

- выявлять отличительные свойства объектов окружающей действительности;

- отмечать наиболее существенные структурные характеристики интерпретируемой формы [4; 7; 17].

Для успешного освоения обучающимися соответствующих приёмов необходимо выполнение кратковременных упражнений, ориентированных на поиски образа на основе сравнения, метафоры и архетипа с передачей эмоционального состояния.

Действенным средством развития у будущих дизайнеров городской среды образного мышления может стать обучение их созданию абстрактных композиций. В данном случае необходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений и навыков, связанных с использованием выразительных изобразительных средств и техник. Студенты также должны научиться ритмически располагать цветовые или тоновые пятна при создании таких композиций.

На основании сформированных навыков, сформированных в ходе построения таких композиций, студенты приобретают комплекс умений, связанных с разработкой концептуальных идей средовых объектов [11-12; 15].

В обоих случаях техническое выполнение композиционного замысла может осуществляться как путём использования традиционных средств, так и компьютерной графики. При этом материализация идеи традиционными средствами может осуществляться в различных техниках. К ним относятся:

- скейтчивое рисование;

- аппликация;

- коллаж;

- объемное макетирование [10; 16].

На данной стадии велика вероятность успешного формирования ряда важных личностно-профессиональных качеств будущих дизайнеров городской среды, в частности, умений и навыков поиска образных решений для проектируемых объектов.

Действенным с точки зрения формирования образного мышления у будущих дизайнеров является создание студентами клаузур. Под термином «клаузура» обычно понимают проект объекта, выполненный без масштаба с отображением пяти его ракурсов, а именно:

- ситуационного плана;

- плана;

- фасада;

- разреза;

- перспективы или макета [7, С. 186].

В ходе работы над ними проявляется интуитивное осознание будущим дизайнером поставленной перед ним творческой задачи, выраженное в импровизации сути воображаемой формы и эмоционально-личностного отношения к процессу

создания таковой. В ходе выполнения клаузур активизируется процесс познания сути проекта в образном и эстетическом планах [1; 4; 7].

Выводы. Подводя итоги проведённого исследования, мы можем заключить, что специфика процессов, происходящих во всех сферах жизни общества на протяжении ближайших тридцати лет, в определённой степени способствует актуализации вопросов формирования культуры потребления у его членов.

Последнее возможно осуществить средствами дизайна городской среды, позволяющими запрограммировать палитру эмоциональных отношений между человеком и окружающей его действительностью через продукты дизайнерской деятельности.

В свою очередь, при подготовке будущих дизайнеров городской среды важно формировать у них художественно-проектное мышление. При этом важную роль играет категория «образ».

Поиск образности важен для эффективной разработки современным дизайнером концептуального замысла. Это объясняется существенным возрастанием в последние годы значения смыслового наполнения объектов городского дизайна и их взаимодействия с человеком, как субъектом восприятия.

Педагогический опыт авторов настоящей статьи демонстрирует, что многие будущие дизайнеры городской среды при разработке концептуальной идеи склонны ориентироваться, в первую очередь, на прототипы и аналоги из всемирной сети. Даже те из них, что на достаточном уровне владеют выразительными средствами, редко демонстрируют глубокое погружение в исследование конкретных аспектов действительности.

Таким образом, формирование образного мышления у будущих дизайнеров городской среды является одним из основополагающих компонентов процесса подготовки профессионалов соответствующего профиля.

На основе проведённого исследования представляется возможным выделение ряда специальных методов, позволяющих эффективно развивать образное мышление будущих дизайнеров городской среды. К ним относятся: метод эвристического комбинирования, метод аналогии, метод проектирования «от противного» и бионический метод.

Формированию образного мышления у будущих дизайнеров городской среды также с определённой вероятностью будет способствовать обучение их приемам стилизации, созданию абстрактных композиций и клаузур.

Литература:

1. Батчаева, З.С. Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Зумат Сулеймановна Батчаева. - Москва, 2005. - 193 с.

2. Галкина, И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования / И.С. Галкина // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2019. - № 4(43). - С. 224-232.

3. Иванов, А.О. Задачи дисциплины «рисунок в дизайне» / А.О. Иванов // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2020. - № 1. - С. 120-123.

4. Колесник, Н.Б. Развитие образного мышления студентов как основа профессиональной подготовки в средовом дизайне / Н.Б. Колесник // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 27-30.

5. Колышев, Ю.Б. Сохранение и развитие традиций в преподавании дисциплины «рисунок» для будущих архитекторов и дизайнеров / Ю.Б. Колышев // Актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна: теория, практика, образование: материалы Междунар. науч. конф. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2018. - С. 366-368.

6. Левен, О.Л. Методические основы обучения дизайнеров специальному рисунку / О.Л. Левен // Наука и школа. -2020. - № 4. - С. 170-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мансуров, Ю. Проектирование как стадии творчества / Ю. Мансуров // Общество и инновации. - 2021. - № 5. -С. 185-188.

8. Маяковский, В.П. Модернизация преподавания рисунка для дизайнеров / В.П. Маяковский, С.И. Кузьмичева // Инженерные и социальные системы: сборник научных трудов института архитектуры, строительства и транспорта ИВГПУ. - Иваново: Ивановский государственный политехнический университет, 2020. - С. 129-131.

9. Меркулова, С.В. Проблемы формирования визуального мышления студентов-дизайнеров / С.В. Меркулова // Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы VII Всерос. науч-практ. кон. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. - С. 63-74.

10. Панкина, М.В. Основы методологии дизайн-проектирования: учебное пособие / Н.В. Панкина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. - 150 с.

11. Пугин, В.В. Специальный рисунок в прикладном художественном вузе: вызов времени или очередной удар по школе / В.В. Пугин, В.Ю. Семенов, К.К. Константинов // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы второй междунар. науч.-практ. конф. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. - С. 458-461.

12. Репринцев, М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов / М.А. Репринцев // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - С. 464-469.

13. Савинов, А.М. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров / А.М. Савинов, Н.Н. Полынская // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2(38). - С. 361-384.

14. Урусова, М.Ю. Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере вышивки национального головного платка карачаевцев и балкарцев: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Музалифа Юсуфовна Урусова. - Москва, 2010. - 201 с.

15. Хубиев, А.И. Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ахмат Ибрагимович Хубиев. - Москва, 1998. - 163 с.

16. Шокорова, Л.В. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера / Л.В. Шокорова, Л.В. Киселева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2(47). - С. 203-205.

17. Krivenko, O. The principles of energy efficient microclimate provision in the skyscraper «Biotecton» of 1 km height / O. Krivenko, V. Mileikovskyi, T. Tkachenko // European Journal of Formal Sciences and Engineering. - 2018. - No. 3. - Pp. 8-17.

Педагогика

УДК 37.035.2

магистрант Цраева Фатима Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОЛОНТЕРСТВА В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье обоснованы особенности социализации и воспитания российской молодежи в аспекте формирования ценностей волонтёрства. Рассмотрено определение волонтёрства. Выделены признаки волонтерской деятельности в молодежной среде. Определен социализационный потенциал волонтёрства. Изучены ценностные основания, связанные с реализацией нравственно-гуманистических принципов добровольческого труда. Обосновано, что институт волонтёрства наиболее активно реализуется в социально-культурной деятельности молодежных волонтерских организаций и движений, социально-культурных объединений. Перечислены условия повышения эффективности процесса формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи посредством функционирования института волонтёрства.

Ключевые слова: ценности, волонтёрство, институт волонтёрства, воспитание, социализация, российская молодежь.

Annotation. The article substantiates the features of socialization and education of Russian youth in the aspect of the formation of values of volunteerism. The definition of volunteering is considered. The signs of volunteer activity in the youth environment are highlighted. The socialization potential of volunteering has been determined. The value bases associated with the implementation of moral and humanistic principles of voluntary labor are studied. It is proved that the institute of volunteerism is most actively implemented in the socio-cultural activities of youth volunteer organizations and movements, socio-cultural associations. The conditions for increasing the effectiveness of the process of forming the values of volunteerism in the aspect of education and socialization of Russian youth through the functioning of the institute of volunteerism are listed.

Key words: values, volunteering, institute of volunteering, education, socialization, russian youth.

Введение. Одной из первоочередных проблем, возникающих в российской молодежной среде, является довольно разносторонне изученная, но остающаяся актуальной проблема социализации и воспитания молодежи через формирование ценностей волонтёрства, необходимость решения которой определяется несколькими причинами.

Во-первых, волонтерская деятельность молодежи происходит на решающем для нее жизненном этапе, когда формируются мировоззрение, ведущие нравственные ценности и приоритеты, закладываются основы социального поведения и т.п. Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, социокультурным потенциалом.

Во-вторых, волонтёрство является важным условием социализации и самореализации молодого человека, отвечая его социально-психологическим потребностям быть членом общества, группы, поддерживать ценности и цель добровольческой инициативы.

В-третьих, волонтёрство в России выступает как необходимость социализации и воспитания подрастающего поколения, подтвержденная современной молодежной политикой.

Таким образом, становится очевидной значимость поиска научно обоснованных условий формирования ценностей волонтёрства в аспекте воспитания и социализации российской молодежи, чем и объясняется выбор темы настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке проблемы развития молодежи как особой социальной группы, формирования ее ценностей, затрагиваются Г.В. Ганьшиной, В.Л. Макарычевым, И.В. Мальчевской, А.Л. Матвеевым, Г.С. Туманяном и др.

Мы разделяем точку зрения многих ученых, таких, как Л.С. Айгубов, М.И. Васильковская, А.В. Волохов, А.С. Гаязов, М.В. Певная, В.Д. Пономарев, Т.Г. Пташко, К.И. Хаджиалиев и др., которые рассматривают волонтёрскую деятельность в качестве важнейшего условия и эффективного средства социализации и воспитания.

На процесс социализации молодежи в современных условиях развития общества, как утверждают В.В. Овсий, М.Н. Баланян, Т.П. Белова, А.В. Кисиленко, А.В. Рожкова Л.Е. Сикорская и др., воздействуют различные негативные факторы. Волонтёрство относится к позитивным факторам социализации. Оно способствует формированию ценностей и ориентиров поведения, одобряемых социумом.

Особенности формирования ценностей волонтерства в молодежной среде рассмотрены в работах М.И. Васильковской, О.Г. Зубовой, И.В. Москаленко, В.Д. Пономарева, М.С. Перминовой. Л.Р. Салаватулиной, А.Г. Филиповой, М.М. Шевцовой и др.

Возьмем за основное определение волонтёрства, которое дали К.И. Хаджиалиев и Л.С. Айгубов: волонтёрство - это «социальный феномен, способствующий вовлечению молодежи в социально-активную деятельность и стимулирующий молодых людей на самостоятельное решение возникающих проблем» [6].

По нашему мнению, наиболее четко выделила признаки волонтерской деятельности молодежи М.С. Перминова: «отсутствие вознаграждения; отсутствие принуждения; польза для общества, для отдельных социальных групп или конкретного получателя» [4].

К данным признакам добавим добросовестность волонтеров, доступность и законность волонтерских инициатив.

Мы разделяем точку зрения И.А. Синкевича и Т.В.Тучковой, которые, говоря о волонтерской деятельности, утверждают: «волонтёрская деятельность, выполняя нравственную функцию укоренения в молодёжной среде фундаментальных ценностей - милосердия, справедливости, гуманности, отзывчивости, доброты, стала значимым ресурсом саморазвития личности и общества» [5].

В.В. Овсий справедливо замечает, что «в структуре социализирующих механизмов молодежного сообщества волонтёрство играет одну из ключевых ролей, характеризуясь значимым культурным потенциалом для освоения деятельностных навыков и обретения ценностных свойств и качеств социализирующегося субъекта» [3].

Это свидетельствует о социализационном потенциале волонтёрства, его возможности преобразовывать окружающую действительность, формировать ценностные ориентиры и установки, социальный опыт и социальное поведение как необходимость соответствующего воспитания современной российской молодежи.

Не вызывает сомнений, что сегодня злободневным является формирование мотивации и желания у молодых людей заниматься волонтёрством. Мотивация молодежи к волонтерской деятельности - важнейшее условие эффективности реализации государственной молодежной политики России. При этом отметим, что в качестве субъекта волонтерской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.