3. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. Классный руководитель. 2000.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: монография. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2005.
6. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
7. Куприянчик Т. В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе. Красноярск, 1991.
References
1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 2002.
2. Ingekamp K. Pedagogicheskaya diagnostika. Moskva: Pedagogika, 1999.
3. Shilova M.I. Teoriya i tehnologiya otslezhivaniya rezul'tatov vospitaniya shkol'nikov. Klassnyjrukovoditel'. 2000.
4. Belkin A.S. Osnovy vozrastnoj pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
5. Davydova L.N. Pedagogicheskoe diagnostirovanie kak komponent upravleniya kachestvom obrazovaniya: monografiya. Astrahan': ID «Astrahanskij universitet», 2005.
6. Luchshie psihologicheskie testy dlya profotbora i proforientacii. Petrozavodsk: Petrokom, 1992.
7. Kupriyanchik T.V. Analitiko-diagnosticheskaya deyatel'nost' uchitelya i uchaschihsya kak faktor obnovleniya vospitatel'noj raboty v shkole. Krasnoyarsk, 1991.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 378
Dzhatdoeva I.M., postgraduate, Department of Painting and Methods of Teaching Fine Art, Karachay-Cherkess State University
n. a. U. D. Aliev (Karachayevsk, Russia), E-mail: [email protected]
APPROACHES TO FORM PROJECT CREATIVE THINKING IN DESIGN STUDENTS. The paper considers approaches to the process of formation project creative thinking of design students. The specifics of design creative thinking of a designer is that a designing process takes part in visual-efficient, visual-figurative and abstract-logical thinking. In design-based creative thinking the creative thinking is a guide to create something new, what previously didn't exist. Forming design and creative thinking is considered as an activity of a student in the process of creating a subjectively new product, a project image, in which a student uses his knowledge and skills, acquired through practical activities in a qualitatively new situation. One of the important tasks of training of future designers is to identify effective methods and techniques, to identify the required conditions.
Key words: design thinking, design activities, artistic image.
И.М. Джатдоева, аспирант каф. живописи и методики обучения изобразительного искусства, ФГБОУ ВО
«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
В работе рассмотрены подходы к формированию проектно-образного мышления студентов-дизайнеров. Специфика про-ектно-образного мышления дизайнера заключается в том, что в процессе проектирования принимает участие его наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление В основе проектно-образного мышления лежит творческое (креативное), мышление, как направляющее на создание нового, ранее не создававшегося. Формирование про-ектно-образного мышления рассматривается как деятельность студента в процессе создания субъективно нового продукта, проектного образа, в который обучаемый вложил свои знания, умения и навыки, приобретенные посредством практической деятельности в качественно новой ситуации. Одной из важных задач подготовки будущих дизайнеров, является выявление эффективных методов и приёмов, выявление необходимых для этого процесса условий.
Ключевые слова: проектное мышление, проектная деятельность, художественный образ.
Дизайн сегодня рассматривается как деятельность проектная, при которой овладение концептуальными и образно-пластическими способами решения творческих задач выступают как приоритетные умения дизайнера. При этом специфика дизайнерской деятельности заключается в динамизме процессов и постоянной изменчивости форм. Эффективность деятельности дизайнера заключается в творческом подходе и особом мышлении дизайнера, направленном на активное созидание и преобразование мира. Творческое начало личности дизайнера, его профессионально-мировоззренческие позиции формируются наиболее активно в процессе обучения в вузе.
Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности. Профессиональная деятельность дизайнера опирается одновременно на рационально-логическое мышление и на эмоционально-образное. При этом изготовляемый продукт должен соответствовать техническим требованиям, а так же быть оригинально окрашенным художественно-эстетическим мастерством профессионала, нести индивидуальность автора. [1].
Как писал Б.М. Неменский, отстаивая идею особой роли и специфики художественно-образного мышления: «Искусство предстает ... как проявление выработанной за миллионы лет человеческого существования, ничем не заменимой формы мышления, без которой человеческое общество, вообще не могло бы состояться» [2, с. 33].
В то же время формирование профессионального мышления у студентов-дизайнеров является актуальнейшей педагогической проблемой. При этом из-за нерешённости данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих дизайнеров. В настоящий момент пока существует недостаточно исследований, направленных на изучение сущностных характеристик мышления дизайнера.
Нередко мышление дизайнера разными авторами определяется как «проектное» или «дизайнерское». При таком подходе учитывается профессионально-деятельностная характеристика мышления, но не раскрывается сущность познавательного процесса в художественно-проектном творчестве. На первое место выходит специфика взаимодействия тех образов, которые существуют в представлениях различных субъектов-участников проектного процесса о будущем дизайнерском объекте.
В этих образах отражается с различной степенью противоречивости совокупность представлений о структуре, функциях, узнаваемости, комфортности, социально-культурной значимости
дизайнерского объекта. Поэтому актуальным становится процесс формирования у студентов-дизайнеров проектного мышления, а также факторов, которые влияют на их содержание, причин, вызывающих их различия и совпадения, а также вариантов достижения согласованности и выделения основных характеристик проектируемого объекта [3].
Понятие «проектно-образное мышление», столь часто употребляемое в теоретических исследованиях по дизайну, недостаточно раскрыто на уровне познавательных процессов личности. Его специфика заключается в особом преобразовании информации, где проблема, представленная словесно-логически, наглядно воплощается в целостный концептуально-пластический образ. Как отмечают исследователи данной проблемы [3 и др.], для поиска путей формирования профессионального мышления дизайнера определение его как проектно-образного, как одной из форм образного мышления является наиболее целесообразным.
По мнению И. Каримовой [3], проектно-образное мышление - это познавательная деятельность, направленная на преобразование проектной проблемы посредством последовательного и целенаправленного оперирования образами.
Специфика проектно-образного мышления дизайнера заключается в том, что в процессе проектирования принимает участие его наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. В основе проектно-образно-го мышления лежит творческое (креативное), мышление, как направляющее на создание нового, ранее не создававшего-
При этом формирование проектно-образного мышления рассматривается как деятельность студента в процессе создания субъективно нового продукта, проектного образа, в который обучаемый вложил свои знания, умения и навыки, приобретенные посредством практической деятельности в качественно новой ситуации.
Исследователь А.Д. Григорьев рассматривает содержание понятия «проектное мышление студентов-дизайнеров» (это понятие по смыслу очень близко к понятию проектно-образное мышление студентов-дизайнеров) представлено следующими компонентами:
- проектный замысел,
- выработка оптимальных решений проектных творческих задач,
- выбор материалов и средств отображения и визуализации,
Библиографический список
- планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации [4].
Авторы выделяют следующий комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие проектно-образ-ного мышления у студентов-дизайнеров:
- применение учебно-профессиональных проблемных заданий, направленных на отработку различных видов проектного мышления;
- обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности студентов,
- создание проектно-художественной творческой среды на основе диалогического взаимодействия субъектов учебного процесса [4].
- декоративность, как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели, служащей для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм [5].
Как отмечает М.А. Карнаев [5], с кем мы полностью солидарны, специфика подготовки будущих художников-дизайнеров заключается не только в обучении профессиональному мастерству, но и в подготовке их к самостоятельной творческой работе.
Одним из главных условий эффективной подготовки будущих дизайнеров, является разработка перспективных методик обучения живописи, с учетом специфики дизайн-образования.
Перед педагогом-дизайнером стоит проблема формирования познавательной сферы студента, воспитание личности, восприимчивой к проблемам материальной культуры и понимающей социальную значимость тех преобразований, которые несет дизайнерской творчество. Поэтому педагогу в этом процессе необходимо найти пути и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности творческой, эстетически чуткой, мыслящей неординарно, и способной к активной преобразовательной деятельности, обладающей развитым профессиональным мышлением.
Таким образом, анализ практики проектного творчества показывает, что занятия декоративной живописью являются способом постижения проектного образа и репрезентации проектного замысла. Подготовка будущего художника-дизайнера основывается на организации занятий, способствующих формированию проектного мышления, где важную роль играет определение содержания учебных заданий, выявление эффективных методов и приёмов, определение необходимых для этого процесса условий.
1. Королева Л. Ю. Творческое развитие в истории дизайн-образования. Педагогика искусства. 2015; 1.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. Москва, 1987.
3. Каримова И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики. Хабаровск, 2005.
4. Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2007.
5. Карнаев М.А. Подготовка студентов-дизайнеров к проектной деятельности на начальных этапах обучения живописи. Мир науки, культуры, образования. 2011; 4-1: 156 - 158.
References
1. Koroleva L. Yu. Tvorcheskoe razvitie v istorii dizajn-obrazovaniya. Pedagogika iskusstva. 2015; 1.
2. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty: o probleme 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva, 1987.
3. Karimova I.S. Formirovanie proektno-obraznogo myshleniya studentov-dizajnerov sredstvami grafiki. Habarovsk, 2005.
4. Grigor'ev A.D. Formirovanie proektnogo myshleniya studentov-dizajnerov vprocesse professional'nojpodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2007.
5. Karnaev M.A. Podgotovka studentov-dizajnerov k proektnoj deyatel'nosti na nachal'nyh 'etapah obucheniya zhivopisi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 4-1: 156 - 158.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 37.018.26
Dzhafarova J.T., postgraduate, Department of General Theoretical Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
STUDY OF PROBLEMS OF FAMILY EDUCATION IN MODERN PEDAGOGICAL RESEARCH. Family education, as a basis and most important stage of all activities of the older generation on the formation of identity in modern conditions requires strengthening of attention of the society as a whole, and pedagogy, as people's experience of education, on the one hand needs to be enriched by science, but on the other hand, the education science and educational practice are able to creatively process the experience of folk pedagogy to address important educational tasks of our time. This article presents some views of scientists on the issue of family education.
Key words: family, family education, folk pedagogy, society, state, demography.