УДК 378.02:372.8
Kamaev M.A. PREPARATION STUDENT-DESIGNER TO DESIGN ACTIVITY ON INITIAL STAGE OF THE EDUCATION PAINTING. Particularities of preparation student-designer are considered in work to design activity. One of the important stage of preparation future specialist, is a development perspective methods of teaching painting, promoting shaping the design thinking, founded on determination of the contents of the scholastic tasks, revealing the efficient methods and acceptance, discovery required for this process of the conditions.
Key words: design thinking, design activity, stylization, artistic image, ornament -rhythmic base of the picturesque product, method to creative interpreting the nature, designers painting.
М.А. Карнаев, член Союза художников РФ, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, Е-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТ0В-ДИЗАЙНЕР0В К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
В работе рассмотрены особенности подготовки студентов-дизайнеров к проектной деятельности. Одним из важных этапов подготовки будущих специалистов, является разработка перспективных методик обучения живописи, способствующих формированию проектного мышления, основанного на определении содержания учебных заданий, выявлении эффективных методов и приемов, выявлении необходимых для этого процесса условий.
Ключевые слова: проектное мышление, проектная деятельность, декоративность, художественный образ, орнаментально-ритмическая основа живописного произведения, метод творческой интерпретации натуры, дизайнерская живопись.
На современном этапе развития общества признание приоритета человеческих, культурных ценностей для реализации социальных, экономических и технологических программ поднимает значение дизайна на качественно иной уровень. Наряду с основными задачами дизайна: повышение потребительских и эстетических качеств товаров народного потребления, особую актуальность получают: гуманизация научнотехнического прогресса, обеспечение культурной преемственности образа жизни в условиях интенсивной модернизации общества.
Дизайн сегодня рассматривается как деятельность проектная, являющаяся составной частью проектной культуры, где овладение концептуальными и образно-пластическими способами решения творческих задач выступают как приоритетные умения дизайнера. Все это указывает на существенную роль личностного начала в проектном творчестве. Творческий и общекультурный фундамент личности дизайнера, его профессионально-мировоззренческие позиции формируются
именно в студенческую пору. В связи с чем, педагогические проблемы обучения дизайну особо актуализируются на нынешнем этапе развития профессии. Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности. Сегодня среди многих недостаточно разработанных педагогических проблем обучения дизайну мы выделяем - формирование профессионального мышления. От нерешенности данного вопроса в значительной мере страдает качество подготовки специали-ста-дизайнера. Почти нет исследований, направленных на изучение сущностных характеристик мышления дизайнера. Зачастую оно определяется такими терминами, - как «проектное» или «дизайнерское». При таком подходе учитывается профессионально-деятельностная характеристика мышления, но не раскрывается сущность познавательного процесса в художественно-проектном творчестве. На первое место выходит специфика взаимодействия тех образов, которые существуют в представлениях различных субъектов-участиков проектного процесса о будущем дизайнерском объекте. В этих образах отражается с различной степенью противоречивости совокупность представлений о функциях, структуре, комфортности, узнаваемости, социально-культурной значимости дизайнерского объекта. Поэтому актуальной проблемой становится формирование проектного мышления, а также факторов, которые влияют на их содержание, причин, вызывающих их различия и совпадения, а также вариантов достижения со-
гласованности и выделения основных характеристик проектируемого объекта. Поэтому значимой проблемой становится дальнейшее выявление условий подготовки будущего специа-листа-дизайнера.
Для дизайнера проектировать - значит вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, влиять на ее значение, на ценностный смысл жизненных событий. В свою очередь «проектный образ», рассматривается как сплав различных сторон теоретической и практической деятельности дизайнера, что дало основание ряду авторов характеризовать мышление дизайнера как проектно-образное. Понятие «проектно-образное мышление», столь часто употребляемое в теоретических исследованиях по дизайну, недостаточно раскрыто на уровне познавательных процессов личности. Его специфика заключается в особом преобразовании информации, где проблема, представленная словесно-логически, наглядно воплощается в целостный концептуально-пластический образ.
Анализ состояния и перспектив развития отечественного дизайнобразования показывает актуальность дальнейшего изучения взаимосвязи занятий живописи и проектной деятельности, выявлению условий способствующих развитию цветового, ассоциативного, абстрактного мышления.
Изменение в системе взаимодействия субъектов проектирования, вызванное качественно новыми методам и приемам обучения живописи, ведет к необходимости дальнейшего развития теории подготовки специалистов дизайнеров. Одним из важнейших направлений формирования проектного мышления становится выявление условий подготовки студентов дизайнеров в процессе организации занятий живописи на начальных этапах.
Специфика подготовки будущих художников-дизайнеров заключается не только в обучении профессиональному мастерству, но и в подготовке специалистов, способных к самостоятельной творческой работе. Одним из главных условий эффективной подготовки будущих специалистов, является разработка перспективных методик обучения живописи, с учетом специфики дизайнобразования. В связи с этим необходимо отметить что, методика преподавания курса «Живопись» для художников-дизайнеров отличается от методики подготовки художников-станковистов, основанной на изучении объемно-пространственных и перспективных построений. Художники-дизайнеры должны развивать плоскостноорнаментальное видение натуры и обладать образноассоциативным мышлением, тем самым, формируя декоративный подход к живописи.
Одним из условий формирования проектного мышления на занятиях живописи выступает декоративность, как прием художественно-образного мышления, характерной чертой
которого является создание особой композиционной модели, служащей для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм.
Декоративность - это форма выражения красоты синтезированного мира, через отношение части и целого, это связь с окружающей предметно-пространственной средой, не натуральное, а условное ее отображение, наполненное метафорическим смыслом.
Таким образом, декоративность является не только специфической особенностью дизайнерской живописи, но и служит приемом формирования проектно-образного мышления.
Трактовка декоративности как специфической особенности дизайна и приема художественно-образного мышления во всех пространственно-временных искусствах является основополагающей теоретической предпосылкой преподавания курса «Живопись» при обучении студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения.
Развитие проектного мышления у студентов-дизайнеров тесно связано с процессом формирования художественного образа, Л.Г. Медведев пишет: «Формирование художественного образа представляет собой неразрывное единство объективных и субъективных начал. Объективное исходит из существующей независимо от сознания человека действительности, субъективное связано с эмоционально образным восприятием художника, его мировоззрением, мастерством. Труд художника, направленный на изучение основ изобразительного мастерства, требует углубленного восприятия окружающей действительности. Изучение окружающего мира, в свою очередь, формирует у него художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных образах. В этом процессе художник вступает в взаимоотношения не только с предметом изображения, но и со специфическими выразительными изобразительными возможностями материала» [1, с.
9].
В подготовке художников-дизайнеров необходимо учитывать специфику проявления условности, изобразительности и выразительности в декоративной живописи.
Условность является специфической чертой любого произведения искусства, так как искусство лишь отображает жизнь в образных формах, а не представляет ее в виде реального явления. Мера условности определяется творческой задачей, художественной целью, необходимостью сохранения внутренней целостности образа. Реализм не отвергает при этом деформации, пересоздания природных форм, если такими средствами выявляется сущность.
Л.Г. Медведев обращает внимание на необходимость формирования чувства гармонии проявляющегося как в избирательности восприятия (отборе сопоставляемых единиц при сравнении изображаемых объектов), так и в завершающей стадии работы над произведением, когда требуется обобщить, акцентировать основные смысловые и образные ходы композиции, что закономерно является залогм успешного творческого процесса в живописи [2, с. 9].
В практической работе студентов поиск орнаментальноритмической основы или строя живописного произведения заключается в членении плоскости живописной работы на большие и малые части, их пластическо-орнаментальной увязке в соответствии с конфигурацией и форматом живописного произведения. Членение плоскости работы на различные по размеру по пластическим очертаниям части определяются характером натурных постановок - силуэтом предметов, характером орнаментов тканей, входящих в натюрморт, композицией самой постановки натюрморта. Выбор орнаментальноритмической основы или строя живописного произведения производится обычно на предварительных эскизах небольшого размера (форэскизах) и заключается в поисках лучшего композиционного решения с точки зрения нахождения устой-
чивого зрительного равновесия всех элементов орнаментально-ритмического строя живописного произведения.
Таким образом, декоративная композиция живописного произведения означает составление, построение пластически завершенной структуры изображения.
Проблема «отбора элементов для картины», выбора средств выражения дизайн-проектирования, тесно связано с обучением студентов методу творческой интерпретации натуры.
По мнению Л.П. Ермолаевой, метод творческой интерпретации натуры заключается в преднамеренном отказе от отдельных деталей и качеств натурных постановок (например, объемности, материальности и т.д.) и выявлении других существенных для художников-дизайнеров качеств (орнаментально-ритмический строй живописного произведения, трактовка цвета средствами «ограниченной палитры», силуэт форм различных элементов натурных постановок и другие качества) [3, с. 24] .
Метод творческой интерпретации натуры является специфически образным средством выражения творческого замысла и в произведениях декоративно-прикладного искусства лежит в основе переработки бесконечно разнообразных форм окружающей действительности в «условные, плоскостные, орнаментальные изображения».
Н.Н. Волков в книге «Цвет в живописи» обращает особое внимание на выразительность цветовых сочетаний в живописи, которая неразрывно связана с ассоциативно-образным восприятием художником окружающей действительности. Он говорит: «Краски картины могут содержать немного изобразительных качеств, могут не изображать свет и тень, состояние среды, глубокое пространство, объединение предметов рефлексами и цветом освещения, как в иконе, но они должны составлять выразительный аккорд, вызывающий отклик в душе зрителя.
Выразительность цвета и цветовых сочетаний так же трудно объяснить, как и красоту цвета. Очевидно лишь то, что выразительность цвета связана с эмоциональным опытом людей. Выразительные цветовые сочетания несут в себе отголосок человеческих чувств, настроения, динамику чувств, несут в себе и нечто иное - элементы познания жизни, особо важные для человека» [4, с. 88].
Метод творческой интерпретации натуры при плоскостно-орнаментальной трактовке элементов изображения в декоративной живописи заключается также в преднамеренном отказе от отдельных деталей и качеств натурных постановок, в том числе от трехмерности, для выявления других, существенных для художников-дизайнеров качеств постановок, способствующих «удержанию изображения на плоскости». Одним из приемов метода творческой интерпретации натуры при плоскостно-орнаментальной трактовке элементов изображения является значительное ограничение тональных градаций натурных постановок. Это не означает отказа от тона в живописи - тон в декоративной живописи является одним из средств выражения творческого замысла, однако необходимо бесчисленные градации по тону в натуре привести в определенную упорядоченную систему.
Таким образом, анализ практики проектного творчества показывает, что занятия декоративной живописью являются способом постижения проектного образа и репрезентации проектного замысла. Мы рассматриваем проблему формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами живописи, как важнейшее условие профессиональной подготовки. Подготовка будущего художника-дизайнера основывается на организации занятий живописи, способствующих формированию проектного мышления, где важное значение играет определение содержания учебных заданий, выявление эффективных методов и приемов, определение необходимых для этого процесса условий.
Библиографический список
1. Медведев, Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: учеб, пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. - М.: Просвещение, 1986.
2. Медведев, Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография. - СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.
3. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учебное пособие для студентов-дизайнеров. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
4. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
Bibliography
1. Medvedev, L. G. Formirovanie graficheskogo obraza na zanyatiyah po risunku: ucheb, posobie dlya studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedinstitutov. - M.: Prosveschenie, 1986.
2. Medvedev, L. G. Zhivopis'. Garmoniya chuvstva, mysli, cveta: al'bom-monografiya. - SPb.: ZAO “Mul'tiprint Severo-Zapad”; Omsk: Izd-vo OmGPU, 2009.
3. Ermolaeva, L. P. Osnovy dizajnerskogo iskusstva: dekorativnaya zhivopis', grafika, risunok figury cheloveka: uchebnoe posobie dlya studentov-dizajnerov. - M.: “Izdatel'stvo Gnom i D”, 2001.
4. Volkov, N. N. Cvet v zhivopisi. - M.: Iskusstvo, 1965.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 378.02:372.8
Sysoeva E.A. THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS, PROMOTING DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING STUDENTS OF 3-4, COURSES IN THE COURSE OF ART DESIGNING ON CLASSES ON CERAMICS. In work are defined organizational-pedagogical conditions of effective development of spatial thinking students trained on a speciality arts and crafts (art ceramics) to the higher school.
Key words: organizational-pedagogical conditions, spatial thinking, art designing, ceramics.
Е.А. Сысоева, аспирант ОмГПУ, ст. преп. ФГБОУВПО «АГАО», г. Бийск, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ 3-4 КУРСОВ, В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ
В работе определены организационно-педагогических условия, эффективного развития пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности декоративно-прикладное искусство (художественная керамика) в вузе.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, пространственное мышление, художественное проектирование, керамика.
Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования актуальная задача психологопедагогической науки и практики обучения. Изучение познавательной сферы необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. Тем более что для нынешней системы образования характерны определенные противоречия: между реальной информационной революцией и слабой готовностью субъектов системы образования к работе с информацией; между появлением новой современной техники для работы с учебной и научной информации и недостаточной разработанностью технологий подготовки студентов для ее эффективного и целесообразного использования.
Данные противоречия актуализируют необходимость поиска новых средств и путей развития и формирования компетенций будущих специалистов в условиях современной информационно образовательной среды. Таким образом, одной из особенностей любой образовательной технологии, в том числе технологии развития пространственного мышления, является ее воспроизводимость, но обязательно при соблюдении заданных условий.
Педагог, проектируя и конструируя дидактический комплекс учебной дисциплины на основе государственного стандарта, через информационную составляющую процесса обучения может реализовывать целостную технологию обучения как вариант управления качеством профессиональной подготовки студентов.
Анализируя, процесс обучения художественному проектированию на занятиях по керамике выявлено, что особенно трудности у студентов возникают при переходе от создания объемных форм к глубинно-пространственным композициям. Типичные ошибки при проектировании глубиннопространственных композиций заключаются в том, что они плохо представляют пространственную связь между предметами, искажают пропорции, масштаб, не могут построить убедительную конструкцию и выявить декором характер форм. Проблема заключается в том, что студенты не проводят аналогий между принципами построения глубиннопространственных связей, изучаемых на примере создания предметов сервиза, и не могут осознать значимости включения и развития пространства при проектировании интерьер-ной, ландшафтной и архитектурной керамики.
Вместе с тем, динамика современных общественных преобразований меняет облик городов, экстерьеров, интерьеров, меняет облик современного человека, накладывает отпечаток на эстетическую культуру социума. Данные преобразования заставляют специалистов искать новые способы художественной выразительности в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики.
Изменение социальных условий выявляет необходимость совершенствования подхода к целям, содержанию и организационной структуре обучения художников декоративноприкладного искусства.
Изучение свойств керамических материалов, возможности их художественной обработки, а также творческое овладение техникой и технологией данного вида прикладного искусства необходимо рассматривать в едином процессе со спе-