Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНСТИТУТ ВОЛОНТЕРСТВА / ВОЛОНТЁРЫ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Валерий Дмитриевич, Лазарева Людмила Ивановна, Васильковская Маргарита Ивановна, Черданцева Алена Александровна

Статья посвящена развитию гражданского общества в Российской Федерации и его структурного компонента - института волонтерства. Рассматривается определение понятия гражданского общества на основе анализа его трактовки в научных исследованиях различных авторов. Определено назначение деятельности некоммерческих организаций и Общественной палаты Российской Федерации в функционировании гражданского общества, ориентированного на взаимосвязь граждан и государственной власти. Охарактеризована социальная активность как вид деятельности, направленный на повышение уровня индикаторов гражданского общества, а также её разновидности. Представлена типизация институтов гражданского общества в научных работах различных авторов. Определены пути развития гражданского общества, включающие привлечение новых участников в их функционирование и развитие, а также создание новых социальных институтов, отвечающих современным государственным и общественным запросам. Дано определение понятия института волонтёрства как социальной структуры, обладающей собственной логикой формирования, концепцией ценностей и норм. Раскрыто содержание деятельности и этапы становления института волонтёрства, определены его цели и задачи. Перечислены основные направления государственной программы «Волонтёры культуры», включающие организацию форумов и практических сессий, связанных с оказанием методической, информативной и ресурсной помощи для эффективной работы волонтёров. Выявлена роль и значение волонтерской деятельности в освоении студентами образовательных программ вуза, приведены примеры успешно реализуемых социально-ориентированных проектов в рамках волонтёрской деятельности студентов Кемеровского государственного института культуры. Выявлен детерминизм развития гражданского общества и института волонтёрства. Намечены стратегические ориентиры дальнейшего исследования культурного волонтёрства как социокультурного феномена на основе изучения исторических условий его становления и развития, разработки и реализации образовательных и воспитательных программ подготовки студентов вузов к волонтёрской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Валерий Дмитриевич, Лазарева Людмила Ивановна, Васильковская Маргарита Ивановна, Черданцева Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL VOLUNTEERING AS A DEVELOPMENT FACTOR OF CIVIL SOCIETY: REGIONAL ASPECT

The article is devoted to the relevance of the development of civil society in the Russian Federation and its structural component, institution of volunteering. The definition of the concept of civil society is considered on the basis of the analysis of its interpretation in scientific research of various authors. The purpose of the activities of non-profit organizations and the Public Chamber of the Russian Federation in the functioning of civil society, focused on the relationship between citizens and government, has been determined. Social activity is characterized as a type of activity aimed at increasing the level of indicators of civil society, as well as its variety. The typification of civil society institutions in the scientific works of various authors is presented. The ways of development of civil society, including the attraction of new participants in their functioning and development, as well as the creation of new social institutions that meet modern state and public needs, have been identified. The definition of the concept of the institution of volunteering as a social structure with its own formation logic, the concept of values and norms is given. The content of the activity and the stages of the formation of the institution of volunteering are revealed, its goals and objectives are determined. The main directions of the state program “Culture Volunteers” are listed, including the organization of forums and practical sessions related to the provision of methodological, informative and resource assistance for the effective work of volunteers. The role and importance of volunteer activity in the development of educational programs of the university by students is revealed, examples of successfully implemented socially oriented projects within the framework of volunteer activities of students of Kemerovo State Institute of Culture are given. The determinism of development of civil society and the institution of volunteering are revealed. Strategic guidelines for further research of cultural volunteering as a sociocultural phenomenon based on the study of the historical conditions of its formation and development, the development and implementation of educational and upbringing programs for preparing university students for volunteering are outlined.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 37.017.4

КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, проректор по научной и творческой деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ponomarev63@ mail.ru

Лазарева Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: lazarli@mail.ru

Васильковская Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: margo197411@rambler.ru

Черданцева Алена Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: cherdanceva_aa@mail.ru

Статья посвящена развитию гражданского общества в Российской Федерации и его структурного компонента - института волонтерства. Рассматривается определение понятия гражданского общества на основе анализа его трактовки в научных исследованиях различных авторов. Определено назначение деятельности некоммерческих организаций и Общественной палаты Российской Федерации в функционировании гражданского общества, ориентированного на взаимосвязь граждан и государственной власти. Охарактеризована социальная активность как вид деятельности, направленный на повышение уровня индикаторов гражданского общества, а также её разновидности. Представлена типизация институтов гражданского общества в научных работах различных авторов. Определены пути развития гражданского общества, включающие привлечение новых участников в их функционирование и развитие, а также создание новых социальных институтов, отвечающих современным государственным и общественным запросам. Дано определение понятия института волонтёрства как социальной структуры, обладающей собственной логикой формирования, концепцией ценностей и норм. Раскрыто содержание деятельности и этапы становления института волонтёрства, определены его цели и задачи. Перечислены основные направления государственной программы «Волонтёры культуры», включающие организацию форумов и практических сессий, связанных с оказанием методической, информативной и ресурсной помощи для эффективной работы волонтёров.

Выявлена роль и значение волонтерской деятельности в освоении студентами образовательных программ вуза, приведены примеры успешно реализуемых социально-ориентированных проектов в рамках волонтёрской деятельности студентов Кемеровского государственного института культуры. Выявлен детерминизм развития гражданского общества и института волонтёрства. Намечены стратегические ориентиры дальнейшего исследования культурного волонтёрства как социокультурного феномена на основе изучения исторических условий его становления и развития, разработки и реализации образовательных и воспитательных программ подготовки студентов вузов к волонтёрской деятельности.

Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, Общественная палата Российской Федерации, институт волонтерства, волонтёры культуры, социально-культурное проектирование.

CULTURAL VOLUNTEERING AS A DEVELOPMENT FACTOR OF CIVIL SOCIETY: REGIONAL ASPECT

Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Directing of Theatrical Performances and Festivals, Vice-rector for Scientific Research and Creative Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ponomarev63@mail.ru

Lazareva Lyudmila Ivanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Sociocultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: lazarli@mail.ru

Vasilkovskaya Margarita Ivanovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Sociocultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: margo197411@ rambler.ru

Cherdantseva Alena Aleksandrovna, PhD in Technigues, Associate Professor of Department of Design, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: cherdanceva_aa@mail.ru

The article is devoted to the relevance of the development of civil society in the Russian Federation and its structural component, institution of volunteering. The definition of the concept of civil society is considered on the basis of the analysis of its interpretation in scientific research of various authors. The purpose of the activities of non-profit organizations and the Public Chamber of the Russian Federation in the functioning of civil society, focused on the relationship between citizens and government, has been determined. Social activity is characterized as a type of activity aimed at increasing the level of indicators of civil society, as well as its variety. The typification of civil society institutions in the scientific works of various authors is presented. The ways of development of civil society, including the attraction of new participants in their functioning and development, as well as the creation of new social institutions that meet modern state and public needs, have been identified. The definition of the concept of the institution of volunteering as a social structure with its own formation logic, the concept of values and norms is given. The content of the activity and the stages of the formation of the institution of volunteering are revealed, its goals and objectives are determined. The main directions of the state program "Culture Volunteers" are listed, including the organization of forums and practical sessions related to the provision of methodological, informative and resource assistance for the effective work of volunteers. The role and importance of volunteer activity in the development of educational programs of the university by students is revealed, examples of successfully implemented socially oriented projects within the framework of volunteer activities of students of Kemerovo State Institute of Culture are given. The determinism of development of civil society and the institution of volunteering are revealed. Strategic guidelines for further research of cultural volunteering as a sociocultural phenomenon based on the study of the historical conditions of its formation and development, the development and implementation of educational and upbringing programs for preparing university students for volunteering are outlined.

Keywords: civil society, non-profit organizations, the Public Chamber of the Russian Federation, institute of volunteering, cultural volunteers, sociocultural design.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-224-233

Высшей ступенью развития демократического правового государства является гражданское общество. Его построение в Российской Федерации закреплено в фундаментальных положениях Конституции, связанных с соблюдением

прав и свобод человека: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1, ст. 3) [10].

В то же время научная полемика вокруг понятия гражданского общества ещё далека от завершения. Её характер в зависимости от социально-экономического уровня развития той или иной страны носит либо академический, либо острый общественно-политический настрой. Примером последнего являются сообщения отечественных средств массовой информации о нарушениях прав и свобод граждан, присвоении некоммерческой организации статуса «иностранного агента», протестных выступлениях граждан против непопулярных мер или намерений властных структур, которые связываются с понятием гражданского общества и его взаимодействием с государством. Однако следует подчеркнуть, что содержание данного понятия гораздо шире.

Идея гражданского общества появилась ещё в «Политике» Аристотеля и «Государстве» Платона и далее получила своё концептуальное развитие в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, М. Вебера, Т. Парсона и др. (см. [5]). Российские исследователи А. А. Айвазян, Е. В. Белорукова Е. Г. Дьякова, В. А. Иноземцев, К. В. Киселев, Е. А. Кляченков, В. С. Мартьянов, Л. И. Никовская, А. С. Туманова, В. Н. Руденкин, В. Н. Руденко, О. Ф. Русакова, Л. В. Сморгунов, А. Д. Трахтенберг, М. А. Фадеичева, Л. Г. Фиш-ман и др. вслед за Ч. Тэйлором, известным канадским философом, автором работ по политической и социальной философии, придерживаются двух основных подходов в трактовке понятия гражданского общества. Первый из них продолжает точку зрения Дж. Локка, так называемая L-традиция, согласно которой гражданское общество существует независимо от государства, живёт на основе этических законов, без ориентации на политическую конъюнктуру, и поэтому является более устойчивым и постоянным, чем государство.

Второй подход отражает точку зрения Ш. Монтескье и называется М-традиция. Ш. Монтескье рассматривает гражданское общество через его посредническую миссию между человеком и государством на основе независимых общественных организаций, ассоциаций граждан, добровольно самоорганизующихся. Следует отметить, что представление сторонников М-традиции о гражданском обществе как наборе независимых ассоциаций, выступающих посредниками между

индивидом и государством, оказалось более близким к российским дискуссиям на эту тему, нежели L-традиция. Гражданское общество М-традиции, по мнению Ш. Монтескье, сложилось гораздо позже государства и находится с ним в тесной взаимосвязи. Как отмечает Е. А. Кляченков, для российских исследователей М-традиция легла в концептуальную основу гражданского общества, его закономерностей, целей, сущности и назначения [8].

В 1990-е годы, когда в России произошёл переход на рыночную экономику и смену форм собственности, российские исследователи гражданского общества стали рассматривать два пути развития этого феномена. Один из них отрицал возможность развития гражданского общества в России, что детерминировалось сложившейся в стране политической культурой и исторической традицией. Другая точка зрения позиционировалась общественными активистами, организующими различные некоммерческие организации (далее - НКО), которые представлялись ими как ростки нового гражданского общества [2].

Государство поначалу не вмешивалось в деятельность НКО и многие из них развивались при финансовой поддержке различных зарубежных фондов и организаций. Но когда стало понятно, что зарубежные спонсоры стали выступать соперниками государства и реализовывать через некоторые НКО свои политические интересы, отнюдь не из безобидных целей и «просто так», значительно субсидируя их деятельность, то ситуация изменилась. В этой связи 26 мая 2004 года в обращении к Федеральному собранию В. В. Путин подчеркнул: «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других -обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов». После конструктивного вмешательства государства в вопросы иностранного финансирования НКО западные фонды стали уходить из России, но отечественный бизнес не спешит занять освободившееся пространство, оберегая свою собственность, и третий сектор

гражданского общества (НКО) стал одновременно нуждаться в финансовой устойчивости и административной независимости.

В современном научном и публичном дискурсе гражданское общество отождествляется не только с НКО, но и со специальными официальными площадками правительственных организаций, в частности, Общественной палатой Российской Федерации (далее - РФ). Её деятельность направлена на осуществление взаимодействия граждан с представителями государственной власти для защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики и осуществлении контроля за деятельностью органов власти [18].

Назначение Общественной палаты - агрегация на основе анализа всех мнений и позиций широкого круга экспертов из общественных региональных палат по результатам обсуждения национальных проектов и правительственных инициатив. Важным направлением деятельности Общественной палаты является поддержка социально-ориентированных НКО, в первую очередь тех, кто выиграл президентский грант. Они автоматически попадают в реестр поставщиков социальных услуг, что отражено в Федеральном законе от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях", вступившем в силу с 15 сентября 2020 года [17]. Таким образом, режим взаимодействия государства и третьего сектора основан на помощи государства НКО, которые, в свою очередь, могут взять на себя ту часть работы, в которой государство менее эффективно и не способно в короткое время добиться необходимых обществу результатов.

Исходя их вышесказанного, можно дать следующее определение понятия гражданского общества. Гражданское общество - это система негосударственных общественно-политических институтов, участвующих в различных по характеру общественных отношениях на основе национального законодательства и партнёрских отношений с официальной государственной властью.

Несмотря на сформировавшуюся сегодня тенденцию взаимосвязи государства и гражданского общества в России, размышления исследователей о гражданском обществе в последние

годы часто напоминали парадоксы древнегреческого философа Зенона о предмете, который движется, но одновременно находится в состоянии покоя [8]. Следует подчеркнуть, что при этом для него более характерна не солидарность, а атомизация, проявляющаяся в социальном разобщении, изоляции людей друг от друга, утрате российской соборности как духовного единения, общения в братстве и любви.

В связи с этим основной задачей формирования гражданского общества становится повышение социальной активности граждан, поиск новых форм взаимодействия между обществом и властью. Социальная активность как особый вид деятельности, направленный на получение и преобразование полученного опыта участия в различных коллективных практиках с целью положительной трансформации социальной среды, представлена различными видами: образовательно-развивающим, социально-экономическим, гражданско-патриотическим, радикаль-но-протестным, духовно-религиозным и т. п. Среди них особое место занимает альтруистический вид социальной активности, который связан с бескорыстной помощью людям в различных социальных сферах [7].

Социальная активность как вид деятельности направлена на повышение уровня таких индикаторов гражданского общества, как социальное доверие, предрасположенность к общественной солидарности и коллективным действиям, ответственность, ощущение личной безопасности, информированность, частная филантропия и добровольчество [5]. Развитие социальной активности граждан осуществляется в рамках институтов гражданского общества как форм организации жизни общества, регулирующих социальные связи и действия.

Среди известных российских исследователей институтов гражданского общества можно отметить следующих: А. А. Айвазян, Н. С. Гегедюш, Е. Г. Дьякова, В. А. Иноземцев, О. В. Иншаков, К. В. Киселев, Ю. А. Левада, В. С. Мартьянов, Л. И. Никовская, В. М. Полтерович, В. Н. Руден-кин, В. Н. Руденко, О. Ф. Русакова, Л. В. Сморгу-нов, А. Д. Трахтенберг, И. С. Усватов, М. А. Фа-деичева, Л. Г. Фишман, др. В научных исследованиях данных авторов отсутствует единое мнение

о содержании определения институтов гражданского общества, нет их единой типологии и общего перечня. Н. С. Гегедюш рассматривает институты гражданского общества с точки зрения их политической и экономической независимости, добровольности участия в них граждан, способных оказывать влияния на принятие управленческих решений [4]. В работах И. С. Усватова акцент делается на критериях института гражданского общества, к которым автор относит общность людей, объединившихся для достижения значимой для них цели; политическую независимость, экономическую самостоятельность, добровольность их участия в данных общественных объединениях [16]. А. Г. Чернявский, Л. Ю. Грудцына и Д. А. Пашенцев особое внимание уделяют возможности института гражданского общества оказывать влияние на государственные институты и защищать общественную жизнь от их неоправданного вмешательства [19].

Важным вопросом является типизация ин-статутов гражданского общества. А. С. Дмитриев предлагает разделить их на четыре группы с учётом определённых сфер деятельности: политические (политические партии, движения, ассоциации и др.), экономические (товариществ, кооперативы, предприятия и др.), социальные (негосударственные образовательные и медицинские учреждения и др.) и духовные (творческие союзы, ассоциации, религиозные структуры и движения и т. д.) [6]. Следует подчеркнуть некоторую условность данного деления, поскольку один и тот же общественный институт может охватывать несколько общественных сфер. Важно то, что все они создаются без участия государства, само-организауются «снизу», самостоятельно и подчиняются только закону.

Институты гражданского общества в основном развиваются путём привлечения к своей деятельности новых участников-единомышленников, в то же время важным для развития гражданского общества становится создание новых социальных институтов, поскольку гражданское общество весьма динамичное явление, быстро реагирующее на любые государственные инициативы. Среди новых институтов гражданского общества в современной России выделяется институт волонтёрства, способный объединить на основе

общей альтруистической цели людей разных возрастов, вероисповеданий, национальностей и социального статуса.

Анализ научных исследований позволил нам выделить несколько существующих определений данного научного термина. Наиболее точным, на наш взгляд, является определение Т. А. Ковель, рассматривающей институт волонтерства как устойчивую модель организации работы волонтеров, которая имеет нормативную основу, включающую функции и описание методов взаимодействия волонтеров [9]. Институт волонтерства является социальным институтом, обладающим собственной логикой формирования, концепцией ценностей и норм, идеалов, а также предполагающим действия людей, заинтересованных в социально-полезной работе и действующих на принципах безвозмездности [3].

Развитие института волонтерства осуществляется в соответствии с Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в 2018 году. Согласно данному документу подготовка волонтеров и деятельность волонтерских организаций ведется по различным направлениям, включая сферы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и другие сферы [11]. При этом наш научный интерес заключается в изучении этапов развития волонтерства в сфере культуры как процесса институализации многомиллионного добровольческого движения в Российской Федерации.

Началом первого этапа стал 2018 год, когда на заседании Совета по культуре Президент Российской Федерации поддержал мысль о формировании и функционировании ресурсного центра информативной помощи волонтерства в области культуры. Отметим, что во Всероссийском конкурсе «Доброволец России» для участия в номинации «Вдохновленные искусством» было подано больше тысячи социально значимых проектов. Продвигать проекты в области культуры и осуществлять их реализацию, применяя выработанную агентством «Росмолодежь» и соответствую-

щими органами субъектов Российской Федерации инфраструктуру, Президент поручил Правительству Российской Федерации.

Дата начала следующего этапа в развитии института волонтерства в сфере культуры является 12 марта 2019 года, именно тогда Ассоциация волонтерских центров стала базой для зарождения «Волонтеров культуры» - нового социально-общественного движения. Его миссия заключается в создании и реализации общественно значимых проектов и инициатив в сфере культуры, связанных с сохранением культурного наследия народов Российской Федерации. Администрация Президента поддержала концепцию общественного движения «Волонтеры культуры», которая была презентована и поддержана в августе 2018 года на Всероссийском образовательном форуме «Таврида».

Вслед за этим, преследуя цель формирования условий для осуществления творческого потенциала нации, в 2019 году Министерством культуры Российской Федерации было внесено предложение по введению государственной программы «Волонтеры культуры» в федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». При этом названы задачи реализации программы «Волонтеры культуры», позволяющие расширить волонтерскую деятельность в области культуры через организацию форумов и практических сессий; сформировать общества волонтеров в сфере культуры, а также осуществить всевозможную помощь (методическую, информативную, ресурсную) для эффективной работы волонтеров культуры.

Стоит отметить, что за прошедший 2020 год в рамках программы «Волонтеры культуры» запланированы и проведены мероприятия волонтерской направленности:

• «Школа волонтеров наследия» в Республике Крым, Республике Татарстан, Псковской, Орловской, Самарской, Владимирской, Саратовской, Московской, Ленинградской областях Российской Федерации (срок проведения: август - ноябрь 2020 года);

• В режиме online «Международный волонтерский лагерь» (период выполнения: октябрь 2020 года);

• «Панельная сессия» и «выставочная программа» в рамках Международного форума во-

лонтеров в городе Москва (период выполнения: декабрь 2020 года).

Таким образом, планируется принятие участия 100 000 добровольцев в программе «Волонтеры культуры» за период с 2019 по 2024 год. Действительно, перечисленные мероприятия являются средствами формирования и развития социально-культурного института молодежного волонтёрства в сфере культуры [15]. Предполагается, что деятельность института волонтёрства будет осуществляться на территории всего государства. В рамках перечисленных выше мероприятий возможно осуществление апробации средств, форм и методов педагогики волонтёр-ства для вовлечения молодёжи в институализиро-ванную волонтерскую деятельность.

Исследуя деятельность по развитию института волонтёрства на территории Российского государства, наше внимание привлекли несколько сайтов с имеющимися базами данных о волонтерах и их деятельности. В настоящее время существуют сайты волонтеров «Добро» и «Волонтеры в культуре». На сайте «Добро» желающие могут выбрать мероприятия и проекты волонтёрской направленности для участия в них. На сайте представлена информация об организаторах и об особенностях организации волонтерской деятельности для участников данного сообщества. При этом интересным блоком существующей платформы выступает аналитический блок.

Близкой по содержанию является и база данных «Волонтеры в культуре». Данная платформа включает в себя информацию о численности волонтеров, количестве и содержании мероприятий, в которых они примут участие, а также об объектах культурного наследия, в сохранении которых волонтеры имеют возможность принять участие.

Необходимо отметить и значение волонтерской деятельности в обучении студентов высшей школы, в том числе вузов культуры. Так, студенты-волонтеры, участвующие в организации и проведении социально-культурных проектов и акций в учреждениях культуры, зачастую являются обучающимися вузов по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность». В процессе волонтерской деятельности они получают необходимые знания, умения и навыки, которые будут востребованы в будущей профессиональ-

ной деятельности. Важно отметить, что целевой установкой социально-культурной деятельности сегодня выступает новая, духовно обогащенная личность, её нравственно-эстетические качества [1]. Участие студентов-волонтёров в создании и реализации социально-культурных проектов помогает им приобрести необходимый опыт, стать высококлассными специалистами в области социально-культурной деятельности. Безусловно, можно утверждать, что молодежный институт волонтерства в сфере культуры является «профессиональной мастерской» по формированию кадрового резерва учреждений социально-культурной сферы. Стоит отметить, что вовлечение студентов в деятельность молодежного института волонтер-ства в сфере культуры способствует формированию и эффективному развитию социально-культурного творчества волонтеров.

Следует отметить, что одним из условий развития молодежного института волонтерства является молодежное движение в высших учебных заведениях. Так, в Кемеровском государственном институте культуры оно существует в формате студенческих клубных формирований при вузе, например, клубное объединение «Волонтеры культуры» кафедры социально-культурной деятельности КемГИК, в состав которого входят примерно 35-40 обучающихся института социально-культурных технологий.

В 2019/20 учебном году в клубе организована «Проектная лаборатория», в которой участники (волонтеры) разрабатывают социально-культурные проекты, направленные на решение социально значимых проблем Кемеровской области -Кузбасса. В 2019/20 учебном году было разработано 6, а в 2020/21 - около 10 социально-культурных проектов, которые нашли поддержку муниципальных властей региона, учреждений социально-культурной сферы, готовых стать партнёрами в реализации проектов волонтерской направленности. Так, например, реализация социально-культурного проекта «Музей для молодежи» клубного объединения «Волонтеры культуры» КемГИК с января по март 2020 года способствовала посещению Областного музея изобразительных искусств г. Кемерово более 300 студентами и сотрудниками института культуры.

Одним из значимых проектов, разработанных в 2019 году «Волонтерами культуры» КемГИК

совместно с Кемеровской региональной общественной организацией содействия в развитии образования, науки и культуры «АРТ-ПРОСПЕКТ», является социально-культурный проект «Открытая арена» - пространство, в котором будут созданы условия для развития инклюзивного творчества, культурно-творческих навыков и интеграции детей и подростков с инвалидностью в социальную среду. В ходе реализации проекта запланировано проведение мероприятий с элементами циркового искусства, направленных на развитие культурно-творческих и личностных качеств, повышение социальной и творческой активности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Особенность проведения мероприятий заключается в использовании элементов циркового искусства и месте их проведения - атмосфере самого цирка. Данный проект стал победителем второго конкурса президентских грантов 2019 года. Миссией проекта считается формирование условий с целью общественно-цивилизованной помощи, социализации, культурный адаптации ребенка с ОВЗ путем творческой деятельности, а также циркового мастерства [14].

Представленный проект включает организацию тематических интерактивных площадок, организованных в холле цирка, мобильный кинотеатр для просмотров фильмов, посвященных 100-летию цирка. Участникам проекта предоставляется возможность быть задействованными в репетициях представлений с актерами цирка, находящимися на гастролях в Кемерово. Проект нашел поддержку у областных и региональных органов власти, Кемеровского государственного цирка, инклюзивных и реабилитационных центров для детей с ОВЗ Кемеровской области. К реализации проекта привлечены 48 волонтеров КемГИК, включая членов клуба «Волонтеры культуры», 6 ведущих специалистов сферы культурно-досу-говой деятельности из числа профессорско-преподавательского состава вуза.

За первый период реализации проекта бла-гополучателями стали 150 детей с ОВЗ и их родители, от которых в адрес вуза были получены благодарность и положительные отзывы о работе волонтеров на творческих площадках проекта. Многие из детей с ОВЗ впервые познакомились

с цирком, обрели возможность побывать в его за-кулисье, пообщаться с дрессировщиками и акробатами. Отмечено также позитивное влияние мероприятий проекта на повышение самооценки, развитие воображения детей с ОВЗ, установление дружеских отношений в детском коллективе.

Проект «Открытая арена» продолжит реализацию в 2021 году, но ситуация с коронавирусной инфекцией вносит свои коррективы, и в настоящее время разрабатываются несколько вариантов продолжения проекта. Это и создание видеоверсий творческих площадок проекта, которые будут отправлены индивидуально в семьи с детьми-инвалидами, в реабилитационные центры, с возможностью получения обратной связи. Также предусмотрена дальнейшая реализация проекта в помещении Кемеровского цирка в соответствии с планом и соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований.

Анализ разработанных и реализованных социально-культурных проектов с участием студентов-волонтеров КемГИК показывает, что развитие молодежного института волонтерства в сфере культуры и в социально-культурной сфере не только создает условия, но и предоставляет большие возможности для профессионального и личностного самоопределения студента - будущего специалиста, способствует реализации программ национального проекта «Культура» и вы-

полнению указаний и рекомендаций Президента Российской Федерации в направлении развития волонтерской деятельности в государстве.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что институт культурного волонтёрства оказывает значительное влияние на развитие гражданского общества, помогает аккумулировать гражданские инициативы для достижения всеобщего блага. Сущность культурного волонтёрства, как стержня глобального гуманизма, заключается в сплочении гражданского общества, обеспечении социальной стабильности и интеграции гражданских ценностей. В студенческой среде культурное волон-тёрство формирует и развивает лидеров, которые в дальнейшем смогут активно реализовать себя в государственных и общественных структурах, совмещая свои потребности в личностном развитии с потребностями гражданского общества.

Активное развитие культурного волонтёр-ства как феномена гражданского общества ещё не достаточно изучено и нуждается в научном обосновании. Особого внимания в этом контексте требует дальнейшая разработка законодательной базы волонтёрства и культурного волонтёрства в частности, изучение исторических условий его становления и развития, а также разработка образовательных и воспитательных программ подготовки студентов вузов к волонтёрской деятельности.

Литература

1. Ариарский М. А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 1 (51). - С. 102-109.

2. Белокурова Е. В. Старое и новое в дискурсе гражданского общества и характере общественных движений // Неприкосновенный запас. - 2012. - № 4. - С. 60-66.

3. Васильковская М. И., Пономарёв В. Д. Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства. - Кемерово: КемГИК, 2017. - С. 57.

4. Гегедюш Н. С. Структурирование гражданского общества: традиции и современность // Известия Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер.: Социология. Политология. - 2014. - Т. 14, вып. 1. - С. 54-58.

5. Глушкова С. И., Мартынов К. Э. Тенденции развития институтов гражданского общества в России: проблемы и противоречия // Дискурс-Пи. -2019. - № 4 (37). - С. 61-78.

6. Дмитриев А. С., Сазонов С. П. Институты гражданского общества в России: социально-экономические проблемы и пути развития // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Российской Федерации и её регионов в современных условиях: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. - Грозный, 2020. - С. 231-236.

7. Клёнова М. А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодёжи // Известия Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 319-325.

8. Кляченков Е. А. Гражданское общество как сфера интеракции и солидарности // Международ. журн. гуманитар. и естеств. наук. -2020. - № 6-2 (45). - С. 10-19.

9. Ковель Т. А. Волонтерство как социальныи институт. Факторы институциализацииволонтерства в совре-меннои России [Электронный ресурс] // Московский экономический журнал. - 2019. - № 7. - URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyi-institut-faktory-institutsializatsii-volonterstva-v-sovremennoi-rossii (дата обращения: 16.12.2020).

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

11. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. - № 53, ч. II. - Ст. 8791.

12. Онищенко Е. В. Перспективы развития волонтерского движения в России // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Серия «Психологические науки». - 2014. - № 3. - С. 44-47.

13. Основы государственной культурной политики. - М.: МК РФ, 2015. - С. 6.

14. Официальный сайт Кемеров. гос. ин-та культуры [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kemguki.ru/ news/studenty-kemgik-uchastniki-novogodnego-predstavleniya-kemerovskogo-gosudarstvennogo-tsirka-/?sphrase_ id=45344 (дата обращения: 26.12.2020).

15. Паклина Е. А. Культурное волонтерство как инновационный вид деятельности добровольцев // Труды С.-Петерб. гос. ин-та культуры. - 2018. - С. 125-134.

16. Усватов И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 4. - С. 82-86.

17. Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона "О некоммерческих организациях"».

18. Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ Об Общественной палате Российской Федерации: принят Государственной Думой 16 марта 2005 года: одобрен Советом Федерации 23 марта 2005 года.

19. Чернявский А. Г., Грудцына Л. Ю., Пашенцев Д. А. Государство. Гражданское общество. Право. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 342 с.

References

1. Ariarskiy M.A. Novyy etap v razvitii teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [A new stage in the development of the theory of social and cultural activity]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, no. 1 (51), pp. 102-109. (In Russ.).

2. Belokurova E.V. Staroe i novoe v diskurse grazhdanskogo obshchestva i kharaktere obshchestvennykh dvizheniy [Old and new in the discourse of civil society and the nature of social movements]. Neprikosnovennyy zapas [Emergency reserve], 2012, no. 4, pp. 60-66. (In Russ.).

3. Vasilkovskaya M.I., Ponomarev V.D. Sotsial'no-kul'turnoe tvorchestvo uchastnikov molodezhnykh ob"edineniy v formirovanii instituta volonterstva [Social and cultural creativity of the participants of youth associations in the formation of the institute of volunteering]. Kemerovo, KemGIK Publ., 2017, p. 57. (In Russ.).

4. Gegedyush N.S. Strukturirovanie grazhdanskogo obshchestva: traditsii i sovremennost' [Structuring of civil society: traditions and modernity]. Izvestiya Sarat. un-ta. Nov.ser. Ser. Sotsiologiya. Politologiya [Izvestia Sarat. un that. New ser. Ser. Sociology. Political science], 2014, vol. 14, iss. 1, pp. 54-58. (In Russ.).

5. Glushkova S.I., Martynov K.E. Tendentsii razvitiya institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossii: problemy i pro-tivorechiya [Trends in the development of civil society institutions in Russia: problems and contradictions]. Diskurs-Pi [Discourse Pi], 2019, no. 4 (37), pp. 61-78. (In Russ.).

6. Dmitriev A.S., Sazonov S.P. Instituty grazhdanskogo obshchestva v Rossii: sotsial'no-ekonomicheskie problemy i puti razvitiya [Institutions of civil society in Russia: socio economic problems and ways of development]. Sotsial'no-ekonomicheskie i finansovye aspekty razvitiya Rossiyskoy Federatsii i ee regionov v sovremennykh usloviyakh: mate-rialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Socio economic and financial aspects of the development of the Russian Federation and its regions in modern conditions. Materials of the I all Russian scientific practical conference]. Groznyy, 2020, pp. 231-236. (In Russ.).

7. Klenova M.A. Problemy i perspektivy issledovaniya sotsial'noy aktivnosti molodеzhi [Problems and perspectives of research of social activity of youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya ob-razovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New episode. Series: Acmeology of Education. Developmental psychology], 2018, vol. 7, no. 4, pp. 319-325. (In Russ.).

8. Klyachenkov E.A. Grazhdanskoe obshchestvo kak sfera interaktsii i solidarnosti [Civil society as a sphere of interaction and solidarity]. Mezhdunarodnyy zhurnalgumanitarnykh i estestvennykh nauk[International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2020, no. 6-2 (45), pp. 10-19. (In Russ.).

9. Kovel T.A. Volonterstvo kak sotsial'nyy institut. Faktory institutsializatsii volonterstva v sovremennoy Rossii [Volunteering as a social institution. Factors of institutionalization of volunteering in modern Russia]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Moscow economic journal], 2019, no. 7. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyi-institut-faktory-institutsializatsii-volonterstva-v-sovremennoi-rossii (accessed 16.12.2020).

10. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020)] (In Russ.).

11. Kontseptsiya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 27.12.2018 № 2950-r [Concept for the development of volunteering (volunteering) in the Russian Federation until 2025: approved. by order of the Government of the Russian Federation of 27.12.2018 No. 2950 r]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2018, no. 53, part II, art. 8791. (In Russ.).

12. Onishchenko E.V. Perspektivy razvitiya volonterskogo dvizheniya v Rossii [Prospects for the development of the volunteer movement in Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya "Psikhologicheskie nauki" [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series "Psychological Sciences"], 2014, no. 3, pp. 44-47. (In Russ.).

13. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki [Foundations of the state cultural policy]. Moscow, MK RF Publ., 2015, p. 6. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ofitsial'nyy sayt Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Official site of the Kemerovo State Institute of Culture]. (In Russ.). Available at: http://www.kemguki.ru/news/studenty-kemgik-uchastniki-novogodnego-predstavleniya-kemerovskogo-gosudarstvennogo-tsirka-/?sphrase_id=45344 (accessed 26.12.2020).

15. Paklina E.A. Kul'turnoe volonterstvo kak innovatsionnyy vid deyatel'nosti dobrovol'tsev [Cultural volunteering as an innovative type of volunteer activity]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2018, pp. 125-134. (In Russ.).

16. Usvatov I.S. K voprosu o strukture grazhdanskogo obshchestva: opredelenie ponyatiya instituta grazhdanskogo obshchestva [On the question of the structure of civil society: the definition of the institution of civil society]. Probely v rossiyskom zakonodatel 'stve [Gaps in Russian legislation], 2009, no. 4, 82-86. (In Russ.).

17. Federal'nyy zakon ot 18 marta 2020 goda № 60-FZ "O vnesenii izmeneniy v stat'i 2 i 31.4 Federal'nogo zakona "O nekommercheskikh organizatsiyakh" [Federal Law of March 18, 2020 No. 60 FZ "On Amendments to Articles 2 and 31.4 of the Federal Law" On Non Commercial Organizations]. (In Russ.).

18. Federal'nyy zakon ot 4 aprelya 2005 goda № 32-FZ Ob Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii: prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 16 marta 2005 goda: odobren Sovetom Federatsii 23 marta 2005 goda [Federal Law of April 4, 2005 N 32 FZ On the Public Chamber of the Russian Federation. Adopted by the State Duma on March 16, 2005. Approved by the Federation Council on March 23, 2005]. (In Russ.).

19. Chernyavskiy A.G., Grudtsyna L.Yu., Pashentsev D.A. Gosudarstvo. Grazhdanskoe obshchestvo. Pravo [State. Civil society. Law]. Moscow, INFRA-M Publ., 2017. 342 p. (In Russ.).

УДК 377

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

СТУДЕНТОВ НА ОБУЧЕНИЕ

Шевцова Маргарита Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

Еремеев Николай Анатольевич, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kpp@ kemguki.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.