Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТ / ИНВЕСТИЦИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробей Александра Михайловна

В статье рассмотрены вопросы современного инструментария регулирования инвестиционной деятельности у органов местного самоуправления. В последнее время это актуальный вопрос и автор отразил основные тренды в данном направлении. Статья будет интересна большому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS FOR REGULATING INVESTMENT ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENTS

The article deals with the issues of modern tools for regulating investment activities of local governments. Recently, this is a topical issue and the author reflected the main trends in this direction. The article will be of interest to a large circle of readers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 336

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Скоробей Александра Михайловна

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации,

Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы современного инструментария регулирования инвестиционной деятельности у органов местного самоуправления. В последнее время это актуальный вопрос и автор отразил основные тренды в данном направлении. Статья будет интересна большому кругу читателей.

Ключевые слова: инструмент; инвестиции; органы местного самоуправления; финансы.

UDC 336

MODERN TOOLS FOR REGULATING INVESTMENT ACTIVITY

OF LOCAL GOVERNMENTS

Skorobey Alexandra Mikhailovna

Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives, Republic of Belarus, Gomel

Abstract. The article deals with the issues of modern tools for regulating investment activities of local governments. Recently, this is a topical issue and the author reflected the main trends in this direction. The article will be of interest to a large circle of readers.

Keywords: tool; investments; local governments; finance.

Отдельным блоком в настоящее время рассматриваются формы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности на уровне органов местного самоуправления. Источниками определения полномочий при управлении инвестиционной деятельностью на уровне органов местного самоуправления являются:

Конституция РФ;

Федеральный закон от 06. 10. 2005 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ;

Федеральный закон от 09. 07. 1999 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 159-ФЗ;

Федеральный закон от 02. 01. 2000 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-ФЗ;

федеральные законы, предоставляющие органам местного самоуправления полномо-

чия в применении тех или иных инструментов регулирования инвестиционной деятельности.

В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», для создания благоприятных условий развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, муниципальные органы власти могут использовать следующие инструменты [1]:

Льготы для субъектов инвестиционной деятельности по уплате местных налогов.

Защиту интересов инвесторов.

Льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.

Расширение возможностей использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов со-

циально-культурного назначения (например, обеспечение системы ипотечного кредитования).

Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения.

Прямое участие в инвестиционной деятельности, которое осуществляется посредством:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

участия в разработке и утверждении инвестиционных проектов, реализуемых на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, если органы местного самоуправления осуществляют их частичное финансирование;

размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов (на возвратной и срочной основе с уплатой процентов за пользование ими, на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов);

экспертизы инвестиционных проектов, в том числе по инвестиционному признаку;

размещения муниципального заказа и выпуска муниципальных займов;

вовлечения в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных объектов, находящихся в муниципальной собственности;

вовлечения в инвестиционный процесс предприятий, находящихся в предбанкрот-ном состоянии;

предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам на конкурсной основе за счет средств местных бюджетов [2].

Инструменты стимулирования внебюджетных инвестиций (для привлечения инвестиций в инфраструктуру, коммунальные службы или местную коммерческую деятельность) включают выдачу гарантий и использование некоторых видов внебюджетных внерисковых структур с привлечением частного капитала.

Выдача гарантий позволяет избежать лимитов на объем долга бюджета, позволяет

использовать способность бюджета поглощать риски и стимулировать кредиторов и инвесторов. Трансакции при этом выводятся за пределы бюджета, но риск остается на бюджетных финансах. Использование внебюджетных внерисковых структур обеспечивает вывод рисков за пределы бюджета и бюджетной отчетности [3].

Муниципальные органы власти в РФ часто выдают гарантии внебюджетным организациям. Эти гарантии могут быть разделены на три типа:

гарантии на текущие эксплуатационные расходы, которые обеспечивают продолжение снабжения без немедленной (в текущий период) выплаты денежных средств из бюджета. Результатом предоставления таких гарантий является отсрочка учета расходов. При этом учитывается очень высокая степень вероятности осуществления бюджетных выплат по гарантиям в будущий период. В действительности такие гарантии не имеют никакого отношения к инвестициям [4];

инвестиционные гарантии около бюджетной деятельности включают предоставление гарантий бюджета местным муниципальным службам и другим предприятиям, предоставляющим услуги населению (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, коммунальное хозяйство и т.д.), которые могут контролироваться администрацией, даже если формально они не находятся в ее собственности. Разница между ценами, по которым данные услуги оказываются населению, и их себестоимостью покрывается за счет субсидий администрации;

гарантии чисто коммерческим предприятиям, участвующим в создании некоторых активов, считающихся скорее «желательными», чем «необходимыми». При этом предпо -лагается, что в будущем не наступит момента, когда администрации придется платить по своим гарантиям, за исключением некоторых случаев [5]. В данном случае гарантии действительно являются «условными» обязательствами.

Любой реализуемый проект включает в себя социальный, экономический и коммерческий компоненты. При отделении коммерческого компонента проектов от двух других и дальнейшего использования коммерческих доходов в целях привлечения частного капитала за счет имеющегося объема бюджетных

!ММ0УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: ¡МРОЯМАТЮМ, АМА1.У8!8, РРООМОБЕБ

средств можно осуществить больший объем социальных или экономических инвестиций. Такие операции могут проявляться в различных формах с некоторыми общими характеристиками. Общим для всех видов является то, что определенная часть инвестиций или других активов в данном случае финансируется за счет частного капитала, а бюджет при этом не имеет никаких остаточных обязательств по погашению долга, обеспечивающего данный актив. К числу инструментов относятся [6]:

Доходные облигации. Капитальный проект в достаточном объеме финансируется за счет выпуска ценных бумаг (облигаций).

Концессионное финансирование определенного вида служб или услуг. Во многих случаях ограниченная (местная) монополия может быть передана или даже продана частному оператору, который, как правило, обязан купить существующие или новые основные средства. При этом структура концессионного финансирования позволяет высвободить существенные средства инвестиционного бюджета, которые не потребуется вкладывать в данные активы. Доходы могут собираться либо в виде платежей населения за предоставление коммерческих услуг, либо в виде субсидий, выделяемых ад -министрацией на основе их использования.

Государственно-частное партнерство. В данном случае партнерами выступают представители администрации, частных инвесторов или операторов, которые в соответствии с условиями заключенного договора принимают на себя различные аспекты проекта со смешанными задачами.

При секьюритизации частному инвестору без бюджетного обеспечения продаются конкретные активы (например, финансовая дебиторская задолженность в том или ином виде). В качестве примеров можно привести ипотечные кредиты, созданные в ходе продажи государственного жилья населению, непогашенную задолженность, например за газ или электричество, и т. д.

Все управленческие инструменты, при помощи которых органы власти муниципальных образований воздействуют на инвестиционную сферу, можно классифицировать по следующим основным группам [7]:

1. Правовые инструменты инвестиционной деятельности являются важнейшим и уни-

версальным средством реализации инвестиционного управления во многих сферах. Для законотворческого процесса муниципальных органов власти наиболее характерными являются разработка, принятие и реализация следующих нормативных актов: об экспертизе, отбору и сопровождению инвестиционных проектов; о стимулировании привлечения иностранных инвестиций; о регулировании рынков недвижимости; о регистрации недвижимости; о передаче прав на земельные участки на ранних стадиях инвестирования; о регистрации незавершенного строительства в качестве объекта недвижимости; о правилах регулирования вторичного рынка прав аренды.

2. Административно-нормативные регуляторы включают в себя: регистрацию; квотирование; лицензирование; применение системы санкций, штрафов и ограничений; разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.; согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры; управление муниципальной собственностью; контроль за соблюдением установленных нормативов и правил [8].

Управление муниципальной собственностью реализуется посредством применения различных инструментов: формирование местной казны (организация казначейского исполнения бюджета, учет казенного имущества); развитие новых форм использования имущества (доверительное управление, ипотека, лизинг и др.) [15]; управление муниципальными предприятиями и учреждениями, владеющими муниципальным имуществом на правах хозяйственного ведения и оперативного управления; инструменты приватизации муниципальной собственности (акционирование муниципальных предприятий с закреплением 100% акций в муниципальной собственности, внесение муниципальных вкладов в уставный капитал хозяйственных субъектов, продажа объектов муниципальной собственности на коммерческих конкурсах с долгосрочными инвестиционными и социальными условиями); страхование муниципального имущества [9].

3. К системе инструментов земельно-градостроительной политики относятся инструменты планирования, инструменты налогообложения, рыночные инструменты (купли-продажи), финансовая поддержка и административные инструменты.

Управление земельными ресурсами на уровне муниципальных образований включает: практическое определение права собственности на городские земли, механизмы отвода земельных участков под строительство, инструменты оборота городских земель (купля-продажа, аренда, залог и т.д.); разграничение городских земель, находящихся в муниципальной собственности, по территориальным уровням управления и функций управления городской недвижимостью между различными ветвями власти; формирование нормативов платы за использование городской территории в зависимости от рыночной стоимости земли; оценку городских земель и создание инфраструктуры рынка городских земель [10].

4. Инструменты бюджетно-налоговой политики. Данная группа включает в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков (доходные и расходные статьи бюджета, структура местных налогов, степень возврата используемых бюджетных средств и финансовые отношения между бюджетноориентированными участниками городских процессов).

5. Договорные регуляторы. Основой таких отношений является договор, определяющий систему взаимодействия и взаимную ответственность сторон - участников договорного процесса [11]. Одним из проявлений такого процесса является применение механизмов частно-общественного партнерства через совместную разработку и реализацию инвестиционной политики (стратегический план развития территории, региональные инвестиционные программы), инвестиционные торги (конкурсы, аукционы), совместное финансирование и совместные предприятия (инвестиционные (паевые) фонды, агентства территориального развития и т.д.).

6. Маркетинговые инструменты подразделяются на средства инвестиционного маркетинга и территориального маркетинга.

Инвестиционный маркетинг реализуется по следующим направлениям:

формирование инвестиционного портфеля (построение инвестиционной политики и определение инвестиционной стратегии, которая определяла бы различные приоритеты

в поиске и реализации инвестиционных проектов с учетом интересов муниципальных образований и потенциальных инвесторов) и инвестиционного профиля (паспорта) города (база данных инвестиционных проектов города, база данных предприятий города, экспортная карта предприятий города, инвестиционный климат города, инвестиционный рейтинг города, инвестиционная инфраструктура) [12];

поиск источников инвестиций, подбор и привлечение потенциальных инвестиционных партнеров как внутри страны, так и за ее пределами;

создание системы доведения информации до потенциального инвестора посредством использования различных каналов коммуникации;

вовлечение потенциальных получателей инвестиций в разработку и реализацию инвестиционной программы (совместная работа с предприятиями, подготовка инвестиционных предложений, сопровождение инвестиционных проектов);

проведение исследований, рабочих семинаров по выявлению отношения общественности, экспертов и заинтересованных лиц к задачам, приоритетам и возможностям реализации инвестиционной программы.

Инструменты территориального маркетинга включают: 1) создание информационной системы; 2) многофакторный анализ («SWOT-анализ», матричный анализ и т.д.); 3) профилирование и позиционирование муниципального образования на основе систематических исследований его восприятия со стороны и изнутри; 4) инструменты мониторинга и оценки эффективности различных каналов коммуникации; 5) инструменты повышения и продвижения инвестиционного имиджа: проведение конкурсов; стимулирующее ценообразование; региональные стимулы и скидки; подготовку и распространение пресс-релизов; организацию и проведение выставок, ярмарок, презентаций, семинаров и конференций; организацию интервью и пресс-конференций, личных контактов с целевой аудиторией; организацию и проведение прямых рекламных и PR кампаний путем использования рекламно-информационного пространства различных каналов информации (телевидение, радио, пресса, внешняя реклама и информационно-справочные системы) [13].

Таким образом, все инструменты управления инвестиционной деятельностью, имеющиеся в арсенале органов местного самоуправления, должны быть направлены на определение и формирование конкурентных преимуществ и конкурентной стратегии развития муниципального образования, что в конечном итоге приводит к более интенсивному привлечению инвестиционных ресурсов и повышению доходности территории [14].

Список литературы:

1. Соколов А.П., Гарбар Т.В., Климюк Л.Я. Экономическая сущность сельского развития в условиях формирования экономической безопасности страны. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 105-107.

2. Соколов А.П., Гарбар Т.В. Опыт региональной поддержки производственного сектора подразделений УИС. В сб.: Череповецкие научные чтения - 2014. Материалы Всеросси35йской научно-практической конференции. Отв. ред. К.А. Х35арахнин. 2015. С. 132-133.

3. Соколов А.П., Климюк Л.Я. Кластерная система как основа повышения конкурентоспособности региональной экономики. В сб.: Бизнес. Наука. Образование: проблемы, пер -спективы, стратегии. Материалы российской заочной научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях.

2015. С. 95-97.

4. Соколов А.П. Экологическая составляющая при разработке стратегии устойчивого развития хозяйствующего субъекта. В сб.: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.,

2016. С. 303-306.

5. Родионова, Н. В. Компетентное предпринимательство в сфере экономической безопасности промышленных компаний / Н. В. Родионова // Индустриальная экономика. -2020. - № 4. - С. 6-13. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_6.

6. Любимцев, К. С. Актуальные проблемы химической промышленности в российской федерации / К. С. Любимцев, Н. Н. Яшалова //

Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 14-18. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_14.

7. Санташов, А. Л. О политике противодействия кибертерроризму в условиях цифровой экономики / А. Л. Санташов, Л. В. Голоскоков // Индустриальная экономика. -2020. - № 4. - С. 19-24. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_19.

8. Семенов, К. О. Информационные процессы и их взаимосвязь с безопасностью коммерческого банка / К. О. Семенов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 25-29. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_25.

9. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 54-61.

10. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. П Малыгин // Эконо -мические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

11. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Эко -номика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

12. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

13. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

14. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

15. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов

Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

References

1. Sokolov A.P., Garbar T.V., Klimyuk L.Ya. E'konomicheskaya sushhnost' sel'skogo razvitiya v usloviyax formirovaniya e'konomicheskoj bezopasnosti strany\ V sb.: Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 105107.

2. Sokolov A.P., Garbar T.V. Opy't regional'noj podderzhki proizvodstvennogo sektora podrazdelenij UIS. V sb.: Cherepoveczkie nauchny'e chteniya - 2014. Materialy' Vserossi35jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. red. K.A. X35araxnin. 2015. S. 132-133.

3. Sokolov A.P., Klimyuk L.Ya. Klasternaya sistema kak osnova povy'sheniya konkurentosposobnosti regional'noj e'konomiki. V sb.: Biznes. Nauka. Obrazovanie: problemy', perspektivy', strategii. Materialy' rossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem: v 2-x chastyax. 2015. S. 95-97.

4. Sokolov A.P. E'kologicheskaya sostavlyayushhaya pri razrabotke strategii ustojchivogo razvitiya xozyajstvuyushhego sub''ekta. V sb.: Sovremenny'e podxody' k transformacii koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v social'no-e'konomicheskix sistemax. Sbornik nauchny'x trudov 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny'j redaktor Goroxov A.A., 2016. S. 303-306.

5. Rodionova, N. V. Kompetentnoe predprinimatel'stvo v sfere e'konomicheskoj bezopasnosti promy'shlenny'x kompanij / N. V. Rodionova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 6-13. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_6.

6. Lyubimcev, K. S. Aktual'ny'e problemy' ximicheskoj promy'shlennosti v rossijskoj federacii / K. S. Lyubimcev, N. N. Yashalova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 14-18. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_14.

7. Santashov, A. L. O politike protivodejstviya kiberterrorizmu v usloviyax cifrovoj e'konomiki / A. L. Santashov, L. V. Goloskokov //

Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 19-24. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_19.

8. Semenov, K. O. Informacionny'e processy' i ix vzaimosvyaz' s bezopasnost'yu kommercheskogo banka / K. O. Semenov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 25-29. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

10. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu /

I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

11. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii / A. N. Goloshhapov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 5(28). S. 244-248.

12. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

13. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

14. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S.

II.

15. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.