Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багамова Светлана Анатольевна

В статье раскрыты основы формирования системы управления инновационным развитием предприятия и его конкурентоспособностью. Конкурентоспособность должна стать основой для дальнейшего развития системы управления, повышения эффективности хозяйствования и получения высоких финансовых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MANAGEMENT SYSTEM FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AN ENTERPRISE AND ITS COMPETITIVENESS

The article reveals the foundations of the formation of a management system for the innovative development of an enterprise and its competitiveness. Competitiveness should become the basis for further development of the management system, increasing the efficiency of management and obtaining high financial results.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ»

УДК 338

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

Багамова Светлана Анатольевна

Омский государственный институт сервиса, Россия, г. Омск

Аннотация. В статье раскрыты основы формирования системы управления инновационным развитием предприятия и его конкурентоспособностью. Конкурентоспособность должна стать основой для дальнейшего развития системы управления, повышения эффективности хозяйствования и получения высоких финансовых результатов. Ключевые слова: управление; инновации; конкурентоспособность; система; оценка.

FORMATION OF A MANAGEMENT SYSTEM

FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AN ENTERPRISE

AND ITS COMPETITIVENESS

Bagamova Svetlana Anatolievna

Omsk State Service Institute, Russia, Omsk

Abstract. The article reveals the foundations of the formation of a management system for the innovative development of an enterprise and its competitiveness. Competitiveness should become the basis for further development of the management system, increasing the efficiency of management and obtaining high financial results.

Keywords: management; innovation; competitiveness; system; grade.

Необходимость комплексного управления инновационным развитием и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, а также определение их взаимозависимости, стимулирует эти предприятия к разработке специализированной системы, позволяющей осуществлять своевременные и адекватные управленческие воздействия и поддерживать в заданных границах основные показатели, характеризующие их маркетинговые, производственно-технологические, финансово-экономические и организационные бизнес-процессы. При этом разработка и внедрение системы управления инновационным развитием предприятия, ориентированной на повышение его конкурентоспособности предполагает не только выбор базовых элементов системы, но и определение параметрических взаимосвязей между ними [1]. Система управления инновационным развитием предприятия, ориентированная на повышение его конкурентоспособности может быть

разработана и внедрена в классических рамках горизонтов управления - стратегическом, тактическом и оперативном. При этом особое внимание необходимо уделить построению стратегического уровня системы, так как именно от организации стратегического планирования и прогнозирования зависят перспективы и ресурсная обеспеченность предприятий.

На рисунке 1 показана взаимосвязь между всеми тремя уровнями данной системы предприятия. Здесь же заложены базовые параметрические взаимосвязи между ее элементами [2]. Так, в рамках стратегического управления инновационным развитием предприятий на основе внешней (входной) информации разрабатываются и формулируются стратегические планы предприятия, которые затем исполняются или детализируются на уровне тактического управления. Детализированные на втором уровне планы, цели и задачи переходят на уровень оперативного управления. В ходе реализации

стратегических и тактических планов производится контроль, анализ и регулирование их выполнения путем предоставления отчетных данных на вышестоящие уровни управления для реализации также всех на-

меченных планов инновационного развития и повышения конкурентоспособностью предприятия [3].

На стратегическом уровне системы управления инновационным развитием предпри-

Система управления инновационным развитием предприятия

Управление инновационным развитием на стратегическом уровне

Стратегические планы, , бюджеты, цели, задачи

Внешняя входящая ' информа ция

I

1_ Отчетные данные_ ¡(внутренняя входящая информация)

Управление инновационным развитием на тактическом уровне

1 Отчетные данные. I_____

А 2

"Информация для внешних контрагентов

Детализирова нные планы, цели, задачи

Л.

Управление инновационным развитием на оперативном уровне А 3

А 1. Управление инновационным развитием предприятия на стратегическом уровне

Стратегическое планирование инновационного

развития, ориентированное на повышение _конкурентоспособности А 1.1._

Информация для

внешних контрагентов

Внешняя входящая информация

Отчетные данные (внутренняя входящая -информация)

Контроль реализации стратегических планов А 1.2.

Отчеты и предложения по изменению планов

О тчеты о реализации _лянных_

Регулирование на стратегическом уровне А 1.3.

Стратегические

планы, бюджеты, цели, задачи

Предложения по реорганизации процесса контроля

А 1.1. Стратегическое планирование инновационного развития предприятия

Разработка новой продукции по стадиям инновационного цикла А 1.1.1.

1-1-1.

.-1-1-

План выпуска и реализации, смета затрат

Планирование денежного потока А 1.1.2.

Согласование показателей

Планирование фин. результатов инновационного развития А 1.1.3.

Планируемые значения ROIC, цены акций и прочих финансовых показателей

Новые технологии производства и реалйз"ацйи"продуктов"

Отчет о наличии и ценах на ресурсы

Запрос данных о ресурсах

Ответ на запрос по информационным технологиям в форме отчета

Разработка

новых технологий

А 1.1.4.

Стратегические планы, -бюджеты, цели, задачи

----Информация для

внешних

Утвержденный стратегический план Отчетные данные (внутренняя входящая информация)

{Планирование

А 1.1.5.

контрагентов >.

Отчет о наличии и стоимости источников инвестирования

ч

Запрос о наличии и стоимости

.....нёо'бходи м ых.....

информационных технологий Плановая

потребность в активах

Планирование источников инвестирования инноваций А 1.1.6.

Планирование информационных

потоков

А 1.1.7.

Рисунок 1. - Система управления инновационным развитием предприятия, ориентированная

на повышение его конкурентоспособности

ятия можно выделить три последовательно реализуемых процесса, характеризующих параметрические связи между основными элементами системы: система стратегического планирования инновационного развития, ориентированная на повышение его конкурентоспособности; система контроля реализации стратегических планов; и система регулирования.

При этом, каждый процесс, этап процесса анализируется на предмет соответствия стратегии развития. Необходимость данного анализа обусловлена тем, что процесс стратегического планирования является одним из основных инструментов управления инновационным развитием. Реализация на предприятии системы стратегического планирования приводит к росту его конкурентоспособности и интенсификации инновационных процессов. Основные этапы стратегического планирования в рамках системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия включают: предварительный анализ; определение миссии и целевой функции предприятия; анализ стратегического положения и инновационного потенциала предприятия; и разработку стратегий [4].

В рамках первого этапа происходит сбор и анализ всей информации. Например, проводится анализ рынка и определяется инновационный потенциал предприятия в рамках выбранного направления развития.

На втором этапе определяются сферы деятельности предприятия и его миссия, а также разрабатываются долгосрочные стратегические цели.

На третьем этапе происходит сбор и анализ всей информации, отражающей: характеристику продуктов, выпускаемых предприятием; процесс создания стоимости продукции и создания стоимости самого предприятия; факторы, влияющие на конкурентоспособность и процессы инновационного развития предприятия в целом, как внешние, так и внутренние. Итогом данного этапа должен стать SWOT — анализ, на основе которого принимается либо решение вернуться к первому или второму этапу, либо решение перейти к формулированию стратегии предприятия [5].

Четвертый этап (разработка стратегии) является основным в процессе разработки

и реализации системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия. Здесь на основе сформулированной миссии с учетом выбранных сфер деятельности разрабатываются конкретные (выраженные в цифрах и сроках) цели и задачи, мероприятия по их достижению, а также критерии успешной реализации планов. В общем виде, процесс разработки стратегии можно представить в виде совокупности нескольких подпроцессов, которые максимально характеризуют параметрические связи между основными элементами системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия:

- анализ стратегического положения и потенциала предприятия;

- формулирование миссии, определение стратегических целей предприятия и построение дерева целей;

- выделение объектов управления;

- разработка программы мероприятий по объектам управления в разрезе соответствующих бизнес-процессов;

- прогноз результатов реализации программы мероприятий;

- разработка системы критериев оценки для результатов реализации программы мероприятий.

Следует отметить, что последние три элемента реализуются одновременно, после чего сформулированная программа мероприятий, прогнозные результаты их реализации и критерии их оценки объединяются в единую стратегическую программу (план) инновационного развития, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия [6].

После завершения этого этапа необходимо осуществить доведение стратегической программы до конкретных исполнителей, после чего процесс стратегического планирования переходит в процесс реализации и контроля над исполнением соответствующей программы.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что на стратегическом уровне система управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия должна решать следующие задачи:

1. Сбор, анализ и обработка информации, необходимой для формирования стратеги-

ческих целей и принятия стратегических решений;

2. Имитационное моделирование возможных стратегических решений и анализ возможных результатов [7];

3. Формирование стратегической программы в разрезе выделенных ранее объектов управления, с учетом существующих бизнес - процессов;

4. Формирование соответствующих бюджетов предприятия как основных документов, регламентирующих его деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо функционального содержания, другим важнейшим фактором, определяющим эффективность данной системы в современных экономических условиях, является методология ее построения. Она позволяет через раскрытие параметрических связей между элементами данной системы на уровне их стратегического планирования определить объекты и субъекты управления, дать их характеристику и предложить функциональную модели инновационного развития предприятия, обеспечивающую существенное повышение его конкурентоспособности [8].

При этом основными объектами управления, в отношении которых строятся параметрические взаимосвязи, в рамках обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития предприятия, являются продукция, текущий денежный поток, финансовые результаты, используемые технологии, активы, источники финансирования и информация. Следовательно, стратегическое планирование как элемент системы управления инновационного развития и конкурентоспособностью предприятия сводится к составлению соответствующих планов и бюджетов по выделенным объектам управления.

В основе разработки и внедрения системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия всегда лежит теоретическое осмысление существующих целей, способов и принципов его инновационного развития с последующей оценкой их влияния на уровень конкурентоспособности и выбор соответствующего подхода к управлению исследуемым предприятием [9]. При этом в качестве целей инновационного развития предприятия мы выделяем:

- создание "технологических коридоров";

- содействие внедрению "улучшающих инноваций", использующих существующие научно-технические и технологические разработки;

- содействие развитию малого инновационного бизнеса;

- адресную поддержку приоритетных направлений и программ через реализацию конкретных инновационных проектов предприятия;

- создание системы защиты российских предприятий за рубежом;

- усиление кадрового потенциала предприятий;

- использование возможностей особых технико-внедренческих и производственно-промышленных зон [10];

- создание институциональных условий для внедрения в практику промышленных предприятий системы параллельных грантов;

- содействие расширению практики добровольной международной сертификации продукции и производства российскими предприятиями;

- стимулирование участия российских предприятий в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий;

- развитие системы популяризации научно-технических достижений в средствах массовой информации.

Для реализации обозначенных целей предлагается использовать базовые и прикладные способы инновационного развития предприятия, практическое применение которых способствует выбору наиболее предпочтительного варианта управления его конкурентоспособностью. Прикладные способы управления конкурентоспособностью опираются на оценку состояния и развития соответствующих объектов оценки; выявление и изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность; анализ проблемных полей и предложение рекомендаций по их устранению; повышение эффективности существующей системы управления объектом оценки и т.д. [11] К ним относятся: способ автоматического управления, мотивации, маркетинга, принятия управленческих решений, оценки стоимости и регулирования благосостояния предприятия.

Выбор базовых способов инновационного

развития предприятия связан с самим понятием конкурентоспособности, которое, в общем виде, означает наличие у предприятия свойств, создающих для него преимущества в глазах потенциального потребителя (контрагента). В работе к базовым способам инновационного развития предприятия относятся: управление стоимостью предприятия, управление полезностью его хозяйственной деятельности и управление конкурентными взаимодействиями данного предприятия.

Управление стоимостью предприятия как способ его инновационного развития рассматривает такую категорию, как «стоимость», изучая её сущность и взаимосвязи с другими категориями (цена, полезность и т.п.). В соответствии с данным способом инновационного развития каждый объект обладает определенной стоимостью, которая является выражением его ценности и полезности для внешних и внутренних контрагентов [12]. Основная задача данного способа заключается в определении параметров, определяющих стоимость объекта и их взаимосвязи друг с другом.

Управление полезностью хозяйственной деятельности предприятия берет свое начало от так называемой теории «предельной полезности». Согласно данной теории определяющим признаком экономических явлений и процессов является психология хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в инновационной деятельности, их субъективные оценки. Управление полезностью хозяйственной деятельности предприятия непосредственно противопоставлялось марксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости [13].

Управление конкурентными взаимодействиями как способ инновационного развития предприятия, обеспечивает выбор наиболее предпочтительного подхода к управлению его конкурентоспособностью. Таким образом, через раскрытие базовых и прикладных способов инновационного развития предприятия формируется аналитический базис для рассмотрения основных подходов к принятию эффективных решений при управлении его конкурентоспособностью.

Нами предлагается использовать пять ключевых подходов к принятию эффективных решений при управлении инновацион-

ным развитием и конкурентоспособностью предприятия: институциональный, системный, функциональный, процессный и структурный [14].

Институциональный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия, появившийся в середине 20-х годов прошлого века, в последнее время стал основным при исследовании экономических явлений, происходящих в любом обществе. Основная идея этого подхода заключается в том, что основой рассмотрения последствий решений, принимаемых как на уровне государства, так и на уровне предприятий, должен стать анализ последствий для всех институтов, задействованных в экономических процессах. Применение этого подхода позволит на основе учета интересов всех экономических субъектов сделать систему управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия адекватной их требованиям.

Сущность системного подхода заключается в методологии исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; и внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. Сложность управления инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и её окружении.

Процессный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия рассматривает функции управления в их взаимосвязи между собой. Под процессом понимается система взаимосвязанных действий по исследованию рынка, планированию, организации деятельности, учету и контролю, анализу и регулированию, а также мотивации. Процессный подход является основой реинжиниринга бизнес-процессов предприятия [15].

Функциональный подход применяется в сочетании с системным и процессным. Он заключается в том, что параметры потребностей рассматриваются как совокупность функций, которые должны быть выполнены. После определения функций создаются не-

сколько альтернативных способов их выполнения и выбирается тот из них, для которого соотношение затрат и полезного эффекта будет оптимальным. Особенностями применения функционального подхода при управлении конкурентоспособностью является рассмотрение механизма инновационного развития предприятия как некоторой совокупности агрегированных функций, выполнение оптимального сочетания которых должно привести к увеличению стоимости и конкурентоспособности предприятия.

Структурный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия заключается в определении приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью рационального распределения ресурсов. Т.е. при реализации структурного подхода необходимо провести ранжирование факторов, а также предварительную структуризацию объекта исследования и управления. Именно структурный подход должен быть использован при анализе факторов и показателей,

характеризующих конкурентоспособность предприятия.

Следует сразу отметить, что применение только одного подхода не является эффективным. Состояние внешней и внутренней среды предприятия обуславливает, как правило, совместное использование указанных подходов к управлению инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия. При этом комплексное использование подходов к управлению инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия должно базироваться на принципах целостности, полезности, научной обоснованности, единства теории и практики, соответствия, адаптации, эффективности и устойчивости. Подобный подход позволит провести анализ внешних и внутренних факторов повышения конкурентоспособности предприятия, предложить функциональную модель его инновационного развития и определить наиболее предпочтительный вариант функционирования системы управления инновационным развитием и конкурентоспособностью на предприятии.

Список литературы:

1. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.

2. Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10. - №

3. - С. 60-64.

3. Соколов А.П., Тарасов А.А., Тынчерова В.Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т13. С. 1186-1190.

4. Соколов А.П. Формирование системы устойчивого развития промышленных предприятий. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 33.

5. Родионова, Н. В. Компетентное предпринимательство в сфере экономической безопасности промышленных компаний / Н. В. Родионова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 6-13. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_6.

6. Любимцев, К. С. Актуальные проблемы химической промышленности в российской федерации / К. С. Любимцев, Н. Н. Яшалова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 14-18. -DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_14.

7. Санташов, А. Л. О политике противодействия кибертерроризму в условиях цифровой экономики / А. Л. Санташов, Л. В. Голоскоков // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 19-24. -DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_19.

8. Семенов, К. О. Информационные процессы и их взаимосвязь с безопасностью коммерческого банка / К. О. Семенов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 25-29. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_25.

9. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2(91). - С. 1048-1052.

10. Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны страны) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

11. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом хозяйстве: взаимосвязь с формированием экономических моделей и их теоретическим обоснованием / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. -

№ 20(110). - С. 28-37.

12. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3(26). - С. 255-259.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. - P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

15. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

References

1. Sokolov A.P. O novoj forme razvitiya sistemy' upravleniya organizaciej pri realizacii proektov. E'konomika i upravlenie: problemy', resheniya. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.

2. Sokolov, A. P. O novoj forme razvitiya sistemy' upravleniya organizaciej pri realizacii proektov / A. P. Sokolov // E'konomika i upravlenie: problemy', resheniya. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.

3. Sokolov A.P., Tarasov A.A., Ty'ncherova V.R. Uchet zatrat na proizvodstvo produkcii uchrezhdenij UIS. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1186-1190.

4. Sokolov A.P. Formirovanie sistemy' ustojchivogo razvitiya promy'shlenny'x predpriyatij. Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2017. № 4. S. 33.

5. Rodionova, N. V. Kompetentnoe predprinimatel'stvo v sfere e'konomicheskoj bezopasnosti promy'shlenny'x kompanij / N. V. Rodionova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 6-13. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_6.

6. Lyubimcev, K. S. Aktual'ny'e problemy' ximicheskoj promy'shlennosti v rossijskoj federacii / K. S. Lyubimcev, N. N. Yashalova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 14-18. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_14.

7. Santashov, A. L. O politike protivodejstviya kiberterrorizmu v usloviyax cifrovoj e'konomiki / A. L. Santashov, L. V. Goloskokov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 19-24. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_19.

8. Semenov, K. O. Informacionny'e processy' i ix vzaimosvyaz' s bezopasnost'yu kommercheskogo banka / K. O. Semenov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 25-29. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_25.

9. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

10. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' kon''yunktury' (Problemy' ros. e'konomiki i oborony' strany') : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 1998. 170 s.

11. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom xozyajstve: vzaimosvyaz' s formirovaniem e'konomicheskix modelej i ix teoreticheskim obosnovaniem / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 20(110). S. 28-37.

12. Mandrik, N. V. Konkurentosposobnost' i delegirovanie polnomochij: innovacionny'j podxod / N. V. Mandrik, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 255-259.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189-197.

15. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.