УДК 331
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
Делягина Софья Марковна
Томский государственный университет, Россия, г. Томск
Аннотация. Автор статьи раскрывает инновационное развитие системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия. Обосновано, что внедрение инновационных подходов к подготовке управленческих кадров даст экономический эффект, а в последующем повысит прибыльность предприятия.
Ключевые слова: инновации; управление кадры; предприятия; оценка; эффективность.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL OF ENTERPRISES
Delyagina Sofia Markovna
Tomsk State University, Russia, Tomsk
Abstract. The author of the article reveals the innovative development of the system of professional training of managerial personnel of the enterprise. It is substantiated that the introduction of innovative approaches to the training of managerial personnel will give an economic effect, and subsequently increase the profitability of the enterprise.
Keywords: innovations; personnel management; enterprises; grade; efficiency.
Изменения, происходящие в политике и экономике современной России, связанные со становлением многосекторной экономики, обновлением отраслевой структуры производства, с преобразованием рынка труда порождают огромное количество проблем, связанных с эффективным функционированием различных предприятий. Основой эффективного функционирования предприятий является достижение таких результатов его деятельности, которые бы в наибольшей степени обеспечивали удовлетворение потребностей потребителей в услугах или продукции выпускаемой предприятиями. Решение этой основной задачи предприятий существенно определяется в основном следующими группами взаимосвязанных факторов [1]:
1) целями и задачами предприятия, определяемыми как желаемый результат деятельности предприятия;
2) составом и характеристиками производственных мощностей предприятия;
3) условиями функционирования;
4) характером и механизмом управления в тех или иных ситуациях для достижения поставленных целей.
В настоящее время влияние указанных факторов на результаты деятельности предприятий имеет ряд специфических особенностей, к которым, прежде всего, можно отнести:
1) возрастание потребностей по составу услуг и повышению качества производимой предприятиями продукции со стороны потребителей;
2) существенные различия в характеристиках различных производственных мощностях предприятий, наличие большой доли устаревшего оборудования;
3) динамизм и высокий уровень неопределенности условий функционирования предприятия в системе экономических отношений РФ;
4) изменение структуры управления предприятиями [2];
5) расширение возможных способов реагирования на сложившуюся ситуацию;
6) возрастание требований по оперативности принятия управленческих решений.
В этой связи, следует отметить, что сложность решаемых проблем и сокращение времени на принятие обоснованных управленческих решений в условиях высокого уровня неопределенности и существенного дефицита времени, обусловливает необходимость постоянного повышения уровня подготовки управленческих кадров предприятий. От того, насколько профессионально будет подготовлены управленческие кадры предприятия для всех уровней управления и всех структурных подразделения, насколько слаженной и взаимодополняющей будет их деятельность, во многом будет зависеть успех предприятия [3]. Таким образом, уровень подготовки управленческих кадров предприятий, которые смогли бы обеспечить его эффективную деятельность, является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих надлежащее качество и нужный объем товаров услуг, представляемых предприятиями своим потребителям и, в конечном счете, эффективность функционирования всей экономической системы.
В современных условиях, одним из перспективных инструментов оптимизации управления предприятиями является реализация технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия. В настоящее время имеется существенный дефицит управленческих кадров, связанный, в первую очередь, с неспособностью традиционных технологий обучения, посредством подготовки кадров в соответствующих бизнес-школах, обеспечить требуемый уровень компетентности управленческих кадров. Слабые стороны традиционных технологий подготовки связаны именно с качеством образования в области менеджмента, а также с корпоративным обучением и повышением квалификации. Даже в США, где ситуация с бизнес-образованием и удовлетворением потребностей бизнеса в управленческих кадрах в целом достаточно стабильная, а программы MBA в оканчивают ежегодно свыше 100 тыс. человек, критика деятельности бизнес-школ со стороны бизнеса в последнее время неизменно усиливается. Ключевыми аспекта-
ми критики по-прежнему остаются излишний академизм и оторванность от практики [4].
На этом фоне потребность внедрения «технологических инноваций» в учебный процесс в области профессиональной подготовки управленческих кадров предприятий ощущается очень остро. В качестве основных приоритетов применения технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия можно выделить: сокращение сроков подготовки и минимизация отрыва от рабочих процессов предприятий, ориентация на компетенции, а не на знания, а также подготовка управленческих команд. Не менее важно обеспечить не только массовость подготовки управленческих кадров, но и высокое ее качество. Выбор в пользу данного направления развития профессиональной подготовки был декларирован Дмитрием Медведевым в программной речи от 16 февраля 2008 года: «главные ориентиры развития страны до 2020 года... это - развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности ... мы должны сконцентрироваться на четырех своеобразных «И» - институтах, инфраструктуре, инновациях и инвестициях... Сегодня период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив. Это означает необходимость опоры на частную инициативу, на мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств. То есть таких решений, таких технологий, за счет которых можно выиграть конкуренцию не только на российском, но и на мировых рынках, за счет которых можно быть в чем-то все время лучше других» [5].
Важным элементом реализации технологий инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров является использование достижений развертывающейся в мире на рубеже веков научной революции, итогом которой будет становление постиндустриальной научной парадигмы. Ее технологический аспект раскрыт в монографии Даниела Белла: «Если мы хотим понять, что такое современное общество и каким образом оно превратилось за последние 200 лет из индустриального в постиндустриальное, мы должны разобрать-
ся в эволюции техники, и прежде всего в том, как машинная технология уступила место интеллектуальной. Сегодня кривая технического прогресса круто пошла вверх, и это говорит о том, что мы переживаем третью по счету всемирную технологическую революцию. Более двухсот лет назад была изобретена паровая машина, что ознаменовало собой первую технологическую революцию. Вторая технологическая революция, свершившаяся около ста лет назад, характеризуется достижениями в двух областях: электричества и химии. Сегодня развертывается третья технологическая революция» [6].
Д. Белл полагает, что постиндустриальное общество - это «новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему». Чтобы объяснить, почему инновациям придается основополагающая роль в трансформации общества, обратимся к теории инноваций в ее современном звучании. Основы этой теории заложены Николаем Кондратьевым, Йозефом Шумпетером, Питиримом Сорокиным, Саймоном Кузнецом, Герхардом Меншем, развиты в трудах современных зарубежных и российских исследователей.
Под инновациями (нововведениями) понимается использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т. п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной ее сфере. Соответственно, различают инновации технологические, экономические, образовательные, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственно-правовые и т.п. Мир инноваций столь же многолик, сколь разнообразны виды человеческой деятельности.
Следующий классификационный признак инноваций связан с технологическими аспектами, что позволяет выделить процессные и продуктовые инновации. Процессные инновации подразумевают использование новых технологий, новый методический инструментарий организации производства, формирование более совершенных организационных структур предприятия. Инновации продуктовые предполагают производство какой-либо новой продукции, основанной на использовании новых материалов и комплектующих. По уровню новизны Герхард Менш разделил
технологические инновации на базисные, улучшающие и псевдоинновации [7].
Другой исследователь, В. Полтерович разделил технологические инновации на непосредственно инновации (пионерные инновации), реализуемые в мировом сообществе, и псевдоинновации (имитации), связанные с выпуском нововведений, используемых за рубежом.
Можно продолжить классификацию технологических инноваций: 1) базисные инновации предназначены для развития новейших технико-технологических направлений деятельности в фазах подъема больших циклов; 2) улучшающие инновации способствуют повсеместному распространению новых технологий с учетом специфика конкретных направлений деятельности; 3) псевдоинновации продлевают срок службы устаревающих средств производства и соответствующих им технологий [8].
Саймон Кузнец ввел понятие «эпохальные инновации»: «Основные прорывы в развитии человеческого знания, те, которые явились главным источником долгосрочного роста и широко распространились в мире, можно назвать эпохальными нововведениями. Изменчивый курс экономической истории можно, пожалуй, разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста».
Применительно к процессу профессиональной подготовки следует подчеркнуть ряд особенностей, определяющих характер реализации технологий его инновационного развития. Сам термин «активное обучение» появился еще в начале ХХ столетия, основные элементы которого предложил американский исследователь Джон Дьюи. По его утверждению, традиционная система образования, широко используемая для усвоения знаний, теряет свою эффективность. В этой связи, необходимо использовать процесс обучения, позволяющий человеку приобретать новые знания, основываясь на собственном опыте и практической деятельности [9]. Данный подход получил широкое распространение в 50-60 гг. ХХ века, что способствовало формированию двух самостоятельных теорий: «пирамиды обучения» (рис. 1) и «пирамиды опыта Эдгара Дейла» (рис.2).
«Пирамида опыта» американского педа-
гога Эдгара Дейла наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» содержания обучения. К концу 1970-х годов по результатам исследования Национальной тренинговой лаборатории США была сформулирована так называемая концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. При этом стало очевидным, что традиционная лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения: он обеспечива-
ет освоение в среднем около 5% содержания [10]. В то же время «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности) позволяет добиться значительно лучших результатов. Дальнейшее развитие технологий обучение было направлено на формирование различных методов обучения, способных активизировать познавательную деятельность обучаемого. Наряду с традиционными методами трансляции учебного материала и практикой (рис.3) стали интенсивно развиваться такие инновационные технологии как разбор и анализ ситуации, игра, имитация, проект.
вылет«е«ие ргсялмнйго де-йсюнп
Рисунок 1 - Пирамида обучения Д. Дьюи
Рисунок 2. - Пирамида опыта Э. Дейла
Разбор и анализ ситуаций. Данный метод основан на разборе конкретных ситуаций посредством их анализа обучаемыми, которые предлагают собственное решение проблемы и видение развития данной ситуации. Это позволяет формировать навыки в условиях необходимости принятия решений, основываясь на использовании типовых ситуаций из практики бизнеса [11].
Игра. Впервые методы обучения, основанные на использовании игр, были применены в 30-е гг. ХХ века в СССР. Так, самая первая деловая игра называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработа-
на и применена в 1932 году М. Бернштейн. Примерами такого типа игр являются органи-зационно-деятельностные игры Г П. Щедро-вицкого, а также упражнения по разработке политики, которые активно обсуждались известными зарубежными исследователями в области игр Ричардом Дьюком и Яном Клаб-берсом. Тем не менее, использование групповых игр при подготовке советских управленцев не получили широкого применения в учебных программах, несмотря на эффективность их использования для выработки решений, касающихся управления экономическими процессами.
Рисунок 3. - Традиционные и инновационные методы обучения
Гораздо более популярными стали ролевые игры, задачей которых является демонстрация моделей поведения в типовых профессиональных ситуациях либо на определенном рабочем месте.
Имитация. Обучение, основанное на использовании имитационных моделей, впервые было применено в силовых структурах посредством использования летных тренажеров. Только затем данная идея распространилась на другие сферы подготовки специалистов, посредством которой происходило усвоение профессионального инструментария, процедур и устройств конкретной деятельности [12].
Проект представляет собой подход, обеспечивающий включение обучаемого в систему коллективной деятельности, предполагающей решение конкретной задачи из практики бизнеса. Важным преимуществом проектной формы обучения является развитие коммуникационных навыков обучения, умений работать в команде. Наиболее эффективна данная форма обучения при подготовке менеджеров, основной направленностью деятельности которых является антикризисное управление или осуществление реинжиниринга бизнес-процессов.
Для повышения эффективности процесса обучения и обогащения образовательной среды современные инновационные образовательные технологии, должны, как правило, применять различные дидактические приемы методы обучения. Таким образом, технология инновационного развития профессиональной подготовки управленческих кадров это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих [13]:
1. Содержательной компоненты, определяющейся в соответствие с требованиями к управленческим кадрам предприятия. Объем информации (содержание учебного материала) представленный в содержательной компоненте в процессе профессиональной подготовки должен быть определенным образом усвоен должностными лицами. При
этом усвоение учебного материала предполагает не столько передачу и запоминание определенных предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной условиям деятельности предприятия. Учебный материал должен быть хорошо структурированным и представленным в виде, позволяющим реализовывать различные дидактические приемы и методы обучения [14].
2. Современных методов обучения - активного методического инструментария формирования компетенций, обеспечивающего вовлечение обучаемых в разбор конкретных ситуаций в ходе учебного процесса.
3. Современной инфраструктуры, которая представляет собой технические средства обучения в составе организационной, коммуникационной, технологической и информационной составляющих. Их применение предполагает возможность эффективного использования преимуществ технологий инновационного развития системы профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия.
Рассмотренные базовые составляющие инновационных образовательных технологий реализуются как в современных бизнес школах, так и в мероприятиях профессиональной подготовки управленческих кадров различных предприятий и учреждений. При этом реализация данных компонентов применительно к профессиональной подготовке управленческих кадров предприятия имеет ряд специфических особенностей [15], определяемых как целями и задачами, стоящими перед предприятием в плане развития своего управленческого потенциала, так и возможностями по внедрению тех или иных элементов инновационных образовательных технологий. Проведем анализ возможностей реализации инновационных образовательных технологий с целью определения основных направлений развития профессиональной подготовки управленческих кадров предприятия.
Список литературы
1. Соколов А.П. Взаимосвязь инвестиций и инноваций в АПК. В сб.: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 35-36.
2. Соколов А.П. Сбалансированная региональная финансовая политика как фактор экономической безопасности территории. В сб.: Финансово-кредитный механизм регулирования эконо-
мики: от теории к практике. сборник материалов I Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, аспирантов и специалистов-практиков. 2016. С. 259-264.
3. Закомолдина В.В., Соколов А.П. Экономическая безопасность продовольственной сферы. В сб.: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2016. С. 71-75.
4. Уголовно-исполнительная система как элемент региональной социально-экономической структуры / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин, Л. Я. Копылова [и др.] // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2015. - № 72. - С. 5-16.
5. Родионова, Н. В. Компетентное предпринимательство в сфере экономической безопасности промышленных компаний / Н. В. Родионова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 6-13. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_6.
6. Любимцев, К. С. Актуальные проблемы химической промышленности в российской федерации / К. С. Любимцев, Н. Н. Яшалова // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 14-18. -DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_14.
7. Санташов, А. Л. О политике противодействия кибертерроризму в условиях цифровой экономики / А. Л. Санташов, Л. В. Голоскоков // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 19-24. -DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_19.
8. Семенов, К. О. Информационные процессы и их взаимосвязь с безопасностью коммерческого банка / К. О. Семенов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 4. - С. 25-29. - DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_25.
9. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. - P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.
10. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.
11. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.
12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. -Москва, 2002. - 387 с.
13. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.
14. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.
15. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 24(138). - С. 24-35.
References
1. Sokolov A.P. Vzaimosvyaz' investicij i innovacij v APK. V sb.: Sovremennaya e'konomika: problemy', puti resheniya, perspektivy\ sbornik nauchny'x trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 35-36.
2. Sokolov A.P. Sbalansirovannaya regional'naya finansovaya politika kak faktor e'konomicheskoj bezopasnosti territorii. V sb.: Finansovo-kreditny'j mexanizm regulirovaniya e'konomiki: ot teorii k praktike. sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej vuzov, aspirantov i specialistov-praktikov. 2016. S. 259-264.
3. Zakomoldina V.V., Sokolov A.P. E'konomicheskaya bezopasnost' prodovol'stvennoj sfery\ V sb.: Instituty' i mexanizmy' innovacionnogo razvitiya: mirovoj opy't i rossijskaya praktika. Sbornik nauchny'x statej 6-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny'j redaktor A.A. Goroxov. 2016. S. 71-75.
4. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema kak e'lement regional'noj social'no-e'konomicheskoj struktury' /
A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin, L. Ya. Kopy'lova [i dr.] // Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 72. S. 5-16.
5. Rodionova, N. V. Kompetentnoe predprinimatel'stvo v sfere e'konomicheskoj bezopasnosti promy'shlenny'x kompanij / N. V. Rodionova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 6-13. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_6.
6. Lyubimcev, K. S. Aktual'ny'e problemy' ximicheskoj promy'shlennosti v rossijskoj federacii / K. S. Lyubimcev, N. N. Yashalova // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 14-18. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_14.
7. Santashov, A. L. O politike protivodejstviya kiberterrorizmu v usloviyax cifrovoj e'konomiki / A. L. Santashov, L. V. Goloskokov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 19-24. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_19.
8. Semenov, K. O. Informacionny'e processy' i ix vzaimosvyaz' s bezopasnost'yu kommercheskogo banka / K. O. Semenov // Industrial'naya e'konomika. 2020. № 4. S. 25-29. DOI 10.47576/2712-7559_2020_4_25.
9. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.
10. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189-197.
11. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.
12. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.
13. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.
14. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.
15. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.