силия в обществе, ростом насильственных преступлений, деликвентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом (12;7). При этом не следует забывать тот факт, что семья, будучи частью общества, категорией культуры, одновременно является его отражением и структурно-смысловым элементом. А общество, как мы знаем, постоянно находится в состоянии войны, что, в свою очередь, не может не отражаться на семье в целом и семейных отношениях в частности.
Литература
1. Антонян Ю. М., Ткаченко А. А. Сексуальные преступления. М. 1993.
2. Введенский Г.Е. Стратегия психотерапии и психокоррекции при аномальном сексуальном поведении / / Проблемы современной сексологии и сексопатологии (сб. материалов научно-практической конференции сексопатологов). М. 1996.
3. Гурьева В.А. Морозова И.Г., Кузнецов И.В. Расстройства влечений в подростковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1989. № 8.
4. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия с обращением особого внимания на извращение полового чувства. СПб. Изд-во журнала «Практическая медицина». 1909.
5. Лафицкая Н.В. Феномен агрессии у вида Homo Sapiens. Пытки и казни. СПб. 2006.
6. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб. 2011.
7. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Или насилие внутри семьи. СПб. 2013.
8. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М., Юрид. лит. 1990.
9. Пережогин Л.О. Нарушение половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением // Проблемы современной сексологии и сексопатологии (сб. материалов научно-практической конференции сексопатологов). М. 1996.
10. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б., Смирнова Т.А., Литвиненко И.В. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (пособие для врачей) М. 1995.
11. Поздняков С.П., Жданов Ю.П., Бурелов Э.А. Клинические и социальные характеристики лиц с органическим поражением головного мозга, совершивших половые правонарушения / / Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике (клинико-ка-тамнестический аспект). Сб. научных трудов. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского. 1987.
12. Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Асановой Н.К. — М. 1997.
современные инструменты дистанционного обучения
Монахова Г.А.
Информационные технологии являются одной из основных движущих сил в современном мире. Успешность, как отдельного человека, так и целого государства, во многом зависит от своевременного доступа к необходимой информации. Поэтому приоритетную позицию стали занимать компетенции в области ИКТ (информационно-
© Монахова Г.А., 2015
коммуникационных технологий). Под которыми (ИКТ) мы понимаем информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, позволяющие создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.
Одной из наиболее актуальной в современном образовании является проблема подготовки кадров к жизни и работе в мире, где процессы получения, преобразования, использования информации занимают главенствующее место, интеллектуальный труд становится основным видом труда, а готовность к использованию ИКТ ведущей частью деятельности личности. Реальными шагами в решении этих проблем являются: создание единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения; обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам.
Подготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий определяется следующими факторами:
• универсальным характером информационно-коммуникационных технологий, масштабы применения и роль которых неуклонно возрастают во всех сферах жизнедеятельности, экономики и государственного управления;
• возрастающей зависимостью успешного развития всех отраслей экономики и государственного управления от своевременного овладения персоналом необходимыми наборами компетенций в области ИКТ;
• возрастающей зависимостью развития отрасли информационных технологий и связи, а также реализации государственной политики Российской Федерации от овладения компетенциями в области ИКТ максимально широкими слоями населения Российской Федерации;
• необходимостью упорядочивания овладения компетенциями в области ИКТ государственными служащими и работниками бюджетной сферы в целях повышения эффективности государственного управления и бюджетной сферы;
• возрастающим интересом широких слоев населения Российской Федерации к овладению компетенциями в области ИКТ.
В образовании взрослых при повышении квалификации и переподготовке могут помочь виртуальные образовательные учреждения (институты, университеты и академии), позволяющие осуществить реальный выход на отечественный рынок образовательных услуг на основе всемерного использования новых информационных и педагогических технологий дистанционного обучения. Под виртуальным учебным заведением понимается типовой программный комплекс, реализующий типовой набор сервисных служб, обеспечивающих организацию учебного процесса через сеть Интернет по учебным программам образовательного учреждения.
Образовательные учреждения виртуального типа могут стать такими социальными институтами, которые способны предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания. Примером такого учреждения является Национальный открытый университет «Интуит» (http://www.intuit.ru/).
Виртуальные образовательные учреждения дают возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [6, С. 17].
Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
К основным факторам, вызывающим переход дистанционному обучению на базе сетевых технологий, можно отнести:
• неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
• отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий (консерватизм);
• низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);
• специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность);
• не весь перечень специальностей может быть предоставлен желающим обучаться на конкретной территории региональными вузами (ограниченность).
Эволюция технических средств, компьютерных телекоммуникаций, глобальных сетей и новых информационных технологий ведут к ускоренному развитию системы дистанционного обучения.
Наибольшую распространенность наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения стали приобретать следующие средства дистанционного обучения: электронные учебники и учебные пособия с мультимедийным сопровождением, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие и обучающие комплекты. Дистанционное обучение позволяет индивидуализировать учебный процесс. Поэтому у преподавательского состава возникла потребность в авторской разработке учебного сопровождения процесса обучения с помощью определенного программного инструментария. [1, 2, 3]
iSpring — это российская компания, разрабатывающая инструменты для обучения с 2005 года. Продукты данной компании вошли в топ 40 лучших инструментов, используемых для обучения, и превзошли такие всемирно известные образовательные ресурсы как Lectora, Coursera и Khan Academy. [S]
Программное обеспечение данной фирмы удобно использовать при разработке курсов, ориентированных на дистанционную форму обучения, например, iSpring Suite У позволяет превратить презентацию PowerPoint в профессиональный учебный курс, готовый для просмотра в интернете или на компьютере. Данное ПО (программное обеспечение) дает возможность создавать курсы нелинейного характера, осуществляя на практике сценарии с ветвлением. Более того представляется возможность к разработанным авторским электронным курсам прикреплять необходимые ресурсы для обучения (например, задания для выполнения практических работ или дополнительный материал по теме). [4]
iSpring Suite У позволяет быстро конвертировать PowerPoint в формат HTMLS. Это дает возможность разрабатывать современные, качественные электронные материалы для онлайн презентаций и дистанционного обучения в том числе и с помощью мобильных устройств. Разработчики — преподаватели и методисты — могут выбрать наиболее подходящий метод публикации готовых курсов, тестов, анкет, интерактивностей: Web для размещения в интернете на сайте или в авторском блоге; СДО с использованием пакетов SCORM-, AICC, Tin Can API или СДО iSpring Online с публикацией. Использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми сейчас уже не новость. Сетевое дистанционное обучение, в свою очередь, активно стимулирует развитие систем информационного обеспечения учебного процесса — сетевых электронных библиотек web-курсов и иных информационных ресурсов. По сетевой технологией обучения нами понимается информационная технология, базирующаяся на использовании сети Интернет в процессе создания, передачи и контроля усвоения знаний.
Системы сетевого обучения состоят из следующих базовых элементов: учебное заведение как организационная структура реализации дистанционных образовательных технологий; информационные ресурсы — базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий ДО; преподаватели-консультанты; обучающиеся (слушатели, студенты).
В зависимости от целей создания учебного пособия, которое войдет в базу знаний виртуального образовательного учреждения, можно выбрать один из режимов конвертации, предлагаемых iSpring:
• Один Flash-файл—презентация со всеми внешними файлами (аудио, видео) будет упакована в единый Flash-файл, который можно отправить по e-mail, вставить в другой проект или опубликовать на сайте.
• Создание HTML — iSpring сгенерирует HTML-код, готовый для размещения на сайте. Вам необходимо лишь скопировать его и вставить в исходный код страницы.
• Создание EXE — в этом случае iSpring создаст файл, который можно будет проигрывать на ПК без предварительной установки Flash-плеера.
• Полноэкранный режим — эта опция позволяет использовать учебное пособие для просмотра в полноэкранном режиме.
• Отдельные Flash-файлы — на основе каждого слайда будет создан отдельный Flash-файл. Такие файлы могут быть загружены во Flash-приложения, управлять которыми можно только с помощью API, предоставляемого iSpring Presenter или iSpring SDK.
• ZIP — сохранения в одном архивном файле. [5]
Не нужно разрабатывать несколько вариантов курса под компьютеры, планшеты, смартфоны. Всего одна включенная опция, и контент можно смотреть на компьютерах и ноутбуках, мобильных устройствах (iPad и iPhone, Windows и Android-устройствах). Это позволяет использовать данные авторские учебные разработки в мобильном обучении. [2, 3]
Появившаяся новинка этого года возможность оживлять курсы и тесты разными персонажами, которые можно анимировать. Библиотека персонажей прилагается, но можно создавать новые и оригинальные анимации по желанию.
При этом любые учебные пособия становятся более наглядными за счет использования аудио и видео информации, гиперссылок, анимации. Это обеспечивает муль-тимединость данным образовательным продуктам.
Для повышения эффективности процесса обучения преподаватель может создавать интерактивные тесты и опросы (23 типа вопросов, включая drag-and-drop), которые помогают не только проверять знания, но и закреплять изученный материал (если использовать сценарии с ветвлением). При этом преподаватель выстраивает своеобразную программу обучения. Особенность разветвлённой программы — разнообразие вариантов ответа: обучаемый выбирает правильный ответ в тесте из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если студент выбрал правильный ответ, он переходит к следующему вопросу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки. Итак, разветвлённый сценарий теста ведёт слушателей разными путями в зависимости от их ответов и ошибок и приобретает функцию не столько контроля, сколько обучения. Достоинство тестов с разветвленным сценарием, прежде всего, заключается в активизации учебной деятельности студентов. Обязательный характер усвоения каждого шага программы позволяет достичь более высокого уровня знаний. Процесс обучения для каждого индивидуален по темпу и характеру продвижения от первого шага к последующим. При этом более подготовленный слушатель продвигается быстрее, а тот, кто менее подготовлен — медленнее; но он тоже проходит все запрограммированные шаги полностью и в конечном итоге без ошибок усваивает весь материал на хорошем уровне. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми обучающимися, хотя и за разное время.
В этом году появилась новая опция — восстановление просмотра при повторном запуске лекции или теста. Кроме того, преподаватель может настроить получение результатов теста таким образом, чтобы они приходили одновременно на сервер школы и указанную электронную почту (например, учителя).
При разработке анкет часто бывают важны сведения о том, кто прошел анкетирование. Помимо стандартных данных (имя, фамилия, электронная почта) появилась возможность настроить любые необходимые поля авторизации и сделать их обязательными или необязательными. Заданные для полей авторизации переменные, можно использовать в вопросах и отчетах.
Еще одно новшество этого года в iSpring Suite 7 заключается в возможности создавать эффектные интерактивности, которые включаются в дистанционный авторский курс: Книга — электронный вариант традиционного печатного пособия, дающая возможность самоподготовки студентов; Временная шкала, Каталог, Вопрос-ответ позволяют, например, создавать интерактивные инструкции по освоению наиболее сложных тем курса. [4]
Итак, если возникновение дистанционного обучения было обусловлено потребностями и социальным заказом общества, то эволюция ДО детерминирована с одной стороны, техническим прогрессом средств коммуникации, с другой стороны, процессами информатизации и демократизации образования. Переход от одного исторического этапа развития к другому обусловлен развитием информационно — коммуникационных технологий.
Информационные технологии открыли реальные перспективы для системы образования, а именно: широкое внедрение средств информационных технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования — от дошкольного до послевузовского — за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий.
Литература
1. Докторович А.Б., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России // Пространство и Время. 2013. № 3 (13). С. 103-112.
2. Монахов Д.Н. Подготовка педагогических кадров нового поколения в области ИКТ // Народное образование. № 6. 2014. С. 83-89.
3. Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Сетевая парадигма образования: инструментарий обучения// Профессиональное образование. Столица. № 4. 2014. С. 22-24.
4. Режим доступа: http://www.ispring.ru, 21.01.2014.
5. Режим доступа: http://www.ispring.ru/elearning-insights/ispring-top-100-tools-for-learning-2014/?utm_source=Email-campaign&utm_medium=email&utm_term=all-ru&utm_campaign=ispring-top-100&ref=newsletter, 28.09.2014.
6. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат / / М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.