Научная статья на тему 'Современные инструментальные технологии экологически ориентированных практик - готовые решения для преподавателей и студентов среднего профессионального образования'

Современные инструментальные технологии экологически ориентированных практик - готовые решения для преподавателей и студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орликова Е.К., Муравьев А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные инструментальные технологии экологически ориентированных практик - готовые решения для преподавателей и студентов среднего профессионального образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК — ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. К. Орликова, кандидат педагогических наук, методист учебного центра ЗАО «Крисмас+», г. Санкт-Петербург А. Г. Муравьев, кандидат химических наук, директор производственно-лабораторного комплекса ЗАО «Крисмас+»

Общая ориентация современного образования на принципы устойчивого развития заставляет преподавателей учреждений СПО по-новому взглянуть на значимость учебных циклов общей естественно-научной подготовки и профильных дисциплин, сопряженных с экологией и безопасностью жизнедеятельности, обеспечивающих достижение профессиональной компетентности будущих специалистов.

Для студентов некоторых групп специальностей экологическая подготовка является обязательным, специализированным элементом образования и выступает как фактор адаптации к существующим требованиям соблюдения технологий инженерной защиты окружающей среды. В других группах факторы экологической опасности рассматриваются в ключе безопасности жизнедеятельности человека и входят в курсы естественно-научных общеобразовательных дисциплин. И в том и в другом случае успешная реализация действующих ФГОС СПО по указанным направлениям во многом зависит от творческого, рационального подхода преподавателя к выбору форм и методов проведения занятий. При этом давно известно, что введение в педагогическую практику демонстрационного эксперимента и учебно-исследовательской работы значительно повышает уровень освоения обучающимися учебных дисциплин.

Е. К. Орликова А. Г. Муравьев

Здесь преподаватели и руководители учреждений СПО сталкиваются с рядом организационных, материально-технических и методических проблем.

• Введение в рабочие программы и кален-дарно-тематические планы тем и занятий, предполагающих проведение эколого-ориен-тированных практик, происходит в условиях жесткого дефицита учебного времени (человеко-часов, выделенных на реализацию курса).

• Во многих учреждениях СПО сильно устарела материально-техническая база, на ее основе проведение практических эколого-ориентированных работ будущими специалистами-производственниками становится не только не эффективным, но и просто невозможным.

- ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ -

• Круг задач в сфере экологически опасного производства, обусловленный оптимизацией существующих отечественных и внедрением импортных технологий, стремительно расширяется. В этих условиях задачи подготовки специалиста-производственника требуют формирования и развития у него исследовательского мышления, знаний и умений применять разнообразное оборудование для контроля экологически опасных параметров, а это становится возможным только при введении в образовательный процесс достаточного количества практических занятий.

В поисках решения этих проблем разными учеными был проведен ряд исследований. В частности М. А. Заборина предлагает сделать акцент на стимуляции самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся к проведению практических исследовательских работ по современным проблемам экологии [2].

В свою очередь Е. Ю. Голохвастова предлагает, опираясь на компетентностный и системно-деятельностный подходы к образовательному процессу, создать ряд педагогических условий для развития у обучающихся необходимых экологических компетенций. К таким условиям она отнесла организацию активной практической деятельности студентов в профессиональной среде, внедрение в качестве значимого технологического элемента научно-исследовательской работы на основе метода проектов, проектирование учебного процесса с интеграцией готовых дидактических комплексов [1].

Практика показывает, что современные педагогические технологии направлены на широкое привлечение к организации учебного процесса разных по своему содержанию и дидактическим задачам учебных комплексов, так называемых готовых решений, в состав которых входят и различное по своему назначению оборудование, и соответствующие ему учебно-методическое обеспечение (пособия, руководства, технологические карты и т. п.).

Основу для современных инструментальных технологий экологически-ориентированных практик, которые предлагает компания «Крисмас+» для учреждений СПО, составляет инновационный межпредметный комплексный подход к решению обозначенных выше проблем. Комплектные изделия «Крисмас+» — это не только простое и современное учебное оборудование, но и специальные программы и учебно-методические пособия для педагогов и студентов, позволяющие проводить эколого-ориентированные практические работы в рам-

ках своей учебной дисциплины, и дидактический материал для самостоятельной работы обучающихся, и контрольные измерительные материалы для оценки качества образовательных результатов, и комплекты пополнения расходуемых материалов. По своей сути это и есть готовое решение в технологии обучения для преподавателей и студентов.

Компания «Крисмас+» предлагает разные виды готовых решений для СПО, однако одно всегда остается неизменным — органическая связка, триединство специального оборудования, программно-методического обеспечения и вспомогательного инструментария с комплектами пополнения, что полностью соответствует фактическим потребностям современного среднего профессионального образования, требованиям действующих ФГОС СПО по разным специальностям и согласуется с педагогическими принципами формирования учебно-материальной базы образовательных организаций.

Для учреждений СПО в части содержания и постановки специализированного экологического лабораторного практикума компания «Крисмас+» предлагает учебные комплексы (готовые решения), применяемые практически в любой области научно-технической и производственной деятельности технологии и устройства химического обезвреживания и очистки питьевой и сточной воды, газовых выбросов и т. п. Кроме того, большое значение имеет освоение студентами в ходе использования комплексного оборудования простых и доступных химических методов и средств контроля важнейших, экологически значимых параметров изучаемых сред. Один из таких комплексов — типовой комплект оборудования для лаборатории «ЭОС» («Экология и охрана окружающей среды», ТКО «ЭОС»). Работа с установками, входящими в его состав (шесть установок), помогает студентам понять физико-химическую сущность процессов, протекающих при очистке сточных вод, газовых выбросов, миграции элементов в почве и т. п., а также определять основные экологически и технологически значимые параметры, подлежащие контролю.

ТКО «ЭОС» предназначен для проведения практических работ в рамках программ профессионального обучения с отражением вопросов промышленной экологии, экологического мониторинга, природопользования, техники и технологии защиты окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и др. Комплекс пригоден для практического изучения экологических

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (58) 2018

13

и техногенных факторов, параметров работы водоочистного, энергетического и теплотехнического оборудования, систем водоснабжения и др. Применение комплектов оборудования совместно с методическим пособием «Руководство к практическим занятиям для лаборатории «Экология и охрана окружающей среды» [3] позволяет студентам приобретать навыки самостоятельной работы, проведения экологических экспертиз, обеспечения экологической безопасности в бытовых и производственных условиях. Комплект оборудования построен по модульному принципу. Входящие в состав комплекта модули отражают современные системы очистки воды, воздуха, почвы, как на реальных средах, так и на искусственно приготовленных (модельных). Представлены основные методы очистки сред и методы контроля эффективности очистки, типовые очистные устройства и средства контроля.

В состав ТКО «ЭОС» включено оборудование и методическая литература, позволяющие изучать:

• закономерности химического и физико-химического осветления природных и сточных вод, а также обеззараживания воды;

• различные методы очистки воды — на образцах промышленно выпускаемых и доступных в регионе бытовых фильтров;

• методы и средства предотвращения загрязнения атмосферы — на устройствах мокрой очистки газов;

• загрязнение литосферы твердыми отходами — на установках по контролю состава почвы.

Отдельно стоит сказать еще ободном учебном комплексе (готовом решении) производства «Крисмас+». Это комплект контрольного оборудования «Безопасность жизнедеятельности и экология» (БЖЭ). Входящие в его состав тест-комплекты, тест-системы и иное контрольно-измерительное оборудование (люксметр, измеритель уровня шума, измеритель параметров электрических и магнитных полей, термометр электрический, измеритель температуры и влажности, гигрометр, барометр идозиметр) предназначены для практической оценки (мониторинга) экологически значимых химических и физических факторов техногенного и естественного происхождения. Комплект может применяться как самостоятельно, так и в дополнение к существующим лабораторным работам (установкам, стендам) по изучению химических воздействующих факторов в рамках программ безопасности жизнедея-

тельности, охраны труда, инженерной защиты-окружающей среды и т. п.

Комплект БЖЭ сформирован по модульному принципу. Каждый модуль позволяет проводить практические работы по отдельному направлению, таким образом, вся группа учащихся и студентов одновременно может работать по различным темам. Также модули комплекта могут быть использованы преподавателями для демонстрационных опытов и экспериментов.

Тест-системы, входящие в состав комплекта, это, как правило, простейшие средства химического контроля, предназначенные для сигнального или полуколичественного определения химической загрязненности сред: воды, почвы, воздуха, продуктов питания и столового инвентаря. Они применяются во многих отраслях промышленности и различных сферах деятельности, имеющих потребность в быстрой сигнальной оценке уровня состояния окружающей среды, технологических параметров, качества и безопасности питания и др.

Благодаря простоте, надежности, наглядности и быстроте получения результата, в учебной работе тест-системы позволяют значительно ускорить выполнение обучающимися поставленной преподавателем задачи (темы работы), повысить ее педагогическую результативность. Охватывая различные уровни сложности практических работ студентов СПО, применение тест-систем в учебном процессе позволяет расширить и актуализировать тематику работ, дает возможность преподавателю планировать работу по темам и заданиям, успешное выполнение которых традиционными учебными средствами было бы невозможно.

Подробное описание содержания и алгоритмов выполнения практических работ приводится в учебно-методических пособиях и руководствах, входящих в состав комплекта.

Таким образом, применение готовых решений в виде учебных комплексов ТКО «ЭОС» и комплекта контрольного оборудования «Безопасность жизнедеятельности и экология» на базе учреждений СПО эффективно способствует решению организационной, материально-технической и методической проблем реализации учебных циклов общего естественно-научного направления, а также преподавания профессиональных дисциплин, сопряженных с экологией и безопасностью жизнедеятельности. В результате будущие специалисты лучше осваивают учебные дисциплины,

приобретают необходимые умения и навыки в области профессиональной оценки экологического состояния окружающей среды, факторов безопасности и здоровья, что в свою очередь способствует формированию их общей профессиональной компетентности.

1. Голохвастова Е. Ю. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования // Научный журнал «Вестник университета» (Народное образование. Педагогика). — Изд-

во ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». — 2018. — Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article.

Заборина М. А. Экологическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. А. Заборина; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. — Калуга, 2015. — 192 с.

2. Руководство к практическим занятиям для лаборатории «Экология и охрана окружающей среды»: учебное пособие для вузов / Под ред. А. Г. Муравьева. — Изд. 3-е, перераб. и дополн. — СПб : «Крис-мас+», 2014. — 108 с.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТРЕНАЖЕРОВ-СИМУЛЯТОРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКУМА

Е. С. Чередников, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

В настоящее время активно меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Сегодня мы не можем не думать о том, что ожидает наших выпускников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений в области современных технологий. Выпускнику техникума важно не только дать знания, но и научить самостоятельно их добывать и профессионально совершенствоваться всю жизнь. Добиться этого можно с помощью современных технологий. В нашем техникуме была открыта лаборатория информационных технологий в горной промышленности, оснащенная электронными образовательными ресурсами по горному делу, внедрены в учебный процесс пять тренажеров-симуляторов горной техники.

В настоящее время благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами обучать студентов, формировать у них те или иные профессиональные навыки управления горношахтным оборудованием. Использование в образовательном процессе тренажеров-симуляторов горной техники FORWARD позволяет повысить профессионально-практическую направленность занятий. Системы симуляторов наземной и подземной горной техники теперь представлены как кабины существующих моделей горной техники, с полностью функциональными

приборами и органами управления, дисплеем с высоким разрешением, системами объемного звука.

Студенты овладевают первоначальными навыками эффективной работы с техникой, при этом весь процесс обучения постоянно контролируется, анализируется каждый сеанс работы, выявляются и корректируются недостатки. Симуляторы позволяют студентам познакомиться с органами управления машиной и изучить соответствующие процедуры эксплуатации до того, как они перейдут к практическому обучению непосредственно на оборудовании во время производственной практики. Студентам предоставляется возможность совершенствования навыков и повышения производительности на симуляторах.

Тренажер-симулятор автогрейдера Д3-98 предназначен для первоначального обучения машиниста автогрейдера, а также для совершенствования или коррекции имеющихся навыков управления автогрейдером у опытных машинистов, тренажер-симулятор проходческой буровой установки — для первоначального обучения машиниста-оператора горнопроходческой буровой установки, тренажер-симулятор карьерного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.