химическими реактивами (дистиллированной водой, соляной кислотой, серной кислотой (разбавленной и концентрированной) и растворителем.
В результате проведенной работы студенты убедились, что полиэтилен не изменился ни в одном из реакционных препаратов, в то время как с бисдеградальным пакетом произошли незначительные изменения. Главным критерием продуктивного завершения поставленных цепей станет сознательный подход и ответственное понимание всей остроты и важности проблем экологии. Основная цепь мероприятий — консолидация усилий по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и повышению экологической культуры населения.
Обучающиеся были воодушевлены, когда узнали, что в рамках Года экологии в России будет уделено большое внимание проблеме утилизации мусора, которую они детально изучили:
в 2017 году будет рекультивировано более 20 полигонов ТБО;
в Московской области и Казани планируется запуск инновационного пилотного проекта «Нулевое захоронение отходов»;
в десятках регионов будут открыты новые мусоросортировочные, мусороперерабатываю-щие комплексы и центры обращения с отходами;
во всех регионах страны будет продолжено внедрение системы сбора ртутьсодержащих и опасных отходов;
будет продолжено формирование рыночных условий для активного введения раздельного сбора отходов.
Это не единственный экологический проект, выполненный в рамках реализации ФГОС СОО по дисциплине «Химия». Например, обучающиеся в этом учебном году занимаются исследованиями по следующим проблемам:
• влияние ионов тяжелых металлов на биосферу;
• экологическая правда;
• автомагистраль, снег, почва, растения;
•оценка качественного состава популярных
в РФ чипсов.
В ходе работы над индивидуальными проектами мы достигли главной цепи — сформировали негативное отношение студентов к загрязнению окружающей среды. Отрицательное восприятие каждым отдельным человеком своего вклада в общую мусорную свалку и понимание возможности сокращения количества выбрасываемого мусора являются необходимыми для сохранения природы Кемеровской области и России.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТАМИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С. А. Чеченина, преподаватель Анжеро-Судженского педагогического колледжа
Один из важнейших аспектов современной жизни — экологическая культура, которая определяется не только знаниями о природе и способах ее защиты, но и характером отношения людей к своему здоровью и к окружающей среде. Однако, как показывает статистика, все люди понимают, что здоровье зависит от наследственности, окружающей экологической среды, образа жизни, но не считают значимым влияние внешних факторов (окружающей обстановки) на состояние здоровья. Так и студенты нашего колледжа считают, что на их здоровье вли-
яют глобальные проблемы (экологическая обстановка в мире, наследственность, вредные привычки) и никак не связывают влияние внутренней обстановки в колледже на свое здоровье. Отсюда возникли противоречия между пониманием, что здоровье — это со-
;УЗБАССКАЯ ВЫСТАВОЧНАЯ КОМПАНИЯ
ЭКСПО СИБИРЬ
стояние физического, психического, эмоционального благополучия человека, и отсутствием четких представлений о том, как некоторые факторы жизнедеятельности человека влияют на его здоровье.
Отсюда возникает проблема: как повысить интерес к выявлению факторов, влияющих на здоровье студентов нашего колледжа, и мотивацию к здоровому образу жизни. Данная проблема подтолкнула нас к созданию и реализации исследовательского проекта «Мысли глобально, действуй локально»
Задачи проекта:
1. Организовать серию исследований по выявлению факторов внутренней среды, негативно влияющих на здоровье студентов.
2. На основе полученных результатов, разработать план проведения мероприятий, направленных на повышение мотивации к здоровому образу жизни.
3. Популяризировать опыт работы по реализации проекта через студенческий актив, средства массовой информации.
Новизна данного проекта локальна, она заключается в выборе предмета исследования: предметом студенческого исследования являются факторы внутренней среды колледжа, негативно влияющие на состояние здоровья студентов.
Приступая к работе над проектом, мы определили этапы:
Подготовительный — март — май 2016 г.— предполагал изучение некоторых нормативных документов, а также составление комплекса исследований.
Основной этап проекта — сентябрь
2016 г.—март 2017 г.
1. Проведение исследования.
2. Обработка данных исследования.
3. Составление рекомендаций, часов общения по теме исследования.
4. Оформление результатов исследо ания.
Итоговый этап проекта — апрель — июнь
2017 г.
1. Выступление перед студентами колледжа.
2. Участие в научно-практических конференциях в городе и регионе с результатами исследования.
3. Проведение часов общения, презентация рекомендаций.
Мы ожидаем, что в результате реализации проекта выявятся факторы, влияющие на здоровье студентов, повысится интерес к исследованию, проявится желание организовывать и проводить специальные мероприятия, демонстриро-
вать влияние разных факторов на состояние здоровья, сформируется экологическая культура.
Подготовительный и основной этапы проекта завершены. Мы определили, что важным компонентом здоровья является психологическая составляющая. Студенты часто бывают недовольны режимом работы колледжа: кому-то хочется, чтобы уроки начинались позже, кому-то хочется, чтобы уроки заканчивались раньше, кто-то недоволен продолжительностью перемен, количеством уроков. Все это создает напряженную обстановку. Поэтому первое исследование, которое мы провели в рамках данного проекта, — изучили Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». Было установлено, что режим работы колледжа соответствует требованиям, содержащимся в данном документе. Результаты исследования были представлены студентам на заседании студенческого актива и на часах общения во всех группах.
Хорошо улучшают психологический климат, снимают нервное напряжение, способствуют формированию необходимых условий для хорошего состояния учащихся на протяжении всего учебного дня растения. Большинство студентов отмечают, что лучше себя чувствуют в кабинетах, где много растений. Однако исследование озеленения колледжа показало, что только в трех кабинетах, библиотеке и коридорах есть растения. В большинстве кабинетов их нет или есть одно-два растения. Данные, полученные в результате этого исследования, послужили поводом для начала акции «Зеленый дом».
На общее состояние здоровья студентов влияет не только психологическая атмосфера, очень важна организация питания. Поэтому следующий блок исследований был посвящен изучению санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08).
Изучив работу нашей столовой, мы отметили, что она соответствует требованиям названного документа. Меню достаточно разнообразное, нам предлагают различные салаты, мясные, рыбные блюда, супы, но студенты, в основном, выбирают выпечку. Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования и наблюдения за тем, что покупают студенты в столовой. А это значит, что столовая колледжа создает условия для здорового об-
раза жизни, но студенты питаются не сбалансировано. Поэтому были разработаны часы общения, проведены круглые столы по проблемам организации питания студентов.
Следующим шагом нашего исследования явилось изучение влияния телефонов и компьютеров на общее состояние студентов. Большинство студентов пользуются телефоном и компьютером больше трех часов в сутки, 18 студентов из 109 сказали, что не могут жить без Интернета.
Переутомление наступает приблизительно через два с половиной часа работы за компьютером или телефоном. Отсюда мы можем сделать вывод, что переутомление студентов, раздражительность — результат воздействия телефонов и компьютеров. В результате обсуждения полученных результатов по данному иссл дова-нию было принято решение спланировать серию консультаций врача-терапевта о влиянии электронных средств на состояние здоровья и педа-гога-психолога о психологической зависимости от них.
Мы исследовали и проблему курения: 56 человек отрицательно относятся к курящим, 49 человек говорят, что им все равно. Отрадно, что 96 студентов из 109 не курят, но проблема в колледже существует.
Итак, изучив влияние факторов внутренней среды на состояние здоровья студентов кол-
леджа, мы пришли к выводу, что они положительно влияют или не вредят здоровью студентов. В колледже созданы все условия для поддержания здорового образа жизни, однако сами студенты ухудшают состояние своего здоровья: много пользуются телефоном, неправильно питаются, не занимаются в спортивных секциях, курят. В анкетах они сами указывают, что не считают себя абсолютно здоровыми.
По результатам бесед, наблюдения за студентами, проведенного анкетирования мы сделали вывод о том, что интерес студентов к выявлению факторов, негативно влияющих на состояние здоровья, повысился. Так, студенты инициировали исследование таких факторов, как влияние компьютеров на состояние зрения и температурного режима на уровень работоспособности.
Повышение мотивации к здоровому образу жизни наблюдается через активное участие студентов в исследованиях, в проведении мероприятий, направленных на формирование основ здорового образа жизни и воспитание экологической культуры. Таким образом, деятельность студентов при реализации проекта способствовала формированию у них исследовательских навыков, умению прогнозировать результаты, повысила интерес и мотивацию к здоровому образу жизни и оказала влияние на повышение уровня экологической культуры.
ТЕХНОЛОГИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УЧАСТКАХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Е К. Орликова, кандидат педагогических наук, методист учебного центра НПО ЗАО «Крисмас+», Санкт-Петербург А. Г. Муравьев, кандидат химических наук; директор производственно-лабораторного комплекса, руководитель учебного центра НПО ЗАО «Крисмас+»
В современном мире под воздействием человека природная среда год от года изменяется все быстрее. При этом большая доля биологических видов и экосистем не успевает к этим изменениям в должной мере приспособиться и оказывается под угрозой исчезновения. В связи с этим мероприятия по выделению и охране особо ценных, с точки зрения их уникальности, природных территорий не теряют своей актуальности.
Создание и развитие особо охраняемых природный территорий (ООПТ) в России — это од-
Е. К. Орликова А. Г. Муравьев